Дополнительная программа по внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни".
методическая разработка по теме

Еськова Ирина Александровна

 Программа внеурочной деятельности. Содержание программы предпологает изучение вопросов этики, морали, психологии, правоведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды обучения и воспитания здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_programma_panshinskaya_sosh.doc747.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  МБОУ «Паньшинская СОШ»

Программа утверждена

«______» __________ 2011 г.

________________________

                   кем

__________________________

                    где

                                       Школа здорового образа жизни

Дополнительная образовательная программа рассчитана на детей от 6,6 до 11 лет.

Срок реализации дополнительной программы: 4 года

                                                                                                                                           

        

                 

                                               Х. Паньшино 2011 г.

                                     


Пояснительная записка

       НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ: данная образовательная программа по Базисному образовательному плану имеет спортивно – оздоровительное направление.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить её поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для его укрепления, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни. Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего детства. Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Но важно помнить, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического. Интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен человек. Обладающий здоровьетворческим мировоззрением, высоким уровнем развития личности, твердыми убеждениями и позитивными установками в области здоровья, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков.

Данная программа является комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни в период с 6,5 до 11 лет призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему отношений к образу жизни, так как позволит сформировать новое отношение к здоровью на уровне установок, навыков и умений.

             Цель дополнительной образовательной программы: укрепление психического и физического здоровья детей в процессе формирования личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения, любящей свою малую Родину.

                            Задачи дополнительной образовательной программы:

  1. расширять знания о строение организма человека;
  2. научить соблюдать правила личной гигиены, правильно строить режим дня;
  3. расширять знания об основных причинах возникновения чрезвычайных ситуаций;
  4. сформировать знания  о правилах рационального питания с учётом возраста и особенностями казачьей кухни;
  5. развить умение взаимодействия с окружающей средой с позиции экологической безопасности;
  6. сформировать представления о значении двигательной активности для развития здорового организма;
  7. создавать представления у детей о здоровом образе жизни казаков, разных видах народных спортивных состязаний;
  8. расширять знания о детских забавах казачат, народных методах лечения болезней.

                         Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  1. участие в ежегодных районных конкурсах, акциях, марафонах:
  1. Осенний марафон: « Осенние километры здоровья» (Сентябрь)
  2. Операция «Внимание, дети!» (Сентябрь)
  3. Конкурс по ПДД «Светофор» (Октябрь)
  4. Конкурс рисунка: «Знаем правила движения, как таблицу умножения» (Ноябрь)
  5. Акция: Нет, наркотикам» (Декабрь).
  6. День здоровья (Апрель).
  7. Неделя добра (Апрель).
  1. составление индивидуального паспорта здоровья детей;
  2. создание памяток «Полезные привычки»;
  3. спортивные соревнования детских команд;
  4. проведение выставок работ учащихся в классе, в школе, в Городищенском ДЦТ.

                         Определение результативности реализации дополнительной образовательной программы: программа считается усвоенной, если учащийся посетил не менее половины занятий за год и принял участие в 5-6 зачетных мероприятиях.

                                   

                             Список зачетных мероприятий

                                                    1 класс

     1. Инсценировка «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным».

     2. Ролевая игра: « Как сказать «нет» вредным привычкам»?

     3. Игра – путешествие «Поведение в школе».

     4. Праздник с родителями: «Старших надо уважать».

     5. Праздник: «Друзья Мойдодыра».

     6. Праздник: «Казачьи посиделки».        

                                                                2 класс

     1. Праздник. «Вместе весело шагать».

     2. Устный журнал: «Что такое хорошо и что такое плохо».

     3.Итоговое занятие – игра: «Человек среди людей».

     4. КВН «Все работы хороши – выбирай на вкус».

     5. Праздник: «В здоровом теле – здоровый дух».

     6. Праздник: « В казачьей семье».

                                                                 3 класс

     1. Занятие – игра: «Любознательность – путь к знаниям».

     2. Тренинг: «Что значит быть дисциплинированным».

     3. Праздник: «Хвала рукам, что пахнут хлебом».

     4. Конкурс рисунков: «Расти здоровым».

     5. Спортивное соревнование: А ну- ка, мальчики!»

                                                                4 класс

  1. Круглый стол: «Колесо жизни».
  2. Игровое занятие: «Как стать счастливым».
  3. Деловая игра: «Основные права и свободы человека».
  4. Итоговое мероприятие: «Веселые старты».

     5. Игровое занятие: «Время на раздумье не теряй. С нами вместе трудись и играй».

                         Отличительная особенность дополнительной образовательной программы заключается в том, что в её содержание введены элементы регионального этнокультурного казачьего компонента: детские забавы казачат, народные методы лечения болезней, спортивные состязания казаков, казачья кухня. Содержание программы предполагает изучение вопросов этики, морали, психологии, социологии, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды обучения и воспитания здорового образа жизни.

                                                   Формы занятий:

  1. игра-путешествие: «Наш край», «Поведение в школе»
  2. театрализованное представление: «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным».
  3. КВН;

         «Все работы хороши – выбирай на вкус».

  1. спортивные соревнования детских команд :
  1. Спортивные соревнования: «А ну – ка , мальчики»!
  2. «В гостях у олимпийцев».
  3. Веселые старты.

  1. Ролевая игра:
  1. Как сказать «нет» вредным привычкам (ролевая игра).
  2. Основные права и свободы человека (ролевая игра).
  1. Тренинги:
  1. «Мои достоинства и недостатки».
  2. «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми».
  3. «Правила поведения в классе».
  4. «Формирование коммуникативных умений и навыков».
  5. «Что значит быть дисциплинированным».
  1. Беседы на этические, психологические, правовые и гигиенические темы.

Режим занятий: 1 час в неделю в течение 4-х лет.

                                  Ожидаемые результаты

                 Личностный результат:

             - каждый ребёнок должен осознать в чем заключается ценность здоровья – состояние полного физического и психического и социального благополучия;

                 Метапредметный результат:

           - научиться наблюдать за развитием своего организма, за состоянием здоровья;

               Предметные результаты:

             1 уровень:

            -система знаний о гигиене, профилактике болезней казаков, о мире, о жизни, о правах и обязанностях человека, реализации здорового образа жизни в казачьей семье;

-знание особенностей казачьей кухни, казачьими праздниками, особенностями воспитания в казачьей семье, детскими забавами казачат.

           2 уровень:

        - уметь составлять индивидуальную программу оздоровления на летний и зимний сезоны года, выполнять творческие работы здоровьесбергающей направленности на этнокультурном материале.

          3 уровень

      - уметь представлять собственные разработки в форме: газет, устных журналов, памяток;

- принимать активное участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях.

                 

                                        Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы

1 класс

№ п/п


Тема


Всего

Часы


Теория


Практика

Зачетное занятие

1.

Этический блок

7

3

3

1

1.1

Такой разный мир людей.

1

1.2

Я и мои поступки.

