программа воспитания правовой культуры младших школьников
методическая разработка (4 класс) по теме

программа разработа для младших школьнтков, обучающихся в заведениях интернатного типа. В разработке представлены разные формы работы по воспитанию правовой культуры младших школьников. В приложении представлены конспекты занятий по теме "Я - гражданин России". Прилагаются презентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №4 V вида»

__________________________________________________________________________________

г. Барнаул, ул. Малахова, 20 тел./ факс 33-76-87, 33-67-96, е-mail: int4s@mail.ru

Программа «Правовая культура младших школьников»

Белоуско Юлия Александровна,

Воспитатель

Оглавление

Введение.

Актуальность проблемы правового воспитания детей.

Цели и задачи программы.

Принципы реализации программы.

Этапы реализации.

Сроки реализации.

Формы подведения итогов реализации программы.

Формы, методы реализации программы.

Содержание программы.

Ожидаемые результаты.

Оценка эффективности реализации программы

Ресурсное и кадровое обеспечение программы.

Механизм реализации.

 План реализации программы.

Используемая литература.

Приложение.

                                                                                       «Мир, который мы оставим нашим детям,

                                                                                          в значительной мере зависит от детей,

                                                                                          которых мы оставим миру».

                                                                                                                                Федерико Майор

Введение

Программа правового воспитания «Правовая культура младших школьников» разработана в соответствии с Конвенцией ООН по правам ребенка, Федеральным стандартом начального образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации, краевой программой и предназначена для педагогов, родителей, учащихся КГБС(К)ОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) школа-интернат № 4 V вида».  

Программа определяет содержание, основные пути развития, методики правового воспитания в КГБС(К)ОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) школа-интернат № 4 V вида».

Актуальность

В законе «Об образовании» подчеркивается главная задача школы – развитие человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на его совершенствование. Обозначены основные приоритеты образования: воспитание гражданственности и любви к Родине, уважение к правам и свободе человека, трудолюбия, любви к природе, семье.

В связи с социально-экономической и политической нестабильности общества, в России сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защиты семей. В настоящее время сформирована социальная политика государства в области поддержки различных категорий семей. Но в наибольшей степени нуждаются в этой поддержке семьи, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В школе-интернате обучается 191 ребенок, имеющий те или иные нарушения речи. Но эти нарушения не должны мешать стать ребенку полноправным членом общества.  Личностные особенности детей с нарушением речевого развития характеризуются подвижностью эмоциональной сферы, впечатлительностью, ранимостью, стремлением соответствовать определенным нормам общения и ограниченностью речевых возможностей.

Изучение в специальной (коррекционной) школе- интернате вопросов по правовому образованию и воспитанию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации выпускника, адаптации и интеграции его в обществе, воспитание в нем качеств гражданина.

Изучение права и осуществление воспитательной работы по формированию  правовой культуры в специальной (коррекционной) школе-интернате необходимо начинать с начальных классов, т.к. основы правосознания, как фундамент формирования личности, должны закладываться как можно раньше. Обучение детей «азбуке»  общественных норм необходимо проводить уже в первом классе, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями.

Основное содержание данного периода в правовом воспитании школьников составляет нравственное воспитание, что обусловлено следующими психолого-педагогическими характеристиками учащихся начальной школы:

Основной интерес направлен на узнавание своего «Я»;

Социальная деятельность младших школьников регулируется правилами, а не нормами права, поэтому доминируют нравственные регуляторы;

Наибольший познавательный эффект достигается в игровой учебной деятельности.

На этом этапе закладываются первые представления школьников о правах человека, о праве как регуляторе взаимоотношений между людьми.

Реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом необходимости устранения из нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности. Право ребенка, как нечто реальное, многими еще не воспринимается. Это особенно важно для России, где еще многие не знают ни своих прав, ни прав своего ребенка.

Утверждение идеи прав ребенка, защита его прав зависит от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав.

Информирование и просвещение широких слоев населения о правах ребенка повышает уровень осведомленности общества, способствует воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека.

Общество в своем развитии полностью зависит от воспитания, обучения его поколений, от уровня подготовки организатора и руководителя  учебно-воспитательного процесса – учителя, воспитателя, преподавателя.

 Поэтому мы в своей программе предлагаем проводить правовое просвещение в трех направлениях: педагог– родитель – ребенок.

Цели и задачи

Цель воспитания правовой культуры в начальной школе – создание образовательных, информационных и иных условий для формирования правовой культуры учащихся, для социализации растущей личности, для вхождения в гражданское правовое общество через становление отношения к миру и к себе в нем.

Для реализации данной цели нужно решить задачи в трех направлениях:

Задачи для учителей

Задачи для родителей

Задачи для детей

1) помогать учителям в усвоении основных правовых понятий;

2) предоставлять возможность повышать свой уровень по данной теме;

3) способствовать реализации творческих замыслов по данной теме.

1) познакомить родителей с их правами, обязанностями в отношении ребенка;

2) помогать в решении затруднений правового характера.

1) познакомить детей с основными нормами и правилами поведения человека;

2) сформировать представление учеников начальной школы об основных понятиях прав человека, отличительных особенностях прав ребенка;

3) развивать интерес к устройству общественной жизни;

4) корректировать поведения на основе соблюдения правил и норм общественной жизни.

           В основу программы положены принципы, которые позволяют решить поставленные задачи.

Принципы реализации программы

Добровольность участия в программе.

Предполагается, что педагоги, родители и учащиеся и на одной из первых встреч оговаривают правило работы как одно из важнейших. Выполнение этого правила поможет соблюдать другие принципы.

Сотрудничество и доброжелательность.

Программа предполагает доброжелательное и ненавязчивое взаимодействие ученика, родителя, педагога, представителя сообщества и изучение всех вопросов практического права, механизмов защиты прав ребенка через сотрудничество.

Вариативность и право выбора.

Программа предлагает некую общую идеологию правового просвещения учащихся и родителей в образовательном учреждении, базирующуюся на приоритетности прав ребенка.

Связь с практикой.

Освоение программы предполагает связь с региональными особенностями правоприменительной практики и призвано оказывать реальную практическую пользу ее участникам.

Непрерывное совместное обучение.

Программа предполагает регулярное и постепенное совместное освоение новых и интересных для учащихся, родителей, педагогов правовых тем. Ее участники принимают это правило работы и готовы к постоянному изучению и поискам правового решения реальных жизненных ситуаций.

Готовность к изменениям и практическому использованию права.

Освоение практического права предполагает сознательную готовность к использованию его в реальной жизни, в ходе решения той или иной проблемы, связанной с жизнедеятельностью учреждения, социума.

Задачи, поставленные в программе, решаются на протяжении всех трех этапов реализации программы

Этапы реализации

Этап

Цель

Задачи

Проектный

Подготовка условий, создание системы правового воспитания

Изучить нормативную базу, акты.

Разработать, обсудить, утвердить программу.

Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

Определить диагностические методики

Практический

Реализация программы

Отработать содержание деятельности, формулирование методов.

Разработать методических рекомендаций.

Привлекать всех субъектов образовательной деятельности.

Проводить мониторинг

Аналитический

Анализ результатов работы

Обобщить результаты работы.

Провести коррекцию деятельности.

Составить рекомендации по реализации программы.

Спланировать работу на следующий период

Сроки реализации

Программа ориентирована на учащихся начальной школы, коллектив педагогов и родителей школы.

Основными исполнителями мероприятий программы являются педагоги, учащиеся, родители школы.

 Программа рассчитана на четыре года.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговые праздники.

Формы, методы реализации программы

На курс воспитания правовой культуры отводится один час в месяц. В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности.

 Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям. Эти правила сочетаются требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.

