дендрарий барнаульский
методическая разработка (3 класс) по теме

Шишкина Тамара Ивановна

История образования дендрария на территории Института садоводства Сибири имени М.А.Лисавенко, его основоположниках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Дендрарий барнаульский. 

Цели  проведения:

познакомить детей с историей образования дендрария на территории Института садоводства Сибири имени М. А. Лисавенко, его основоположниками;

развивать любознательность и интересы  учащихся;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование урока: слайды,

                                       иллюстрации

1. Организационный момент

2. Повторение изученного материала

сообщения детей о заповедниках и заказниках;

правила поведения в лесу;

демонстрация иллюстраций

3. Изучение нового материала

а) Сообщение темы урока, постановка учебных целей.

б) Вступительная беседа о дендрарии:

Что я об этом знаю?

Что хочу узнать?

в) рассказ учителя

Дендрарий барнаульский – научно-производственное подразделение НИИ садоводства Сибири имени М. А. Лисавенко. Расположен на центральной базе института, на берегу Оби. С юго-запада защищён бором. Местоположение обеспечивает хороший воздушный дренаж, смягчает весенние и осенние заморозки. Цель проводимых научно-исследовательских работ – улучшить и пополнить состав деревьев и кустарников, применяемых в лесоразведении, садоводстве, озеленении и для лекарственных целей. Исследования начались в 1937 году на опытной станции в Горно-Алтайске, продолжились в Барнауле под руководством и при деятельной поддержке директора института М. А. Лисавенко.

Основные посадки в дендрарии сделаны в 1953 – 60 годах, они постоянно пополняются, часть материала завезена с прежней базы. Множество растений собрано во время экспедиций по Алтаю, Восточной Сибири и Дальнему Востоку, в порядке обмена получены семена из ботанических садов Европы, Средней и Восточной Азии, Северной Америки.

К 1994 году площадь дендрария составила 10,5 гектара, в его коллекции – более 1200 видов, гибридов, сортов деревьев и кустарников.

Работа по декоративным растениям была организована и проводилась под руководством М. А. Лисавенко. Нужно отдать должное прозорливости Михаила Афанасьевича, начавшего эту работу за 20 лет до официального признания. Когда в 1957 году был издан Приказ Министерства сельского хозяйства РСФСР о развитии цветоводства и декоративного садоводства, Алтайская опытная станция уже имела в этой отрасли солидную базу и значительный опыт.

Михаил Афанасьевич Лисавенко (1897 – 1967), известный садовод-селекционер, один из организаторов промышленного садоводства Сибири, доктор сельскохозяйственных наук (1949), профессор (1951), академик ВАС-ХНИЛ (1956), Герой Социалистического Труда (1966), дважды лауреат Государственной премии (1946, 1981 – посмертно). Основатель и до 1967 года бессменный руководитель Алтайской опытной станции садоводства, с 1973 года преобразована в научно-исследовательский институт садоводства Сибири его имени.

Родился в Ачинске Красноярского края в семье лесообъездчика. Окончил гимназию в Красноярске, учился на юридическом факультете Томского университета, позже окончил Московскую сельхозакадемию им. К.А. Тимирязева.Весной 1933 года переехал на Алтай, в Ойрот-Туре (Горно-Алтайск) организовал опорный пункт садоводства. Автор более 300 опубликованных научных работ. В 1952 году М. А.      Лисавенко первому в стране присуждена Золотая медаль имени И. В. Мичурина.

Первые цветы – гладиолусы и ирисы - Михаил Афанасьевич привёз, сохраняя их за пазухой. Позднее он принимал участие во многих экспедициях по сбору и изучению дикорастущих растений Алтая. Нашёл, например, плакучую форму ивы Ледебура в Курайской степи. Под названием ивы курайской она до сих пор широко используется в озеленении.

Эта беседка сделана по чертежам академика М. Лисавенко.

За сезон через дендрарий проходит более 10 тысяч человек.

В декоративном питомнике института изучаются вопросы ускоренного размножения ценных для озеленения видов кустарников. Для трудно или медленно размножаемых культур наряду с традиционными способами разрабатываются нетрадиционные: вегетативные. Для озеленения городов и сёл Сибири направлено более 10 миллионов саженцев деревьев, кустарников и травянистых цветочных растений с разнообразными декоративными возможностями. Михаил Афанасьевич Лисавенко, понимая всю трудность организации в крае самой сложной отрасли сельского хозяйства – декоративного садоводства, поручил её человеку, равному себе по кругозору и широте научных интересов - Зинаиде Ивановне Лучник.