1

1.3

Тест: «Что такое воспитание себя».

1

1.4

Правила этикета

Как вести себя в театре?

1

1.5

Как беседовать по телефону?

1

1.6

Правила поведения в классе (занятие – тренинг).

1

1.7

Инсценировка «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным».

1


2.


Психологический блок.

6

4

1

2.1

Игры «Ага!», «Наблюдатели», «Зеваки» (на развитие внимания).

1

2.2

Игры «Ага», «Наблюдатели», «Зеваки» (на развитие внимания).

1

2.3

Игры «Пишущая машинка», «Зеваки», «Слушай, исполняй» (для развития памяти).

1


2.4

Игры «Пишущая машинка», «Зеваки», «Слушай – исполняй». (для развития внимания).

1

2.5

Игра «Древо мудрости» (для развития воображения и мышления).

1


2.6


Как сказать «нет» вредным привычкам (ролевая игра).

1


3.


Правовой блок.


6


3


2


1

3.1

Что такое «насилие».

1

3.2

Насильственное и ненасильственное решение проблем.

1

3.3

Анализ опасных ситуаций.

1

3.4

Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми (тренинг).

1

3.5

Поведение в общественных местах.

1

3.6

Поведение в школе ( Игра – путешествие).

1


4.


Семьеведческий блок.


4


1


2


1

4.1

Папа, мама, я – дружная семья.

1

4.2

Как быть папой? Как быть мамой? (Особенности ролевых взаимоотношений в семье).

1

4.3

Наши дедушки, наши бабушки.(Беседа).

1

4.4

Старших надо уважать. Праздник вместе с родителями (Спектакль, дискуссия).

1


5.


Медико-гигиенический блок.


7


2


4


1

5.1

Как устроена кожа человека

1


5.2

Банные сражения  (игра)

1

5.3

Что мы знаем о глазах?

1

5.4

Викторина  «Что?  Где? Когда?»

1

5.5

«Как Медведь  трубку нашел» (инсценировка)

1

5.6

Внутренняя  кухня человека (Пищеварительная и выделительная системы)

1



5.7



Друзья Мойдодыра (Праздник)



1


6.


Краеведческий блок.

3

1

2

1

6.1

Воспитание в казачьей семье.

1

6.2

Казачьи праздники.

1

6.3

Праздник «Казачьи посиделки».

1


7.


Спортивный  блок.

2

1

1

7.1

Знакомство с правилами проведения подвижных и настольных игр.

1

7.2

Подвижные игры

1

                                                           2 класс

№ п/п

Тема

Всего

часов

Часы

Теория

Практика

Зачет


1.


Этический блок


4


1


2


1

1.1

Красота окружающего мира .

1

1.2

Мир вокруг нас. Тесты.

1

1.3

Как? Что? Почему?

1

1.4

Итоговое занятие. Праздник «Вместе весело шагать».

1


2.


Психологический блок.


5


1


3


1

2.1

Развитие познавательной сферы

1

2.2

Развитие эмоциональной сферы. Тест

1



2.3



Развитие навыков общения



1

2.4

Полезные привычки. Как их создать?

1


2.5


Что такое «хорошо»  и что такое «плохо».

Устный журнал.


1


3.


Правовой блок


4


1


2


1

3.1

Правила поведения

1

3.2

Правила поведения и здоровья. (Беседа)

1

3.3

Опасные ситуации. Ситуативные задачи.

1

3.4

Итоговое занятие. «Человек среди людей».

1


4.


Семьеведческий блок


5


2


2


1

4.1

Чистота в доме и в школе

1

4.2

Как делают уборку в доме и в школе

1

4.3

«Мужские» и «женские» обязанности

1

4.4

Школа вежливости. Беседа – игра.

1

4.5

Итоговое занятие  КВН  «Все работы хороши – выбирай на вкус».

1


5.


Медико-гигиенический блок


9


3


5


1

5.1

Мой организм – целая планета

1

5.2

Дыхание. Осанка и движение – ритмы суть жизни

1

5.3

Основные правила правильного питания

1

5.4

Если хочешь быть здоров

1

5.5

Самые полезные продукты

1

5.6

Паспорт здоровья

1



5.7



Методы простейших зрительно-координационных тренажей.




1

5.8

Растем здоровыми. Игровой практикум.

1

5.9

Итоговое занятие. Праздник «В здоровом  теле  - здоровый дух».

1


6.


Краеведческий блок


4


2


2


1

6.1

Народные методы лечения казачьего народа.

1

6.2

В гостях у казаков. Экскурсия в музей Паньшинского с/п.

1

6.3

Мои предки – казаки.

1

6.4

Праздник, итоговое занятие. «В казачьей семье».

1


7.


Спортивный блок


3


1


1


1

7.1

Правила ТБ в спорте.

1

7.2

Веселые эстафеты. Веселые старты.

1

7.3

Итоговое занятие «В гостях у олимпийцев».

1

                                                                3 класс

Тема

Всего часов

Часы

Теория

Практика

Зачет

1.


Этический блок

5

1

3

1

1.1

Забота и ответственность

1

1.2

Проявление заботы в окружающем мире

1

1.3

О равнодушии и добре

1



1.4



Душа народа к добру зовёт



1

1.5

Жить с достоинством – что это значит ?

1

2.


Психологический блок.

6

2

3

1

2.1

Развитие познавательной сферы.

1

2.2

Развитие эмоциональной сферы

1

2.3

Красивое начало в человеке

1

2.4

О наблюдательности и внимательности

1

2.5

Каждый видит мир по-своему

1

2.6

Любознательность-путь к знаниям.  (Занятие – игра)

1

3.


Правовой блок

6

2

3

1

3.1

Правила безопасного поведения.

1

3.2

Ответственность за безопасное поведение

1

3.3

Правила поведения в школе и на улице

1

3.4

Права ребёнка в новом веке.

1

3.5

Я-гражданин

1

3.6

Что значит быть дисциплинированным? (тренинг)

1

4.


                      Семьеведческий блок.

5

1

3

1

4.1

Труд в моей семье

1

4.2

Что я больше всего люблю делать

1

4.3

Мой труд каждый день дома.

1

4.4

Терпение и труд всё перетрут. (беседа)

1

4.5

Хвала рукам, что пахнут хлебом! (занятие – праздник)

1

5.


Медико – гигиенический

5

1

3

5.1

Вредные привычки

1

5.2

Вред применения наркотиков,

алкоголя, никотинов, токсических

веществ

1

5.3

Как можно создать здоровую среду вокруг

себя?

1

5.4

Полезные привычки, как их создать ?

1

5.5

Беседа: «Расти здоровым». Конкурс рисунков  «Я хочу быть здоровым».

1

6.

         Краеведческий блок.

3

2

6.1

Спортивные состязания в рамках календарных праздников казаков.

2

6.2

Наш край. (беседа)

1


7.


                      Спортивный блок.

4

1

2

1

7.1

Малые спортивные игры.

1

1

7.2

Детские забавы казачат.

