Программа "Нравственное воспитание детей в начальной школе".
методическая разработка (1 класс) по теме

Роль нравственного воспитания в начальной школе, программа по классам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                      Программа

«Нравственное воспитание детей»

(для начальной школы)

                                                                                    Морозовой О.В.

Нравственное воспитание школьников.

Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное. Нравственность человека проявляется только в одном  - в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше.

        Важнейшая задача формирования личности – это нравственное воспитание человека. Нравственное воспитание – не вдалбливание, не формальное заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно активный жизненный процесс отношений, взаимодействий деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самопреодоления и самоуправления в соответствии с ними. Только в борьбе преодолении противоречий внутри и вне себя ребенок может почувствовать, ощутить и осознать себя нравственно цельным и сильным, владеющим собой, не пленником страстей и обстоятельств.

        Процесс нравственного воспитания, складывающийся из двух взаимодействующихся факторов (педагогических влияний и развития личности), условно можно разделить на три части: основную – воспитание и две сопутствующие – перевоспитание и самовоспитание. Различают четыре основных правила нравственного воспитания.

1.Не делай другим того, что не желаешь себе.

2.Творите для других добро, если для этого у вас есть возможности.

3.Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте отечество.

4.Будьте законопослушными, не допускайте нарушений правопорядка.

        Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек и привычных форм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способности осуществлять нравственно – волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:

Жизненная ситуация – порождаемое ею   нравственно – чувственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений – волевой стимул – поступок.

Формирование нравственного поведения детей должно проходить под руководством взрослых.

Основная задача – воспитывать у них организованное поведение в соответствии с общепринятыми правилами, руководствуясь которыми они могут самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками, управлять своими желаниями. Ребенок проходит жизненный путь в начале, которого его поведение обусловлено внешними влияниями инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному обусловленному мировоззрению, нравственным чувствам, , владению собой, саморегуляции и самоуправлению. Начальный уровень практически внутренне бесконтрольный, характеризуется зависимостью поведения от несознательных импульсов и внешних воздействий. Постепенно через эмоциональную подсознательную сферу психики формируются привычки и привычные формы поведения. На этом уровне развития возникает возможность некоторого самоконтроля над поведением, благодаря привычкам укреплению привычных действий. На базе привычного поведения в многообразных, жизненных ситуациях под влиянием целенаправленного педагогического воздействия у ребёнка развивается нравственное мышление.

Вместе с ним, и с его помощью, на базе нравственных чувств сознания и воли образуются нравственные качества и свойства личности: патриотизм, доброта, порядочность, правдивость, честность, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм.

Какие привычки нравственного поведения должны быть сформированы у детей.

Основные:

1.Привычка к чистоте, опрятности, порядку, к самостоятельности, самообслуживанию.

2.Привычка ценить и беречь труд взрослых, быть занятым.

3.Бережно обращаться со своими вещами и общественным имуществом.

4.Уважать старших, заботиться о них, правильно реагировать на замечания, быть дисциплинированным, честным, правдивым

5.Привычки культурного поведения и общения – быть вежливым, доброжелательным, предупредительным.

        

Высшим уровнем нравственного поведения, мерилом нравственной устойчивости человека является сознательное владение собой, сохранение твердости, верности нравственным убеждениям. Особенно в кризисных и экстремальных ситуациях.

