Клубный час «Школьный этикет» с применением мультимедиа
методическая разработка (1 класс) по теме

Сайт    воспитателя  дошкольного образовательного учреждения Ульяны Васильевны

 

Цели и задачи:

 

1) развивать и формировать знания, умения, навыки об этикете как средстве и способе доброжелательного, тактичного обращения друг к другу;

2) изучить  правила этикета и научить детей пользоваться полученными на занятии знаниям при общении друг с другом и окружающими;

3) формировать и воспитывать у воспитанников аккуратность и внимание к своему внешнему виду.

4)  формировать у воспитанников бережное отношение к школьным принадлежностям.

Оборудование:  костюмы Буратино, Мальвины, Пьеро.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа вежливости

Воспитатель группы продленного дня

Перепелицина Ульяна Васильевна

Клубный час «Школьный этикет»

с применением мультимедиа

Цели и задачи:

рассказать детям как правильно и тактично обращаться с просьбами, известиями о новостях, как приятных, так и неприятных.

повторить правила вежливости, работать над вежливым, тактичным тоном.

воспитывать уважение и доброе отношение к людям

научить детей пользоваться полученными на уроке знаниями.

Оборудование: учебники по азбуке нравственности, костюмы Буратино, Мальвины, вороны , лисицы..

Ход мероприятия

Организационный момент. 

Сегодня к нам придут в гости Пьеро, Буратино и Мальвина. Они будут вместе с нами изучать правила этикета. А вот и Пьеро. Здравствуй Пьеро, а где же Буратино и Мальвина? Здравствуйте они придут попозже.

Воспитатель: Ну, а пока они в пути, мы с вами попробуем предположить, что же такое этикет? (ответы детей)

Когда мы встречаемся с новым человеком, мы, прежде всего, обращаем внимание на его манеры. Хорошие манеры мы называем этикетом. Этикет – французское слово и обозначает оно «ярлык, этикетка, порядок проведения церемонии». Этикет – это установленный порядок поведения в обществе.

Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. Сравните, и скажите, что будет более этичным:

вежливое положение лицом к говорящему

совершенно невежливое – спиною к нему. 

В этических целях мы часто используем предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы…) особенности одежды хорошо показывают, как мы понимаем обстановку (парадная форма или  школьная будничная)

Школьную форму надо содержать в порядке. Она должна быть чистой и отглаженной. Форма для девочек – это светлая блузка, тёмная юбка, банты. Для мальчиков – однотонная рубашка, брюки, пиджак.

Идя в школу, ученики должны выглядеть ученики?

Они должны выглядеть чисто и опрятно и скромно.

Сейчас послушайте историю про Полину, о том, как она оделась в школу.        История в стихах, некоторые слова отсутствуют. Но думаю, что вы сумеете их отгадать и произнести хором.                                 

Сценка.

Полина в школу собиралась

И как для бала одевалась:                                                                        

Наряд блестел, переливался -                                                        

Весь класс гурьбой смотреть сбежался.                                                                        -  Какое платье! Загляденье!                                                                                                                                                                                Да! Но при чём же здесь ученье?!

Ведь в школе всем учиться надо,

А не рассматривать наряды.                                                                        Здесь, чтоб не отвлекать друзей,                

Носи одежду поскромней.

Молодцы, ребята. Все отгадали. Никогда не забывайте про эти слова. А для того, чтобы вы лучше запомнили самые необходимые, дорогие слова, мы с вами в заключение проведем игру.

Игра «Вежливые слова» 

Воспитатель держит в руках три картонных кружка. Один окрашен в зеленый цвет, второй в оранжевый, третий кружок  белый.

- Показываю их ребятам и говорю:

- Когда я покажу  зеленый  кружок, вы все кричите “Спасибо!”, когда оранжевый “Пожалуйста!”, а когда белый - “Извините”.

(Дети играют)

- Вот ответьте, пожалуйста, на вопрос: что нужно уметь, чтобы быть хорошим школьником?

Ответы детей: Читать, писать, считать.

Учитель: Многое вы перечислили правильно, но забыли очень важное: ученики должны бережно относиться к школьному имуществу: не писать на партах и стенах, не ломать мебель, убирать за собой мусор. Учебники и тетради должны быть обёрнуты. Складывать их надо аккуратно, не помяв листы.        

Стихотворение.

Главный помощник в учёбе – учебник.

Он молчаливый и добрый волшебник,

Знания мудрые вечно хранит.

Ты береги его праздничный вид!        

                                                                                                        Сразу в обложку его оберни,

Ручкой не пачкай, не рви и не мни.                

Славный учебник научит всему -         

Будь благодарен за это ему!                                

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише…

Деревцо все выше, выше…

Манера общения        

Воспитатель: Уметь себя вести - значит быть таким, чтобы любому было смотреть на тебя приятно, играть с тобой весело и дружить - интересно. Человек, умеющий себя вести, называется вежливым. Древнее слово вежа, значит знаток, знающий, как себя вести с людьми. Вот давайте подумаем, как мы должны поступать в самом начале, когда встречаемся друг с другом.                                        

Ученик, придя в школу, должен поприветствовать не только своего учителя, но и всех взрослых, работающих в школе, сказав каждому: «Здравствуйте!» Обращаясь к одноклассникам, можно сказать: «Привет!», «Пока!» При обращении друг к другу надо быть вежливым, не грубить.

 А бывает по-другому. Послушайте стихотворение (стихотворение рассказывает ученик)

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном:

Его зовут,…а в прочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: “Добрый день!”

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае “Здорово!”

Он  вместо “ Здравствуй” говорит.

А вместо слова “До свидания”

Не говорит он ничего.

