Классный час в 4 классе "Ваши права и обязанности, дети".
классный час (4 класс) по теме

Сценарий ориентирован на формирование у детей коммуникативных навыков, умения понимать себя и других; знакомит  с основными правилами делового и бытового этикета; формирует умение совершенствоваться в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vashi_prava_i_obyazannosti.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

                    «Ваши права и обязанности, дети».

Цели:

Ознакомить учащихся начальной школы с основными правилами и обязанностями ребёнка.

Формировать положительное  отношение к законам  и их выполнению.

Повторить правила школьников.

Способствовать формированию правовой культуры учащихся.

  1. Организационный момент.

 Звучит 1 куплет песни   «С чего начинается Родина».

- Какой государственный праздник  мы отмечаем 12 декабря?

- Как называется страна в которой мы живём?

Первый  подготовленный ученик читает стихотворение

С. Васильева «РОССИЯ»

      Россия – как из песни слово.

 Берёзок юная листва.

 Кругом леса, поля и реки.

 Раздолье, русская душа.

     Люблю тебя, моя Россия,

 За ясный свет твоих очей,

 За ум, за подвиги святые,

 За голос звонкий, как ручей,

      Люблю, всем сердцем понимаю

 Степей таинственную грусть.

 Люблю всё то, что называют

 Одним широким словом – Русь.

  1. Постановка темы и цели урока.

      -Дорогие, ребята, сегодня мы проведём урок общения.

- Назовите тему и цель нашего занятия.

-Сегодня у нас будет царить любовь, доброта и взаимопонимание.  Мы увидим несколько сценок и попробуем сами определить свои права и обязанности.

3. Открытие новых знаний.

     Рассказывает второй подготовленный ученик :

В США, в городе Нью-Йорке на берегу реки Ист- Ревер (показывает на глобусе), высится 39-этажное здание, в нём помещается штаб-квартира Организации Объединённых Наций коротко ООН, Международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН- собрание делегатов  всех государств – членов организации, сейчас их более 180.

Рассказывает третий подготовленный ученик :

Стремление защищать детей возникло ещё в 20-е годы прошлого столетия.  В 1959 г.  ООН приняла «Декларацию прав ребёнка» провозгласив, что «человечество обязано  давать ребёнку лучшее, что оно имеет». В этом документе были  сформулированы 10 социальных принципов, касающихся защиты и благополучия детей. Декларация призывала всю общественность признать изложенные в ней права свободы и стремиться к их соблюдению. Также говорилось, что детям должна быть обеспечена социальная защита и предоставлена возможность  жить в здоровых  и нормальных условиях свободы и уважения к человеческому  достоинству ребёнка. Международные документы  о правах человека условно можно разделить на две группы: декларация и конвенция.

Запись на доске:

Декларация (высказывание)- это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы.

Конвенция (договор, соглашение) - это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

20 ноября в 1989г ассамблея единодушно проголосовала за принятие  Конвенции ООН о правах  ребёнка.

-  А сейчас вы увидите сценку из сказки . Попробуйте угадать эту сказку. На какое право посягали в ней?

      1 сценка.

Выходит дед, садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом. Все, кроме падчерицы грызут семечки.

Сказочник:  Жил-был дед, да с другой женой. И у деда была дочка и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься - бита и не перевернёшься - бита. А родную дочь, за всё, что ни сделает гладят по головке: «Умница!» Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метёт ещё до свету. Ничем старухе не угодишь всё не так, всё худо. Ветер хоть и пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймётся. Вот мачеха и подумала падчерицу со свету сжить.

      Мачеха: Вези, вези её, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза её не   видели! Вези её в лес на трескучий мороз!

    Сказочник: Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не

    переспорить.

   Старик: Собирайся, милая дочь (уходят).

- Ну что , ребята, вспомнили сказку? А героев её вспомнили? Скажите, на какое право  детей посягала старуха?

- Правильно, ребята! Эта жестокая женщина нарушила права ребёнка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности.

Сейчас вы увидите инсценировку отрывка  из другой сказки. Попробуйте угадать эту сказку. На какое право посягали в ней?

2 сценка.

Герда: Бабушка, а правда, что Снежная Королева не сможет сюда войти?

Кай: Пусть только попробует! Я посажу её на тёплую печку, вот она и растает.

Бабушка: Кай, давай не будем говорить о ней.

Кай: Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что – то попало в глаз! Я ничего не вижу.

Герда:  (обняв Кая). Бедняжка, это наверное осколок зеркала Снежной Королевы. Теперь твоё сердце превратится в кусочек льда (плачет).

Кай: Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие – то гадкие! (толкает вазу).

Герда:  Кай, что ты делаешь?

Кай:  Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы (смотрит в окно).

Герда: Кай, кто это?

Входит Снежная Королева.

 Снежная Королева: Кай, я вижу тебе нравятся  мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе ещё много снежинок и других красивых вещей. А ещё дам тебе мороженое.

Кай: Нет, я не пойду с тобой!( Снежная Королева накрывает его плащом и они уходят)

Кай: (кричит) Герда, спаси меня. Мне холодно!

Герда: Она украла его. Кай, я обязательно тебя спасу.

- Как называется эта сказка и кто её написал?

- Какое право ребёнка нарушила Снежная Королева?

-Правильно, ребята, запрещены похищения детей и торговля ими. Дети – не вещи. Дети – это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.

