Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к Здоровью"
рабочая программа по теме

Рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon put_k_zdorovyu.doc285.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка        

2. Содержание программы        

2.1. Направление: Духовное здоровье        

2.2. Направление: Нравственное здоровье        

2.3. Направление: Физическое здоровье        

2.4. Планируемые результаты        

2.5. Способы проверки планируемых результатов        

3. Учебно-тематический план кружка «Путь к Здоровью»        

3.1. Тематическое планирование по программе кружка        

«Путь к здоровью»        

4. Методическое обеспечение программы        

5. Условия реализации программы        

Литература        

Приложения        

Приложение 1.        

Мониторинг здоровья        

Приложение 2.        

Отрицательные факторы, влияющие на здоровье школьников        

Приложение 3.        

Приложения для проведения диагностики (тесты-анкеты)        


1. Пояснительная записка

Данная программа дополнительного образования разработана на основе Программы внеурочной деятельности на ступени начального общего образования МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты, Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (ООП НОО на период 2010-2016 годы МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты, разделы 2, 7) и предназначена для обучающихся начальных классов в возрасте с 6 до 10 лет. Занятия в 1 классе проводятся по 1 часу в неделю.  

Программа предполагает, что при переходе из одного класса в другой объём и уровень знаний будут расширяться, дополняться, углубляться и количество часов в неделю может также увеличиться.

Программа «Путь к Здоровью» направлена на:

- создание условий для здоровьсебережения обучающихся;

- получение знаний обучающимися о способах здоровьесбережения и о ценности здоровья для человека;

- получение знаний о зависимости физического здоровья от нравственного и духовного «здоровья»;  

- получение представления о семье как главной ценности в жизни человека;

- повышение адаптивных свойств детского организма;

- формирование у обучающихся устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом, воспитание волевых и нравственных качеств.

Не случайно задача оздоровления подрастающего поколения определена в качестве приоритетного направления в образовательной и воспитательной деятельности школы, так как «от здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» (В.А.Сухомлинский).

Задача формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию обучающегося, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни обучающегося в семье и школе.

Ценностные основы: здоровье - физическое, нравственное и социально-психическое; стремление к здоровому образу жизни; справедливость, милосердие, уважение родителей, забота и помощь, честность, чувство долга, красота, гармония, эстетическое развитие.

Цель программы: развитие здоровой личности с устойчивым поведением, способной к духовному, нравственному и физическому саморазвитию; развитие ценностного отношения к окружающему миру, семье, школе.

Задачи:

• сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

• научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

        • сформировать потребность ребёнка заниматься спортом, ежедневно выполнять физические упражнения;

  1. сформировать понимание осознания обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
  2. сформировать ценностное отношение к семье,  истории, культуре, традициям как к духовно-нравственному источнику; к природе как эстетическому источнику.

        Принципы организации внеурочной деятельности

  1. принцип природосообразности;
  2. возрастосообразность;
  3. принцип культуросообразности;
  4. принцип коллективности;
  5. принцип патриотической направленности;
  6. принцип проектности;
  7. принцип толерантности;
  8. воспитание успехом

2. Содержание программы

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия, которое возможно лишь при гармоничном сочетании социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни.

В целях реализации поставленных задач и достижения эффективности внеурочной деятельности в рамках спортивно-оздоровительного направления Программа «Путь к Здоровью» включает в себя три направления:

Духовное здоровье –  главная предпосылка, позволяющая человеку справиться с социальными, психическими и физическими трудностями; это состояние, в котором индивид чувствует в каждый момент жизни радость и интерес к жизни, осуществленность и гармонию с окружающим миром.  

Нравственное здоровье – способность человека противостоять негативным социальным факторам, разрушающим его как личность; это состояние, позволяющее направить свои усилия на благо семьи, школы, города, Отечества.

О развитии духовного и нравственного здоровья школьников косвенно свидетельствуют показатели уровня воспитанности обучающихся, ценностное отношение к жизни, к людям и самому себе, сформированность у обучающихся творческой и общественной активности.

Физическое здоровье – способность человека использовать своё физическое тело, его органы и системы для самосохранения. Оно измеряется степенью физической подготовленности, физическим развитием, показателями биологической зрелости, физической формой, тренированностью, физической активностью, силой и выносливостью.  

2.1. Направление: Духовное здоровье

Содержание внеурочной деятельности:

  1. изучение интересов и запросов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса, школы;
  2. включение родителей в планирование и осуществление внеурочной деятельности класса (коллектива) по программе;
  3. совместная подготовка с родителями и качественное проведение занятий (мероприятий) по программе;
  4. поддержка инициативы и творческих начинаний обучающихся, их стремления к общению, сотрудничеству;
  5. демонстрация достигнутых успехов обучающихся в школе и социуме  родным и близким людям;
  6. соблюдение нравственных традиций и правовых норм в организации внеурочной деятельности обучающихся;
  7. соблюдение эстетических и этических норм при проведении занятий (мероприятий) любого вида.

