Конкурсная программа для мальчиков 3-4 классов "Богатырский турнир"
классный час (3, 4 класс) на тему

Кравченко Светлана Александровна

Образовательные задачи урока: дать представление о жанре былины; показать красоту, выразительность и напевность русского языка; формировать образное представление о славянских войнах и богатырях; показать храбрость, военные умения славян; познакомить с вооружением славян.
Коррекционно-развивающие задачи урока: обогащать словарный запас, развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь. 
Воспитательные задачи урока: воспитывать любовь к своей земле и чувство патриотизма. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсная программа для мальчиков 3-4 классов

Авт. Кравченко С.А. – учитель начальных классов ГБОУсош№242 Красносельского района СПб

Тема: «Богатырский турнир»

Образовательные задачи урока: дать представление о жанре былины; показать красоту, выразительность и напевность русского языка; формировать образное представление о славянских войнах и богатырях; показать храбрость, военные умения славян; познакомить с вооружением славян.
Коррекционно-развивающие задачи урока: обогащать словарный запас, развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие, речь. 
Воспитательные задачи урока: воспитывать любовь к своей земле и чувство патриотизма. 
Оборудование: 

  • Выставка художественной литературы
  • Набор для творчества
  •  Карточки с цифрами
  •  Электронная презентация «Богатыри земли русской»
  •  Электронная презентация «Герои нашего времени»
  •  Фонограмма песни «Богатырская сила» - авт. Н. Добронравов, комп. А. Пахмутова
  •  Фонограмма «Красный звон. Ростовские звоны»
  • Грамоты участникам

Рекомендуемая детская литература для внеклассного чтения – составление литературно         викторины.

  1. А. Нечаев. Былины. Издательство «Стрекоза» Москва2013г
  2. А. Нечаев. Былины. Издательство «Стрекоза-Пресс» Москва2017г
  3. А. Нечаев. Былины. Сказания о богатырях земли русской. Издательство «Самовар» Москва2013г
  4. А. Нечаев. Былины. Издательство «Малыш» Москва1984г
  5. А. Нечаев «Илья Муромец». Издательство «Детская литература» Москва1984г
  6. Н. Колпакова. Былины. Издательство «Художник РСФСР» Ленинград1973г
  7. Сборник «Былины, легенды, притчи». Издательство «ОЛМАМедиаГрупп» Москва2009г
  8. Сборник «Русские героические сказки». Издательство «Белый город» Москва2009г
  9. С. Куликова «Былины. Древнерусские повести». Издательство «Паритет» СПб2007г
  10. Сборник «Русские богатыри». Издательство «Детская литература» Москва2003г
  11.  Сборник «Русские богатыри». Издательство «Оникс» Москва2008г
  12. Сборник «Герои русских былин». Издательство «Белый город» Москва2009г
  13. Н. Карнаухова «Русские богатыри». Издательство «Водолей» СПб1992г

Тип урока: комбинированный.

1

  1. Вступление.

Учитель: Добрый день дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас!  

Отбросим печаль и восславим русскую землю преданиями о славном пути православного русского народа. А поведём мы свою речь о мудрых и храбрых богатырях, преисполненных ратного духа, и пусть ещё больше укрепится ум наш знаниями, а сердце любовью к своему Отечеству.

Сегодня в конкурсной программе «Богатырский турнир» участвуют мальчики …. класса. Встречайте!

(Объявляются Ф.И. участника и их порядковый номер.

Участники входят в класс)

Учитель: Сегодня на уроке пройдут богатырские состязания. Мы сможем увидеть, как участники готовы «постоять» за звание былинных богатырей. Наше состязание – это своеобразный богатырский поединок, только с друзьями-соперниками, врагов здесь нет. Не забывайте, с каким достоинством всегда встречали русские богатыри жизненные невзгоды. Удачи вам!

