правовое просвещение младших школьников
план-конспект урока (3 класс) по теме

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ УЧАЩИХСЯ  и материаля для занятий с младшими школьниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_lyudi_raznye_no_prava_odinakovye.docx28.41 КБ
Файл prava_i_zakon.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Все люди разные, но права одинаковые.

Цель: дать первоначальное представление об индивидуальных различиях людей и о равенстве их прав.

  1. Игра «Кто на кого похож».

Дети садятся в круг. Один из них ведущий (первый раз может быть педагог). Он становится в середине круга и называет какой-либо признак, одинаковый для нескольких детей, например: «белый цвет в одежде». Дети меняются местами, садясь по парам так, чтобы рядом оказался кто-нибудь с названным признаком. Из оставшихся назначается новый ведущий, и игра продолжается.

  1. Беседа.

Педагог. Все люди разные. У нас разные имена (дети называют свои имена, учитель тоже), разный цвет глаз, волос, и еще многое нас отличает. Но у нас есть и много общего. Прежде всего то, что мы люди, а все люди живут по общим правилам, это права, их надо уважать.

- Все имеют одинаковые права и самое главное право - право на жизнь.

Ш. Выполнение практического задания.

Педагог дает детям задание нарисовать свой игрушечный паспорт (визитную карточку). Сложить лист бумаги вдвое. На первой странице обвести ладонь, написать свое имя, на второй - нарисовать свой портрет, на четвертой - внутри изобразить три пиктограммы «Мои права».

На третьей странице нарисовать свое заветное желание. Рассмотреть работы всем вместе. Обратить внимание учащихся на то, что все странички «паспортов» разные, кроме последней. Права у всех общие.

  1. «Круговая беседа».

Дети и педагог садятся в круг. Педагог начинает предложение, а дети по очереди, не перебивая один одного, дополняют его. Больше всего мне нравится в себе... Я бы хотел стать... Моя любимая игра... Я хотел бы больше узнать о... Когда-нибудь я надеюсь... Больше всего я боюсь...

Очень важно выслушивать говорящего до конца. Если кто-то пожелает, он может пропустить очередь, хотя со своего места не уходит до конца беседы. Детям можно предложить их ответы занести в книгу «Кто я?».

  1. Подведение итогов.

Педагог, обобщая результаты «круговой беседы», говорит: «Мы все разные, а права у нас одинаковые!» Предлагает детям хором повторить сказанное им.



Предварительный просмотр:

Тема. Права и закон; Конвенция ООН о правах ребенка.

Цель: дать представление о законе.

Основные понятия: право, закон, государство, конвенция.

I. «Сказка о рыбаке и рыбке».

Педагог спрашивает детей, кто хорошо помнит эту сказку. Дети восстанавливают последовательность событий, затем обсуждают некоторые из них.

Педагог. Как менялось море, когда старик приходил с просьбой выполнить желания старухи? (Оно становилось все неспокойнее, пока совсем не разбушевалось).

  • Почему так происходило, как вы думаете? Море само по себе менялось? (Наверное, оно передавало настроение золотой рыбки).
  • А почему рыбка вначале исполняла просьбы старика, хотя и сердилась, а потом вернула старуху к разбитому корыту? (Сначала старуха попросила то, что ей и в самом деле было надо, погом ее желания стали возрастать, наконец собралась сделать рыбку своей посыльной, лишить свободы).
  • Покажите, какие чувства вы испытывали бы на месте золотой рыбки? (Гнев, негодование, обиду и пр.).
  • Почему? (Старуха не имела права делать из золотой рыбки свою рабыню).
  • П. Беседа.

Педагог Давайте вспомним, что такое право? (Это правила, по которым живут люди).

  • Какие права есть у вас? (Права на жизнь, на семью, на учебу, на нормальные условия для развития. Может быть, дети назовут еще и другие).
  • А эти права где-нибудь записаны, как вы думаете? (Наверное, записаны). -Да, эти права обязательно записываются в документе, который называется

закон. У разных стран, у разных народов, у разных государств свои законы, но в них бывает много общего. Так получается потому, что у многих государств (на определенной территории с границами живет какой-нибудь народ со своим правительством) цели зачастую бывают одинаковые: принять такие общие правила поведения (права), чтобы лучше было всем, и выполнять их. Позже мы познакомимся с законом России. Он поможет вам узнать свои права, понять, как их отстаивать. А сейчас давайте немного поиграем в то, как надо относиться к правам друг друга, к правам других людей.

