Беседа с учениками: "Правда и ложь."
методическая разработка (3 класс) по теме

Ахмедова Марина Алексеевна

Воспитательная беседа с учениками 3 класса содержит проблемный вопрос( к чему же соотнести фантазию). Урок содержит технологическую карту, презентацию, конспект занятия, а также различные формы работ . Урок продолжительностью 20 минут, был представлен на конкурсе учитель года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

классного часа

участника конкурса «Учитель года 2013»

Учитель начальных классов

Ахмедова Марина Алексеевна

Дата:

15.11.2012

Класс:

3-б

Форма проведения:

беседа

Тема:

«Правда и ложь»

Цели:

научить различать правду и ложь; выяснить, к чему относится фантазия.

Оборудование:

мультимедиа (презентация), наглядный материал (опорные слова и «Собери пословицу»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДАВАЙТЕ ПОБЕСЕДУЕМ ! Презентацию выполнила учитель начальных классов МБОУ Барвихинской СОШ Ахмедова Марина Алексеевна

Слайд 3

ТЕМА: «ПРАВДА И ЛОЖЬ»

Слайд 4

ПРАВДА – это то, что соответствует действительности, это истина ЛОЖЬ – это намеренное искажение истины, это неправда

Слайд 5

ЧТО ЭТО?

Слайд 7

Давайте подумаем Расшифруйте слова: СЫМЫВЕЛ вымысел ЛУМЕСЫ умысел Вымысел – это то, что создано воображением, фантазией. Умысел – это заранее обдуманное тайное намерение, заслуживающее осуждения.

Слайд 8

1.Пообещал – 2.Не уверен, что сделаешь 3.Поступил неправильно 4.Говори только то, что 5.Поступай только сделай. не обещай. признайся. думаешь. честно.



Предварительный просмотр:

                                    БЕСЕДА  С УЧАЩИМИСЯ

                                          ТЕМА: «Правда и ложь»

Цель:

Объяснить учащимся, чем фантазия отличается ото лжи; чем фантазия отличается от правды; почему лгать плохо.

Задачи:

Выяснить, к чему фантазия ближе - к правде или ко лжи; рассмотреть виды лжи, причины возникновения желания лгать.

Подготовительный этап:

- Заранее подготовить листочки с ложными и верными высказываниями.

(Дети сидят не за партами.)

1.Орг. момент

- Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.

- Круг – это символ объединения, родства душ. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить и конечно улыбнёмся друг другу.

2.Определение темы.

- Начинаем  наш  разговор  со  сказки:

       За высокими  горами, за  зелёными  лесами жили-были  две  сестры. Одну  звали  Правда, другую Ложь. Правда  была  красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ  правду  любил, а  Ложь  стороной  обходил, так как  она  мешала  им  честно  жить  и  трудиться. Вот, скажем, начинает  народ сев  зерна, чтобы урожай вырастить, а  Ложь  тут  как  тут: «Что вам  трудиться да  спины  гнуть, бросьте  зерна, ветер  их  сам  разнесёт». Честный  человек  её  не  слушает, знай  себе,   трудится,  а  ленивому  такой  совет  по  нраву: ляжет  под  куст,  да  и  заснёт. Работа кое-как выполнена, сам себя  обманывает, урожаю  и  не  бывать  на  его  поле. А  это  голод  для  народа.  Стал  народ  думать,  как  ото  Лжи  избавиться. Уж и правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай,  себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живёт она с нами и ни кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет  от  неё  избавиться.

- О чём мы будем говорить?

- Тема нашего разговора «Правда и ложь»

(Обсуждение определений «правда» и «ложь»)

- Попробуем дать определение этим понятиям.

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С  тобою,  правда, рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в  этом  разобраться?

Как  научиться  жить.

Чтоб  только  с  правдой рядом,

А  с  ложью  не  дружить?

3. Раскрытие темы.

- Обсудите и выберите из списка к каждому слову, близкие по значению слова, синонимы.

          правда                                              ложь

            истина                                           неправда  

      действительность                                обман

        откровенность         враньё

-  Что у вас получилось.

- Что  такое правда? Ложь?

- В толковом словаре Ожегова этим понятиям даётся такое определение:

Правда – это то, что соответствует действительности, истина.

Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.

Игра « Правда или ложь»

Дети выходят к доске, по очереди читают высказывания (верные или неверные) и распределяют их по корзинкам «правда и ложь».

* На березе растут шишки.

* Волк может сидеть на дереве.

