"Рыцарский турнир" конкурсная программа для мальчиков (4 класс)
методическая разработка (4 класс) по теме

Хрулёва Галина Борисовна

В предверии Дня Защитника Отечества провела познавателльно развлекательное мероприятие для мальчиков "Рыцарский турнир".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рыцарский турнир»

 (для учащихся 3 класса)

Цель: воспитывать гуманные отношения между мальчиками и девочками, формировать представления о правилах общения, культурного поведения, дать знания об этикете через ознакомление с культурно - историческим прошлым.

Задачи конкурса:

  1. дать понятие “рыцарь”;
  2.  формировать у учащихся ценностное отношение к Родине
  3. воспитывать уважения к женщине, девочке; чувства достоинства, галантности;
  4. развивать смекалки, творческих способностей;
  5. закреплять знаний о правилах поведения в обществе; 
  6. расширять кругозор учащихся
  7. дать возможность творческой самореализации учащихся;
  8. создать условия для позитивного общения.
  9. повышать интереса к истории и традиционной культуре.

Направление:

  1. нравственно – патриотическое
  2. эстетическое

 Оборудование:

  1. Оформление  доски, стенгазеты
  2. Воздушные шарики, дротики
  3. Веник (конь)
  4. Листы белой бумаги, фломастеры

Музыкальное оформление:

  1. музыка на начало (для выхода рыцарей и дам),
  2. музыка во время пауз или выполнения заданий,
  3. музыка для танцевального конкурса (современные ритмы).

Домашнее задание:

  1. Мальчикам: придумать представление своего образа: доспехи или  оружие.
  2. Девочкам: выучить стихи, приготовить подарки мальчикам, выпустить стенгазеты, продумать музыкальные паузы.

Ход мероприятия:

Ведущий:
- Ребята! Какой праздник отмечает наша страна 23 февраля?
- Кого поздравляют в этот день?
- У кого из вас дедушка или бабушка воевали? Кто из них имеет награды?
- Знаете ли вы, в каких войсках служили ваши папы?
- Вопрос девочкам: почему сегодня поздравляют с праздником не только взрослых мужчин, но и мальчиков?

Ведущий:
Да, мальчики — будущие защитники нашей Родины, и уже сегодня они должны готовить себя к службе в армии. Сегодня состоится необычное состязание мальчишек - рыцарский турнир. Смею вам напомнить, что «Рыцарские турниры», поединки рыцарей в силе и мастерстве, в средние века были излюбленным развлечением.
Турниры собирали много народу, иногда их посещал сам король. Главным событием турнира был поединок  рыцарей в полном вооружении. Победа в турнире сулила рыцарю славу и расположение Прекрасной дамы.
И сегодня наши девочки – Прекрасные дамы - будут и болельщицами, и жюри.

Ученица 1. Когда-то в середине века,
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их не легка,
В железной амуниции.

Ученица 2. Гордились рыцари собой
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой,
И на турниры ехали.

Ведущий. Кого в прошлом называли рыцарями?

Ученица 3. В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носил тяжелые доспехи, были вооружены копьями и мечами. Чтобы стать рыцарями нужно было пройти специальную подготовку.

Ученица 4. В 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. Кроме военных наук мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородного и возвышенно относиться к женщине, девочке.

Ученица 5. Но вот полтыщи лет назад,
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласна с этим.

Ведущий. Какого человека мы называем рыцарем в наши дни?

Ученица 6. В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благородным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в груди его бьется благородное сердце.

Ведущий. Прежде чем посвятить молодого человека в рыцари, ему надлежит овладеть рыцарскими доблестями ( кто-нибудь знает, какими?)

  Как известно, существовало несколько умений, которыми должен был овладеть рыцарь:

 - верховая езда;

 - фехтование;

 - владение копьем;

 - охота;

 - танцы;

 - изобразительное искусство;

 - сочинение и пение серенад в честь прекрасной дамы.

  И, конечно, рыцарю присущи смелость, благородство, честь, а также умение вежливого обращения.  Очень часто мы слышим высказывание о том, что «век рыцарей прошел».

Вспоминают подвиги средневековых рыцарей, доблестного английского рыцаря Айвенго и его борьбу за честь короля Ричарда.

В Испании таким же знаменитым был Дон Кихот Ламанчский, боровшийся с ветряными мельницами, совершивший свои подвиги во имя прекрасной дамы.