Содержание программы составлено с учетом интересов трех категорий участников: педагогов – родителей – учеников и реализуется через следующие формы работы.

Содержание программы реализуется через следующие формы работы

Педагоги

Родители

Учащиеся

Семинары.

Лекции.

Круглые столы.

Встречи с представителями правоохранительных органов.

Родительские собрания.

Лекции.

Создание клуба родителей.

Встречи с представителями различных организаций.

Индивидуальные консультации со школьными специалистами.

Наблюдения.

Беседы.

Экскурсии.

Встречи с людьми различных профессий.

Обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций.

Ролевые игры.

Дискуссии.

Подготовка небольших сообщений по проблеме.

Викторины.

Формулировка собственных определений некоторых понятий.

Морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.

Тематическое содержание программы, которое реализуется с 1 по 4-е классы.

Тема

Понятия

Задачи:

1. «С чего начинается Родина?»

Государство

Власть

Правительство

Гражданин

Государственные символы страны: флаг, герб, гимн,

Основной  закон страны – Конституция РФ

Познакомить учащихся с государственными символами страны: флаг, герб, гимн, основным законом страны – Конституция РФ.

Познакомить с составляющими понятия «гражданин».

Способствовать становлению чувства патриотизма.


2. «Права человека»


Закон.

Право как совокупность юридических норм.

Законодательство.

Источники права.

Права человека и права гражданина.

Конституция.

Формировать правовую культуру учащихся, содействовать воспитанию убеждения, что право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки.

Включить в систему уже изученных понятий понятия «закон», «право», установить соотношения между правами человека, законами государства и обычаями

3. «Мои права»

Ребенок.

Право на имя и гражданство. Право на здоровый рост и развитие.

Благоприятные условия для развития.

Ответственность родителей за жизнь и здоровье детей.

Устав школы, школьное самоуправление.

Конвенция ООН о правах ребенка

Объяснить смысл выделения прав ребенка в особую группу прав.

Познакомить с правами детей, записанными в Конвенции о правах ребенка, в Семейном Кодексе РФ, в Законе об образовании.

Научить детей защищать свои права в школе, используя для этого Устав школы и органы школьного самоуправления

Развивать понимание многообразия и индивидуальности всех граждан нашего государства, т.е. сходств и различий между людьми нашей страны.

Способствовать воспитанию гражданственности и гражданского долга.

4. «Семья – маленькое государство»

Семейный кодекс РФ.

Обязанности членов семьи

Познакомить с Семейным кодексом РФ, с обязанностями членов семьи.

Дать элементарные представления о бюджете семьи.

Воспитывать чувство любви и уважения к своей семье.

Ожидаемые результаты

Результаты планируются  в трех направлениях: педагог – родители – учащиеся.

Учителя

Родители

Учащиеся

Усвоение ключевых понятий: закон, право, обязанности.

Улучшение  социальной адаптации учеников в обществе с помощью полученных знаний по праву.

Повышение профессионального уровня

Усвоение ключевых понятий: закон, право, обязанности

Улучшение  социальной адаптации учеников в обществе с помощью полученных знаний по праву.

1 группа результатов:

Усвоение ключевых понятий: закон, право, обязанности.

Формирование ценностных ориентиров: ответственность, свобода, толерантность.

Овладение конкретными правилами поведения в школе, в обществе: усвоение требований, предъявляемых ученику школой, осознание прав как ученика, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права.

Осознание того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья.

2 группа результатов:

Умение выполнять практические задания.

Овладение  монологической, диалогической и публичной речью.

Умение взаимодействовать со сверстниками.

Умение формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Оценка эффективности реализации программы

Для диагностики результативности программы можно использовать различные варианты оценивания.

Оценивание, проводимое педагогом-организатором.

Оценивание осведомленности учащихся и родителей в области права проводится с помощью тестов, интервью, анкет, наблюдений. Оценивание различных результатов деятельности (социальных проектов). Отслеживание и оценивание процесса работы в группах на занятиях, оценка взаимодействия. Оценивание формальных показателей, связанных с правомерным или противоправным поведением учащихся.

Оценивание, проводимое самими участниками.

Самооценка, реализуемая через выполнение различных рефлексивных заданий. Описание жизненных ситуаций, рисунки, схемы.

Внешняя экспертная оценка.

Количественная оценка:

  

1.

Социально-педагогическая готовность

1.1.

Педагогическая готовность





Отношение к учебе

Высокий уровень сознательности и прилежания, умение приобретать знания.                                                                            

Хороший уровень прилежания при достаточно высокой сознательности.                                                                                      

Удовлетворительный уровень сознательности и интереса к учебной деятельности        .                                                                            

Слабый уровень прилежания, низкий уровень сознательности            

Пренебрежительное отношение к учебе.      


5


4


3


2

1

2.

Социальная готовность

2.1

Культура поведения  

Знает и соблюдает нормы поведения, является образцом для  

Окружающих.                                                                            

Знает и соблюдает нормы поведения, отвечающие требованиям общества.                                                                               Знает нормы поведения, но не всегда их соблюдает, допуская

периодические нарушения.                                                            

Мало знает и не заботится о соблюдении норм поведения, отмечаются частые их нарушения.                                        

Не обладает элементарной культурой поведения.        

5



4


3


2


1

2.2

Уровень теоретической и практической ориентации в системе родственных связей

Знает свое генеалогическое древо, регулярно общается с родственниками.                                                                

Знает ближайших родственников и поддерживает с  ними  отношения.                                                                  

Знает о существовании своих родственников и знаком с ними          

Мало интересуется своими родственниками.                                  

Ничего не знает и не хочет знать о своих родственниках.        



5


4


3

2

1

2.3

Уровень экономико-правовой культуры



Высокий уровень правосознания и активного противодействия нарушениям правовых норм, хорошее знание своего статуса.

Высокая степень ориентированности в экономической ситуации.      

Знание и соблюдение правовых норм, сформированность представлений о своем статусе и экономической ситуации.          

Имеют место отклонения от правовых норм под влиянием внешних обстоятельств, слабая ориентация в вопросах своего статуса и экономической ситуации.                  

Частые отклонения от правовых норм, низкая степень ориентированности в экономической ситуации, вопросах статуса.

Систематические отклонения от правовых норм, полное отсутствие  знаний о своем   статусе, экономической культуры, ориентированности в государственных институтах.      

5



4


3



2



1

2.4

Уровень готовности к самостоятельному выбору места  жительства

Высокий уровень ответственности и самостоятельности в    прогнозировании дальнейшего места жительства.

Умение соотносить свои потребности и возможности с обстоятельствами, находить оптимальные варианты планировании дальнейшего места жительства.        

Слабая ориентация в жизненных ситуациях, боязнь принятия  

решений, трудности в выборе дальнейшего места жительства.

Неумение реально оценивать обстоятельства, нерешительность в выборе дальнейшего места жительства.          

Отсутствие ориентации в жизни, зависимость от внешнего влияния, неспособность к выбору места жительства.



5


4



3


2


1

3

Профессионально-трудовая готовность

3.1


Уровень профессиональной ориентации (знание о мире труда, рынке труда)

Широкая информированность о разных профессиях, ситуации на рынке труда, региональных потребностях в кадрах.

Осведомленность о мире труда, значимости различных профессий.

Некоторые знания о существующих профессиях их значимости, ориентация на так называемые "престижные" виды труда.

Слабые знания о мире труда, рынке труда, дезориентированность в этой области.        

Отсутствие знаний о мире и рынке труда, а также интереса к их приобретению.                        

   



5


4


3


2


1

3.2


Практическая подготовленность к профессионально-трудовой деятельности

Имеется подтвержденный документально уровень квалификации по профилю трудового обучения, высокие результаты в конкурсах профессионального мастерства.  

