Рабочая программа внеурочной деятельности"Азбука здоровья".
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Боброва Наталья Петровна

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_azbuka_zdorovya_bobrova.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

                                                                 «Средняя общеобразовательная школа № 5 с.Пашково».

«Рассмотрено»                                             «Согласовано»                                                                              «Утверждено»

Руководитель МО                                         Заместителем директора по УВР                                              Директор

________          ___________                        _______          _______________                                                ________       ____________

подпись                  ФИО                                подпись               ФИО                                                                  подпись         ФИО

Протокол №                                                    Протокол №                                                                                   Протокол №

от «___»___________г.                               от «___»________________г.                                                     от «____»_______________г.

                                               

                                       

   Рабочая программа

                                                                     внеурочной деятельности

                                                                         « Азбука здоровья »

        для 1 класса

                                                              2 часа в неделю (всего 60 часов)

                                                                                                                                         

                                                                         Составитель:

                                                                                                                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                                                                                                                      МКОУ  СОШ №5 с.Пашково

                                                                                                                                                                                       Боброва Н.П.

                                                 

                              2014 – 2015 учебный год.

                                                               

Пояснительная записка

       Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

 Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса. Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, администрацией школы.

Цели программы:

      Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  2. Профилактика вредных привычек.
  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.

Особенности программы:

       Данная  программа строится на принципах:

       Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

      Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

      Системности; определяющий взаимосвязь и целостность   содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

   При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

     Обеспечение мотивации

    Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

    Занятия  носят  научно-образовательный характер. 

    Основные виды деятельности учащихся:

- навыки дискуссионного общения;

- опыты;

- игры;

-викторины;

- конкурсы рисунков;

-исследовательская деятельность.

       В своей работе педагог ориентируется не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям. К жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Программа  курса «Азбука здоровья» представляет систему занятий  рассчитанных на 1 год обучения, 60 часов (2 часа в неделю). Занятия начинаются с октября.

 

Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания образовательной программы «Азбука здоровья»:

  • умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния полного благополучия (физического или соматического, психологического и социального);
  • умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
  • умение доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты изучения образовательной программы «Азбука здоровья»:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
  • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья;
  • проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях;
  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам и окружающим людям в сохранении и укреплении их здоровья во всех его проявлениях.

Метапредметные результаты изучения образовательной программы «Азбука  здоровья»:

  • характеристика личного и общественного здоровья как социальнокультурного феномена, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • обеспечение защиты и сохранения личного и общественного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологически возрастным особенностям;
  • планирование и организация самостоятельной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
  • анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности с точки зрения возможных рисков нарушения здоровья и возможностей его совершенствования;
  • управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.

                                                          Основные направления реализации программы:

  • –    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
  • – организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;
  • – активное использование спортивных площадок школы и населённого пункта  в рамках работы программы
  • – проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • – санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • – организация режима питания учащихся;

Календарно - тематическое планирование (60 часов)

Тема

      Количество

 часов(теория).

              Количество

             часов(практика).

Дата проведения

1-3

Беседа «Поведение в школе», ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него.Карта опасных мест.

1

2

Карта-схема опасных мест.

29.09

1.10

6.10

4-5

Беседа «Твой новый режим дня» .

1

1

Игровое занятие.

8.10

13.10

6-7

Азбука безопасности на дороге.

1

                              1

                 Викторина.

             Конкурс рисунков.

       15.10

       20.10

8-10

Экскурсия «Красота осенней природы».

1

2

Коллективная работа.

«Осенняя кладовая».

22.10

27.10

29.10

1 четверть   -    10 ч.

11-15

Витамины-наши лучшие друзья.

1

4

Акция «Витаминка».Работа с солёным тестом.Праздник витаминов.

10.11

12.11

17.10

19.10

24.10

16-17

Путешествие в страну «Мойдодырию».Мыло и вода-наши лучшие друзья.

1

1

Игровое занятие «Привет микробам».

26.11

1.12

18-21

Правильное питание-залог здоровья. Что такое гастрит.

1

3

Исследовательская

работа.

«Жевательная резинка,чипсы,кириешки.За или против».

3.12

8.12

10.12

15.12

22-23

Уроки Мальвины. Правила поведения за столом во время еды.  «Уроки осторожности».

1

1

Игровое занятие«Накрой на стол».

17.12

22.12

24

Учимся не болеть. Здоровье и осторожность.

Дружба с чесночком.

0,5

0,5

Капсулки здоровья.

24.12

25

Польза и вред мороза.

0,5

0,5

Мероприятие «Советы Дедушки Мороза». Чаепитие.

29.12

2 четверть-15 ч.

26

Уроки пчёлки Майи. Польза мёда.

0,5

0,5

2-29

Уроки Бобренка. Здоровые зубы

1

1

Игровое занятие.

«Здоровые зубы здоровью любы».

30-32

Что мы знаем о глазах? Как беречь зрение?

1

1

Викторина .

32-38

Беседа «Сменная обувь. Зачем она?»

1

6

Исследовательская

Работа «« Сменная обувь. Один из способов сделать воздух в школе чище».

39-40

Игра «Осторожно – тонкий лёд!»

1

1

Конкурс рисунков.

41-44

Польза зарядки.

1

3

Разучивание комплекса утренней зарядки.Готовим презентацию.

45-50

«Компьютер. Польза и вред.»

1

5

Исследовательская работа

«Плюсы и минусы компьютера».

51-52

Экскурсия Наблюдения за весенними изменениями в природе. Подвижные игры.

1

2

Поделка «Верба».

53-54

«Мой друг – велосипед».

1

1

Викторина «Соблюдай правила вождения».

55-55

Беседа «Вежливость и здоровье»

1

 2

Мероприятие

«День вежливости».

57

Беседа «Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время»

1

1

Выставка рисунков.

58

Своя игра «Азбука здоровья»

1

1

Фотоотчёт за год.

Планируемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник первого класса.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • равноправно общаться, считаясь с интересами других;
  • отстоять своё мнение;
  • проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
  • расширять круг интересов, способностей и увлечений;
  • самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших ш...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

урс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших шк...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  в 1 классе...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 3 класс на основе авторской программы «Школа док­торов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой,  Н. А.Лемя­скиной  для 1-4 ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья»...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука здоровья»

      Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения....