Технологии организационного периода в детском оздоровительном лагере
методическая разработка по теме
Всё прочнее входят в нашу жизнь городские лагеря. Важным и наиболее трудным считается организационный период работы. В данной методической разработке предлагаются различные технологии по организации жизни отряда на этом этапе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитательная работа в добровольных общественных объединениях младших школьников
Технологии организационного периода в детском оздоровительном лагере
СОДЕРЖАНИЕ
Технологии создания игровой модели смены
Технологии работы с отрядными органами самоуправления
Программа отрядного дела «Автопортрет» для организационного периода..17
Основная цель организационного периода: адаптация ребенка к условиям жизни в лагере.
Игровой тренинг «Знакомство»
Ведущий в зависимости от ситуации и настроя участников определяет, какие упражнения будут использованы (проводится не весь тренинг, т.к. он очень продолжителен).
1. "Снежный ком".
Цель игры: знакомство и запоминание имен всех участников игры.
Правила: участники по кругу называют свои имена следующим образом: 1-ый участник называет своё имя и придумывает на первую букву своего имени слово, характеризующее его (например, Лена - ласковая); 2-ой участник говорит имя и характеристику первого и называет свои - имя и характеристику; 3-ий называет имена и характеристики 1-го и 2-го и называет свои и т.д.
Рекомендации ведущему: необходимо четко объяснить условия выполнения упражнения, а также поучаствовать в игре самому.
Продолжительность упражнения - 10-15 минут.
Психологический комментарий: знакомство таким образом очень эффективно, однако необходимо обратить внимание на характеристики детей - не допускать самобичевания.
2. "Правила нашей группы".
После того как выбраны имена и состоялось первое знакомство, можно приступить к изучению основных правил социального психологического тренинга. В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными, наиболее типичными.
Рекомендации ведущему: рассказав правило, необходимо его коллективное обсуждение и только в случае стопроцентного принятия членами данной группы, оно принимается. Необходимо заострить внимание на том, что нарушать правила, принятые всей группой, нельзя. Также следует обговорить возможное наказание за несоблюдение данных правил. После того, как ведущий расскажет правила, члены группы могут предложить свои правила, которые также принимаются только в случае согласия с ними всех членов группы.
- Доверительный стиль общения.
Для того чтобы получить наибольшую отдачу, добиться доверия между членами группы, следует предложить принять единую форму обращения друг к другу на "ты". Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.
- Общение по принципу "здесь и сейчас".
Во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует членов группы именно сейчас, обсуждать то, что происходит с ними в группе. Иначе, как проявление психологических защит, может проявляться стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми и др.
- Персонификация высказываний.
Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому фразы должны звучать именно от себя (например, "Я думаю, что..."), а также, не должно быть безадресности (например, не "Многие не поняли меня", а "Вася и Коля не поняли меня").
- Искренность в общении.
Во время работы группы необходимо говорить только правду. Если нет желания высказаться искренне, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.
- Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Все, что происходит во время занятий, не разглашается. Это помогает быть искренним, способствует самораскрытию.
- Недопустимость непосредственных оценок человека.
При обсуждении происходящего, мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не говорим "Ты мне не нравишься!", а "Мне не нравится твоя манера поведения!".
- Уважение говорящего.
Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Не перебиваем, не комментируем, а вопросы можно задать лишь после того, как он закончит высказываться.
- Активное участие в происходящем.
Это норма поведения. Активно смотрим, слушаем. Не думаем только о собственном "Я". Только человек, активно участвующий в работе группы может взять что-то для себя.
- Правило "СТОП".
Если кто-то не может в данное время говорить о какой-то проблеме, не готов, то он может отказаться от этого, сказав "стоп". Только необходимо взять всю ответственность за это на себя: группа не сможет помочь этому человеку.
Продолжительность упражнения: 15 минут.
Психологический комментарий: обсуждение и принятие правил - очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания участниками принимаемых ими правил будет строиться работа группы на тренинге.
3. "Самый - самый".
Цель упражнения: в активной игровой форме познакомиться друг с другом.
Правила: все участники, за исключение одного, сидят в кругу. Тот, кому "не хватило" места, стоит в кругу и задает параметр, по которому все участники должны поменяться местами, а он - занять освободившееся место. Предпочтительно от возможных внешних характеристик переходить к внутренним, раскрывающим особенности характера.
Рекомендации ведущему: следует самому поучаствовать в упражнении и даже начать его, находясь именно в центре круга. Если учащиеся теряются и не знают, какое назвать качество, необходимо эмоционально поддержать и помочь. Также следует обратить внимание на то, чтобы игра протекала динамично, так как иначе у учащихся пропадает интерес.
Продолжительность упражнения: 10-15 минут.
Психологический комментарий: упражнение позволяет в интересной игровой форме познакомиться друг с другом, а также, за счет тактильных контактов и положительного эмоционального настроя, снять возможное напряжение.
4. "Ассоциации".
Цель упражнения: получение информации о себе от членов группы.
