Путешествие в мир природы. Познавательная игра по творчеству писателя - натуралиста В.Бианки для учащихся 3-4 классов
методическая разработка (3 класс) на тему

 

данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня. Он может быть использован в рамках внеклассной работы, а также на уроках внеклассного чтения для учащихся 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_tvorchestvu_bianki.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в мир природы.

Познавательная игра по творчеству писателя-натуралиста В.В.Бианки для учащихся 4 классов.

Автор: Викторова Елена Борисовна, учитель начальных классов МБОУ «Цивильская СОШ № 2».

Чувашская Республика, город Цивильск

Описание работы: данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня. Он может быть использован в рамках внеклассной работы, а также на уроках внеклассного чтения для учащихся 4 классов.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по творчеству В. Бианки.

Задачи: Образовательные: Систематизировать знания детей по творчеству В.Бианки, расширять представления об окружающем мире.

Развивающие: развивать активный словарный запас, устную речь учащихся, умение работать в группе.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет В.В.Бианки, книжная выставка, изображения птиц: лебедя, гуся, журавля, цапли; изображения носов разных птиц, карточки для лото.

Ведущий:

  Во вселенной находится множество планет, но есть среди них самая близкая для нас, самая прекрасная. Это планета Земля. Природа планеты Земля богата всевозможными красками и ароматами, она дарует жизнь и восхитительные минуты счастья. Глоток родниковой воды, живительный солнечный луч и чарующий аромат растений, пленяющее пение птиц и волнующие картины ландшафтов,  порыв весеннего ветра и капля летнего дождя – вот нити, связывающие человека с природой, питающие и врачующие его.

1 чтец:  

«Зелёная страна»

Я люблю побродить по зелёной стране

Здесь друзей заводить очень нравится мне.

На сюрпризы горазд молчаливый народ.

И за то, что отдаст, ничего не берёт.

2 чтец:

В той стране благодать, удивительный свет

Вот бы нам разгадать: в чём тут главный секрет?

Загляни-ка со мной в эту славную жизнь.

И с Зелёной страной навсегда подружись.

                                                                        ( Е.Серов)

Ведущий:

 Сегодня, дорогие друзья, мы совершим путешествие в мир природы замечательного писателя-натуралиста Виталия Бианки. Знакомьтесь, на доске вы видите его портрет. Виталий Валентинович Бианки родился 12 февраля 1894 года в  Петербурге, в семье известного учёного биолога. Обстановка, окружающая будущего писателя с детства, на всю жизнь пробудила в нём интерес к родной природе.

 С малых лет он становится постоянным посетителем Зоологического музея Академии наук. Здесь, в этом застывшем мире собранных со всего света животных, зародились первые детские мечты: «Не верил я неподвижности этого удивительного собрания животных. В душе поднимался бунт: так мучительно хотелось, чтобы птицы пели и летали, чтобы звери бегали, чтобы всё ожило. Вот  узнать бы такое слово, чтобы разом всех расколдовать! Как же тянуло от этого мёртвого мира в лес, в луг, на волю, живую волю!»

В. Бианки высоко чтил законы природы. Любимым занятием будущего писателя стали прогулки в лес, наблюдения за живой природой. Прежде чем писать книги, Бианки стал биологом, много путешествовал, побывал в разных уголках нашей страны.

  Давайте и мы  совершим путешествие по его книгам. Для начала перечислите, пожалуйста, какие рассказы В.Бианки вы прочитали. Молодцы, ребята.

 А сейчас мы проведём литературную викторину и узнаем, кто же из вас прочитал больше рассказов Бианки.

  Участники викторины разбиваются на две команды. По очереди каждой команде задаётся вопрос. За правильный ответ команда получает жетон.

 

 

Конкурс « Угадай, кто это?»

Вопросы первой команде: (За каждый правильный ответ команда получает жетон)

 

   1. «Он потерял всякий страх перед собаками. Как где увидит, так и несётся навстречу – кусаться. Храбрей волчонка стал. Соседские собаки все его боялись.  Кто это? Почему автор назвал его скандалистом?           (Зайчонок. «Лупленый бочок»)

2.  « Из прибрежных кустов высунулась толстая звериная башка, в лохматой шерсти блеснули зелёные глазки. А сам – то он ещё маленький,- с новорожденного телёнка, да смешной такой: на коротких лапах, хвостишко куцый.»

