"Семья - это звучит гордо!"
методическая разработка по теме

Евстифеева Наталья Владимировна

Статья для журнала "Практика школьного воспитания" (НИРО), в которой представлен опыт внеклассной работы с родителями обучающихся в форме "Семейной гостиной". Подробно описаны направления систематической работы с семьями учеников, есть гимн и символы "Семейной гостиной", которые можно успешно использовать в работе классному руководителю 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.v._evstifeeva_semya_-_eto_zvuchit_gordo.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Евстифеева Наталья Владимировна,

классный руководитель 2 класса,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

МБОУ Базинской ООШ

«Социокультурный центр»

(Нижегородская обл., р.п. Бутурлино)

 «Семья – это звучит гордо!»

(из опыта воспитательной работы с родителями)

Общеизвестно, что сила любого государства во многом зависит от крепости семьи. Поэтому главным направлением в своей воспитательной работе  я избрала работу с семьёй, активное сотрудничество с родителями. Ведь именно в семье формируется духовно-нравственная, активная личность, адаптированная к современным условиям жизни. У современных родителей возникает масса вопросов при воспитании детей. Быть родителями нас  никто не учит. Именно поэтому культура взаимоотношения членов семьи оставляет желать лучшего. Что может отец, если мать может ему возразить при детях. Что может мать, если дети не понимают слов? Что могут родители, если против них "любящие" бабушка и дедушка. Если мы поклоняемся маленькому ребенку, то чего удивляться его эгоизму и тому, что он требует продолжения поклонения и в период его взросления.  Читать морали - бесполезно, водить за руку - вредно. Как найти «золотую середину», что сделать для того, чтобы ребенок желал общаться с родителями, а родители умели грамотно это делать?

Вот именно с этой целью на базе Базинской ООШ «СКЦ» была создана «Семейная гостиная». Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным, а в рамках работы нашей школы как социокультурного центра такое сотрудничество является особенно необходимым и востребованным.

«Семейная гостиная» - это нетрадиционная форма сотрудничества семьи и школы. Главной целью работы «Семейной гостиной» является создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания; возрождение и сохранение лучших традиций семьи; а также повышение педагогической культуры родителей. Девиз «Семейной гостиной»: «Сеять разумное, доброе, вечное в школьных стенах и в семейном кругу».

Мною разработана программа под названием «Семья - это звучит гордо!» К реализации этой программы привлекаются работники различных служб: психологи, юристы, работники больницы, библиотеки, районного музея. Во время занятий с семьями используются нетрадиционные формы работы: встречи за круглым столом, собрание-диспут, вечер вопросов и ответов, психологические игры, тренинги доля родителей. Многие темы для обсуждений с различными специалистами выбираются в результате предварительного анкетирования и опроса родителей.

Каждая встреча в «Семейной гостиной» традиционно начинается с гимна, который сочинили ученики и родители. Гимн исполняют вместе родители и дети.

Гимн «Семейной гостиной»

(На мотив песни «От улыбки хмурый день светлей…»)

Открывают все в «Гостиной» дверь:

Мама, папа, я и маленький братишка.

Здесь радушно встретим мы гостей,

Чтобы вместе от души повеселиться.

Припев:  И тогда, наверняка,

              Все поймут, что на века

              И семья, и наша школа –

             Всё едино.

             Не забудем же, друзья,

            Что добро и красота

            В нашей жизни людям так необходимы.

С каждой встречей станем мы дружней,

И нам вместе быть ничто не помешает,

Пусть уйдет из нашей жизни грусть,

Только счастье нас в семье сопровождает!

Есть у «Семейной гостиной» и своя эмблема. На ней изображён семейный альбом как символ семейственности, крепости и дружбы в семье; роза – символ красоты семейных отношений; свеча – символ вечных семейных ценностей; чайная чашка и блюдце – знак радушия и гостеприимства для всех желающих, кто решил заглянуть в эту уютную гостиную. Все эти символы на фоне яркого солнца, а солнце – это символ счастливого детства, т.к. всё, что мы делаем - для детей и ради детей.

