Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Тема: Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Зверева Наталья Григорьевна

Этот урок является итоговым по теме:  "Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка". Урок проводился в 3 классе по программе Л.В.Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seraya_sheyka_microsoft_word.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Зверева Наталья Григорьевна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

МБОУ «Гимназия» г. Полярный

Тема урока: Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Цели: -  продолжить формирование умения анализировать текст и поступки героев с целью выявления мотивов поступков;

- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее; заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого.

- развитие речи.

Компетенции, формируемые на данном уроке: 

- ценностно-смысловые;

- учебно-познавательные;

- коммуникативные;

- общекультурные;

- социально-трудовые;

- информационные;

- личностного саморазвития.

1. Разминка.

 Развитие внимания.

- Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

1. КНОСЛИКПРСЛОНГДВОЛКМИТ                                         доска + раб. в парах

2. ПРЩУКАТЬКАРАСЬТПСОМТДН

3. МЛУТКАНВСТРИЖДРЖУРАВЛЬ                                        

- Найдите общее понятие для каждой строчки.

-Что же гонит птиц с милой родины?

2. Орг. момент.

                                            КАК УДИВИТЕЛЬНО ХОРОША ЖИЗНЬ!

     Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но, тем не менее, глубоко западающих в душу. Умели бы видеть глаза и сердце…

                                                                                                К.Дитмар.

      - Сегодня на уроке мы продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и  сердцем. В этом нам поможет прекрасное произведение Дмитрия Наркисовича  Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

3.Работа с текстом.                                                          сюжетные картинки        

- Вспомните содержание сказки и расположите картинки в порядке следования событий.

- В какой ситуации оказалась Серая  Шейка?

- Вспомним разговор Утки и Селезня (чтение по ролям).

Селезень -

Утка  -

Автор -

- Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью?

(Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг; она плачет и печалится, и даже решается остаться с ней зимовать).

- А Селезень?

Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.

- Вы согласны с тем, что Утка и Селезень представляют две разных  жизненных позиции?

-Какие черты характера присущи Утке, а какие Селезню?

доброта, равнодушие, эгоизм, самоотверженность, сочувствие,  безразличие

Утка – самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать.

Селезень – эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких. Поскольку Селезень любил порассуждать  и не любил вмешиваться ни в чьи дела, - то  «оказывалось, что он всегда умен, всегда прав и всегда лучше всех».

-В этой фразе содержится не только ирония, но и горькая жизненная правда: если не занимать в жизни активную позицию, не помогать другим, не болеть душой за других, а только философствовать о том, что полезно, а что вредно для организма, стараться не тревожить себя понапрасну, есть возможность выглядеть умным и рассудительным ОБЫВАТЕЛЕМ.

                                                                              толковый словарь

- Действительно, «обыватель» - это человек, который выражает внешнее сочувствие, внешнюю заинтересованность в жизни других – однако никогда не пожертвует ни своим здоровьем, ни даже своим временем ради другого человека.

 

-Хорошо ли находиться рядом с таким человеком?

ФИЗМИНУТКА

- Кого вам больше жалко: старую Утку или Серую Шейку?

Старая Утка так переживала за дочку-калеку, что перестала замечать своих других здоровых детей, искала разные способы утешить ее. Утка старалась скрыть от Серой Шейки свое отчаяние, плакала, прячась от всех, а при Серой Шейке старалась казаться веселой. Перед отлетом Утка не спала всю ночь, так переживала за Серую Шейку. «Несколько раз она решала про себя, что останется; но как останешься, когда есть другие дети...»

- Из чего состоит жизнь Серой Шейки после отлета стаи? (выборочное чтение гл.3)

Действительно, Серая Шейка жила в постоянном страхе и не могла наслаждаться жизнью.

- Какими словами заканчиваются первые 3 главы этой сказки?

1 гл. «Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимою».  – Селезень

2 гл. « Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…» - Серая Шейка

3 гл. « Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…» - Заяц

- Никто не верит в ее возможность выжить, даже сама уточка.

- Была ли Лиса  единственной угрозой жизни Серой Шейки?

Серая Шейка может погибнуть еще от холода, а, если река совсем замерзнет, то и от голода.

- Кто же оказался спасителем Серой Шейки?

- Вам понравился Акинтич? Какой это человек? (добродушный)

Для него спасение Серой Шейки оказывается важнее, чем удачная охота.

-К сегодняшнему уроку мы подготовили выставку ваших рисунков к сказке.

-Какими словами из текста вы бы подписали свои рисунки?

4. Д/з  

 Придумать ненаписанную 5-ю часть сказки.

                           

 5. Итог урока.

                         

-Зимой не только Серой Шейке из сказки Мамина-Сибиряка грозит опасность. Может ли каждый из вас стать спасителем для птиц?

                                              Как птице перезимовать?  

Как птице перезимовать?                                       Но если долго снег идет

Известно, что у птах                                               И долго длится вьюга,

Нет ни халатов ватных,                                           Тогда, друзья, приходится

Ни байковых рубах.                                                 Пичугам нашим туго.

У многих даже нет гнезда:                                      Сугробами засыпаны

Они в грозу, и в град,                                               Бугры, дворы, дорожки,

И под дождем, и в холода                                        Не могут пташки отыскать

 На ветках сидя спят.                                                Ни зернышка, ни крошки.

                                                                                    И вот летают все слабей

Но кто же им дает приют,                                        Ворона, галка, воробей…

 Когда снега метут?

Бывают птицы разными:                                           Скорей на помощь, дети!

Одни боятся вьюг                                                       Вот в этот самый трудный час

И улетают на зиму                                                      Спасенье птицы ждут от вас.

На добрый, теплый юг.                                               Кормите их! Согрейте!

                                                                                      Повесьте домик на суку!

Другие – те народ иной:                                             Рассыпьте крошки на снегу,

В мороз над лесом кружат,                                        А то и манной кашки…

Для них разлука с родиной                                        И оживут бедняжки!

Страшнее лютой стужи.

                                                                                       По небу весело скользя,

К их перышкам взъерошенным                                  Взлетят пернатые друзья

Не пристают снежинки,                                               И пропоют, чирикая:

Они  и под порошами                                                  «Спасибо вам великое!»

Резвятся для разминки.                                                                          

Сидят вороны по столбам,                                                            

Галдят на ветках галки,                                                                      (К. Мухаммади)

Привольно прыгать воробьям,

Как бы крутя скакалки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Конспект урока литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО (стандарт второго поколения) по комплекту учебников «Перспективная начальная школа». К уроку прилагается презентация....

Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.

Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: «Грачи открыли весну» 3 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТехнология формирования правильного типа читательской деятельности...

Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)

Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...

Конспект урока литературного чтения по теме "На горке" Н.Н.Носов для 2 класса

Конспект урока с презентацией по литературному чтению во 2 классе по теме "На горке" Н.Н.Носов.Программа "Школа России".Учебник Литературное чтение в 2-ух частях 2 класс.Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Гор...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.

Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....