* Зимой идет снег.

* Иглы ели - видоизмененные листья.

* Если у рыбы хорошее настроение, она поет.

*Если у мальчика хорошее настроение, он виляет хвостом.

* Если дому становиться скучно, он идет гулять.

* ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

* ЧУ, ЩУ пиши с буквой Ю.

* Вчера был четверг.

* Наша земля плоская.

* Писатели пишут книги.

* Петух играет на рояле.

* На елке растут яблоки.

* Ложь обычно используется в корыстных целях.

* Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

* Ложь может приносить вред окружающим.

(Стихотворный персонаж  ЖЕНЯ просит разобраться:)

 А Фантазия? Это правда или ложь?

Учитель предлагает детям взять листок, на котором написано слово «фантазия». Дети должны подумать, к чему это слово ближе - к правде или ко лжи.

(Вопросы для беседы:)

*Чем фантазия отличается от правды?

*Чем фантазия отличается ото лжи?

Некоторые люди путают фантазию и ложь

-В чем отличие фантазии ото лжи?

*Кто людям более приятен: фантазер или лжец, и почему?

* Нужно ли учиться лгать?

* Нужно ли учиться фантазировать? *Всегда ли нужно говорить правду в глаза?

*Как вы понимаете утверждение: «Самый опасный человек - лжец»?

Как вы считаете, хорошо, или плохо фантазировать всю жизнь?

(Ответы детей)

-Способность фантазировать сохраняют на всю жизнь далеко не все люди. Многие так заняты собственными проблемами и неурядицами, что на такую вещь, как фантазия, у них просто нет времени. А люди, которым удалось сохранить способность фантазировать, обычно занимаются творческими профессиями: художники, музыканты, писатели. Их работа - создавать фантазийные иллюзии, и многие занимаются своим любимым делом всю жизнь.

-Каждый из вас слышал и от родителей, от воспитателей, от учителей, что лгать плохо.

Но объясняли ли они вам, почему это делать нехорошо? Пытались ли с вами разобраться, почему люди начинают лгать?

(Ситуации из школьной жизни.)

- Поговорим о ситуациях из школьной жизни.

Как вы поступаете, если:

- получили двойку;

- потеряли сменную обувь;

- опоздали на урок;

- гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?

- разбили красивую вазу?

- А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?

- Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?

(Работа с пословицами)

- О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы с ними уже работали.

- Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.

(Каждой группе даются две одинаковые пословицы)

Красива ложь, да от правды не уйдёшь.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

- Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.

- А вы знаете пословицы о правде и лжи?

4. Подведение итога

- Теперь вы знаете, что ложь бывает разной, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

5. Итог работы.

(Составление правил честного поведения. )

- Предлагаю вам помочь составить правила честного поведения. 

1)    Сказал – сделай.

2)    Не уверен – не обещай.

3)    Ошибся – признайся.

4)    Говори только то, что думаешь.

5)    Не можешь сказать правду – объясни почему.

6)    Поступай только честно.

-Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С  тобою,  правда, рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Давайте мы, ребята,

На свете  честно  жить,

Не будем  лгать,  а будем, лишь

Правду  говорить!

- Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Понятия "истина" и "ложь"

Разработка урока информатики по учебнику "Информатика" Н.В.Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатова....

Правда и ложь, или путешествие Лунтика в страну поЗНАЙка.

 Классный час  «Правда и ложь»  на нравственную тему, его можно провести в 1 или 2 классе. Цель: знакомство с понятиями правда и ложь,              совершенствовать навыки культуры общения,           ...

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе Тема: «Детская ложь: способы профилактики».

 План-конспект выступления.1. Что такое детская ложь?2. Какие причины могут лежать в основе детской лживости?3. Признаки, по которым можно догадаться, что ребенок обманывает.4. Как поступить, если реб...

Конспект урока лит.чтения 2 класс по теме "Обобщение по разделу "Сказка -ложь, да в ней намёк...""

Конспект урока лит.чтения 2 класс (ОС "Школа 2100") по теме "Обобщение по разделу "Сказка - ложь, да в ней намёк..."...

родительское собрание "Детская ложь и фантазия"

презентация к родительскому собранию "Детская ложь и фантазия"...

Классный час - беседа на тему "«Правда и ложь».

Классный час - беседа во 2 классе на тему: «Правда и ложь».Цель: формировать нравственные качества: честность, справедливость....

Этическая беседа «Правда и ложь» в группе продленного дня

Этическая беседа «Правда и ложь» в группе продленного дня...