Патриот - звучит гордо
методическая разработка (4 класс)

Смирнова Неля Антоновна

Данное внеурочное мероприятие предназначено для обучающихся 4-х классов. В ходе мероприятия ученики анализируют исторические события Росси, начиная с XIII по XX век.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot_zvuchit_gordo.docx241.39 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Раменская СОШ №5

Международный конкурс методических разработок,

«Уроки Победы», посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Номинация конкурса

«Лучший метапредметный урок»

«Патриот – звучит гордо»

Авторы метапредметного урока

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

                                                     Фадеева Т.Н., Смирнова Н.А.

                                  Раменское 2019 год

Пояснительная записка

Цели:

  • Формирование патриотических чувств у школьников их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества;
  • Воспитание патриотического сознания;
  • Развитие творческих способностей и чувства гордости за свою страну.

Задачи:

1)Формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме как слагаемых внутренней красоты человека.

2)Познакомить с понятием патриот,  патриотический , составит портрет патриота.

3)Воспитывать чувства уважения, признательности к людям, совершающим героические поступки  как в военное так и в мирное время.

Формирование УУД:

Познавательные УУД: Извлекать и представлять информацию, представленную в разных формах. Анализировать исторические события.

Личностные УУД: Ценить и принимать базовые ценности: верность, патриотизм, любовь к Родине.  Оценка нравственных и этических ценностей гражданина России.

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать задание; использовать при выполнении задания различные средства. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Понимать точку зрения другого. Участвовать в работе в группах, распределять роли, договариваться друг с другом.

Форма проведения: метапредметный урок

Оборудование:

  • Презентация;
  • Кроссворды;
  • Карточки со словами;
  • Карточки с буквами;
  • Компьютер;
  • Маркеры.

Интерьер комнаты: кресло-качалка, камин, кошка, свеча, проигрыватель, ковёр.

Действующие лица: бабушка, внуки (мальчик, девочка), Наполео́н I Бонапа́рт, гусары,  ученики.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

Учитель.

Нам Родину завещано любить.

И сердцем отовсюду к ней тянуться.

Не перервать связующую нить

И нам порой так нужно оглянуться.

II.Самоопределение к деятельности

(В кресле сидит бабушка. Вбегают внуки (ученик, ученица))

Внуки:  Здравствуй, бабушка.

Бабушка: Здравствуйте, мои любимые. Как дела в школе? Какие новости?

Девочка:  Всё хорошо, бабушка. Машка в Серёжку Петрова влюбилась.

Мальчик: Влюбилась, влюбилась, а он в армии служить собрался.

Бабушка: Это хорошо, значит он патриот.

III.Постановка проблемы

Внуки Патриот?! А кто это?!

СЛАЙД 1

Бабушка: Пусть история земли русской поможет вам понять значение  этого слова.

IV.Работа по теме урока

1.Экскурс в историю страны

(Выходят девочки в русских народных костюмах…)

СЛАЙД 2

Ученик1.В начале XIII века на Русь стали доходить смутные слухи о

                появлении   где-то на востоке новой мощной державы степных

  кочевников. Эти сведения доносили купцы из Индии и

СреднейАзии, путешественники.

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

Ученик2.А вскоре новая грозная опасность встала уже у русских границ. Это

 были татаро-монголы. В 1237 году под предводительством

 хана Батыя, произошло вторжение монгольской империи на

территории  русских княжеств.

СЛАЙД 5

Ученик3.Плывёт над Русью благовест,

 И вновь идут на нас враги,

 Идёт 14 век.

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

Ученик4.И собираются полки,
                Как талая весной вода,
                В них хлебопашцы мужики,-

  Настала ратная страда.

 Учитель. Что значит «страда»? Объясните лексическое

                   значение этого слова.

Как вы понимаете, строку из  стихотворения «Настала ратная страда»?

А как вы думаете,  кем стали «Хлебопашцы мужики»? Проверим ваши предположения. Для этого разделимся на две группы.

2.Работа в группах.

 (учащиеся делятся на 2 группы)

Учитель. Напоминаем правила работы в группах.

1. Работать дружно и быстро.

