Система работы "Формирование нравственно - правовой культуры младших школьников"
статья на тему

Стеценко Виктория Викторовна

Презентация и описание педагогического опыта работы по теме "Формирование нравственно - правовой культуры младших школьников". Доклад на методическом семинаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty.pptx2.69 МБ
Файл opisanie_moego_opyta.doc.docx154.18 КБ
Файл metodicheskiy_seminar.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система работы «Формирование нравственно-правовой культуры младших школьников» Учитель начальных классов Стеценко Виктория Викторовна

Слайд 2

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина , способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Слайд 3

При анализе нравственного опыта второклассников (2012 год), проведенном в начале учебного года, опрошенные (24 человека) разделились на три группы – дети с низким (34%), средним (55%) и высоким (11%) уровнем нравственно-правового опыта

Слайд 4

Нравственно-правовое воспитание - это планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию учащихся всей совокупностью многообразных форм, средств и методов.

Слайд 5

Ц ель системы работы - это формирование в сознании учащихся глубоких и устойчивых нравственно-правовых знаний, убеждений, ценностей, привычек правомерного поведения. Новизна данной системы заключается в комбинировании различных форм и методов работы, адаптированных к конкретным условиям школы, конкретному классу, конкретной теме, предполагающих включение учащихся в активную познавательную и социальную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности.

Слайд 6

Современные образовательные технологии: • проблемного обучения; •технологию продуктивного чтения; •технологию проектов; •технологию оценивания; •информационно-коммуникационные технологии .

Слайд 7

Мой опыт работы представляет собой образовательное единство Система уроков в начальной школе Внеклассная работа Внешкольная работа Просвещение родителей

Слайд 8

Воспитательная система МБОУ СОШ № 26 « Школа правовой культуры» Цель программы: создание воспитательного пространства школы, способствующего формированию правовой культуры обучающихся.

Слайд 9

Главная цель «Школы 2100» - развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности. Человек самостоятельный Функционально грамотная личность Человек познающий Человек, умеющий жить среди людей

Слайд 10

Концептуальные подходы программы развития школы, воспитательной системы и образовательной системы «Школа 2100» позволяют организовать управляемый, систематический и целенаправленный процесс по формированию нравственно-правовой культуры.

Слайд 11

Особое внимание формированию нравственно-правовой культуре младших школьников уделяю на уроках окружающего мира образовательной системы «Школа 2100» под редакцией А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова.

Слайд 12

Две главные линии развития (цели) Химия Физика География Обществознание Биология Окружающий мир ОБЪЯСНЯТЬ МИР ОБЪЯСНЯТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ История ОБЪЯСНЯТЬ МНОГООБРАЗИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ЕГО ИСТОРИЧЕСКУЮ КАРТИНУ ОБЪЯСНЯТЬ ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЕЙ В ОБЩЕСТВЕ НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕ-ЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ Каковы цели предмета «Окружающий мир»?

Слайд 13

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей? Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира.

Слайд 14

Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт . Человек должен научиться понимать окружающий мир.

Слайд 15

Картина окружающего мира – система понятий семья друзья хозяйство человека живая природа неживая природа 1 класс 2 класс карта форм земной поверхности карта природных зон карта стран 3 класс круговорот круговорот мое отечество Россия государство прошлое будущее моей страны 4 класс организм "душа" человечество

Слайд 16

Как организовать воспитание нравственного чувства , этического сознания и готовности совершать добрые поступки на уроках окружающего мира в начальной школе? Через изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития. Однако эту роль могут выполнять далеко не всякие задания, а лишь продуктивные (творческие)

Слайд 17

Вот примеры таких заданий Учебник для 1-го класса, ч. 2. На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. Учебник для 3-го класса, ч. 2 . Объясни, что означают для тебя слова «Моя Родина – Россия!». Учебник для 4-го класса, ч. 1 . Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл.

Слайд 18

Для достижения поставленной цели по формированию нравственно-правовой культуры использую на уроках технологию проблемного диалога. Проблемно-диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками

Слайд 19

Следующая технология, которую я применяю на уроках – это технология продуктивного чтения.

Слайд 20

Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания.

Слайд 21

Результаты : активизирован учебный процесс; сформированы устойчивые познавательные интересы; выработаны умение и навыки правильного поведения учащихся; повысился нравственный и интеллектуальный уровень обучающихся.

Слайд 22

В конце 2012-2013 учебного года динамика роста нравственности у учащихся была очевидна. На низком уровне оказались 14%, на среднем уровне – 23%, на высоком уровне стало 63%.

Слайд 23

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

«Формирование нравственно-правовой культуры младших школьников»

        Содержание:

Введение…………………………………………………………..

………………………2-4

I.

Теоретические основания формирования нравственно-правовой культуры младших школьников……………………..

…………………………5

1.1.

Компоненты гражданской идентичности личности…………...

…………………………6

1.2.

Требования к результатам формирования гражданской идентичности личности…………………………………………

…………………………7

II.

Аспекты формирования нравственно-правовой культуры учащихся класса в рамках образовательного процесса школы.

………………………8-9

III.

Нравственно – правовое воспитание на уроках окружающего мира образовательной системы «Школа 2100»………………..

……………………….10

3.1.

Цели  программы по окружающему миру……………………...

……………………….11

3.2.

Содержание программы по окружающему миру……………...

……………………….12

3.3.

