Игра и творчество.
статья по теме

Дюкарева Елена Юрьевна

Занятия по созданию подвижных игрушек-самоделок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_i_tvorchestvo.doc596.5 КБ
Microsoft Office document icon Шаблоны игрушек411.5 КБ

Предварительный просмотр:

К середине дня дети устают и нуждаются в переключении от учебной работы к иным видам деятельности. Но для того, чтобы она стала для них полноценным отдыхом, приносила пользу, воспитатель должен суметь заинтересовать ребят.

Мы, взрослые, знаем, что самым увлекательным делом для них является игра. А какая же игра без игрушек! Едва ребенок начинает познавать окружающий мир, игрушка становиться его спутником, помощником и учителем. Игра и игрушка – не только забава и развлечение, это способ творческого самовыражения ребенка, приобретения реальных жизненных навыков. Они обучают и развивают детей, учат таким вечным понятиям, как красота и доброта.

Когда ребенок подрастает, мы часто начинаем разграничивать игру и труд, тем самым невольно утверждая в сознании ребенка, что игра – занятие приятное, интересное, легкое, но несерьезное, а труд – дело серьезное, нужное, но подчас скучное и тяжелое. Нам хочется, чтобы наши дети выросли умелыми, работящими, но попытки привить им трудовые навыки, зачастую кончаются неудачей. Исключая элемент игры из трудового обучения, мы тем самым заранее планируем отрицательный результат.

Как же сохранить единство игры и труда, труда и творчества?

Один из возможных способов – создание подвижных игрушек-самоделок.

Игрушки-самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, успех выполнения детьми поделок из бумаги во многом зависит от их умения владеть ножницами. Не все школьники умеют правильно держать ножницы в руках и тем более что-то с их помощью вырезать. В процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что очень положительно сказывается на его развитии.

Детская поделка, конечно, не так совершенна, как сделанная взрослым, но в процессе ее изготовления у ребенка формируется уважительное отношение к труду, развиваются элементарные трудовые навыки.

Бумажные поделки помогают установить добрые отношения с детьми, создают атмосферу открытости и доверия.

При изготовлении игрушек полезно использовать игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки. Большую радость доставляет детям оживление игрушки: вот лягушка, которая рассказывает о том, как она стала зеленой (А.Р.Росугб «Как лягушка зеленой стала»), слоненок, которому страшно хотелось знать, что кушает за обедом крокодил (Р.Киплинг «Слоненок»), цыпленок Цып поведает о своих приключениях (Ю.Юдин «Цыпленок Цып»).

В такой обстановке ребята раскрепощаются, охотно сочиняют сказки и с удовольствием делают игрушки. Предметно – игровая среда, в изменении которой принимают участие дети, окажет влияние на их поведение и самочувствие, приобщит к процессу созидания самих себя.

Для обыгрывания игрушки, кроме историй, сочиненных самими детьми, можно воспользоваться соответствующими стихами Б.Заходера, А.Барто, Ю.Мориц, Д.Хармса, С.Михалкова, рассказами Г.М.Циферова, Г. Юдина.

Таким образом, искусство, фантазия превращают трудовое обучение в творческий поиск, а сказочный образ получает реальное воплощение с помощью самых обыденных вещей – бумаги, проволоки, клея.

Утенок Уть – Уть

Задача: закреплять умение изготавливать динамические игрушки посредством соединения «улитка», развивать интерес к окружающему миру и воображение, учить моделировать игровые ситуации на основе воображения и рассказов, обогащать словарь.

Жил на свете совсем маленький желтенький утенок. Звали его Уть-Уть.

Мамы утки всегда говорили своим утятам: «Дети, пока у вас на спинке пушок, вы слушайтесь свою маму».

Но Уть-Уть не слушался маму-утку и часто убегал от нее.

Мама не раз говорила ему:

- Вот увидишь, ты когда-нибудь потеряешься и придется мне объявить в газете: «Вышел из дому черноносик Уть-Уть в желтом пальтишке и не вернулся».

- Я больше не буду, - отвечал испуганный утенок.

Но он не исправился и слова своего не сдержал. Вот и случилось несчастье.

        

Что произошло с утенком, рассказал в своей книге «Уть – Уть» Бенедикт Герц.

После прочтения этой поучительной истории полезно обсудить с детьми, почему же потерялся утенок, с кем он встретился во время своего путешествия, узнать у ребят, что они знают о домашних деревенских животных.

        Изготовление подвижной игрушки проходит поэтапно:

  1. Переносим выкройку на картон и вырезаем

          − туловище – 1 дет.;

          − крыло – 1 дет.;

          − клюв – 1 дет;

          − лапки – 2 дет.

  1. Приклеиваем клювик и глазки (или нарисуем).
  2. Соединяем подвижные детали способом «улитка».

Можно предложить детям дать совет утенку и рассказать ему, что необходимо делать, когда кто – то потерялся, и устроить конкурс на самый интересный рассказ.