«Алтай, как самая южная и относительно тёплая часть Западной Сибири, таит в себе возможности произрастания большого числа и разнообразия видов растений, что имеется в настоящее время в природе. Надо использовать эти возможности, завезти сюда растения из других, подходящих по климату зон земного шара, испытать их здесь, отобрать всё, что полезно и пригодно для культуры, а отобранное совершенствовать селекционным путём, чтобы украсить Алтайский край чудесными садами и парками», - писала Зинаида Ивановна Лучник.

 Она посвятила этой кропотливой работе на Алтае 53 года своей жизни (13 лет - в Горно-Алтайске, 40 лет – в Барнауле).

Зинаида Ивановна собирала растения в природе, ездила в экспедиции, выписывала семена из ботанических садов всего мира. Она создала не только видовые коллекции деревьев и кустарников, но и сортовые (сирень, розы, ирисы, флоксы и другие травянистые многолетники). Организовала селекционную работу как с местными видами (ель сибирская, фиалка алтайская, пионы), так и с недостаточно зимостойкими, но ценными видами. В этой области круг её интересов необычайно широк: сирень обыкновенная, дуб черешчатый, бархат амурский, клён остролистный и мелколистный, лещина разнолистная и обыкновенная, черёмуха виргинская и обыкновенная, тюльпаны.

Она разрабатывала проекты, выращивала посадочный материал и руководила закладкой более 300 дендрариев при школах, изучала технологию выращивания, способы размножения, создала гербарный фонд, вела пропагандистскую работу.

В настоящее время эту работу продолжают её последователи Наталья Семенюк, Клавдия Попова, Ольга Мухина, Ирина Сатлейкина, Зоя Долганова.

 Впервые в Сибири создано 40 зимостойких сортов декоративно-цветочных культур: низкорослой и высокой сирени обыкновенной; засухоустойчивых – ириса мечевидного, низкорослых с чашевидной формой цветка ириса сибирского; редкой окраски с японским типом цветка пиона китайского; раноцветущего пиона уклоняющегося и пиона молочно-цветкового, самых крупных в мире аквилегий и разнообразно окрашенных примул.

Зоя Долганова,

доктор сельскохозяйственных наук.

Она впервые в Сибири создала более 30 сортов ирисов.

Аллея из маньчжурского ореха.

Руководили посадками Зинаида Лучник и Михаил Лисавенко.

Многолетний опыт научных исследований, проведённых в Институте имени М.А. Лисавенко и обобщенных в более 350 работах, показал, что декоративное садоводство Сибири может быть высокорентабельной отраслью сельского хозяйства.

В Алтайском крае заложен крупномасштабный научный эксперимент: при школах создавать дендрарии. Но они закладывались не для того, чтобы просто озеленить школьные усадьбы, а чтобы проследить, сравнить, что в какой зоне и как растёт. И каждые пять лет З.Лучник объезжала их и потом выдала пособие дендрологам. У неё есть книга, в которой отмечено по каждому дереву, в какой зоне края перспективно или нет выращивать. Такой огромной работы нет не только в России, но и за рубежом. Чтобы так планомерно один человек успел столько сделать…                                            Один из рукотворных прудов

Школам давались бесплатно саженцы, проекты дендрариев выполнялись тоже бесплатно. Туда-сюда в районы бегала машина.  У каждого дерева в дендрарии есть биография, занесённая в специальную книгу.

Лещина обыкновенная

Плоды лещины

4. Закрепление изученного материала

а) ответы на вопросы

Основоположник барнаульского дендрария

Кто продолжал его дело 53 года?

Где находится дендрарий?

Как используются растения дендрария ?

Какие новые растения вырастили учёные института садоводства?

Как школьники помогают учёным в изучении растений?

б) выполнение рисунков

5. Рефлексия

Что нового я узнал(а) ?

Где могут пригодиться эти знания?

6. Итог занятия

Литература:

Извекова Л. Волшебный уголок. Лучший в России./ Алтайская правда, №272-273, 14 сентября 2007.

«Зинаида Ивановна Лучник о себе и о семье». Сборник научных трудов «Декоративное садоводство Сибири»/ Барнаул, 1967.

Энциклопедия Алтайского края в 2 томах. 2 том./ Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Барнаульский зоопарк"

Материал будет интересен для знакомства с достопримечательностями Алтайской столицы, а также во внеклассной работе по экологическому воспитанию...