Оценивать вашу смекалку и находчивость будет многоуважаемое жюри:

(Представление жюри)

Учитель: Мы готовились к этому празднику, благодарим Центральную районную детскую библиотеку «Радуга» Красносельского района за предоставленные книги. Всем классом читали, обсуждали прочитанное. Первое испытание так и называется «Поведай историю старины глубокой». Наши участники это сделать должны выразительно и красноречиво.

1 испытание «Поведай историю старины глубокой»

(Отрывки участники учат наизусть,

рассказывают под презентацию «Богатырский турнир».

Жюри оценивает выступление.)

1 участник: «-Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А поведём мы свою речь о мудрых, славных и храбрых богатырях.  С древних времён со всех концов на Русь нападали враги, пытаясь завладеть нашими землями, поработить наш народ. Русский богатырь - образ могучего защитника Родины, в котором так нуждалась земля-матушка.»

2 участник: «Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. Если мы будем знать фольклор, будет жива память народная, вечно будет славиться Русь богатырская!»

3 участник: «Самой старой считается былина о Святогоре – богатыре. И был Святогор силой великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облака ходячие. Земля –матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался, земля под ним прогибалась.»

4 участник: «Выдержать Святогора могли только горы – вот там-то он и проживал. Хорош был Святогор, да только и знал, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без

2

истины сыт, без правды силён, я могуч, я велик, я богат и счастлив!» И народ стал его забывать. Нужен народу такой богатырь, чтоб Землю Русскую защищал, неправду не терпел. За обиженных вступался, а силой чуть больше человеческой обладал!»

5 участник: «И пришёл на смену Святогору – богатырю Илья – Муромец. Родился мальчик Илюша под городом Муромом, в селе  Карачарове. Родился, занемог от болезни неведомой. «30 лет и 3 года ноги его нехожалые, руки недержалые». Но пришли к Илье Муромцу три странника, и обрёл он силу великую, богатырскую.– Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озёр Руси-матушки! Выпил Илья и почувствовал в себе силу богатырскую, силу земли, лугов, высоких лесов, хлеборобных полей.»

6 участник: «Побеждает Илья Муромец всегда, во всех боях да схватках. У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от Соловья Разбойника, тот люд проезжий на дорогах сторожил, своим свистом покалечил немало. А Илье в бою смерть не писана. Там, где можно, Илья старается избежать кровопролития, но врагов бьёт беспощадно. На глазах врагов -  в щепки дуб разлетается, соперника в воздух подбрасывает, тот сражаться отказывается.»

7 участник: «И был у Ильи – Муромца друг надёжный, бок о бок с ним воевали, от тягот русский народ спасали. Звали его Добрыня Никитич - сын рязанского воеводы. Богатырь умён, образован. Он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, на гуслях играет. Добрыня в тяжкой битве победил Змея Огненного и освободил из плена много людей русских и среди них племянницу Князя Владимира.»

8 участник: «Когда-то богатырь Добрыня Никитич, собирая войско, произносил богатырские заповеди : - Заповедь первая: Добро на земле творить; и не для себя – для людей жить. -  Заповедь вторая: Силу взрастить великую Богатырскую; и не гневом с врагом сражаться, а любовью ту силу направлять, чтобы вверх над приятелем держать. -  Заповедь третья: Мудрость иметь, чтобы рассудить, где зло, где добро. Чтоб невинного не погубить, чтоб виновного не озлобить, а исцелить, чтоб Добру силы прибавить.»

9 участник: «А третьего друга Алёшей Поповичем звали – поповский сын – тоже храбрый и смелый, хотя и не так силён, как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Но Алёша "силой не силён, да напуском смел.  Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. Алёша хитростью и смелостью победил "поганое чудо Тугарина Змеевича" притворился глуховатым, заставил Тугарина близко подойти, да и хлопнул "шапалыгою подорожною"

10 участник: «Есть былины о Микуле Селяниновиче – пахаре, крестьянине, что пахал, орал землю-матушку, растил хлеб и кормил людей. На Руси орать  - значить пахать, а крестьянина – оратаем называли. Уважал русский народ за трудолюбие Микулу. Носит он с собой «Тягу земную» в сумочке, как знак тяжёлого хлебопашеского труда. Хотел Святогор его сумочку поднять, да не смог. А Микула ему отвечает:

        Я знаю свою правду – истину –

        В том сила моя победная!