        

Пони

Задача: развивать воображение, познавательные интересы и творчество; обогащать игровой опыт и словарь (пони, попона, уздечка, цирковая арена, кучер, конюх, жокей, холка, вожжи, седло, стремена, подковы, кумыс).

Для начала полезно рассказать детям об удивительном животном – лошади, о породах лошадей, об их мастях, об использовании лошади человеком.

Человек приручил дикую лошадь несколько тысячелетий назад. Постепенно он изменил ее облик по своим планам. Так появились многочисленные и разнообразные породы лошадей – от крошечных пони до могучих великанов-тяжеловозов.

Лошадь – верный друг человека: она помогала обрабатывать землю, а до изобретения машин использовалась как транспорт. Ее запрягали в телегу, сани, кареты и перевозили грузы и людей. Транспорт этот назывался гужевым. А еще лошади по рельсам возили трамваи. Этот вид транспорта назывался конкой.

Лошади бывают разной масти: вороные – черные; гнедые – красновато-рыжие с черной гривой и хвостом; пегие – пятнистые; серые – смесь белых волос с черными и др.

В настоящее время насчитывается более 200 пород лошадей. Среди них – упряжные, верховые, скаковые, спортивные и др.

Славятся красотой, выносливостью в дальних переходах арабские лошади. Их вывели в Аравии в 1-м тыс. н.э.

Английская чистокровная верховая порода выведена в Англии в 18–м в. Это самая резвая лошадь в мире: 1 км она преодолевает за 1 минуту.

Русский селекционер граф А.Орлов вывел породу легкоупряжных лошадей. Их так и называют – орловские рысаки.

На скаковых лошадей кладут специальное, легкое скаковое седло. Всадник легкого веса – жокей – сидит, согнув колени, почти на самой холке лошади, чтобы освободить ее спину для мощных толчков во время скачки.

Лошади тяжеловозных пород обычно крупные, массивные, большой головой и хорошо развитой мускулатурой. Запряженные в телеги, они способны перевозить очень тяжелые грузы на значительные расстояния – 16 т.

Самые маленькие лошади – пони, спортивные и цирковые.

Как и все живые существа, лошади нуждаются в уходе и добром отношении: их чистят специальными щетками, подковывают, чтобы не стирались копыта, кормят овсом и сеном. Живут лошади в конюшнях.

Из кобыльего молока приготовляют кумыс, в котором открыли лекарственные свойства.

Затем приступаем к изготовлению поделки:

  1. Переносим выкройку на картон и вырезаем

− туловище – 1 дет;

− ноги – 2 дет;

− седло – 1 дет.

  1. Из  цветной бумаги вырезаем гриву, хвост, копыта и деталь седла.
  2. Приклеиваем

− гриву, хвост к туловищу;

− копыта к ногам;

− изготавливаем конечный вариант седла и приклеиваем его к туловищу;

− приклеиваем (или нарисуем) глаза;

  1. Соединяем подвижные детали способом «улитка».

Завершить работу можно, вспомнив всем вместе стихотворение А.Л.Барто «Лошадка»:

                    Я люблю свою лошадку,

                    Причешу ей шерстку гладко,

                    Гребешком приглажу хвостик

                    И верхом поеду в гости.

− Куда? К кому вы поедете на лошадке?

Эти и другие вопросы, сопровождающие игровые действия, активизируют эмоциональные переживания, внимание, мышление, познавательные интересы ребят.

        Игре можно придать другое развитие, если прочитать детям стихотворение Ю.Мориц «Пони»:

Пони девочек катает,

Пони мальчиков катает,

Пони бегает по кругу

И в уме круги считает.


А на площадь вышли кони,

Вышли кони на парад!

Конь по имени Пират

Вышел в огненной попоне,

И заржал печальный пони:


- Разве, разве я не лошадь?

Разве мне нельзя на площадь?

Разве я вожу детей

Хуже взрослых лошадей?

Я летать могу как птица!

Я с врагом могу сразиться

На болоте, на снегу!

Я могу, могу, могу!


Приходите, генералы,

В воскресенье в зоопарк!

Я съедаю очень мало,

Меньше кошек и собак.



Я выносливее многих –

И верблюда, и коня!

Подогните ваши ноги

И садитесь на меня.

Как из печального пони сделать счастливого и веселого?  Устроим парад – алле! Можно сделать пони разных мастей – гнедых, пегих и даже в «яблоках» и «ромашках» (почему бы и нет?!), смастерить яркое седло и уздечку, а гриву украсить нарядными бантиками или колокольчиками из самоклеящейся бумаги.

Кроме того, все желающие могут попробовать себя в творчестве - сочинить стихотворение о своей игрушке.

Птицы

        Задача: развивать творческое воображение детей, их познавательные интересы, конструктивное мышление; воспитывать любовь к природе.

