Классный час «Я и мои друзья»
классный час (2 класс) по теме

Гармаева Тамара Будажаповна

 

План-конспект классного часа «Я и мои друзья»

Цели:

Задачи:

1.На примере прочитанных рассказов, стихов составить у учащихся  понятие о настоящей бескорыстной дружбе.

2.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Гармаева Тамара Будажаповна, учитель начальных классов

МБОУ «КСОШ №1»

Класс: 3 «б»

План-конспект классного часа «Я и мои друзья»

Цели:

Задачи:

1.На примере прочитанных рассказов, стихов составить у учащихся  понятие о настоящей бескорыстной дружбе.

2.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу.

Оборудование: компьютер, проектор, пословицы о дружбе написаны на доске,  песни;

 Форма организации классного часа: групповая.

 Приемы, методы, технологии обучения: проблемный, информационный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):

  1. Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, максимально полно и точно передавать информацию, обосновывать свое решение, обмениваться информацией.
  2. Информационная компетенция: умение анализировать информацию, обобщать и делать выводы.
  3. Учебно-познавательная компетенция: умение устанавливать связи между отдельными объектами, умение применять усвоенные знания в новых ситуациях.
  4. Компетенция личностного самосовершенствования: умение осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, умение анализировать свои достижения и ошибки.

Ход мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие детей.

- У кого больше букв в фамилии, те становится лидерами, организаторами группы.

2. Мотивационный этап

Как вы думаете, о чем сегодня  будем  говорить на нашем классном часе?

Действительно, о дружбе, которой много написано песен, стихов, пословиц.

Теперь, скажите, как вы приветствуете друзей?

Да, ребята бывают разные приветствия: по-русски (пожимают руку, обнимаются); по-французски ( трогают за коленки); как Микки Маус (обнимаются); как люди из племени Тумба Юмба (за уши).

3. Дискуссия по теме классного часа

Задание 1.

Составьте из карточек пословицу.

Пословицы про дружбу

Задание 2.

- Теперь, ребята, на ладони напишите свое имя, а на пальцах - качества, которыми вы обладаете.

- Что вас удивило, когда одноклассники говорили?

- Какие качества больше всего встречались? Что вам было трудного в задании?  Почему?  Для чего выполняли это задание?

 Все наши ладошки тянутся к солнцу, т.е. солнце наш друг (появляется рисунок солнышка)

Задание 3 (раздает лучики)

-Каким качеством должен обладать ваш друг?

- Солнышко должно засиять нашими лучиками. Наши лучики соприкоснулись с нашими ладошками.

- Но, в жизни бывают трудности, неприятности. Поэтому сейчас вам надо обсудить трудную ситуацию.

Задание 4

  1. Охарактеризуйте взгляды каждого мальчика на дружбу.
  2. С взглядами, какого мальчика вы согласны? Объясните, почему?
  3. Как вы думаете, что можно считать настоящей дружбой?

Трое.

Неуютный дождливый вечер. По пустынной дороге идут трое ребят. Идти им еще далеко, а попутных машин нет. Все устали и задумались. Но вот показалась машина. Ребята обрадовались, бросились к ней. Но … там оказалось только одно свободное место. Как же быть?

На лице высокого сильного парня явно читалось: «Меня, меня возьмите!» О других он не думал.

Среди них был худенький мальчик, но он попросил шофера: «Возьмите Сашу, он натер ногу».

Сашей звали третьего мальчика. Он сказал: «Раз место одно – оно нам не нужно». И Саша решительно сказал: «Или всем ехать, или всем идти!»

Машина уехала.

- Первый друг был эгоист.

- 2 друг – пожалел друга.

- 3 друг – нес ответственность за своих друзей.

Правила дружбы

- не предавать

- не ссориться

- быть честным

- не думать о себе

- помогать друг другу

- хранить секреты друга

-доверять своему другу

- говорить правду

- радуйся успехам друга

- поделиться с другом с тем, что у тебя есть

Задание 5.

-На листке запишите свою мечту, желание.

- Переверните бумагу и передайте по кругу. Каждый должен написать, чем он может помочь своему другу в осуществлении данной мечты. И когда листочек вернется обратно к тебе – задание выполнено. Посмотрите свое желание и скажите, может ли осуществиться ваше желание, ваша мечта?