Имеется профессиональная подготовка по профилю трудовой

деятельности, уровень которой не подтвержден документами,

принимает участие в конкурсах профессионального мастерства, занимается в кружках.        

Недостаточная профессионально-трудовая подготовка при наличии желания к совершенствованию.      

Профессионально-трудовая подготовленность слабая, отсутствие желания к приобретению квалификации.  

Отсутствует практическая подготовленность по какому-либо виду профессиональной деятельности.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             



5



4




3


2


1

3.3

Отношение к труду как жизненно-смысловой доминанте

Высокий сознательный уровень понимания значимости трудовой  деятельности в жизни человека и трудовой активности.      

Знание о важности и необходимости трудовой деятельности в

жизни человека, реализации своих знаний, умений и навыков практической деятельности.

Неглубокое понимание важности труда, выполнение трудовых

обязанностей под контролем взрослых, случаи их игнорирования.

Непонимание необходимости труда, систематическое уклонение от трудовых дел, включение в трудовой процесс по принуждению, исполнение работы только под контролем.                                                    

Неприятие трудовой деятельности как жизненно необходимого      условия вхождения в социум.


5


4



3



2



1

3.4.

Наличие устойчивых избирательных интересов

Наличие четко выраженных интересов к определенному типу

Деятельности.                                                                                                    

Широкий круг разнообразных интересов.                                              

Умеренно выраженные противоречивые интересы к нескольким видам деятельности.                                                              

Периодически возникающий интерес к тому или иному виду

Деятельности.                                                                         Отсутствие каких-либо выраженных интересов.

        


5


4

3


2


1

3.5.

Наличие ЗУНов по самообслуживанию и житейских навыков

Полная готовность к выполнению любого вида деятельности

по самообслуживанию, владение основными орудиями и предметами ручного труда, знание и выполнение ОБЖ.

Умение применять на практике знания, умения, навыки по самообслуживанию и житейские навыки.                                            

Наличие знаний, умений и навыков по самообслуживанию и

необходимых житейских навыков, практическое использование которых затруднено по ряду субъективных факторов.            

Отсутствие ряда основных знаний, умений, навыков по самообслуживанию и необходимых житейских навыков, нежелание их приобретать.                                                                      

При самообслуживании и реализации необходимых житейских

навыков требуется контроль взрослых, проявляется явное стремление к иждивенческому образу жизни.      

 


5



4


3



2



1

4.

Морально-волевая готовность

4.1.


Уровень способности к организации личной жизни и к  сосуществованию с другими членами общества

Готовность к планированию семьи, умение общаться в стандартных   ситуациях, межличностная коммуникабельность, готовность к планированию общего времени жизни (ОВЖ.)

Знание вопросов планирования семьи, ОВЖ, наличие личных планов и действия по их реализации, умение вести себя в трудных ситуациях.                                                                        

Трудности в межличностных отношениях, испытываемые в результате неумения решать конфликтные ситуации, отсутствие готовности к планированию семьи и ОВЖ.          

Нарушение норм и правил межличностных отношений, слабая осведомленность в вопросах ОВЖ.                          

Отсутствие представлений о нормах человеческого общежития, полная неосведомленность в вопросах организации ОВЖ.                                        



5



4



3



2


1

4.2.


.

Знания, умения, навыки по организации и технологии досуговой деятельности

Знание о многообразии видов, форм, способов проведения

досуга, досуговых учреждениях, соотношении труда и отдыха. Умение планировать и организовывать досуговую деятельность в рамках организации ОВЖ, наличие хобби, увлечений.                      

Представление о видах, формах проведения досуга, досуговых учреждениях, соотношении труда и отдыха, посещает досуговые учреждения, имеет хобби, увлечения        .                      

Неполные знания о видах, формах проведения досуга досуговых учреждениях, имеет увлечения, но не соотносит их со временем труда и отдыха.                                              

Слабые знания о видах и формах досуга, досуговых учреждениях, неумение организовать свой досуг, однообразие развлечений, предпочтение пассивного отдыха.                                                  

Отсутствие знаний о формах и способах проведения  досуга, досуговых учреждениях, неумение соотносить время для  труда и отдыха, отсутствие интереса к организации своего свободного времени.                



5




4



3



2



1

4.3.

Уровень эмоционально-психической организации личности

Высокий уровень развития эмоционально-психической сферы, высокая сознательная саморегуляция поведения.                                      

Достаточно выраженное развитие эмоционально-психической сферы, хорошая саморегуляция поведения.

Удовлетворительное развитие эмоционально-психической

сферы и компонентов саморегуляции; имеют место редкие неуправляемые эмоциональные реакции.

Эмоционально-психическая сфера носит неустойчивый характер, процессы саморегуляции развиты слабо, аффективные компоненты проявляются довольно часто.                                        

Плохая динамика психических процессов, преобладание их аффективных компонентов, нарушение психомоторики в стрессовых ситуациях, очень слабая саморегуляция.                                              


5


4


3



2




1

4.4.

.

Уровень самооценки и адекватности реакций на ситуацию

Полностью адекватный уровень самооценки и реакций на ситуацию.                                                                                              

Способность к адекватным реакциям и самооценке.

Ситуативная самооценка, неустойчивая адекватность реакций.              

Явно завышенный или заниженный уровень самооценки, низкая адекватность реакций.                                                                                

Неспособность к самооценке, неразвитое самооценивание,

резко неадекватные реакции.                        


5


4

3

2


1

Общая сумма баллов:

Стабильную работу при реализации программы обеспечивают ресурсы и кадры.

Ресурсное и кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Обеспечение системного подхода к организации воспитательного процесса.

Анализ состояния и совершенствование воспитательной работы с учащимися, педагогами, родителями. Обеспечение педагогов методическими материалами по данной теме

Директор учреждения

Заместитель директора по воспитательной работа

Консультативная

Проведение семинаров, консультаций.

Организация мониторинга эффективности воспитательной работы в школе. Организация условий для реализации учащимися активной жизненной позиции. Координация деятельности всех участников воспитательного процесса.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Заместитель директора по воспитательной работе

Руководитель методического объединения воспитателей

Педагоги данного учреждения

Работа с классом:

Создание системы правового воспитания с классом на весь период обучения.

Постоянный мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития учащихся.

Взаимодействие с учащимися, родителями.

Создание условий для социальной адаптации учащихся. Организация работы органов самоуправления в классе.

Работа по самообразованию:

Участие в семинарах, конференциях, прохождение курсов повышения квалификации, овладение новыми формами и технологиями воспитательной работы.

Классные руководители, воспитатели


Анализ содержания и изучение в рамках учебных дисциплин вопросов правового воспитания

Учитель-логопед


Проведение психодиагностики, психокоррекции, психопрофилактики, психопросветительской работы.

Педагог-психолог

Организация и проведение культурно-массовой работы. Привлечение учащихся к разработке и участию в различных воспитательных и культурно-массовых программах.


Старшая вожатая

Анализ и обобщение содержания библиотечного фонда школы по вопросам правового воспитания. Пополнение фонда библиотеки литературой по правовому воспитанию. Организация постоянно действующих выставок. Участие в организации воспитательных мероприятий. Обеспечение педагогов материалами по данной теме.

 вопросам.

Библиотекарь













Выявление детей, требующих специального ухода, неблагополучных семей  

Консультирование родителей, педагогов по правовым вопросам

Социальный педагог


Педагоги учреждения дополнительного образования и специалисты, сотрудничающие с учреждением

( социум)

Реализация программы в системе воспитательной работы.

Использование современных воспитательных технологий.

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

Участие в мероприятиях учреждения.

Педагоги  дополнительного образования

Методисты, педагоги дополнительного образования, специалисты

Механизм реализации

Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, воспитатели, классные руководители, учащиеся и их родители.

