Приемы работы с одаренными детьми
статья по теме

Методы, формы  и приемы работы с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odaren.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Приемы работы с одаренными детьми.

                                  (из опыта работы)  уч. нач. классов Николаева А.Г.            

  1. Понятие о способностях детей.
  2. Что такое способности и откуда они берутся.
  3. Какие бывают способности? (общие, групповые, специфические)
  4. Что необходимо для развития способностей.                  

Успешность обучения и воспитания в решающей степени зависит от педагогического мастерства учителя.

       Ученики, бесспорно, бывают разные: одни схватывают быстро, все запоминают и понимают, трудолюбивы и добросовестны, другие – с трудом запоминают, многое не могут сразу понять и применить на практике, некоторые не отличаются старанием и прилежанием. Немало и таких, кто по одному предмету учиться успешно, а по другим заметно отстает, а есть и такие, что по всем предметам учатся слабо.

       Когда мы говорим, что успешность обучения зависит во многом от учителя, мы имеем в виду искусство учителя осуществлять индивидуальный подход: развивать сильного, помочь слабому, к каждому найти такой подход, чтобы приохотить к учебе и дать необходимый запас знаний и умений.

        Итак, один ученик отличается от другого, прежде всего своими способностями.

        Что такое способности?

        Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может успешно выполнять ту или иную деятельность. Есть способности к музыке, живописи, математике, спорту, к литературе и  т. д.

         В области, где  есть способности, человек быстро схватывает материал, хорошо соображает, вырабатывает навыки и умения, с интересом и продуктивно трудится, способен даже к творчеству, оригинальным решениям.

         Откуда берутся эти способности?

От природы человека. От рождения человек получает те или иные задатки. Что такое задатки? Задатки – врожденные свойства, они зависят от наличия тех или иных зон в коре головного мозга, например: зоны различения звуков. Отсутствие такой зоны является препятствием для развития музыкальных способностей. И мы говорим:   «Медведь на ухо наступил».

           Нам, учителям следует изучать и учитывать природные задатки нашего ученика и стараться разъяснять это родителям, ведь некоторых родителей снедает честолюбие:

« Я не смогла, так пусть он или она… и определяют в разные кружки, заставляют учить

языки…, буквально подавляют потоком информации – в результате усталость, неврозы,

повышенная эмоциональная реактивность.

           Надо помнить, психология детей развивается неровно, в отдельные периоды детства быстрее, чем в другие. Ускоренный процесс носит временный характер, и то, что иной раз принимается за одаренность, отнюдь не всегда является ее признаком.

           Какие бывают способности?

Общие, групповые, специфические.

Общие – ученик одинаково занимается по всем предметам, трудится, добросовестен, активен. Нередко это отличник. Таких учеников, как правило, любят.

Никто не беспокоится об их будущем. А зря. Ранние общие способности не гарантируют последующего успеха. Многие становятся слабыми студентами, а в дальнейшем незаурядными работниками. Это потому что мы не умеем воспитывать детей с общими способностями, захваливаем, не развиваем увлеченности, умения фундаментально работать в какой - то области, творчески мыслить. И как не странно такие дети нуждаются  может быть даже больше остальных в индивидуальном подходе.

           Другой вид способностей называют групповыми, направленными по какому – то определенному руслу. Это гуманитарные способности, способности к точным наукам.

Дети успешно учатся по определенным предметам, а по другим – гораздо слабее, а порой и просто плохо. Но из этой категории довольно большое количество по – настоящему одаренных людей, хороших специалистов.

           Третий вид способностей наиболее педагогически своеобразен и труден: речь идет о так называемым специфических способностях. Ребенок обнаруживает повышенные наклонности к весьма узкому виду занятий. Если это музыка, то ребенка интересует только раздел композиции и так по всем предметам. Они плохо учатся, даже могут  не успевать по ряду предметов, проявляя упрямство, капризы, нетерпимость, высказывать самые удивительные мнения, предлагать оригинальные необычные решения. С ними

очень трудно, но именно из этой категории выходит много одаренных людей, тем более, что эти специфические способности раскрываются не сразу.                                      

           Что необходимо для развития способностей?