1

7.3

Растем здоровыми.

1

7.4

Спортивные соревнования « А ну – ка , мальчики!»

                                                             

                                                                       4 класс


п/п


                  Тема.

   

      Всего

                                  Часы

           Теория

      Практика

  Зачет


1.


Этический блок.


4


1


2


1

1.1

Представление о смысле жизни.

1

1.2

Уникальность и неповторимость всех форм жизни.

1

1.3

Самоценность личности.

1

1.4

Колесо жизни (круглый стол).

1


2.


Психологический блок.


6


2


3


1

2.1

Развитие эмоциональной сферы и навыков общения.

1

2.2

Мастерская общения.

   1

2.3

Типы характеров.

1

2.4

Формирование коммуникативных умений и навыков. Тренинг.

1

2.5

Психологические упражнения по развитию внимания, памяти, мышления.

  1

2.6

Как стать счастливым. Игровое занятие.

1


3.


Правовой блок.


6


2


            3


1

3.1

Я и общество. Я – гражданин.

1

3.2

Манипуляции в общении.

  1

3.3

Агрессия, формы проявления.

1

3.4

Что значит победить другого человека.

  1

3.5

Как сказать «нет» и не потерять друзей.

  1



3.6



Основные права и свободы человека (деловая игра).



          1


4.


Семьеведческий блок.


5


2


2


2

4.1

Семейный уклад разных народностей.

1

4.2

Истории создания праздников.

1

4.3

Календарь всех праздников.

1

4.4

Семья и семейные праздники в традициях народов.

1

4.5

Итоговое занятие: «Время на раздумье не теряй. С нами вместе трудись и играй.( игровое занятие)

1


5.


Медико – гигиенический блок.

6

1

4

1

5.1

Как оценить количество и качество своего здоровья. (мониторинг физического здоровья)

1

5.2

Что  значит быть и жить в настоящем времени. Счастлив по собственному желанию.

1

5.3

Копилка витаминов. Здоровое питание.

1

5.4

Закаливание и оздоровление организма.

1

5.5

Беседа и занятие по теме: «Азбука здоровья».

1

5.6

Праздник «Чистота и здоровье».

1


6.


Краеведческий блок.

4

6.1

Родной край – часть большой страны.

1

6.2

Исторические места, памятники, достопримечательности родного края.

1

6.3

Традиции здорового питания казаков.

1

6.4

Рецепты казачьей кухни.

1




7.





Спортивный блок.





3





1





1





1

7.1

История развития спортивных игр.

1

7.2

Олимпийские игры.

1

7.3

«Веселые старты». Итоговое мероприятие.

1

                                     Содержание программы  по классам

     


Класс


                       

                               Тема

Требования к уровню подготовки  обучающихся

    1

класс

1.

Этический блок



Знать:  правила  этикета,  положительные  качества  характера;

Уметь:  применять  навыки  культурного  поведения  в  общественных  местах,  при общении  по  телефону;  употреблять  в  речи  вежливые  слова;  придерживаться  нравственных  правил  общения.

1.1

Такой разный мир людей.

1.2

Я и мои поступки.

1.3

Тест: «Что такое воспитание себя».

1.4

Правила этикета

Как вести себя в театре?

1.5

Как беседовать по телефону?

1.6

Правила поведения в классе (занятие – тренинг).

1.7

Инсценировка «Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным».


2.


Психологический блок.









Знать:  правила  игр  на  развитие  внимания,  памяти,  воображения  и  мышления;


Уметь:  применять  правила  игр  быстро  и  качественно,  

 соблюдать правила, выполняя  задания  учителя.

2.1

Игры «Ага!», «Наблюдатели», «Зеваки» (на развитие внимания).

2.2

Игры «Ага», «Наблюдатели», «Зеваки» (на


развитие внимания).

2.3

Игры «Пишущая машинка», «Зеваки», «Слушай, исполняй» (для развития памяти).


2.4

Игры «Пишущая машинка», «Зеваки», «Слушай – исполняй». (для развития внимания).

2.5

Игра «Древо мудрости» (для развития воображения и мышления).

2.6

Как сказать «нет» вредным привычкам (ролевая игра).


3.


Правовой блок.

3.1

Что такое «насилие».

Знать:  знать,  что  такое  «насилие»,  опасные  ситуации;


Уметь:  анализировать  сложившиеся  опасные  ситуации  и  применять  ТБ.

3.2

Насильственное и ненасильственное решение проблем.

3.3

Анализ опасных ситуаций.

3.4

Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми (тренинг).

3.5

Поведение в общественных местах.

3.6

Поведение в школе (игра – путешествие).


4.


Семьеведческий блок.




Знать:  историю  своего  рода,  своей  семьи,  своего  народа;


Уметь:  общаться  со  старшими  членами  семьи, уважать  ветеранов  войны  и  труда,  оказывать  им  посильную  помощь.

4.1

Папа, мама, я – дружная семья.

4.2

Как быть папой? Как быть мамой? (особенности ролевых взаимоотношений в семье).

4.3

Наши дедушки, наши бабушки.(Беседа).

4.4

Старших надо уважать. Праздник вместе с родителями (Спектакль, дискуссия).


5.


Медико-гигиенический блок.






Знать:  как  устроен  организм  человека,  правила  личной  гигиены;


Уметь:  применять  важные  и  необходимые  правила  личной  гигиены  в  повседневной  жизни,  пользоваться  средствами  личной  гигиены.



5.1



Как устроена кожа человека

5.2

Банные сражения  (игра)

5.3

Что мы знаем о глазах?

5.4

Викторина  «Что?  Где? Когда?»

5.5

«Как Медведь  трубку нашел» (инсценировка)

5.6

Внутренняя  кухня человека (пищеварительная и выделительная системы)

5.7

Друзья Мойдодыра (Праздник)


6.


Краеведческий блок.



Знать:  историю  родного  хутора;  кто  такие  казаки;  их  быт,  как  воспитывали  казачат;


Уметь:  устраивать  праздники  и  принимать  в  них  участие.

6.1

Воспитание в казачьей семье.

6.2

Казачьи праздники.

6.3

Праздник «Казачьи посиделки».


7.


Спортивный  блок.



Знать:  занятия  физкультурой  залог  здоровья,   правила  подвижных  игр;


Уметь:  играть  в  подвижные  игры  и  настольные  игры,  соблюдая  правила  проведения  этих  игр;  воспитывать  волю  к  победе,  уважение  к  сопернику.

7.1

Знакомство с правилами проведения подвижных и настольных игр.

7.2

Подвижные игры

2

класс


1.


Этический блок

1.1

Красота окружающего мира.

Знать: общие условия, необходимые для жизни живых организмов, разнообразие животного мира и растений.

Уметь: находить взаимосвязи живой и неживой природы.

1.2

Мир вокруг нас. Тесты.


Уметь: видеть, понимать, оценивать красоту окружающего мира.




1.3




Как? Что? Почему?




