План воспитательной работы во 2-Б классе
методическая разработка (2 класс) на тему

План воспитательной работы во 2-Б классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vosp.raboty_vo_2_b_klasse.docx342.83 КБ

Предварительный просмотр:

План

воспитательной работы

на 2012-2013 учебный год

2 «б» класс

Классный руководитель:        

Паранина С.А.

Задачи воспитательной работы

на 2012-2013 учебный год

1. Формирование ученического коллектива. 

2. Осуществлять изучение условий жизни и личности каждого ученика.

3. Выявить слабоуспевающих и часто болеющих учеников, организовать работу по предупреждению неуспеваемости.

4. Привлекать к сотрудничеству школьного социолога.

5.  Пропагандировать здоровый образ жизни.

6.Развивать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ученика, вовлекать ребят в различные формы творческой деятельности.

7.Обеспечивать развитие коммуникативной компетентности как компонента общей культуры человека.

8. Воспитание патриотизма.

9. Создание классных традиций.

10. Проводить различные виды диагностики.

11. Начать организацию классного самоуправления .

Характеристика класса

Во 2 «Б» классе  обучается 26 учеников: 13 девочек и 13 мальчиков.

.  Результаты анкетирования показали, что память развита у 3 учащихся на высоком уровне, у 6 – на среднем, у 2 – на низком; внимание - 4 учащихся на высоком уровне, у 5 – на среднем, у 2 – на низком; мышление - 3 учащихся на высоком уровне, у 7 – на среднем, у 1 – на низком

   Восприимчивость, интерес к новому, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность помогают большинству детей добиваться хороших результатов в учебе. Высокому качеству знаний способствовало проведение цикла классных часов на тему «Учись учиться», на которых ученики знакомились с приемами развития внимания, памяти.

   В классе большое внимание уделяется организации и проведению учебных экскурсий, ролевых игр, конкурсов, предметных недель. Детям запомнились экскурсии в лес, на водоем, в школьный краеведческий  музей. Они способствуют расширению кругозора, повышению познавательного интереса, сплочению детского коллектива.

   Учащиеся проявили знания и творческий подход в предметной  математической неделе. Ребята участвовали в празднике числа, математических фокусах, олимпиаде.

   Коллектив класса – постоянный участник таких общешкольных мероприятий, как выставки, конкурсы, поисковые работы. В классе выпускается классная газета «Звездочки».

   Классный руководитель стремится вовлечь во внеурочные мероприятия детей, имеющих низкий уровень развития познавательных процессов и испытывающих трудности в учебе. С ними проводится индивидуальная работа, дополнительные занятия.

   Самоуправление в классе работает под девизом « Мы вместе всегда, мы в пути, хотим мы до цели дойти». Обязанности (выборные и сменные):

- ответственный за здоровье и спорт – Крепыш

- за учение – Знайка

- за общение – Добряк

- за досуг – Затейник

- за развитие личностных качеств (уход за живым уголком) – Цветик

   Высший орган самоуправления – классное собрание, планирующее, обсуждающее и оценивающие работу. Такая организация дает почувствовать каждому ребенку свою принадлежность к коллективу класса, учит самостоятельности и ответственности.

   В целом класс дружный: дети помогают друг другу, радуются успехам одноклассников.

По состоянию здоровья медицинской службой определены: I группа здоровья – 6 учеников, II группа здоровья - 5 учеников.

   Из 26 семей учащихся класса 3 неполных, в них воспитанием детей занимается одна мама. Один ребенок воспитывается в опекаемой семье.Детям созданы условия для учебного труда и отдыха. В группе риска никто не стоит.

  Ведется работа по сплочению ученического и родительского коллективов. Проводятся совместные мероприятия, помогающие лучше понять друг друга: « Весенний праздник наших мам», «Новогодний калейдоскоп», организация походов, неделя для родителей.

   Сотрудничество классного руководителя и родителей строится по следующим направлениям.