Организация  воспитания нравственного чувства и правового образования  на уроках окружающего мира в начальной школе………………………………………………………………

……………………12-14

3.4.

Использование технологий (проблемно-диалогической, продуктивного чтения и оценивания) на уроках окружающего мира для формирования нравственно-правовой культуры младших школьников…………………………………………….

…………………….15-22

IV.

Заключение………………………………………………………..

……………………......23

V.

Литература…………………………………………………………

………………………..24

VII.

Приложения.

 

Введение

В Законе «Об образовании» подчёркивается главная задача школы - развитие человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на его совершенствование. Выделены основные приоритеты образования: воспитание гражданственности и любви к Родине, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, любви к окружающей природе, семье.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко- нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных и правовых свойств личности школьника. Актуальность этой задачи была подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утверждённой Правительством РФ ещё в 2001 г., и получила дальнейшее развитие в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.

Однако современная социальная действительность порождает противоречие между общественно-государственным заказом на воспитание социально активных граждан и недостаточным вниманием современной школы к формированию гражданской позиции учащихся, между декларируемой в современном обществе необходимостью нравственного и правового воспитания подрастающего поколения в целом и недостаточным вниманием к синтезу нравственно-правового воспитания младших школьников, а также между потребностью школьной практики и недостаточной разработанностью механизмов реализации на практике нравственно-правового воспитания младших школьников.

Мои наблюдения, проведенные в школе за 27 лет работы, свидетельствуют о низком уровне нравственно-правовой культуры учащихся. Большинство из них не знает основных документов о правах человека. Учащиеся не способны к самостоятельному выбору действий, согласно нормам нравственности и права, они не умеют открыто выражать и отстаивать свою независимую позицию. Придя работать в новый класс, я заметила, что дети враждебно относятся друг к другу, сложно переживают чей-то успех и радуются неудачам одноклассников. В классе обучается мальчик - инвалид, непохожий на других детей и требующий особого внимания. Кроме этого, у детей отсутствует ответственность за свои поступки и поведение. При анализе нравственного опыта второклассников (2012 год), проведенном в начале учебного года, опрошенные (24 человека) разделились на три группы – дети с низким (34%), средним (55%) и высоким (11%) уровнем нравственного опыта. Передо мной встала не только проблема прочных знаний  обучающихся, но и проблема их нравственно - правового развития. Это позволило сделать вывод, что необходима такая система работы, которая акцентировала бы свое внимание на нравственно-правовом воспитании школьников. Нравственно-правовое воспитание - это планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию учащихся всей совокупностью многообразных форм, средств и методов. Поэтому  цель моей системы работы - это формирование в сознании учащихся глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, привычек правомерного поведения. Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

  • дать знания о правах, обязанностях, нормах и законах;
  • ввести школьников в сложные правовые отношения;
  • сформировать навыки бесконфликтного общения.

 Новизна системы работы заключается в  комбинировании различных форм и методов работы, адаптированных к конкретным условиям школы,  конкретному классу, конкретной теме, предполагающих включение учащихся в активную познавательную и социальную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности. Для формирования нравственно-правовой культуры  на уроках  и во внеурочной работе  я использую современные образовательные технологии:

  • проблемного обучения;
  • технологию продуктивного чтения;
  • технологию проектов;
  • технологию оценивания;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Мой опыт работы представляет собой образовательное единство «Система уроков в начальной школе+ внеклассная работа + внешкольная работа + просвещение родителей»

В данной работе показано, как идет процесс формирования нравственно-правовой культуры в рамках предмета «Окружающий мир».

Теоретические основания формирования нравственно-правовой культуры

младших школьников.

Одной из задач, поставленных перед учителем начальных классов на современном этапе развития школы, является формирование основ гражданской идентичности личности. Термин «гражданская идентичность личности» является довольно новым в практике школы. Психологи понимают его «как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе».

Формирование гражданской идентичности гражданина России включает в себя:

  • патриотическое воспитание граждан России;
  • гражданское воспитание;
  • воспитание национального самосознания;
  • воспитание интереса к жизни, культуре и быту людей другой национальности, то, что раньше называлось воспитанием интернационализма.

Процесс воспитания гражданской идентичности включает в себя следующие компоненты:

  • когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);
  • ценностно-смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);
  • эмоциональный (приятие или неприятие своей принадлежности);
  • деятельностный (поведенческий) —( гражданская активность).

Каждое из направлений воспитания гражданской идентичности имеет свои трудности, свои подводные камни. Авторы концепции универсальных учебных действий относят формирование гражданской идентичности (в том числе и чувства патриотизма) к личностным универсальным учебным действиям. При этом выдвигаются следующие требования к результатам:

Когнитивный компонент:

  • сформировать историко-географический образ России, т. е. представление о территории и границах России, её географических особенностях; знать основные исторические события развития государственности и общества, историю и географию края, его достижения и культурные традиции;
  • иметь представление о социально-политическом устройстве России, её государственной организации, знать государственную символику (герб, флаг, гимн), государственные праздники;
  • знать основные права и обязанности гражданина, соответствующие возрастному статусу учащегося в обществе (право на получение бесплатного образования и обязанность учиться; право использования культурных и материальных, природных ресурсов общества и обязанность бережно относиться к ним и сохранять их; право на медицинскую помощь и решения и обязанность нести ответственность за последствия решения и поступка в пределах, определяемых нормами государства и общества);
  • знать о своей этнической принадлежности, национальных ценностях, традициях, культуре, о народах и этнических группах России;
  • иметь представление об общекультурном наследии России;
  • знать основные моральные нормы; нормы и правила охранно-бережного отношения к природе, сохранения здоровья; правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Ценностно-смысловой и эмоциональный компоненты:

  • иметь чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважать её историю, культурные и исторические памятники;
  • уважать другие народы России, иметь межэтническую толерантность;
  • уважать личность и её достоинства, доброжелательно относиться к окружающим, нетерпимо — к любым видам насилия;
  • уважать ценности семьи, любить природу, признавать ценности своего здоровья и здоровья других людей, обладать оптимизмом в восприятии мира;
  • следовать моральным нормам и гордиться этим, испытывать чувство стыда и вины при их нарушении.