            Что же хотел найти этот зверь в ласточкином гнезде, и что с ним случилось? ( «Мишка – башка»)

3.  « Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг!- и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень» ( Ящерица. «Первая охота»)

4.  «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли – и – один воздух вышел из них. Никакого пения».                              (Лягушки. «Кто чем поёт?»)

5.   «Вдруг в лесу из кучи хвороста, как пузырёк из лужи, выскочила крошечная птичка ростом в сосновую шишку; носик востренький, тельце орешком, хвостик торчком.»           ( Задерихвост)

                                                                                                                                 

6. «Он такой маленький, побежал охотиться на диких зверей и птиц. Куда же все они подевались?» («Первая охота». Щенок)

7. «Один крошечный Жучок идёт себе по земле и никуда не прячется. Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнёт в него липкой едкой струйкой - прямо в нос попал!»                                                             (Жук-бомбардир. «Первая охота»)

Вопросы второй команде:

8. « Вдруг упал с дерева чёрный комок шерсти, приподнялся с земли  и пополз на локтях. Оказалось, это не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком- сзади у него звериные лапки и хвост , а между хвостом и лапками кожа натянута»             (Летучая мышь. «Чьи это ноги?»)

9. Что за птички такие? У них всё наоборот: отец сидит на гнезде, выводит птенцов, а мать летает, путешествует? От кого и как спас мальчик такую птичку?

                                                                        (Плавунчик)

10.  Вспомните приключения рака и скажите: где он зимует?

                                                                («Где раки зимуют»)

11. В каком рассказе прилетела Муха к человеку и стала требовать для себя хвост – «для красоты». Есть ли такие звери, птицы которым хвост нужен для красоты? Для чего, например, нужен хвост рыбам, дятлу, корове ?                                  

                                                                        («Хвосты»)

12. Ах, какой ловкий Комар ! Никто не мог его поймать. Кому же он достался?                     («Росянка - Комариная смерть»)

13.  Кто же спас медведя от верной гибели?  (Муха)

14. Почему некоторых зайчат называют листопадничками? (Потому что они появляются на свет осенью, во время листопада)

                           Игра литературное лото:

  Ведущий: Перед вами карточки с названиями произведений Виталия Бианки и жетоны с именами главных героев этих рассказов. Необходимо сопоставить героев рассказа и название произведения. По 1 игроку из каждой команды берут жетоны и по сигналу учителя закрывают соответствующие карточки. Тот игрок, что быстрее закроет все карточки – выигрывает.

Примерный вид карточки:

Лесные домишки

1

Синичкин календарь

8

Приключения

Муравьишки

3

Терентий-Тетерев

6

Где раки зимуют


5

Теремок

4

Как Муха от смерти Медведя спасла

7

Кто чем поёт ?

2

 Примерный вид жетонов:

Береговушка, Зуёк, лесной голубь Витютень, Иволга, Пеночка                       1

Аист, Выпь, Дятел, Шмель, Саранча, Бекас                    2

Землемер, Муравьишка , Паук , Жужелица, Жучок – Блошачок                      3

Дятел, Сыч, Скворец , Белка , Куница,  Медведь, пчелиный рой                     4

Хозяйка, рак, котёнок, водяная крыса                                                                  5

Лисица, куница, тетерев                                                                                         6

Сысой Сысоич, Муха, Медведь                                                                             7

Старый Воробей, Синичка, Лесная Мышь, Заяй-беляк, Ледоломка, Соловей 8

Примечание: номера на жетонах  не указываются, это подсказка для учителя.

Конкурс «Угадай птицу»

Ведущий: С помощью моих подсказок вы должны угадать названия птиц, изображённых в книге Бианки «Лесная газета».

  Вопросы  игрокам первой команды:

- Вот очень большая белая птица с длинной-длинной шеей, крылья позади, хвост мал, ног не видно…(Лебедь).

- Крылья посередине, спереди шея как палка длинная, сзади ноги, тоже как палки длинные…(Журавль).

Вопросы игрокам второй команды:

- Птица, похожая на первую, но поменьше, серая, шея короче (Гусь).

- Крылья горбом, ноги сзади, как палка, а шея с головой – как поваленный на спину вопросительный знак (Цапля).

