« Правовое воспитание младших школьников»
статья по теме

Сокирко Ирина Васильевна

 

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти». Плутарх

Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время формирования человеческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie.odt16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

 но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими

 – это в нашей власти».Плутарх

Вечная задача педагогики – воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, сегодня как никогда остро встаёт перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Начальная школа – это время формирования человеческой личности.Именно на этом периоде жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.  С первых шагов, которые ребенок вынужден делать самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое воспитание, ставшее для нашей школы одним из ведущих направлений. Правовое воспитание способствует формированию правовой культуры личности. Ознакомление младших школьников с основами конституционного строя России, формирование у них патриотизма и гражданственности, усвоение норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности - важнейшие задачи нашей  школы.

В нашей школе на протяжении 5 лет функционирует студия «Я и мой мир». Специфика работы с учащимися начальной школы особенная. Необходимо иметь в виду и те препятствия, с которыми неизбежно сталкивается учитель: трудность восприятия младшими школьниками юридических терминов и понятий в силу недостаточного развития абстрактного мышления, невозможность в связи с этим работать с текстом первоисточников, необходимость "переводить" их на язык, понятный детям.
Поэтому вопрос о строгом отборе правовой информации для младших школьников и ее адаптации первостепенный. Учителю начальных классов
 следует учитывать, что правовое образование в этих классах не может носить самостоятельного характера, оно является органическим продолжением нравственного воспитания, важная задача которого - приобщение личности к гуманистическим этическим нормам, формирование ее гуманистических ориентаций.
Если с уч-ся среднего и старшего звена проводятся лекции, беседы, диспуты, то для младших школьников наиболее подходят игровые формы. При знакомстве ребят с государственными символами России провожу игру- путешествие. На таких занятиях рассматриваем репродукции произведений известных художников –пейзажистов, фотографии с изображение достопримечательностей крупных городов России, рассматриваем архитектурные ансамбли, исторические памятники. Воспитательное значение такой игры трудно переоценить, ибо она не только развивает познавательный интерес, но и способствует возникновению ощущения связи с историей Отчизны, одновременно закрепляются знания и умения в области правовых норм.

При разговоре о правах человека предлагаю игру «Запрещающие и разрешающие знаки  поведения» Для организации игры изготавливаю серию картинок, с помощью которых демонстрируется действие основных прав человека: высказывание собственного мнения, жестокое обращение с детьми, завладение чужим имуществом. Дети отбирают положительные модели поведения.

Предлагаем задания творческого характера, Дети совместно с родителями ведут  альбомы о себе и своей семье. В альбоме дети записывают их имя, домашний адрес, рисуют  любимую игрушку, портреты  близких, записывают интересные истории из жизни семьи.

Проводим  исследовательскую работу, открытые внеклассные мероприятия, конкурсы рисунков, сказок, сочинений.

 В этом учебном году целый ряд мероприятий посвящен знакомству детей с таким понятием, как избирательное право. Работа проходила под девизом «Избирательное право- право на жизнь».

Избирательное право – одна из тех правовых тем, которые на первый взгляд не могут быть интересны младшему школьнику. Выбирать депутов или Президента они еще не могут, избираться тем более. Однако практика подтверждает другое. Дети с большим удовольствием интересуются и принимают участие в деловых играх «Выборы мэра », благодаря такой игре дети успешно усваивают модель общественного устройства и нравственно- правового поведения. В «Выборах» принимают участие каждый ученик школы, ребята вместе с классными руководителями выбирают кандидата, помогают готовить программу выступления. Младшие школьники на практике почувствовали себя гражданами демократического общества. Через свое участие в системе демократического управления школой учащиеся не только узнали, как трудно быть демократом, но и начали понимать, с какими сложностями сопряжено демократическое управление любыми крупными и разнородными группами людей. Они постигали те преимущества, которые несет демократия по сравнению с другими формами управления.
Принимая участие в жизни своей школы,  они учатся понимать долг и ответственность граждан демократического общества. Если школьнику гарантирована свобода мысли, слова, собраний ему труднее смириться с отсутствием таких прав и свобод во взрослой жизни.

Эта игра в политику, несомненно, поможет ребятам в будущем, по достижении совершеннолетия, с полной ответственностью использовать свое избирательное право. Вся система работы нашей школы направлена на формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе решают важнейшую задачу воспитания настоящих граждан своей страны. Ведь знания, полученные занятиях, приумножают уверенность в себе, одновременно учат уважать и ценить то, что построено  отцами и дедами, уважать их труд, веру, опыт. Тем самым воспитываются патриоты, сохраняется преемственность поколений, приумножаются, а не отрицаются прошлые достижения страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию младших школьников "Я имею право"

Актуальность выбранной  темы, состоит в том, что именно на ступени начального общего образования у учащихся формируется  нравственный уклад жизни, который включает в себя социально-значимую ...

НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В начальной школе большое внимание необходимо уделять нравственно-правовому воспитанию учащихся, так как это наиважнейшая сторона многогранного процесса становления личности....

Гражданско-правовое воспитание младших школьников

Обобщение опыта по теме"Гражданско-правовое воспитание младших школьников"...

Гражданско-правовое воспитание младших школьников. Проект «С чего начинается Родина?»

Начальной школе необходимо принять участие в создании и реализации проектов, способствующих переоценке духовных ценностей, уважению к стране, где родились, живем и трудимся. Реализация таких проектов ...

Гражданско-правовое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность

Задачей гражданско-правовова воспитания является формирование  у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, толерантности , способности у успешной социали...