Планирование кружка "Юный друг природы" для 2 класса
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Ольга Ивановна Шмелева

Развёрнутое планирование кружка для 2 класса "Юный друг природы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с. Раскатово

Марксовского района Саратовской области

«Рассмотрено»

на МО классных руководителей

Руководитель МО

________

«___» _______ 2012г.

«Согласовано»


Зам директора по ВР


________Ибраева Г З

«___» _______ 2012г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ

__________Зиновьева Н В

«____» _______2012 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

«Юный друг природы »

Возраст детей: 7-8 лет

Срок реализации программы: 1 год.

Составитель: учитель начальных классов Шмелева Ольга Ивановна

2012-2013 уч год

Пояснительная записка

«Юный друг природы» 2 класс - 34 часа ( 1 час в неделю )

Актуальность Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Я надеюсь, что данная программа поможет мне формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому  природно-социальному окружению.

Ценностный аспект содержания  раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание

 Нормативный аспект содержания экологического образования  это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали  показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

При построении  программы кружковой работы я сочла  целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы:

 познавательном;

 познавательно-развлекательном;

 практическом;

 исследовательском.

Познавательное направление работы кружка включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению знаний о природе  младших школьников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это  театрализованные представления на экологическую тему, устные журналы, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.

Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Основная цель экологического воспитания младших школьников - научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, пониманию сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой.

Задачи:

* показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую значимость;

* пробудить в детях стремление беречь природу как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества;

* развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности.

* воспитать эстетическое и нравственное отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

          Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования у обучающихся правильного миропонимания, так и для воспитания у них ответственного отношения к сохранению объектов природы.

Направления деятельности по охране окружающей среды

             нравственное                                  эмоциональное                      интеллектуальное

(воспитание ответственности,        (развитие отношения к природе    (развитие способности

воли, целеустремлённости)             как к универсальной ценности)     к анализу экологических

                                                                                                                        ситуаций)

При экологическом воспитании реализуется и патриотический аспект: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину, охранять природу - значит охранять Родину.

В данной Программе природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития  -  познавательного,  эстетического,  нравственного  и  физического.

Принципы Программы:

* Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование нравственных ценностей на основе целостного миропонимания.

* Личностный – развитие личностных качеств, готовность к самостоятельной деятельности по защите природы, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.
* Принцип культуросообразности - развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа, особенностей его национального характера, воспитание ценностных ориентаций и отношений к ним.

* Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.

* Принцип доступности – получение новых знаний и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.

* Принцип творчества – развитие творчества через наблюдения за природой, художественное слово и практическую деятельность.

* Принцип ответственности – использование учебного материала, способствующего развитию ответственности за собственные слова и поступки

Ожидаемые результаты

При реализации Программы у обучающихся формируются следующие компетентности:

• компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны); 
• компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, приобретение навыков общения и организации труда); 
• компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях

Программа формирования универсальных учебных действий

* Личностный блок

- развитие нравственных качеств, творческих способностей;

- развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- создание творческих альбомов, авторских книг.

* Познавательный блок

- получение знаний экологического содержания;

- работа с историческими источниками;

- поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;

- проведение простейших наблюдений и опытов;

- анализ и интерпретация результатов своих наблюдений;

- выявление закономерностей .

* Регулятивный блок

- подготовка и презентация выставок, сообщений;

- подготовка и проведение викторин, конкурсов;

- планирование и выполнение мини-проектов;

- планирование и проведение мини-исследований;

* Коммуникативный блок

- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- отработка умения слушать и вступать в диалог;

- обучение постановки вопросов;

- участие в коллективных творческих делах;

- сотрудничество со сверстниками и другими людьми;

- обучение владению диалогической и монологической речью;

- работа в группах;

- ролевые игры и драматизации;

- обсуждение проблем в группах;

- интервью с родителями, интересными людьми;

- обсуждение различных экологических проблем;

.