  1. Психолого-педагогическое просвещение.
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс класса.
  3. Участие семей детей в управлении учебно-воспитательным процессом в школе и классе.

Необходимо продолжать изучение особенностей детей, их семей и условий жизни для правильного построения воспитательного процесса.

Основные направления воспитательной работы  

1.      Гражданско-патриотическое

Задачи: Формирование патриотического сознания, чувства верности своей Родине. Приобщение учащихся к традициям и истории Отечества, города, семьи школы, развитие и совершенствование системы нравственного воспитания.

2.      Спортивно-оздоровительное

Задачи: Создание условий для становления психически и физически здоровой, социально-адаптированной личности, обладающей нравственными и гуманистическими ориентациями, формирование потребности в здоровом образе жизни и профилактика вредных привычек.

3.      Интеллектуальное

Задачи: Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся, формирование положительного отношения к учебе, знаниям, науке через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

4.      Художественно-эстетическое

Задачи: Развитие творческих способностей у учащихся, формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации, формирование художественного и эстетического вкуса.

5.      Духовно — нравственное

Задачи: Формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы по отношению к другим людям, приобщение к православным духовным ценностям.

6.      Работа с родителями

Задачи: Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребёнка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательного процесса школы, включение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности ОУ, повышение психолого-педагогической культуры родителей.

Сентябрь


«Закружилась листва золотая …»

  1. Месячник профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасная дорога», операция «Внимание, дети»

Направление деятельности

Мероприятие

  1. Познавательная деятельность
  2. Спортивно-оздоровительная деятельность.
  3. Деятельность в области художественного, эстетического и нравственного воспитания.
  4. Трудовая деятельность
  5. Безопасность жизнедеятельности
  6. Работа с родителями

        

        

                

- Праздник, посвященный Дню знаний. Торжественная линейка  «Здравствуй, школа!»

- Операция «Внимание,  дети!»

- Выставка рисунков

«На улице и в комнате  о правилах ПДД, ребята, помните!»

Классный час «Выбираем актив класса»

Классный час по ПДД  Причины ДТП.

Классный час   «Наши общие дела».

Классный час по ПДД.  Где и как переходить улицу?

- Выставка рисунков  

Родительское собрание № 1




Октябрь


«Дарите радость людям»

Направление деятельности

Мероприятие

  1. Деятельность в области художественного, эстетического и нравственного воспитания.
  2. Трудовая деятельность
  3. Военно-патриотическое воспитание.
  4. Безопасность жизнедеятельности
  5. Работа с родителями

Классный час  «Если добрый ты…»

День самоуправления. День УЧИТЕЛЯ.

Программа «Осень -  краса».

Фестиваль добрых дел «Спешите делать добро»

Классный час,  посвященный Дню народного единства.

Участие в акции «Я с тобой, ветеран!».

Классный час по ПДД Перекрестки и их виды.

Беседы, инструктаж по   ОБЖ




Ноябрь


«На свете нет прекрасней слова «мать».

Ее любви, святой и беспредельной».

Направление деятельности

Мероприятие

  1. Деятельность в области художественного, эстетического и нравственного воспитания.
  2. Деятельность в области формирования правовой культуры.
  3. Познавательная деятельность.
  4. Безопасность жизнедеятельности

Праздничный концерт, посвященный Дню матери

«Я славлю мамину улыбку!!»

Конкурс детских СМИ  ко Дню матери

Классный час  «МАМА – первое слово…»

Выставка рисунков  

Выставка поделок        

Классный час  «Прав без обязанностей не существует».

Классный час по ПДД Сигналы светофора с дополнительной секцией.

Родительское собрание № 2




Декабрь


«Жизнь прекрасна…»

Направление деятельности

Мероприятие

  1. Спортивно-оздоровительная деятельность.
  2. Деятельность в области формирования правовой культуры.
  3. Познавательная деятельность.
  4. Деятельность в области художественного, эстетического и нравственного воспитания.

