программа детского оздоровительного центра "Непоседы"
рабочая программа по теме

Пргорамма поможет составить план работы лагеря при школе. В ней указаны основные направления и тематика мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_na_konkurs.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта

Полное название программы

Программа « Кругосветное путешествие»

Номинация, в которой заявлена программа

Программа по обеспечению занятости детей и молодёжи в каникулярный период

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 городского округа город Нефтекамск

Автор программы

Шангариева Гульнара Рамузовна  учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОБУ СОШ №10 г.Нефтекамск

Адрес автора

г.Нефтекамск. ул. Трактовая, 29. Тел. 8(34783)90217, 89373659757

Сроки реализации программы

Июнь 2012г.

Участники программы

Дети и подростки  в возрасте от 7 до 15 лет, в количестве 200 человек

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лето – это «маленькая жизнь», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень комфортно и весело. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Пребывание ребенка в детском летнем лагере дневного пребывания целесообразно рассматривать как этап его жизни, предполагающий не только создание условий для организации отдыха, физического оздоровления, но и для личностного роста молодого человека. А также летний организованный отдых выполняет компенсаторную функцию по отношению к учебным занятиям, так как позволяет школьникам отдохнуть, набраться сил, реализовать свои потребности и раскрыть творческие возможности.

Лагерь « Непоседы» размещается на базе Муниципального образовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №10 городского округа город Нефтекамск. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Актуальность открытия лагеря дневного пребывания на базе МОБУ СОШ №10 в том, что многие дети из многодетных и малообеспеченных семей не имеют возможности выехать в другие лагеря, так как у родителей финансовые трудности.

За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа. Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;

– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы. .

             Основная идея программы ЦДП «Непоседы»  -  создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности.

Программа « Кругосветное путешествие» по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены, продолжительностью 21 день. В лагере объединены 8 отрядов.

Основной состав лагеря – это учащиеся образовательного учреждения МОБУ СОШ №10 в возрасте 7–15 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-опекунов, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 20-26 человек. Всего за смену отдохнёт и оздоровится 200 человек.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

  1. Конвенцией ООН о правах ребенка;
  2. Конституцией РФ;
  3. Законом РФ «Об образовании»;
  4. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
  5. Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3;
  6. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

В ОСНОВУ ПРОГРАММЫ ПОЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ИДЕИ:

1. Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.

2. Широкое приобщение детей к  социальному опыту, опыту сотрудничества с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, МЧС.

3. Разнообразная общественно - значимая досуговая деятельность, общение с природой, укрепление здоровья.

4. Социальное благополучие и успешность человека невозможны без сохранения физического, психического здоровья, умения адекватно вести себя в экстремальных ситуациях.

НАЛИЧИЕ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ

Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа оздоровительной площадки, построенная в форме путешествия, дает положительные результаты. Каждый имеет возможность раскрыть свои способности на том или ином материке, островке. Посещая разные страны. дети знакомятся с их  историей, культурой, законами. В ожидании необычного, увлекательного, нового дети с нетерпением ждут встречи с лагерем.  Ребята, посещавшие оздоровительный центр в прошлом году стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни.  Желающих, посещать центр в этом году прибавилось, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что Программа «Кругосветное путешествие» закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих способностей. Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать как воспитательную систему отдельно взятого класса во время учебного года. Также идея может смело использоваться при работе любых детских объединений.

Исходя из этого, педагогический коллектив школы ставит перед собой следующие цель и задачи:

Цель: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

Задачи:

1.Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом; привитие навыков здорового образа жизни.

2. Развитие творческих способностей;

3.Воспитание культуры поведения в природе и обществе;                    

4..Формирование у ребят навыков общения и толерантности;

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Работа центра дневного пребывания строится по четырем направлениям и

реализуется на каждом из материков: « Безопасное детство», « Зелёный»,

 « Звёздный», « Олимпийский»

1.      СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

 Задачи спортивно-оздоровительной работы

    Охрана и укрепление здоровья школьников,

    Совершенствование их физического развития,

    Воспитание у детей личной физической культуры.