Знать: о значении природы для жизни человека.

Уметь:  формировать выводы на основе своих наблюдений, приводить примеры разнообразия живой и неживой природы.

1.4

Итоговое занятие. Праздник «Вместе весело шагать».

Знать:  произведения детских писателей.

Уметь: читать стихи, петь песни, играть в подвижные игры, отгадывать загадки и шарады.


2.


Психологический блок.

2.1

Развитие познавательной сферы

Знать: понятия «память», «внимание», «эмоциональная память»;

Уметь: выполнять упражнения, помогающие развивать память и внимание.

2.2

Развитие эмоциональной сферы. Тест

Знать понятие: «эмоции», положительные и отрицательные эмоции;

Уметь: решать тесты – выбирать правильный ответ.

2.3

Развитие навыков общения

Знать: правила общения с людьми, правила культурного поведения;

Уметь: выполнять упражнения, помогающие развивать навыки общения.

2.4

Полезные привычки. Как их создать?

Знать: понятие «привычка»;

 Уметь: отличать полезные привычки от вредных, составлять правила развития  полезных привычек.


2.5

Что такое «хорошо» и что такое «плохо». (Устный журнал).

Знать: понятие «привычка»;

Уметь: отличать полезные привычки от вредных, составлять правила развития  полезных привычек.


3.


Правовой блок

3.1

Правила поведения

Знать: правила поведения человека с окружающими его предметами живой и неживой природы;

Уметь: соблюдать правила безопасного поведения и


формулировать их при обсуждении жизненных ситуаций.

3.2

Правила поведения и здоровья. (Беседа)

Знать: правила укрепления своего здоровья;

Уметь:  конструировать ростомер в семье, составлять паспорт здоровья.

3.3

Опасные ситуации. Ситуативные задачи.

Знать: правила ТБ на улице, дома;

Уметь:  тренировать поведенческие навыки по проблеме.

3.4

Итоговое занятие. «Человек среди людей».

Знать: правила здорового образа жизни;

Уметь: играть в игру «Доскажи словечко», «Вежливые прятки», отгадывать загадки – шутки.


4.


Семьеведческий блок

4.1

Чистота в доме и в школе.

Знать: понятия «порядок» и «чистота»;

Уметь: составлять памятку для ученика.

4.2

Как делают уборку в доме и в школе.

Знать: понятия «дежурный», правила ТБ при выполнении уборки дома и в школе;

Уметь: пользоваться веником, савком и тряпкой, пылесосом.

4.3

«Мужские» и «женские» обязанности.

Знать: понятия «мужские» и «женские» обязанности;

Уметь: выполнять простейшие задания для девочек и мальчиков.

4.4

Школа вежливости. Беседа – игра.

Знать: правила культурного поведения при общении с людьми;

Уметь: играть в игру «Совет наоборот».

4.5

Итоговое занятие  КВН  «Все работы хороши – выбирай на вкус».

Знать: профессии мужчин и женщин;

Уметь: уважительно относиться к людям разных профессий.


5.


Медико-гигиенический блок

5.1

Мой организм – целая планета.

Знать: понятие «организм», сходство и различие людей друг от друга, понятие «здоровье»;



Уметь: формировать выводы на основе своих наблюдений.

5.2

Дыхание. Осанка и движение – ритмы суть жизни.

Знать: понятие «органы дыхания», «осанка», представления о строении человеческого организма;

Уметь: соблюдать режим дня, правила красивой осанки при письме и т.д.

5.3

Основные правила правильного питания.

Знать: правила правильного питания, правила поведения за столом;

Уметь:  соблюдать правила поведения за столом, пользоваться столовыми приборами.

5.4

Если хочешь быть здоров.

Знать: понятие «ЗОЖ»;

Уметь: выполнять и соблюдать правила ЗОЖ, составлять правильный режим дня.

5.5

Самые полезные продукты.

Знать: понятие «полезные продукты»;

Уметь: соблюдать и заполнять дневник «Правильное питание».

5.6

Паспорт здоровья.

Знать: понятие «паспорт здоровья»;

Уметь: составлять «паспорт здоровья».

5.7

Методы простейших зрительно-координационных тренажей.

Знать: понятие «координация»;

Уметь: выполнять упражнения,  способствующие поддержанию зрительно-координационной функции, проводить динамические перемены.

5.8

Растем здоровыми. Игровой практикум.

Знать : правила ТБ в подвижных играх;

Уметь: играть в подвижные игры «Сторож», «Два  мороза», «Карусель».

5.9

Итоговое занятие. Праздник «В здоровом  теле  - здоровый дух».

Знать: правила ТБ при проведении подвижных игр;

Уметь: выполнять упражнения с мячом, скакалкой, обручем.


6.


Краеведческий блок




6.1




Народные методы лечения казачьего народа.



Знать: понятия «народное лечение», «лекарственные травы».

Уметь: составлять рецепты народного лечения.

6.2

В гостях у казаков. Экскурсия в музей Паньшинского с/п.

Знать: происхождение и местонахождение села Паньшино;

Уметь: работать с дополнительными источниками знаний.

6.3

Мои предки – казаки.

Знать: историю жизни и развития донского казачества;

Уметь: формировать выводы на основе своих наблюдений.

6.4

Праздник, итоговое занятие. «В казачьей семье».

Знать: быт и народное творчество казаков;

Уметь:  исполнять песни и танцы казаков.


7.


Спортивный блок

7.1

Правила ТБ в спорте.

Знать: правила ТБ в спорте;

Уметь: соблюдать правила ТБ в спорте.

7.2

Веселые эстафеты. Веселые старты.

Знать правила ТБ в спорте и правила поведения в подвижных играх;

Уметь: выполнять упражнения с мячом, скакалкой, обручем.

7.3

Итоговое занятие «В гостях у олимпийцев».

Знать: понятия «Олимпийские игры», «состязание», «олимпийские рекорды», имена олимпийцев России;

Уметь: выполнять физические упражнения в беге, прыжках, ходьбе и т.д.

3

класс

1.


Этический блок

1.1

Забота и ответственность.

Знать:  понятия  «забота»  и  «ответственность»;

Уметь:  проявлять  заботу  о  пожилых  людях,  оказывать  помощь  младшим,  нести  ответственность  за  порученное  дело.

1.2

Проявление заботы в окружающем мире.

Знать:  правила  проявления  заботы  об  окружающих;

Уметь:  общаться  с  окружающими,  проявлять  заботу  и  оказывать  помощь.


1.3


О равнодушии и добре.


Знать:  понятия « равнодушие»  и  «добро»;

Уметь:  воспитывать  в  себе  доброту  и  отзывчивость.

1.4

Душа народа к добру зовёт.

Знать:  понятия  «народ»,  «народность»,  «душа  народа»;

Уметь:  воспитывать  в  себе  гуманистические  и  патриотические  качества  и  чувства.

1.5

Жить с достоинством – что это значит?

Знать:  нравственное  понятие  «достоинство»;

Уметь:  жить  с  достоинством.