Правила: один из участников - водящий - выходит за дверь. Группа загадывает одного из оставшихся участников, которого водящий должен угадать. Вернувшись, водящий задает вопросы членам группы и по их ответам пытается угадать человека. Вопросы задаются на ассоциации, возникающие у каждого члена группы в связи с загаданным человеком: С каким животным ассоциируется у тебя этот человек? С какой погодой? Растением? Цветом? И пр. Обычно задается 5 вопросов, и после этого водящий должен назвать того, кого загадали. Дается три попытки. В случае верного ответа загаданный становится водящим, в случае неверного - водящий выполняет это упражнение еще раз.
Рекомендации ведущему: необходимо строго следить за тем, чтобы ассоциации участников группы не обидели загаданного человека. Также следует побыть и в роли водящего, и в роли загаданного самому.
Дискуссия по упражнению: легко ли было угадывать? С чем это связано? Легко ли давать ассоциации на человека? Совпадали ли ассоциации у разных людей? Почему?
Продолжительность упражнения: 15 -20 минут.
Психологический комментарий: данное упражнение позволяет участникам задуматься об особенностях других членов группы, сформировать свою отношение к ним, а также узнать о себе что-то новое. Появляется понимание того, что то, как мы воспринимаем себя не всегда совпадает с мнениями о нас других людей.
5. "Бип - бип".
Цель упражнения: снятие напряжения у участников группы.
Правила: Вся группа, за исключением водящего сидит на стульях или в креслах. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к сидящим на колени. Его задача- угадать к кому он сел. Ощупывать руками не разрешается, садиться надо спиной к сидящему, так, как будто садишься на стул. Сидящий должен сказать "Бип", желательно "не своим голосом", чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот член группы начинает водить, а предыдущий садится на его место.
Продолжительность упражнения: 10-15 минут.
6. "Руки".
Цель упражнения: знакомство друг с другом с помощью тактильных ощущений.
Правила: учащиеся получают задание расставить друг друга по теплоте рук от самых теплых до самых холодных. Затем кто-то один проверяет и, в случае необходимости, исправляет ряд. Затем проверяет еще один участник группы и, тоже, исправляет по своему усмотрению.
Рекомендации ведущему: необходимо стимулировать активное участие всех членов группы. Как разновидность данного упражнения могут быть использованы следующие задания: построиться по цвету глаз, по росту и т.д.
Дискуссия по упражнению: легко ли было определять "свое" место в ряду? Почему каждый из нас имеет свое представление о последовательности участников в этом ряду?
Продолжительность упражнения: 10 - 15 минут.
Психологический комментарий: Данное упражнение несет в себе не только элемент снятия напряжения участников группы, но так же и диагностический момент - определяются неформальные роли данной группы. Поэтому очень важно обратить внимание на то, чтобы каждый член группы чувствовал себя как можно более комфортно.
7. "Скала".
Цель упражнения: снятие напряжения и формирование положительного настроя на будущую совместную деятельность.
Правила: группа встаёт вдоль воображаемой линии. За линией находится пропасть. Стоящие вдоль линии участники - это "скала". Все по очереди пытаются пройти по скале так, чтобы не упасть в пропасть. "Скала" со всевозможными выступами и препятствиями. Участники, стоящие вдоль линии, крепко держатся друг за друга. Упавший в пропасть становится зрителем.
Рекомендации ведущему: следует стимулировать активное участие всех членов группы, а также поучаствовать самому.
Продолжительность упражнения: 10-15 минут.
Психологический комментарий: данное упражнение, так же как и предыдущее, несет в себе диагностическую нагрузку - количество всевозможных "выступов" позволяет сделать выводы об агрессивности отдельных учащихся по отношению к группе.
8. "Найди отличия".
Цель упражнения: формирование внимательного друг к другу отношения. Развитие наблюдательности.
Правила: Участники расходятся по аудитории (недалеко друг от друга). Из участников выбирается один водящий. Остальные должны принять разные позы и сохранять их в течение упражнения. После того, как участники приняли позы, водящему дается 1-2 минуты на то, чтобы осмотреть всех внимательно и запомнить позы. Затем он закрывает глаза и отворачивается от аудитории. В течение одной минуты 5 человек (их указывает ведущий) несколько изменяют свои позы, остальные остаются в прежних позах. По окончании минуты водящий открывает глаза и поворачивается к аудитории. Его задача - найти отличия в позах.
Продолжительность упражнения: 10 минут.
9. "Восковая палочка".
Цель упражнения: формирование доверия к группе. Релаксация.
Правила: все встают плотно друг к другу. Один участник выходит в центр круга, остальные ставят руки перед собой и покачивают его из стороны в сторону, придерживая, не давая упасть. Через эту процедуру проходят все остальные по очереди.
Дискуссия по упражнению: кто действительно смог расслабиться, снять зажимы? Кто не боялся упасть? Предлагается оценить свое доверие группе по 5-бальной системе.
Рекомендации ведущему: следить, чтобы продолжительность одного сеанса не превышала 2 минут.
Продолжительность упражнения: 20-30 минут.
Психологический комментарий: игра на поддержку и доверие.
10. "Собери картинку".
Цель упражнения: актуализировать потребность в совместной деятельности.
Правила: учащиеся должны разбиться на 2 команды и на время собрать разрезанную на кусочки картинку.
Рекомендации ведущему: картинка должна содержать множество деталей.
11. "Подведение итогов занятия".