Реализация программы воспитания осуществляется одновременно по всем направлениям  во всех возрастных группах с учетом их особенностей и оказывает воспитательное воздействие, как на весь коллектив учащихся, так и на отдельно взятую личность ребенка.

В начальной школе программа реализуется с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм, основными правами ребенка, формирование понимания важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни; приобретение первоначального опыта регулирования отношений; знание и использование конкретных правил и норм; получение первичного опыта разработки собственных правил.

План реализации программы

Содержание

сроки

ответственные

1

Ведение индивидуальной программы социализации учащихся

Сентябрь-май

воспитатели

2

Организация самоуправления в классе, спальне

сентябрь-май

воспитатели

3

Организация и проведение совместных мероприятий с родителями

сентябрь-май

классные руководители, воспитатели

4

Проводить занятия по программе ПДД для учащихся  школы-интерната V вида

сентябрь-май

воспитатели

5

 Проводить инструктаж по ТБ и правилам поведения во время выходов на экскурсии, в театры, музеи, кино

сентябрь-май

воспитатели

6

Составить совместный план работы с отделом пропаганды  полка ДПС ГИБДД по Алтайскому краю

1-я неделя сентября

инспектор по пропаганде полка ДПС ГИБДД по Алтайскому краю,

заместитель директора по ВР

7

Изучение вопросов права в курсе «Окружающий мир»

сентябрь - май

учителя начальных классов

8

Организовать встречи с инспектором   ГИБДД

сентябрь

заместитель директора по ВР

9

Ведение календаря правовых дат

сентябрь-май

воспитатели

10

Праздник «Правилам движения почет и уважение»

сентябрь

воспитатели

11

Цикл этических занятий для младших школьников

- «Доброе утро, здравствуйте, до свидания»

- «Уроки и правила вежливости»

- «Что такое дружба?»

- «Как возникает ссора?»

- «Как можно помириться?»

- «Правила поведения за столом»

- «У меня зазвонил телефон»

- «Мой сосед по парте»

сентябрь-май

классные руководители, воспитатели

12

Тематическая экспозиция в комнате-музее «Добрая старина»: «Государственная символика России»

сентябрь

заместитель директора по ВР

13

Тематическая экспозиция в комнате-музее «Добрая старина»: «Символика Алтайского края»

сентябрь

заместитель директора по ВР

14

Классные часы «Государственные символы России»

1 сентября

классные руководители, воспитатели

15

Конкурс рисунков «Флаг моей Родины»

2 сентября

педагог доп. образования, воспитатели

16

Цикл бесед «С чего начинается Родина»

1 класс «Моя малая Родина- Барнаул»

2 класс «Край, в котором мы живем»

3 класс «Символика России»

4 класс «Главный закон страны»


сентябрь

воспитатели

17

Беседа «Правила для учащихся»

1-я неделя сентября

воспитатели

18

Провести декаду по правилам дорожного движения

3-4 неделя сентября

заместитель директора по ВР

19

Праздник «Правилам дорожного

движения – почет и уважение»»

4-я неделя сентября

воспитатели

20

Месячник пожилого человека

октябрь

21

Заслушать на совещаниях при зам. директоре по ВР вопрос о выполнении программ по ПДД, мероприятиях, по предупреждению детского дорожного травматизма

октябрь


заместитель директора по ВР воспитатели

22

Провести родительские собрания по классам  по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

3-я неделя октября

классные руководители, воспитатели

23

Темы лекций для родителей

Законы воспитания в семье. Какими им быть? Воспитание ненасилием в семье.

Как научить сына или дочь говорить «нет»

Детская агрессивность, ее причины и последствия.

Свободное время - для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок?

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.

В течение года

Социальный педагог

Педагог-психолог

Цикл бесед по теме «Вредные привычки»

В течение года

Социальный педагог, воспитатели

Организовать встречи с инспектором   ГИБДД

ноябрь

заместитель директора по ВР

Классные, воспитательные часы, посвященные дню толерантности

ноябрь

классные руководители, воспитатели

Выставка книг по правовому воспитанию

3-я неделя ноября

библиотекарь

Беседа «День Конституции РФ»

12 декабря

классные руководители, воспитатели

Цикл бесед «Мои права»

1класс «Зачем нужны правила?»

2 класс «Права учащихся в нашем классе»

3 класс «Устав школы – основной закон ее жизни»

4 класс «Права и обязанности гражданина России»

декабрь

воспитатели

Заслушать на совещаниях при зам. директоре по ВР вопрос о выполнении программ по ПДД, мероприятиях, по предупреждению детского дорожного травматизма


 

декабрь


заместитель директора по ВР, воспитатели

Декада детей-инвалидов

1-10 декабря

заместитель директора по ВР, воспитатели

Организовать встречи с инспектором   ГИБДД

февраль

заместитель директора по ВР

Цикл бесед «Права человека»

1 класс  «Все мы – разные»

2 класс  «Защита прав ребенка»

          3 класс  «Поступок и ответственность»

4 класс  «Что такое закон?»          

февраль

воспитатели

Декада этического воспитание

1-2-я неделя марта

заместитель директора по ВР

Конкурс мини-плакатов по правилам этикета

2-3 неделя  марта

педагог доп. образования, воспитатели

Организовать встречи с инспектором   ГИБДД

апрель

заместитель директора по ВР

Цикл бесед «Семья – маленькое государство»

1 класс  «Права членов семьи»

2 класс «О праве на отдых и досуг»

3 класс «Семейный бюджет»

4 класс «Мои родственники»

апрель

воспитатели

Заслушать на совещаниях при зам. директоре по ВР вопрос о выполнении программ по ПДД, мероприятиях, по предупреждению детского дорожного травматизма


апрель

заместитель директора по ВР, воспитатели

Праздник ««Я – гражданин России»»

3-я неделя мая

воспитатели

Провести родительские собрания по классам  по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

4-я неделя  мая

классные руководители, воспитатели

Общешкольное родительское собрание «Роль семьи в соблюдении прав ребенка»

2 февраля

директор

заместители директора по УВР и ВР

Используемая литература

Конвенция ООН о правах ребенка 

Конституция Российской Федерации.

Закон РФ «Об образовании».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Краевая программа «Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на 2011-2013 годы.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.

Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.

Тубельский А.Н.Правовое пространство школы: Учебно-методическое пособие : М. – МИРОС. – 2002

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №4 V вида»

Приложение

Праздник «Азбука правовой культуры», 1 класс

                                     (путешествие по сказкам)

Цель: - познакомить детей с правами ребёнка;

          - рассказать о защите прав детей;

          - учить детей отстаивать свои права, соблюдая обязанности.

Ведущий: Добрый день, друзья! Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о правах детей, т. е. о ваших правах.

Часто вы говорите: «Я имею право», «Вы нарушаете мои права».

Слайд № 2.

      - Кто из вас знает, что такое право?

Право – это система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

Право -  это правила, по которым живут люди. Эти права охраняются государством. Эти правила  определяют отношения людей в обществе. 

Слайд № 3.

        Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим: «Я имею право», забывая «Я обязан»

Говоря «Я имею право», «Вы нарушаете мои права», вы чаще всего поступаете плохо, нарушая свои обязанности.

Слайд № 4.

      О детях заботятся не только в семье. Существует много организаций в государстве, главная задача которых – защищать детей.

      В США, в городе Нью-Йорке высится 39-этажное здание, в нём находится штаб-квартира ООН (Организации Объединённых Наций), главной целью которой является защитить детей. Каждый год собираются члены всех государств, а их сейчас более 180 человек.

Слайд № 5.