2.


Психологический блок.

2.1

Развитие познавательной сферы.

Знать:  понятие  «познавательная  сфера»;

Уметь:  познавать  мир  и  приобретать  знания.

2.2

Развитие эмоциональной сферы.

Знать:  понятие  «эмоциональная  сфера»;

Уметь:  раскрывать  потенциал  души.

2.3

Красивое начало в человеке.

Знать:  понятия  «красота», «душевность», «любовь»;

Уметь:  развивать  природные  чувства  красоты.

2.4

О наблюдательности и внимательности.

Знать:  понятия  «наблюдательность»  и  «внимательность»;

Уметь:  развивать  в  себе  наблюдательность  и  внимательность.

2.5

Каждый видит мир по-своему.

Знать:  понятия  «мысли»,  «желания»,  «чувства»;

Уметь:  понимать,  что  каждый  человек  видит  мир  по-своему

2.6

Любознательность-путь к знаниям.  (Занятие – игра)

Знать:  понятия  «любознательность»,  «круг  знаний»;

Уметь:  воспитывать  в  себе  трудолюбие,  стремление  к  новым  знаниям.

3.


Правовой блок

3.1

Правила безопасного поведения.

Знать:  правила  безопасного  поведения;

Уметь:  быстро  ориентироваться  в  ситуациях  и  принимать  рациональное  решение.





3.2





Ответственность за безопасное поведение.




Знать:  понятие  «ответственность»;

Уметь:  формировать  в  себе  положительные  черты  характера,  ответственность  за  свои  поступки.

3.3

Правила поведения в школе и на улице.

Знать:  правила  поведения  в  школе  и  дома;

Уметь:  правильно  вести себя  в  школе,  дома,  в  общественных  местах.

3.4

Права ребёнка в новом веке.

Знать:  основные  законы  Конституцию  России,  Декларацию  прав  человека,  Конвенцию  о  правах  ребенка,  знать  понятие  «право»,  основной  закон – Конституция  России;

Уметь:  широко  использовать  в  игре  знания  об  окружающем  мире.

3.5

Я – гражданин.

Знать:  символику  государства;

Уметь:  воспитывать  в  себе  гражданские  чувства.

3.6

Что значит быть дисциплинированным? (тренинг)

Знать:  понятия  «дисциплина»,  «дисциплинированность»;

Уметь:  быть  дисциплинированным.

4.


                      Семьеведческий блок.

4.1

Труд в моей семье.

Знать:  понятия  «труд»,  «трудолюбие»;

Уметь:  понимать  важность  и  ценность  их  труда  в  семье.

4.2

Что я больше всего люблю делать.

Знать:  понятия  «прилежный»,  «старательный»;

Уметь:  давать  положительную  оценку  данным  качествам.

4.3

Мой труд каждый день дома.

Знать:  о виде  правил  обязанностей по  дому;

Уметь:  вырабатывать  в  себе  привычку  трудиться,  трудовые  умения.

4.4

Терпение и труд всё перетрут. (Беседа)

Знать:  понятие  «терпение»;

Уметь:  выполнять  правила  удачного  распределения  времени.





4.5





Хвала рукам, что пахнут хлебом! (занятие – праздник)




Знать:  понятие  «хлебороб»;

Уметь:  бережно  относиться  к  хлебу,  хлебобулочным  изделиям.

5.


Медико – гигиенический

5.1

Вредные привычки

Знать:  понятие  «привычка»;

Уметь:  отличать  полезные  привычки  от  вредных.

5.2

Вред применения наркотиков,

алкоголя, никотинов, токсических

веществ

Знать:  о  вреде  наркотиков,  курения, алкоголя,  токсичных  веществ;

Уметь:  тренировать  поведенческие  навыки  по  проблеме.

5.3

Как можно создать здоровую среду вокруг

себя?

Знать:  о  значении  здоровой  среды  для  здоровья  человека;

Уметь:  отличать  замечательные  привычки  от  опасных

5.4

Полезные привычки, как их создать?

Знать:  о  понятии  «привычка»;

Уметь:  вырабатывать  полезные  привычки  для  сохранения  своего  здоровья.

5.5

Беседа: «Расти здоровым». Конкурс рисунков

«Я хочу быть здоровым».

Знать:  о  правилах  закаливания,  о  пользе  занятия  спортом;

Уметь:  воспитывать  в  себе  осознанное  отношение  к  здоровому  образу  жизни.

6.

                    Краеведческий блок.

6.1

Спортивные состязания в рамках календарных праздников казаков.

Знать:  календарные  праздники  казачества,  различные  подвижные  игры;

Уметь:  развивать  физические  способности  через   спортивные  игры.

6.2

Наш край. (беседа)

Знать:  историю  родного  края;

Уметь:  бережно  относится  к  природе  родного  края,  расширять  кругозор  о  растительном  и  животном  мире  нашего  края.




7.


                     


                     Спортивный блок.

7.1

Малые спортивные игры.

Знать:  различные подвижные  игры;

Уметь:  развивать  силу,  скорость,  сноровку,  сообразительность.

7.2

Детские забавы казачат.

Знать: правила детских игр  казачат;

Уметь:  через  игру  формировать  физическую  сноровку,  быстроту  реакции.

7.3

Растем здоровыми.

Знать:  об  Олимпиаде,  о  значении  пяти  переплетенных  колец;

 Уметь: справляться  с  простудой,  сохранять  здоровье.

7.4

Спортивные соревнования « А ну – ка, мальчики!»

Знать:  о  понятии  «взаимовыручка»;

Уметь:  быть  добрым,  уступать,  отстаивать  свое  мнение.

4

класс


1.


Этический блок.

1.1

Представление о смысле жизни.

Знать:  о  различных  формах  жизни,  для  чего  и  зачем  живет  человек,  без  смысла жизни  человеку  трудно  жить;

Уметь:  определять  свой  смысл  жизни,  уметь  познать  себя,  свои  потребности,  уметь  понять  свою  «нужность».

1.2

Уникальность и неповторимость всех форм жизни.

Знать:  о разнообразии  и  неповторимости  всех  форм  жизни;

Уметь:  видеть  это  разнообразие  и  уметь  уважать  любую  форму  жизни  как  свою  собственную

1.3

Самоценность личности.

Знать:  способы проявления своей личность,  личности друзей;

Уметь:  давать  самооценку  своим  интересам,  видеть  пользу  от  своих  интересов  для окружающих.

1.4

Колесо жизни (круглый стол).

Знать:  о смысле жизни человека;

Уметь:  видеть  интересы  и  полезность  других  людей.



2.



Психологический блок.

2.1

Развитие эмоциональной сферы и навыков общения.

Знать: о важности добра и комфорта атмосферы, правила общения и вежливости, добра;

Уметь: быть внимательными, вежливыми в общении с людьми.

2.2

Мастерская общения.

Знать: различные ситуации, способы  общения;

Уметь: находить выход из различных представленных ситуаций.