Литература

Журнал «Начальная школа» №6 1998 год

Смирнова О. М «Дифференцированный подход в обучении природоведению» Москва «Новая школа» 1997 год

«Классные часы в первом классе» С Р Рябова ООО  «ВАКО», 2008 год

« Справочник классного руководителя  1- 4 класс » Н И Дереклеева  Москва «ВАКО», 2009 год

Гамазкова И Л «Азбука в загадках»  Москва Век 2, 2007 год

Плешаков А А «Зелёные страницы» Москва  Просвещение 2005 год

Черкасова  М В «Они должны жить»  Москва Агропромиздат 2005 год

Энциклопедия «Я познаю мир» Москва  ООО  «Издательство» 2008 год

Журнал «Начальная школа» №6 1998 год

Смирнова О. М «Дифференцированный подход в обучении природоведению» Москва «Новая школа» 1997 год

«Классные часы в первом классе» С Р Рябова ООО  «ВАКО», 2008 год

« Справочник классного руководителя  1- 4 класс » Н И Дереклеева  Москва «ВАКО», 2009 год

Журнал «Начальная школа» №6 1998 год

Смирнова О. М «дифференцированный подход в обучении природоведению» Москва «Новая школа» 1997 год

«Классные часы в первом классе» С Р Рябова ООО  «ВАКО», 2008 год

« Справочник классного руководителя  1- 4 класс » Н И Дереклеева  Москва «ВАКО», 2009 год

Учебно-тематический план 2 класс


п/п

Тема

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретических

Практических

1

«Я – человек»

1

1

2

«Писатели – о красоте природы».

1

1

3-5

«Осень – художница»

3

1

2

6-7

«Природа и искусство»

2

1

1

8

«Мы – друзья природы»

1

1

9

«Красота слова»

1

1

10

«Иллюстрирование текстов»

1

1

11

«Красота зимней природы»

1

1

12

«Волшебница-зима»

1

1

13

«Наш друг – лес»

1

1

14

Акция «Сбережём зелёный лес»

1

1

15-17

«Жизнь дана на добрые дела»

3

1

2

18

«Защитим природу»

1

1

19

«Моя мечта»

1

1

20

«Труд – основа жизни»

1

1

21

«Учимся дружить»

1

1

22-23

«Цветочный хоровод»

2

2

24

«Самое дорогое»

1

1

25-27

«Зеленая аптека»

3

1

2

28

«День Земли»

1

1

29-30

«Весна-красна»

2

1

1

31-32

«Красота родной природы»

2

2

33-34

Резерв времени

2

2

Итого

34ч

11 ч

23ч

Содержание программы- 2 класс

№ ТЕМЫ

Тема занятия

Содержание

1

«Я – человек»

Беседа о нравственных качествах. Значение слов ЭКОЛОГИЯ,  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Беседа об ответственности. Разучивание песни «Большой хоровод». Просмотр видеосюжета о красоте родной природы.

2

«Писатели – о красоте природы».

Чтение рассказов, заметок, зарисовок в газете-журнале  о красоте природы. Знакомство детей с газетными жанрами. Творческая работа – раскрашивание рисунков.

3

«Осень – художница»

Экскурсия-наблюдение за осенней природой.  Игра «Я хочу сказать своё слово» (подбор эпитетов и сравнений).

4

«Осень - художница»

Чтение зарисовок осенней природы в газете-журнале. Выделение цветом в тексте  слов-описаний. Просмотр видеосюжета о красоте природы в разное время года. Подбор эпитетов и сравнений.

5

«Осенняя зарисовка»

Просмотр видеосюжета о красоте осенней природы. Учимся передавать настроение. Написание осенней зарисовки по схеме. Выпуск стенгазеты.

6

«Природа и искусство»

Выставка репродукций картин по теме «Родная природа». Чтение стихотворений известных писателей о красоте природы. Растительный орнамент в творчестве народных мастеров. Рисование – цветочная роспись.

7

«Природа - наш дом»

Работа над смыслом высказывания «Природа – наш дом». Макетирование странички. Рисование по представлению. Запись мудрости о природе.

8

«Мы – друзья природы»

Театрализация «В деревне». Беседа о взаимосвязи мыслей, слов и поступков. Анализ жизненных ситуаций по теме «Мы – друзья природы».