День здоровья «Веселые старты ».

Классный час  10 декабря – День прав человека.

Права и обязанности школьников

 (единые  педагогические требования к учащимся)

Классный час  «Новый год!»

Подготовка  к Новогоднему празднику.

(Разучивание  новогодних песен, танцев)

Классный час по ПДД Знаки для пешеходов и для водителей.

Выставка  рисунков  

Выставка поделок       

«Мастерская Деда Мороза »                                       

Классный час  

Приключения у новогодней елки.



Январь


«Я буду жить коротким словом –  «память».

Направление деятельности

Мероприятие

  1. Военно-патриотическое воспитание.
  2. Познавательная деятельность.
  3. Безопасность жизнедеятельности

Классный час  «Освобождение страны от фашистских захватчиков»

Классный час по ПДД   Движение транспортных средств.

Неделя математики

Выставка  рисунков    

Выставка  поделок    

«Слава Армии Российской-              

 Самой мирной на земле!»

Классный час  «История Русской армии».

        

Февраль


«Есть такая профессия - Родину защищать»

  1. Месячник  военно-патриотического воспитания.

Направление деятельности

Мероприятие

  1. Военно-патриотическое воспитание.
  2. Познавательная деятельность.
  3. Безопасность жизнедеятельности

Конкурс газет .

Классный час  «Истории славные страницы

«А ну-ка, мальчики!»

Выставка рисунков       

  «И все-таки лучше всех на земле – мама. Моя мама!»

Выставка поделок        

Мама – первое слово, главное слово в каждой судьбе!» 

        

Март


« Женщина-Мать».

Направление деятельности

Мероприятие

  1. Формирование культуры семейных отношений, способности быть хорошим семьянином и жить счастливой семейной жизнью
  2. Деятельность в области художественного, эстетического и нравственного воспитания.
  3. Трудовая деятельность.

Праздник  «А ну-ка, девочки!»

Классный час  «Деньги».

Фотовыставка

«Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,

Человек природе друг!»

Выставка поделок:

«Мы сохраним  красу родной Земли,

Навеки  сохраним  природу!»

Трудовой десант

Родительское собрание № 3

        

        


Апрель


  1. Месячник природоохранной  и экологической деятельности «Цвети земля!».

Направление деятельности

Мероприятие

  1. Спортивно-оздоровительная деятельность.
  2. Трудовая деятельность.
  3. Познавательная деятельность.
  4. Безопасность жизнедеятельности

Классный час  

Всемирный день здоровья

«Здоровье – не все, но все без здоровья - ничто»

Неделя естественных наук

Конкурс газет

Классный час  «Огонь – друг или  враг?»

Выставка рисунков к 9 Мая 

Выставка поделок      

«Мы гордимся Великой Победой!»

Трудовой десант  «Наведем порядок сами!»



Май


«Поклонимся великим тем годам!»

Направление деятельности

Мероприятие

  1. Военно-патриотическое воспитание.
  2. Спортивно-оздоровительная деятельность.
  3. Деятельность в области  художественного, эстетического и нравственного воспитания.
  4. Безопасность жизнедеятельности

Конкурс чтецов

 Ах, война, что ты, подлая, сделала?
Классный час  Урок Мира

- Акция  «С Днем Победы,  ветеран!»

- Выпуск детских СМИ «Поклонимся великим тем годам»

     

 «Край  привольный, край раздольный – Владимирский край» (библиотечные часы)

Выставка  рисунков  и поделок 

Классный час  «Вот и стал я на год взрослей»

Инструктаж по ОБЖ на лето

Родительское собрание № 4

Работа с родителями

В работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.

Направления работы с родителями:

1. Проводить систематически родительские собрания

2. Привлекать к сотрудничеству родителей всех учеников класса.

3.Проводить индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости и их просьбе.

4. Проводить консультации.