     Желание защитить детей возникло в 20-е годы прошлого столетия. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребёнка. А через 30 лет 20 ноября 1989года была принята Конвенция о правах ребёнка, в которой говорится, что все дети пользуются одинаковыми правами.

Слайд № 6.

      - Что такое ДЕКЛАРАЦИЯ?

Декларация – это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы.

Слайд № 7.

     - Что же такое КОНВЕНЦИЯ?

Конвенция – международное соглашение по специальным вопросам, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к ней присоединились (подписали).

Слайд № 8.

      Ребята, в конвенции записаны вот какие права:

- Право на жизнь

- Право на имя при рождении

- Право на гражданство

- Право на защиту жизни, чести и достоинства

- Право свободно выражать свое мнение

- Право на медицинскую помощь, охрану здоровья

- Право на образование

- Право на отдых и досуг

- Право иметь имущество

- Право на свободное перемещение

- Право на заботу и воспитание родителями

- Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия

Слайд № 9.

     А сейчас мы отправимся в путешествие по сказкам, чтобы выяснить хорошо ли вы знаете свои права.

Слайд № 10.

- Как называется эта сказка?

- Кто её написал?

 «Добрый доктор Айболит!

  Он под деревом сидит.

  Приходи к нему лечиться

  И корова, и волчица,

  И жучок, и червячок…

  Ну, а если вдруг у Оли, или Пети

  Заболит живот иль ухо,

  Или голова болит

  Приходите, приходите…

  Всех излечит, исцелит

  Добрый доктор Айболит…»

- Какое же право имеют все взрослые и дети? /право на медицинский уход/

Слайд № 11.

- Как называется эта сказка?

- Кто её написал?

  «Жил старик со своею старухой

   У самого синего моря;

   Раз он в море закинул невод,-

   Пришёл невод с одной тиной.

   Он в другой раз закинул невод,-

   Пришёл невод с травой морскою.

   В третий раз закинул он невод,-

   Пришёл невод с одною рыбкой.

   С не простою рыбкой, - золотою…»

- Какое право рыбки нарушил старик, поймав её? /право на свободу передвижения/

Слайд № 12.

- Как называется эта сказка?      

- Назовите героев этой сказки. /колобок, заяц, лиса, волк, медведь/

- Колобок отправился в лес, встретил лису и запел:

  «Я по коробу скребён,

  По сусекам метён,

  На сметане мешён,

  В масле печён,

  На окошке стужён:

  Я от дедушки ушёл,

  Я от бабушки ушёл,

  Я от зайца ушёл,

  Я от волка ушёл,

  От медведя ушёл,

  От тебя, лиса, подавно уйду!»

- А о чём его попросила лиса?

- Что она хотела сделать?

- Какое право колобка нарушила лиса, съев его? /право на жизнь/

Слайд № 13.

- Как называется эта сказка?      

    «Нуф-Нуф построил домик из прутиков и запел:

    У меня хороший дом,

    Новый дом, прочный дом.

    Мне не страшен дождь и гром,

    Дождь и гром, дождь и гром!»

- Какое право есть у каждого, даже у поросёнка? /право иметь имущество/

    «Поросята так кричали и веселились, что не заметили серого волка, а волк     стоял за деревом и всё слышал. Волк приготовился к прыжку, щёлкнул  зубами, но поросята вдруг опомнились и, визжа на весь лес, бросились наутёк…»

- Какое право поросят хотел нарушить волк? /право на жизнь и свободу передвижения/

Слайд № 14.

- Кто это?

- Чем занималась Баба-Яга?

- Какое право людей она нарушала своими поступками? /право на жизнь, право жить с родителями/

Слайд № 15.

 - Как называется эта сказка?      

- Что происходило с Гадким Утёнком и почему? / право знать своих родителей и жить с ними/

Слайд № 16.

- Как называется эта сказка?      

- Назовите героев этой сказки. /Кай, Герда, Снежная королева/

- Что сделала Снежная королева с Каем, что он забыл своих родных и остался жить у неё?

- Какое право Кая она нарушила? /право на свободу передвижения, право жить со своими близкими/

Слайд № 17.

- Как называется эта сказка?      

  «Позвала бабка внучку.

   Внучка за бабку,

   Бабка за дедку,

   Дедка за репку –

   Тянут-потянут, вытянуть не могут…»

- Если бы внучка не захотела работать, какое право нарушила бы бабка, заставив её работать? /право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия/

Слайд № 18.

- Как называется эта сказка?      

- Кто является главным героем сказки?

  «Папа Карло дал Буратино новую «Азбуку» и отправил учиться»

- Каким правом мог воспользоваться Буратино? /правом на образование/

Слайд № 19.

 - Как называется эта сказка?      

   «Пришла девочка к Бабе-яге. Баба-яга дала ей веретено, заставила её прясть, а сама ушла…»

- Какое право девочки нарушила Баба-яга? /право на защиту от всех форм эксплуатации/

Слайд № 20.

- Как называется эта сказка?      

- Кто является главным героем сказки?

   «Мачеха позвала старика и сказала:

   Вези её дед на трескучий мороз в лес.

   Старик заплакал и повёз свою дочь…»

- Какое право нарушила мачеха, заставив старика везти падчерицу в лес? /право на жизнь, право на заботу и воспитание родителями/

Слайд № 21.

- Как называется эта сказка?      

- Что произошло с козлятами, когда ушла коза?

- Какое право нарушил волк, когда ворвался в дом? /право на неприкосновенность жилища/

Слайд № 22.

- Ребята, мы говорили о ваших правах, но нужно помнить и о своих обязанностях, т. к. вы учитесь в школе, вы должны помнить:

Право на жизнь;

Право на имя при рождении

Право на гражданство

Право на  труд;                     соблюдать устав школы

Право на защиту жизни, чести и достоинства

Право свободно выражать свое мнение

Право на медицинскую помощь, охрану здоровья    

                                               добросовестно обучаться

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право на свободное перемещение  

                                                бережное отношение к имуществу школы

Право на заботу и воспитание родителями

Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия

                                                      соблюдение правил поведения обучающихся

Слайд № 23. 

Права ребёнка надо знать,

А обязанности выполнять.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и  не  тужить.

"Мы тоже имеем права!", 2 класс

            Цели: 

познакомить детей и родителей с основными положениями Конвенции;

соотнести права и обязанности детей;

способствовать осознанию ответственности за свои права;

формировать положительное отношение к правам других;

способствовать формированию у детей правовой культуры, общечеловеческих                       ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

Презентация урока "Мы тоже имеем права!"

Фонограмма песни Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».

Ход урока

Вступление

Учитель: - Первое сентября... В этот день все дороги ведут к школе. Нарядные ученики, взволнованные родители и учителя.  Этот день в нашей стране является государственным праздником — Днем знаний. Он близок людям всех поколений. 
-Токарь и космонавт, врач и хлебороб, строитель и офицер, академик и геолог – мы все «родом» из школы. 
     Только в нашей стране есть такой праздник – День знаний. 
     Задачи грядущего столетия будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту. 
     Школа откроет Вам все тайны, над разгадкой которых столетиями бились лучшие умы.
     В школу вы пришли, чтобы научиться активно жить, думать, искать, творить. 
    Уже сегодня, не дожидаясь, когда закончится пора ученичества, учитесь работать. 
    Ваша задача – овладеть знаниями, накопленными человечеством.
Дорогие родители, ребята, разрешите вас поздравить с началом нового учебного года, с Днём знаний!

     Для нас с вами это учебный год будет знаменательным. Мы закончим с вами начальную школу. А впереди новые взлёты, новые открытия, новые мечты. Давайте этот учебный год сделаем с вами ярким и запоминающимся.

      Незаметно вы стали взрослыми,

      Быстро школьные годы летят,

      Три класса уже стали прошлыми,

    Их, увы, не вернуть назад.