   Формирование потребности в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями, навыками,

    Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Для реализации данных задач в ЦДП созданы следующие условия:

- оборудованный гимнастический зал

-площадка для футбола

-кабинет здоровья и ОБЖ

-спортивная площадка

-бассейн при ЦРТДиЮ

Физическое здоровье детей укреплялось такими средствами, как:

1) полноценное питание детей;

2)  закаливающие процедуры;

3)  утренняя гимнастика;

4)  водные и воздушные ванны;

2.1 Принципы организации питания:

  1. выполнение режима питания;
  2. калорийность питания, ежедневное соблюдение норм потребления продуктов;
  3. гигиена приема пищи;
  4. индивидуальный подход к детям во время питания;

2.2 Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся условий окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.

В ЦДП проводятся следующий комплекс закаливающих мероприятий:

  1. облегченная одежда детей (постоянно)
  2. соблюдение температурного режима в течение дня
  3. утренняя гимнастика на воздухе
  4. мытье прохладной водой рук
  5. правильная организация прогулки и ее длительность
  6. вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух

2.3 Воспитание потребности в здоровом образе жизни и формирования навыков безопасного поведения осуществляется по следующим направлениям:

1)       санитарно-просветительская работа

     - выпуск санитарных листов (болезни грязных рук, вредные привычки)

     - информационные десятиминутки о здоровом образе жизни

      - информационный стенд «Будьте здоровы»

      - конкурс реклам о ЗОЖ

      -защита видеороликов « Береги здоровье смолоду»

2)  контрольно-диагностическая работа

      - контроль соблюдения гигиенических правил

    - контроль санитарно-гигиенических условий в  помещениях лагере           соблюдение режима дня (медсестра, администрация лагеря)

2.4 Физическое развитие.

Основные принципы физического воспитания

1) физическая нагрузка адекватная возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья

2) сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами

3)  обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики

4)  медицинский контроль за физическим воспитанием ( учёт веса, профилактические беседы)

Формы организации физического воспитания:

  1. физкультурные развлечения, подвижные игры, спортивные игры на свежем воздухе
  2. дозированная ходьба
  3. элементы туризма
  4. утренняя гимнастика
  5. индивидуальная работа с детьми
  6. работа спортивных секций

2.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  1. формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.
  2. развитие представлений о самоценности природы
  3. выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту

Для реализации данных задач созданы следующие условия

-мини экологическая тропа

- участок лекарственных  и декоративных растений

-лесопарковая зона

Экологическое воспитание осуществлялось такими средствами как:

1) Тематический блок «Материк Зелёный»

2)  Познавательная информация

3)  Труд в природе

Принципы экологического воспитания:

  1. учет эколого- географических и национально- культурных условий
  2. сочетание обучающего (первоначальные сведения о природе) и воспитывающего компонента (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение)

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

1)   Занятия на экологической тропе

2)  Вторичное использование предметов обихода (конкурс « Построй корабли», гирлянды из фантиков от конфет)

3)  Экологические игры

4)  Экологические экскурсии (в лесопарковую зону)

5)  Театральная деятельность (конкурс сказок о природе)

6) Выпуск Экологической газеты «Береги природу»

3.ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Задачи гражданско - патриотического воспитания

1)  Формировать любовь и уважение к национальной культуре истории и традициям, через фольклор

2)  Воспитывать активную гражданскую позицию

3)  Познакомить с основными событиями и героями ВОВ.

Для реализации данных задач созданы следующие условия:

  1. Разработан тематический блок «Путешествие по родному краю»
  2. Намечен план участия в Акции Милосердия
  3. Создано творческое объединение «Шаг в будущее»

4.ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Работа по данному направлению осуществляется по следующим блокам

1)  Развитие творческой активности личности ребенка

2)  создание ситуации успешности для каждого члена экипажа

3)  развитие декоративно- прикладного творчества

4)  формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству.

