Программа здоровья
рабочая программа по теме

Галиева Яна Сергеевна

В этой программе предложены темы для бесед по охране жизни и здоровья обучающихся 1 - 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorovya_2.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

   

Федеральное бюджетное  государственное общеобразовательное учреждение

 «Вторая Донская Императора Николая II кадетская школа»

ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЯ

(беседы по охране жизни и здоровья обучающихся кадетской школы)

г. Ростов – на - Дону

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы по валеологии, а  нашу программу здоровья можно считать таковой,  ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у  младших школьников и старшеклассников необходима совместная работа педагогов и родителей.

Цели занятий по охране жизни и здоровья обучающихся:

  1. учиться быть здоровым душой и телом
  2. стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

В своей работе классный руководитель ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Классный руководитель учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Методика работы с детьми младшего школьного возраста (1 - 5 классы) строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. Используются другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) при обучении.

Программа по охране жизни и здоровья обучающихся включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий и гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Занятия по охране жизни и здоровья обучающихся могут планироваться по усмотрению классного руководителя, в зависимости от своих и детских возможное i ей, от количества выделенных часов для занятий, времени и условий проведения. Данное планирование составлено в количестве 9 часов, по 1 часу в неделю в течение года для каждого класса.

Занятия по охране жизни и здоровья обучающихся требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта. Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.

Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.

Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.

Когда ребята освоятся, необходимо дать им возможность самим проводить эти минутки. Пусть входят в роль учителя, предоставьте возможность испытать силы каждому желающему.

Примеры оздоровительных минуток:

  1. потянуться 1-2 раза;
  2. сесть ровно и спокойно подышать, а значит, отдохнуть;
  3. изгнать плохие мысли и успокоить мозг;
  1. сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции, жизненную силу;
  1. помассировать пальцы;
  2. походить по камушкам;
  3. сделать 1-2 упражнения для осанки и т.д.

Занятия о пище, питании можно проводить прямо в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережёвывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).

Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.

Хорошо, если дети с помощью классного руководителя смогут в дальнейшем составить индивидуальную программу по самооздоровлению. Туда будут входить такие вопросы, как потягивание после сна, обливание под душем утром и вечером, хождение по камушкам, своевременный сон, необходимость говорить добрые слова близким и т.п

1 класс

  1. Дружба с водой. Забота о глазах.
  2. Уход за ушами. Уход за зубами.
  3. Уход за руками и ногами. Забота о коже.
  4. Как следует питаться. Как сделать сон полезным?
  5. Настроение в школе. Настроение после школы.
  6. Поведение в школе.
  7. Вредные привычки.
  1. Мышцы, кости и суставы.
  2. Как закаляться. Обтирание и обливание. Как правильно вести себя на воде.

          2        класс

  1. Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит.
  2. Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах.
  3. Как избежать отравлений.
  1. Безопасность при любой погоде. Правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте. Правила безопасного поведения на воде.
  2. Правила общения с огнем. Как уберечься от поражения электрическим током.

6.        Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Как защититься от
насекомых. Предосторожности при обращении с животными.

  1. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей парами, газом.
  2. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Первая помощь при травмах.
  3. Первая помощь при попадании иногородних тел глаз, ухо, нос.

         

3 класс

  1. Чего не надо бояться. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.
  2. Почему мы говорим неправду. Почему мы не слушаем    родителей?
  3. Надо уметь сдерживать себя.
  4. Как относиться к подаркам. Как следует относиться к наказаниям. Как нужно одеваться.
  5. Как вести себя с незнакомыми людьми.

6.        Как вести себя, когда что-то болит.

  1. Как вести себя за столом. Как вести себя в гостях. Как вести себя в общественных местах.
  2. «Нехорошие слова». Недобрые шутки.
  3. Что делать, если не хочется в школу. Чем заняться после школы. Как выбрать друзей.

4 класс

  1. Наше здоровье. Стресс. Как помочь сохранить себе здоровье.
  1. Что зависит от моего решения. Принимаю решение. Я отвечаю за свое решение.
  1. Злой волшебник табак.
  1. Почему некоторые привычки называются вредными. Почему вредной привычке ты скажешь «нет»?
  1. Помоги себе сам. Волевое поведение.
  2. Злой волшебник алкоголь. Алкоголь - сделай выбор.
  3. Злой волшебник наркотик. Наркотик - тренинг безопасного поведения.
  4. Моя семья. Мы одна семья.
  5. Я здоровье берегу - сам себе я помогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Здоровье" Мини-клуб "Береги здоровье смолоду"

Принципы реализации программы. Цель и задачи программы. Деятельность по реализации программы.  Прогнозируемый результат...

Проект программы "Здоровым быть здорово!"

Программа  на 4 года. Содержит тематическое планирование по каждому году....

Игровая программа "Здорово быть здоровым"

Внекласное занятие для учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида. В игровой форме воспитывать у учащихся внимательное отношение к своему здоровью....

Программа «Здоровым быть здорово!»

      Программа «Здоровым быть здорово!» рассчитана на 1 час в неделю и построена с учётом интересов и потребностей школьников 1-4 классов. Предлагаемая программа способству...

Воспитательная программа "здоровому всё здорово".

Воспитательная работа с классом....