        Не в забаву – игру трачу силу я

        Я хлеб ращу, я народ кормлю»                              3

11 участник: «Вольга́ Святославич — богатырь, умеет он понимать язык птиц и зверей. Чтобы снабдить дружину едой, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьев, а в стенах города возвращает человеческий облик. Подружился он с Микулой Селяниновичем, много добра народу делая.»

12 участник: Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, Вольга Святославович и ещё многие другие имена – богатство русского фольклора!

А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!

Учитель: В чём секрет победной славы Героев истории нашей?

(В дружбе сила, в сплочённости)

Как на Руси называлось войско богатырское? (Дружина)

Собиралась дружина, когда Родина звала. Провожали воинов с молитвой, с родительским благословением. Был обычай и беды и радости великие встречать и провожать колокольным звоном. Едут богатыри, а над ними звенит – переливается в чистом воздухе колокольный звон.

Заповеди для детей

(Звучит фонограмма колокольного звона, родители говорят заветы.

Участники, приклонив колено, слушают)

  1. Семья это самое драгоценное, что есть у человека. Это родные и близкие люди, с которыми ты растешь и становишься лучше и мудрее с каждым днем. Цени свою семью. Будь благодарен им за то, что они есть.
  2. Люби и почитай мать и отца своего, ибо ты плоть и кровь их. Они всегда хотят только лучшего для тебя. Люби родителей.
  3. Старайся всячески выказывать уважение старшим за их участие в твоей жизни и за их советы и наставления. Уважай старших.
  4. Не обижай младших, ибо ты сильнее и старше их, а значит и мудрее. Старайся показать им своим примером как правильно себя вести. Поддерживай младших.

4

  1. Береги сестер и братьев своих. С ними ты растешь, с ними ты будешь делить и радости и горести своей жизни. Пусть у вас в доме будут только ваши игрушки, а не твои и его (ее). Этим ты покажешь свою любовь к брату и сестре.
  2. В жизни будет много трудностей, которые ты будешь преодолевать. Знай, что они уготовлены для тебя, для того чтобы ты многому научился и стал мудрее.  Никогда не унывай.
  3. Учись, познавай, будь любопытным, тебя окружает такой чудный мир и в нем еще столько неразгаданных загадок. Будь любознательным.

Учитель: Собирайся, дружина. Отправляйтесь, воины, за победой и возвращайся с миром и достоинством!

  1. Испытание «Богатырская плясовая»

(исполняется танец под фонограмму песни «Богатырская наша сила»

Композитор: Пахмутова А., Автор текста Добронравов Н.

Жюри оценивает выступление)

Учитель: Краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт – о чём идёт речь? (пословица)

Верно. Именно они станут предметом следующего испытания. «Марафон пословиц о смелости, силе, отваге». Кто больше назовёт – тот и победит!

  1. Испытание «Марафон пословиц»

(Домашнее конкурсное задание: участники находят пословицы о смелости. Рассказывают наизусть. Кто знает больше – тот и побеждает.

Жюри оценивает работу)

Учитель: Не только сила и отвага к победе ведут. «Сила уму уступает».  «Умную голову – почитают смолоду» – говорил русский народ. «Без таблицы умножения пропадёшь – ЕГЭ не сдашь» – твердят учителя. Вот и проверим, как сложилась дружба с таблицей умножения.

  1. Испытание «Весёлые цифры»

(Каждый участник получает цифру от 0 – 9, учитель говорит примет из таблицы умножения, ответ которого нужно назвать составив его из карточек.