Для осуществления систематической работы по данному направлению в ЦДП созданы следующие творческие объединения:

  1. «Оригами»
  2. «Волшебная кисточка»
  3. « Звонкие бубенчики»

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

  1. Минута славы.
  2. Калейдоскоп «КВЧГ»( кто во что горазд)эстрадно-спортивное шоу
  3. Работа творческих салонов.
  4. Развлечения и игровые программы («Стартинейджер», «Мисс и мистер лето- 2012»
  5. Посещение выставок, театров, спектаклей.
  6. Фестиваль талантов

Основное содержание и формы работы

№ п/п

Название блока

Дата

Краткое описание

1.

Материк

«Безопасное детство»

05.06-07.06.12

Конкурс рекламы соблюдения ПДД, ППБ (речёвки, кричалки)

Операция «Самый уютный корабль»

Эвакуация. Мероприятия по ГО и ЧС. Спортивный праздник «Веселые пожарные»

Здоровым быть – модно! (конкурс видеоклипов о здоровом образе жизни)

Спартакиада «В здоровом теле, здоровый дух»

«Безопасное детство» (Спортивно-игровая программа)

2 раза в неделю

Посещение бассейна


ежедневно

Зарядка, игры на свежем воздухе, витаминизация

2.

   Материк

«Зеленый»






08.06-

13.06

Экологическая тропа

Туристический слёт

Конкурсы, викторины на тему «Охрана природы» Организация выставок рисунков, поделок и т.п.

Коллективные творческие дела

(отрядные мероприятия)

Конкурсные мероприятия

ежедневно

 Операция «Уют»

Работа кружков, творческих мастерских.

3.

    Материк

 «Звёздный»

14.06-21.06

по плану отрядов

ежедневно

Мульти - пульти карнавал

Минута славы.

Калейдоскоп «КВЧГ»( кто во что горазд)эстрадно-спортивное шоу

Работа творческих салонов.

Посещение ЦГБ «Курьезы и тайны природы»

Крестики-нолики.Спортивно-развлекательная игра

Спортивные эстафеты «Веселые нотки»

Игра «Угадай мелодию»

Посещение парка культуры и отдыха (катание на аттракционах)

Танцы на улице. Стартинейджер

Выезд в с. Н-Березовка

Посещение  краеведческого музея

Игры на берегу реки Кама.

Мисс и мистер лето- 2012(конкурсная программа)

Комический футбол

4.

Материк «Олимпийский»                

22.06-25.06

Помним, чтим, храним (возложение цветов в парке)

Хроника военных лет (просмотр фильма «Как всё начиналось»)

Конкурс военной песни и стихов

( инсценирование)

Конкурс рекордов Гиннеса

Олимпийские игры

Торжественная линейка  и концерт, посвященные закрытию лагерной смены

Награждение отрядов.

Подарок лагерю (флешмоб)

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

I. Подготовительный этап включает:

подбор кадров;

комплектование отрядов;

разработку документации.

II. Организационный этап включает:

знакомство;

выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

сплочение отрядов

формирование законов и условий совместной работы;

подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.

Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:

познают, отдыхают, трудятся;

делают открытия в  себе, в окружающем мире;

помогают в проведении мероприятий;

учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

развивают способность доверять себе и другим;

укрепляют свое здоровье.

Во время реализации программы воспитанники оформляют отрядные уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков.

IV. Заключительный этап.

Психолого-социально-педагогический анализ результатов.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1.Чёткое представление целей и постановка задач.

2.Конкретное планирование деятельности.

3.Кадровое обеспечение программы.

4.Методическое обеспечение программы.

5.Педагогические условия.

6.Материально-техническое обеспечение.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.   Наличие программы оздоровительного центра, планов работы отрядов, плана-  сетки.

2.  Должностные инструкции всех участников процесса.

3.   Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.

4.   Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

5.   Проведение ежедневных планёрок.