2. Объяснять своё высказывание.

3. Выслушивать мнение каждого.

4.Выбрать выступающего.

Учитель. Задание для первой группы. Из данных слов

                  собрать пословицу и объяснить её смысл.

СМЕЛОГО ВОИНА И ВРАГ НЕ ВОЗЬМЁТ.

(когда дети соберут пословицу, они выстраиваются со словами пословицы)

  Учитель. Задание для второй группы. Собрать из данных бук слово. Объясните его лексическое значение.

   (когда дети соберут слово, они выстраиваются в ряд)

ЗАЩИТНИК

Приступаем к работе.  Желаем успехов.

3.Афиширование результатов работы в группе

СЛАЙД 8

 Учитель. Да, ваши предположения оказались верными. «Хлебопашцы мужики» стали воинами и  защитниками русской земли.

СЛАЙД 9

(прикрепляются слова на доску ВОИН, ЗАЩИТНИК)

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

Учитель. 8 сентября 1380 года произошла Куликовская битва под

   предводительством великого князя Дмитрия Донского

   с татаро – монгольским войском во главе с ханом

   Мамаем. Завершилась битва разгромом татарского

  войска и положила начало освобождения русского народа. Много

  храбрых воинов встали за  защиту Родины, не жалея жизни своей.  

 Их и называют патриотами.

СЛАЙД 12

Внуки: Бабушка, теперь мы знаем кто такой патриот. Это воин и защитник родины.

Бабушка: Молодцы. Но история продолжается…

Ученик читает стихотворение.

СЛАЙД 13

1812 год. Россия – мирная страна, войне никто не рад:

Крестьяне хлебушек растят

Дворяне все на бал спешат,

Всё, впрочем, как всегда…

C:\Users\User\Desktop\МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА\Сборник    СЕМИНАРА\Статья\3г 4гЭтимологический проект От войны до Победы.JPG

СЛАЙД 14

 (Две пары, танцуют вальс. Входит гусар. Музыка останавливается.)

СЛАЙД 15

СЛАЙД 16

СЛАЙД 17

Гусар: Сгустились тучи над страной

Войной идет француз.

Вставай, страна, на смертный бой

Врагу чтоб дать отпор.

И будут битвы роковые

Под грохот пушек

И барабанов бой.

И знаю я, ты победишь, Россия,

Победа будет за тобой!

СЛАЙД 18

 (Входит Наполеон.) 

Наполеон:

Я – император Наполеон! Мне будет армия нужна:Французской маловато. Возьму Германию, Италию…И вот они – солдаты! Хочу Россию подчинить!

СЛАЙД 19

СЛАЙД 20

(Ходит из стороны в сторону. Размышляет.)

СЛАЙД 21

СЛАЙД 22

СЛАЙД 23

Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову. Если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».

(Наполеон и пары садятся на места.

(Входят мальчик и солдат.)

СЛАЙД 24

СЛАЙД 25

СЛАЙД 26

СЛАЙД 27

Ученик.: Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Солдат: Да,  26 августа 1812 года запомнится французам надолго.

Неприятель потерял убитыми и раненными 42 генерала, множество

офицеров и 40 000 рядовых.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..

(Мальчик и солдат уходят)

СЛАЙД 28

Учитель. Отечественная война 1812 года подняла в народе дух сопротивления и волю к Защите Отечества. В Санкт – Петербурге в знаменитом музе – Эрмитаже есть галерея, которая  посвящена героям отечественной войны 1812 года. Её просто забыть нельзя. (демонстрируются кадры из музея Эрмитаж)

Учитель. А какие качества были, проявлены русскими солдатами в Бородинском сражении вы узнаете, разгадав кроссворд.

Для этого мы разделимся на две группы.

3.Работа в группах.

(учитель открывает доску с кроссвордом и объясняет задание)

1группа

2 группа

1.

Из ограды ствол торчит,

Беспощадно он строчит.

Кто догадлив, тот поймёт

То, что это…

1.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой

Коль беда случится вдруг

Мне поможет верный…

2.

С этим словом солдаты

Бегут в атаку

2.

