Гуманное взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде»
статья на тему

Кутуева Зульфия Арифулловна

Гуманное взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО Кутуева Зульфия Арифулловна

слайд1      Тема  «Гуманное взаимодействие детей и взрослых  в образовательной среде»

МОУ Первомайская средняя общеобразовательная школа

слайд2       « Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».

 Автором  научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе», является

известный педагог и психолог, профессор, руководитель Международного Центра гуманной педагогики и Лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете Шалва Александрович Амонашвили .

Ш. А. Амонашвили в «Письмах к дочери» подчёркивает, что гуманное воспитание вовсе не означает, что надо постоянно  ласкать и лелеять детей.

 Гуманным воспитанием будет то воспитание, когда постепенно, но упорно и настойчиво мы будем знакомить ребенка со светлыми и теневыми сторонами жизни, с добром и злом, внушать веру в победу добра. Мы должны научить его, как идти по жизненному пути, не боясь трудностей, и как найти судьбу, точнее, как выковать собственное счастье.»

 слайд 3   Дети младшего школьного возраста представляют особый мир ,  открытый для позитивного взаимодействия с окружающей ее действительностью.

Слайд 4, 5  Сохранение целостности и нравственной природы ребенка, становится профессиональным долгом школы. Но ведь именно с этой целью и зарождалась педагогика! Она изначально была направлена на духовное развитие человека, его возрастание до идеального ОБРАЗА («образование»).

Слайд 6,7    Воспитание должно опережать обучение - это аксиома гуманной педагогики, и она понятна нам, пока наш ребенок маленький, но когда он становится школьником, мы начинаем борьбу за успеваемость.

Важным направлением работы педагога является гуманизация отношений семьи и школы, совместная деятельность педагога с родителями.

Слайд 8  На протяжении всей истории человечества ответственной за нравственное гражданское становление личности считалась семья. « Вся наука-из родного дома», так писал о роли семьи епископ  Сидоний в 5 в. н.э.

П.Ф. Лесгафт в книге « Семейное воспитание ребёнка и его значение» говорит о том, что до семи лет ребёнком усваиваются традиции и обычаи семьи , что и оставляет неизгладимый след на всём его будущем существовании.

     На грани двух эпох возрождаются высочайшие духовные  и нравственные ценности, ведётся обновление образовательной сферы в сторону духовности, гуманизации, поиска систем по развитию личности. Идеи гуманной педагогики сейчас наиболее актуальны.  Всем нам хочется жить в обществе благородных и великодушных людей. Единственно верный путь в жизни-утверждение добра и искренности, взаимной заботы и ответственности.

Слайд 9   «Каждое общество имеет ту семью, которую оно заслуживает». Характер общества определяет характер семьи и её воспитательные функции:

 в первобытном обществе семья должна была подготовить жизнеспособного члена родового сообщества, способного добывать пищу и жить в данном родовом сообществе;

 в античное время семья воспитывала  гражданина страны;

в средние века семья готовила  ребёнка стать достойным членом той страны, к которой принадлежит сама.

Слайд 10, 11     В новое время семья воспитывает личность, способную организовать свою собственную жизнь. Через семью определялось место личности в обществе. В каждый исторический период общество делало «социальный заказ», и семья выполняла его.

Слайд 12   Работа в рамках эксперимента «Гуманно-личностные модели в образовательном процессе» позволила  комплексно осуществлять  идеи гуманой педагогики:  на открытых занятиях и  тематических беседах в «Школе будущего первоклассника», на  уроках письменноречевой деятельности; уроках духовной жизни;  в диалоге  с родителями в форме педагогической мастерской и круглого стола.

Слайд 13   В первом классе  на   родительских собраниях родители знакомились со спецификой занятий по духовно-нравственному воспитанию,  с тематикой  кружка « Уроки духовной жизни», во втором классе — с новым факультативным курсом « Уроки письменноречевой деятельности» по авторской методике В.Г.Ниорадзе

слайд 14     В рамках работы кружка « Уроки духовной жизни»  были разработаны и проведены занятия с родителями и семейные праздники. Во втором классе, когда дети стали  получать первые оценки, был  проведён праздник «Первой оценки». Дети разыгрывали сценки, танцевали, рассказывали стихи и пели не только на русском, но и на английском языке, демонстрируя свои первые успехи.

Слайд 15, 16    В конце первого полугодия мы пригласили родителей на итоговое занятие кружка « Уроки духовной жизни». Тема занятия - « Учимся понимать друг друга». Традиционно оно  начинается  с  ритуала приветствие. Своеобразное начало каждого занятия. Дети с учителем садятся, образуя круг, что позволяет  видеть глаза собеседника. Данный ритуал  позволяет каждому ребёнку стать участником диалога, высказать свою точку зрения и что очень важно - быть услышанным.