Ш. а) Психотренинг «Яуважаю твое право...»

Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, ему надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя обижать». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану тебя отвлекать на уроке...».

б) Психотренинг «Волшебный клубок».

Дети и педагог становятся (или садятся) в круг. Ведущий (им может быть педагог) дает соседу клубок со словами: «У меня и у тебя есть право...». ГУ. Рассказ о Конвенции ООН о правах ребенка.

Педагог. Дети, как вы думаете, кто больше всех нуждается в защите своих прав? (Инвалиды, сироты, больные, слабые, старики, вообще все дети).

  • Да, действительно, больше всего защита нужна слабым, ведь сильные лучше могут себя обезопасить. Сейчас я расскажу вам, как составлялся очень важный документ, где записано, как защищать права детей. Но сначала я хочу спросить вас, где и с кем вы живете. (Я живу в доме (квартире) с мамой, папой и др.).
  • На какой улице вы живете? В каком городе вы живете?
  • В какой стране, в каком государстве? Как называется планета, где мы живем?
  • А теперь давайте подумаем, кто вас защищает в доме? (Родители, родные).
  • Кто вас может защитить на улице? (Друзья, взрослые, милиционеры и пр.).
  • Кто вас может защитить в городе, стране: (Власти, правительство, законы). А на Земле? (—).
  • Оказывается, есть такой документ, о котором знают во всех государствах, во всех странах. А появился этот документ так. В начале нашего века произошла страшная война, ее потом назвали 1-й мировой. После окончания этой войны люди, особенно женщины, которые испугались, что если будут продолжаться войны, то погибнет много детей, собрались и составили документ, где обращались к правительствам всех стран с просьбой беречь детей.
  • Но прошло еще около 20 лет, и снова разразилась война, намного страшнее первой, и назвали ее 2-й мировой. А продолжалась она 6 лет (1939-1945). Когда, наконец, настал мир, со всех уголков Земли: с севера, юга, запада, и востока, из бедных и богатых стран, из королевств и республик - съехались люди. Там были женщины и мужчины с разным цветом кожи, говорящие на разных языках, но с одной идеей. Они хотели сделать так, чтобы больше никогда не было войн, люди не знали нужды, не боялись наказаний без вины.
  • -        Поэтому они все вместе составили документ, где записали права людей, иназвали его Всеобщей декларацией прав человека (т.е. призыв ко всем правительствам). Но потом еще подумали о том, что сразу всех пока защитить не удастся, к таким порядком придется привыкать постепенно. Значит, прежде надо позаботиться о самых слабых. Так появилась сначала Декларация прав ребенка, а потом и еще более серьезный документ - Конвенция ООН о правах ребенка (1989) - закон тех стран, которые согласились признать ее. Россия обязалась выполнять требования Конвенции.

V. Игровое упражнение «Найди общее».Надо образовать три группы; дается задание (его можно выполнять индивидуально или вместе): найти по 5 общих признаков, которые их объединяют. Это может быть рост, пол, цвет одежды и т.д. Например: у всех белая кожа, прямые волосы, в одежде есть белое и черное и т.д.

В юнце делается вывод. Мы разные, каждый из нас неповторим, хотя чем-то похож на других. Но, будучи разными, мы не должны забывать, что у всех нас одинаковые права.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование правовых представлений младших школьников во внеурочной деятельности

Программа факультативного курса.Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “ Я – гражданин  России ” направлена на знакомство с нормативно–правовой базо...

программа воспитания правовой культуры младших школьников

программа разработа для младших школьнтков, обучающихся в заведениях интернатного типа. В разработке представлены разные формы работы по воспитанию правовой культуры младших школьников. В приложении п...

«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....

« Правовое воспитание младших школьников»

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». ПлутархВечная задача педагогики – воспитание умного, д...

Описание системы внеклассных занятий по формированию правовой культуры младших школьников.

В тексте представлена система внеклассных занятий по формированию правовой культуры младших школьников....

Воспитание и этическое просвещение младших школьников в процессе творческой деятельности (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с н...