Тематика родительских собраний:

  1. Режим дня школьника
  2. Что делать, чтобы телевизор и компьютер не навредили
  3. Растить гражданина
  4. Где искать ответы на детские вопросы?
  5. Подводим итоги второго года обучения.

Приложение № 1

Родительское собрание « Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным?»

Цели:

  1. Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома;
  2. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Участники:

  1. Родители учащихся, классный руководитель.

Подготовительный этап:

  1. Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания и подбирает книги и журналы для выставки;
  2. Анкетирование учащихся, которые отвечают на вопросы двух анкет.

Оборудование:

  1. Рабочие места для работы микрогрупп;
  2. Записные книжки или блокноты, ручки, карандаши;
  3. Бланки анкет;
  4. Памятки.

Анкета №1 «Твой выходной день»

  1. В котором часу ты обычно встаешь в выходной день?
  2. Вспомни, пожалуйста, как ты провел последние два выходные дня, перечисли все, чем занимался в эти дни.
  3. В котором часу ты в выходной день ложишься спать?

Анкета №2

1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?

2. В чем заключается эта помощь?

3. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

4. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?

5. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Перечисли, пожалуйста, все свои занятия?

  1. Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.
  2. Провести анкетирование родителей.

Анкета для родителей

Продолжите предложения…

- У нашего ребенка есть специальное место, где он…

- Наш ребенок выполняет домашнее задание…

- Самостоятельно справляется с …

- Готовит с трудом…

- Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в …

- Когда ребенок учит уроки, мы …

- Если ребенок выполнил небрежно домашнее задание, то …

- Мы думаем, что на воскресенье …

- Ребенок начинает приготовление домашнего задания с

- При приготовлении домашнего задания необходимо…

- При подготовке домашнего задания по русскому языку мы используем…

- Если ребенок включается в работу сразу, то…

- При подготовке домашнего задания по природоведению мы используем…

- Если ребенок включается в работу медленно, то …

  1. Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования родителей.
  2. Учитель составляет на основе изученных публикаций памятки для родителей и готовит задания для микрогрупп.

Ход собрания

  1. Классный руководитель встречает родителей. Они занимают в классной комнате места, оборудованные для работы микрогрупп.
  2. Объявляется повестка собрания. Обращается внимание на книжечки в которые можно записывать возникшие по ходу собрания вопросы.

   В выступлении используются материалы из книги М.М.Безруких, С.П.Ефимовой «Знаете ли вы своего ученика?»

   Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Выполнение домашних заданий объясняется, как правило, двумя причинами: с одной стороны, личной инициативой родителей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал; с другой – рекомендациями учителя потренироваться в счете, чтении, письме. Наличие домашних заданий, безусловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный материал. Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы. А родитель требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 мнут (а у некоторых значительно меньше), не давая отвлечься, расслабиться. Для сохранения работоспособности ребенку через 30-45 минут занятий нужны 10-15-минутные паузы. Они восстанавливают внимание, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать легкими.

   Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 часов, если же школьник садится делать уроки, «когда мама приходит с работы», в 18-19ч, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.

   Следует помнить, что для малышей 6-7 лет, да и других учащихся младших классов, очень труден процесс письма. У детей еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация движений, понижена сопротивляемость к статистическим нагрузкам. Осваивая навык письма, дети производят много лишних движений, перенапрягают кисть, не могут сохранить правильную позу. Оптимальная продолжительность письма для шестилеток много меньше, чем для учащихся 7-8 лет. Вначале она не превышает 3 минут. Общую продолжительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она как в школе не должна быть больше 8-10 минут. Не менее двух раз письма следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук: сжимание и разжимание пальцев.

   Во время непрерывного чтения в начале обучения тоже не должно быть больше 10 минут, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, пересказать его, рассмотреть картинки, а лишь потом продолжать чтение.

   Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного (15-20 раз в течение 3 минут) перевода взгляда с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7-10 м от глаз. Очень важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, была достаточная освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.

