План-конспект урока-игры "Поле чудес" по теме "Что в сердце бережно храним"
методическая разработка (3 класс) по теме

Леттер Юлия Владимировна

  Обобщающий  урок  в  форме  игры  «Поле Чудес» (итоговый урок раздела "Тепло родного очага"  рассчитан на 2 часа)

Целью этого урока является обобщение знаний, связанных с семьёй, семейными традициями, обычаями,  привитие интереса, уважения к традициям и устоям других семей, уважения к прошлому, к нашим «корням», и, конечно же, развитие стремления самому оставить о себе достойную память.

В ходе игры  каждый участник представляет подготовленный им материал.

Это может быть рассказ о семейных традициях, о своей родословной, представление своего генеалогического древа, герба своей семьи, демонстрация семейных реликвий, предметов быта своих предков, сохранённых семьёй и многое другое…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teplo_rodnogo_ochaga.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

«Что в сердце бережно храним…»

План-конспект  урока-игры

Предмет     «Гражданское образование»

Класс            3  класс (1-4) 

Тема раздела «Тепло родного очага»

Программа «Гражданское образование в начальных классах»

авторы С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина

Тип урока    Обобщающий урок по теме:

                      «Что в сердце бережно храним…»

                                              Учитель начальных классов МБОУ гимназия

                                             имени А.С. Пушкина г. Н.Новгорода

                                                      Леттер Ю.В., высшая квалиф. категория                                            

       

                         Итоговый урок 1 четверти

 ТЕМА:           «Что в сердце бережно храним…»

«Жар-птица», (2 класс (1-3), 3 класс (1-4)), 1 часть.  

 С.К.Тивикова,Н.Н.Деменева,Т.Я.Железнова,Н.Ю.Яшина    

  Обобщающий  урок  в  форме  игры  «Поле Чудес» (рассчитан на 2 часа)

Цели и задачи:

  1. Обобщить знания детей по теме «Тепло родного очага»; закрепить знания понятий, связанных с семьёй – «поколение», «родословная», «традиции», «реликвии» и т.д.;
  2. Подчеркнуть невозможность существования настоящего без прошлого;
  3. Привить любовь ко всему, что связывает человека с семьёй, с родными, гордость за своих предков и их дела;
  4. Подтолкнуть к дальнейшим размышлениям на данную тему; постараться развить желание  и дальше узнавать о своих «корнях» и создавать собственные традиции и продолжать родословную.

 Оформление доски:

Написана тема четверти:  «ТЕПЛО РОДНОГО ОЧАГА»

тема урока:                «Что в сердце бережно храним…»

На доске может быть размещён (по желанию учителя и в соответствии с планом урока)  плакат:

      КОНВЕНЦИЯ    

О  ПРАВАХ РЕБЁНКА

  1. и т.д.

Нарисована крупно Жар-птица, хвост которой состоит из отдельных перьев, изготовленных заранее детьми (заготовка пера в рабочей тетради). Центр доски оформлен под игру «Поле Чудес» (приготовлено место для заданий, выставлены некоторые работы участников по теме и др. по усмотрению учителя).

  Стенд:     «МОЯ  РОДОСЛОВНАЯ»

 (Оформленные в общем стиле генеалогические древа, родословные всех участников игры)                               

  Стенд:     «ЛЕТОПИСЬ КЛАССА»

( оформленные работы детей на тему «Лучший день моей школьной жизни», «Школа Прошлого и Будущего»

  Выставка:   «МУЗЕЙ  СТАРИНЫ»

 (Собранные учащимися предметы быта прошлого, семейные реликвии и т.п.)

   Оборудование для игры:

  1. Круг с вращающейся стрелкой,
  2. Фишки для игроков,
  3. Листы бумаги и ручки для игроков,
  4. Карточки с заданиями (с зашифрованными словами для каждого тура игры).

    Рекомендации для учителя:

В данном конспекте учитель опирается на уже собранный ребятами материал.

У каждого игрока подготовлен заранее рассказ по заданной теме.

В зависимости от подобранного материала учитель сам формирует команды для участия  в турах игры (каждый тур – определенное задание по данной тематике).  В другом случае учитель по своему усмотрению может варьировать задания, их трудность, изменять направленность урока, основываясь на знании особенностей детей конкретного класса, их интересов, учитывая специфику собранного материала.

Любой тур: - введение в тему задания данного тура, обсуждение темы

                         - представление участников данного тура

                         - объявление задания данного тура

                         - проведение игры

                         - задание для зрителей

Участник называет 1 букву. В игре действуют правила: «Есть такая буква», «Буква названа неверно» («Нет такой буквы»), «Переход хода»,

«Сектор  +» (открыть 1 любую букву), «Банкрот» (лишается всех набранных очков).

Если буква названа правильно, участник имеет право ещё раз крутить барабан и угадывать следующую букву, или назвать слово сразу.

В ходе игры (пока крутится барабан) каждый участник, до которого доходит очередь, представляет подготовленный им материал по теме данного тура.