    Впереди будет год замечательный,

    Замечательный, но непростой,

    Будет он для вас испытательный,

    Ведь четвёртый класс – выпускной!

- А знаете ли вы, ребята, что не все дети мира идут в школу 1 сентября?
    В Голландии, Норвегии и Швеции дети проучились уже целый месяц – они пошли в школу 1 августа.
    В Индии учебный год в самом разгаре. Он начался 1 апреля.
    В Австралии ученики вновь садятся за парты 1 января.
    А в республике Коста-Рика вчера, т.е. 31 августа в школах прозвенел последний, а не первый, звонок.
- А у нас закончилось лето, вновь на дворе осень, а значит мы снова вместе. Я вижу, как вы повзрослели за лето, ваши глаза говорят о том, что вы ещё многое хотите узнать.
    Хочу вам пожелать здоровья, чтобы наши с вами встречи не прерывались из-за болезней, опозданий и прогулов, пожелать успехов в учёбе ребятам, а родителям – терпения и понимания.

/дети читают стихи/

Кружит осень-балерина,

Красит золотом леса…

Школа, словно бригантина,

Поднимает паруса.

Поведёт по морю знаний

Нас учитель-капитан,

Мы увидим мир бескрайний,

Небеса и океан.

В добрый путь, друзья, за дело!

Поднимайте якоря!

Только смелым и умелым

Покоряются моря.

 /Дети по очереди звонят в колокольчик и читают своё стихотворение./
   
1.Звенит звонок все громче, все слышнее.
Какая трель над миром разливается
Ты думаешь, распелся соловей?
А вот и нет – уроки начинаются!

    2.Звенит звонок, нам много лет подряд,
Его, услышав, люди улыбаются.
И расцветают лица у ребят.
Пришла пора - уроки начинаются!

   3.Снова школьный звонок
Нас зовет на урок.
Значит, кончилось шумное лето
В первый день сентября
Всем нам радость даря
Каждый раз повторяется это!

Ведущий: - Есть ли в мире еще такой сигнал, способный, как наш "первосентябрьский" звонок,  поднять в поход за знаниями десятки миллионов человек?

     Я долго думала, как провести последнее первое сентября в нашем классе. Провести вас по дорогам сказок? Но вы уже такие взрослые! Попутешествовать по страничкам школьной жизни и побывать на различных уроках? Но мы это будем делать теперь каждый день. И я решила соединить полезную информацию для вас и ваших родителей с этаким мозговым штурмом по литературным произведениям, которые все вы хорошо знаете. Слайд № 2.И вот что у меня получилось. Начинаем. Слайд № 3.                                                                                                                                            В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея  ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.                            Цель ООН - борьба за мир и сотрудничество между государствами.
Существует документ международного значения - «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку.
(Принята 10 декабря 1948 г. ООН).
                                                                           Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.                                                                                              Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?                                          Слайд № 4.                        Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”:

покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.                    

ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.
Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка».                                                           Наше государство подписало этот документ.                                                                              
Слайд № 5.                                                                                                                                   Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.                                                                                                                           В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.                                                                          Слайд № 6.                                                                                                                                      Конвенция принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и открыта для подписания, ратификации и присоединения.
Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года в соответствии со статьей 49.
Конвенция ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года.
Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года.      У каждого человека есть права. Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права. Они отличаются от прав взрослых. Послушайте, какие права есть у детей.                                                                      
Слайд № 7.                                                                                                                                            Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.                                                                                                                                                   Статья 6. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.                                                                                                                                                               В Конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.                                                                                         (Учащиеся отвечают)                                                                                                                                                        Объяснение. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник                                                                                                                      Слайд № 8.                                                                                                                                            Статья 7. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения  имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.                                                                                                        Статья 8.  Право ребенка на сохранение своей индивидуальности.                                            Статья 9.  Право ребенка не разлучаться со своими родителями вопреки их желанию.                                                                                                                              Слайд № 9.                                                                                                                                        Статья 11.  Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.                                       Статья 12.  Ребенок имеет право  формулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка.      Статья 13.  Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.                        Слайд № 10.                                                                                                                                    Статья 16. Ребенок имеет право на личную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции.                                                                                                         Статья 23.  Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.                                                                                                           Слайд № 11.                                                                                                               Статья 24.  Право ребенка на пользование услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.                                                                Статья 26.  Государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование.                                                                                                                 Слайд № 12.                                                                                                                 Статья 28. Государства-участники признают право ребенка на образование.    Статья 30. Ребёнку  не может быть отказано пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.                                                                                                                          Слайд № 13.                                                                                                                                                     Статья 31. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.                                                                                                                   Слайд № 14.                                                                                                                                  Статья 32.

Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования.           Статья 36. Государства-участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.                                                       Слайд № 15.                                                                                                                              Статья 36. Государства-участники защищают ребенка от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.               Статья 37. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.                                                                          Слайд № 16.                                                                                                                                                                             Литературная викторина  
– Вам предлагается ответить на вопросы. Это необходимо для того, чтобы вы как можно больше вспомнили сказок для дальнейшей работы по теме о правах детей.
Вопросы:
1. На чём путешествовал Емеля? (На печке) 
2. В кого превратился гадкий утёнок? (В лебедя) 
3. Воздушный транспорт ведьмы? (Ступа, метла) 
4. Героиня сказки, потерявшая хрустальную туфельку? (Золушка) 
5. Домашняя птица, которая может нести золотые яйца? (Курочка Ряба) 
6. Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Андерсена? (Олово) 
7. В чём волшебная сила Хоттабыча? (В бороде) 
8. Персонаж русской сказки, поймавший щуку ведром? (Емеля) 
9. Животное, которое очень трудно тянуть из болота? (Бегемот) 
10. Кресло для царя? (Трон) 
11. Профессия Айболита? (Доктор) 
12. Его писатель Носов услал на Луну? (Незнайка) 
13. Любимое животное старухи Шапокляк? (Крыса Лариска) 
14. Кем был принц из сказки про Чипполино? (Лимоном)

Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года).

Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная).

Вспомните, какое заклинание знал Маугли? («Мы с тобой одной крови — ты и я»).

 Вспомните, в какой сказке А. С. Пушкина была введена принципиально новая система оплаты труда. Покажите ее. (Три щелчка).
  - А теперь ответим на более сложные вопросы.                                                            
Слайд № 17.  Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?                                                                                      Слайд №18. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?                                                                                     Слайд 19. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.                                                                                                                    Слайд № 20. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?                                                                                                                                 Слайд № 21. В каких ещё сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?                                                                                                                                                          Слайд № 22.В каких  сказках героев насильно перемещали и похищали?                 Слайд № 23.В каких произведениях затрагивается тема о праве на полноценную и достойную жизнь (по состоянию здоровья)                                                                           Слайд № 24.В каком  произведении затрагивается тема о праве на пользование услугами здравоохранения.                                                                                                Слайд № 25. В каких сказках нарушается статья 36 о Защите ребёнка  от экономической и всех форм эксплуатации.                                                                   Слайд №26. В какой сказке защищаются права детей на получение образования?       Слайд № 27. Какие права ребёнка нарушены в этой сказке?                                                        - Вот видите, ребята, даже сказочным героям не мешало бы знать свои права./Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции./

1.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
Статья 7.

2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде ребята
. Статья 9.

3.Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить.
Статья12, 13, 14.

4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон.
Статья 32, 36.

5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
 Статья 24.

6.Чтоб с наукой подружиться ,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке.
Статья 30.

7.Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.
Статья 28.

8.Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать.
Статья 31.

9.Будь ты слабым или сильным ,
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано.
Статья 6.