  Во Франции такими же знаменитыми были мушкетеры короля, сражавшиеся за честь короля и оберегавшие прекрасную королеву Анну. Россия тоже славилась своими воинами. Только назывались они иначе. Богатырями.    Но не перевелись богатыри на земле Русской. Есть и в нашей школе воины, которые, надеюсь, защитят нас от сложностей!

- Встречайте героев нашего праздника.  (Под музыку входят рыцари)

Ведущий.

Времена теперь другие, как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия от страны, какой была.
Умный сильный наш народ свою землю бережет,
А преданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине! Слава нашей стороне!

(Н.Кончаловская)

- Итак, мы рады вас приветствовать на нашем необычном соревновании – рыцарском турнире. И предлагаем для вас перед «сражением» с соперниками поприветствовать друг друга стихами.

Ваша задача прочитать стихи как можно выразительнее (мальчики берут у ведущего стихи и зачитывают их)

Ученик. Я отважен, очень смел,
На гербе, конечно, лев.
Благороден к тем, кто слаб,
И в боях отменно храбр.

Ученик. Какие у вас приятные лица,
И хочется вам от души улыбнуться.
Но время куда-то, как птица стремиться!
Готовьтесь! Мы честно готовы сразиться!

Ученик. Александр Невский и Матросов Саша.
Рыцари, герои славны и бесстрашны.
Издавна Россия Сашами гордится
Мне, как Александру плакать не годится
В конкурсе участвуя, всем я докажу,

Имя Саша – славное я не зря ношу.

Ученик. В душе хоть лирик я,
Но вам скажу
Мужской я честью дорожу
В бою себя я проявлю,
Поверьте, честно говорю.

Ученик. Смелость – важная черта,
И ведь не каждому дана.
Хочу узнать: достоин я?
Носить имя  рыцаря?

Ученик. Деликатностью и вежливостью,
Отличусь везде, всегда.
Здесь пред дамами колено преклоню,
И благородство проявлю.

Ученик. Храбрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит храбрость и от роста.
Силу волю надо мальчикам иметь
Чтоб страху прям в глаза смотреть.

Ученик. Победить в турнире очень нелегко,
Перчатку вызова бросаю –
На честный бой вас вызываю
Победу одержать мечтаю!

Ученик . Стремимся  рыцарями быть!
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету –
Науку помнить эту.

Ученик. Чтобы в рыцарском турнире победить,
Очень умным и любезным надо быть.
Шпаги острой не бояться,
За щитами не скрываться,
Все законы поведенья изучить.

Ведущий. - Давайте сегодня здесь дадим клятву рыцарей.

Ученик. Клянемся рыцарями быть,
И рыцарство в борьбе добыть!
Долой и латы, и забрало!
Мы – рыцари добра
И это наша слава.  (хором)  
КЛЯНЁМСЯ!!!

Ученик. Клянемся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить,
Добрый день и до свиданья
Нет в мире выше рыцарского звания.
 КЛЯНЁМСЯ!!!

Ученик. Клянемся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть.
Невежу разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
 КЛЯНЁМСЯ!!!

Ученик. Победить в турнире очень нелегко,
Здесь сражаются за каждое очко!
Начинается сраженье
По законам уваженья!
КЛЯНЁМСЯ!!!

- Сегодня мы проверим, в какой степени наши мальчики владеют рыцарскими умениями. Мы пожелаем всем успехов! Пусть победит сильнейший! В конце вместе с девочками мы подведем итоги и выберем самого смелого и находчивого, настоящего рыцаря.

Для начала проведём разминку и загадаем вам загадки.

Конкурс 1. Верховая езда.  Каждый рыцарь отлично держался в седле верхом на коне.  Ваша задача, оседлать воздушный шарик и проскакать на нём, как можно быстрее  (определенную дистанцию).

 Конкурс 2. Владение копьем. Ещё один вид боевых искусств рыцарских времен  метание копья в противника. Трудно представить рыцаря, который не умел бы этого. Наши рыцари покажут свою меткость.

 Нужно попасть в мишень. Мишенью будут шарики. Копьем – дротик. У каждого есть три попытки.

Конкурс 3. Одно из важных умений, которым должен овладеть рыцарь – умение владеть шпагой. Острота шпаги может сравниться с остротой ума.

Ваша задача найти продолжение своей пословицы, которая у вас в руках.

(Ребята выдёргивают из рук ведущего начало пословицы, а на столе должны найти правильное продолжение её)

Конкурс 4. Охота.  Рыцарь должен быть прекрасным охотником, не только метким стрелком, но и отлично знать животных. Вот сейчас мы проверим, какие вы охотники. Каждый, с закрытыми глазами, на ощупь должен узнать животное (на ощупь определяют животное – мягкую игрушку)

Конкурс 5.  А теперь предлагаем рыцарям посоревноваться  в области изящных искусств. Вам предстоит нарисовать портрет дамы сердца с завязанными глазами.

