НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по теме

Маличкина Людмила Владимировна

В начальной школе большое внимание необходимо уделять нравственно-правовому воспитанию учащихся, так как это наиважнейшая сторона многогранного процесса становления личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno_pravovoe_vospitanie_otchet.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ  ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                                                                           Какими дети рождаются, это ни от кого

                                                                                     не зависит, но чтобы они путем правильного

                                                                          воспитания сделались хорошими – это

                              в нашей власти.

                                          Плутарх

Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы.

Для этого в школе необходимо уделять большое внимание нравственно-правовому воспитанию учащихся, так как это наиважнейшая сторона многогранного процесса становления личности, освоения индивидом духовных (доброта, совесть, человеколюбие, благородство) и нравственных (ответственность, трудолюбие, патриотизм, гражданственность) ценностей, выработка способности жить согласно принципам и правилам морали. Педагоги-классики считали, что влияние нравственности составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще.

Нам доверили ребенка, беззащитного, хрупкого, который, перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но, переступив порог школы, он уже ощущает телом и чувствует  душой, что здесь его ждут труд, общение, соперничество, дружба. И наше дело целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души.

Усвоение человеческой культуры не дается легко и сразу. Поэтому возможности педагогов значительны: помочь человеку стать личностью, направляя профессионально и с любовью его  усилия, корректируя отношения.

Ребенок живет в обществе, где действуют свои законы, правила и нормы, которые регулируют жизнь и деятельность его членов. Свое знакомство с ними он начинает в семье, затем продолжает в детском саду и в школе. Все законы, правила и нормы предстают перед каждым в виде системы правовых и нравственных знаний, которые должны быть усвоены. Одни из них носят характер законодательных установлений, другие - нравственных традиций. С их помощью регулируются отношения между членами общества, между гражданами и государством. Знание и соблюдение законов, правил и норм поведения закладываются с раннего детства. Особенно интенсивно этот процесс идет в начальной школе, когда младший школьник с помощью педагогов постигает, что дозволено, а что запрещено.  «Можно» и «нельзя» - эти два понятия сопровождают ребенка и на уроках в 1-х – 4-х классах и во внеурочное время.

Начиная с первых дней работы с младшими школьниками, учителя и воспитатели знакомят учащихся с традициями, которые живут в школе. Для этого необходимо не только рассказать о них, но и показать их в действии. С этой целью с первоклассниками проводилась экскурсия по школе, в ходе которой они познакомились не только с учебными кабинетами, со школьным участком, но и с людьми, которые в них работают. В ходе такой экскурсии учащимся было объяснено, как ученик может поступить, если у него возникают трудности учебной жизни, т.е. знакомит с правилами поведения в школе, в библиотеке, в столовой.

 Так начинается систематизированная и последовательная правиловедческая работа среди  младших школьников, т.е. осуществление пропаганды правовых и нравственных знаний среди учащихся путем ознакомления их с общеизвестными законодательными актами и общепринятыми правилами и нормами поведения в стандартных жизненных ситуациях. Эти знания могут быть объеденены общим названием правиловедческие. Правиловедение – это изучение свода определенных жизненно необходимых законов, правил и норм поведения, это привитие уважения к законам государства, правилам и нормам жизни.

Понятно, что невозможно вооружить детей всем объемом знаний действующего законодательства и общественной морали, потому что в силу их возрастного развития многое просто не доступно для их понимания. Будет  вполне достаточно, если  младшие школьники усвоят более доступные для них правила поведения и будут ими руководствоваться в повседневной жизни.

Какие же правила надо знать ученикам? Если взять для изучения только правила, регламентирующие поведение ребенка в школе, то можно допустить большой просчет, так как его жизнь и деятельность не ограничиваются стенами школы.

Опыт показывает, что содержание правиловедческих занятий должно включать: правила поведения в школе; правила санитарии и гигиены; правила поведения в общественных местах; правила дорожного движения; правила хорошего тона; правила поведения в лесу и на воде; правила противопожарной безопасности; правила пользования всеми видами транспорта; правила поведения в чрезвычайных ситуациях; правила пользования коммунальными услугами; изучение законов об охране природы и памятников; правовое воспитание «Правовые знания – в повседневную жизнь»: поведение в магазине, на улице, в больнице и в других местах. Все эти правила в совокупности достаточно полно ориентируют детей на то, как себя вести в различной обстановке.

Практика подтверждает целесообразность подобного многопланового подхода к изучению правил поведения. Факты свидетельствуют о том, что в начальных классах при систематизированном ознакомлении учеников с ними довольно успешно формируются привычки правомерного поведения, резко снижается число серьезных нарушений порядка.

Ценным с педагогической точки зрения является то, что с введением регулярных правиловедческих занятий в ГПД усиливается работа по предупреждению проступков среди учеников. Осознание ответственности за свое поведение, понимание неприглядности проступка в глазах окружающих, знание возможных последствий дисциплинируют учеников, мобилизуют их внутренние силы на поддержание порядка.

Примерные формы занятий.

1.Чтение материалов периодической печати с комментированием и обсуждением.

2.Этические и правовые беседы. Частое проведение бесед, содержащих нравоучения, утомляет детей, делает их непривлекательными, создает тягостную обстановку принужденности.

3.Составление словаря вежливого человека.

4.Демонстрация практических действий по выполнению правил.

5.Инсценирование правомерного (неправомерного) поведения.

6.Приглашение работников разных ведомств.

7.Устный журнал.

8.Конкурсы, викторины, игровые программы на знание правил.

9.Практикумы и тренинги по правовому поведению.

10.Просматривание тематических программ, мультфильмов, художественных фильмов и их обсуждение.

11.Тематические выставки.

12.Выпуск тематических номеров стенгазет, бюллетений, листовок.

13.Игры-драматизации, ролевые и деловые игры, дидактические игры.

14.Составление полезных памяток.

15.Выпуск энциклопедии полезных советов.

16.Заочное посещение места происшествия.

17.Агенство полезных советов.

18.Публичная лекция.

19.Выставка предупреждающих знаков.

20.Разбор факта нарушения.

21.Практические задачи по определению ущерба, нанесенного нарушителями порядка.

22.Суд над вредными привычками.

Главное назначение этого блока занятий – оказать помощь в подготовке взрослеющего человека к самостоятельной жизни, но сделать это с минимумом назидательности.

                                                                 Наши дети – это наша старость.

                                                                 Правильное воспитание – это наша

                                                                 счастливая старость,

                                                                 плохое воспитание - это  наше будущее

                 горе, это наши слезы,

          это наша вина перед другими людьми,

          перед всей страной.                                             А.С.Макаренко  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....