Жюри оценивает работу.  )

Учитель: Живут ли богатыри в наше время? Участники получили домашнее задание: обратиться к газетам, журналам, интернету и выяснить кто герои наших дней.

  1. Испытание «Герои нашего времени»

(Участники собирают материал, учитель готовит презентацию по собранному материалу.

Жюри оценивает работу)

5

Учитель: Нашим участникам предлагаю заняться творческой работой – выполнить своими руками из набора для творчества оригинальный цветок. А в это время в литературной викторине проявят себя девочки нашего класса.

  1. Испытание для девочек «Викторина по былинам»

(Участники – мальчики приступают к творческому заданию, выполнения работы 5 -7 минут. Девочки участвуют в викторине.)

Вопросы для викторины:

  1. Известно, что русским народом придумано около 100 былин. Кому посвящена десятая часть всех былин? (Былины про Илью Муромца)
  2. Почему Илью прозвали Муромцем? (Недалеко от города Мурома, в селе Карачарове родился богатырь)
  3. Расскажите о первом подвиге Ильи Муромца? (Схватка с Соловьём - Разбойником)
  4. Святогор побратался с Ильёй. Как проходило братание воинов? (Обмен мечами)
  5. Назовите имя князя, правившего в то былинное время, в славный град которого часто созывались богатыри на честные пиры – забавы?  (Владимир – красное солнышко, Киев - град)
  6. В былинах, помимо богатырей – мужчин, есть женщины – богатыри. О ком идёт речь? (Три дочери Микулы Селяниновича: Василиса Микулишна, Екатерина, Настасья)
  7.  Кто такие калики перехожие?
  8. Кто такие гусляры?
  9. Как выглядел богатырь, во что был одет? (Шлем, кольчуга, тегиляй, епанча)
  10. Какое оружие передавали от отца к сыну, носили в ножнах, чтоб не заржавело, на нём давали клятву, его почитали? (Меч)
  11. Почему в орнамент меча включены знаки растительности и животного мира? (Растительность – придавала силы, лечебные свойства, животные – свою силу отдают – верили на Руси)
  12.  Какой символ на доспехах богатыря говорил о поклонении Богу Солнца – Яриле?  Что это означало? (На щите изображали солнце: ослепляло противника, озаряла путь богатырю)
  13. Какое родовое дерево считается у богатырей? (Дуб. Символ могущества, силы. Дубовые листья и горсть родной земли брали с собой в поход)
  14. Убедите собравшихся, что былины необходимо прочитать каждому школьнику.

Учитель: Образ матери свято хранится в каждом сердце. Сражались за страну, родной дом, семью. «Признание в любви маме от сына» - так называется наш следующий конкурс. Оригинальные цветы, которые вы сделали своими руками – сумей красиво преподнести.

  1.  Испытание «Цветок для мамы – признание в любви маме от сына»

Итоги: Жюри оценивает выступление, вручают грамоты, фото на память.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа для мальчиков "23 февраля"

Конкурсная программа для мальчиков "23 февраля"...

"Рыцарский турнир" конкурсная программа для мальчиков (4 класс)

В предверии Дня Защитника Отечества провела познавателльно развлекательное мероприятие для мальчиков "Рыцарский турнир".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3420219","attributes":{"alt":...

конкурсная программа для мальчиков"Богатырские потешки"

поздравить пап, дедушек и мальчиков с наступающим праздником – Днём защитника    ...

Конкурсная программа для мальчиков к 23 февраля

Конкурсная программа для мальчиков к 23 февраля состоит из позравления мальчиков и различных конкурсов между командами....

Конкурсная программа для мальчиков

Конкурсы для проведения праздника 23 февраля....

Конкурсная программа для мальчиков 3-4 классов "Богатырский турнир"

В игровой форме изучается история России, её фольклор, русские былины....

Конкурсная программа для мальчиков "Рыцарский турнир"

Конкурсная программа для мальчиков "Рыцарский турнир" к 23 февраля. конспект мероприятия...