Конспект занятия по правовому просвещению
план-конспект урока (1 класс) по теме

Шкилева Ирина Николаевна

 

Знакомство детей  с их правами  считаю необходимо  начинать именно с темы «Семья»  так как с семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Она - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_pravovomu_vospitaniyu.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по правовому воспитанию

«Право ребёнка жить в семье»

Цель:

Знакомство с правами и обязанностями ребёнка в семье.

Задачи:

- Дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи.

- Закрепить понятия прав и обязанностей в семье.

- Развивать творческие способности, самостоятельность суждений, обобщений, умение делать выводы;

- Совершенствовать способы общения в семье;

-Воспитывать чувство самоуважения и уважения к членам семьи.

Предварительная работа:

- Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка», «Белоснежка и семь гномов», А. Толстого. «Золотой ключи или приключения Буратино», Р. Н. С «Три медведя», «Крошечка-хаврошечка».

- Составление генеалогического древа семьи.

Оборудование:

аудиозапись песни «Мама для мамонтёнка», цветные карандаши, бумага, иллюстрации к сказкам, шаблоны генеалогического дерева.

Ход занятия

1. Чтение стихотворения. Н. Бромлей. «Самое первое слово».

Какое самое первое слово?

Какое самое главное слово?

Какое самое светлое слово?

МАМА.

И хочется снова

И хочется снова

Сказать его тихо,

Сказать его громко.

Самое важное слово ребёнка –

МАМА.

Если читаю по букварю,

Первое слово опять говорю,

Букв в нём совсем не много –

Два коротеньких слога:

МА-МА.

2. Беседа с детьми.

Воспитатель:

Мама – самый близкий тебе человек. Назовите ещё самых близких вам людей.

Дети. (Предполагаемые ответы) Папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

Воспитатель:

Как можно одним словом назвать всех этих людей?

Дети. Семья.

Воспитатель:

Представьте на минуточку, что:

Соня–мама, Рустам–папа, Аня-дочь ,Вадик–сын,  Лариса–младшая дочь,  Рома- дедушка, Альбина– бабушка

Все герои выйдут на середину ковра. Посмотрим на них. Кто из них кто? Проверим, все ли вышли.

Мама – я, папа –я, сестра – я, брат – я, младшая сестра – я, дедушка – я, бабушка –я. Все здесь сколько получилось Я? (7) .

Интересное слово СЕМЬ Я. Семь букв Я живут дружно, поэтому и называются одним словом – семья.

Если дочка не упряма,

Если папа не сердит,

Если бабушка на маму

Исподлобья не глядит,

Если добрые слова,

Слышишь с самого утра,

Значит папа, мама, я –

Кто? – хорошая семья.

Воспитатель:

- У каждого ребёнка есть право жить и воспитываться в родной семье.

- Каждый ребёнок имеет право на заботу со стороны родителей.

Права детей записаны в специальном документе. Он называется «Конвенция прав ребёнка». Ваши права охраняются государством.

В каждой дружной семье есть ещё и обязанности. Расскажите, какие обязанности у вас в семье.

(Предполагаемые ответы детей) .

- Я убираю игрушки.

- я помогаю мыть посуду…

Воспитатель.

В хорошей дружной семье все помогают друг другу, заботятся друг о друге.

- Что необходимо вам для того, чтобы было тепло не только в доме, но и в семье.

    Ответ детей Любовь, ласка, добро, уважение.

 Воспитатель Это необходимо только вам.

-Нет, любовь нужна всей семье.

Что такое семья.( мама, папа, я)

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ –родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать,

Семья – Это то что с тобою всегда,

Пусть мчатся секунды, недели, года.

Но стены родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем.

3. Игра.

Воспитатель.

Поиграем в игру. «Угадай в какой сказке»

1. В какой сказке семья гномов заботилась об одной девочке?

(«Белоснежка и семь гномов») .

2. В какой сказке мама посылала дочь отнести пирожки и горшочек масла бабушке? («Ш. Пьерро. «Красная шапочка») .

3. В какой сказке папа заботился о деревянном сыне? (А. Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино».

4. Назовите героев русской народной сказки «Три медведя». Можно ли назвать их семьёй?

5. В какой семье жила Крошечка-хаврошечка?

Воспитатель.

К сожалению в жизни бывают ситуации, когда дети остаются без семьи. Тогда заботу о них берёт на себя государство.

Дети сироты живут в «Детских домах». О них заботятся взрослые. Воспитатели заменяют им родителей, учат их добру, дарят тепло и ласку. Врачи и медсёстры заботятся о их здоровье, повара готовят им еду.