Деятельностный компонент:

  • участвовать в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
  • выполнять нормы и требования школьной жизни, пользоваться правами и выполнять обязанности ученика;
  • выполнять моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • участвовать в общественной жизни, ориентироваться в событиях, происходящих в стране и мире; посещать театры, музеи, библиотеки; следовать здоровому образу жизни.

Таким образом, нравственно-правовая культура имеет три компонента: смысловой, эмоциональный, поведенческий.

Система правового воспитания основана на научном понимании структуры правового сознания.

Правовая грамотность развивает правовое сознание. На правовое поведение влияет взаимозависимость и дополнение формирования правового, гражданского и нравственного сознания. Гражданское сознание формирует понимание общественной значимости права, норм и законов. Нравственное сознание – усвоение и принятие норм личностью.

Нравственно-правовые чувства формируют уважение к нормам и закону; переживания, связанные с нарушением норм - совесть, контролирующую уверенность, страдание, страх.

Правовое мышление формирует умение оценивать замыслы, поступки, поведение с точки зрения норм права.

Аспекты формирования нравственно-правовой культуры учащихся класса

в рамках образовательного процесса школы.

Миссией  МБОУ СОШ № 26 г. Хабаровска, в которой я работаю с 2012 года, согласно  Программе развития, является формирование правовой культуры обучающихся как залога успешной адаптации и социализации в жизни. Данный процесс нашел свое воплощение в воспитательной системе «Школа правовой культуры». Правовое воспитание, согласно концепции данной системы, начинается с момента поступления ребёнка в школу, через всю вертикаль обучения: и в учебно-познавательной, и во внеурочной деятельности, при изучении любой школьной дисциплины, при организации любого вида деятельности и отношений. Идея воспитательной системы заключается в формировании правовой культуры через организацию деятельности, направленной на формирование у обучающихся уважения к праву; собственных установок и представлений, опирающихся на современные правовые ценности общества; правовой культуры, основанной на фундаментальной правовой грамотности; компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и интересов личности; практического опыта деятельности в социально-правовой сфере. Эффективность формирования правовой культуры личности предполагает ее активное участие в данном процессе. Деятельность МБОУ СОШ № 26 направлена на создание воспитательного пространства школы, способствующего   формированию правовой культуры обучающихся. В качестве результатов ее реализации мы планируем сформировать   у выпускников нашей школы такие качества, как: законоуважение, толерантность, убежденность в неотъемлемости прав, в неразрывности прав и обязанностей, уважение к правам, своим и чужим, умением  ориентироваться в правовом поле.

Таким образом, созданное правовое пространство школы позволяет мне реализовывать цели и задачи нравственно-правового воспитания как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

 Достижению цели способствует реализация созданной мною  программы воспитательной работы "Я и мир вокруг меня", где одним из основных направлений является правовое направление. (Приложение 1). Одной из форм формирования нравственно-правовых качеств является   кружок «Край, в котором я живу», который я веду в своем классе 2 часа в неделю. (Приложение 2). В воспитательной системе  я иду от идеи, от теории - к результату. А результат-это социальная активность учащихся. В моей системе - это участие ребят в конкурсах на нравственные темы, создание социальных проектов, участие в культурной жизни школы, поездки в музеи, позволяющие познакомиться с историей и культурой родного края.

 Обучение и воспитание - два параллельно существующих, взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности. На практике их невозможно разделить. Логическим продолжением  внеклассной работы стала система уроков, на которых создаются условия для формирования нравственно-правовой культуры младших школьников.

С 2003 года работаю по программе «Школа 2100». Научный и педагогический коллектив Образовательной системы «Школа 2100» свою миссию представляет следующим образом:

  • Во-первых, через созданную продуктивную образовательную систему  содействовать обеспечению эффективного будущего потенциала нашей страны – личностного, научного и производственного.
  •  Во-вторых, помочь сегодняшним школьникам вырасти максимально подготовленными к сложной современной жизни; научить их не выживать, а стать личностями, раскрывая свои способности, реализуя свои возможности, занять достойное место в обществе.

 Главная цель «Школы 2100» - развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности. Функционально грамотная личность - это человек, который

  • обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;
  • владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира);
  • привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;
  • усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его.
  • толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других;
  • эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения;
  • способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

Цели и предполагаемые результаты программы развития школы, воспитательной системы и образовательной системы «Школа 2100» позволяют организовать управляемый, систематический и целенаправленный процесс по формированию нравственно-правовой культуры.

Нравственно – правовое воспитание на уроках окружающего мира

образовательной системы «Школа 2100».

Особое внимание формированию нравственно-правовой культуре младших школьников уделяю на уроках окружающего мира образовательной системы «Школа 2100» под редакцией  А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова.

