Главные вкладки

    Конспект родительского собрания "Стили семейного воспитания"
    план-конспект урока на тему

    Мишина Светлана Вячеславовна

    На родительском собрании проводится тестирование, позволяющее определить стиль семейного воспитания, а , соответственно, даёт повод задуматься о правильности воспитания ребёнка в семье.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семейное воспитание

    Покинут счастьем будет тот,

    Кого ребенком плохо воспитали.

    Побег зеленый вырастить легко,

    Сухую ветвь один огонь исправит.

                                                                       Саади.

    I.- Здравствуйте уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время поговорить о проблемах, которые возникают у нас, взрослых, в процессе общения с детьми

    Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным? Приучить его не встречать ни в чем отказа.

    Перед тем,  как мы с вами приступим к работе, давайте настроимся на совместную деятельность. Настроиться нам поможет игровая разминка.

    Игра «Знакомство».

    Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким – то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого больше одного ребенка», - и все, у кого больше одного ребенка, должны поменяться местами. При этом, кто стоит в центре, должен успеть занять одно из освободившихся мест, а тот кто останется в центре круга без места, продолжает игру.

    II. Выступление учителя (сопровождается сменой показа  слайдов).

    В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с различными ситуациями в общении с детьми. Но не надо забывать, что ребенок – человек! Этот маленький человек нуждается не в окрике и наказании, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе, любви. Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психологического давления со стороны взрослых. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения: кричат, если мы кричим, грубят, если мы грубим, бывают жестокими, если мы это демонстрируем. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Многообразие отношений между ее членами, душевная теплота, взаимопонимание, доверие – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. И наоборот – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение к детям могут определить характер человека, его отношение к жизни.

    По поводу воспитания детей существует множество теорий. Рассмотрим связь между стилем родительского воспитания и особенностями ребенка.

    III. Проведение анкетирования родителей с целью выяснения стиля семейного воспитания

    По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный.

    1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

    А. Преимущественно воспитанием.
    Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
    В. Главным образом врожденными задатками.
    Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

    2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

    А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
    Б. Абсолютно с этим согласен.
    В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
    Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

    3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

    А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)
    Б. Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)
    В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)
    Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).

    4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

    А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
    Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
    В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.
    Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

    5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

    А. Если попросит, можно и дать.
    Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
    В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
    Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

    6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

    А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
    Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
    В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
    Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

    7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

    А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
    Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
    В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
    Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

    8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

    А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
    Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
    В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
    Г. Не вижу причины запрещать.

    9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

    А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
    Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
    В. Расстроюсь
    Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

    10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

    А. Безусловно.
    Б. Стараюсь.
    В. Надеюсь.
    Г. Не знаю.

    Обработка результатов

    Стиль поведения

    Номера вопросов

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Авторитетный

    Б

    В

    В

    Г

    В

    Г

    А

    Б

    Г

    Б

    Авторитарный

    А

    А

    Г

    В

    Б

    Б

    Б

    А

    А

    А

    Либеральный

    В

    Б

    Б

    Б

    А

    А

    Г

    В

    В

    В

    Индифферентный

    Г

    Г

    А

    А

    Г

    В

    В

    Г

    Б

    Г

    Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
    Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

    Авторитарный стиль (слайд 4)

    – характеризуется высоким контролем со стороны родителей. Родители ждут неукоснительного выполнения своих требований. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. Ребенку порой неуютно под их контролем. В общении с ребенком родители отдают приказы и ждут, что их ребенок в точности их выполнит. Отношения холодные, отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны.  Девочки в большинстве  своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.

    Авторитетный стиль (слайд5)

    – предполагает высокий уровень контроля,  когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой, они хорошо учатся в школе.

    Либеральный стиль (слайд 6)  

    – предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведение детей. Родители  слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительным его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всем, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее  направление общения – от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких – либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях,  дети становятся активными, решительными, творческим людьми.

    Индифферентный стиль (слайд 7)  

    – с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из – за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

    IV . Обсуждение проблемы

    Уважаемые родители, я прошу желающих высказать свою точку зрения на данную тему. А особо хочется особо поговорить о том, какие методы воздействия вы применяете к своим детям? О том, какие из них вы считаете наиболее действенными.

    1. Только поощрение.
    2. Частое порицание.
    3. «Метод кнута и пряника».

    Дискуссия по поводу методов воспитания, принятых в их семье, ведущий показывает эффективность того или иного метода/.

    V. Обсуждение ситуаций.

    В доме собрались ребята, друзья вашего ребенка. Как можно их организовать, чем занять?