2.3

Типы характеров.

Знать: типы характеров людей, их отличительные особенности;

Уметь: пользоваться методом распознавания и определения типа характера, соотносить поступки с типами характера.

2.4

Формирование коммуникативных умений и навыков. Тренинг.

Знать: основные правила общения в человеческом обществе;

Уметь: применять на практике правила общения, видеть отрицательное и положительное в различных формах поведения.

2.5

Психологические упражнения по развитию внимания, памяти, мышления.

Знать: уровень развития личных качеств личности;

Уметь: пользоваться различными методами исследования, принимать и исправлять свои недостатки.

2.6

Как стать счастливым. Игровое занятие.

Знать: понятие «личность»;

Уметь: пользоваться советами психологов, педагогов, бороться с собственными комплексами.


3.


Правовой блок.

3.1

Я и общество. Я – гражданин.

Знать: понятия « декларация», «ООН», «статус»;

Уметь: пользоваться своими правилами, выполнять обязанности и быть ответственными.

3.2

Манипуляции в общении.

Знать: понятие «манипуляция», основные способы манипулятивного поведения;

Уметь: определять манипуляции, сопротивляться манипуляциям, видеть плохие  хорошие стороны людей.


3.3


Агрессия, формы проявления.


Знать: понятие «агрессия», формы проявления агрессии;

Уметь: бороться с факторами проявления агесии, жестокости.

3.4

Что значит победить другого человека.

Знать: способы борьбы с самим собой;

Уметь: использовать различные способы внушения, владеть собой.

3.5

Как сказать «нет» и не потерять друзей.

Знать: о вреде и разрушительной силе вредных привычек, иметь представление о здоровом образе жизни;

 Уметь: оценивать ситуацию, выбирать правильный путь.

3.6

Основные права и свободы человека (деловая игра).

Знать: о правах и свободах взрослых и детей;

Уметь: быть ответственными.


4.


Семьеведческий блок.

4.1

Семейный уклад разных народностей.

Знать: семейные традиции народов мира, календарные праздники в нашей стране;

Уметь: различать традиции разных народностей, хранить обычаи и традиции.

4.2

Истории создания праздников.

Знать: понятие «праздник», происхождение этого слова, виды праздников;

Уметь: владеть правилами поведения во время праздника.

4.3

Календарь всех праздников.

Знать: календарные праздники, их особенности, роль праздников в жизни человека;

Уметь: вести подготовку к празднику, владеть правилами поведения.

4.4

Семья и семейные праздники в традициях народов.

Знать: виды семейных праздников: день рожденья, новоселье, свадьба и др.;

Уметь: владеть правилами поведения на празднике, Уметь: преподносить подарок.

4.5

Итоговое занятие: «Время на раздумье не теряй. С нами вместе трудись и играй».

(игровое занятие)

Знать: правила поведения во время игры.


5.


Медико – гигиенический блок.

5.1

Как оценить количество и качество своего здоровья. (Мониторинг физического здоровья)

Уметь: внимательно наблюдать за своим здоровьем, воспитывать желание заниматься укреплением здоровья.

5.2

Что  значит быть и жить в настоящем времени. Счастлив по собственному желанию.

Знать: понятие «счастье»;

Уметь: ориентироваться и приспосабливаться к жизни в современных условиях.

5.3

Копилка витаминов. Здоровое питание.

Знать: понятие «витамины»;

Уметь: правильно питаться и соблюдать режим питания, правильно выбирать продукты питания, составлять ежедневный рацион.

5.4

Закаливание и оздоровление организма.

Знать: природные факторы оздоровления, правила и формы закаливания;

Уметь: ухаживать за своими волосами, воспитывать эстетический вкус.

5.5

Беседа и занятие по теме: «Азбука здоровья».

Знать: правила ухода за волосами;

Уметь: ухаживать за своими волосами, воспитывать эстетический вкус.

5.6

Праздник «Чистота и здоровье».

Уметь: соблюдать чистоту и порядок, развивать в себе негативное отношение к беспорядку.


6.


Краеведческий блок.

6.1

Родной край – часть большой страны.

Знать: понятия «Родина», «родной край», историю родного края;

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России, читать стихи о родном крае.

6.2

Исторические места, памятники, достопримечательности родного края.

Знать: исторические места, памятники, достопримечательности родного края;

Уметь: рассказывать об истории создания памятников.

6.3

Традиции здорового питания казаков.

Знать: понятие «здоровое питание»;

Уметь: составлять рацион правильного питания, формировать привычку правильного питания.

6.4

Рецепты казачьей кухни.

Знать: рецепты казачьей кухни;

Уметь: активно применять рецепты казачьей кухни в


повседневной жизни.


7.


Спортивный блок.

7.1

История развития спортивных игр.

Знать: историю спортивных игр.

7.2

Олимпийские игры.

Знать: виды Олимпийских игр, историю их появления.

7.3

«Веселые старты». Итоговое мероприятие.

Уметь: правильно выполнять задания, соблюдать ТБ во время эстафет.

                                                  Методическое обеспечение программы

                                                                            1 класс


п/п


Тема


Методические пособия, интернет-ресурсы, электронные пособия

1.

Этический блок

А. В. Агафонова  «Классные часы на темы этикета», Москва. Издательство «Глобус» 2009 г.

1.1

Такой разный мир людей

1.2

Я и мои поступки


Электронное пособие «Классные  часы  в  начальной  школе»  Издательство  «Учитель»

1.3

Тест: «Что такое воспитание себя»?

1.4

Правила этикета

Как вести себя в театре?

1.5

Как беседовать по телефону

1.6

Правила поведения в класс (занятие - тренинг)

1.7

Инсценировка: «Добрым быть приятнее, чем злым и завистливым».


2.


Психологический блок

М. А. Павлова «Формирование здорового образа жизни

у младших школьников» Издательство «Учитель»

Волгоград 2009 г.

Артюхова И. С. «Минуточку внимания» журнал

 «Начальная школа», 2002 г. № 1

«Степень сосредоточения» журнал

«Начальная школа»  2002 г. № 3

«Устойчивость внимания» журнал

«Начальная школа» 2002 г.  № 8

«Тренировка внимания»  журнал

«Начальная школа»  2002 г. № 4

Бабкина Н. В. «Развивающие  игры  с

 элементами  логики» - М. Воронеж, 1998 г.

2.1

Игры «Ага!», «Наблюдатели», «Зеваки» (на развитие внимания)

2.2

Игры «Ага», «Наблюдатели», «Зеваки» (на развитие внимания)

2.3

Игры «Пишущая машинка», «Зеваки», «Слушай исполняй» (для развития памяти)

2.4

Игры «Пишущая машинка», «Зеваки», «Слушай – исполняй». (для развития внимания)

2.5

Игра «Древо мудрости» (для развития воображения и мышления).

2.6

Как сказать «нет» вредным привычкам (ролевая игра).

                 Правовой блок.

3.1

Что такое «насилие».