Воспитание патриотизма и гражданственности - это основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. В стандартах образования второго поколения категория «нравственная ценность» стала одной из центральных. Она включает в себя такие качества личности, как: доброта, милосердие, мужество, скромность, справедливость, толерантность, любовь к Родине, патриотизм и гражданственность. Немаловажная роль в воспитании этих качеств принадлежит урокам по предмету «Окружающий мир». Очевидно, что воспитательный потенциал курса «Окружающий мир» очень велик. Он подробно раскрыт и в Примерных программах начального общего образования, входящих в комплект документов ФГОС второго поколения. В пояснительной записке к программе по окружающему миру подчёркивается, что в рамках данного предмета «благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности».

Цели обучения  программы «Школа 2100» сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета «Окружающий мир»:

  • знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – отвечает за развитие познавательных УУД. Именно она делает возможным «осознание целостности окружающего мира», «освоение доступных способов изучения природы и общества», «развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире»;
  • формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять свое отношение к миру) - способствует личностному развитию ученика. С этой линией связаны «сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе»; «воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы»; «освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде».

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей?  Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира.

Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но мы должны дать ему возможность жить разумно и осмысленно. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.

При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна  цель – это помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь в отношениях «человек – природа», «человек – общество?» На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира.

Программа по окружающему миру образовательной системы «Школа 2100» состоит из двух содержательных блоков: «Человек и природа» и «Человек и общество». В блоке «Человек и природа» особо выделены подтемы, имеющие не только образовательное, но и преимущественное воспитательное значение как фактор формирования гражданской идентичности у младших школьников: «Важнейшие природные объекты страны, своего региона», «Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений», «Полезные ископаемые родного края», «Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.», «Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.», «Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений)», «Природные зоны России», «Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы», «Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств. Красная книга России».

Подтемы блока «Человек и природа» имеют большое значение для воспитания любви к родной природе, к своей малой родине, для формирования искреннего стремления её беречь и охранять. Это понятно, так как человек, прежде всего, привязан именно к окружающей его родной природе.

Что касается раздела «Человек и общество», то практически все темы этого раздела важны для формирования гражданской идентичности, воспитания патриотизма. Перечислю некоторые из них. «Общество — люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели». «Человек — член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению». «Друзья, взаимоотношения между ними. Ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах». «Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей». «Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Государственная символика России. Конституция — основной Закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства». «Россия на карте; государственная граница России. Москва — столица России. Города России. Родной край — частица России. История Отечества». «Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле».

Данный УМК реализует деятельностный подход через ряд деятельностно- ориентированных принципов, а именно:

а) Принцип обучения деятельности. В соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом. Это поддерживается с помощью статьи для учеников «Как работать по учебнику», в которой подробно описано, как учиться по учебнику, а также методического аппарата. В качестве важнейшей деятельности выступает выполнение  продуктивных заданий, ответы на которые не могут быть найдены в учебнике, а должны быть получены в результате умственных действий по анализу и синтезу имеющейся в нем информации.

б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной  деятельности к самостоятельной деятельности. В УМК предусмотрена система работы учителя и класса по развитию умений в решении проблем. На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять тему, затем наступает черед продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой ситуации. Наконец, в конце изучения тем ребята решают жизненные задачи (имитирующие ситуации из жизни) и участвуют в работе над проектами.

Как организовать воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать добрые поступки на уроках окружающего мира в начальной школе? Через изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах. Одно из важнейших понятий ОС «Школа 2100» – линия развития ученика средствами предмета. Это совокупность связанных друг с другом умений, последовательное формирование которых обеспечивает достижение цели предмета, т.е. его направленность как на предметные, так и на личностные и метапредметные результаты. Однако эту роль могут выполнять далеко не всякие задания, а лишь продуктивные (творческие). В отличие от репродуктивных, правильный результат выполнения продуктивных заданий нельзя получить в готовом виде. Для того чтобы правильно решить задачу или ответить на творческий вопрос, необходимо найти в учебнике нужную информацию (подсказку), преобразовать её и изложить собственными словами в виде рассуждения (размышления). Это и есть главный продукт деятельности учеников. На уроках окружающего мира выполняются такие задания при изучении тем: в 1-2 кл. - «связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.; в 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка». Вот примеры таких заданий (в скобках указано конкретное умение, на формирование которого наряду с предметным нацелено данное задание):

 1). Учебник для 1-го класса, ч. 2. На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. (Умение оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил.)

2). Учебник для 3-го класса, ч. 2. Объясни, что означают для тебя слова «Моя Родина – Россия!». (Умение осознавать себя гражданином России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.)

3). Учебник для 4-го класса, ч. 1. Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл. (Умение оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе.)

Такие задания способствуют личностному развитию ученика. Благодаря таким заданиям у учащихся формируется уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе; формируется нравственное поведение в мире природы и людей.

В соответствии с целью формирования нравственно-правовой культуры школьников на уроках окружающего мира выполняем  в учебнике преимущественно те задания, которые не только позволяют освоить предметные умения, но и дают возможность достичь личностных и метапредметных результатов. Так, например, в 3-м классе мы запланировали на уроке научиться «объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие», поэтому мы выбираем в учебнике задания, снабжённые буллитом красного цвета (личностные результаты), а если запланировали  научиться «доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы» – зелёным буллитом (коммуникативные результаты).