 

Слайд № 28./Звучит песня Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника»./

Вывод. Мы сегодня с вами поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых есть права.                                                                                                                      - Какие документы защищают ваши права?                                                                                      - Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?                                        Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка

        Слайд № 29.

Перед началом нового учебного года прошу заслушать указ!

Указ

                          Готовый указ! Написан для вас!

                          Утром рано просыпайтесь,

                          Хорошенько умывайтесь, чтобы в классе не зевать,

                          Носом в парту не клевать.

             Одевайтесь аккуратно, чтоб смотреть было приятно,

                          Одежду тщательно проверь, четвероклассник ты теперь.

                          Приучай себя к порядку, не играй с вещами в прятки

                          Каждой книжкой дорожи в чистоте портфель держи.

                          На уроках не хихикай, стул туда-сюда не двигай,

                          Педагога уважай и соседу не мешай.

                          Не дразнись, не обзывайся, в классе всем помочь старайся,

                          Зря не хмурься, будь смелей, учиться будет веселей!                                                             Слайд № 30-32    Учитель. Ребята, вам пришли поздравительные телеграммы.

Уважаемые ребята!
Настойчивее грызите гранит науки! Мы всегда с вами!
Стоматологическая поликлиника.                                                                                        

 Уважаемые ребята!
Не уверены, не обгоняйте друг друга по дороге в столовую.                                        

Инспектор ГБДД.                                                                                                                  

  Родители!
Вознаграждайте по заслугам успехи своих детей!                                                                  

  Комитет по присуждению Нобелевских премий.

Слайд № 33.

Пожелание  учителя

Позади веселое осталось лето,
Много было солнца, много песен спето.
Снова школьный мир тебя зовет
В свой учебный долгий турпоход!
Снова книжки на столе, тетрадки
Чаще, как обычно, не в порядке,
Снова твой подъем с самим рассветом,
Верно, жаль тебе, что завершилось лето.

Но ведь тоже школьный мир прекрасен,
Встречи, одноклассники ждут в классе,
Чтобы впечатлением поделиться,
Чтобы дружно вместе вам учиться!
И я вам желаю в этот день,
Чтоб не постигала часто лень,
Чтоб в порядке были бы уроки,
Ведь стоите вы  теперь  на пороге
Жизни будущей и очень сложной!
Станет для вас  пусть все возможным!

Праздник «Я – гражданин России», 3 класс

Цель: создать условий для формирования активной гражданской позиции учащихся

Задачи:

-развивать у учащихся элементарные представления об институтах гражданского общества;

- о правах и обязанностях гражданина России;

- знакомить учащихся с понятиями «гражданин», «государственные символы» «герб», «флаг», «гимн»;

- развивать интерес к истории России;

- воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

наглядность: государственная символика, название праздника «Я гражданин России», слова: Россия, Алтайский край, Барнаул, Москва, родина, отчизна, отечество, конституция.

Мультимедийная презентация виды родного города, страны, государственная символика

музыкальное оформление

вспомогательный материал: названия команд, задания для конкурсов.

Предварительная работа:

Проведение в классах бесед по правовому воспитанию;

Подбор стихотворений и музыкального оформления;

Предполагаемые результаты:

Понимание учащимися актуальности вопросов патриотизма

Высокий уровень самосознания

Развитие у учащихся умения формулировать задачи и находить пути их решения

Звучит песня «Любите  Россию » (сл.В Милявского, муз. С Туликова)

Ведущий: Дорогие ребята в январе у нас проходила декада правовых знаний. Сегодня мы подводим ее итоги. Мы собрались в этом зале, чтобы еще раз поговорить о нашей Родине, выяснить, что вы знаете о ней и о ваших правах и обязанностях.

Праздник наш называется «Я гражданин России»

Как вы думаете гражданин России – это кто?

Слайд 2:

 Гражданин – это житель страны, который признает ее законы, любит ее,  гордится ею.

Слово гражданин употребляется в разных смыслах,: во первых, это житель какой-то страны, имеющий право гражданства. Например, мы жители, какой страны? Во вторых это человек имеющий права и обязанности, соблюдающий законы и отвечающий за свои поступки.

Рядом с названием нашего праздника есть и другие слова, Россия, Москва, Алтайский край, Барнаул. Давайте разберемся, что они обозначают, почему именно они здесь написаны?

Что такое Россия? Да это страна  в которой мы живем. Точное ее название Российская Федерация.

1 уч:.О, Россия! С нелегкой судьбою страна,

У меня ты, Россия как сердце одна.

Я и другу скажу, я скажу и врагу -

Без тебя, как без сердца, прожить не смогу.

2 уч Ты моя Россия, всех теплом согреешь

Ты моя Россия, песни петь умеешь

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша - это мы с друзьями

Ведущий: Россия - наша Родина. Она велика, так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Слайд 3

 Когда стрелки кремлевских часов в Москве показывают три часа дня в Петропавловске – на- Камчатке наступает полночь. Если сесть на самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть

Слайд 4 белоснежные горы и

Слайд 5 знойные пустыни,

Слайд 6 вольные степи

Слайд 7 могучие реки,

Слайд 8 и гордость нашего государства – ее зеленый наряд леса. Слайд 9

Ведущий: смотрим дальше. Москва.

3 уч: Москва- это Красная площадь.

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое, любит тебя!

Москва – главный город  столица нашей страны.  Во всем мире известна ее красная площадь Слайд 10,и башни кремля Слайд11

В Москве находиться наше правительство Слайд 1 2

и его глава президент Слайд13

Ведущий: смотрим дальше. Алтайский край.

4 уч: Есть на свете такой уголок,

Где бы я ни был, не знаю

Только, пожалуй, найти я не смог

Лучше Алтайского края.

У каждого человека есть место,  которое ему особенно дорого. Где бы он ни жил, он всегда вспоминает свою «малую Родину», место, где родился и вырос.

 Слайд 14 Мы с вами живем в Алтайском крае – это наша малая родина. Рядом с нами находятся Новосибирская область, республика Алтай…Как маленькие ручейки вливаются в одну большую реку, так и разные области края республики образуют одно большое государство, страну с красивым название Россия. Россия состоит из множества краев, областей, автономных республик. Алтайский край один из них.

5 уч: Я знаю: в России

Места есть красивей.

Я знаю: наряднее есть города.

Но я воспеваю столицу Алтая.

Мой Барнаул – ты моя высота.

Слайды 15,16,17

Барнаул столица Алтайского края.

Ведущий: Как я уже говорила сегодня, мы подводим итоги правовой декады.

Проверим, что вы знаете о своей стране, ее символике, о правах и обязанностях граждан России.

Для этого я предлагаю создать 3 команды от каждого класса выбрать по 5 человек.  

Жюри:

Разминка: «Названия команд»

Из предложенных букв составить слово и придумать девиз.

1 Россия «Россия мать - умей за нее постоять»

2 Алтай «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»

3 Барнаул «Где родился, там и пригодился»

1 конкурс: «Блиц опрос»

- название нашей страны  (Российская Федерация)

- в каком крае мы живем  (Алтайском)

- столица Алтайского края (Барнаул)

- как называется пост главы государства в России (президент)

- фамилия  президента России в настоящее время  (Медведев)

- Столица России (Москва)

- главный символ эмблема любого государства (герб)

- государственный символ из ткани (флаг)

- главная торжественная песня любого государства (гимн)

2 конкурс: «Символика России»

Каждой команде конверт с картинками рассказать, все, что знаете о том, что там нарисовано.

«герб» - отличительный знак государства, города, края. Изображают на монетах, флагах, печатях. Российский герб – это двуглавый орел на красном фоне, на груди серебряный всадник с копьем убивающий дракона.

