рекомендации для учителя по изучению правил дорожного движения
методическая разработка по теме

Горячева Елена Михайловна

методические рекомендации для учителей начальных классов по изучению ПДД в младших классах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendacii_dlya_uchiteley_nachalnoy_shkoly.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

     Первые 5 лет жизни дети находятся под присмотром родителей. В возрасте от 6 до 10 лет ребёнок постепенно становится всё более независимым. Этот период характеризуется устремлением к внешнему миру, приспособлением к нему. В этом возрасте он начинает самостоятельно передвигаться по дороге, и поэтому обучение его Правилам дорожного движения приобретает особенно важное значение. Именно в это время необходимо формировать у ребёнка безопасные способы поведения на улице и дороге. Станет он здравомыслящим пешеходом, обладающим навыками безопасного поведения на дороге, или вырастет неисправимым нарушителем и потенциальной жертвой дорожно-транспортных происшествий – во многом зависит от учителя начальных классов и школы в целом.

    Задача учителя – научить ребёнка правильно вести себя на дороге. И обучение детей   должно быть направлено не только на то, чтобы зазубрить Правила дорожного движения, но и научить анализировать дорожную обстановку, предвидеть возникновение опасности, привить навыки безопасного поведения на улице и ответственность за свои действия на дороге. Для достижения этих целей можно использовать принципы развивающего обучения, которые в самом общем виде сводятся к следующему:

  1. Усвоение детьми системы научных понятий и способов их получения, а не просто суммы знаний. Вся работа направлена на то, чтобы дети осознали смысл понятия, а не просто выучили его определение.
  2. Партнёрское общение учителя с учениками, предполагающее  общее взрослого с взрослыми. При этом ученик выступает как активный участник учебного процесса. На уроке должна создаться атмосфера доверия, которая позволяет детям экспериментировать, высказывать свою точку зрения, не боясь ошибиться, сделать что-то не так.
  3. Совместная работа учащихся в классе, обсуждение изучаемого материала. Контрольные упражнения, с помощью которых можно проверить те или иные знания, могут придумать сами дети.

При обучении детей ПДД необходимо одновременно решать две задачи:

  1. Подавать учебный материал в адекватной для данного возраста форме, то есть с учётом психофизиологических особенностей на основе принципов развивающего обучения;
  2. Формировать у детей психологическую установку на соблюдение Правил дорожного движения, т.е. на использование знаний, полученных на уроках, в повседневной жизни.

Для того, чтобы ребёнок действительно хорошо усвоил знания, полученные в ходе урока, полезны следующие практические рекомендации:

  1. Необходимо использовать хорошо продуманные наглядные пособия. Однако,  иметь наглядный материал мало – нужно научить его видеть. В начальной школе дети учатся рассматривать объекты. При этом очень важно поставить задачу – что именно нужно пронаблюдать в воспринимаемом объекте. Очень важно подводить итоги наблюдения. Учителю совместно с детьми следует подытожить и обобщить всё то, что учащиеся узнали в результате целенаправленного восприятия. Во время такой работы нередко обнаруживаются какие-то пробелы: дети что-то пропустили, не заметили.
  2. Следует чередовать задания, выполняемые устно, с составлением графических схем и рисунков. Это связано с тем, что внимание младших школьников ещё очень неустойчиво и при выполнении простых, однообразных заданий они начинают отвлекаться. Не рекомендуется давать детям выполнять сразу два задания, например, слушать учителя и писать в тетради.
  3. Целесообразно формулировать правила в утвердительной форме. Например, вариант «Нельзя переходить дорогу на красный свет »  предпочтительнее заменить фразой «Переходите дорогу на зелёный сигнал светофора». Если нет возможности избежать отрицательных формулировок, то необходимо такие правила представлять вместе с «альтернативными», содержащими руководство к действию.
  4. Необходимо, чтобы дети не просто заучивали Правила дорожного движения, а понимали их смысл и необходимость. Ребёнок должен уметь объяснить, например, почему прежде чем переходить проезжую часть, нужно сначала остановиться, потом посмотреть налево, а затем направо и снова налево. Все формы работы на уроке должны преследовать одну цель – осознание детьми важности соблюдения Правил дорожного движения. Чем больше мы понимаем смысл и необходимость соблюдения тех или иных правил, тем легче нам следовать им. Очень важно, чтобы у ребёнка была возможность высказаться, чтобы они не боялись этого делать. В противном случае дети из-за боязни быть неодобренными могут прилежно повторить всё сказанное учителем, но основная задача не будет достигнута – знание не станет осознанным, не закрепится как точка зрения, как убеждение. Развивая у детей осознанность, мы развиваем и ответственность за свои действия и поступки. Тогда и чужой пример не будет столь заразительным.
  5. Важно, чтобы каждое правило сопровождалось иллюстрацией или словесным описанием конкретной ситуации, в которой ребёнок должен выбрать оптимальный вариант поведения и обязательно обосновать этот выбор!