 Постепенно  родители из  зрителей становились участниками бесед,  импровизированных инсценировок, диалогов и просто мудрыми собеседниками. Занятие традиционно закончилось просмотром советского мультфильма. Ностальгическое настроение родителей, возможность вместе с детьми участвовать в обсуждении  вопросов,   просмотр доброго  советского мультфильма, способствовали созданию тёплой и  доброй обстановки.

Слайд 17, 18, 19, 20,       По окончанию второго полугодия мы  вновь пригласили гостей в наш класс. Это был большой  семейный праздник под названием «Дети и взрослые-волшебники». В подготовке и проведения праздника принимали  участие  старшие братишки и сестрёнки: они разучивали с детьми танцы, готовили презентацию «Семейный альбом»; родители вместе с детьми готовили сладости к чаепитию, обменивались рецептами понравившихся блюд.  На празднике дети танцевали, инсценировали сказки, вместе с родителями пели, участвовали в конкурсах, «строили» дом для счастливой семьи, показывали домашние «заготовки» номеров художественной самодеятельности, в которых принимали участие  от самых маленьких до  ставших  уже студентами  старшие члены семьи  и  не только родные, но и двоюрные .Участвовали взволнованные папы. Презентация «Странички из семейного альбом» растрогала  многих родителей и любимых бабушек. На этом празднике звучало много добрых слов, И ОНИ  были своеобразным признанием в любви к самым близким и дорогим людям.        Счастливые лица  всех присутствующих, которых собрал этот праздник ,были ответом на вопрос, прозвучавший  в  стихотворении Э.Асадова «Что такое счастье?»

слайд 21, 22    «Рецепты счастья», ромашки как символ  любви и верности останутся добрым напоминанием о приятной встрече. Ощущение счастья-это бесценное, что могут подарить только любящие и понимающие друг друга дети и взрослые- ведь дети  взрослые, когда они вместе -волшебники!

 Такие праздники нужны  детям, нужны нам взрослым, педагогам и родителям. Их не может быть много, но они необходимы школе. Такие встречи создают уверенность ребёнка в том, что его любят и о нем заботятся. Только при уверенности ребёнка в любви  родителей, окружающих его взрослых можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любить.

  Каждый день нашей жизни возвращает нас в реальность.

Слайд 23 А.С. Макаренко в книге «О воспитании» писал: «Стабильность семей обеспечивается не только материальной поддержкой молодых, но и наличием  традиций, опыта в воспитании детей .В традиционной культуре воспитания педагогически полноценной является только трёх-поколенная семья».

Современные бабушки очень активно участвуют в воспитании своих внучат,  некоторые из них чаще родителей появляются в школе и даже посещают родительские собрания. Поэтому ещё наша одна задача-использование опыта  старшего поколения  в организации учебно-воспитательного процесса. О внимании к этому вопросу говорит и то, что в нашем обществе  сейчас появляются новые праздники: Международный День пожилого человека

(1 октября), День бабушек и дедушек.

Большая житейская мудрость старшего поколения в сочетании с бескорыстной любовью к внукам оказывает облагораживающее влияние на формирование личности ребёнка. Дети,  не умея объяснить своих ощущений, любят бабушек и дедушек не только  «за вкусные пирожки или за сказки». По мнению Ш.А.Амонашвили, между детьми, с одной стороны, и бабушками и дедушками, с другой возникает больше взаимопонимания, чем  между детьми и их родителями. Это происходит потому, что дедушки и бабушки в общении с ребёнком исходят из близких им интересов и потребностей. Нужно научить детей заботится о бабушках и дедушках, быть внимательными к старым и пожилым людям. Проблема ценности старости и идеалов  пожилых становится эталоном психологического климата общества. Какой будет старость, во многом зависит от  окружающих близких людей.

В.А. Сухомлинский писал:

« Старость не может быть счастьем. Старость может быть только покоем или бедой. Покоем она становится только тогда, когда её уважают. Бедой её делают забвение и одиночество.» 3

 Воспитывать позитивное отношение к старости как к важному этапу в жизни человека необходимо с раннего детства.

Слайд 23    С данными идеями и убеждениями мы подошли к разработке проекта «МиГ»   (Милосердие и гуманизм).

          Миг – это мгновение, короткий промежуток времени. Наша жизнь  по сравнению с вечностью – это тоже миг, за который нужно успеть сделать что-то важное и полезное.

Цель проекта:  духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста, оказание реальной помощи одиноким ветеранам и пожилым людям; воспитание позитивного отношения к старости как важному этапу в жизни человека.