Иль заявляет на прощанье:

“Ну, я пошел. Пока! Всего!”
               (А. Барто)

Учитель: - Как вы могли бы охарактеризовать школьника?

Дети: Он не вежливый.

Учитель: Что можно ему посоветовать?

Дети: - Не лениться, здороваться. Научиться правильно здороваться и прощаться.

- Надо говорить приветливо “Здравствуйте” или “Здравствуй”.

- А прощаясь говорить “До свидания!”

 Поведение в школе. А как вы себя ведете в школе?

Сейчас послушайте советы как вести себя в школе. (читает Пьеро)        

Ещё совет ученикам:

Когда учитель входит к вам,

Пусть каждый ученик встаёт,

Чтоб оказать ему почёт.

Учитель скажет вам: «Садитесь!»

На место тихо опуститесь.        

На уроках надо вести себя тихо, не разговаривать на посторонние темы. Когда учитель объясняет, надо слушать внимательно, не перебивая. Если хочешь что-то спросить или сказать, подними руку, не выкрикивай.

На переменах нельзя бегать по классу и по коридору. Надо помнить о правильном поведении в столовой.

Послушайте стихотворение (стихотворение рассказывает ученик)

Звонок! Все дружною гурьбой

В столовую летят стрелой.

А здесь есть правила свои.

Запомни их и повтори!

Ешь аккуратно, не спеши,

Не брызгай, на пол не кроши,

Хлеб береги и уважай,

Его повсюду не бросай,

Поел – и убери, друг мой,

Свою посуду за собой.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли Мальвина и Буратино. Они хотят поговорить с нами о вежливости. Постараемся встретить Мальвину и Буратино, как полагается воспитанным людям.  (Инсценировка).

Входят Мальвина и Буратино, между ними завязывается диалог.

Мальвина: (приветливо). Здравствуйте, дети!

Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу) Здравствуйте!

Мальвина: Что ты такой невеселый, Буратино?

Буратино: Невеселый я сегодня и все. А тебе что от меня надо?

Мальвина: (обидчиво). Почему ты мне так отвечаешь? Что с тобой случилось. Может быть, тебе нужна моя помощь?

Буратино: Вот еще чего!

Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?

Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло.

Буратино: Подумаешь - тон! Вот некоторые не понимают шуток вот это беда. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, понятно, засмеялся и спросил его: “Ну, как мягкая посадка?” А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал?

Мальвина: (обращаясь к ребятам). Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро, почему ему неприятна “шутка” Буратино?

Дети:

- Пьеро и так было неудобно, что он оказался таким неловким.

- Пьеро было больно, ему надо помочь, а не шутить.

Буратино: А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон как они сами говорят. Есть такие дети, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Ребята, ладно, не обижайтесь. Ой, я придумал давайте вместе будем исправляться. Хорошо я придумал, Мальвина?

Мальвина: Очень хорошо ты придумал Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого - дружба может разрушиться. Недаром в народе говорят: “ Слово лечит, слово и ранит”.

Воспитатель: При помощи слов мы обращаемся к кому-то. В нашей сценке кто к кому обращался?

(Мальвина к Буратино)

Воспитатель. Давайте поиграем в игру. «Будь внимателен» я вам буду читать предложения, а вы скажете, что в них общего?

- Мама, скажи, который час?

- Людмила Ивановна, какой у нас следующий урок?

- Бабушка, испеки, пожалуйста, пирожков.

- Марина, ты уже сделала уроки?

- Доктор, а это лекарство горькое?

 (Сначала кого-то называют, а потом что-то сообщают или просят)

Какой тон должен соблюдаться при обращении?

(Обращение должно быть, ласковым, вежливым.)

Воспитатель. Давайте представим с вами ситуацию, когда вам надо к кому-то обратиться, о чем то спросить, например на улице, в магазине, транспорте.

Какие используете слова? С чего начнете?

Этичнее и тактичнее вместо обращения либо с обращением вместе использовать слова: «Будьте добры», «Скажите, пожалуйста», « Простите, пожалуйста».

Что вы заметили в этих обращениях? (К незнакомым людям, старшим вас используем обращение Вы)

А обращение к родным, какими словами сопровождаем? (тренинг) (бабулечка, дорогая, мамочка, любимая…)

Молодцы.

Пьеро: Ребята, я кажется все правила этикета выучил и хочу рассказать, но если я неправильно буду рассказывать или растеряюсь и забуду, вы мне подскажете?

Пьеро читает стих, дети произносят пропущенные слова

Во дворе и школьном классе,

Дома и когда в гостях,

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

Этикет – не этикетка

И не новенький костюм:

Это жизненная сметка,

И воспитанность, и ум.

Он всегда всюду нужен, 

На любой твоей тропе.

С этикетом если дружен,

Не окажешься в беде.

Дети вместе с Буратино и Мальвиной:

Надо помнить всем всегда:

«Вежливость всегда права!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школьный этикет"

Учитель начальных классов Сазонова Надежда Георгиевна                       Работа н...

Презентация к проекту "Школьный этикет"ppt/

Презентация к представлению проекта по правилам поведения в школе....

Презентация "Школьный Этикет"

Презентация знакомит учащихся с понятием "этикет", с правилами которые существуют в школе....

Классный час Школьный этикет

Поведение в коле на уроке и на перемене....

Доклад "Применение мультимедиа презентации на уроке."

В соответствии  развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Таким образом, применение их на уроке не является сегодня экзотикой, и, н...

Презентация для клубного часа "Школьная форма в разных странах"

В  презентации   представлена  информация  о  школьной  форме  в  Японии....

Клубный час "Правила этикета"

Этикет — вещь настолько древняя, что большинство людей и не в курсе, откуда он пошел по земле нашей. Даже у диких-диких обезьян в джунглях Амазонии свои определенные правила поведения — своеобразного ...