        Понаблюдайте вместе с детьми за птицами, расскажите детям о некоторых птицах. Сначала обратите внимание детей на внешний вид птиц и некоторые их разновидности.

Вот примерный перечень книг, которые можно использовать для рассказа: Т.И.Жукова «Часы занимательной зоологии»; Р.Л.Беме, А.А.Кузнецов «Птицы разных материков»;  А.Э.Брэм «Жизнь животных», Т.II; Геннадий Снегирев «Как животных цвет защищает»; Виталий Бианки «Лесные домишки»; А.Дитрих, Г.Юрмин «Почемучка».

Удод. Удоды прилетают весной очень рано, когда снег еще не совсем растаял. Как – то один натуралист наблюдал такую картину. Кивая хохлатой головой, в саду под окном бегал по оттаявшей земле удод – искал насекомых. Но дело это было явно не легкое: проталин было мало. Оставив грязные следы на снегу, удод перебежал с одной проталины на другую и опять стал сновать в разные стороны. Но вот птичка остановилась и энергично начала копать землю своим длинным клювом. Удод вертелся, подбегал с разных сторон к ямке и наконец затолкал клюв в землю до самых глаз. С трудом он извлек на поверхность белую личинку жука и с жадностью съел ее.

Как удод узнал, что именно здесь под землей лежит личинка жука? Ведь личинки не делают выходов на поверхность, а обоняние у птиц очень слабо развито.

Ласточка. Различают 120 видов ласточковых. Многие из них находят приют в жилищах человека, другие поселяются на отвесных скалах и обрывах, иные выбирают деревья для постройки гнезда. Питаются ласточки насекомыми, охотятся они только на лету и не в состоянии собирать сидящих насекомых, купаются тоже на лету, ловко ныряя под поверхность воды.

Кроме городских и деревенских ласточек, можно встретить и береговых ласточек. С большим трудом и усилием выкапывают они в твердой земле глубокие норы для гнезда, всего охотнее под верхним краем обрыва.

Тема эта очень обширная, поэтому всю информацию можно распределить на несколько циклов, предложив группе детей подготовить сообщения, сопроводив их своими рисунками. Собрав весь этот материал, получим своего рода «классную энциклопедию», которую можно впоследствии дополнять и расширять.  

Изготовление поделки может идти несколькими способами.

Первый способ заключается в изготовлении одной основной детали и одной детали для крыльев. Обклеиваем туловище с двух сторон цветной бумагой (см. выкройку). В туловище делаем разрез и вставляем в него крылья. Подвешиваем птичку на нитку, которую продеваем через крылья или посередине туловища.

Второй способ тесно связан с предшествующими поделками и заключается в скреплении деталей способом «улитка».

Обратите внимание детей на то, что  выкройки туловища у этих птиц схожи. Предложите детям смоделировать по данному образцу другие варианты птичек.

 - Как называется птичка, которую вы смоделировали?

 -    Где она живет? Какое у нее гнездо?

 - Найдите  интересные факты о повадках этой птицы.

Прочитайте детям очень познавательный рассказ «У какой птицы самое лучшее гнездо?» (А.Дитрих, Г.Юрмин «Почемучка»)

Работу оживит предложение сконструировать гнездо для своей птички, а самое главное – защитить свой проект, доказав и обосновав его надежность и удобство для будущих птенцов.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в мир природы. Познавательная игра по творчеству писателя - натуралиста В.Бианки для учащихся 3-4 классов

данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня. Он может быть использован в рамках внеклассной работы, а также на уроках внеклассного чтения для уч...

Урок-литературная игра, посвященная творчеству С.В. Михалкова

Урок-литературная игра, посвященная творчеству С.В. Михалкова...

Урок-игра по творчеству Шарля Перро.

Цели занятия:вспомнить биографию и творчество Шарля Перро;расширить представления о сказках;повышать творческий интерес детей;воспитывать нравственные черты характера....

Литературная игра по творчеству Ф.Абрамова

Дети читают короткие рассказы Ф. Абрамова, а затем проводится познавательная игра по станциям на знание содержания рассказов. Всего 11 конкурсов. 1. " Кто лишний". 2."Пропали существительные". 3."Найд...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНУЮ ИГРУ И ТВОРЧЕСТВО

Г. Н. КОЗЛОВАФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНУЮ ИГРУ И ТВОРЧЕСТВОВ знаменитой книге В.А.Сухомлинского: «Сердце отдаю детям»  есть глава, в  которой великий педагог пишет: «Уче...

Литературная игра по творчеству А. Л. Барто

Счастливый случай по творчеству А. Л. Барто....

Исследовательская работа на тему "Плетение из резиночек - занимательная игра, развивающее творчество или вредное химическое изделие?"

Данная работа содержит теоретический и практический материал по теме "Плетение из резиночек - занимательная игра, развивающее творчество или вредное химическое изделие?"...