Гуманное взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде»
статья по теме

Кутуева Зульфия Арифулловна

Материал для выступления о толерантном взаимодействии семьи и школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon взаимодействие семьи и школы41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  «Гуманное взаимодействие детей и взрослых  в образовательной среде»

МОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа

 « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».

 Автором  научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе», является

известный педагог и психолог, профессор, руководитель Международного Центра гуманной педагогики и Лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете Шалва Александрович Амонашвили .

Ш. А. Амонашвили в «Письмах к дочери» подчёркивает, что гуманное воспитание вовсе не означает, что надо постоянно  ласкать и лелеять детей.

 Гуманным воспитанием будет то воспитание, когда постепенно, но упорно и настойчиво мы будем знакомить ребенка со светлыми и теневыми сторонами жизни, с добром и злом, внушать веру в победу добра. Мы должны научить его, как идти по жизненному пути, не боясь трудностей, и как найти судьбу, точнее, как выковать собственное счастье.»

  Дети младшего школьного возраста представляют особый мир ,  открытый для позитивного взаимодействия с окружающей ее действительностью. Мы входим в этот особый мир с благими намерениями научить ребенка жить в современном ему обществе.  Сохранение целостности и нравственной природы ребенка, становится профессиональным долгом школы. Но ведь именно с этой целью и зарождалась педагогика! Она изначально была направлена на духовное развитие человека, его возрастание до идеального ОБРАЗА («образование»).

Воспитание должно опережать обучение - это аксиома гуманной педагогики, и она понятна нам, пока наш ребенок маленький, но когда он становится школьником, мы начинаем борьбу за успеваемость.

Важным направлением работы педагога является гуманизация отношений семьи и школы, совместная деятельность педагога с родителями.

На протяжении всей истории человечества ответственной за нравственное гражданское становление личности считалась семья. « Вся наука-из родного дома», так писал о роли семьи епископ  Сидоний в 5 в. н.э.

П.Ф. Лесгафт в книге « Семейное воспитание ребёнка и его значение» говорит о том, что до семи лет ребёнком усваиваются традиции и обычаи семьи , что и оставляет неизгладимый след на всём его будущем существовании. Семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребёнка, поэтому тесное взаимодействие  с семьями детей, сотрудничество необходимо для формирования нравственой позиции школьника. На всех исторических этапах  одной из основных функций  семьи оставалась социализация подрастающего поколения.

     На грани двух эпох возрождаются высочайшие духовные  и нравственные ценности, ведётся обновление образовательной сферы в сторону духовности, гуманизации, поиска систем по развитию личности. Идеи гуманной педагогики сейчас наиболее актуальны.  Всем нам хочется жить в обществе благородных и великодушных людей. Единственно верный путь в жизни-утверждение добра и искренности, взаимной заботы и ответственности.

«Каждое общество имеет ту семью, которую оно заслуживает». Характер общества определяет характер семьи и её воспитательные функции: в первобытном обществе семья должна была подготовить жизнеспособного члена родового сообщества, способного добывать пищу и жить в данном родовом сообществе; в античное время семья воспитывала  гражданина страны; в средние века семья готовит ребёнка стать достойным членом той страны, к которой принадлежит сама.

В новое время семья воспитывает личность, способную организовать свою собственную жизнь. Через семью определялось место личности в обществе. В каждый исторический период общество делало «социальный заказ», и семья выполняла его.

 В процессе воспитания личности ребёнка  огромную роль играет личность зрелого педагога, родителей, которые сопровождают их на протяжении всей жизни.

Работа в рамках эксперимента «Гуманно-личностные модели в образовательном процессе» позволила  комплексно осуществлять  идеи гуманой педагогики:  на открытых занятиях и  тематических беседах в «Школе будущего первоклассника», на  уроках письменноречевой деятельности; уроках духовной жизни;  в диалоге  с родителями в форме педагогической мастерской и открытого стола.

В первом классе  на   родительских собраниях родители знакомились со спецификой занятий по духовно-нравственному воспитанию, спецификой кружка « Уроки духовной жизни», во втором классе — с новым факультативным курсом « Уроки письменноречевой деятельности» по авторской методике В.Г.Ниорадзе

  В рамках работы кружка « Уроки духовной жизни»  были разработаны и проведены занятия с родителями и семейные праздники. Во втором классе, когда дети начинают получать свои первые оценки, был организован и проведён праздник «Первой оценки». Дети разыгрывали сценки, танцевали, рассказывали стихи и пели не только на русском, но и на английском языке, демонстрируя свои первые успехи.