Для достижения поставленной цели по формированию нравственно-правовой культуры использую на уроках  технологию проблемного диалога. В соответствии с  этой технологией в учебнике, начиная с 2-3 классов, введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведен вывод, к которому должны прийти  на уроке ученики. Деление текста на рубрики позволяет научить школьников составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер. На уроках окружающего мира использую в своей работе проблемный диалог (образовательную технологию) – это развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, полилогов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать. Следующая технология - продуктивное чтение.   Интерпретация текста порождает нравственную оценку, важно и то, в каком стиле проходит обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждениями. Реализация гражданских правил поведения в учебных взаимодействиях происходит  посредством технологии оценивания. Рассмотрим более подробно эти технологии.

Технология проблемного диалога даёт развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы школьники ставили и решали проблемы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск её решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Данная технология, обеспечивающая выращивание умения решать проблемы, нацелена, прежде всего, на формирование регулятивных УУД. Наряду с этим, происходит формирование и других УУД: коммуникативных - за счёт использования диалога, познавательных – вследствие необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Для знакомства учащихся с этой технологией во вступительных статьях к учебникам помещено доступное для детей объяснение «Как мы будем учиться». Каждый элемент учебного материала помечен в учебниках плашками оранжевого цвета, характеризующими нацеленность на развитие регулятивных УУД.

Приведу примеры реализации данной технологии.

1. В учебнике для 1-го класса проблемные вопросы и задания снабжены точками и значками оранжевого цвета. Таким образом, школьники учатся высказывать свои предположения (версии), определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем, отличать верно  выполненное задание от неверного и др.

2. В учебник для 2-го класса включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Эти части учебного материала выделены плашкой оранжевого цвета «Определяем проблему урока». Во всех без исключения параграфах важнейшая часть учебного материала помечена плашкой «Учимся открывать новые знания и проверяем себя». С помощью этих материалов учитель организует беседу с классом (приведены примерные вопросы учителя к конкретному рисунку и варианты правильных ответов в общем виде), в результате чего школьники учатся работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник). Сравнивая полученный в беседе вывод с выводом параграфа, ученики в диалоге с учителем определяют успешность выполнения задания.

Пример проблемной ситуации:  2 класс. Раздел. Земля – наш общий дом. Тема: Экологические системы.

Лена с Мишей играли в предсказателей. Даются две ситуации. Нужно определить, как из первой возникла вторая, кто принимал участие в этом процессе?

Ситуация № 1.

На иллюстрации изображён город, на улицах которого много мусора, растения на клумбах завяли, собаки и кошки ходят голодными. На второй иллюстрации город тот же, только в нём чисто, красивые клумбы с цветами и довольные животные степенно гуляют по улицам.

– Как произошло изменение?

– Кто участвовал в этом процессе?

– Какой вывод можно сделать?

Дети совещаются и представляют свои версии. У доски выстраивается цепочка из представителей разных команд. Они демонстрируют то, что получилось.

Главный вывод: за городом нужно ухаживать, чтобы поддержать порядок и вырастить растения и животных.

Ситуация № 2.

1-й рисунок. День. Лес. От волков бежит заяц. Дятел стучит по стволу. На земле лежат ягоды, по ним ползают жуки. Лось щиплет листву. Белочка ест орехи. Стоит огромный пень, по нему ползают жуки. 2-й рисунок. День. Лес. Из травы выглядывают зайцы. У стаи волков маленькие волчата лежат сытые и довольные. На земле нет ягод. В том месте, где лось щипал листву, появились новые побеги. На дереве белка в дупле что-то прячет. Пень развалился.

-  Как произошли эти изменения?

– Кто участвовал в этом процессе?

– Какой вывод можно сделать?

Дети совещаются.

– В данных процессах участвовали растения и животные.

Главный вывод: все изменения происходили без участия человека.

– Почему же во второй ситуации не требуется участия человека, а в первой требуется? Какой вопрос у вас возникает? (Кто же в лесу помогает животным и растениям?)

3. В учебниках для 3–4-го классов технология проблемного диалога реализована во всей полноте. В каждый параграф включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (плашка оранжевого цвета «Определяем проблему урока»). Сформулировав проблему и определив основной вопрос урока, ученики приступают к планированию, учась самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. С помощью вопросов, помеченных плашкой «Вспоминаем то, что знаем», ученики повторяют уже имеющиеся у них сведения, необходимые для изучения новой темы. Плашка «Решаем проблему, открываем новые знания» выделяет учебный материал, который позволяет учителю организовать подводящий или побуждающий диалог по изучению нового, используя учебник в качестве источника информации или для проверки верности своих предположений. При этом ученики обучаются работать по плану, сверяя свои действия с целью и при необходимости исправляя ошибки с помощью учителя. Под плашкой «Сравниваем свой вывод с авторским» содержится главный вывод параграфа, позволяющий школьникам учиться вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

Пример проблемной ситуации: 3 класс. Глава 1. Твои родные и твоя Родина в потоке времени. Тема: С чего начинается Родина?

 К этому уроку можно подготовить с учащимися сценку:

Ученик А.: Приснился мне сегодня удивительный сон, как будто попал я в страну, где всем всё можно: ходи где хочешь, делай что хочешь. И никто тебе ничего не запрещает. Все весёлые, довольные, ведь никто никого не воспитывает и не наказывает. Там нет ни правительства, ни полиции, никаких тебе правил поведения! Вот бы там по-настоящему пожить! Я бы тогда гордился: моя Родина – страна удовольствий!