   Если ребенок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон.

   Желательно, чтобы ребенок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провел какое-то время на открытом воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По гигиеническим нормативам время прогулки для школьника младших классов – 3.0-3,5 ч.

  1. Работа микрогрупп. Каждая микрогруппа получает задание составить примерный режим дня младшего школьника. Родители в процессе коллективного обсуждения вырабатывают один из возможных вариантов режима дня с учетом информации, полученной от учителя, занятости детей в различных кружках и секциях, записывают свое мнение на альбомном листе  и сдают его рабочей группе. Рабочая группа, проанализировав работу микрогрупп, рекомендует примерный режим дня для данного класса.
  2. Рабочая группа подводит итоги коллективной работы на данном этапе собрания.
  3. Классный руководитель рассказывает о том, что написали дети при заполнении анкеты «Твой выходной день» и докладывает о результатах анкетирования родителей.
  4. Рекомендация классного руководителя: ребенок должен браться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянном рабочем месте.

Решение родителей собрания:

  1. Родителям совместно со своим ребенком выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.
  2. Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка.
  3. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.
  4. Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками: «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?», «Садимся за уроки» и «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?».

Памятки

«Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
  3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы замечали у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
  5. Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
  6. Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
  8. Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не терять веры в себя.

«Садимся за уроки»

  1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.
  2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
  3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
  4. Сотри со стола пыль.
  5. Проверь, на своем ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
  6. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
  7. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
  8. Эти принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
  9. Убери все лишнее со стола.
  10. Пришло время начать работу. Садись на стуле удобно, расстегни воротник рубашки, если он давит на шею. Открой учебник …

«Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

   Пусть ребенок начнет приготовление уроков с предмета, который ему легче дается. Не отвечайте ни на один вопрос, обращенный к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слова «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

   Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите ребенка по ней умножать и делить сразу. Радуйтесь тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение «на два», потом «на четыре», «на восемь». Дойдут в школе до трех, учите «на шесть» и «на девять».

   Умножение на «5» учите по часам, по движению стрелки: и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребенка находить особенности и закономерности.

   Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например, «привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И еще 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли»? Первое происшествие - про яблоки. Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Затем примемся да другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.

   О чтении. Один раз ребенок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочитанное. Если неточно пересказывает какое-то место, пусть читает еще. Так уходим от бессмысленных повторов.

   Обязательно читайте на ночь с ребенком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или неточность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте. Это скучно.

   По языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все упражнения, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребенок еще раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребенка и не злите его.

   Природоведение выполняйте не только по книге. Выпишите «Юный натуралист». Делайте оттуда интересные вырезки, подбирайте тексты. Ежедневно вечером отмечайте в «Дневнике наблюдений» погоду. Это пригодится в 5 классе.

   Если не успели приучить к самостоятельности в первом классе, ваш шанс – второй. Делайте все, как в первом.

«Как готовить домашнее задание по русскому языку».

  1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
  2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
  3. Прочитай задания упражнения.
  4. Прочитай все упражнение. Устно выполни задания к нему.
  5. Выполните упражнение письменно.
  6. Проверь всю работу.

«Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»

  1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
  2. Прочитайте стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
  3. Прочитайте стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
  4. Прочитайте стихотворение еще 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
  5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
  6. После окончания домашней работы еще 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
  7. Перед сном еще раз повтори стихотворение.
  8. Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

«Если стихотворение большое или трудно запоминается»

  1. Раздели стихотворения на четверостишия или смысловые отрывки.
  2. Выучи первый отрывок.
  3. Выучи второй отрывок.
  4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
  5. Выучи третий отрывок.
  6. Расскажи наизусть все стихотворение.
  7. Повтори стихотворение еще раз перед сном.
  8. Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

«Как решать задачи»

  1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.
  2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.
  3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
  4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом?
  5. Составь план решения.
  6. Выполни решение.
  7. Проверь решение и ответ на вопрос задачи.