Слайд 24, 25.  Срок реализации проекта-2 года.

Проект реализуется через два взаимосвязанных блока.

I .Воспитательный блок.

        Цель:   Формирование у учащихся общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов.

        Воспитание уважения к людям старшего поколения, воспитание культуры общения с представителями разных возрастных групп.

Слайд 26      II. Практический блок.

        Применение полученных знаний и умений в практической деятельности  в общении с претарелыми людьми, помощь в ведении домашних дел (влажная уборка помещения, покупка продуктов , чтение газет и книг, беседы с , встречи двух поколений, литературно-музыкальные вечера, проведение экскурсий погороду).

Слайд 27     Примерный  план мероприятий, разработанный на 2012-2013 учебный год.

  1. Изготовление подарков для престарелых людей к праздникам  «День пожилого человека», Новому году, 23 февраля, 8 Марта, всемирному дню бабушек и дедушек.
  2. Посещение «Дома милосердия» с концертной программой.
  3. Тематические встречи и вечера
  4. «Загадки бабушкиного сундука»
  5. « В гостях Марьи-искусницы» (изготовление поделок с бабушками)
  6. Чаепитие «Бабушкины оладушки»
  7.  «Музыкальная шкатулка» (Разучивание народных песен с бабушками).
  1. Коллективная  экскурсия в краеведческий музей.

Слайд   28, 29, 30, 31, 32, 33

( немного о празднике для бабушек)

По последним данным отдела статистики, население города быстро стареет. Некоторые пожилые  люди  не имеют родственников, проживающих в городе. Многие престарелые люди нуждаются в уходе. Кроме того, людям данного возраста необходимо общение, они остро переживают отсутствие собеседника, впадают в депрессивные состояния,  от этого ухудшается качество их жизни.

слайд 34, 35    Кирдяшкина Галина Ивановна

слайд 36    Захаренко Полина Дмитриевна

слайд 37,38,39, 40,41, 42,   Участие ребёнка в проекте при правильной организации работы,  будет способствовать воспитанию нравственных качеств: ответственности заботливости, уважения к людям.

Многие впечатления детских лет не влияют непосредственно на ребёнка в данный момент, а дадут о себе знать через месяцы и даже годы.

Заложенная в детстве матрица из образов, задаст в будущем направление всей жизни взрослого человека.У ребёнка должен быть сформирован внутренний стержень, который помог бы ему делать правильный выбор в соответствии с моральной нормой. Стержень этот- отношение к другим людям.

Любить и понимать ребёнка, помогая ему проявлять активную жизненную позицию -это неприложный закон успешного воспитания.

Романтично  и интересно можно прожить вместе со своим Ребёнком длинный, но стремительно улетающий процесс воспитания. Притом, он больше не повторится никогда.

Любить детей необходимо - это бесспорно. Но как это делать? И какими качествами необходимо обладать нам, взрослым, чтобы ребенок принял нашу любовь?

Слайд 43     В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно-в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

 Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать-

И, помышляя о чуде,

Рукой  обожжённою  солнце достать

И подарить его людям.

Литература.

  1. Амонашвили Ш.А. Уроки духовной жизни // Три ключа, Вып. 1999
  2. Макаренко А.С. О воспитании (сост. и автор вступ. статьи В.С. Холемендин).—М.: Политиздат, 1988
  3. Воспитательные возможности семьи. Сб. науч. тр. / АПН СССР НИИ

Общей педагогики / Под ред. А.М.Низовой. М.,1981

 4.Н.В.Мельникова.Семья:дети-отношения-родители.Шадринск, 2003

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гуманное взаимодействие детей и взрослых в образовательной среде»

Материал для выступления о толерантном взаимодействии семьи и школы...

Тема по самообразованию «Формирование ИКТ-компетентности на основе взаимодействия младшего школьника с информационной образовательной средой» 2013г

Понятия "информационная грамотность" и "ИКТ-компетентность", их взаимосвязь и формирование у мл.школьников....

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Предметно-образовательная среда: социальное взаимодействие»

Основные принципы реализации проекта:непрерывность как механизм полноты и целостности образования ...

Рекомендации « Цифровое взаимодействие в условиях современной цифровой образовательной среды»

1.Какие характеристики сервисов важно принять во внимание при выборе платформы на дистанционном обучении2.Конструктор образовательных ресурсов должен включать3.Мастер класс4.Рекомендации по дистанцион...

Доклад. Дистанционные формы взаимодействия с родителями в условиях цифровой образовательной среды

Доклад об опыте работы учителя начальных классов в образовательной среде в  дистаннционной форме....