Торжественная линейка, посвященная освобождению Старого Оскола от немецко-фашистских захватчиков
материал (4 класс) по теме

Терехова Светлана Александровна

 

Методика организации и проведения  торжественных      мероприятий, посвящённых памятным  датам

       Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Одно из основных направлений военно-патриотического воспитания: воспитание у учащихся гордости за подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны.

      Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что  учащиеся с интересом будут изучать материал,  особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.

      Безусловно, знакомство с темой мероприятия должно проходить так, чтобы у детей возникло чувство личного сопереживания тем, кто отстоял старооскольскую землю, чувство гордости за свою Малую Родину, своих земляков, и уважение к  великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

     Целью проведения торжественного мероприятия считаем  создание образа   Великой Отечественной войны  как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю жителей нашего  города и районов Белгородской  области. Исходя из этого, выделяем следующие задачи:

  • познание и осознание своей Малой Родины;
  • воспитание у детей уважения к старшему поколению, чувства гордости за героическое прошлое своего края;
  • формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.

    Содержание, тематика и формы работы с детьми, глубина проработки поставленных задач, конечно же, зависят от возрастной группы. Для того, чтобы младшие школьники смогли в полной мере почувствовать особенности темы Великой Отечественно войны, проникнуться ею,  с первых школьных дней  мы формируем  у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам,  составляем  списки книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения. Часть из них обсуждается  на  занятиях в группе продленного дня. С интересом проходят  уроки мужества, на которых рассматриваем фотографии, ордена, открытки, вещи, связанные с войной и позволяющие лично “прикоснуться” к истории.  Ежегодно младшие школьники участвуют  в возложении цветов  к памятникам  солдат. В преддверии праздников, учащиеся начальных классов школы под руководством учителей,  делают   выставку рисунков. Малыши хорошо понимают: им оказана большая честь - готовить важное общешкольное дело и непосредственно участвовать в нем.

 Формы и методы реализации

        Принимая во внимание, что воспитание средствами искусства, музыки, театрализованных представлений особенно эффективно именно в детском возрасте, за основу при разработке линейки принята форма документально-поэтической композиции, ведущими которой становятся как учителя, так и ученики. Представление дополнялось  показом выставок тематических работ учеников,  фотоматериалов (в том числе архивных), репродукций, подбирались  музыкальные произведения, что в целом помогло  созданию зрительного образа. Торжественная линейка проводилась в тематически оформленном актовом зале, с использованием обычных музыкальных инструментов и ТСО.

      Конечно, в работе встречаются определенные трудности, с которыми приходится считаться. Сложно организовать детскую исследовательскую деятельность. Мы, учителя, стараемся своевременно помочь им советом, направить в поиске.

       Такой подход, направленный на совершенствование работы по патриотическому воспитанию школьников, позволяет  получить следующие результаты:

  • повысить уровень развития кругозора  школьников;
  •  обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию личности;
  •  повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране;
  • развить чувства национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России;
  • воспитать у детей неприятия агрессии, насилия и войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osvobozhdeniestoskola.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущий:

Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым новым десятилетием они приобретают новую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне. А сегодня, 5 февраля,  мы отмечаем  66-ю годовщину со дня освобождения Старого Оскола.

                             Песня   «Журавли»

Мне кажется порою, что солдаты с кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних, летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально мы замолкаем, глядя в небеса

Ученик 1:

Никто не забыт и ничто не забыто: горячая надпись на глыбе гранита;

Потухшими листьями ветер играет и снегом сыпучим венки засыпает,

И словно огонь - у подножья гвоздика. Никто не забыт и ничто не забыто!

Ученик 2:

Оскол, мой город, я прошу тебя, ты мне ответь.

Ты помнишь, как земля горела, и набата медь.

И как на Огненной Дуге легли твои сыны,

Давайте вспомним тех, кто не пришел с войны.

Ученик 3:

Пускай, имена их тебе неизвестны, а почесть они заслужили по праву,-

Стояли здесь насмерть – и храбро, и честно.

И вечный огонь им, и вечная слава.