6.   Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

1.  Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2.   Организация различных видов деятельности.

3.   Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4.   Создание ситуации успеха.

5.   Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6.   Организация различных видов стимулирования.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2.   Материалы для оформления и творчества детей.

3.   Наличие канцелярских принадлежностей.

4.   Аудиоматериалы и видеотехника.

5.   Призы и награды для стимулирования.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  1. Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  2. Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  3. Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
  4. Творческое сотрудничество взрослых и детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

 При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине. Предполагается, что время, проведенное в оздоровительном центре, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе центра.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- отдых и оздоровление детей;

- приобретение новых знаний;

- развитие познавательных и творческих способностей;

- формирование навыков здорового образа жизни.

Для отслеживания результативности программы мы планируем использовать следующие методы диагностики

  1. Анкетирование.
  2. Наблюдение.
  3. Тест «Радуга настроений».
  4. «Будка» гласности

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В реализации программы участвуют:

  1. Начальник лагеря;
  2. Педагоги – организаторы;
  3. Педагоги - воспитатели;
  4. Старший вожатый;
  5. Медперсонал;
  6. Технический персонал

   Подбор и расстановка кадров осуществляется  администрацией школы. Перед началом работы оздоровительного центра проводится установочный семинар для всех участников программы. На каждом отряде работает три педагога - воспитателя. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно – воспитательного плана, проведение отрядных  и общих дел.

Учебно-методическое обеспечение  

Методическое обеспечение предусматривает наличие необходимой документации:

  1. программы деятельности
  2. плана работы на смену
  3. Методические пособия:

-Гончарова В.И. «Школьный летний лагерь», Москва, 2004 г.

    - Загородный летний лагерь. /Сост. С.И. Лобачёва, В.А. Великородная М.: ВАКО, 2006

- Капустина Ю. «Детям до шестнадцати вход разрешён», Ярославль, 2004г.

     -Лобачёва В.И. «Загородный летний лагерь», Москва, 2006 г.

-Слуцкая Н.Б. «Нескучные каникулы», Ростов-на-Дону, 2004г.

-Титов С.В. «Ура, каникулы!», Москва, 2002г.

-Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2001

  1. Сценарии мероприятий, разработанные педагогами школы

Формы подведения итогов реализации программы

1. Праздники

2. Выставки

3. Конкурсы

4. Соревнования

5. Диагностика здоровья

Оценка результативности данной воспитательной деятельности будет осуществляться:

  1. На уровне педагогов: по критериям удовлетворенности достигнутыми результатами и повышения уровня профессиональной компетенции.
  2. На уровне воспитанников: по критериям сформированности положительных качеств и свойств личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа детского оздоровительного лагеря

Дополнительная образовательная программа летнего оздоровительного лагеря "Приключения на обитаемых островах" расчитана на детей начальной школы.Была успешно реализована в течение одной из летних смен ...

Программа детского оздоровительного лагеря юных экологов "Бабочка над заливом"

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей является одной из важнейших задач государства. Государственная политика в сфере оздоровления и отдыха детей в последние годы строится так, чтобы дети...

Программа детского оздоровительного лагеря 2013

Разработанная программа рассчитана на учащихся  2-7 классов,  предусматривает теоретические и практические занятия, улучшение организации отдыха школьников, оздоровительную работу с ними, бо...

Программа детского оздоровительного туристско-краеведческого лагеря «Город Мастеров»

Ежегодно для учащихся школы  проводятся оздоровительные смены в летнем лагере дневного пребывания, который функционирует на базе МБОУ Луговской СОШ.В нем отдыхают учащиеся 1-8  классов.В это...

Программа детского оздоровительного лагеря "Солнечный"

Летние каникулы – самая лучшая пора для развития творческих способ¬ностей и со-вершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные свя¬зи, удовлетворения индивидуальных интересов...

Программа детского оздоровительного лагеря

Программа детского оздоровительного лагеря  "Дружба" с дневным прибыванием...