    Вам необходима помощь ребенка, а он занят каким – то интересным для него делом. Как поступить?

    Ваш ребенок сообщает вам, что за его неуспеваемость по предметам вызывают в школу. Что вы скажите вашему ребенку?

    V. Подведение итога собрания (слайд 15)

    Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами Ш. Л. Амонашвили: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или учителя. Тело ребенка – это форма, в которой природа опредмечивает себя. Настоящая основа человека – не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок – существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе».
    Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

    Рекомендации нейропсихофизиологов для родителей 

    1. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
    2.  Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.
    3.  Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его, за успехи и достижения.
    4.  Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или посторонним наблюдателем.
    5.  Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете, друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, то есть дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
    6.  Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет; виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это ·вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.
    7.  Помните: для ребенка что-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.
    8.  Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то,  не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.
    9.  Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка -  сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.
    10.  Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
    11.  Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - «не навреди». 



    Предварительный просмотр:

    ТЕСТ 1

    1.        Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите?

    1. Сгоряча накажете ребенка.
    2. Выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания.
    3. Прежде всего переговорите с классным воспитателем.

    2.        Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Какой будет ваша реакция?

    1)        Самая первая - подзатыльник.

    2)        Раздраженная фраза: «Уходи отсюда! Обойдусь без твоей
    помощи!».

    3)        Успокоите ребенка - ведь он это сделал неумышленно.

    3.        Если вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы:

    1. промолчите, чтобы не уронить авторитет;
    2. извинитесь;
    3. признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.

    4.        Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы, уставшая, ...

    1. обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!»;
    2. ответите, не думая серьезно, лишь бы ответить;
    3. объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.

    5.        Ребенок просит помочь ему в Написании сочинения. Как вы поступите?

    1)        Напишете черновик, ему останется лишь переписать сочинение.

    1. Строго скажете: «Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться».
    2. Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.

    6.        «Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок», - просит сын или дочка. Что вы ответите?

    1) Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени.

    1. «Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом».
    2. «Прежде подумай: все ли предусмотрел, серьезно ли твое стремление? Если да, то я куплю рыбок, но помни, что ухаживать за аквариумом придется только тебе».

    ТЕСТ 2

    1.Ваш ребенок шаловливый, озорной, хлопот с ним хватает, чего только не случается: то вернется домой с разодранными штанами, то с синяком. Ваши действия:

    1) вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, прикладываете компресс - 3 очка,

    1. оказываете помощь ребенку, но журите, говорите, что в один прекрасный момент его шалости могут ему дорого обойтись, -О очков;
    1. вообще не обращаете на него внимания - 5 очков.

    2.У ребенка есть друзья, но они непослушны, дурно воспитаны. Ваши действия:

    1. вы разговариваете с их родителями - 2 очка;
    2. зовете детей в дом, стараетесь повлиять на них - 5 очков;
    3. объясняете своему ребенку, в чем состоят недостатки его друзей, почему они для него являются дурным примером, - 0 очков.

    3.Ребенок любит играть, но не умеет проигрывать. Как вы поступите:

    1. вы ничего не предпринимаете, пусть сам научится проигрывать - 0 очков;
    2. отказываетесь с ним играть до тех пор, пока он будет так болезненно воспринимать поражение, - 3 очка;
    3. умышленно создаете такие ситуации, в которых он научился бы проигрывать, - 5 очков.

    4.Ваш ребенок мог бы играть все 24 часа в сутки. По вечерам он вообще не хочет идти спать. Что вы предпринимаете:

    1. позволяете, чтобы он ложился, когда захочет, но утром заставляете вставать вовремя — 5 очков;
    2. вы объясняете ребенку, как важен сон, - 3 очка;
    3. укладываете его в постель в определенное время и оставляете одного. Сказку рассказываете только тогда, когда он хорошо ведет себя днем, - 0 очков.

    5.Детских телепередач ему уже недостаточно, он может смотреть телевизор целый день. Ваши действия:

    1. после детской программы он ложится спать, а вы включаете телевизор после того, как он заснул, - 0 очков;
    2. говорите с ним о том, что ему можно смотреть, а что нет, так, чтобы он понял, - 2 очка;
    3. выбираете для него некоторые передачи сами - 3 очка;
    4. определяете, сколько часов он может смотреть телевизор, но он сам может решить, когда и что ему смотреть, - 5 очков.