Исход битвы в нашу пользу.

3.

Охотнику без него в лесу

Делать нечего.

3.

Голубой шатёр

Весь мир накрыл

4.

Исход битвы в нашу пользу.

4.

В сказке он кашу

Из топора варил.

5.

В сказке он кашу

Из топора варил.

5.

Он готов в огонь и в бой

Защищая нас с тобой

Он за честь стоит горой

Кто он? Правильно…

6.

Две гусеницы ползут

Башню с пушкою везут.

6.

Без лука не полечу

7.

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные

Пахучие котлеты,

Завтраки, обеды.

7.

Две гусеницы ползут

Башню с пушкою везут.

8.

Он готов в огонь и в бой

Защищая нас с тобой

Он за честь стоит горой

Кто он? Правильно…

8.

Охотнику без него в лесу

Делать нечего.

Перед вами кроссворд. Если он будет разгадан правильно, то в выделенных клетках по вертикали вы сможете прочесть ключевое слово.

(После выполнения задания на доску вывешиваются слова ДОБЛЕСТЬ и МУЖЕСТВО)

4.Работа со словарём Ожегова С.И..

( Работая со словарем, учащиеся выясняют происхождение и значение слов доблесть, мужество. Ответы афишируют.)

СЛАЙД 28

СЛАЙД 29

Учитель. Манифест  российского императора Александра I от

25 декабря 1812  года ознаменовал  завершение Отечественной войны.

Внук: Бабушка, значит, ПАТРИОТ-это не только воин и защитник родины,

Внучка: но и тот, кто проявляет мужество и доблесть.

Внук: Бабушка, но ведь была ещё одна Великая Победа в истории нашего народа.

СЛАЙД 30

 Бабушка: Да. (подходит к проигрывателю и включает песню «Священная война») 

 Бабушка: Да – это была, Великая Победа русского народа над

      фашизмом. Как из маленьких ручейков и речушек собирается Волга так и плотной стеной из сёл, деревень и городов встал народ на защиту Отечества.

СЛАЙД 31

Учитель. В 4 часа утра 22 июня 1941 года войска фашистской Германии (5,5 млн человек) перешли границы Советского Союза, немецкие самолеты (5 тыс.) начали бомбить советские города.

(ученики читают стихотворение под музыку)

СЛАЙД 32

1.Ах война, что ж ты сделала подлая:

Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,

2. На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Учитель. Много километров дорогами войны прошагали и наши земляки - раменцы.

Учитель. За мужество, проявленное в боях с фашистами они были награждены орденами и медалями, а многим было присвоено высшее звание Героя Советского Союза.

(ученики рассказывают о земляках - раменцах С.Солнцеве,С.  Гурьеве, В.Молодцове)

СЛАЙД 33

1.Молодцов Владимир Александрович- капитан госбезопасности, работавший в одесском подполье под фамилией Бадаев.

В 1942 году при выполнении боевого задания Молодцов был схвачен врагами. Прежде чем расстрелять, фашисты долго водили его по городу в кандалах, желая устрашить не покорившееся население Одессы. Но даже саму смерть Молодцов сумел превратить в акт высочайшего патриотизма. На все уговоры и обещания фашистских адвокатов Молодцов отвечал: «Я русский, и на своей земле пощады у врагов просить не собираюсь».

Молодцову В.А. за проявленное мужество и беззаветную преданность родине было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.

В память о Молодцове Александре Владимировиче в посёлке Кратово названа улица.

СЛАЙД 34

2.Солнцев Сергей Иванович, стал комиссаром партизанского отряда, действовавшего во время оккупации фашистами. Попав в руки гестапо, Сергей Иванович был зверски замучен. Написанную о нём книгу «Сердце чекиста» авторы заканчивают так: «Никогда не изгладится из памяти подвиг русских партизан и их боевого комиссара – чекиста Сергея Ивановича Солнцева, чья жизнь была такой же яркой, как его фамилия».

За проявленный героизм и беззаветную любовь родине Солнцеву С.И. было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.

В память о Солнцеве Сергее Ивановиче в Раменском названа улица.