  В конце первого полугодия мы пригласили родителей на итоговое занятие кружка « Уроки духовной жизни». Тема занятия - « Учимся понимать друг друга». Традиционно оно  начинается  с  ритуала приветствие. Своеобразное начало каждого занятия. Дети с учителем садятся, образуя круг, что позволяет  видеть глаза собеседника. Данный ритуал  позволяет каждому ребёнку стать участником диалога, высказать свою точку зрения и что очень важно - быть услышанным.

 Постепенно  родители из  зрителей становились участниками бесед,  импровизированных инсценировок, диалогов и просто мудрыми собеседниками. Занятие традиционно закончилось просмотром советского мультфильма. Ностальгическое настроение родителей, возможность вместе с детьми участвовать в обсуждении  вопросов серьёзных и не очень серьёзных тем,  просмотр доброго  советского мультфильма, способствовали созданию тёплой и  доброй обстановки.

По окончанию второго полугодия мы  вновь пригласили гостей в наш класс. Это был большой  семейный праздник под названием «Дети и взрослые-волшебники». В подготовке и проведения праздника принимали  участие  старшие братишки и сестрёнки: они разучивали с детьми танцы, готовили презентацию «Семейный альбом»; родители вместе с детьми готовили сладости к чаепитию, обменивались рецептами понравившихся блюд.  На празднике дети танцевали, инсценировали сказки, вместе с родителями пели, участвовали в конкурсах, «строили» дом для счастливой семьи, показывали домашние заготовки номеров художественной самодеятельности, в которых принимали участие  от самых маленьких до  ставших  уже студентами  старшие члены семьи  и  не только родные, но и двоюрные .Участвовали взволнованные папы. Презентация «Странички из семейного альбом» растрогала  многих родителей и любимых бабушек. На этом празднике звучало много добрых слов, которые были своеобразным признанием в любви к самым близким и дорогим людям.        Счастливые лица  всех присутствующих, которых собрал этот праздник ,были ответом на вопрос, прозвучавший  в  стихотворении Э.Асадова «Что такое счастье?»

  «Рецепты счастья», ромашки как символ  любви и верности останутся добрым напоминанием о приятной встрече. Ощущение счастья-это бесценное, что могут подарить только любящие и понимающие друг друга дети и взрослые- ведь дети  взрослые, когда они вместе -волшебники!

 Такие праздники нужны  детям, нужны нам взрослым, педагогам и родителям. Их не может быть много, но они необходимы школе. Такие встречи создают уверенность ребёнка в том, что его любят и о нем заботятся. Только при уверенности ребёнка в любви  родителей, окружающих его взрослых можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любить.

  Каждый день нашей жизни возвращает нас в реальность.

А.С. Макаренко в книге «О воспитании» писал: «Стабильность семей обеспечивается не только материальной поддержкой молодых, но и наличия традиций, опыта в воспитании детей .В традиционной культуре воспитания педагогически полноценной является только трёх-поколенная семья.  

Современные бабушки очень активно участвуют в воспитании своих внучат,  некоторые из них чаще родителей появляются в школе и даже посещают родительские собрания. Поэтому ещё наша одна задача-использование опыта  старшего поколения  в организации учебно-воспитательного процесса. О внимании к этому вопросу говорит и то, что в нашем обществе  сейчас появляются новые праздники: Международный День пожилого человека

(1 октября), День бабушек и дедушек.

Большая житейская мудрость старшего поколения в сочетании с бескорыстной любовью к внукам оказывает облагораживающее влияние на формирование личности ребёнка. Дети,  не умея объяснить своих ощущений, любят бабушек и дедушек не только  «за вкусные пирожки или за сказки». По мнению Ш.А.Амонашвили, между детьми, с одной стороны, и бабушками и дедушками, с другой возникает больше взаимопонимания, чем  между детьми и их родителями. Это происходит потому, что дедушки и бабушки в общении с ребёнком исходят из близких им интересов и потребностей. Нужно научить детей заботится о бабушках и дедушках, быть внимательными к старым и пожилым людям. Проблема ценности старости и идеалов  пожилых становится эталоном психологического климата общества. Какой будет старость, во многом зависит от  окружающих близких людей. В.А. Сухомлинский писал:

« Старость не может быть счастьем. Старость может быть только покоем или бедой. Покоем она становится только тогда, когда её уважают. Бедой её делают забвение и одиночество.» 3

 Воспитывать позитивное отношение к старости как к важному этапу в жизни человека необходимо с раннего детства.

С данными идеями и убеждениями мы подошли к разработке проекта «МиГ»   (Милосердие и гуманизм).

          Миг – это мгновение, короткий промежуток времени, наша жизнь  по сравнению с вечностью – это тоже миг, за который нужно успеть сделать что-то важное и полезное.

Цель проекта:  духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста, оказание реальной помощи одиноким ветеранам и пожилым людям; воспитание позитивного отношения к старости как важному этапу в жизни человека.