Каждому участнику предоставляется возможность выразить свои чувства, которые он испытал во время занятия, пожелания ведущему, а также получить ответы на возникшие вопросы. Участники занятия сидят по кругу и по очереди продолжают предложенные фразы: "Я понял...", "Меня удивило...", "Я почувствовал...", "Думаю...", "Мне понравилось..." и т.д
Технологии создания игровой модели смены
(«легенды» для отрядов (по интересам))
- “ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ”
Во время своего путешествия Маленький принц открыл несколько планет, на которых жили очень разные взрослые: деловой человек, король, фонарщик, др. У каждого из них были свои интересы, обычаи, дела... На Земле проживает огромное количество людей – 5 миллиардов. Между ними много общего, все они, так или иначе, общаются, взаимодействуют друг с другом. Но у каждого из них есть и свой мир, непохожий на все остальные. Этот мир состоит из друзей, близких, знакомых; собственного дома; интересов и любимых занятий; родных мест и уголков природы; вещей, работы и т.д. У каждого человека свои заботы, настроение, память и прошлое, надежды и мечты... Все это, вместе взятое назовем “п л а н е т о й” каждого человека.
Будем открывать “планеты других людей. Это не просто интересно, но и очень важно. Ведь узнавая о человеке все больше и больше, мы обогащаем себя новым жизненным опытом, нам проще догадаться чем порадовать того или иного человека, чем ему помочь; наше общение с окружающими становится богаче, взаимно полезнее. Тем более, что в отличие от Маленького принца, мы не имеем возможности навсегда покинуть чем-то неприглянувшуюся нам “планету” одного из нас. “Разбить” человечество на “планеты” других людей мы можем лишь условно – в игре или сказке. Действительность же требует от нас позитивного взаимодействия между собой и, всех вместе, – со своей планетой.
Первая цепь ПРОЕКТОВ блока “Планета людей” будет проектами дружбы, взаимопомощи, сотрудничества со сверстниками и взрослыми, близкими и незнакомыми людьми; это цепь «открытий» множества “планет” окружающих их людей.
Вторая цепь ПРОЕКТОВ блока “Планета людей” обратит внимание участников программы на к у л ь т у р у своего народа, связанные с экологией н а р о д н ы е т р а д и ц и и, о б ы ч а и; поможет взглянуть на и с т о р и ю человечества с точки зрения экологии. Отвечая шаг за шагом на вопрос о том, как взаимодействовал человек со своей планетой, природой на протяжении веков, дети будут обогащать себя историческим опытом, идти по пути осознания своего места, роли на Земле, как представителей современной цивилизации.
“ЖИВАЯ ДУША ПРИРОДЫ”
“Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из мно-гих миллионов звезд, этого довольно, чтобы чувствовать себя счастливым...” – так или примерно так сказал однажды Маленький принц.
Окружающий нас мир насыщен тайнами и чудесами. О чем-то можно прочитать, о чем-то спросить более знающих людей. Но есть в природе такое, что можно лишь прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через свою душу.
“Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”. Эту мудрость узнал Маленький принц от прирученного им Лиса. Попробуем следовать этой истине.
Прислушаемся к своей планете, голосам зверей, птиц, деревьев... Это только в сказках они говорят на человеческом языке. В действительности – иначе. Неправда, что человек не может понимать их языка. Глухонемыми, одинокими, беспомощными люди остаются в своем равнодушии, черствости, эгоизме. Слышать и понимать природу можно сердцем. Научиться этому малышам помогут проекты блока “Живая душа природы”.
Если осуществление проектов 1 и 2 тематических блоков почти не связано с “планетами” участников программы, то проекты данного блока реализуются непременно на территориях “планет”. Аналогично Маленькому принцу, имеющему на астероиде друга – розу, участники программы обретают друзей из числа животных, растений, обитающих на избранных ими “планетах”.
ПРОЕКТЫ призваны способствовать расширению круга общения младших школьников с природой, изменить качественный уровень этого общения. Пересказать “услышанное” от зверей и птиц, насекомых и растений; “подружиться” с животными и растениями, приручить кого-то их них так же, как Маленький принц приручил Лиса; принять сигналы бедствия от природы – таково примерное содержание проектов, с помощью которых участники программы откроют для себя живую душу природы.
“КРАСОТА СПАСЕТ МИР”
“Я знаю одну планету, – рассказывал как-то Маленький принц, – там живет такой человек с багровым лицом. Он за всю жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил...” Маленький принц часто любовался закатом. Однажды за один день он видел заход солнца 43 раза...
Спросим себя: а сколько раз я наблюдал закаты и восходы в своей жизни? Что еще поражало мое воображение? Чем еще успел я полюбоваться до сегодняшнего дня? Не стал ли я похож на того очерствевшего к красоте человека? Не я ли это не замечаю ни росы, ни радуги, ни бабочки удивительной окраски, ни причудливой формы облаков?...
Видеть и понимать прекрасное – качество для человека очень важное. Только тот, кто может оценить неповторимость красоты окружающего мира, природы, способен дорожить этим чудом мироздания – нашей живой планетой. Не менее важно создавать красоту своими руками.
Передать красоту окружающего мира в различных видах творческой деятельности, средствами изобразительного искусства, музыки, художественного слова и т.д. – первая цепь ПРОЕКТОВ данного блока.
Вторая цепь ПРОЕКТОВ предполагает не простое отражение окружающего, а творчество, преумножающее, создающее красивое, благодаря фантазии, воображению детей.
Третья цепь ПРОЕКТОВ может быть обозначена словами “Сделаем окружающий нас мир прекраснее своими руками”. Это творчество не на бумаге, холсте или в нотной тетради. Это творчество в окружающей нас природной, социальной, предметной среде.
Что необходимо сделать, чтобы мой дом, рабочее место, двор, улица, подъезд, ближайший парк, класс, школа, спортивная площадка и т.д. стали красивее? Ответы на эти вопросы приведут участников программы к разработке своих проектов, приумножающих прекрасное на Земле.
Разрабатывая проекты блока “Красота спасет мир” не забудем и о том, что понятие красоты распространяется и на человека, его внешность и душу, его речь, общение с другими людьми...
“ЗНАНИЯ ВО СПАСЕНИЕ”
“Разве это не серьезное дело, понять, почему розы отращивают шипы, а барашки, несмотря на это, едят их; почему розы и барашки воюют друг с другом!” – воскликнул однажды Маленький принц.
Окажись среди нас, он, наверное, был бы удивлен, мимо чего мы проходим каждый день, не замечая, о чем не задумываемся, совершая те или иные поступки, будучи погруженными в свои заботы. “Разве это не серьезное дело, – сказал бы он одним из нас, – понять, почему подорожник старается вырасти именно там, где на него наверняка наступит прохожий. Или, – сказал бы он другим, – почему воробьи купаются в городской пыли в то время, как совсем недалеко есть прекрасные парки и леса...”
Те из нас, кто подрастет повыше по “шкале Маленького принца”, сумеют заметить вокруг себя бесконечное множество таких удивительных вещей и понять их сочтут для себя самым что не на есть серьезным делом. Ведь для того, чтобы взаимодействовать с окружающим миром, не причиняя вреда ни себе, ни природе; чтобы заботиться о представителях животного и растительного мира, о своей планете в целом, мало одного сочувствия ко всему живому. Чтобы наше взаимодействие с окружающим было экологически грамотным, НУЖНЫ ЗНАНИЯ.
Кто-то стремится получить знания для того, чтобы изготовить новое средство уничтожения живого, новое оружие и пр. Стремясь к вершинам экологической культуры, БУДЕМ ИСКАТЬ ЗНАНИЯ ВО СПАСЕНИЕ. Будем искать знания, которые помогут нам сохранить цветущей нашу планету, будем использовать имеющиеся у нас знания во имя жизни, благополучия человечества и планеты в будущем.
ПРОЕКТЫ тематического блока “Знания во спасение” – это познавательные проекты, базирующиеся на непосредственном контакте участников программы с окружающей средой, своими “планетами”.
“ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЛЮС”
Представим себе весы. На одну их чашу будем складывать все доброе и полезное, что дает Земля человеку. На вторую – наоборот: все доброе и полезное, что приносит своей планете человек. Мы увидим, как сильно первая чаша весов будет перетягивать вторую. Повторим этот опыт каждый для себя. При этом, на первую чашу поместим то доброе и полезное, что дает каждому из нас Земля, а на вторую – то, что сделал для Земли каждый из нас. Насколько отклонилась твоя стрелка весов?
Взаимодействие плюс... Это значит, что каждый из наших многочисленных контактов с окружающим будет на пользу и нам самим, и другой стороне нашего взаимодействия – людям, животным, растениям, природе, планете в целом. Каждый миг нашего взаимодействия со своей планетой будет выравнивать чаши весов. Это значит, что из потребителей земных благ мы будем превращаться в заботливых, добрых, рачительных хозяев. Чем больше плюсов опустит каждый из нас на свою чашу, тем больше вероятности спасти человечество и планету от экологических катастроф, избежать новых экологических кризисов, восстановить нарушенное равновесие.
ПРОЕКТЫ блока “Взаимодействие плюс” осуществляются на “планетах” участников программы. Они непосредственно связаны с горизонтальными тематическими блоками и предполагают конкретную экологически ориентированную деятельность на определенной территории природной и социальной среды.
Вспомним Маленького принца. Его планете угрожали семена баобабов. И каждое утро он тщательно выпалывал их, чтобы они не разорвали своими корнями планету.
“Что угрожает планете Земля и той территории, которую ты выбрал сейчас в качестве своей планеты?” Ответ на этот вопрос поможет в разработке проектов “Взаимодействие плюс”. Но в этом случае важно не только правильно выбрать дела, которыми можно принести реальную пользу планете. Важно и другое. Можно, например, посадить дерево, но потом, год за годом территория возле него будет забрасываться мусором, будут разводиться костры...
Будем следовать правилу Маленького принца: “ВСТАЛ ПОУТРУ, УМЫЛСЯ, ПРИВЕЛ СЕБЯ В ПОРЯДОК…– ПРИВЕДИ В ПОРЯДОК СВОЮ ПЛАНЕТУ”.
Забота людей о Земле сегодня нужна ежедневная, выражающаяся в практических делах. Познакомившись со своими “планетами”, участники программы, вероятно, смогут вывести для себя еще ряд правил, конкретизирующих правило Маленького принца. Следование каждому из них будет означать новую ступеньку роста по “шкале Маленького принца”.
Предусмотренная этим блоком ЕЖЕДНЕВНАЯ ЗАБОТА ДЕТЕЙ О ВЫБРАННЫХ ИМИ ТЕРРИТОРИЯХ – РЕАЛЬНЫЙ ВКЛАД УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ В УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ, ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАН-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Технологии работы с отрядными органами самоуправления
Отряд делится на структурные единицы - четыре микроколлектива.
- член Совета лагеря – информирует о предстоящих делах и событиях, инициирует распределение ответственных при подготовке и проведении каких-либо дел, провоцирует инициативу членов отряда на совершение какого-либо социально направленного, позитивного поступка, дела.
- командир - проводит утренний информационный сбор отряда, отвечает за организацию деятельности в дне, соблюдение плана на день, помогает в проведении анализа дня, дела, помогает в выполнении поручения индивидуально или в микроколлективе.
- физорги – проводят утреннюю гимнастику, следят за готовностью отряда к работе, организует спортивные часы и другую деятельность спортивного направления;
- хозяева – контролируют уборку помещений, территории, следят за сохранностью вещей, организуют хозяйственную сторону жизнедеятельности детей: получают и сохраняют канцелярские товары, имущество отрядной комнаты и палат, организуют генеральные уборки и повседневные уборки спален, проветривание комнат, кострового или отрядного места;
- член информационного совета – проводит информминутки, сотрудничает с информационной группой при подготовке к дежурству по территории, подготовке радиовыпусков.
- командиры четырех микроколлективов - отвечают за организацию деятельности в микроколлектвах.
1. Дежурный командир совместно с командиром отряда координируют план работы на следующий день (на основе плана лагеря) и распределяют работу по микроколлективам.
2. Командир отряда собирает командиров микроколлективов и сообщают им задания для их микроколлективов, а также цель и задачи отрядных дел, которые готовят микроколлективы.
3. Перед завтраком командиры обсуждают в своих микроколлектвах следующую информацию:
- поручение, данное группе;
- конкретное поручение каждому члену группы;
- время работы микроколлективов;
- конечный результат (к чему должна прийти группа к концу дня?);
4. Вечерний сбор микроколлективов (в течение 15 мин).
Анализируют выполнение поручения:
- как в целом справилась группа?
- благодаря чему и кому?
- что не удалось выполнить?
- как избежать ошибок в будущем? Выводы на завтра.
5. Деятельность отрядного вожатого при работе с микроколлективами:
- расписать для каждого микроколлектива время сбора;
- участвовать в сборах микроколлективов;
- участвовать в подведении итогов работы микроколлектива;
- помощь конкретному микроколлективу, в течение дня – помощь и консультирование в подборке литературы, форм, методов, приемов.
Описание методики работы с микроколлективами:
В отряде необходимо вести работу по системе ЧТП и работу творческих групп с конкретным направлением, выбранном на сборе планирования отряда.
ЧТП или чередование традиционных поручений. В отряде есть дела, которые необходимо делать каждый день для организации жизни в лагере. Их можно распределять между микроколлективами. Но выполнять одно и тоже поручение подросткам скоро надоест. Лучше поручения чередовать, сохраняя состав групп постоянным. Чередуя поручения, подростки каждой группы в течение смены поработают по всем направлениям, научатся интересной самостоятельной организации своей повседневной деятельности под чутким руководством вожатого.
Микроколлектив – это группа подростков, состоящая из 5-7 человек, созданная для того, чтобы эффективнее организовывать жизнедеятельность отряда.
В первые дни организационного периода работают временные группы, в результате этого у подростков формируются навыки коллективной деятельности. После организационного сбора отряда могут быть созданы микроколлективы на более длительный срок. Такие группы работают в системе ЧТП (чередование традиционных поручений).
Какие могут быть поручения и соответственно группы:
Информационная группа: информационные КТД; стенгазеты, листовки, радиопередачи, информация о событиях в лагере, отряде; о происходящих событиях в стране и мире на утренних информационных сборах; информационные часы; реклама дел, событий и т.д.; организация и проведение конкурса стенгазет и радиопередач между микроколлективами, т.е. сотрудничают с информатором – членом информационного Совета лагеря.
Досуговая группа - Игровая: подготовка и проведение дел в отряде различной направленности; заполнение музыкальных и игровых пауз; проведение игр в отряде; выход в другие отряды и проведение дел в них; творческое дежурство по столовой; экскурсия по лагерю; организация досуга во время поездки и т.д..
Сюрпризно - оформительская группа: сюрпризы-награды: к КТД, играм различной направленности, делам в отряде, именинникам, в поездке - водителю автобуса, ведущим и экскурсоводу, дежурным по столовой; дело-сюрприз для всего отряда, вожатым, сотрудникам лагеря, пожелания ребятам, которые приедут в следующей смене; оформление отрядных и костровых мест для проведения дел, огоньков, участие в оформлении общелагерных дел (при необходимости). Оформление рубрик, выпуск стенгазет совместно с информационной группой; изготовление оформления к дежурству по столовой, оформление конкурса газет.
Дежурная группа: подготовка отрядного места к сбору отряда; отвечает за чистоту и порядок в комнатах, на отрядном месте; следит за выполнением режима дня; дежурство по территории и организация дежурства по столовой. Сотрудничество с «хозяином» или «хозяйкой» отряда - членами совета хозяев.
Группы осуществляют дежурство в дне по «вертушке». Каждая группа работает по своему поручению 3 дня. По истечении времени проводится анализ работы микроколлективов, выстраиваются перспективы деятельности микроколлективов, происходит смена обязанностей, если в этом есть необходимость.
Система работы с отрядными органами самоуправления.
1. Дежурный командир совместно с командиром отряда координируют план работы на следующий день (на основе плана лагеря) и распределяют работу по микроколлективам.
2. Командир отряда собирает командиров микроколлективов и сообщают им задания для их микроколлективов, а также цель и задачи отрядных дел, которые готовят микроколлективы.
3. Перед завтраком командиры обсуждают в своих микроколлектвах следующую информацию:
- поручение, данное группе;
- конкретное поручение каждому члену группы;
- время работы микроколлективов;
- конечный результат (к чему должна прийти группа к концу дня?);
4. Вечерний сбор микроколлективов (в течение 15 мин).
Анализируют выполнение поручения:
- как в целом справилась группа?
- благодаря чему и кому?
- что не удалось выполнить?
- как избежать ошибок в будущем? Выводы на завтра.
5. Деятельность отрядного вожатого при работе с микроколлективами:
- расписать для каждого микроколлектива время сбора;
- участвовать в сборах микроколлективов;
- участвовать в подведении итогов работы микроколлектива;
- помощь конкретному микроколлективу, в течение дня – помощь и консультирование в подборке литературы, форм, методов, приемов.
Программа отрядного дела «Автопортрет» для организационного периода
Задача: познакомить детей друг с другом.
Период смены: организационный.
Возраст детей: младшие школьники.
Продолжительность: 40-60 мин.
Количество детей: весь отряд.
Место проведения: отрядное место.
Оборудование: 5 карточек.
Делим отряд на 5 групп. Каждая изучает свой отряд с точки зрения 2-3 заданных вопросов и представляет по ним обобщенный вариант. Потом производится совместный анализ данных каждой группы и создается обобщенный автопортрет отряда (можно сделать и в конце смены и потом сравнить их).
Вопросы:
1. Какой рост нашего отряда?
2. Какой вес нашего отряда
3. Сколько нам лет, месяцев, дней, часов, минут …..?
4. Сколько у нас серых, голубых, …глаз?
5. Сколько у нас носов, ушей, ртов?
6. Какие прически любит наш отряд?
7. Сколько у нас родных братьев и сестер?
8. Какие у нас домашние животные?
9. Чем мы увлекаемся?
10. Кого у нас больше: оптимистов, пессимистов, реалистов?
11. Что мы лучше всего умеем делать?
Список литературы
- Афанасьев С. П., Коморин С. В., Тимонин А. И. Что делать с детьми в загородном лагере. - М., 1994.
- Байбородова Л. В., Рожков М. И. Воспитательная работа в детском загородном лагере. Учебно-методическое пособие. - М., 2003.
- Болл А., Болл Б. Основы лагерного менеджмента. - СПб., 1994.
- Вагнер И. В. Проектирование воспитательного процесса, программы и технологии воспитани. //http://www.niisv.ru/newsection4904
- «Вам, орлята России… » (из опыта работы педагогического коллектива д\л «Стремительный»). /Авт.-сост. С.Г. Огнева — ВДЦ «Орленок», 2007.
- Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособий. Автор-сост.Маленкоав Л. И.- М.: Педагогическое общество России, 2004.
- КИПАРИС. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе./Григоренко Ю. Н., Костерцова У. Ю. - М. Педагогическое общество России, 2004.
- Программа тренинга знакомства. //http://ou.tsu.ru/school/lucky/Resource/zanatie2.html
- Социально-педагогические проблемы организации летнего отдыха детей в современных условиях./Тазиев С. Ф., Ягафова Д. С. - Наб. Челны ,1995.
Диагностика
1. Анкета, предлагаемая на первом сборе командиров
Немного важной информации обо мне:
Моё имя….
Я приехал(а)….
Я - командир отряда №…
Меня выбрали на роль командира, т.к. …………..
Думаю, что смогу работать в совете командиров, ведь я:
Обладаю такими качествами как:………….
Знаю…………………
Умею…………………
Хочу научиться…………………
Но боюсь, что……………………
Желаю себе……………………….
2. Анкета к первому обучающему занятию - «Лидер. Кто это?»
Да +
Нет –
На выявление организаторских умений
1.Я считаю, что умею планировать свой день
2. Согласен с пословицей « Один в поле не воин»
3 У себя в школе мне часто приходиться объяснять одноклассникам, что значит работать в команде
4. Я считаю, что умею проводить интересные коллективные дела
5. Могу объяснить, кто такой лидер
6. Знаю, как нужно планировать деятельность для достижения желаемых результатов
На выявление свойств характера
1. Я считаю себя активным человеком
2. Мне нравиться быть в центре внимания
3. Ровесники часто прислушиваются к моему мнению
4. Я легко знакомлюсь с новыми людьми
5. Я считаю себя самостоятельным
6. Я знаю, чего хочу получить от жизни
На выявление позиций:
1. У себя в школе я всегда имел какое либо поручение
2. Часто принимаю активное участие в проведение конкурсов
3. Мне нравиться самому что-нибудь придумывать и проводить
4. Я легко делюсь свои опытом с другими
5. Мне интереснее участвовать, чем наблюдать
6. При возможности сразу же примусь за организацию дела которое хотелось бы провести
Кто для тебя лидер:
А) командир команды (организатор)
Б) инициатор интересных дел
В) тот, кто умеет делать лучше всех (танцевать, играть в футбол)
Г) душа компании
Д) свой вариант____________________________________________________
Поможет ли тебе лагерь раскрыть лидерские качества? И что тебе для этого нужно?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие лидерские качества ты хочешь в себе развить?
Анкета по итогам обучающего блока
Самое интересное занятие для меня было……
Самое полезное занятие для работы командира было…………
Считаю, что занятие…………………было не целесообразно
Я понял, что до работы в совете не знал……………………….,не умел………………………
Для лучшего усвоения полученных знаний мне не хватает…………….
Я бы хотел ещё узнать о……………………………
Итоговая анкета
ФИ, № отряда
На сколько баллов вы оцениваете качество своей работы в совете? (1-5)
Какие знания и умения ты приобрел во время работы совета?
Смог ли ты применить полученные знания для работы в отряде?
Удалось ли тебе развить какие либо качества в себе за время работы в совете? Какие?
Приносила ли твоя работа в совете пользу в отряде? Какую?
Что мешало тебе в твоей работе? С какими трудностями ты столкнулся?
Что на твой взгляд нужно поменять в работе совета?
Хотел бы ты еще принять участие в совете?
Если собирать чемодан в дорогу с лидерскими знаниями и умениями, то какие бы ты взял с собой?
Программа работы Совета хозяев
Актуальность: Самоуправление – один из самых эффективных способов развития у ребенка лидерских качеств. Для реализации поставленных задач в лагере создаются органы самоуправления. Возникла необходимость создания «совета хозяев». В этот совет входит по два представителя от отряда. «Хозяева» - это подростки обладающие навыками организации и управления коллективом, а так же люди способные контролировать чистоту и эстетику помещения.
Новизна:
- Изучение культурных норм поведения.
- Знакомство с понятием «этикет», приобретение знаний по этикету.
- Повышение уровня самоорганизации подростков и совершенствовании организаторских способностей.
- Встреча с медицинскими работниками.
- Проведение конкурсов: «Самый чистый отряд», «Самый лучший хозяин», «Самая чистая комната».
- Подготовка и проведение экскурсий по лагерю.
- Подготовка и проведение дела.
Участники Совета хозяев –2 представителя от отряда - мальчик и девочка.
Совет хозяев – это временный детский коллектив (ВДК).
Цель деятельности– создание диалогического сообщества – типа отношений наиболее благоприятного для личностного развития и реализации лидерского потенциала в различных видах деятельности (трудовой, хозяйственно-бытовой, эстетической и др ).
Цель совета: Способствовать развитию лидерского потенциала подростков в организации трудовой «хозяйственной» деятельности.
Задачи:
- Включить подростков в систему самоуправления;
- Научить создавать положения о конкурсах;
- Изучить с подростками структуру, подготовку дела, работу в творческой группе;
- Создать условия для приобретения подростком новых знаний, умений в области медицины, этикета и истории детского лагеря.
Лидерами становятся ответственные, инициативные, активные личности, способные оказывать влияние на людей, отвечать за свои поступки. Они умеют организовывать новое социальное пространство, наладить взаимодействие, достигнуть желаемых результатов.
Основываясь на качествах, которыми должен обладать лидер, была создана программа, построенная на педагогических принципах демократического взаимодействия: доверия, толерантности, заботы, сотрудничества.
- Доверие: Каждый ребёнок ощущает, что ему доверяют. Каждый испытывает психологический комфорт и чувство защищённости.
- Толерантность: Уважается различие во взглядах, культуре и личностные различия. Дети избегают негативные стереотипы по отношению к сверстникам и взрослым.
- Забота: Дети заботятся друг о друге и о лице Совета; замечают и помогают друг другу решать личные проблемы; активно анализируют и обсуждают проблемы коллектива.
- Сотрудничество: Признавая различия личных целей, дети, тем не менее, формулируют коллективные цели и добиваются их осуществления.
Предполагаемый результат (для ребенка):
- Приобретение новых знаний, умений, навыков в предлагаемом виде деятельности;
- Приобретение и накопление опыта межличностного взаимодействия в совместной деятельности: ребенок – ребенок, ребёнок – взрослый;
- Ребёнок получает организаторские навыки проведения различных конкурсов и дел;
- Осознание чувства ответственности;
- Знание и применение правил хорошего тона
- Освоение навыка анализа деятельности;
- Умение применить полученный опыт в дальнейшей жизни.
Виды деятельности совета:
- Организует дежурство в отряде;
- Проводит и отслеживает конкурсы, организованные советом;
- Организует и проводит обще лагерную эколого–трудовую акцию;
- Осуществляет хозяйственные вопросы отряда;
- Контролирует поддержание чистоты и порядка в комнатах, в лагере, на прилегающей территории в целом.
- Проводит экскурсии по лагерю.
- Ведёт учёт и подводит итоги работы.
- Информирует отряды о санитарно – гигиеническом состоянии лагеря.
- Осуществляет взаимодействие с другими советами.
Педагогические условия:
- Совместное творчество ребенка и педагога;
- Сотрудничество по достижению общих целей;
- Выявление новых форм работы с детьми.
Педагогические принципы:
- Предъявление общих требований и сотрудничество;
- Индивидуальный подход.
Критерии эффективности деятельности совета:
Регулярное посещение сборов совета «хозяевами».
Время работы совета должно составлять не менее 60 минут.
Выполнение представителями совета всех обозначенных функций.
Сотрудничество с другими советами и сотрудниками лагеря.
Этапы реализации программы:
№ этапа | Название этапа | Содержание | Какие знания, умения, навыки получит ребёнок | Средства | Средства диагностики |
1 | Ознакомительный | Руководитель знакомит детей друг с другом. Ещё раз рассказывает о специфике д/л. Рассказывает о специфике совета, о том, как функционирует совет. Совместное планирование работы Совета и Целеполагание. | Дети знакомятся друг с другом, подробно узнают о специфике совета, знакомятся со своими обязанностями и правами. | Беседа, самостоятельная работа | анкетирование |
2 | Обучающий | Обучение детей проверке комнат. Совместно с детьми выработка критериев проверки комнат. Совместная проверка комнат с детьми. Знакомство с такими понятиями как: положение, этикет. Сотрудничество с медработниками. Промежуточный анализ деятельности Совета. | Ребенок получает навыки самообслуживания (заправлять кровать, убирать комнату). Дети подробно узнают алгоритм построения КТД, получают навыки конструирования КТД. Ребёнок учится работать в команде, получает опыт межличностного взаимодействия. | КТД, беседа, игры по этикету, работа по группам, урок, практикум по изготовлению игрушки | Анкетирование, наблюде ние, индивидуальный подход. |
3 | Деятельностный | Подготовка эколого- трудового дела Работа по принципу 4 сами: -сами планируем, -сами организовываем, - сами проводим, -сами анализируем. (под руководством вожатых) Помощь детям в организации общелагерного эколого- трудового дела. Организация экскурсий по лагерю. Анализ результативности деятельности. | Дети сами пробуют организовать эколого- трудовую акцию под контролем руководителя и проводят экскурсии в музеи и по лагерю. | Самостоятельная работа в библиотеке, работа в ТГ, КТД, дискуссии. | Анкета, анализ дела, наблюде ние |
4 | Демонстрационно-деятельностный | Помощь детям в проведении эколого- трудового дела. Совместный анализ проведённого дела. | Ребёнок получает практический опыт в организации массового дела. Дети учатся выявлять положительные и отрицательные стороны собственной деятельности. | Беседа, анализ, разработка рекомендаций | анализ |
5 | Итоговый | Совместный анализ деятельности Совета. Построение перспектив на будущее. Подведение итогов конкурсов: «Самая чистая комната», «Чистый отряд», «Лучшее костровое место», «Лучший Хозяин». | Осознание ребёнком полученного опыта управленческой деятельности. Построение перспектив собственного развития. | Подведение итогов, анализ | Анкета, анализ |
Система стимулирования, мотивация на деятельность:
Проведение конкурса на лучшего «хозяина»
Проведение конкурса на лучший отряд.
Учебно – тематический план
Тема занятия | Количество теоретических часов | Кол-во практических часов (совместная практическая деятельность вожатый + ребёнок) |
Вводное занятие | 15 мин. | 45 мин. |
Разработка положений о конкурсах: - самая чистая комната, - самая чистая территория. | 15 мин. | 45 мин. |
Практическое занятие по изготовлению «Домовёнка» | 15 мин. | 45 мин. |
Занятия по этикету (3) | 45 мин. | 90 мин. |
«День вежливости» | ---- | день |
Беседа с медработниками | 45 мин. | ---- |
Организация конкурса стенгазет | 15 мин. | 15 мин. |
Организация и проведение эколого – трудового дела | 30 мин. | 60 мин. |
Алгоритм работы творческой группы | 15 мин. | 45 мин. |
Азы аналитической деятельности | 15 мин. | 45 мин. |
Итого: | 5 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Летние каникулы» детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Город здоровья»
Лето – замечательная пора отдыха детей.Цель проекта программы лагеря дневного пребывания - это полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие во время летних канику...
Детский оздоровительный лагерь.
Представлены материалы по организации летнего отдыха детей в школьном оздоровительном лагере....
Презентация детского оздоровительного лагеря
Гимн детского оздоровительного лагеря "Мечта", презентация...
Дополнительная образовательная программа детского оздоровительного лагеря
Дополнительная образовательная программа летнего оздоровительного лагеря "Приключения на обитаемых островах" расчитана на детей начальной школы.Была успешно реализована в течение одной из летних смен ...
Программа работы детского оздоровительного лагеря.
Программа работы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, имеет профориентационную направленность....
Программа детского оздоровительного лагеря юных экологов "Бабочка над заливом"
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей является одной из важнейших задач государства. Государственная политика в сфере оздоровления и отдыха детей в последние годы строится так, чтобы дети...
Программа воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Я и Другие»
Программа воспитательной деятельности детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Я и Другие»по развитию коммуникативных способностей. Цель: создание благоприятных условий,...