СЛАЙД 35

3.Герой Советского Союза Гурьев Степан Савельевич родился в Воронежской области, но и Раменское считал своим родным городом.

Однополчане уважали Гурьева С.С. за храбрость, мужество и неустрашимость в минуту смертельной опасности. До конца войны Степан Савельевич не дожил всего 17 дней.

19 апреля 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.

В память о Гурьеве Степане Савельевиче в Раменском названа улица.

     

Учитель. За какие заслуги перед Отечеством наши земляки получили высшее звание Героя Советского Союза? (ответы учащихся)

 (На доску вывешиваются слова ГЕРОИЗМ, ПОДВИГ).

СЛАЙД 36

СЛАЙД 37

Учитель. С тех пор прошло более 75 лет. Но война осталась в памяти людей, и её нельзя забывать. Будьте же внимательны и чутки к ветеранам.

Помните, что они совершили великий подвиг, грудью защитив наше Отечество, нашу Родину

( На доску прикрепляются слова ВЕТЕРАН ОТЕЧЕСТВО )

Учитель. Спасибо всем, кто жизнь отдал,
За Русь родную, за свободу,
Кто страх забыл и воевал,
Служа любимому народу.

СЛАЙД 38

Дети исполняют песню «День Победы»

 На доске вывешиваются слова  РОДИНА ПОБЕДА

Внук: Бабушка, получается патриот, это тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, воин, защитник.

Внучка:  проявляющий доблесть, мужество, героизм и совершающий подвиг.

Бабушка: Молодцы, вы всё правильно поняли. (обнимает внуков).

V. Рефлексия

На доске  вывешивается слово ПАТРИОТ

 ( на столах  лежат портреты  воинов, солдат,  полководцев и др.- каждый ребенок выбирает тот портрет, на котором, по его мнению, изображен  патриот, и прикрепляет портрет на доску  около слова ПАТРИОТ)

VI. Подведение итогов

Ученик читает стихотворение

Закончен долгий наш рассказ

О битвах тех далёких дней

История тем учит нас

Что лишь в единстве мы сильней.


Патриотом назову я
Всякого, кто в мире есть.
В ком ужились, не враждуя
Его совесть, ум и честь.

Тот, кто в жизни не обидит
Стариков, детей, старух.
Тот кто правду ясно видит,
В ком живёт Отчизны дух.

Учитель. Ребята расскажите, а что вам больше всего запомнилась с сегодняшнего урока? Какие вы для себя сделали выводы?(ответ учащихся) СЛАЙД 39

СЛАЙД 40

C:\Users\User\Desktop\МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА\Сборник    СЕМИНАРА\Мероприятия\5.Фадеева- Смирнова\фото\IMG_9410.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Семья - это звучит гордо!"

Статья для журнала "Практика школьного воспитания" (НИРО), в которой представлен опыт внеклассной работы с родителями обучающихся в форме "Семейной гостиной". Подробно описаны направления систематичес...

Россия - звучит гордо!

«Россия. Какое красивое слово!И роса, и сила, и синее что-то……...

Воспитатель — это звучит гордо!

Главная цель воспитателя - развить даже самые крошечные задатки ребёнка, вовремя заметить «Божью искру», которая с рождения заложена в каждом ребёнке. В умении разглядеть эту искру, не дать ей погасну...

Конкурсная работа "Учитель - это звучит гордо"

Дистанционные олимпиады и конкурсы от ЦРТ «Мега-Талант»...

«ЮИД звучит гордо!», к 45-летию движения ЮИД в России.

Агитбригада  отряда  ЮИД  МКОУ  ОО школа №6 «Светофор» на тему: «ЮИД звучит гордо!», к  45-летию движения ЮИД в России....

Доброволец - звучит гордо!

Цель данного мероприятия -  представление о волонтерском движении, его направлениях, социальной значимости. Создание мотивации к совершению добрых и гуманных поступков....

Конспект классного часа: «Доброволец - звучит гордо!» (4 класс)

Конспект классного часа:«Доброволец - звучит гордо!»Цель деятельности учителя: сформировать у детей представление о волонтерском движении, о его основных направлениях, о его значении в жиз...