 Данная программа является одним из направлений воспитательной работы. Идея о более тесном сотрудничестве, взаимодействии детей и людей старшего возраста возникла исходя из того,  что потребность соответствовать положительному эталону поведения возникает тогда, когда для ребёнка тот или иной поступок поведения приобретает личностный смысл. Моральная оценка насыщается общественным содержанием.  

По последним данным отдела статистики, население города быстро стареет. Некоторые пожилые  люди  не имеют родственников, проживающих в городе. Многие престарелые люди нуждаются в уходе. Кроме того, людям данного возраста необходимо общение, они остро переживают отсутствие собеседника, впадают в депрессивные состояния,  от этого ухудшается качество их жизни.

Срок реализации проекта-2 года.

Проект реализуется через два взаимосвязанных блока.

I .Воспитательный блок.

        Формирование у учащихся общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов.

        Воспитание уважения к людям старшего поколения, культурному и историческому прошлому России, традициям своего народа.

Воспитание культуры общения с представителями разных возрастных групп.

II. Практический блок.

        Применение полученных знаний и умений в практической деятельности : елыми людьми, помощь в ведении домашних дел (влажная уборка помещения, покупка продуктов , помощь в составлении и написании писем родственникам, живущим вне города, чтение газет и книг, беседы с инвалидами и ветеранами, встречи двух поколений, литературно-музыкальные вечера, проведение экскурсий погороду).

Примерный  план мероприятий, разработанный на 2012-2013 учебный год.

  1. Изготовление подарков для престарелых людей к праздникам  «День пожилого человека», Новому году, 23 февраля, 8 Марта, всемирному дню бабушек и дедушек.
  2. Посещение «Дома милосердия» с концертной программой.
  3. Тематические встречи и вечера
  4. «Загадки бабушкиного сундука»
  5. « В гостях Марьи-искусницы» (изготовление поделок с бабушками)
  6. Чаепитие «Бабушкины оладушки»
  7.  «Музыкальная шкатулка» (Разучивание народных песен с бабушками).

8.  Коллективная  экскурсия в краеведческий музей.

Участие ребёнка в проекте при правильной организации работы,  будет способствовать воспитанию нравственных качеств: ответственности заботливости, уважения к людям.

Многие впечатления детских лет не влияют непосредственно на ребёнка в данный момент, а дадут о себе знать через месяцы и даже годы.

Заложенная в детстве матрица из образов, задаст в будущем направление всей жизни взрослого человека.У ребёнка должен быть сформирован внутренний стержень, который помог бы ему делать правильный выбор в соответствии с моральной нормой. Стержень этот- отношение к другим людям.

Любить и понимать ребёнка, помогая ему проявлять активную жизненную позицию -это неприложный закон успешного воспитания.

Романтично  и интересно можно прожить вместе со своим Ребёнком длинный, но стремительно улетающий процесс воспитания. Притом, он больше не повторится никогда.

Любить детей необходимо - это бесспорно. Но как это делать? И какими качествами необходимо обладать нам, взрослым, чтобы ребенок принял нашу любовь?

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно-в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

 Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать-

И, помышляя о чуде,

Рукой  обожжённою  солнце достать

И подарить его людям.

Литература.

  1. Амонашвили Ш.А. Уроки духовной жизни // Три ключа, Вып. 1999
  2. Макаренко А.С. О воспитании (сост. и автор вступ. статьи В.С. Холемендин).—М.: Политиздат, 1988
  3. Воспитательные возможности семьи. Сб. науч. тр. / АПН СССР НИИ

Общей педагогики / Под ред. А.М.Низовой. М.,1981

 4.Н.В.Мельникова.Семья:дети-отношения-родители.Шадринск, 2003

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманное взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде»

Гуманное взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде»...

Тема по самообразованию «Формирование ИКТ-компетентности на основе взаимодействия младшего школьника с информационной образовательной средой» 2013г

Понятия "информационная грамотность" и "ИКТ-компетентность", их взаимосвязь и формирование у мл.школьников....

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Предметно-образовательная среда: социальное взаимодействие»

Основные принципы реализации проекта:непрерывность как механизм полноты и целостности образования ...

Рекомендации « Цифровое взаимодействие в условиях современной цифровой образовательной среды»

1.Какие характеристики сервисов важно принять во внимание при выборе платформы на дистанционном обучении2.Конструктор образовательных ресурсов должен включать3.Мастер класс4.Рекомендации по дистанцион...

Доклад. Дистанционные формы взаимодействия с родителями в условиях цифровой образовательной среды

Доклад об опыте работы учителя начальных классов в образовательной среде в  дистаннционной форме....