Воспитатель

Каждый ребёнок имеет право заниматься любимым делом. Он сам выбирает себе дело по душе.

4. Поиграем в игру

«Что мы делаем, не скажем, а что делаем покажем».

Дети делятся на две команды. По очереди показывают действия.

Первая команда – показывает, вторая – отгадывает. Затем роли меняются.

Воспитатель.

В каждой семье много родственников и чтобы знать их родословную, составляется генеалогическое древо.

Воспитатель выставляет стержень от пирамидки, кольца лежат рядом на столе.  Попробуем представить род человеческий в виде этих колец.

Альбина, надень, пожалуйста, на стержень пирамидки самое большое кольцо –это твои прабабушка и прадедушка (девочка выполняет). Как мы называем следующее по размеру кольцо (дедушка и бабушка). Надень его на пирамидку.  Какое кольцо следующее, и как мы его называем (мама и папа). Осталось самое маленькое. Как вы думаете, кого оно обозначает? Конечно Альбину. Что у нас получилась (пирамидка). На чем держатся верхние кольца ( на самом большом кольце) Как мы его назвали? ( прабабушка и прадедушка). А следующее кольцо (бабушка и дедушка).  

Воспитатель прикрепляет к доске схему генеалогического дерева.

У вас на столе жат такие же схемы и фотографии, которые вы принесли из дома. Давайте составим генеалогическое дерево своего рода, я буду работать со своими фотографиями , а вы за столом.  

Самые старые и пожелтевшие от времени фотографии прадедушек и прабабушек , расположу там, где на схеме обозначены корни дерева (показывает)

(аналогично проводится работа с другими фотографиями. Дети выкладывают свои генеалогические древа.

После работы надо немного отдохнуть. Проводится физминутка.

        Мы потопаем ногами,

        Мы похлопаем руками

        Покиваем головой.

        Мы руки поднимаем,

        Мы руки опускаем,

        Мы руки подаем (дети берутся за руки)

        И бегаем кругом.

 Проводится игра «Закончи  пословицу»

 Вся семья вместе, так и душа на месте.

Отца с матерью почитать – горя не знать.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Человек без братьев и сестер – одинокое дерево.

 Отдохнули, размялись можно продолжить занятие.

Воспитатель.

У вас у всех дома конечно же есть семейные фотографии, Раньше когда не было фотоаппаратов  люди не могли дома иметь фотографию  со всеми членами семьи и поэтому они рисовали ее получался портрет семьи. Давайте и мы с вами сейчас попробуем нарисовать каждый свою семью.

(Под музыку «Мама для Мамонтёнка» дети рисуют семьи.) 

Нарисовали , давайте опять поиграем немножко.

 Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик я

Вот и вся моя семья.

Из рисунков мы составим альбом нашей группы.

Итог.

Сегодня мы говорили о правах и обязанностях ваших и ваших родителей. Хочется пожелать вам счастливой и дружной семьи.

Чтобы у каждого в семье были свои права и они не забывали о своих обязанностях.

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, семейные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному не возможно.

Всегда будьте вместе,

Любовь берегите,

Обиды и ссоры по дальше гоните,

Хочу чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая ваша семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

правовое просвещение младших школьников

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ УЧАЩИХСЯ  и материаля для занятий с младшими школьниками...

Тематическое планирование работы с родителями в вопросах правового просвещения

Необходима дополнительная работа по формированию правового созна­ния родителей - разработка его содержания, форм и методов.Родители готовы уважать право ребенка на проявление собственной во­ли, но в р...

Информационные технологии в образовании и правовом просвещении воспитанников.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, проду...

Конспект занятия по правовому воспитанию «Страна Правоведения».

Формирование представлений об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних.·         формировать понятия и представления об ответственности н...

План занятия по правовому просвещению для родителей будущих первоклассников.

В нашей школе ежегодно открываются курсы по подготовке к школе для будущих первоклассников. Вместе с этими курсами проводится практикум для их родителей в рамках которого на различную актуальную темат...

Программа "Школа правового просвещения"

Проект «Школа правового просвещения» - это модель работы общеобразовательного учреждения в рамках Правовых аспектов, связанных с ответственностью родителей за воспитание детей.Цель «...

Методические разработки по подготовке к родительскому собранию. «Правовое просвещение родителей по актуальным вопросам воспитания и обучения».

laquo;Какими дети рождаются - ни от кого не зависит, но в наших силах сделать их хорошимичерез правильное воспитание.»Плутарх...