«Как нужно готовить задание по окружающему миру»

  1. Вспомни, не открывая учебника, о чем узнал на прошлом уроке:

- о чем рассказывал учитель?

- какие ставили опыты?

- какие рассматривали таблицы, картины, карты?

  1. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
  2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.
  3. Прочитай текст учебника.
  4. Подготовься отвечать по теме урока:

     - продумай план ответа;

     - расскажи заданное по этому плану;

     - старайся не просто рассказать, но и доказать свои знания примером из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;

     - сделай вывод;

     - открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.

  1. Выполни задание учебника.

Приложение №2

Методика КОС (комплексная оценка ситуации)

Критерии:

  1. Цели воспитания. Оценка реальной ситуации по данному суждению высокая, необходимости изменения нет.
  2. Содержание образования. Оценка реальной ситуации по данному суждению средняя, необходимы незначительные изменения: в частности обеспечить мотивацию достижений учащихся через ситуацию успеха.
  3. Организационная структура. Оценка реальной ситуации по данному суждению средняя, необходимы незначительные изменения: в частности нужно составить с совместно с учащимися систему оценок и поощрений самоуправления в классе.
  4. Микроклимат. Оценка реальной ситуации по данному суждению высокая, необходимости изменения нет.

Примечание: опросник был адоптирован для оценки эффективности воспитательной системы класса I ступени образования.

0 – 39% - низкий уровень

40 – 59% - средний уровень

60 – 100% - высокий уровень

Приложение № 3

Изучение детского коллектива

Микропрактикум «Мой класс».

   

    Младшие школьники испытывают закономерные трудности при работе с традиционно используемыми в социально-психологической практике шкалами, опросниками, тестами, изучающее положение в коллективе.

    В таком случае удобнее использовать приведенную ниже методику.

    Вниманию учащихся предлагается листок с рисунком класса: «Ребята! На этом рисунке схематично изображен ваш класс. За столом сидит учитель, заняты своим делом ученики. Часть ребят играет во дворе. Найдите и отметьте крестиком на рисунке себя, напишите рядом свое имя и фамилию. Затем отметьте (тоже крестиком) на рисунке своего товарища, напишите рядом его имя и фамилию».

Учителю важно знать:

- С кем из участников ситуации отождествляет себя испытуемый?

- Какое место в классе он отводит идентифицируемому с собой персонажу (рядом с учителем, вне классной комнаты, вместе с ребятами, один)?

- каково содержание занятий, эмоционально значимых для школьника?

    На рисунке обозначены позиции, указывающие на выраженность познавательных интересов: решение задачи у доски, совместное чтение книги, вопросы задаваемые учителю. В данном случае идентификация в отношении этой позиции будет свидетельствовать об адекватности социально-психологического и учебного статуса младшего школьника.

Анализ результатов.

  1. Позиция «один, вдали от учителя» - эмоционально неблагополучная позиция ребенка, указывающая на трудности адаптации к пребыванию в классном коллективе.
  2. Отождествление себя с детьми, стоящими в паре, вместе играющими, - доказательство благополучной социально-психологической позиции ребенка.
  3. Место рядом с учителем: учитель в данном случае является значимым лицом для испытуемого, а испытуемый отождествляет себя с учеником, принимаемым учителем.
  4. Игровая позиция: не соответствует учетной позиции.

Анализ результатов.

Приложение № 4

Критерии оценки воспитанности.

     Наивысшие ценности жизни как основания достойной жизни человека определяют содержание воспитательного процесса, но именно наивысшие ценности жизни являются исходным моментом в установлении критерии оценки воспитанности. Воспитанное положительное отношение к наивысшим ценностям жизни как основаниям личностной индивидуальной жизни является таким общим критерием. Что это значит для классного руководителя, желающего прослеживать процесс развития своих воспитанников? Это означает, что содержанием организуемых им диагностик будут ценностные отношения: их присутствие или отсутствие, их глубина и широта, их распространенность или узость, их устойчивость либо слабость, привычность, эмоциональность, целостность и т.п.