Это может быть рассказ о семейных традициях, о своей родословной, представление своего генеалогического древа, герба своей семьи, демонстрация семейных реликвий, предметов быта своих предков, сохранённых семьёй и многое другое…

 План урока (игра рассчитана приблизительно на 2 часа):

  1. Вступление
  2.  1 тур игры
  3.  2 тур игры
  4.  3 тур игры
  5.  Развлекательная пауза
  6.  Финал игры
  7.  Супер-игра
  8.  Подведение итогов игры, награждение победителей и участников

 Ход игры:

Вступление:

Итак, мы начинаем наш итоговый урок по теме «Что в сердце бережно храним…». Целью этого урока стало не только обобщение знаний, связанных с семьёй, семейными традициями, обычаями, но и привитие интереса, уважения к традициям и устоям других семей, уважения к прошлому, к нашим «корням», и, конечно же, развитие стремления самому оставить о себе достойную память.

Поскольку тема всей четверти – «Тепло родного очага» -- касалась очень личного - семьи, её традиций, родословной, и каждый присутствующий здесь открыл на уроках Гражданского образования и  в процессе подготовки к занятиям что-то своё, интересное не только ему, но и всем нам, то мы решили выбрать нетрадиционную форму и провести урок в виде игры «Поле Чудес».

Но только на нашем «поле» ребята собрали настоящие чудеса, в которых спрятаны тайны может быть не одного поколения людей и которые в каждой семье хранятся как сокровища.

        Этот урок стал итогом большой исследовательской работы, проведённой вами, ребята, и, конечно, материал связан с вашими родными, близкими; именно поэтому некоторые из них тоже присутствуют сегодня рядом с вами. И я надеюсь, всё что задумано, у нас получится, игра будет интересной и познавательной, и все оценят вашу серьёзную работу по заслугам!

 1 ТУР:

Начинаем первый тур нашей игры.

Тем или иным образом он связан со счастьем.

- Что же для человека является счастьем?

(Обсуждение со зрителями проблемы счастья. Одним из моментов может стать обсуждение конвенции о правах ребенка, актуальности её статей (по желанию учителя)

А теперь я хочу представить участников первого тура:

  1. Гурикова Дарья (рассказывает о 7 слониках, демонстрирует привезённые бабушкой из Индии сувениры),
  2. Ильичёв Александр (история о счастливой подкове, «выручившей» деда)
  3. Герасимов Евгений (рассказ о колокольчике и его волшебном звоне).

Послушаем задание первого тура:              

- Это условный знак или предмет, обозначающий какое-либо явление, понятие.

Подсказка:

В жизни и на страницах книг мы встречаемся с разнообразными предметами, но все они заключают в себе единый смысл: считается, что они приносят счастье. 

Слово:

   С

   И

  М

  В

  О

  Л

 Игра со зрителями:

- Какие ещё символы счастья вы знаете? (синяя птица, золотой ключик, перо Жар-птицы, монетка и т.д.)

2 ТУР:

Начинаем второй тур нашей игры.

Конечно же, для каждого человека символ счастья может быть свой и также символично всё связанное с семьёй, её прошлым, настоящим и будущим.

Итак, во 2 тур мы приглашаем ребят, которые расскажут о своих семьях:

  1. Паников Павел,
  2. Катынова Анастасия,
  3. Мошкин Алексей.

(Эти ребята подготовили рассказы о гербах своих семей. Они демонстрируют герб, рассказывают о символике, применённой в каждом гербе, об истории его создания и многое другое.)

Послушаем задание второго тура:

 

-  Здесь зашифровано слово, с которым каждый народ связывает образ Прошлого, Настоящего и Будущего.

Подсказка:

У каждого народа этот символ свой.

Слово:

  Д

  Р

  Е

  В

  О

Многие из ребят постарались и составили не только генеалогическое древо своей семьи, но и нарисовали гербы, о которых рассказали на предыдущих уроках (Здесь можно рассмотреть, по желанию учителя, стенд «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»)

Игра со зрителями:

- Какие древа, являющиеся символами Прошлого, Настоящего и Будущего вы знаете? (дуб, ясень, ива, кедр, баньян  и т.д.)

  3 ТУР:

Начинаем третий тур нашей игры:

В каждой семье, где чтут традиции, соблюдают обычаи, наверняка есть вещи (и не только вещи), которые берегут как зеницу ока и передают из поколения в поколение не только потому, что они могут дорого стоить, а потому, что они дороги для сердца и хранят в себе память о прошлом.

Представляю участников третьего тура:

  1. Коноваленко Ольга (рассказ о коллекции значков, собранных папой),
  2. Марахова Екатерина (история картины, нарисованной  

                   прабабушкой),

  1. Шабаров Дмитрий (рассказ о дедушке-герое ВОВ, стихотворение    

                                                      «Почему ты шинель бережёшь…»).