    6.Ребенок ваш достаточно дерзок, за словом в карман не полезет. Ваши действия:

    1) объясняете, что такое поведение неприлично, что люди его за это осудят, - 5 очков;

    2) запрещаете ему дерзить и строго наказываете за ослушание -О очков',

    3) каждый день, когда он ведет себя прилично, поощряете его -3 очка.

    7. Вашему ребенку еще немного лет, но он уже интересуется противоположным полом. Ваши действия:

     1) оставляете все как есть, ведь в этом возрасте это безобидно, - 3 очка;

    2)        пытаетесь пресечь детскую влюбленность, если она возникает, - 0 очков

          3) по-деловому объясняете, что такое любовь и какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной, - 5 очков.

    8. Другие дети преследуют вашего ребенка: бьют его, насмехаются над ним. Как вы поступаете:

          1) учите его давать сдачи -5 очков;

           2) разговариваете с родителями обидчиков - 3 очка;

    3)        стараетесь организовать жизнь ребенка таким образом, что-

     бы он избегал конфликтов с этими детьми, - 0 очков.

    9. Если ваш ребенок грубит, не способен сопереживать, нападает на других детей, какими будут ваши действия:

    1. вы считаете: как он относится к другим, так и вы к нему, -0 очков;
    2. стремитесь оказывать ему больше внимания, чем до сих пор, - 5 очков;
    3. запрещаете ему смотреть фильмы, в которых демонстрируется насилие, - 2 очка.



    Предварительный просмотр:

    Тест «Какой вы воспитатель?».

    Классный   руководитель. 

    Ответить на вопрос: «Какой вы воспитатель?», возможно, поможет предложенный тест.

    1.        Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают
    в школу. Как вы поступите?

    1. Сгоряча накажете ребенка.
    2. Выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания.
    3. Прежде всего переговорите с классным воспитателем.

    2.        Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Какой
    будет ваша реакция?

    1)        Самая первая - подзатыльник.

    2)        Раздраженная фраза: «Уходи отсюда! Обойдусь без твоей
    помощи!».

    3)        Успокоите ребенка - ведь он это сделал неумышленно.

    3.        Если вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что посту
    пили несправедливо, вы:

    1. промолчите, чтобы не уронить авторитет;
    2. извинитесь;
    3. признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.

    4.        Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы, устав
    шая, ...

    1. обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!»;
    2. ответите, не думая серьезно, лишь бы ответить;
    3. объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.

    5.        Ребенок просит помочь ему в Написании сочинения. Как вы
    поступите?

    1)        Напишете черновик, ему останется лишь переписать сочинение.

    1. Строго скажете: «Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться».
    2. Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.

    6.        «Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок», - просит сын или
    дочка. Что вы ответите?

    1) Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени.

    1. «Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом».
    2. «Прежде подумай: все ли предусмотрел, серьезно ли твое стремление? Если да, то я куплю рыбок, но помни, что ухаживать за аквариумом придется только тебе».

    Классный руководитель:

     Если вы все шесть раз выбрали ответ под цифрой 3), значит, вы неплохой воспитатель и психолог.

    Если «угадали» наполовину - вам надо в чем-то пересмотреть свои убеждения.

    Если еще меньше - придется серьезно задуматься над своими методами воспитания ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

    Становление личности ребенка проходит под влиянием самых разнообразных, прямых и косвенных воздействий школы, семьи, общественности, социальной среды и ближайщего окружения. Воспитывается все: люди, в...

    Родительское собрание. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

    Становление личности ребенка проходит под влиянием самых разнообразных, прямых и косвенных воздействий школы, семьи, общественности, социальной среды и ближайщего окружения. Воспитывается все: люди, в...

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ к родительскому собранию "Семейное воспитание"

    Эта презентация может быть использована на родительском собрании или просто для  ознакомления родителями обучающихся...

    План-конспект родительского собрания " Эстетическое воспитание в семье".

    Рассказать о значении эстетического воспитания....

    План-конспект занятий по семейному воспитанию «Уважай старших»

    Занятие проводится в целях воспитывания уважения к старшим; повторить правила вежливости,дать понятие о том, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать....

    Конспект занятия по семейному воспитанию на тему: «Хорошее воспитание» 7 – 11 лет

    Целью данного занятия является: способствование воспитанию хороших манер, культуры общения; ознакомление с историей возникновения и значением термина «этикет»;помочь воспитанникам задуматься о се...

    Выступление на родительском собрании. Семейное воспитание

        Семейное воспитание можно, до известной степени, назватьновооткрытой областью научной  педагогики.П.Ф. КаптеевЗа тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви во...