- А сейчас закройте глаза, протяните руки вперед, ладонями вверх и представьте своего друга. (друг, он какой он?

От кого женщина получила солнце? (от бога, носитель добра)

- Как вы назвали бы эту картину? (дар солнца, солнце в руках, носитель добра)

Сам художник назвал эту картину «Дружба»

- Как бы вы еще показали дружбу

Задание 6

- Каждая группа исполняет  песню про дружбу.

4. Подведение итогов 

- Дайте свое понятие о дружбе. Как вы понимаете слово дружба.

В заключение:

А теперь, о дружбе вы знаете все.

 Дети выбирают «ладошки» по цвету и рассаживаются по группам.

 

Называют: о дружбе, о друзьях

 

 Высказывают мнения

Сейчас каждая группа встает и приветствуют друг друга по-русски, по-французски, как Микки Маус, как люди из племени Тумба Юмба.

Работа в группах

На доске дерево

Каждая группа объясняет значение пословицы, и прикрепляют к корням дерева

 Высказывают мнения

- Каждый озвучивает свое качество и прикрепляет на дереве.

Самооценка учащихся 

Отвечают, приводят примеры

 

Высказывают мнения

Обсуждение в группе

Анализируют поступки мальчиков

- Бывают сильные ветра, ненастье.  Мы должны укрепить ствол  нашего дерева своими правилами.

Дети выводят правила дружбы

 Раздаются листочки

Сравните с художником К. Чюрленисом.

Ответы, мнения детей

Дети исполняют куплет песни



Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по литературному чтению

Тема: «Скрипучие половицы» К. Паустовский

Учитель: Гармаева Тамара Будажаповна

Класс: 3 «б»

Цифры и факты:

«… по официальным данным, в России незаконно вырубаются 780 тыс кубометров леса в год».

"Зоны, вызывающие особую тревогу, - это северо-западный регион, дальневосточный и сибирские округа».

«Более 6.1 миллионов га лиственных лесов исчезает ежегодно. Печальный список возглавляет Латинская Америка и Карибы, которые теряют более 3.2 миллионов га ежегодно».

   «На каждые 29 срубленных в коммерческих целях деревьев, высаживается только одно. С другой стороны восстановление лесов не всегда возможно в тех местах, где это необходимо, из-за экономических или естественных причин. Повторная посадка деревьев не всегда покрывает вред, нанесенный окружающей среде».

«Потеря лесов по всему миру является серьезной проблемой, потому что приводит к изменению количества осадков, резкому перепаду температур, изменению скорости ветров.  Сжигание леса загрязняет атмосферу окисью углерода.  Это также может вызвать нарушения в жизни и людей и животных».  

К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы»  Текст

Задания:

  1. Изучите материалы «Факты»,  «Цифры и факты».
  2. Прочитайте рассказ К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы».
  3. Сформулируйте краткое в одно предложение заявление, отображающее суть проблемы.
  4. Назовите всех участников событий, их роль, статус, характеристика.
  5. Какие вопросы затрагиваются в данной ситуации?

Задания для работы на занятии

1.Примите участие в  общей дискуссии по теме «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю».

2. Примите участие в групповой работе по нахождению взаимоприемлемого варианта решения  проблемы  «Как защитить лес от незаконной вырубки?».

3.  Работая в группах, подготовьте презентацию по одной из тем:

- Найдите яркое описание природы из рассказа К. Г. Паустовского «Скрипучие половицы» и подберите иллюстрации к этому описанию. Организуйте выставку-презентацию.

-  Найдите в рассказе К. Г. Паустовского описание  леса и света, который так поразил  П. И. Чайковского.  Как научиться радоваться природе как чуду? Что это умение даёт человеку?  Составьте из своих рассуждений книгу «Мы и природа».

-  Напишите листовку-обращение, призывающую жителей Искитимского района сохранять дикие орхидеи.

 - Прослушайте записи «Музыка природы» и подберите к данным музыкальным произведениям  соответствующие иллюстрации и описания из рассказа  К. Г. Паустовского «Скрипучие половицы».

 Задания для работы после занятия

Примите участие в проектах:

  1.  «Конкурс туристических маршрутов».
  2. «Растения школьного двора. Атлас растений».