Для детей такие ситуации постоянно возникают в процессе жизни, в коллективе, в учебной, трудовой, спортивной и др. деятельности, в отношениях с товарищами и взрослыми. Научить ребенка правильному свободному выбору поступков – важная предпосылка мотивов поведения для этого необходимо. Чтобы ребенок  «прошел» и через такие ситуации, в которых ему придется решить нравственную проблему: помочь или не помочь товарищу, помочь бескорыстно или за награду, сказать правду или промолчать. Разумеется, ни в коем случае ситуации эти не должны восприниматься ребенком как какой – то «урок», на котором его чему – то учат, в чем – то контролируют. Выделение мотива поступка, разъяснение ребенку его сущности и правильности в различных типичных ситуациях должны составить специальную задачу взрослых. Маленькому школьнику пока еще легче осознать поступки и их мотивы у других людей, чем свои собственные. (Поэтому в школе обычно подробно обсуждают нравственную сторону поведения взрослых и детей в литературных произведениях). Обратим внимание на довольно распространенную ошибку взрослых, желающих поощрить хорошие нравственные поступки ребенка – они начинают побуждать самого ребенка вспомнить о своих хороших поступках, полезных делах. И получается, что ребенок невольно начинает думать о том, какую пользу ему самому принес этот полезный поступок. Есть опасность, что теперь мотивом действий ребенка может стать не нравственное отношение к другим, а желание получить похвалу, поощрение от товарищей, воспитателей, учителей т. д. Решающее значение для воспитания нравственного поведения имеет положительный нравственный опыт. Воспитание протекает, прежде всего, в повседневной жизни ребенка,  где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости. Накапливая собственный нравственный опыт, ребенок иной раз ошибается, неправильно поступает. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить горечь ошибки, безнравственность поступка. Разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и пересмотреть направленность мотива, вызвавшего ошибочное действие. Особенное значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность школьников в небольших группах сверстников, которые могут специально создаваться педагогом и возникать сами. В небольшой группе младший школьник чаще и глубже испытывает общие переживания. Основная задача учителя, воспитателя в работе с коллективом детей состоит в том, чтобы у каждого ребенка найти сильные стороны, на которые можно бы опереться в воспитательной работе с ним, помочь ему раскрыть перед коллективом то хорошее, что в нем уже есть. Воспитатель не только раскрывает возможности ребёнка, но формирует их в процессе воспитательной работы, устраняя недостатки его характера и поведения.

Каждому ребёнку свойственно иметь тот или иной образец поведения – этот идеал.

Нравственный идеал представляет собой модель идеального поведения. Оценивая реальное поведение – своё собственное или других ребёнок сопоставляет его с образцом и устанавливает степень соответствия. Из сопоставления рождается нравственная оценка и возникает потребность в нравственном самоусовершенствовании.

Нравственную оценку нельзя сводить к отметкам и баллам, так как они не отражают сущности поведения ученика, тогда как оценка указывает на сущность поступков ученика, усиливает активность в достижении поставленной цели, повышает ответственность за поведение, информирует родителей о поведении их детей, укрепляет веру ученика в свои силы. Своё отношение к оценкам ребёнок выражает в согласии или несогласии, которое часто проявляется во внешних действиях и сильных эмоциях.

Необходим, нравственный контроль, который выражается в виде проверки или самопроверки. Сравнивая поведение ученика, находящегося под контролем с поведением, которое ему присуще без контроля, можно убедиться в том, насколько оно устойчиво. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребёнка, на его нравственные проявления, суждения отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям. Руководство поведением должно сочетаться с предоставлением или разумной самостоятельности.

Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Играя, ребёнок копирует жизнь взрослых, проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества. Чтобы почувствовать себя командиром экипаж космического корабля и чтобы играющие увидели в нём командира, ребёнок старается быть примером для других, вести себя достойно, подтянуто, дисциплинированно, отдавать распоряжения толково и чётко, додумывать по ходу игры сюжет и его детали – словом быть лидером участников игры. Подчиняясь правилам игры, ребёнок способен отказаться от желаемого, быть сдержанным, действовать не так как хотелось бы, а как того требует коллективный замысел. Ценность игры в том, что в ней ребёнок проявляет способность к самовоспитанию. Он будет вести себя так, как его учили в отсутствии воспитателя учителя. Руководя нравственным поведением детей важно творчески подходить к выбору методов и приёмов.

Методы педагогического влияния на развитие и становление личности.

Пассивные: 1.Словесные.

                2.Наглядно – иллюстративные.

                3.Практические.

( Объяснение, разъяснение, поучение, наставление, внушение.)

Активные: 4.Приучения и упражнения

( Инструмент, показ, тренировка.)

                5.Проблемно – ситуационный

Этот метод включает следующие приёмы: постановку нравственных задач, создание ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решённому началу. Критика отрицание черт характера у товарищей.

                6.Стимулирования и торможения

( Одобрение, похвала, оценка награды и другие поощрения. Для ученика, который дома не видит ласки стимулом будет доброе слово, радость других за его успехи.)

С помощью этих методов и приёмов воспитатель оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие личности. В реальном педагогическом процессе методы и методические приёмы выступают не изолированно, а в различных сочетаниях.

Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действительности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию педагог получает только из жизни и постоянной диагностики моральной воспитанности ребёнка.

Планируя воспитательную деятельность на год, педагог должен представить себе, весь объём и основные направления воспитателя, где культура поведения составляет только часть общей работы.