Слайд18

«флаг» - то символ государства, поднимают на правительственных зданиях, госучреждениях, в воинских частях, на соревнованиях при вручении наград. Российский флаг триколлор белый, синий, красный.

Слайд19, 20

«гимн»- торжественная песня принятая как символ государства, исполняется во время торжественных церемоний, праздников, визитов за рубеж, во время вручения наград на соревнованиях вместе с поднятием флага. Сл. В. Михалков, муз. А.В. Александров Слайд 21, 22

Гимн исполняют и слушают стоя.

Звучит гимн все встают

Вы знаете много правил, правила поведения в школе, ПДД. А есть правила по которым живет вся страна. Такие правила называют законы.  Основные законы нашего государства записаны в основном, самом важном документе страны. Как он называется?

Да это конституция,  в конституции записаны права и обязанности граждан России. И у вас как у граждан нашей страны есть права – то что вы можете делать и обязанности – то что вы должны делать. Когда вы подрастете, вы подробно познакомитесь с Конституцией. Но многие ваши права и обязанности вы уже знаете. Как вы их знаете, мы сейчас и проверим.

3 конкурс: «Наши права»

Участники на листах пишут свои права, по окончании зачитывают и поясняют.

Право на жизнь;

имя, фамилию, отчество;

жить и воспитываться в семье;

общаться с родителями и родственниками;

защищать свои права;

выражать свое мнение;

право на имущество;

право на медобслуживание;

право на образование

право на отдых

Пока они пишут игра со зрителями. Составить как можно больше слов из слова «Правительство»

(на магнитной доске)

Проверка Слайд23

4 конкурс: «Помоги герою сказки»

Проверка Слайды 24,25,26

5 конкурс: «Наши обязанности»

Соблюдать законы

Хорошо учиться

Заботиться о младших

Помогать папе и маме

Честно трудиться

Охранять природу

Уважать и защищать свою страну

Пока они пишут игра со зрителями  «Пословицы и поговорки о Родине»

Проверка Слайд 27

Пока жюри подводит итоги  Игра «Можно, нельзя»

Переходить улицу на красный цвет светофора

Помогать маме, делать уборку дома и мыть посуду

Хорошо учиться

Ухаживать за тем, кто болеет

Заниматься спортом

Оставлять мусор в лесу

Умываться и чистить зубы

Ходить в грязной одежде

Срывать цветы с клумб

Рвать и пачкать книжки

Ходить в церковь

Читать книги

Брать чужие вещи без разрешения

Весело и интересно отмечать праздники

Жюри подводит итоги

Ведущий  Закончить праздник мне хотелось бы стихотворением.

6 уч. Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…

7 уч: Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!

Ведущий: Я думаю когда вы вырастите, вы будите  законопослушными гражданами нашей страны. Будите беречь ее, любить и защищать.

Трофим «Родина» слайдовая презентация

Праздник «Я – гражданин России», 4 класс

Цель: создать условия для формирования активной гражданской позиции учащихся, обобщить знания детей по правовой теме.

Задачи:

Уточнить составляющие понятия «гражданин».

Развивать чувство патриотизма, уважительного отношения к Родине. Развивать умение общаться, слушать друг друга.

Воспитывать гражданина, чувство прекрасного, гордости за свое Отечество, уважительное отношение друг к другу, ответственность.

Корректировать речь. 

Оборудование:

Наглядность: государственная символика, название праздника «Я гражданин России», слова: Россия, Алтайский край, Барнаул, Москва, Родина, Отчизна, Отечество, Конституция.

Мультимедийная презентация виды родного города, страны, государственная символика

Музыкальное оформление

Вспомогательный материал: названия команд, задания для конкурсов.

Предварительная работа:

Проведение в классах бесед по правовому воспитанию;

Подбор стихотворений и музыкального оформления;

Предполагаемые результаты:

Понимание учащимися актуальности вопросов патриотизма

Высокий уровень самосознания

Развитие у учащихся умения формулировать задачи и находить пути их решения.

Ход праздника

Приветствие. Объявление темы, цели мероприятия. Работа с понятием гражданин (предлагают свои версии, потом проверяем в презентации).

Создаем три команды, каждой по очереди будет задаваться вопрос, при неправильном ответе – переход хода, за правильный ответ – один балл. Игру оценивает жюри.

Вопросы для команд.

В каком году основан город Барнаул? Как переводится с тюркского название города?

Что изображено на гербе города Барнаула и почему? (Как дополнительный вопрос: покажи на доске герб города).

Назовите год основания Алтайского края? Как переводится название «Алтай»?

Что изображено на гербе Алтайского края и почему?  (Как дополнительный вопрос: покажи герб края на доске).

Как «официально» называется наша страна (в документах, в прессе)? Подберите синонимы к данному слову.

Назовите основные символы России. Кратко расскажите о каждом.

Кто является главой государства? Когда был выбран, когда будем выбирать нового главу государства?.

Вывод к первой части – работа с презентацией «Символика»: проверяем, правильно ли мы знаем нашу символику. Предварительный подсчет баллов. Возвращение к определению «гражданин» и работа с понятием «права и обязанности».

Какие документы подтверждают, что человек – гражданин России? Какой документ человек получает первым? Какой документ он получает в 14 лет?

Как называется основной закон государства? Что в нем прописано? Есть ли закон о правах детей. Если – да, как он называется?

 Какими правами обладает  ребенок с рождения? Какие еще права вы знаете?

Какие обязанности мы должны выполнять как граждане своей страны?

Второй части – работа с презентацией «Конвенция». Проверяем, правильно ли назвали термины, перечислили права и обязанности.

Игра «Угадай». А) я зачитываю, какие права сказочного героя были нарушены, а вы должны ответить, кто это. «Буратино», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка».

 Б) вы называете, какие права были нарушены самим героем, какие права героя нарушили.

 Аукцион «Кто больше»: нужно как можно больше назвать пословиц и поговорок о родине.

Закончите предложение: Гражданин – это человек, который…..

Пока жюри подводит итоги. Вопрос ко всем командам: есть ли правила, законы у школы, семьи, по которым мы живем, которые соблюдаем? Игра «Можно – нельзя». Если то, что я скажу, можно делать, вы хлопаете в ладоши. Если этого делать нельзя – топаете ногами.

Переходит улицу на красный свет светофора.

Помогать маме.

Хорошо учиться.

Ломать игрушки.

Оставлять мусор в лесу.

Заниматься спортом.

Ходить в грязной одежде.

Умываться и чистить зубы.

Срывать цветы на клумбе.

Рвать и пачкать книжки.

Весело и интересно отмечать праздники.

В заключении звучит песня С. Трофимова «Родина».

Окончание праздника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.

В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....

Описание системы внеклассных занятий по формированию правовой культуры младших школьников.

В тексте представлена система внеклассных занятий по формированию правовой культуры младших школьников....

Программа «Правовая культура младших школьников»

Программа предназначена для педагогов, учащихся начальных классов МКОУ СОШ №17, их родителей.Программа определяет содержание, основные пути развития, методики правового воспитания в начальной шк...

Система работы "Формирование нравственно - правовой культуры младших школьников"

Презентация и описание педагогического опыта работы по теме "Формирование нравственно - правовой культуры младших школьников". Доклад на методическом семинаре....

Правовая культура младших школьников

Основная цель курса:- содействовать подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом государстве;- формировать устойчивое представление о мире, об обществе на основе Всеобщей декларации прав чел...

Кружок "Правовая культура младших школьников". "Лучшее слово о дружбе"

Цели занятия:1.Развитие  умения аргументировать свою точку зрения.2.Формирование умения аргументировать свою точку зрения.3.Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь друж...

Формирование правовой культуры младших школьников в образовательном процессе

Данный методический материал создан с целью теоретического обоснования формирования правовой культуры младших школьников....