О. В. Васильева «Классные часы»  1  класс.  Издательство  «Корифей»,  2005 г.

3.2

Насильственное и ненасильственное решение проблем.

3.3

Анализ опасных ситуаций.

3.4

Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми (тренинг).

3.5

Поведение в общественных местах.

3.6

 Поведение в школе ( игра – путешествие)


4.


Семьеведческий блок.

4.1

Папа, мама, я – дружная семья.

О. В. Павлова «Тематические классные  часы в начальной школе»  Издательство  «Учитель»,  2009 г.

4.2

Как быть папой? Как быть мамой?

(особенности ролевых взаимоотношений в семье).

4.3

Наши дедушки, наши бабушки.

4.4

Старших надо уважать.

Праздник вместе с родителями (Спектакль, дискуссия).

5.

Медико – гигиенический блок



«Инсценированные  классные  часы в  начальной  школе»  Как  быть  здоровым.  Автор-составитель Ольга Владимировна Белоножкина,  2005 г.

5.1

Как устроена кожа человека

5.2

Банные сражения  (игра)

5.3

Что мы знаем о глазах?

5.4

Викторина  «Что?  Где? Когда?»

5.5

«Как Медведь  трубку нашел» (инсценировка)

5.6

Внутренняя  кухня человека (пищеварительная и выделительная системы)

5.7

Друзья Мойдодыра (Праздник)

6.

Краеведческий блок.


                          Интернет-ресурсы

6.1

Воспитание в казачьей семье.

6.2

Казачьи праздники.

6.3      

Праздник «Казачьи посиделки».

7.

Спортивный  блок


М. А. Павлова  «Формирование  здорового  образа  жизни  у  младших  школьников»  Издательство  «Учитель»,  2008 г.

7.1

Знакомство с правилами проведения подвижных и настольных игр

7.2

Подвижные игры

                                   2 класс

                              Тема

        Методические пособия, интернет – ресурсы, электронные пособия.

1.1

Красота окружающего мира .

«Все обо всем» Ликум А.М.

1.2

Мир вокруг нас. Тесты.

Волина В.В. «Учимся играя»

1.3

Как? Что? Почему?

Т.Ф. Бондаренко «Классные часы» изд. «Учитель»

Metod-uch@bk/ru

1.4

Итоговое занятие. Праздник «Вместе весело шагать».

«В гостях у праздника»  Н.А. Богачкина  изд. Глобус

СD «Классные часы в начальной школе»


2.


Психологический блок.

2.1

Развитие познавательной сферы

Мищенкова Л.В. «Развивающие занятия в начальной школе»

2.2

Развитие эмоциональной сферы. Тест

2.3

Развитие навыков общения

2.4

Полезные привычки. Как их создать?

Богданова А.С.  «Воспитание культуры поведения уч-ся 1-3 классов»


2.5


Что такое «хорошо»  и что такое «плохо».

Устный журнал.

Досуг в школе, 2005г., №12, 2004г. №4


3.


Правовой блок

3.1

Правила поведения

«Вредные привычки: профилактика зависимостей»

 Г.Г. Кулинич

3.2

Правила поведения и здоровья. (Беседа)

3.3

Опасные ситуации. Ситуативные задачи.

Соколова О.А. «Мир общения»

3.4

Итоговое занятие. «Человек среди людей».

Г.П. Попова «Мы труд воспеваем и славим работу»


4.


Семьеведческий блок

4.1

Чистота в доме и в школе

Н.А. Максименко «Мой труд каждый день дома»

4.2

Как делают уборку в доме и в школе

4.3

«Мужские» и «женские» обязанности

Коноплева Н.П. «Секреты домашнего хозяйства»

4.4

Школа вежливости. Беседа – игра.

Г.П. Попова «Учимся быть организованными»

4.5

Итоговое занятие  КВН  «Все работы хороши – выбирай на вкус».

«В гостях у праздника»  Н.А. Богачкина  изд. Глобус

www.globus-kniga.ru


5.


Медико-гигиенический блок

5.1

Мой организм – целая планета

Канищева Л.В. «Растения и человек»

5.2

Дыхание. Осанка и движение – ритмы суть жизни

Брызгунов И.П. «Беседы о здоровье школьников»

5.3

Основные правила правильного питания

Безруких М., Филиппова Т. «Разговор о правильном питании» www.olmamedia.ru

5.4

Если хочешь быть здоров

Ковалько В.И. «Здоровье сберегающие технологии»

5.5

Самые полезные продукты

Безруких М., Филиппова Т. «Разговор о правильном питании»

www.olmamedia.ru

5.6

Паспорт здоровья

Степанова О.А. «Игра и оздоровительная работа в нач. школе»

5.7

Методы простейших зрительно-координационных тренажей.

Строганова Л.В. «Уроки практической психологии в начальной школе»

5.8

Растем здоровыми. Игровой практикум.

Обухова Л.А. «Школа докторов природы»

5.9

Итоговое занятие. Праздник «В здоровом  теле  - здоровый дух».

«Калейдоскоп праздников» Виталева Т.И.

СD «Классные часы в начальной школе»

6.


Краеведческий блок

6.1

Народные методы лечения казачьего народа.

Брязгунов И.П. «Беседы о здоровье»

6.2

В гостях у казаков. Экскурсия в музей Паньшинского с/п.

Е. Кательников «Историческое сведение Войска Донского»

Изд. ВГАПК  РО, 2008

6.3

Мои предки – казаки.

6.4

 Праздник, итоговое занятие. «В казачьей семье».

Павлова О.В. «Тематические классные часы»

7.

Спортивный блок

7.1

Правила ТБ в спорте.

Инструкции по ТБ

7.2

Веселые эстафеты. Веселые старты.

«Калейдоскоп праздников» Виталева Т.И.

7.3

Итоговое занятие «В гостях у олимпийцев».

                                                   

                                                                              3 класс

           Тема

 Методическая литература, интернет-ресурсы, электронные пособия.

1

Этический блок

1.1

Забота и ответственность

Л.В. Строгова «Классные часы, беседы для младших школьников и подростков».

1.2

Проявление заботы в окружающем мире .

Л.В. Строгова «Классные.ч, беседы для младших школьников и подростков».

1.3

О равнодушии и добре.

 Л.В. Строгова «Классные часы, беседы для младших  школьников и подростков».

1.4

Душа народа к добру зовёт.

Л.В. Строгова «Классные часы, беседы для мл. школьников и подростков».

1.5

Жить с достоинством – что это значит ?

Л.В. Строгова «Классные часы, беседы для мл. школьников и подростков».

2

Психологический блок.

2.1

Развитие познавательной сферы.

П.В. Волкова. «Познаем мир» г.Волгоград.

2.2

Развитие эмоциональной сферы.

П.В. Волкова. «Познаем мир» г.Волгоград

2.3

Красивое начало в человеке.

П.В. Волкова. «Познаем мир» г.Волгоград

2.4

О наблюдательности и внимательности.