 Ведущий: Кстати, о дамах. В прежние времена рыцари всегда носили с собой портрет любимой дамы, который часто рисовали сами.

Ваша задача нарисовать портрет дамы, хотя бы схематичный  рисунок. А затем каждый рисунок оценят ваши дамы.

Рисовать нужно с завязанными глазами и строго по моей команде!

 (Ведущий завязывает глаза участникам.)

- Рисуем: овал лица, нос, волосы, губы, уши, глаза, шею, брови, бант на голове, бусы на шее.

Молодцы! Можно снять повязку.

Конкурс 6. «Комплименты» Когда мы говорим: «О, это настоящий рыцарь!», мы имеем в виду не железные латы и грозное оружие.

Рыцарь – это благородство, галантность, хорошие манеры.

И сейчас конкурс рыцарских манер.

Ваша задача подъехать к даме, вернее к портрету, который вы только что нарисовали, на «лошади» и очень серьезно, без тени улыбки, сказать как можно больше комплиментов.

(Участникам вручают «лошадь» – швабру. Они по очереди говорят комплименты, потом скачут к девочкам и также говорят  комплименты,  дамы начисляют им  баллы по количеству  комплиментов).

 В обиходе вежливого и воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем “волшебными”. С помощью волшебных слов можно даже грустному и обиженному человеку помочь вернуть хорошее настроение. Знаете ли вы эти волшебные слова?

Предлагаю вам предложения с хоровым ответом.

1. Растает даже ледяная глыба,
От слова теплого
 /спасибо/.

2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит
/добрый день/.

3. Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы
 /спасибо/.

4. Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречая,
 /здравствуйте/.

5. Когда нас бранят за шалости,
Говорим,
 /простит, пожалуйста/.

6. И во Франции, и в Дании,
На прощанье говорят
 /до свидания/.

Не только слова бывают вежливыми, а также обычаи и поступки.

Откуда пришел обычай снимать шляпу при входе в помещение?

Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: “Я не опасаюсь тебя”. В наше время человек этим жестом показывает, что он уважает дом, в который вошел, уважает живущих в нем людей.

Откуда пришел к нам обычай, здороваясь снимать перчатки?

Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно.

Какие советы ты можешь дать человеку, идущему в гости?

Перед тем, как войти, вытри ноги, стряхни, если идет снег, шапку, постучись. Поздоровайся с хозяйкой или хозяином, а остальным слегка поклонись и скажи: “Здравствуйте”. Не садись, пока не сядут старшие.

Почему у женщины пуговицы пришивают с левой стороны, а у мужчин с правой?

Из-за оружия. Оружие хранили с левой стороны под одеждой.

Однажды Пётр  Первый посетил армию и издал приказ: нашить на обшлагах офицеров, солдат оловянные пуговицы. Зачем?

Чтобы отучить от дурной привычки вытирать нос рукавом.

Когда в России впервые появилась книга о правилах поведения юношей и девушек? Как она называлась?

Более 200 лет тому назад появилась книга “Юности честное зерцало”, или “Показания к житейскому обхождению”. Составлена она была Российской Академией наук.

Что в этой книге было записано? Какие из этих правил живут и сейчас?

Не хватай первым блюдо. За столом не чавкай, как свинья и головы не чеши, не проглотив куска, не говори, не утирай губ рукою и не пей, пока пищи не проглотишь.

Конкурс 7. «Приглашение на танец»

 Рыцарей во все времена отличало галантное, вежливое отношение к дамам. Они также были отличными танцорами.

Конкурсанты  должны элегантно пригласить на танец девочек из зала.

(Пары танцуют под медленную музыку. После этого каждой паре даются листочки, на которых написаны названия танцев, но в словах пропущены гласные. Нужно догадаться, что это за танец: вальс, полька, кадриль, гопак, танго, ламбада, сиртаки, лезгинка, хоровод, румба, балет)

Ведущий: Все наши  мальчики проявили настоящее мужество, смелость и благородство и я думаю, что они достойны носить звание рыцаря. Вы согласны со мной, милые дамы? Тогда начинаем обряд посвящения. 

Одна из девочек произносит торжественно:

Дорогие наши мальчики, с этой минуты вы становитесь обладателями ордена «Настоящего рыцаря». Но сначала вы должны встать на колено и торжественно произнести клятву!