                                                         Первый урок

Тема:   «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю»

                              (К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы»)

Цель    урока:  создать условия для выделения проблемы, формирования проблемного поля.

Задачи:

  1.  Учить учащихся задавать вопросы.
  2. Развивать навыки анализа.
  3.   Формировать умение действовать слаженно, сообща
  4.    Развивать коммуникативные умения, умения участвовать в дискуссии.
  5.  Развивать творческие способности учащихся через игру.
  6. Формировать нравственно-ценностное отношение к природе.

 Задания для работы на уроке

Этап погружения в совместную деятельность

Игра «Жизнь деревьев»

Дети делятся на группы по 3 человека. Каждая группа получает карточку с описанием различных фаз жизни деревьев, например:

- Дерево радуется солнцу;

- Дерево гнётся под ураганным ветром;

- С дерева опадает листва;

- Дерево слушает пение птиц;

- На дереве раскрываются почки;

- Дерево лечит дятел;

- Дерево рубят;

- Деревце подвязали к колышку и т.д.

Дети должны изобразить мимикой и жестами ситуацию, описанную на их карточке. Все остальные отгадывают, что происходит с деревом.

  Этап - Дискуссия по теме «Кто дал право человеку калечить и безобразить землю».

  - С какими материалами вы познакомились дома?

 Приём  «Ромашка вопросов». Групповая работа

Детям предлагается организовать 6 групп.

Каждая группа выбирает номер 1, 2, 3, 4, 5, 6

Группы 1 и 2 придумывают  по 2 «тонких» вопроса.

  Группа № 1 составляет простые вопросы: Кто?

Где?  Что?

 Группа № 2 составляет уточняющие вопросы: Правильно ли мы поняли…? Иными словами …? (Их назначение – восполнить недостаток информации.)

Группы 3, 4, 5, 6 – по 2 «толстых» вопроса.

«Толстые» (открытые)  вопросы – это проблемные вопросы, предполагают подчас неоднозначного ответа и размышлений.

Группа № 3 составляет практические вопросы: Как то, что мы узнали, может быть применено на практике? Назначение – установить связи освоенного материала с практической жизнью и личным опытом обучающихся.

Группа № 4 составляет оценочные вопросы: Каковы были ваши чувства при …? Что кажется вам интересным/полезным? И т.п. Назначение – задействовать эмоциональную сферу обучающихся.

Группа № 5 составляет творческие вопросы: Как бы вы изменили…? Что можно было бы сделать, чтобы …? И т.п. Назначение – развитие прогностических умений, способности строить предположения.

Группа № 6 составляет интерпретационные вопросы: Как вы полагаете, почему…? И т.п. Их назначение -  объяснение изучаемых вопросов с разных позиций и точек зрения.

- Используя принцип «Ромашка вопросов» составьте вопросы к материалам кейса. Работа с текстами.

Общегрупповая  работа с вопросами «Ромашки»

Рефлексия

- Что происходит в описанной ситуации?

- С чьим участием и почему?

- Каков результат развития ситуации?

- Проанализируйте поступки действующих лиц (поставьте себя на место участников данной ситуации).

  -  Какие вопросы затрагиваются в предлагаемой ситуации?

 - Сформулируйте краткое в одно предложение заявление, отражающее суть проблемы.

  Окончание урока. 

 

Второй урок

Тема:  «Как защитить лес от незаконной вырубки»

                          К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы»

Цель урока: создать условия для  формирования понятия нравственный поступок.

Задачи: 

  1. Найти  (предложить)  пути решения проблемы «Как защитить лес от незаконной вырубки».
  2.   Учить анализировать последствия принятия того или иного решения.
  3.  Развивать навыки презентации.
  4. Развивать навыки  учебного сотрудничества.
  5.  Формировать нравственно-ценностное отношение к природе.

Задания для работы на уроке

Групповая работа.  Организация деятельности по решению проблемы «Как защитить лес от незаконной вырубки?» 

Каждой группе раздаётся ватман и маркеры (одного цвета), таким образом, что бы у каждой группы был свой индивидуальный цвет.

Объявляется проблема, требующая решения.