1. От рождения обладать надлежащими задатками в той или иной области.

2. С раннего возраста расти в обстановке, стимулирующей правильное общее развитие и                                                    развитие конкретных способностей.

3. С раннего возраста приобретать надлежащие волевые и эмоциональные качества (настойчивость, трудолюбие, упорство, уверенность в себе, азарт).

                   Учителя и родители должны помогать детям развивать, их наклонности, вырабатывать нужные навыки. Следует разобраться, какие по успеваемости встречаются дети, и в каком подходе они нуждаются.

            Прежде всего, мы выделяем так называемых высокоуспевающих учеников, обладающих в основном общими способностями. Их примерно 25% из общего числа учащихся. Это две группы: те, что успевают на « 5» и « 5» и «4», и те, что успевают на «4» и «5» и на «4». Их в большинстве случаев отличают высокий уровень познавательного интереса, трудолюбие, добросовестность.

            В работе с ними главное внимание следует уделить индивидуальному подходу, давать им повышенной трудности задания и установить особые наклонности, которые следует развивать специально. Опасно перехваливать их, создавать ореол исключительности. При возможности привлекать к исследовательской, поисковой работе. Среди них могут быть так называемые « зубрилы», которые берут хорошей механической памятью и усидчивостью. Таким следует давить нестандартные задания, заставлять думать, рассуждать.

 Среди них могут быть лентяи, которые, используют свои способности быстро схватывать и запоминать, мало работают. Их надо следует «разоблачать» и серьезно подстегивать.

             Вторая категория – это среднеуспевающие ученики, их примерно 50%. Их тоже две группы: те, что успевают на «4», «3» и «3» и «4», как правило, групповые способности, но бывают и специфические, и те, кто успевают на «3» (бывают изредка и «4»).

              У этой категории учеников по некоторым предметам повышенный интерес, но, в общем, уровень познавательной самостоятельности – средний, недостаточно высокая память и сообразительность (быстрота мыслительных опера), навыки самостоятельной работы имеются, но наблюдаются затруднения в подготовке материалов, решений задач, написаний сочинений и т. д.

              В работе со среднеуспевающими учениками требуется сочетание более доступных методов объяснения с применением приемов, стимулирующих активизацию их мыслительной деятельности. Этих учеников нужно учить слушать учителя, записывать планы, правильно готовить уроки, особенно учить искусству устной и письменной речи.

               Третья категория – это слабоуспевающие ученики, их в общей сложности до 25% из общего числа учеников. Их три типа – это те, кто как-то старается учиться, но у них не получается, оценки их «3», а иногда и «2». Второй вид – это те, кто мог бы учиться, но серьезно запустил материал и потерял интерес к учебе и веру в себя. Их оценки «3» и «2», чаще «2».

               Третий вид учащихся – это те, кто и способности к учебе имеет крайне ограниченные, и потребности в учебе потерял. Оценки таких учеников по многим предметам «2». Решающим в работе с этими учениками является специальная воспитательная работа. Их нужно приохотить  к учебе, непрерывно помогать им, осуществлять постоянный контроль, не допускать образования пробелов. Нужно учесть, что у многих из этих ребят основная забота – избежать всякой работы независимо от того, какая она – умственная или физическая. А основная задача учителя – не дать им никакой возможности увильнуть, не выполнить задание, отвлечься от учебы. Другой путь – это путь наказаний, упреков, «войны нервов» или натяжка оценок, но это может окончательно разболтать таких детей, приучая их к наглости и откровенному безделью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Методы и приемы работы с одаренными детьми в начальной школе»

Кто такой одаренный ребенок? Как заметить таких детей в начальной школе и помочь развитию их способностей....

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...

Приемы работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

В статье описаны различные виды упражнений, приемов работы с одаренными детьми....

Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка в начальной школе.

Одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к...