Основные направления работы «Семейной гостиной»:

«Когда мы вместе». Главная цель – формирование коллектива: на этом этапе семьи знакомились друг с другом, участвовали в различных конкурсах, мероприятиях. Всё это сочеталось с музыкальными выступлениями детей. Такие встречи традиционно заканчиваются общим чаепитием.

Культурно-просветительское направление.

В рамках этого направления семьи расширяют свой кругозор, посещают культурные учреждения. Например, в дни осенних каникул мы вместе с учениками и родителями ездили в Нижний Новгород, где в Театре Юного Зрителя смотрели спектакль «Дюймовочка». В этот же день познакомились с достопримечательностями города: побывали в Нижегородском Кремле, на Верхне-Волжской набережной, у Вечного огня, у памятника Чкалова.  Регулярно бываем в районном музее на экскурсии. В музее нас знакомят с духовным миром семьи 19 века, рассказываюти о традиция, обычаях и обрядах в семьях разных исторических времён. С экскурсией мы даже побывали в Бутурлинском РОВД, где была проведена беседа по профилактике правонарушений. Как правило,  такие мероприятия не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых и никто не жалеет о затраченном в выходной день времени.

«Моя семья – мое богатство». Подробнее хочу остановиться на этом направлении. Это направление работы по поддержке и укреплению семейных традиций и семейных ценностей. Мы сотрудничаем с библиотекой, проводим такие мероприятия, в которых представлены семейные увлечения, презентация семейных праздников.

Но особенно востребованными среди родителей оказались вопросы воспитания своих детей. Практика свидетельствует о том, что педагогическое просвещение родителей не всегда ведется на должном уровне. Так, отвечая на вопрос «Что мешает вам правильно воспитывать детей в семье?», более половины опрошенных родителей указали на недостаток педагогических знаний и умений. К тому же родители нередко приобретают педагогические знания с опозданием. Чтобы восполнить этот пробел, в рамках данного направления работы «Семейной гостиной» проводятся родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Это праздники общения, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Такие вечера проводятся по следующим темам:

Детские шалости. Как к ним отнестись?

Учимся отдыхать в семье.

«Можно» и «нельзя» в нашей семье.

 Наказание и поощрение в нашей семье.

Как научиться говорить «спасибо»  своему ребенку.

В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали занимать родительские тренинги. Они направлены на коррекционную работу по формированию педагогической культуры родителей.  Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка (Тренинги проводим совместно с психологом школы).

Хорошей формой просвещения родителей является «родительские качели». Это одна из дискуссионных форм общения родителей.  Поочередно от каждой группы родители высказывают суждения по предложенному вопросу – «качели» начинают свое движение. Дискуссия проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или, наоборот, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Поощряя, корректируя, направляя высказывания родителей, педагог поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы исчерпаны. Он останавливает «качели». «Долго качаться нельзя – голова закружится!» – подводит итог дискуссии. Тематическое поле этой формы групповой деятельности безгранично: обсуждаться могут ситуативные вопросы, проблемные вопросы, конфликтные ситуации, эмоциональные отношения в семье. Например:

Плохие привычки – наследственность или влияние социума.

Что вы делаете, если чувствуйте проблемы с дисциплиной у своего ребенка.

Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Часто на таких вечерах предлагаем родителям  найти решение для трудной педагогической ситуации. Например:

Перед уходом на работу мать попросила третьеклассницу Лену вымыть посуду и полить комнатные цветы. Вернувшись домой, она огорчилась, увидев, что задание не выполнено. Дочь и раньше не раз ослушивалась мать и не выполняла работу по хозяйству.

Какое качество личности ребенка проявилось в этой ситуации? Как вы поступаете, когда ребенок не выполняет поручение?

2) Второклассница Аня под руководством учительницы тайно готовила маме подарок ко дню 8 Марта: вышивала салфетку. В день праздника девочка с волнением поздравила маму и преподнесла ей самодельный подарок. Мать равнодушно приняла салфетку, Аня огорчилась.