Ученик Б.: Хороший тебе сон приснился, да только на самом деле такая страна долго не продержалась бы. Это же получается, что там каждый живёт сам для себя! Да и Родина у тебя уже есть, другой быть уже не может.

Ученик А.: Как не может, да ты сам вчера говорил, что твоя Родина – Москва, а до этого утверждал, что твоя Родина – Россия. Значит, ты себе можешь Родину выбирать, а я нет? Ну и пожалуйста, пойду лучше опять спать лягу, пусть мне моя страна снится. Уж там-то мной никто командовать не будет!

Ученик Б.: Да погоди, ты просто меня не понял. Давай ребят спросим, может, они лучше всё тебе объяснят. А ты всё самое важное записывай, чтоб потом не говорил, что мы что-то забыли. Ребята, о чём нам надо сегодня рассказать А., чтобы он не обижался, а постарался нас понять? Какие ошибки допустил А. в своих рассуждениях?

Учитель помогает учащимся выявить недоразумения, возникшие у приятелей при обсуждении сна. Параллельно ученик А. записывает основную проблему урока на доске: Что человек называет своей Родиной? К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

– Давайте разберёмся, почему так получилось, что одному ученику «можно выбирать Родину», а другому – нет. Вспомните, что называл своей Родиной ученик Б.? (Москва – Родина, Россия – тоже Родина.)

– Верны ли его слова? (Верны, так как Родиной можно назвать и город, где ты родился, и всю страну).

Если ученики затрудняются с ответом, можно выполнить задание актуализации на с. 16.

– Верно ли сказал ученик А., что Б. «выбрал» себе Родину? (Нет, Родину выбрать нельзя, она у человека одна. Только под этим словом можно подразумевать разное.)

Данные примеры свидетельствуют о том, что проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам. Для уроков естествознания и обществознания наиболее характерной является проблемная ситуация с одновременным предъявлением двух противоречивых фактов (теорий, мнений), после чего учитель произносит следующие реплики побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое противоречие налицо? Какой возникает вопрос?». Такая организация работы на уроках и выполнения продуктивных заданий способствуют формированию нравственно-правовой культуры младших школьников.

Следующая технология, которую я применяю на уроках – это технология продуктивного чтения. В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
  2. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста.
  3. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста.
  2. Выявление первичного восприятия.
  3. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  4. Перечитывание текста.
  5. Анализ текста (приемы: комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
  6. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  7. Беседа по содержанию текста.
  8. Обобщение прочитанного.

III этап. Работа с текстом после чтения

  1. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия..
  2. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Цель технологии продуктивного чтения – научить самостоятельному пониманию прочитанного за счёт овладения приёмами освоения текста до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология преследует в первую очередь формирование коммуникативных УУД, обеспечивая умение формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора), что является одним из условий формирования нравственно – правовой культуры младших школьников. Наряду с этим, происходит формирование и других УУД, например, познавательных (умение извлекать информацию из текста). Для реализации данной технологии в учебники по окружающему миру для 3–4-го классов включены специальные элементы методического аппарата, помогающие учителю организовать беседу, нацеленную на понимание текста (В – задай вопрос автору, О – попробуй ответить или выскажи свои предположения, П – проверь себя по тексту).

В рамках образовательной системы «Школа 2100» создана технология оценки учебных успехов, которая нацелена на вовлечение учеников в процесс их оценки, на развитие самооценки. Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать». Технология оценивания нацелена на достижение контрольно-оценочной самостоятельности учеников вследствие коренного изменения школьных правил оценивания, обеспечения на этапе контроля реализации принципов развивающей личностно- ориентированной ОС «Школа 2100». Средством достижения поставленных целей является развитие у школьника умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех, избавление ученика от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки, что позволяет сберечь психологическое здоровье детей. Эта технология нацелена на формирование регулятивных УУД, она обеспечивает выращивание умения определять, достигнут ли результат деятельности. Вместе с тем происходит формирование и других УУД: коммуникативных – за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, познавательных – благодаря умению логически обосновывать свои выводы. Толерантное отношение к иным решениям приводит к личностному развитию ученика. Для реализации технологии оценивания учебных успехов в дневниках помещены все личностные, метапредметные и предметные результаты образования, результативность освоения которых ученики оценивают самостоятельно. Эти результаты в виде умений приводятся в каждом задании в тетрадях для проверочных и контрольных работ по окружающему миру (как предметных, так и метапредметных), чтобы ученик смог определить, что проверяет данное задание. Ребёнок в соответствии с личностно-ориентированным подходом может выбирать уровень выполнения каждого задания (необходимый, программный или максимальный).

Пример применения этой технологии: Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Эта технология позволяет формировать у учащихся правила поведения в учебных взаимодействиях.