(Каждый мальчик должен преклонить колено перед девочками)

Клянётесь ли вы вести себя по-рыцарски?

Клянётесь ли пропускать девочек вперед и не толкать на перемене?

Клянётесь ли не дергать за волосы и не говорить грубые слова?

Клянётесь ли броситься на помощь тому, кто в ней нуждается?

Клянешься ли держать данное тобой слово?

Клянётесь ли быть хорошим примером во всём? 

Дамы дарят рыцарям медали «Рыцарь доброго сердца».

В рыцари сегодня мы вас посвящаем!
С этим гордым званием сердечно поздравляем!
И надеемся: отныне будем мы гордиться вами.
Вам вручаем мы подарки.
Выбирали для вас их, мы сами.

Жюри подводит итоги.

(стихи – поздравления читают девочки для мальчиков и дарят подарки)

1.Драчливой нашей половине

Мы поздравленья шлём свои.

Для поздравленья есть причины:

Ура! Защитники страны!

2.Когда на ваши потасовки

На переменах мы глядим,

Мы верим: с вашей подготовкой

Страну всегда мы защитим!

3.Пускай под глазом зацветает

Синяк пурпурно-голубой.

В ученье тяжело бывает.

Гораздо легче будет бой.

4.А мы под вашею защитой

Вполне спокойно можем жить.

И пока крепки ваши мускулы,

Нам будет нечего тужить.

5.Поэтому, друзья, давайте

От всей души, без лишних слов,

От всех невзгод нас защищайте,

Но только, чур, без синяков!

6.Знаем мы, что вы достойны

Звания мужского - воины.

Для мужчины - дело чести

Защищать своё Отечество!

7.Вас мальчишки  поздравляем!

И здоровья вам желаем,

Чтобы вы росли большими,

И отличниками были!

Девочки вручают мальчикам  «ордена» и подарки.

Ведущий: Дорогие ребята! Наш турнир окончен, но мы думаем, что никогда не исчезнут с нашей земли  мужественные  и  благородные  люди,  способные всегда прийти на помощь, защитить слабого; люди  сильные, смелые и благородные - настоящие рыцари!

А сейчас все приглашаются на чаепитие!

Приложение.

В . л . с  

П . льк .

К . др . л.

 Г. п . к

 Т . нг.

 Л . мб. д.

 

С. рт . к.

 Л . зг . нк.

Х . р . в . д

 Р. мб.

 Б . л. т

Дон Кихот

 Мушкетёр

Д'Артаньян и три мушкетёра

 

Доблестный рыцарь Айвенго

Корень учения горек,


товарища нет.


 Готовь сани летом,


зато плод его сладок.


 На вкус, на цвет,


 а телегу зимой.


 Не изведав горького,


 а внимание.


Весна красна цветами,


 не узнаешь сладкого.


 Дорог не подарок,


 а осень — снопами.

МОУ СОШ № 1 г. Михайловска


Автор: учитель начальных классов I КК

Хрулёва Галина Борисовна

2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Программа дополнительного образования для класса мальчиков "Справочная (служба) для мальчиков -1 класс"

Программа "Справочная для мальчиков" разработана как дополнение к традиционной системе воспитательной работы на начальной ступени образования. Программа решает выжные задачи воспитания, развития мальч...

"Рыцарский турнир" соревнование среди мальчиков

Командные соревнование среди мальчиков, посвящённые Дню Защитника Отечества....

Конкурсная программа для мальчиков(3-4 класс),"БЫСТРЕЕ,ВЫШЕ,СИЛЬНЕЕ!", посвящённая 23 февраля.

Спортивная программа для мальчиков начальных классов (3-4 кл),посвящённая 23 февраля. Поздравительные стихи от девочек и конкурсы для мальчиков....

Конкурсная программа для мальчиков 3-4 классов "Богатырский турнир"

В игровой форме изучается история России, её фольклор, русские былины....

Конкурсная программа для мальчиков 3-4 классов "Богатырский турнир"

Образовательные задачи урока: дать представление о жанре былины; показать красоту, выразительность и напевность русского языка; формировать образное представление о славянских войнах и богатырях; пока...

Конкурсная программа для мальчиков "Рыцарский турнир"

Конкурсная программа для мальчиков "Рыцарский турнир" к 23 февраля. конспект мероприятия...

Конкурсная программа для мальчиков. 1-2 классы.

Данная разработка будет полезна учителям начальных классов для проведения праздничного внеклассного иероприятия....