Ученик 4:

2 июля 1942 года  немецкие войска ворвались в Старый Оскол. За время пребывания фашистских захватчиков на территории района ими было расстреляно и замучено 506 граждан. Угнано в Германию в рабство более 3000 человек. Почти полностью были разрушены многие фабрики и заводы, выведен из строя  железнодорожный транспорт, сожжены и разрушены учреждения, школы, дома. У жителей немцы отбирали домашних животных, продукты.7 месяцев продолжались дни черного кошмара.

 

Ученик 5:

В зное заводы, дома, вокзал, пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны солдатам сказал: «Город не сдай врагу!»

Все: от мала до велика, встали на защиту своего города. Веселые озорные ребята и девушки, становились солдатами, добровольцы уходили на фронт. Для многих из них будущее не наступило… Они отдали свои жизни за то, чтобы это будущее наступило для нас!

Ученик 6:

Это произошло 31 января 1943года. У железнодорожной будки, местные жители называли ее Майсюковой, бронебойщики заняли огневые позиции. Бушевала, кружила вьюга. Вдоль железной дороги от станции  Касторной к Старому Осколу двигалась вражеская колонна. Вот они уже совсем близко.

500 фашистов и 17 советских воинов!!!

 

Ученик 7:

Воины - старооскольцы знали, что сражение будет неравным, жестоким, но они знали и то, с каким нетерпением и радостью ждут освобождения и победы в старинном русском городе матери и сестры, жены и дети. В опасную смертельную минуту  не дрогнули наши воины. «Умрем, но не пропустим врага!» Эта клятва звучала у каждого на устах. С ней шла в бой горсточка советских людей.

 

Ученик 8:

Огонь!!! По сигналу командира бойцы ответили дружным залпом. Враг ответил минометным огнем, завязался жаркий бой. Несколько часов продолжалась неравная битва. Советские воины стояли насмерть. 13 героев из 17-ти погибли смертью храбрых. Четверо получили тяжелые  ранения, но не пропустили фашистов. 17 героев сделали все возможное, чтобы враг был уничтожен.

Вот Плотников метнул гранату, и задымился страшный «тигр».

Фашисты не пошли в атаку, бой на мгновение затих.

И снова взрыв! И ярость боя по смельчакам свинцом хлестнул.

Пал командир, пал храбро, стоя, на веки вечные уснул.

Пора бы при замершем строе Набокино бы имя дать:

«Разъезд 17 героев» - его в дальнейшем называть…

Ты помнишь с гордостью и болью: неравный бой, свинец в лицо…

Земля моя, Староосколье, земля 17 бойцов!

Не затуманит подвиг годы, не позабудет город мой,

Противотанкового взвода, у Майсюковой будки бой!

17 было их…17 – громили яростью врага!

13 воинов бесстрашных сложили головы в снега…

Могила братская в уборе цветов и трав с родных полей –

Со взгорья Старого Оскола, склонилось зарево над ней.

Во славу светлую героем – героям павшим и живым,

Грохочет «Стойленский» рудою, гудит цементный вслед за ним!

 

Ученик 9:

А 1 февраля на рассвете снова разгорелся бой в районе канатной фабрики.

Шли танки,…и земля дрожала, тонула в грохоте стальном.

И танковых орудий жала белесым брызгали огнем.

На батарее – ад кромешный! Земля взметнулась к небесам.

И перебито, перемешано железо с кровью пополам.

Ученик 10:

4 февраля бои продолжались по несколько часов. Наши бойцы нанесли сильный удар противнику: уничтожили 1тысячу фашистов и много взяли в плен.

С утра 5 февраля стрелковая дивизия продолжила наступление и решительным штурмом освободила наш город.

Старооскольцы с радостью встретили своих освободителей.

Ученик 11:

Как я люблю людей родной России! Они тверды, их вспять не повернешь!

Они своею кровью оросили те нивы, где сегодня всходит рожь.

Их не согнули никакие беды. И славить вечно вся земля должна

Простых людей, которым за победы я б звезды перелил на ордена!

