ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕНЬ
методическая разработка (3 класс) по теме

Сафонова Татьяна Пантелеймоновна

Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей. Воспитывать доброжелательное отношение к природе; способность чувствовать состояние природы, эмоционально откликаться и отображать свои чувства в творческих работах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_osen.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Новооскольская  образовательная (специальная) школа – интернат 8 вида.

ПУТЕШЕСТВИЕ  В  ОСЕНЬ

Познавательное  занятие  о  приметах  осени  в  3  классе.

                              Воспитатель:  Сафонова  Т. П.

Октябрь 2011 год.

Путешествие в осень

                                                                           Т. П. Сафонова

Цели и задачи: Уточнить знания детей об осени, осенних месяцах; учить характеризовать приметы осени; обогащать словарь, развивать связную речь, память, внимание.  Учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей. Воспитывать доброжелательное отношение к природе; способность чувствовать состояние природы, эмоционально откликаться и отображать свои чувства в творческих работах.

Методы и приемы: беседа, игра « Листочки», «Дождик», дидактическая игра « Одень дерево», загадки, драматизация, игра «Лови-назови»,  «Эстафета», составление рассказа.

Оборудование: осенние листья, картинки осени, рисунки, шапочки овощей, зверей, разрезные картинки.

Подготовительная работа: разучивание стихов, наблюдение в природе, чтение рассказов. Пение песен, рассматривание иллюстраций с изображением осени и беседы по ним, составление букетов, рисование, игры с листьями, сбор природного материала для поделок, приготовление овощных и фруктовых салатов.

                                   Ход занятия

Дети, сегодня мы с вами окунемся в мир природы, а точнее поговорим о временах года. Кто назовет мне все времена года?

Сколько их всего?

А какое сейчас время года?

Давайте остановимся на осени.

Какая осень бывает?    ( ранняя, золотая, поздняя)

А сколько месяцев в осени?

                                            Сентябрь – ранняя

                                             Октябрь – золотая

                                             Ноябрь – поздняя

 - А вот и наши братцы месяцы.

Сентябрь – Сентябрь на осень не похожий,

                    День теплый и по – летнему пригожий.

                    Цветут настурции и ноготки, как летом.

                    Вокруг все ярким солнышком согрето.

Октябрь  - Октябрь крадется по дорожкам,

                   Ступает тихо солнцу вслед.

                   Грибы и ягоды в лукошке

                   И сентябрю он шлет привет.

Ноябрь  -   Последние листы уносит ветер
                  По – северному резок и колюч.

                   Лежит на крышах иней на рассвете

                   И солнышка не видно из-за туч.

 

Каждый видит  осень по-своему. Посмотрите, какая разная осень.

Давайте мы с вами рассмотрим осенние картинки и определим,  какая же осень изображена на картинке.            ( работа с картинками)

Давайте поиграем с вами в игру « Лови – назови», и повторим, что за чем происходит:

 - зима, а за нею?

 - лето, а за ним?

 - осень, а за нею?

 - сентябрь, а за ним?
- ноябрь, а перед ним?

А кто быстро и ловко сложит из пазлов картинку осени правильно?

Кто скажет, какими словами можно сказать об осени?

                   ( солнечная, дождливая, золотая, погожая, хмурая, унылая…)

А какая погода осенью?

                   ( пасмурная, ненастная…)

А как можно сказать о дожде?

                ( мелкий, надоедливый, холодный, моросящий, грибной, сильный)

                                      Физкультминутка

К нам, на тонкой, длинной ножке  скачет дождик по дорожке

На одной, на другой,

В лужицах смотри, смотри, он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты, стали мокрыми цветы.

Мокрый, серый воробей сушит перышки скорей.

Об осени композиторы сочиняли музыку, песни; художники изображали на картинах, а поэты сочиняли стихи. Кто из вас прочтет стихи?

                                Чтение стихов

Кто был внимательным на прогулках и заметил, что же происходит с деревьями? Какого цвета листья? Где букашки, бабочки, муравьи? Что стало с цветами, травой?

                           Ответы

Ветерок  - Телеграмма!  Телеграмма! Я летел к вам прямо, прямо,

            Никого не замечал: не шуршал и не шептал.

            Прилетел я точно к вам, телеграмма срочная!

                                  Телеграмма

Облетает старый лес, полный сказок и чудес,

Ни листочка, ни травинки, улетели паутинки.

Все забыли старичка, старичка – Лесовичка.

Приходите, поглядите, чем  нибудь  хоть помогите!

_Давайте представим все, что мы в лесу и посмотрим, что же там происходит?             ( опадают листья…)

                       Игра с листочками

Мы листики осенние летим, летим, летим.

Легко и плавно в воздухе кружим, кружим, кружим,

Повертелись, покружились и на землю опустились.

Давайте превратимся в волшебников и попробуем одеть деревья.  

       Дидактическая игра « Одень дерево»

А что в лесу еще растет?      ( грибы)

                   Стихи о грибах.

Осень хлопотливая пора и у зверушек и у птиц.

Что птицы делают осенью?         ( улетают на юг. Это птицы перелетные)

А кто с нами остается? (зимующие:ворона, дятел, воробей, снегири, синички)

Кто в лесу еще живет?   ( звери)

Как они готовятся к зиме?     ( ответы)

 - А вот и белка и зайчишка, колючий ежик, бурый мишка.

