Родительское собрание по теме: "Типологии родительских отношений. Различные типы воспитания детей."
методическая разработка (2 класс) по теме

Соколикова Марина Александровна

Собрание родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель собрания:

Обсудить с родителями стили воспитания детей и их влияние на формирование личности ребёнка.

Участники: классный руководитель, родители второклассников.

Форма проведения: информационный лекторий с элементами практикума.

Организация родительского собрания:

  1. Подготовка приглашений для родителей;
  2. Изучение литературы учителем по данной теме;
  3. Выставка рисунков учащихся на тему «Моя семья»;
  4. Анкетирование родителей;
  5. Составление памятки родителям по теме собрания;
  6. Подбор педагогических задач для практикума;
  7. Разработка сценария собрания;
  8. Оформление классного помещения;
  9. Презентация.

Плохими дети не рождаются.

Ребёнок рождается, чтобы узнать мир,

а не злить родителей или учителя.

Ш. Амонашвили

ХОД СОБРАНИЯ

  1. Вступительное слово классного руководителя

- Уважаемые родители, займите места за тремя столами, в результате чего у нас получится три рабочие группы! Сегодня у нас собрание-практикум. Тема нашего родительского собрания  «Типологии родительских отношений. Различные типы воспитания детей» (Слайд 1).

  1. Задание для родителей «Продолжи фразу»

- Сейчас я вам предлагаю продолжить следующую фразу: «Воспитание – это …» (Слайд 2)

Родители зачитывают вслух фразу. Классный руководитель обобщает мнения родителей.

 - Важно понять: воспитание – это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение (эмоциональное, интеллектуальное, духовное, нравственное) детей и взрослых, в результате чего изменяются и те и другие. Поэтому в воспитании следует пользоваться правилом: прежде чем предъявить требования к ребёнку, предъяви их к себе (Слайд 3).

  1. Выступление классного руководителя по теме собрания

- Наше родительское собрание посвящено особенностям семейного воспитания. Сегодняшняя наука создала специальную классификацию типов семейного воспитания. Познакомимся с ними (Слайд 4).

Авторитетный стиль

Родители создают свою важную роль в становлении личности ребёнка, но и за ним признают право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать.  В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители признают и поощряют автономию своих детей.  Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах.

     Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки. Они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой (Слайд 5).

Авторитарный стиль

Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребёнок, и предлагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они, вероятно, очень категоричны и неуступчивы.  Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем.  В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их выполнит.  Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимым от них.  Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы.  Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста.  Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными (Слайд 6).

Либеральный стиль

     Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости.  Легко общаются с ними, доверяют ему во всём.  Не склонны к запретам и ограничениям.  Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода?

     Ребёнок в такой семье слабо или совсем не регламентирует поведение.  Родители открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации – от ребёнка к родителям.  Детям предоставлен избыток свободы или руководство родителей незначительно.  Преобладает безусловная родительская любовь (Слайд 7).

Индифферентный стиль

     Проблемы воспитания не является для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы.  Свои проблемы ребёнку в основном приходятся решать самому.  А ведь он вправе рассчитывать на большее – участие и поддержку с вашей стороны.  Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям.  Они закрыты для общения, из-за обременённости собственными проблемами у них не остаётся сил на воспитание детей.  Если безразличие родителей сочетается с враждёбностью (как у отвергающих родителей), ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к правонарушающему поведению (Слайд 8).

  1. Анкетирование родителей

Классный руководитель проводит анкетирование и его анализ.

Анкета для родителей

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все дела и заняться ребёнком?
  2. Посоветоваться с ребёнком, несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребёнком в случае, если были не правы?
  5. Владеть собой и сохранить самообладание, даже если проступок ребёнка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребёнка?
  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
  8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
  10. Пообещать ребёнку, что исполните его желание за хорошее поведение?
  11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать всё, что хочет, а вы при этом не вмешиваетесь?
  12. Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребёнка?
  13. Устоять против слёз, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

 Варианты ответов:

А – могу и всегда так поступаю – 3 балла.

Б – могу, но не всегда так поступаю – 2 балла.

В – не могу – 1 балл.

Интерпретация (Слайд 9):

От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания: кнут и пряник.

Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребёнка.

  1. Родительский практикум

- Каждой группе предлагаю придумать или вспомнить реальную конфликтную ситуацию, связанную с воспитанием детей. Затем группы должны обменяться ситуациями и выдвинуть предложения по их решению.

- В случае затруднений предлагаю уже готовые ситуации (Слайд 10):

  1. В доме собрались ребята, друзья вашего ребёнка. Как можно их организовать, чем занять?
  2. Вам необходима помощь ребёнка, а он занят каким-то интересным для него делом. Как поступите?
  3. Ваш ребёнок сообщает вам, что за его неуспеваемость по некоторым предметам вас вызывают в школу. Что вы скажите вашему ребёнку?

  1. Домашнее задание

- В школе в конце каждого урока детям задаётся домашнее задание. Сегодня на собрании вы прослушали лекцию, выполнили практические упражнения, а теперь предлагаю вам необычное домашнее задание.

  1. В течение четырёх дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребёнка голос. Стремитесь добиться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.
  2. В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать!» - вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через десять минут?» Другие ситуации: «Молока налить целый стакан или половину?», «Из школы придёшь сразу или на полчаса задержишься?»
  3. В минуту сильнейшего раздражения на ребёнка – сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?
  1. Подведение итогов

По окончании родительского собрания раздаются памятки с советами Д.Карнеги (Слайд 11).

Памятка

«Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования»

  1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
  2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
  3. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
  4. Задайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.
  5. Дайте возможность человеку спасти своё лицо.
  6. Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
  7. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
  8. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.
  1. Решение собрания
  1. Рекомендовать родителям выбор оптимального стиля воспитания.

В случае необходимости провести индивидуальные консультации с учителем и психо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типологии родительских отношений. Различные типы воспитания детей.

Конспект родительского собрания, диагностические анкеты для детей и родителей по проблеме семейных взаимоотношений, стилей семейного воспитания. Рекомендации и памятки родителям....

Родительское собрание на тему"Формы родительского собрания"

Даннный материал для классных руководителей в помощь выбора формы родительского собрания...

Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования компьютером на становление и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Протокол проведения родительского собрания. Конспект выступления на родительском собрании «Влияние бесконтрольного пользования  компьютером на становление и развитие детей дошкольного и мла...

Тема родительского собрания в 3 классе «Роль родителей в нравственном воспитании детей, учащихся младших классов».

Оформление: плакат с пословицами: «Что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке», «Родительское слово на ветер не молвится», на доске высказывание В.А. Сухомлин...