П.В. Волкова. «Познаем мир» г.Волгоград

2.5

Каждый видит мир по -  своему.

П.В. Волкова. «Познаем мир» г.Волгоград

2.6

Любознательность-путь к знаниям. Занятие- игра.

П.В. Волкова. «Познаем мир» г.Волгоград

3

Правовой блок.

« Формирование здорового образа жизни» Выпуск 2. « Издательство» «Учитель».

3.1

Правила безопасного поведения.

« Формирование здорового образа жизни» Выпуск 2. « Издательство» «Учитель».

3.2

Ответственность за безопасное поведение.

« Формирование здорового образа жизни» Выпуск 2. « Издательство» «Учитель».

3.3

Правила поведения в школе и на улице

« Формирование здорового образа жизни» Выпуск 2. « Издательство» «Учитель».

3.4

Права ребёнка в новом веке.

Т.Н. Максимова, Н.Н.Добрынина  « Классные часы» 3 кл.2- ое издание.

3.5

Я-гражданин

Г.Н. Попова « Классные часы».

3.6

Что значит быть дисциплинированным? (тренинг)

Л.В. Строгова «Классные часы, беседы для мл. школьников и подростков».

4.

Семьеведческий блок.

4.1

Что такое труд?

Т.Н. Максимова, Н.Н.Добрынина  « Классные часы» 3 кл.2 ое издание.

4.2

Что я больше всего люблю делать.

« Мастер-классуч. Начальной школы» методические пособия с электронным приложением.

4.3

Мой труд каждый день дома.


« Мастер-классуч. Начальной школы» методические пособия с электронным приложением.

4.4

Терпение и труд всё перетрут.

П.В. Волкова. «Познаем мир» г.Волгоград

4.5


П.В. Волкова. «Познаем мир» г.Волгоград

4.6

Хвала рукам, что пахнут хлебом!


Г.Н. Попова « Классные часы».

4.7

Каждой вещи-своё место.


5


Медико-гигиенический блок

5.1

Вредные привычки

Г.Н. Попова « Классные часы».

5.2

Вред применения наркотиков,

алкоголя,  никотина, токсических

веществ.


Н.Ф. Дик. «Настольная книга учителя начальных классов» 4ое. Издание.

5.3

Как можно создать среду вокруг себя?

М.А. Павлова «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»выпуск 2.

5.4

Полезные привычки, как их создать?

М.А. Павлова «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»выпуск 2.

5.5

Беседа: «Расти здоровым». Конкурс рисунков « Я хочу быть здоровым».

М.А. Павлова «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»

6

Краеведческий блок

6.1

Спортивные состязания в рамках календарных праздников казаков.

Г.Н. Попова « Классные часы».

6.2

Наш край.(Беседа)

« Мастер-класс». Нач.школы» методические пособия с электронным приложением.

7

Спортивный блок

7.1

Малые спортивные игры.

Г.Н. Попова « Классные часы».

7.2

Детские забавы казачат.

Г.Н. Попова « Классные часы».

7.3

Растём здоровыми

Я.Ю. Мартынова «Классные часы».

7.4

Спортивные соревнования « А ну-ка, мальчишки !».

Т.Н. Максимова, Н.Н.Добрынина  « Классные часы» 3 кл.2- ое издание.

                                                                             

                                                                                          4 класс

Тема

Методическая литература, интернет – ресурсы, электронные пособия


1.


Этический блок.

1.1

Представление о смысле жизни.

Веселые классные часы во 2 – 3 классах / Н. Ф. Дик.- Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 320 с.

1.2

Уникальность и неповторимость всех форм жизни.

1.3

Самоценность личности.

1.4

Колесо жизни (круглый стол).


2.


Психологический блок.

2.1

Развитие эмоциональной сферы и навыков общения.

Лайло В. В. Развитие памяти и повышение грамотности: Пособие для учителя.- 4-е издание, стереотип. М.: Дрофа, 2002. – 128 с.


2.2

Мастерская общения.

2.3

Типы характеров.

2.4

Формирование коммуникативных умений и навыков. Тренинг.

2.5

Психологические упражнения по развитию внимания, памяти, мышления.

2.6

Как стать счастливым. Игровое занятие.


3.


Правовой блок.

3.1

Я и общество. Я – гражданин.

Настольная книга классного руководителя : личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. 1-4 классы /Л. И. Саляхова. – М.: Глобус, 2007.- 367 с.


3.2

Манипуляции в общении.

3.3

Агрессия, формы проявления.

3.4

Что значит победить другого человека.

3.5

Как сказать «нет» и не потерять друзей.

3.6

Основные права и свободы человека (деловая игра).


4.


Семьеведческий блок.

4.1

Семейный уклад разных народностей.

4.2

Истории создания праздников.

Интернет - ресурсы

4.3

Календарь всех праздников.

4.4

Семья и семейные праздники в традициях народов.

www.psyparents.ru Детская психология для родителей.


4.5

Итоговое занятие: «Время на раздумье не теряй. С нами вместе трудись и играй». ( игровое занятие)

Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня: конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып. 2 / авт. – сост. Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 382 с.



5.


Медико – гигиенический блок.

5.1

Как оценить количество и качество своего здоровья. (мониторинг физического здоровья)

Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс.- М.: «ВАКО», 2006, 368 с.


5.2

Что  значит быть и жить в настоящем времени. Счастлив по собственному желанию.

5.3

Копилка витаминов. Здоровое питание.

5.4

Закаливание и оздоровление организма.

5.5

Беседа и занятие по теме: «Азбука здоровья».

5.6

Праздник «Чистота и здоровье».

Классные часы. 4 класс / сост. Г. П. Попова. – Волгоград


6.


Краеведческий блок.

6.1

Родной край – часть большой страны.





        Интернет - ресурсы

6.2

Исторические места, памятники, достопримечательности родного края.

6.3

Традиции здорового питания казаков.

6.4

Рецепты казачьей кухни.


7.


Спортивный блок.

7.1

История развития спортивных игр.

Ковалько В. И. Уроки физкультуры в начальной школе: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование.- М.: ВАКО, 2003.-272

7.2

Олимпийские игры.

7.3

«Веселые старты». Итоговое мероприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Внеурочная деятельность "Здоровый образ жизни"

Внеурочная деятельность «Здоровый образ жизни»Цель: привитие навыков здорового образа жизни.Задачи:1. Развивать у детей потребность в здоровом образе жизни.2. Закрепить и систематизировать знания дете...

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А начального общего образования по внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» для 1 - 4 классов

Рабочая программа  «Здорового образа жизни»  составлена в соответствии с ФГОС, на основе авторской программы «Школа док­торов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой ,...

Внеурочная деятельность "Здоровый образ жизни"

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7до 17 лет этой средой является школа....

Конспект внеурочного занятия "Здоровый образ жизни"

Материал для внеурочного занятия в начальной школе...

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Здоровый образ жизни"

Данное КТП содержит пояснительную записку и календарный план работы для 2 класса....