Задание третьего тура:

- Это вещь, хранимая как память о прошлом и являющаяся предметом почтительного отношения в семье.

Слово:

   Р

  Е

  Л

  И

  К

  В

  И

   Я

Игра со зрителями:

- Что может стать реликвией в семье?

РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПАУЗА:

После завершения 3 тура рекомендуется сделать небольшой перерыв. Можно устроить силами детей-зрителей мини-концерт (с песнями, танцами, чтением стихов). Кроме того, можно предложить родителям вместе с детьми приготовить любимое блюдо, ставшее традиционным в семье и пригласить всех присутствующих продегустировать его.

В данном случае  на 1 уроке  темы «В поисках счастья» после прочтения в учебнике зачина сказки о Жар-птице (смотри стр. 7 «Жар-птица» 1 часть) был объявлен конкурс на  лучшее продолжение этой сказки.

Многие ребята приняли участие и представили свои работы. Общим решением мы выбрали лучшую сказку и проинсценировали её.  

Развлекательной паузой в нашей игре и стала инсценировка сказки «Об Алёнушке и Жар-птице».

ФИНАЛ

Я представляю участника финального тура нашей необычной игры.

                                               * * *

Итак, задание:

 

- Это то, что помогает нам сохранить прошлое, память о нём, связывает нас крепкими узами (нитями) с нашими предками.

Подсказка:

Это то, что называет одним словом памятники, различные вещи, сделанные нашими предками, семейные реликвии.

Слово:

   С

   Т

   А

  Р

   И

   Н

   А

Игра со зрителями:

- Рассмотрите предметы старины, предметы быта прошлого, собранные на выставке и расскажите, для каких целей могла служить каждая вещь.

Какие ещё предметы старины, семейные реликвии сохранились в ваших семьях?

 СУПЕР-ИГРА

Сегодня мы с вами поговорили о прошлом, познакомились с разными семьями, их традициями, семейными реликвиями.

Мы поняли: всё, что мы так бережно храним в нашем доме и в наших сердцах, не только создаёт уют, но  даёт покой и душевное равновесие, напоминает человеку о самом важном – о его прошлом,

о его предках.

     Ведь без Прошлого не может быть Настоящего и Будущего!

Мы увидели и почувствовали: семьи, в которых помнят о своём прошлом, сохраняют для потомков семейные реликвии, чтут традиции предков и всё делают сообща,можно назвать счастливыми.

- Что же нужно для счастья? Как сделать себя и своих близких счастливыми?

В нашей супер-игре мы зашифровали поговорку -- секрет приготовления счастья.

(В супер-игре может играть как финалист, так и все зрители по усмотрению учителя).

Назовите 7 букв из данных на табло:

А  В  Е  И  К  Н  Р С  Т  У  Х  Ч  Ш  Ь

Подсказка:

Кто кузнец своего счастья?

Поговорка:

НАШЕ   СЧАСТЬЕ   В    НАШИХ   РУКАХ.

                  ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ

Вот и закончилась наша игра, которая, я надеюсь, была не только весёлой и интересной, но и познавательной.

Проходит награждение победителя и всех участников игры.

Всё, что происходит сейчас, в настоящее время, тоже когда-нибудь станет прошлым и позабудется. Но мы можем сохранить память об этом празднике, об этом дне для будущих поколений.   Как наши предки оставляли память о себе, своих делах?          - Это летописи  (устные рассказы, позже книги)

Если позволяет время, по желанию учителя  можно рассмотреть стенд «ЛЕТОПИСЬ КЛАССА», обсудить наиболее запомнившиеся моменты из школьной жизни.

Задание на дом (по желанию):

Написать ещё один лист летописи класса, рассказав о прошедшем итоговом уроке-игре  или  составить послание будущим школьникам.

А чтобы этот праздник запомнился каждому из присутствующих здесь надолго, мы хотим подарить всем на память символы, приносящие  по преданиям счастье – перо Жар-птицы и колокольчики (ребята дарят всем гостям перья из хвоста Жар-птицы, прикреплённой к доске, а учитель дарит колокольчики всем – и ребятам и гостям).

                           Спасибо Вам!

                                                  Будьте счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час с презентацией "Память бережно храним" во 2 классе

Классный час воспитывает патриотические чувства на ярких примерах героизма нашей армии,  храбрости и мужества народа....

План-конспект урока (3 класс) на тему: "Заколдованное сердце"

Конспект занятия коррекции поведения воспитанников по отношению к другим людям....

Классный час «Память бережно храним»

Классный час «Память бережно храним». Классный час к 9 мая....

«Память бережно храним» (классный час)

Цель: воспитание у ребят любви к своей Родине, чувства гордости за свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого; закрепление и углубление исторических знаний, разв...

Память бережно храним

Классный час, посвященный 9 мая....

Классный час "Память бережно храним"

Классный час " Память бережно храним"...

классный час " Память бережно храним"

Разработка классного часа, посвящённого победе в Великой отечественной войне...