Формы и виды деятельности  по направлению «Духовное здоровье»

  1. встречи с интересными людьми;
  2. беседы о человеке и мире;
  3. экскурсии, походы;
  4. трудовые дела;
  5. подготовка и проведение праздников, посвященных важным историческим датам города, РК, страны;
  6. театрализованное представление;
  7. путешествие в мир музыкальной культуры;
  8. изучение родословной семьи;
  9. обыгрывание проблемных задач, направленных на преодоление конфликтных ситуаций в системе «учитель- ученик - родитель»;
  10. ролевые игры;
  11. просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов;
  12. День творчества;
  13. часы общения с родителями.

2.2. Направление: Нравственное здоровье

Содержание внеурочной деятельности:

  1. изучение правовых норм, законов и формирование ответственного к
    ним отношения;
  2. организация и проведение занятий (мероприятий), направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
  3. формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового  выбора мотивами долга, совести, справедливости;
  4. организация встреч с представителями города - истинными гражданами и патриотами своего города;
  5. создание условий для проявления истинного патриотизма обучающихся, любви к школе, своему городу, Родине;
  6. демонстрация примеров проявления школьниками активной гражданской позиции;
  7. разностороннее развитие нравственного мышления учащихся, привлечение возможностей социума для формирования нравственной культуры учащихся,
  8. создание условий для проявления учащимися собственных достижений в проявлении своих нравственных качеств;
  9. поощрение учащихся, совершающих нравственные поступки.

Формы и виды деятельности по направлению «Нравственное здоровье»

        В этом возрасте необходимо приобщать учащихся к проектированию своего нравственного поведения и его самосовершенствования. Возможны следующие мероприятия:

  1. «Школа душевной гимнастики» (разрешение нравственных ситуаций);
  2. демонстрации нравственных достижений выдающихся людей;
  3. презентация «Братья наши меньшие» (представление своих питомцев);
  4. конкурс проектов «Я хочу помочь людям»;
  5. конкурс проектов «Соблюдение правил поведения – залог успешного учения»;
  6. праздник правовых знаний «Путешествие в страну справедливости»;
  7. конкурс юных правоведов «Мы законодатели школьной жизни»;
  8. интерактивные игры по мотивам русских сказок «Сказка - ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»;
  9. акции милосердия;
  10. чествование ветеранов, подготовка сувениров и подарков;
  11. конкурс патриотической песни;
  12. читательская конференция по книгам детских авторов «Как поступать нельзя»;
  13. знакомство с художественными произведениями поэтов и писателей страны и мира, изображающими нравственные поступки человека в самые разные эпохи
  14.  и т.д.

2.3. Направление: Физическое здоровье

Содержание   внеурочной деятельности:

  1. изучение состояния физического здоровья обучающихся и определение возможных  путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья;
  2. изучение отношения родителей обучающихся к данной проблеме в школе и дома;
  3. создание условий для формирования здорового образа жизни обучающихся;
  4. активное привлечение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом;
  5. учет возрастных и личностных возможностей обучающихся в спортивных мероприятиях класса и школы;
  6. всесторонняя демонстрация достижений обучающихся, занимающихся  физкультурой и спортом;
  7. поощрение обучающихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, физической культурой;
  8. контроль результативности занятий физкультурой и спортом;
  9. поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении;
  10. привлечение родителей-энтузиастов спортивного движения для пропаганды здорового образа жизни в семье.        

Формы и виды деятельности по направлению «Физическое здоровье»

  1. беседы о физическом здоровье человека;
  2. беседы о здоровом питании, о соблюдении режима дня, личной гигиены;
  3. проектирование режима дня;
  4.  «Школа спортивных рекордов» (знакомство с биографиями чемпионов и их достижениями);
  5. спортивные праздники («Папа, мама, я — спортивная семья», «Спортландия»); «Весёлые старты»;
  6. «Клуб знакомств» («По следам спортивной славы»);
  7. викторины (например, «Спортсмены и судьбы»);
  8. подвижные игры;
  9. сюжетно-ролевые игры;
  10. решение ситуативных задач;
  11. интерактивные игры (например, «Азбука здоровья») и т.д.

Чтобы воспитать у учащихся положительные привычки, научить соблюдать правила гигиены необходимо, необходимо в школе обеспечить соблюдение строгих правил формирования культуры здорового образа жизни и гигиены, а именно:

  1. контроль проветривания учебных помещений, помещений отдыха;
  2. организацию физкультминуток на учебных занятиях;
  3. организацию активных оздоровительных перемен для обучающихся;
  4. контроль соблюдения обучающимися санитарно-гигиенических требований;
  5. постоянное сотрудничество с медицинской службой школы, города по изучению состояния здоровья контингента обучающихся;
  6. постоянное сотрудничество с семьями обучающихся по проблеме преодоления вредных привычек, просвещение родителей.