   Сейчас мы их сказать попросим, как все они встречают осень.

Заяц – Пора мне зайчику линять, пора мне шубку поменять.

            Зимой быть серым не могу, меня заметят на снегу.

Белка – А я спешу, спешу, спешу, я на сучках грибы сушу.

             На зиму делаю запас, мне очень холодно сейчас.

Медведь – А я в берлогу лягу спать, за осенью зима опять.

             Пусть мне во сне приснится мед, проснусь, когда весна придет.

Еж  - Я тоже буду спать, как мишка, я поохотился за лето:

          Грибы искал, мышей ловил. Мне надо отдохнуть за это,

          Устал я , выбился из сил. Сучков себе я принесу.

           Квартиру сделаю в лесу.

-Ну, что ж ,старайтесь, в добрый час, мы очень рады видеть вас.

Я вам, ребята. Предлагаю нарисовать яркий наряд осени, что бы запомнить ее, такой красивой и отошлем Лесовичку на память.

Только сначала разогреем свои пальчики:

      Пальчиковая гимнастика:

Ветер по лесу летал, ветер листики считал:

Вот – дубовый, вот – кленовый, вот – рябиновый, резной,

Вот – с березки золотой, а последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинки.

( Коллективное нетрадиционное рисование  под музыку)

 - А что осенью еще происходит? Как одеваются люди, мы с вами? (ответы)

 - Что люди делают осенью? Чем занимаются?

 - Где овощи растут? Где фрукты?

 - Кто больше назовет овощей и фруктов?

                         (2 команды соревнуются)

 - А теперь посмотрим на плакат и определим, что лишнее?

   И что где расположено?

(Домашнее задание:  Приготовление салатов из овощей и фруктов. Представление и защита блюд)

 - А сейчас я расскажу вам историю, которая случилась у нас на огороде.

 Давным-давно, жили – были овощи на огороде, дружно, не спорили.

Огурец – Я – веселый молодец – веселый огурец.

Капуста – Без меня на грядке пусто, а зовут меня – капуста.

Лук – Без меня вы как без рук, в каждом блюде нужен лук.

Помидор – Любят дети с давних пор вкусный, сладкий помидор.

 - Овощи росли, зрели на грядке, но однажды Помидор решил, что он лучше всех

Помидор – Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.

            Меня, взрослые и дети любят больше всех на свете

Огурец – Слушай, это просто смех, хвастать, что ты лучше всех.

Капуста –не поймет никак он, братцы, некрасиво задававаться.

Помидор – Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее.

                    Меня, взрослые и дети любят больше всех на свете.

 - Хвалился, хвалился и с куста свалился. Обиделись на него овощи, отвернулись и не стали с ним дружить.

Капуста – Позор!

Огурец – Кошмар!

Лук – не хотел быть с нами дружен, будешь никому не нужен.

 - Стыдно стало помидору, заплакал он и покраснел

Помидор – Вы меня, друзья, простите, вы меня с собой возьмите.

 - Помирились овощи, опять стали дружно жить. Только с тех пор Помидор остался красным.

                                      Загадки

На грядке привалился на бочок солидный, крутолобый….(кабачок)

Хвост зеленый, красная головка, это – остроносая….(морковка)

Он круглый и красный, как глаз светофора, среди овощей нет сочней

                                                                                            (помидора)

От частой поливки едва не промокла, бордовая, темно-лиловая (свекла)

Летом в огороде свежие, зеленые, а зимою в бочке – крепкие, соленые.

Как надела 100 рубах, захрустела на зубах,

Как же быть без хруста, если я….(капуста)

Я вырос на грядке, характер мой гадкий, куда не приду, всех до слез доведу.

 

                 « Эстафета с палочкой» игра

 - Мы сегодня много говорили о том, что же происходит осенью. Кому попадает палочка в руки, называет одну примету осени.

 - А сейчас посмотрим на схему и составим рассказ об осени.

                              ( составление рассказа)

Торопится осень закончить дела: старательно землю дождем полила,

Про птиц не забыла, на юг проводила.

В полях и садах урожай собрала.

Дарила нам разные фрукты сначала,

Потом нас грибами она угощала, арбузами, дынями и виноградом.

Нам нравится осень. Мы осени рады.

Все успевает убрать народ: и фрукты и овощи. Ну, а что хлеб всему голова, это мы все знаем. Как в пословицах говорится?

 - Без соли, без хлеба – половина обеда.

 - Без хлеба и медом сыт не будешь.

 - Хлеб – батюшка, вода – матушка.

 - У кого хлеб, у того и счастье.

            ( на подносе каравай на рушнике)

 - Слава миру на земле!

 - Слава хлебу на столе!

 - Вот, он, хлебушко душистый!

 - С хрупкой корочкой, витой,

 - Вот он, теплый, золотистый!

 - Словно солнцем налитой!

                   Песня «Каравай»

Как на наш Урожай испекли мы каравай

Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай

                Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал, а хлеба растил и жал.

Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай.

                Мельника!

Не молол он чепуху, а смолол зерно в муку.

Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай.

                Пекаря!

Он не грел на печке бок, каравай ребятам пек.

Каравай, каравай, кого хочешь выбирай,

Все дети – Каравай мы вам подносим,

                   Поклоняясь, отведать просим!

 - Вот и закончилось наше путешествие в осень, в это чудесное время года.