Какова роль самодельных игрушек, поделок в воспитании трудолюбия, нравственных качеств личности? Какую ошибку допустила мать Ани, принимая от дочери подарок? Как бы вы поступили на месте Аниной мамы?

Анализируя педагогические ситуации, родители учатся размышлять над выбором меры воздействия на ребенка в различных жизненных ситуациях. В процессе анализа ситуаций учитель корректирует ответы родителей, указывает на ошибки, предлагает пути решения подобных педагогических ситуаций, встречающихся в практике семейного воспитания. При этом он опирается на рассуждения родителей, которые проявляют педагогическую грамотность в разговоре, делятся опытом воспитания своих детей.

Направление  «Здоровая семья»

Главная цель работы этого направления – формирование культуры здорового образа жизни. Мы привлекаем к работе и школьную медсестру, врача-нарколога, который проводил беседы семьями, склонными к употреблению алкоголя и ведущими аморальный образ жизни. Часто организуем спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», отдых на природе.

Результаты работы с родителями в рамках «Семейной гостиной»

Сначала желающих участвовать в «Семейной гостиной» было немного, т. к. не все верили в успех всего задуманного, но с каждым разом количество желающих поучаствовать, с пользой провести время или просто отдохнуть становилось всё больше и больше. К молодым людям присоединялись и люди старшего поколения – бабушки и дедушки. Собираются  в «Семейной гостиной» и неполные семьи, и дети из неблагополучных семей. Сначала участниками были только родители моего класса, а потом стали приходить и их друзья.

За время работы «Семейной гостиной» у нас накоплено много фотографий (фотовыставки), «Книга семейного творчества» со стихами, созданы родословные в виде генеалогического древа.

Есть у нас и свои победы. В районном смотре-конкурсе молодёжный актив «Семейной гостиной» бал отмечен и награждён грамотой и ценным подарком.

Мы принимали участие в конкурсе социальных проектов. Оно оказалось успешным: от социального фонда «Добрая сила» «Семейная гостиная» получила грант в размере 5 тыс. рублей на реализацию и развитие дальнейших планов работы.

Мои выпускники, учащиеся 9 класса, успешно прошли государственную итоговую аттестацию, т.к. при работе с родителями велась активная работа по оказанию помощи в обучении своим детям; все выпускники продолжили свое обучение в 10 классе школы и в техникумах.

За время обучения в школе в семьях, которые активно посещали «Семейную гостиную», не было зафиксировано ни одного правонарушения.

Своей работой я стараюсь укреплять семьи, формировать доброжелательные отношения школы и родителей, помогать родителям быть компетентными в вопросах воспитания.

ЛИТЕРАТУРА:

Спиваковская А. С. Как быть родителями. ( О психологии родительской любви). – М. : Педагогика, 1986.

Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – ВАКО, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия - звучит гордо!

«Россия. Какое красивое слово!И роса, и сила, и синее что-то……...

Воспитатель — это звучит гордо!

Главная цель воспитателя - развить даже самые крошечные задатки ребёнка, вовремя заметить «Божью искру», которая с рождения заложена в каждом ребёнке. В умении разглядеть эту искру, не дать ей погасну...

Конкурсная работа "Учитель - это звучит гордо"

Дистанционные олимпиады и конкурсы от ЦРТ «Мега-Талант»...

«ЮИД звучит гордо!», к 45-летию движения ЮИД в России.

Агитбригада  отряда  ЮИД  МКОУ  ОО школа №6 «Светофор» на тему: «ЮИД звучит гордо!», к  45-летию движения ЮИД в России....

Патриот - звучит гордо

Данное внеурочное мероприятие предназначено для обучающихся 4-х классов. В ходе мероприятия ученики анализируют исторические события Росси, начиная с XIII по XX век....

Доброволец - звучит гордо!

Цель данного мероприятия -  представление о волонтерском движении, его направлениях, социальной значимости. Создание мотивации к совершению добрых и гуманных поступков....

Конспект классного часа: «Доброволец - звучит гордо!» (4 класс)

Конспект классного часа:«Доброволец - звучит гордо!»Цель деятельности учителя: сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его основных направлениях, о его значении в жиз...