Однако реальный урок – это не только технологии, но еще  формы и средства обучения. Активно применяю на уроках   групповую, парную, фронтальную работу, что помогает учащимся приобрести  опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях. Организация учебника способствует использованию разнообразных форм учебной деятельности. Предусмотрена совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. Так, например, работая с учебниками окружающего мира в заданной методическими рекомендациями проблемно-диалогической технологии, использую задания учебника для организации фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения. Сформулированные в учебнике задания позволяют использовать все эти формы при создании проблемной ситуации, поиске решения проблемы, закреплении знаний. Например, уже на первых страницах учебника 1 класса приведены как сравнительно простые задания для фронтальной работы (Что это за сказка? Расскажите, кто здесь нарисован. Как волк помог Ивану-царевичу?), так и более сложные проблемные задания для совместного обсуждения (Как легче что-нибудь сделать: одному или вместе с друзьями?), наконец, задания для работы в паре, в которых четко прописана роль каждого ученика (Составь рассказ вместе с товарищем. Пусть один начнёт, а другой – продолжит). Позже, начиная со второй половины 1 класса, появляются задания для работы в малых группах (Поиграй с друзьями в такую игру. Первый игрок: «Я не могу обойтись без книги, которую печатает для меня...» Второй игрок: «...работник типографии, который не может обойтись без...» – и так далее. Выбывает из игры тот, кто не смог продолжить цепочку). Задания во 2 и особенно в 3 классе усложняются, роли учеников при работе в группе дифференцируются. (Приложение 3. Конспекты уроков).

 Активно использую в своей работе различные средства: опорные сигналы, учебник, ЭУИ, ЦОР, интерактивную доску и т.д. Использование интерактивной доски позволяет сделать урок более интересным и наглядным. С помощью интерактивной доски  могу демонстрировать интерактивные материалы на ее поверхности, самостоятельно разрабатываю уроки и привлекаю учеников к активной работе с доской, делая занятия более насыщенными и интересными. Использование интерактивной доски позволяет экономить  учебное время.

Заключение

Таким образом, система работы по формированию нравственно – правовой культуры младших школьников приносит свои плоды. Цели нового Федерального государственного образовательного стандарта и подходы «Школы 2100»  позволяют сочетать освоение предметных умений с достижением личностных и метапредметных результатов. Благодаря этому создаются условия для  реализации цели и задач нравственно-правового воспитания в учебном процессе.

В конце 2012-2013 учебного года динамика роста нравственности у учащихся была очевидна. На низком уровне оказались 14%, на среднем уровне – 23%, на высоком уровне стало 63%.

Систематическое приобщение детей к нравственным знаниям в учебном процессе и во внеклассной работе говорит о том, что уровень нравственного воспитания достаточно высокий. Однако теоретические знания ещё преобладают над практическими умениями, поэтому работу по формированию нравственности необходимо продолжать.

Нравственно-правовое воспитание органично связано с обучением. В процессе обучения формируется целостная картина мира, изучаются закономерности и механизмы существования и развития общества, человека. Это стартовая площадка для настоящего и будущего. В формировании нравственных взглядов и убеждений учащихся большое место занимает система знаний о современной картине мира. Эти знания учащиеся получают в процессе изучения естественно-математических предметов. Естественные науки вместе с общественными создают научный фундамент мировоззрения человека-гражданина.

Анализируя проделанную работу и имеющийся педагогический опыт,  можно сделать вывод, что в  результате систематической работы по нравственно - правовому развитию учащихся удалось достичь следующих результатов:

- активизировать учебный процесс;

- сформировать устойчивые познавательные интересы;

- выработать умение и навыки правильного поведения учащихся;

- повысить нравственный и интеллектуальный уровень обучающихся;

- сформировать социальную активность учащихся.


VI. Литература

1. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение, 1979.

2. Матвеева, Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Л.И. Матвеева. – Л. : ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.

3. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1981.

4. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – М.: 1980. – Т. 2.

5. Улановская, И.М. Эффективность развития детей, обучающихся по Образовательной системе «Школа 2100» / И.М. Улановская, Е.Г. Юдина // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех : сб. мат. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –М. : Баласс, 2006. – 320 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г., № 373.

7. Вахрушев, А.А. Роль предмета «Окружающий мир» в формировании личностных и метапредметных результатов в Образовательной системе «Школа 2100»/ Журнал «Начальная школа плюс До и После»



Предварительный просмотр:

1 слайд название темы Методический семинар.

2 слайд Сегодня, согласно Закону «Об образовании»,  перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных и правовых свойств личности школьника.

Мои наблюдения, проведенные в школе за 27 лет работы, свидетельствуют о низком уровне нравственно-правовой культуры учащихся. Большинство из них не знают основных документов о правах человека. Учащиеся не способны к самостоятельному выбору действий, согласно нормам нравственности и права, они не умеют открыто выражать и отстаивать свою независимую позицию. Придя работать в новый класс, я заметила, что дети враждебно относятся друг к другу, сложно переживают чей-то успех и радуются неудачам одноклассников. В классе обучается мальчик - инвалид, непохожий на других детей и требующий особого внимания. Кроме этого, у детей отсутствует ответственность за свои поступки и поведение. Слайд 3 При анализе нравственного опыта второклассников (2012 год), проведенном в начале учебного года, опрошенные (24 человека) разделились на три группы – дети с низким (34%), средним (55%) и высоким (11%) уровнем нравственно-правового опыта передо мной встала не только проблема прочных знаний  обучающихся, но и проблема их нравственно - правового развития. Это позволило сделать вывод, что необходима такая система работы, которая акцентировала бы свое внимание на нравственно-правовом воспитании школьников.

Слайд 4 Нравственно-правовое воспитание - это планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию учащихся всей совокупностью многообразных форм, средств и методов. Поэтому  целью моей системы работы является формирование в сознании учащихся глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, привычек правомерного поведения.