                                                                                (см. Приложение 2, 3)

2.4. Планируемые результаты

Результаты первого уровня:

- представление о традициях семьи, школы, города; стремление участвовать в делах класса, семьи, школы;

- начальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь;

- практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания;

- усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях и нормах экологической этики, получение первоначального опыта эмоционально - чувственного взаимодействия с природой, получение первоначального опыта о природоохранной деятельности;

- первоначальное умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений (познавательные УУД); делать выбор наиболее эффективного способа решения, оценивать себя, корректировать свои действия (регулятивные УУД); умение договариваться, сотрудничать в совместной деятельности, оказывать помощь; сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов (коммуникативные УУД);

- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, первоначальный опыт наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к самому себе; первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности.

Результаты второго уровня:

- получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, красота, гармония, физическое, нравственное и социально-психическое; стремление к здоровому образу жизни; справедливость, милосердие, уважение родителей, забота и помощь, честность, чувство долга красота, гармония, эстетическое развитие)

Результаты третьего уровня:

- получение обучающимися опыта самостоятельного социального действия.

2.5. Способы проверки планируемых результатов

        Реализация программы «Путь к Здоровью» способствует формированию ценностно-ориентированного отношения к себе, семье, школе, природе, к земле, стране, людям.

        Главные показатели духовно-нравственного развития обучающегося  - успех, доброта, образование, красота, порядок, активность, талант и здоровье.

        Основные критерии сформированности ценностей у обучающегося -

  его  дела,  поступки, мотивы, которыми он руководствуется в своем поведении.
   

Оценка эффективности реализации программы:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- качество отношений в коллективе;

- знание правил поведения и умение их использовать;

- чистота и порядок в портфели, дома, на рабочем месте в классе;

- осознанные действия по сохранению здоровья;

- готовность к совместной деятельности;

- готовность к участию в социальных проектах;

- ценностное отношение к семье, окружающему миру.

       

  Для изучения воспитанности обучающихся применяются следующие  методы:

  1. изучение  Портфолио  обучающегося;  
  2. наблюдение;  
  3. изучение взаимоотношений в семье;
  4. беседы с обучающимся и родителями;  
  5. анкетирование;
  6. психолого-педагогические  диагностические карты личности обучающегося;
  7. деловые и ролевые игры (создание  ситуаций,  требующих  проявления тех или иных качеств личности).

В приложениях представлены примерные виды тестов-анкет для проведения диагностики состояния здоровья обучающихся по отдельным показателям здоровья («Приложения для проведения диагностики (тесты-анкеты)»)

3. Учебно-тематический план кружка «Путь к Здоровью»

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Ауди-тор-ные

Внеау-дитор-ные

1

«Чистота – залог  здоровья».

1

1

Рассматривание иллюстраций; беседа; беседа по сказке  «Федорино горе».

2

Операция «Чистюлькин»

1

1

Собирание портфеля, укладывание учебных принадлежностей, уборка в классной комнате.

3

«Два волшебника» (подвижные игры со спортивным инвентарем в спортивном зале)

1

1

Выполнение упражнений  с мячом, с гимнастической палкой.

Игра «Мяч – соседу»; «Веселые эстафеты с предметами».

4

Здоровые зубы – здоровый человек.

1

1

Рассматривание иллюстраций; беседа;

Беседа по рассказу  «Что любят и что не любят наши зубы».

5

«Поделись улыбкою своей».

1

1

Рассматривание иллюстраций на слайдах; практическое выполнение действий: «как нужно чистить зубы».

6

«Моя семья - моя крепость»

1

1

Рассказы детей о своей семье, о семейных традициях.

7-8

Любимые  подвижные игры моей семьи

2

2

Демонстрация игр с участием родителей.

9

День коллективного отдыха детей и родителей «Вместе танцуем и поём – очень весело живём»

1

1

«Чаепитие», конкурсы: песенные, чтецов, сочинителей юмористических историй и т. д.

10

Удивительное рядом.  

1

1

Экскурсия в тундру. Наблюдение, беседа.

11

Почему кости крепкие.

(«Кости будут много крепче, если будешь есть изюм, а ещё добавишь в пищу – что?»

1

1

Рассматривание иллюстраций (на слайдах) о продуктах питания с указанием ценных веществ в них и значения их для организма человека. Ситуативная задача: какие продукты необходимо добавлять в пищу, чтобы кости были крепкими.

12

Я здоровье сберегу - сам себе я помогу!

1

1

Выполнение упражнений. Спортивные игры.

13

Игровая программа «Йога - скоп»

1

1

Выполнение статических упражнений.

14

Улица полна неожиданностей

1

1

Экскурсия по микрорайону школы

15

Одежда красит человека…

1

1

Рассматривание иллюстраций; демонстрация одежды, моющих средств; беседа.

16

С чего начинается Родина?..

1

1

Экскурсия по центральной улице города. Обуч-ся сами рассказывают о зданиях и памятниках, педагог поправляет и дополняет.

17

Познавательное занятие «Ох, уж эти микробы!»

1

1

Просмотр слайдов «Они живут в нас и рядом с нами»; беседа; лабораторная работа.

18

Познавательная игровая программа «Как мы спасли витаминку»

1

1

Беседа у доктора.

19

Театрализированное представление «Чистота – залог здоровья».

1

1

Театрализированное представление.

20

Режим дня – основа успешной жизни.

1

1

Встреча со старшеклассниками, беседа; составление режима дня каждым индивидуально, обсуждение.

21

О лени и лентяях.

1

1

Решение проблемных ситуаций; беседа.

22

Терпенье и труд все перетрут.

1

1

Игра- практикум

23

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

1

1

Сюжетно-ролевая игра: «Встреча двух друзей», «Звонок товарищу» (повторить вежливые слова, правила этикета).

24

Как заводить себе друзей

1

1

Игровая форма, решение проблемных ситуаций, беседа.

25

«Просто я работаю волшебником…»

1

0,5

0,5

Беседа, ситуативные задачи, творческая мастерская.

26

Какой я ребенок?

1

1

Ситуативные задачи, тест; рассказ.

27

В царстве вежливости и доброты

1

1

Театрализованная игра.

28

Я, ты, он, она – вместе школьная «семья».

1

1

Сюжетно-ролевая игра.

29

Азбука прав ребенка.

1

1

Сюжетно-ролевая игра «Мы законодатели школьной жизни».

30

«Сильные, ловкие, смелые»

1

1

Спортивные игры, придуманные самими обучающимися

31

«Веселые эстафеты» (спроектированные обучающимися)

1

1

С/игры составлены обучающимися и их родителями.

32

Школа вежливых наук

1

1

Тренинг. Правила честного спора. Ситуативные задачи; беседа; рисование.

33

Правила дорожного движения – твои друзья, а забывать друзей нельзя.

1

1

Игра-практикум.

34

Соблюдение правил поведения – залог успешного учения.

1

1

Ситуативные задачи; беседа; составление свода правил для успешного учения в школе и сохранения здоровья.

Итого

34

17,5

16,5

3.1. Тематическое планирование по программе кружка

 «Путь к здоровью».

1 класс.

№ п/п

Мероприятие

Цель, задачи

Методы, приёмы

Планируемые результаты

1

«Чистота – залог здоровья».

Воспитание осознанной потребности поддерживать чистоту и порядок  в доме, в школе.

Способствовать осознанию: от соблюдения санитарно-гигиенических условий  в помещении зависит здоровье.

Рассматривание иллюстраций; беседа; беседа по сказке

 «Федорино горе».

Знать, что чистота в помещении – важный фактор сохранения здоровья.

Уметь наводить порядок в своей комнате (дома), в кабинете, на парте.

2

Операция «Чистюль-кин»

Освоение практических действий по  наведению и соблюдению порядка на парте, в портфеле, в классной комнате.

Создать условия для приобретения навыков по наведению и соблюдению порядка на рабочем месте дома, в классе, портфеле.

Собирание портфеля, укладывание учебных принадлежностей, уборка в классной комнате.

Знать алгоритм действий по соблюдению, а также наведению порядка на своем рабочем месте, портфеле, в классной комнате.

3

«Два волшебника» (подвижные игры со спортивным инвентарем в спортивном зале)

Освоение упражнений с мячом и гимнастической палкой.

Научить правильно выполнять упражнения с мячом и гимнастической палкой: метание, броски;  ходьба по гимнастической палке, перекаты.

Выполнение упражнений  с мячом, с гимнастической палкой.

Игра «Мяч – соседу»; «Веселые эстафеты с предметами».

Понимать необходимость физических упражнений для поддержания здоровья.

Получить знание о способах использования  для поддержания здоровья предметов-«волшебников»  (мяч, гимнастическая палка)

4

Здоровые зубы – здоровый человек.

Формирование стремления систематически заботиться о своих зубах.

Способствовать осознанию: здоровые зубы – здоровый человек.

Рассматривание иллюстраций; беседа;

Беседа по рассказу  «Что любят и что не любят наши зубы».

Иметь представление о том, как нужно относиться к своим зубам. Знать, что вредно и что полезно для зубов.

5

«Поделись улыбкою своей».

Формирование умения заботиться о своих зубах.

Способствовать пониманию: здоровые зубы – это ещё и красивая улыбка; чтобы красиво улыбаться и оставаться здоровым, надо правильно ухаживать за зубами.

Рассматривание иллюстраций на слайдах; практическое выполнение действий: «как нужно чистить зубы».

Знать правила ухода за зубами, пользования зубной щеткой.

6

«Моя семья - моя крепость»

Формирование отношения к своей семье как к главной ценности в жизни человека.

Способствовать пониманию: семья – самая большая ценность в жизни человека, ее надо оберегать.

Прививать любовь и уважение к старшим.

Рассказы детей о своей семье, о семейных традициях.

Получить представление, что семья – самая дорогая ценность в жизни человека.

7-8

Любимые  игры моей семьи (подвижные игры)

Развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции.

Прививать любовь и уважение к старшим.

Демонстрация игр и игры (настольные, интеллектуаль-ные, подвижные) с участием родителей.

Уважительное отношение к семейным традициям. Любовь к родителям.

9

День коллективного отдыха детей и родителей «Вместе танцуем и поём – очень весело живём»

Формирование духовно-нравственных ориентиров.

Развивать творческие и коммуникативные способности ребенка. Прививать навыки сотрудничества с другими людьми, активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи.

«Чаепитие», конкурсы: песенные, чтецов, сочинителей юмористических историй и т. д.

Расширить представление о своей семье.

Получить представление о родителях товарищей по классу, о взаимоотношениях в их семьях, талантах членов семьи.

10

Удивительное рядом.  

Воспитание ценностного отношения к природе.

Прививать любовь к родному краю. Учить наблюдать  красоту  северной природы.

Экскурсия в тундру. Наблюдение, беседа.

Получить первоначаль-ный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе родного края.

11

Почему кости крепкие.

(«Кости будут много крепче, если будешь есть изюм, а ещё добавишь в пищу – что?»

Формирование осознанной потребности заботиться о своем здоровье.

Рассматривание иллюстраций (на слайдах) о продуктах питания с указанием ценных веществ в них и значения их для организма человека. Ситуативная задача: какие продукты необходимо добавлять в пищу, чтобы кости были крепкими.

Иметь представление о правильном питании. Знать, что выбирать из набора продуктов, чтобы всегда быть здоровым, сильным, выносливым (творог, молоко, капуста, овсяная каша, морковь).

12

Я здоровье сберегу - сам себе я помогу!

Формирование представления о строении тела человека, его физических возможностях. Развитие двигательной активности детей.

Выполнение упражнений. Спортивные игры.

Уметь выполнять физические упражнения. Уметь договариваться в игре, находить общее решение.

13

Игровая программа «Йога - скоп»

Формирование представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье: зависимость здоровья от гибкости позвоночника.

Выполнение статических упражнений.

Знать о влиянии правильно сформирован-ном позвоночнике на здоровье человека.

14

Улица полна неожидан-ностей

Соблюдение правил безопасности на улице, на дорогах.

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения. Развивать внимание и наблюдательность.  

Экскурсия по микрорайону школы с целью изучения местности, опасных зон для отдыха, игр.

Знать правила поведения на улице, правила дорожного движения.

Уметь пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

15

Одежда тоже красит человека…

Воспитание ценностного отношения к своему внешнему виду

Привить навыки повседневного ухода за одеждой.

Учить детей приемам стирки; познакомить с различными моющими средствами.

Рассматривание иллюстраций; демонстрация одежды, моющих средств; беседа.

Знать о культуре внешнего вида, правила повседневного ухода за одеждой, их применение. Иметь представление о приёмах стирки, о различных моющих средствах.

16

С чего начинается Родина?..

Формирование любви к малой родине.

Пробудить интерес к истории родного города. Сформировать элементарные представления о национальных героях -заслуженных людях города.

Экскурсия по центральной улице. Сообщение обучающихся о важных зданиях, расположенных на ул. Ленина; дополнение сообщений учителем, рассказ о А.Г.Чернове, памятник кот. находится в м-р-не школы.

Иметь элементарное представление об истории Воркуты, заслуженных людях как национальных героях.

17

Познавательное занятие «Ох, уж эти микробы!»

Формирование представления о микробах, являющихся и распространителями инфекционных заболеваний, и полезными для людей.

Развивать любознательность. Вызвать интерес к работе с микроскопом.

Просмотр слайдов «Они живут в нас и рядом с нами»; беседа; лабораторная работа.

Иметь представление о микробах, являющихся и распространителями инфекционных заболеваний, и полезными для людей.

18

Познавательная игровая программа «Как мы спасли витаминку»

Формирование представления о  пользе витаминов.

Беседа с доктором.

Знать понятия «полезная и вредная для здоровья пища». Знать о пользе витаминов, наиболее ценных продуктах, насыщенных витаминами.

19

Театрализированное представление «Чистота – залог здоровья».

Развитие готовности самостоятельно соблюдать правила личной гигиены.

Развивать творческие способности в драматизации.

Театрализированное представление.

Уметь применять в жизни правила личной гигиены.

20

Режим дня – основа успешной жизни.

Формирование представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье: рациональная организация режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности. Учить составлять режим дня; прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; учить ценить время.

Встреча со старшеклассниками, беседа; составление режима дня каждым индивидуально, обсуждение.

Иметь представление о значимости режима дня. Уметь самостоятельно составлять свой режим дня, правильно распределять время  на различные виды деятельности.

21

О лени и лентяях.

Формирование представления об отрицательном влиянии на жизнь человека собственной лени.

Обсудить проблему человеческой лени; сделать выводы, как преодолеть собственную лень; учить рассуждать.

Решение проблемных ситуаций; беседа.

Знать: лень губит человека.

22

Терпенье и труд все перетрут.

Воспитание культуры трудовых навыков.

Привить аккуратность, опрятность, желание эстетизировать свой быт, старательно ухаживать за предметами своего гардероба.

Игра- практикум

Иметь элементарные навыки участия в деятельности по уходу за своими вещами, стремиться быть  аккуратным и опрятным. Понимать необходимость регулярного ухода за своими личными предметами гардероба.

23

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным

Формирование умения различать хорошие и плохие поступки.

Развивать монологическую и диалогическую речь, внимание, память; воспитывать культуру поведения, правила хорошего тона.

Сюжетно-ролевая игра: «Встреча двух друзей», «Звонок товарищу» (повторить вежливые слова, правила этикета).

Иметь представление о правилах нравственного поведения. Знать правила хорошего тона.

24

Как заводить себе друзей

Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи.

Учить ценить дружбу и настоящих друзей.

Игровая форма, решение проблемных ситуаций, беседа.

Понимание и поддержание таких нравственных устоев, как дружба, взаимопомощь, ответственность за другого.

25

«Просто я работаю волшебником…»

Воспитание уважение к старшим членам семьи

Прививать культуру поведения в семье; вырабатывать навыки поведения в конкретных конфликтных ситуациях.

Беседа, ситуативные задачи, творческая мастерская.

Понимание и поддержание таких нравственных устоев, как любовь к родителям, почитание родителей, забота о них.

26

Какой я ребенок?

Воспитание навыков и привычек культурного поведения дома.

Прививать уважение к старшим; внимательное, доброе отношение к людям.

Ситуативные задачи, тест; рассказ.

Знать о правилах поведения дома, уметь применять их в жизни. Уметь вежливо общаться с людьми. Уметь оценивать свои поступки.

27

В царстве вежливости и доброты

Формирование умения различать хорошие и плохие поступки.

Прививать навыки вежливого общения с окружающими; помогать учащимся постигать понятия добра и зла.

Театрализованная игра.

Иметь представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения.

28

Я, ты, он, она – вместе школьная «семья».

Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи.

Учить сотрудничать, совместно решать ситуативные задачи.

Сюжетно-ролевая игра.

Уметь быть толерантными в отношениях друг с другом, быть ответственными за свои поступки, знать нормы (нравственного) этикета.

29

Азбука прав ребенка.

Формирование осознанной необходимости соблюдать правила поведения. Способствовать установлению взаимоотношений в классе на основе понимания и дружбы.

Сюжетно-ролевая игра «Мы законодатели школьной жизни».

Знать права и обязанности ученика.

30

«Сильные, ловкие, смелые»

Способствовать пониманию необходимости  двигательной активности.

Учить самостоятельно составлять комплекс упражнений, доступных спортивных игр для поддержания физического здоровья.

Спортивные игры, придуманные самими обучающимися

Понимать значение двигательной активности для хорошего самочувствия.

31

«Весёлые эстафеты» (спроектированы обучающими-ся совместно с родителями)

Формирование потребности у обучающегося заниматься спортом.

Эстафеты составлены обучающимися и их родителями.

Уметь организовывать свой отдых весело и с пользой для здоровья.

32

Школа вежливых наук

Формирование представления о речевом этикете.

 Ознакомить с правилами вежливого общения; показать, что вежливость – это проявление уважения к людям, выраженная в словах, мимике, жестах, поведении.

Тренинг. Правила честного спора. Ситуативные задачи; беседа; рисование.

Иметь представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения.

33

Правила дорожного движения – твои друзья, а забывать друзей нельзя.

Формирование представления о здоровой и безопасной жизни.

Закрепить знания о правилах дорожного движения; научиться различать сигналы светофора.

Игра-практикум.

Иметь представление о зависимости здоровой и безопасной жизни от соблюдения ПДД.

34

Соблюдение правил поведения – залог успешного учения.

Формирование представления об успешном человеке.

Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения во время урока и перемены.

Ситуативные задачи; беседа; составление свода правил для успешного учения в школе и сохранения здоровья.

Иметь представление о том, что успешное обучение в школе напрямую зависит от соблюдения правил поведения дома, в школе, на улице, от умения сотрудничать со всеми и жить в дружбе и согласии с оружающими.

4. Методическое обеспечение программы

        В процессе реализации воспитательной программы «Путь к Здоровью» используются  следующие педагогические технологии:

  1. технология личностной ориентации педагогического процесса, в основу которой положена педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин и др.).

 Главные положения:

  1. превращение педагогики знания в педагогику развития личности;
  2. в центре всей работы - личность  ребенка;
  3. сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.
  1. технология коллективного  творческого воспитания (по И.П. Иванову).

         построена на принципах:

  1. приоритет успешности ребенка;
  2. учет субъективности, талантливости ребенка;
  3. приоритет эстетических ценностей (доброта, любовь и др.);
  4. гуманизация воспитательного процесса;
  5. сотрудничество, партнерство;
  6. групповое влияние на индивидуальные способности личности;
  7. коллективная и общественная значимость деятельности.
  1. игровые технологии (Г.И. Пидкасистый, Эльконин Д.Е.) используются, как средства активизации и интенсификации деятельности обучающихся.

Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща. В игре дети приобретают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически овладевают нормами и правилами поведения, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеющих возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, самостоятельность.

  1. коммуникативная технология, т.е. воспитание на основе общения (Лозанов Г., Е.И. Пассов, Скалкин В.Л. и др.).

Главное в этой технологии – речевая направленность воспитания через общение. Особенностью этого подхода является то, что воспитанник предстает на какое-то время автором точки зрения по обсуждаемому вопросу. У него формируется умение высказывать свое мнение, понимать, принимать или отвергать чужое мнение, осуществлять конструктивную критику, искать позиции, объединяющие различные точки зрения.

5. Условия реализации программы

Согласно Стандартам часы на внеурочную деятельность должны быть распределены на аудиторные и внеаудиторные в соотношении 50%/50%.

Оптимальным вариантом для наиболее успешной аудиторной деятельности является создание кабинета, оборудованного классной доской, соответствующим ТСО (мультимедийный проектор, телевизор, магнитофон, видеомагнитофон), аудио- и видеокассеты, экран (на штативе или навесной), дидактический материал для проведения мероприятий, инвентарь для игр, иллюстрации, слайды, костюмы или элементы костюмов для проведения сюжетно-ролевых игр, праздников.

Аудиторные занятия могут проводиться в классном кабинете, оборудованном в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Рабочий кабинет может содержать стенды с необходимым оформлением.        К оформлению кабинета необходимо привлекать самих ребят, совместная работа способствует  сплочению коллектива, обеспечит возможность лучше узнать друг друга.

        Для проведения внеаудиторных занятий (праздников или спортивных соревнований)  необходим актовый или спортивный зал. Внеаудиторные занятия включают также занятия, проводимые согласно теме и задачам (экскурсии, походы и др.) на улице.

        Критерием реализации Программы также является знание и  соблюдение требований санитарно-гигиенических условий организации образовательной деятельности в школе  (приложение 2, приложение «Перечень документов, используемых Управлением образования в производственном контроле за соблюдением санитарных правил»)


Литература

Печатные пособия

1

Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты. Классные часы и внеклассные       мероприятия. «ВАКО». М. 2006.

2

Азбука нравственности. Методические рекомендации учителям по проведению уроков. 1, 2, 3, 4 класс. /Авт. Коллектив: Э.П. Козлов, В.И. Петрова и др. – М.: ИОСО РАО, «Филология», 1999.

3

Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. – М.: Сфера, 2005.

4

Бобылева Л.Д. Беседа о культуре поведения в природе. /Начальная школа. – 2001, № 7/

5

Богословская Н.Е., Купина Н.А. «Весёлый этикет» (Развитие коммуникативных способностей) – Екатеринбург: «АРГО», 1997.

6

Дьячкова Г.Т. «Внеклассные занятия в начальной школе» - Волгоград, Издательство «Учитель», 2009.

7

Журнал «Воспитание школьников»

8

Журнал «Начальная школа»

9

Классные часы по нравственному воспитанию. 1 класс. Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.

10

Ковалько В.И. Подвижные игры. М.: ВАКО, 2008.

11

Персидская И.В., Фонова Г.А. – Классные часы (внеклассная работа в начальной школе) - Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.

12

Формирование коммуникативной культуры у младших школьников. «Начальная школа», № 11. 2001. с.23.

Экранно-звуковые пособия

1

Анатомия для детей.

2

Здоровому все здорово.

3

Жить или не жить.

4

Путешествие в прекрасное.

5

Секреты природы.

6

Улица полна неожиданностей.

7

Этикет (для младших школьников).


Приложения

Приложение 1. 

Мониторинг здоровья – оценка всех параметров здоровья в динамике. Периодичность фиксации показателей здоровья целесообразно совместить с важными периодами развития ребенка:

  1. Выпускник ДОУ (готовность к обучению в школе).
  2. В конце 1 класса (адаптация к школьной среде).
  3. Выпускник начальной школы (готовность к обучению в основной школе).
  4. В конце 5 класса (адаптация школьников в основном звене).
  5. Выпускник основной школы (период острого подросткового кризиса, готовность к обучению в старшем звене).
  6. В конце 9 класса (адаптация школьников в старшем звене).
  7. Выпускник 11 класса.

Итак, ценностью здоровьесберегающего образования является качество здоровья обучающихся, периодически оцениваемые по вышеперечисленным критериям. Соответствие уровня здоровья реального выпускника тому, что декларируется в модели выпускника конкретного ОУ, позволяет оценить качество образования в данном ОУ.

При этом очевидно, что измерение хотя бы некоторых показателей здоровья требует подготовленных специалистов, владеющих современными технологиями диагностики здоровья, сбора и обработки информации, мониторинга ситуации, позволяющего принимать адекватные и своевременные управленческие решения. Результаты такого мониторинга должны вносить свой вклад в оценку качества образования и оценку труда коллектива учителей, обеспечивающих результат.

Приложение 2. 

Отрицательные факторы, влияющие на здоровье школьников

-Учебные нагрузки обучающихся, приводящие их к состоянию переутомления.

- Школьные стрессы.

- Распространение среди обучающихся вредных привычек, зависимостей.

- Неправильная организация физической активности обучающихся, профилактика гиподинамии.

- Питание школьников во время их пребывания в ОУ.