 Рассказывает четвёртый подготовленный ученик :

Одна из статей Конвенции даёт детям право на собрания, то есть дети имеют право создавать свои клубы, любительские объединения. Но эти объединения должны приносить пользу людям, охранять, защищать кого –либо.

Рассказывает пятый подготовленный ученик :

Следующая статья запрещает все формы физического и психологического насилия, отсутствие заботы или небрежного отношения, грубого обращения, эксплуатации детей со стороны другого лица.

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть сценку из ещё одной сказки. А вы должны угадать сказку, её героев и определить право ребёнка, которое нарушено.

3 сценка.

На стульчике сидит Золушка и что – то шьёт.

Голос:  Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!

Появляются сёстры.

1-я сестра: Золушка! Ты слышала? Нас приглашают на бал принца.

2-я сестра: Помоги нам поправить наряды.

Золушка помогает.

 1-я сестра: А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?

Золушка: Что вы, сестрицы? Вы смеётесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?

Мачеха:  (дочерям) Красавицы мои, вы собрались?

2-я сестра: Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.

Золушка:  Матушка, можно я тоже поеду? Я надену какое -нибудь из старых платьев сестриц.

Мачеха:  И думать забудь! Не хватало ещё, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну а если управишься, то можешь потом приехать на бал.

Золушка:  Я за три дня не смогу всё переделать.

- Узнали сказку? Кто её автор?

-Какие права нарушены в этой сказке?

- Я надеюсь, что среди наших родителей нет таких, которые нарушали бы права на отдых и досуг детей.

  1. Закрепление новых знаний.

- Итак, ребята, давайте вспомним, какие же вы имеете права.

Дети перечисляют свои права .А потом учитель раздаёт каждому учащемуся памятку: «Права, которые у меня есть»

 У меня есть:

- право на имя, отчество, фамилию;

- право знать своих родителей, совместно с ними проживать;

- право на заботу и воспитание;

- право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями, сёстрами;

-право на защиту и воспитание;

- право на общение с обоими родителями;

- право выражать своё мнение;

- право на уважение человеческого достоинства;

- право на защиту своих прав и законных интересов;

- право на личное имущество, на получение содержания от родителей. 

-  У нас есть не только права, но и обязанности. Вспомните и назовите свои обязанности поведения в школе.

Учитель раздаёт памятку с обязанностями учащихся.

Мы обязаны:

- Хорошо учиться

- Приходить в школу вовремя

- Внимательно слушать учителя во время уроков

- Быть аккуратным и вежливым;

- Соблюдать правила поведения в школе и общественных местах

- Не бегать и не кричать на переменах

- Не мешать окружающим

- Обязательно выполнять требования дежурных в школе

- Беречь учебники и школьное оборудование

- Уважать труд технического работника.

Игра: "Закончи предложение"

Учащиеся дополняют окончание предложений:

- В школе я должен:

- В школе я имею право:

- Дома я должен:

- Дома я имею право:

- Как понимаете выражение "право на ошибку"? (ответы детей)

- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок?

- Какие ошибки совершаете вы сами? (ответы детей)

- Как понимаете выражение "на ошибках учатся"?

Вывод.

Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Ответы на вопросы:

- Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище?

- Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?

- Почему нельзя играть на чердаках и в подвалах?

- Кто защищает ваши права? (государство)

- Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (быть дружными)

- Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо? (Когда всем членам общества выполняют свои обязанности и не нарушают права)

5. Подведение итога.

Учитель читает стихотворение «Новый закон».

 На час начальником бы стать

 Среди законодателей,

 Велел бы я издать закон

 Для взрослых обязательный.

 "В дни отдыха, - гласил бы он,-

 Одних, без нас, родителей

 В театры, в цирк, на стадион

 Не допускать как зрителей".

 Пусть надпись - буквы покрупней! -

 Там ярко освещается:

 "Вход мамам, папам без детей

 Строжайше запрещается".

 Тогда бы поняли они,

 Всё взрослое сообщество,

 Как детям

 В праздничные дни

 Быть с ними вместе хочется.

- Сегодня мы рассмотрели права и обязанности школьника. Вы должны знать, что нужно уважительно относиться к правам других.

- На этом  наше мероприятие закончено. Всем спасибо.

Литература:  «Я – гражданин России» классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. О. Е. Жиренко, Е. В.Лапина, Т. В. Киселева.

Утренник «Ваши права и обязанности, дети»  В. Н. Алешина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать представ...

Классный час Тема: «Права и обязанности детей в семье»

Современные дети очень хорошо знают свои права, но не хотят помнить об обязанностях. Различать их и выполнять обязанности нужно учить детей с младшего школьного возраста....

Разработка открытого классного часа "Права и обязанности детей в семье"

Презентация к классному  часу по теме:"Права и обязанности детей в семье"...

Классный час по теме "Ваши права и обязанности, дети!"

Данная разработка воспитательного мероприятия поможет в легкой форме донести до детей, какие права и обязанности у них есть. В конце  мероприятия представлен тест по сказкам для детей по данной т...

Классный час на тему «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы» (3А класс)

Ц е л и:1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права;3.Форми­ровать предст...

Классный час на тему: «Права и обязанности детей. Конституция РФ. Государственные символы»

Ц е л и: 1.Познакомить с основным законом - Конституцией России; 2.Дать представления о правах ребенка. Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; 3.Ф...