Ученик 12:

В ожесточенных боях на территории нашего края в 1943 году погибли более 7 тысяч воинов, прах которых хранят 30 братских могил (6 из них расположены на территории города). У Майсюковой будки стоит памятник, который свято чтят старооскольцы. Имена погибших старооскольцев будут вечно сиять на памятных плитах, потому что подвиг их – бессмертие.

Ученик 13:

Касаюсь мрамора могильных плит, как шрамы под рукой шершавы даты…

Здесь спят в боях погибшие солдаты, но наша память никогда не спит.

Никто не заставлял они шли сами, хотя имели жизнь всего одну.

Но покидали мать, детей, жену, чтоб мы под мирным небом жили с вами.

Ученик 14:

Давно война осталась за плечами, и чаша горя выпита до дна.

Но каждый год, февральскими ночами взрывается в Осколе тишина.

И вновь кого-то память кинет в ужас: разлук, смертей, голодного житья;

И кто-то вновь во сне увидит мужа, по возрасту пригодного в зятья.

Погибшие остались молодыми – их не состарить, и не воскресить.

За них, погибших, сделались седыми, вдвойне седыми вдовы на Руси.

Оскол живет: в трудах, в заботах, в песнях, - его поля забыли про войну.

Давай умолкнем на минуту, сверстник, и вслушаемся в эту тишину.

                                   Минута молчания.

Ведущий:

Мы вспоминаем сегодня тех, кто не вернулся с войны. Почтим их память минутой молчания.

Ученик 15:

Поклонимся великим тем годам, тем славным командирам и бойцам,

И маршалам страны, и рядовым. Поклонимся и мертвым, и живым!

Всем тем, которых забывать нельзя. Поклонимся, поклонимся, друзья!

Всем миром, всем народом, всей землей! Поклонимся за тот великий бой!

                               Песня «Пусть всегда будет солнце»

1. Солнечный  круг, небо вокруг – это рисунок мальчишки.

    Нарисовал он на листке и подписал в уголке.

Припев:

     Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо,

     Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!

2. Тише солдат, слышишь солдат, люди пугаются взрывов.

    Тысячи глаз в небо глядят, губы упрямо твердят.

3. Против беды, против войны встанем за наших мальчишек.

    Солнце -  навек, счастье -  навек! Так повелел человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "70 лет освобождения города Михайлова от немецко-фашистских захватчиков"

Классный час предназнаначен для уч-ся начальных классов. Используется презентация. Главная задача состоит в том, чтобы рассказать детям в доступной форме о Великой Отечественной войне, воспитывать чув...

Линейка, посвященная освобождению Брянщины от немецко-фашистских захватчиков

Цель: формирование у детей ценного отношения к своему Отечеству, воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям. На основе возвышающих чувст...

Классный час, посвященный дню освобождения г. Солнечногорска от немецко-фашистских захватчиков

Классный час учит детей с уважением относиться к ветеранам, истории своей страны, воспитывает патриотические чувства....

КЛАССНЫЙ ЧАС «70 годовщина освобождения города Старый Оскол от немецко-фашистских захватчиков»

Тема: «Здоровый образ жизни».Цели: 1. познакомить со здоровым образом жизни; 2. формировать убеждения о здоровом образе жизни и здоровье как          ...

Внеклассное мероприятие Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 72 годовщине освобождения станицы Егорлыкской от немецко-фашистских захватчиков

Воспитание патриотического духа у учащихсяМузыкальные файлы сценария можно скачать по адресу: https://yadi.sk/d/z4N0bCtKkGSiz...

Сценарий линейки, посвящённой 71-й годовщине освобождения г. Воронежа от немецко-фашистских захватчиков

Сценарий линейки, посвящённой 71-й годовщине освобождения г. Воронежа от немецко-фашистских захватчиков...

Разработка литературной композиции, посвященной Дню освобождения г.Краснодара от немецко- фашистских захватчиков (12 февраля):  "...От имени сердца, от имени жизни      Повторяю: Вечная слава героям!"

Летом 23 июля 1942 года гитлеровцы начали осуществлять операцию «Эдельвейс» - план захвата Кавказа. Сюда, на юг страны, враг бросил огромные силы.Краснодар защищался, как мог, но силы были...