- Предупреждение патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом (так называемых «школьных» болезней).

- Низкий уровень культуры здоровья обучающихся, недостаток знаний по вопросам здоровья.

- Необходимость сотрудничества с родителями обучающихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей.

- Некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

Приложение 3.

Базовая модель системной комплексной работы

по сохранению здоровья в ОУ

I блок – здоровьесберегающая инфраструктура ОУ.

        Блок включает:

- состояние содержания здания и помещений школы в соответствие с гигиеническими нормативами;

- оснащенность кабинетов физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;

- наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;

- наличие и необходимое оснащение школьной столовой;

- организация качественного питания;

- необходимый (в расчете на количество обучающихся) квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т. п.).

        Необходимо обратить внимание на значимость каждой позиции этого блока в сохранении и укреплении здоровья обучающихся. Совсем нередки случаи, когда школа приобретает дорогостоящее оборудование для физиотерапии, не имея при этом тренажеров и необходимой мебели.

        Ответственность и контроль за реализацию этого блока должна быть возложена на администрацию школы.

II блок – рациональная организация учебного процесса.

        Блок включает:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной (домашние задания) нагрузки обучающихся на всех этапах обучения;

- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства);

- рациоанальная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе;

- индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах;

        Реализация мероприятий этого блока создает условия для снятия перегрузки, чрезмерного функционального напряжения и утомления, условия для нормального чередования труда и отдыха, повышения эффективности учебного процесса.

        Как показало изучение организации учебного процесса и учебной нагрузки, далеко не всегда, даже в ОУ, выделяющих работу по сохранению и укреплению здоровья в числе приоритетных направлений деятельности, серьёзно относятся к решению проблем рациональной организации учебного процесса. Это в большей мере относится к лицеям, гимназиям, школам с углубленным изучением предметов.

III блок – организация физкультурно-оздоровительной работы.

        Блок включает:

- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);

- организацию занятий по ЛФК;

- организацию часа активных движений (динамической паузы) между 4-м и 4-м уроком в начальной школе;

- организацию динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

- создание условий и организацию работы спортивных секций;

- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий («Дней спорта», соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

        Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима школьников, она способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, позволяет повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья школьников.

        К сожалению, в большинстве ОУ резерв физкультурно-оздоровительной работы используется недостаточно.

IV блок – просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

        Блок включает:

- внедрение в систему работы ОУ программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни («Разговор о здоровом питании», «Все цвета, кроме черного» (ранняя профилактика наркомании), «Приключения в стране Здоровья» и т. п.). Подобные образовательные программы должны носить либо модульный характер, либо включаться в учебный процесс в качестве регионального или школьного компонента;

- лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

- проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т. п.;

- создание общественного Совета по здоровью, включающего представителей администрации, обучающихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».

        Электичность, отсутствие системы и специалистов, способных квалифицированно и грамотно вести беседу с обучающимися, создают условия для негативного отношения к подобным занятиям и дают эффект, прямо противоположный желаемому. Кроме того, нецелесообразно и даже вредно использовать в практике просветительско-воспитательной работы ОУ пропаганду новых «нетрадиционных» идей и систем оздоровления (природное оздоровление, биодобавки, специфическая организация питания, диеты и т. п). Следует понимать, что дети (особенно подростки) готовы к любым экспериментам с собственным здоровьем, они ещё не способны оценить влияние предлагаемых им методик, а желание «иметь идеальную фигуру» или «накачать мышцы» с помощью нетрадиционных методик может отрицательно сказаться и на физическом, и на психическом здоровье.

V блок – организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников ОУ и уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья.

        Блок включает:

- лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т. п.;

- приобретение и распространение необходимой научно-методической литературы;

- привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных мероприятий: спортивных соревнований, «Дней здоровья», занятий по профилактике вредных привычек и т. п.; организацию общественного Совета по здоровью и совместное (учителя, специалисты, родители, обучающиеся) обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в своем ОУ с учетом реальных возможностей и потребностей; выбор приоритетных направлений деятельности.

VI блок – профилактика заболеваний и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

        Блок включает:

- использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, а также нарушений зрения и т. п.;

- регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;

- регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья класса (школы), что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры.

- создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами;

- привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.

        В этом и других блоках намеренно не выделяется «лечебная и оздоровительная работа» (с использованием специальных процедур, требующих врачебного назначения, наблюдения и контроля, таких, как различные виды массажа, физиотерапии, бальнеотерапии, фитотерапии, аромотерапии, озонотерапии и т. п.), она не является функцией ОУ. Подобная работа может быть дополнительным компонентом в работе, которую ведут медицинские работники ОУ.


 

Приложения

для проведения диагностики

 (тесты-анкеты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с ФГОС НОО в 2011г....

Рабочая программа внеурочной деятельности В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ

Рабочая программа внеурочной деятельности  В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" (кружок)

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.Здоровье подразумевает не только отсутствие боле...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших ш...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

урс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших шк...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Азбука здоровья".

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...