Каждая группа генерирует идеи по теме обсуждения, записывает на ватмане свой вариант решения проблемы «Как защитить лес от незаконной вырубки?»  На данное  задание учащимся даётся 10 минут.

На следующем этапе учащиеся обмениваются оформленными на бумаге идеями (по часовой или против часовой стрелки).

Группа,  получившая идеи другой группы отмечает напротив каждого пункта:

«+» - согласны с данным суждением;

«-» - не согласны с данным суждением (требуется обосновать причину не согласия);

«?» - данное суждение (идея) требует уточнения авторов.

Так же группе необходимо дополнить идеи (суждения) других групп своими суждениями.

Таким образом, лист с идеями группы проходит все группы в классе, и каждая группа оставляет на листе свои комментарии. Благодаря тому, что у каждой команды свой цвет маркеров, это облегчает идентификацию маркировки.

Каждой группе отводится по 3 минут работы с листом других групп.

После совершения полного круга, лист возвращается к команде. Команде предлагается ознакомиться с предложениями и дополнениями других групп (3 минуты).

Презентация своей позиции.

Учащиеся представляют (презентуют) свою позицию и отвечают на уточняющие вопросы участников. На выступление и ответы на вопросы каждой команде отводится по 5 минуты.

После презентации   большинством голосов решается, чьи варианты решения реальны.

Рефлексия. Групповая работа (10 минут)

Каждой группе предлагается обсудить следующие вопросы:

- Считаете ли вы свою группу «успешной»?

- Считаете ли вы, что другие группы «успешней» вашей?

- Какие отличительные черты делают некоторые группы более преуспевающими, чем другие?

- Что бы вы изменили, если бы мы повторили занятие?

- Как ваша группа работала как команда и как партнёры?

- Когда, по-вашему, началось сотрудничество и как оно проходило?

-Какие навыки вы приобрели, выполняя это задание, и как они помогут вам преуспеть в ваших проектах?

Окончание урока

Третий урок

Тема: Уметь заметить красоту. К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы»

Цель: создать условия для формирования чувства сопричастности и личной ответственности за всё живое на Земле. 

Задачи:

1. Совершенствовать умения по составлению небольших монологических высказываний в устной и письменной форме.

  1. Развивать навыки презентации.
  2. Развивать навыки  учебного сотрудничества.
  3. Формировать нравственно-ценностное отношение к природе.

Задания для работы на уроке

  Групповая творческая работа

Задания для групп:

1. Найдите яркое описание природы из рассказа К. Г. Паустовского «Скрипучие половицы» и подберите иллюстрации к этому описанию. Организуйте выставку-презентацию.

2. Найдите в рассказе К. Г. Паустовского описание  леса и света, который так поразил  П. И. Чайковского.  Как научиться радоваться природе как чуду? Что это умение даёт человеку?  Составьте из своих рассуждений книгу «Мы и природа».

3. Напишите листовку-обращение, призывающую жителей Искитимского района сохранять дикие орхидеи.

4. Прослушайте записи «Музыка природы» и подберите к данным музыкальным произведениям  соответствующие иллюстрации и описания из рассказа  К. Г. Паустовского «Скрипучие половицы».

 Презентация работ групп:

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я и мои друзья"

Этот материал основан на прочтении и анализе литературных произведений, которые учат ребят ,как надо или не надо вести себя в различных ситуациях, как общаться со сверстниками. В конце предусмотрена р...

Классный час по теме "Наши друзья на улицах и дорогах" по ПДД.

Классный час по еме "Наши друзья на улицах и дорогах" по ПДД для 4 класса....

Классный час "О дружбе и друзьях".

Цель: помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки....

Классный час "Мой класс - мои друзья".

                                                      ...

Классный час "Я и мои друзья"

Это классный час по духовно-нравственному воспитанию. На основе прочитанных рассказов, стихов, просмотренных мультфильмов у детей формируется представление о бескорыстной дружбе."Дружба- это главное ч...

Классный час. "Я и мои друзья"

Данный классный час побуждает учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей..В доступной форме...

Классный час по экологии "Земля, друзья, наш общий дом!".

Данная работа предсталвяет собой методическую разработку классного часа по экологии для начальной школы, которую можно использовать как в урочное время по предмету "Окружающий мир", так и во внеурочно...