9

«Красота слова»

Мудрые мысли о красоте природы. Чтение заметок, зарисовок, стихотворений о красоте природы под классическую музыку и видеоряд.  

10

«Иллюстрирование текстов»

Иллюстрирование стихотворений из газеты-журнала о красоте природы.

11

«Красота зимней природы»

Экскурсия-наблюдение за зимней природой. Игра «Я хочу сказать своё слово». Зимние игры.

12

«Волшебница-зима»

Чтение заметки «Волшебница-зима». Отгадывание кроссворда. Подбор эпитетов и сравнений. Чтение в газете-журнале зимних зарисовок.  Написание зимней зарисовки по схеме.

13

«Наш друг – лес»

Просмотр видеосюжета о красоте леса. Беседа о защите зелёных насаждений. Изготовление новогодних ёлок из подручных материалов. Написание новогоднего поздравления-призыва о защите хвойных растений.

14

Акция «Сбережём зелёный лес»

Выставка самодельных новогодних ёлок. Вручение новогодних поздравлений-призыва.

15

«Жизнь дана на добрые дела»

Беседа о животном и растительном мире родного края. Просмотр видеосюжета о растениях и животных. Составление пословицы «Жизнь дана на добрые дела». Беседа о смысле пословицы. Беседа о помощи зверям и птицам в зимнее время.

16

«Жизнь дана на добрые дела»

Изготовление кормушки для птиц.

17

«Жизнь дана на добрые дела»

Просмотр видеоряда о красоте природы. Чтение заметок в газете-журнале о защите природы. Газетный жанр – заметка. Написание заметки «Защитим природу».

18

«Защитим природу»

Выпуск стенгазеты.

19

«Моя мечта»

Чтение заметки «Мечтать на пользу людям». Работа по содержанию. Запись мечты и желаний.

20

«Труд – основа жизни»

Чтение заметки «Трудиться, трудиться и трудиться». Беседа по содержанию. Беседа о труде людей по благоустройству города. Газетный жанр – отзыв. Написание отзыва по схеме.

21

«Учимся дружить»

Беседа о дружбе. Примеры дружбы человека и животных. Животные – спасатели. Чтение заметок в газете-журнале. Написание отзыва на услышанное.

22

«Цветочный хоровод»

Просмотр видеоряда «Красота цветов». Видео распускающегося цветка. Кроссворд о цветах. Исполнение танца «Хоровод цветов».

23

«Цветочный хоровод»

Беседа о подарках. Прослушивание песни «Не рвите цветы, не рвите» Изготовление праздничной открытки к 8 Марта – рисование цветов.

24

«Самое дорогое»

Чтение рассказа «Самое дорогое». Беседа о любви к родной Земле. Чтение стихотворений о родном крае в газете-журнале. Просмотр видеоряда. Рисование родной природы.

25

«Зеленая аптека»

Экскурсия в аптеку. Рассказ аптекаря о лекарственных растениях.

26

«Зеленая аптека»

Написание информационной заметки о посещении аптеки.

27

«Растения под нашей защитой»

Путешествие по страницам «Красной книги». Просмотр документального фильма о растениях, находящихся под охраной. Написание отзыва на увиденное.

28

«День Земли»

Беседа об охране природы. Чтение отзывов. Беседа «Человек – творец красоты».

Оформление стенгазеты «Украсим Землю добротой».

29

«Весна-красна»

Экскурсия-наблюдение за весенней природой. Беседа о животном и растительном мире родного края. Беседа о весенних изменениях в жизни растений и животных.

30

«Весна-красна»

Рисование весенней природы.

31-32

«Красота родной природы»

Чтение стихотворений о красоте природы под классическую музыку и видеоряд. Выставка рисунков и фотографий. Исполнение песен о красоте природы. Презентация творческих альбомов

32

Резерв времени

Методическое обеспечение программы 2 класс


п/п

Тема

Методическое обеспечение

Формы проведения занятий

Методы и приемы обучения

 Формы подведения итогов

1

«Я – человек»

Фронтальная беседа

Объяснительно-иллюстративный,

Разучивание песни «Большой хоровод»

2

«Писатели – о красоте природы».