Конкурс «Чей нос лучше?»

Ведущий: на карточках изображены носы трёх разных птиц. Одна из них питается насекомыми, другая - зернами растений и ягодами, третья зверьками и птицами. Скажите, как по носу узнать, какая птица, чем питается? И что это за птица? (Командам раздаются карточки. Кто быстрее ответит - та команда побеждает).

Ответы детей: у той птицы, что питается зёрнами растений и ягодами, толстый и твёрдый клюв, чтобы крушить косточки. У той, что питается насекомыми, тоненький слабый клюв. У хищной птицы клюв крючком, чтобы разрывать мясо.

Блицтурнир:

Ведущий: ребята, пришло время не только показать свою начитанность, но и проверить вашу реакцию. Поэтому отвечать на вопросы надо быстро.

Вопросы первой команде:

  1. Кто поёт воздушными пузырьками? (Лягушка)
  2. Назовите самую маленькую птичку в мире (Королёк, Крапивница).
  3. У кого уши на ногах? (У кузнечика).
  4. Какая птица кричит драной кошкой? (Иволга).
  5. Какая рыба вьёт гнездо? (Колюшка)
  6. Кто дважды родится, один раз умирает? (Птица).

Вопросы второй команде:

  1. Что за трава, которую даже слепые знают? (Крапива)
  2. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Гусеница, куколка, бабочка).
  3. Что в воде родится и воды боится? (Соль).
  4. Чем питается зимой жаба? (Ничего. Она спит).
  5. Какой снег быстрее тает - чистый или грязный? (Темный т.к. темные цвета быстрее поглощают солнечные лучи)
  6. Почему весной не забивают пушных зверей? (Весной пушные звери линяют, у них плохое качество меха. И ещё весной у них рождаются детёныши).

Инценировка отрывков из рассказов В.Бианки

Ведущий: А теперь представляем вам инсценировки  по рассказам Бианки.

(Каждая команда разыгрывает сценку.  Ребята используют текст произведений).

Подведение итогов и награждение победителей (подсчитывается количество жетонов у каждой команды)

Ведущий:

Молодцы, ребята, вы очень начитанные и умные. Чувствуется, что вы внимательно читали книги В.В.Бианки и многому научились. И главное вы поняли что природа – это бесценный дар и её нужно беречь.

Список использованной литературы:

1. В.В.Бианки. Лесная газета – М.,2005. «Мир искателя». – 445 с.

2. В.В.Бианки. Чей нос лучше? – М. «Детская литература», 2002. – 220 с.

3. Журнал «Школьная библиотека» , № 3, 2003.

4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа.

1-4 классы. М.: «Вако», 2003.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Увлекательно-познавательная игра "Вопрос на засыпку". К 300-летию М.В.Ломоносова 3 класс

В этом году в начальных классах проходила методическая неделя, посвященная 300-летию М.В.Ломоносова. В этой игре ребята узнали много нового из истории происхождения слов и о творчестве М.В. Ломоносова...

«Для тебя, любимая! Для тебя, родная!» (методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса)

Методическая разработка игры, посвященной дню 8 марта для родителей и учащихся 2-го класса...

интеллектуальная игра по русскому языку и литературному чтению для учащихся 3-4 классов.

Игра для учеников 3-4 классов по русскому языку и литературному чтению....

Учебно-методическое пособие «Интеллектуальная игра для учащихся 2 - 4 классов «Открываем тайны родной природы», на основе заданий Всероссийских конкурсов – олимпиад «Познание и творчество»

Учебно-методическое пособие «Интеллектуальная игра для учащихся 2 - 4 классов на основе заданий Всероссийских конкурсов – олимпиад «Познание и творчество» Цель ...

Игра – путешествие « Раскрываем природные тайны» (по рассказам писателей - натуралистов)

Данное мероприятие направлено на развитие навыков правильного и осознанного чтения, на внимательность и память. Можно проводить как итоговый по теме "Пирода и мы" , можно как внеклассное мер...

Интеллектуальная игра по станциям «В мире английского языка» среди учащихся 3-4 классов

Младший школьный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира, в том числе и средствами английского языка. Плодотворной почвой для этого является познавательная деятельность, р...

Дидактические игры на уроках чтения и развития речи для учащихся 1-3 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических, грамматических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников э...