Слайд 5 Новизна данной системы  заключается в  комбинировании различных форм и методов работы, адаптированных к конкретным условиям школы,  конкретному классу, конкретной теме, предполагающих включение учащихся в активную познавательную и социальную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности. Для формирования нравственно-правовой культуры  на уроках  и во внеурочной работе  я использую Слайд6 современные образовательные технологии:

•        проблемного обучения;

•        технологию продуктивного чтения;

•        технологию проектов;

•        технологию оценивания;

•        информационно-коммуникационные технологии.

Слайд 7 Мой опыт работы представляет собой образовательное единство «Система уроков + внеклассная работа + внешкольная работа + просвещение родителей».

Система работы «Нравственно-правовое воспитание младших школьников» является одной из составляющих Слайд 8воспитательной системы МБОУ СОШ № 26 «Школа правовой культуры», целью которой является  создание воспитательного пространства школы, способствующего   формированию правовой культуры обучающихся.

Это позволяет мне реализовывать цели и задачи нравственно-правового воспитания как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Кроме этого, я с 2003 года работаю по программе «Школа 2100». 9 слайд Главная цель «Школы 2100» - развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.

10 слайд Концептуальные подходы программы развития школы, воспитательной системы и образовательной системы «Школа 2100» позволяют организовать управляемый, систематический и целенаправленный процесс по формированию нравственно-правовой культуры.

11 слайд Большие возможности для достижения цели представляют уроки окружающего мира образовательной системы «Школа 2100» под редакцией  А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова.

12 слайд Каковы цели предмета «Окружающий мир»? Цели сформулированы как линии развития личности ученика:

•первая линия -        знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – отвечает за развитие познавательных УУД. Именно она делает возможным «осознание целостности окружающего мира;

•        вторая линия - формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять свое отношение к миру) - способствует личностному развитию ученика. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания.

13 слайд Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей?  Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира.

14 слайд Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир. При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Моя задача – это помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. 15 слайд Картина окружающего мира формируется через систему понятий. Мы видим, что почти все темы имеют не только образовательное, но и преимущественное воспитательное значение как фактор формирования гражданской идентичности у младших школьников.

16 слайд Как организовать воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать добрые поступки на уроках окружающего мира в начальной школе? Через изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития. Однако эту роль могут выполнять далеко не всякие задания, а лишь продуктивные (творческие).  17 слайд Вот примеры таких заданий.

18 слайд Для достижения поставленной цели по формированию нравственно-правовой культуры использую на уроках  технологию проблемного диалога. Данная технология, развивает умения решать проблемы. Она нацелена, прежде всего, на формирование регулятивных УУД. Наряду с этим, происходит формирование и других УУД: коммуникативных - за счёт использования диалога, познавательных – вследствие необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Такая система работы учителя и класса (сочетание продуктивных заданий и технологии проблемного диалога) позволяет формировать у учащихся уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе; формируется нравственное поведение в мире природы и людей.

19 слайд Следующая технология, которую я применяю на уроках – это технология продуктивного чтения. В жизни детям придется не только открывать знания самостоятельно, но и находить ответы в книге. Эта технология преследует в первую очередь формирование коммуникативных УУД, обеспечивая умение формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора), что является одним из условий формирования нравственно – правовой культуры младших школьников.

20 слайд Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Эта технология нацелена на формирование регулятивных УУД, она обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Вместе с тем происходит формирование и других УУД: коммуникативных – за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, познавательных – благодаря умению логически обосновывать свои выводы. Толерантное отношение к иным решениям приводит к личностному развитию ученика. Эта технология позволяет формировать у учащихся правила поведения в учебных взаимодействиях.

21 слайд. Таким образом, система работы по формированию нравственно – правовой культуры младших школьников приносит свои плоды. Удалось достичь следующих результатов:

активизирован учебный процесс;

сформированы устойчивые познавательные интересы;

выработаны умение и навыки правильного поведения учащихся;

повысился нравственный и интеллектуальный уровень обучающихся.

Слайд 22. В конце 2012-2013 учебного года динамика роста нравственности у учащихся была очевидна. На низком уровне оказались 14%, на среднем уровне – 23%, на высоком уровне стало 63%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа воспитания правовой культуры младших школьников

программа разработа для младших школьнтков, обучающихся в заведениях интернатного типа. В разработке представлены разные формы работы по воспитанию правовой культуры младших школьников. В приложении п...

Описание системы внеклассных занятий по формированию правовой культуры младших школьников.

В тексте представлена система внеклассных занятий по формированию правовой культуры младших школьников....

Программа «Правовая культура младших школьников»

Программа предназначена для педагогов, учащихся начальных классов МКОУ СОШ №17, их родителей.Программа определяет содержание, основные пути развития, методики правового воспитания в начальной шк...

НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В начальной школе большое внимание необходимо уделять нравственно-правовому воспитанию учащихся, так как это наиважнейшая сторона многогранного процесса становления личности....

Правовая культура младших школьников

Основная цель курса:- содействовать подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом государстве;- формировать устойчивое представление о мире, об обществе на основе Всеобщей декларации прав чел...

Кружок "Правовая культура младших школьников". "Лучшее слово о дружбе"

Цели занятия:1.Развитие  умения аргументировать свою точку зрения.2.Формирование умения аргументировать свою точку зрения.3.Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь друж...

Формирование правовой культуры младших школьников в образовательном процессе

Данный методический материал создан с целью теоретического обоснования формирования правовой культуры младших школьников....