Коллективная работа

Объяснительно-иллюстративный,

Творческая работа – раскрашивание рисунков.

3-5

«Осень – художница»

Викторина

Наблюдение

Выпуск стенгазеты

6-7

«Природа и искусство»

Коллективная работа

Демонстрационный,

Рисование – цветочная роспись.

8

«Мы – друзья природы»

Коллективная работа

Объяснительно-иллюстративный,

Театрализация «В деревне».

9

«Красота слова»

Групповая работа

Объяснительно-иллюстративный,

10

«Иллюстрирование текстов»

Коллективная работа

Частично-поисковый

Иллюстрирование стихотворений из газеты-журнала

11

«Красота зимней природы»

Коллективная работа

Наблюдение

Экскурсия-наблюдение

12

«Волшебница-зима»

Коллективная работа

Объяснительно-иллюстративный,

Написание зимней зарисовки по схеме.

13

«Наш друг – лес»

Групповая работа

Частично-поисковый, Демонстрационный,

Изготовление новогодних ёлок из подручных материалов

14

Акция «Сбережём зелёный лес»

Урок-практикум  

Практикум

Выставка самодельных новогодних ёлок.

15-17

«Жизнь дана на добрые дела»

Групповая работа

Практикум

Изготовление кормушки для птиц.

18

«Защитим природу»

Коллективная работа

Практикум

Выпуск стенгазеты

19

«Моя мечта»

Групповая работа

Частично-поисковый Объяснительно-иллюстративный,

Заполнение книги желаний

20

«Труд – основа жизни»

Коллективная работа

Частично-поисковый Демонстрационный,

Написание отзыва по схеме

21

«Учимся дружить»

Коллективная работа

Наблюдение

Выставка творческих работ.

22-23

«Цветочный хоровод»

Коллективная работа

Демонстрационный,

Изготовление поздравительной открытки.

24

«Самое дорогое»

Коллективная работа

Объяснительно-иллюстративный,

25-27

«Зеленая аптека»

Групповая работа

Частично-поисковый

Викторина

28

«День Земли»

Коллективная работа

Частично-поисковый , Демонстрационный,

Игра «Что?Где?Когда?»

29-30

«Весна-красна»

Коллективная работа

Практикум

Выставка рисунков.

31-32

«Красота родной природы»

Коллективная работа

Частично-поисковый, Демонстрационный,

Презентация творческих альбомов.

33-34

Резерв времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Лес - наш друг" 1 класс.

Данное мероприятие позволяет:раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду;формировать у детей нормы ...

Открытый урок по теме: "Какой? Какая? Какое? Какие?" 2 кл; Окружающий мир для тув.школ "Будь природе другом" 2 класс А.А.Плещаков

1. Открытый урок русского языка во 2 классе национальной школы. Провела учитель начальных классов МОУ Суг-Аксынской СОШ 2 категории: Ондар А. Ч. Тема: Какой? Какая? Какое? Какие?    Ц...

Урок-предостережение по окружающему миру "Будь природе другом!" 2 класс

Урок «Будь природе другом!» является итоговым в разделе «Природа».В уроке выделены этапы работы:1.Эмоциональный настрой.2.Актуализация знаний.3.Объяснение нового материала.4.Закрепление. Работа с учеб...

Развитие речи. Обучающее изложение "Друг" 4 класс

Презентация к уроку по развитию речи. Подготовительная работа для написания изложения "Друг" 4 класс....

"Научим друг друга", 2 класс, УМК "Гармония"

Презентация знакомит с особенностями написания кулинарного рецепта. Работа выполнена к уроку русского языка во 2 классе по теме "Научим друг друга"....

Тематическое планирование внеурочной деятельности Язык-мой друг 4 класс

       Программа курса «Язык мой друг мой»  для учащихся 4  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУ...

Бинарный урок музыки-психологии "Музыка учит людей понимать друг друга" (2 класс)

Конспект бинарного открытого урока музыки и психологии во 2 классе на основе произведений Кабалевского Д.Б. Урок получил положительную оценку Администрации школы, работа заняла I место в VII Всероссий...