Процесс нравственного воспитания  динамический, творческий. Педагог постоянно вносит в него коррективы, направленные на его совершенствование. По мере взросления ребёнка знания усложняются, расширяются.

Итак. Дисциплина желаний, сформированная в детстве и ставшая  моральным критерием подросших детей – показатель нравственной культуры, которая проявляется в поведении, в направленности интересов в умение соотносить потребности с возможностями общества.

Примерная программа занятий клубного типа по нравственному воспитанию.

1класс.

1.Ты – ученик.

2.Твой класс, твоя школа (беседа – экскурсия).

3.Твои друзья.

5.Дом, в котором ты живешь.

6.Мальчики и девочки.

7.Мир и сказка.

7. «Дружба начинается с улыбки».

8. «Что такое хорошо, что такое плохо?»

9. «Рассказ о родном городе».

10. Положительные и дурные привычки поведения.

11. О братьях наших меньших (цикл познавательных бесед о домашних животных)

12. Беседа вежливые слова.

13. Как завоевать друзей?

14. Чистота – залог здоровья.

15. Экскурсии, знакомящие с трудом людей.

2 класс.

1.О дружбе, о товариществе, о  хороших людях.

2.Поговорим о воспитанности.

3. Путешествие по родной стране.

4. «Мы с товарищем вдвоем, замечательно живем».

5. Герои любимых книг.

6. Беседа «Я – гражданин России».

7. Школа вежливых наук «Добрые слова».

8. Беседа «Что легче – ссориться или мириться».

9. Чтение рассказов о защитниках Отечества.

10. «Лес – наше богатство».

11. «Все работы хороши».

12. Операция «Живи, книга!»

13. Как вести себя дома, чтобы не случилось беды.

14. Дружба с природой.

15. Почему улицы носят такие названия?

3 класс.

1. «Планета друзей» (ролевая игра).

2.  «Ученье и труд все перетрут».

3.  «Наш микрорайон. Знаки и сигналы в пути» (заочная игра).

4.  «В гостях у Мойдодыра».

5.  «Умей сказать: «Нет»».

6. «Состав табачного дыма и его воздействие на организм человека».

7. «Мифы о пользе алкоголя».

8. «Пассивное курение».

9. «Путешествие по природным зонам нашей Родины».

10. «Манеры поведения» (беседа – диалог).

11. «Я могу волшебником стать».

12. О добросовестном отношении к труду.

13.  О заботливом отношении к людям.

14. Будь нетерпим к грубости.

15. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне».

16. «Вернуть нельзя, забыть невозможно».

4 класс.

1. Как себя вести…

2. «Здравствуйте! Будьте здоровы! На здоровье!»

3. «Учителями славится Россия, приносят славу ей ученики».

4.  Мамам России посвящается». Ко дню матери России.

5. Твой режим дня.

6. Честен тот, кто работает на совесть.

7. «Сопереживание товарищам в радости и в горе».

8. «Как учиться вежеству».

9. «Круглый год: как рождаются опасные ситуации на дорогах».

10.  «Борьба за здоровый образ жизни в мире и у нас в стране».

11. Государственные символы: герб, флаг, гимн.

12. Операция «Ветеран живет рядом».

13. Урок мужества.

14. «Мой край – мой уголок России».

15. «Я, моя семья, мои друзья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние особенностей семейного воспитания на адаптацию детей в начальной школе

Социальная адаптация личности, семья, школьная успеваемость......

Нравственно-эстетическое воспитание детей в начальной школе через восприятие живописи посредством игры и вовлеченности в процесс.

Данный материал  включает в себя  художественно-педагогические разработки, авторские игры и уникальные материалы , направленные на развитие у детей начальной школы чувства красоты и эстетики...

Половое воспитание детей в начальной школе или как бороться с ханжеством

Статья предназначена родителям, которые боятся или стесняются рассказать своим детям о том,  откуда берутся дети. Дается список соответствующих детских книг, а также список книг для родителей....

ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Образование и воспитание детей – инвалидов начальных классов с применением дистанционных технологий....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

важным в аспекте исследуемой проблемы является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в младшем школьном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравстве...

Духовно нравственное воспитание детей в начальной школе

патриотическое воспитание детей младших классов нннааачинается с верной дружбы и чувства товарищества. Работа по патриотическому воспитанию происходит не только на классных часах и мероприятиях, а в п...