     У ребёнка три основных источника знаний правильного поведения на дороге: родители, школа, социальная среда. Социальная среда зачастую формирует ошибочные представления о поведении на дороге. Родители, сами игнорируя соблюдение Правил, показывают плохой пример детям, а если и хотят научить ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге, то не знают как. Школа остаётся единственным источником, откуда дети могут почерпнуть знания, как правильно вести себя на дороге, получить квалифицированный ответ на поставленные вопросы. Поэтому на учителя возложена огромная ответственность по воспитанию грамотного, дисциплинированного участника дорожного движения.

Основные причины дорожно-транспортных происшествий:

  1. Окончание учебного года, увеличение числа детей на дорогах.
  2. Снижение контроля со стороны родителей.
  3. Скользкие участки дороги во время непогоды.

Рекомендуется совместно с детьми выпускать информационно-тематические листки. Например:

В гололёд

После тёплых дней наступило похолодание. Дорога покрылась ледяной коркой. Стало скользко. В этих условиях появляться перед близко идущим транспортом очень опасно: на скользкой дороге машину остановить трудно. Поэтому, по пути домой будьте особенно осторожны. Не спешите, так как можно неожиданно упасть и оказаться под колёсами.

В дождливый день

Ребята! Сегодня на улице дождь. Дорога скользкая. Стёкла машины покрываются водой. Видимость ухудшается. В таких условиях водителям трудно работать.  Расстояние, нужное для остановки автомобиля, на мокрой дороге увеличивается. Поэтому, возвращаясь из школы, не спешите перебегать дорогу. Посмотрите внимательно вокруг себя, пропустите приближающийся транспорт и, только убедившись в полной безопасности, начинайте переход. Запомните: даже самый опытный шофёр не может мгновенно остановить машину.

В туман

Ребята! На улице туман. Видимость очень плохая. Поэтому, прежде чем перейти через дорогу, убедитесь, что по ней не идёт автомобиль. А если рядом окажется малыш, возьмите его за руку и переведите через дорогу. Ещё раз напоминаю, что в туман надо быть особенно осторожными.

В морозную погоду

Сегодня на улице холодно. Стёкла автомобилей всегда покрываются изморозью и водителям очень трудно наблюдать за дорогой. Переход улицы перед близко идущим автомобилем всегда опасен, а сейчас – тем более. И чтобы с вами не случилось беды,- не торопитесь, подождите, пока пройдёт весь транспорт. Только после этого переходите улицу.

Перед каникулами и выходными днями

Ребята! Завтра у вас начнутся каникулы (день отдыха). Вы можете больше времени уделять своим любимым играм на воздухе. Но при этом не забывайте, что по улицам всегда движется транспорт. Поэтому играйте лучше во дворах, садах, на детских площадках. Не выбегайте на проезжую часть дороги, так как увлёкшись играми (катаясь на санках или коньках, велосипеде, самокате на дороге), вы можете не заметить идущей по ней машины. А это приведёт к большой беде. Помните, у Правил дорожного движения каникул,  праздников и выходных не бывает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинения к изучению правил дорожного движения.

Предоставляю вниманию учителей три сочинения моих учеников по теме " Правила дорожного движения"...

"Мы- пассажиры" Классный час по изучению правил дорожного движения во 2 классе

В ходе классного часа учащиеся знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, повторяю и закрепляют правила дорожного движения....

"Знай правила движения, как таблицу умножения". Декада по изучению правил дорожного движения в начальной школе.

В Данном материале представлен перечень мероприятий, проведенных в рамках декады по изучению правил дорожного движения в начальной школе. Цель проведения: знакомство с новыми и повторение изученных ПД...

Программа дополнительного образования по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно- транспортного травматизма

Программа дополнительного образования по  изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно- транспортного травматизма...

Проект по изучению правил дорожного движения в начальной школе "Дорожная азбука"

В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма я разработала проект «Дорожная азбука». Цель данного проекта  – формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья созн...

Отчет об апробации Примерной программы внеклассных занятий по изучению правил дорожного движения для обучающихся 1-4 классов "Дорожная азбука"

В отчете представлена информация о целях и задачах программы "Дорожная азбука", указаны какие мероприятия проведены по выполнению данной программы....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 3 классе для детей с ОВЗ по изучению правил дорожного движения « ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

Аннотация.    Мероприятия, посвящённые теме ПДД, актуальны в обучении детей. Особенно в наше современное время, когда транспорта на улицах становится больше и больше. ...