     Чтобы профессионально судить о воспитанности или невоспитанности детей (если необходимо иметь более точные показатели, которые не получает педагог в повседневном общении с детьми), следует обратиться к системе наивысших ценностей жизни и выявить реальное отношение детей к ценностным явлениям и присутствие в индивидуальной жизни детей этих ценностей.

     Мы говорим о наивысших ценностях жизни, проживание которых составляет содержание жизни. Мы не говорим о частных значимых предметах, которые есть средство жизни. Узкий прагматизм не разводит понятий «содержание» и «средство» жизни, под «значимостью», «ценностью» подразумевая утилитарность предмета. Тем самым мы в итоге предоставляем человеку право самому выстраивать индивидуальный вариант поведения и жизни, но этот вариант все равно обретает характеристики, достойные человека (не кошки, не породистой собаки, не червя), коль скоро наивысшие ценности жизни приняты, «присвоены» человеком и служит основаниями его личной жизни.

     Бесспорно, существует сложность такого подхода. Она состоит в том, что наивысшие ценности – это абстракция, это понятия на определенном уровне общения, и достаточно высоком уровне. Ребенок восходит к ценностям от предметного восприятия мира через абстрагирование. Сразу такое восхождение не совершается, оно протекает в длительном процессе развития личности. Тенденции ценностных предпочтений выявляются сначала слабо, затем четче и явственнее. Выявить динамическое развитие тенденций ценностных предпочтений можно, если фиксировать возрастные изменения в ценностных отношениях. Это раскрывает картину динамики ценностных отношений детей, указывая на меру их воспитанности, то есть меру принятия либо игнорирования ценностей жизни.

     Добавим: стремительное развитие ребенка, о котором хорошо знает опытный педагог, всегда поражающийся качественным скачком в личностном развитии воспитанников, не позволяет нам диагностировать «здесь и сейчас» имеющееся отношение, но предписывает выявить тенденцию формирующегося ценностного отношения. Выявленная тенденция и станет играть роль критерия оценки воспитанности детей в ее динамике.

     Остается очертить круг наивысших ценностей, которые составляют содержательную сторону диагностирования.

     Ценность – то, что значимо для жизни. Наивысшей ценностью является сам Человек. Природа как дом человечества и Общество как социальное условие существования человека на земле, а также сама Жизнь выступает ценностями второго порядка, обеспечивающими ценность человека. Добро, Истина и Красота – характерологические ценности, определяющие основание человеческой жизни. Свобода, Справедливость, Счастье, Совесть, Равенство, Братство – характерологические ценности, описывающие достойное человека общество. Труд, Познание, Общение, Игра – деятельность человека, способствующая созданию достойной жизни на основании вышеназванных ценностей.

     Ценность – это отношение к явлению как значимому для жизни человека, отношение к тому, без чего нет и не может быть жизни человека. Перечисленные явления жизни становятся носителями ценностей  в самом проживании их значимости для человеческой жизни, в аксиологическом освещении человеческого осмысления.

     Форма и содержание находятся в гармонии противоречий, всегда в движении, и уже поэтому воспитательные результаты невозможно определить сразу и навсегда. Что формально, что содержательно, что постоянно, что вот-вот изменится? Да и сам процесс диагностирования противоречив и сопряжен с личностными изменениями у ребенка, ведь любая методика ставит субъекта в ситуацию духовного усилия, инициирует осознание себя в этом мире отношений.

   

     Любая диагностика выступает фактором воздействия на развитие ребенка, в той или иной мере оказывает на личность влияние. Избирая методику диагностирования, педагог профессионально должен предусматривать характер такого влияния. Более того, сам процесс диагностирования, точно так же, как содержание диагностик, вплетается в многоцветное воздействие школы на ребенка. Недопустимо, чтобы содержательная сторона или процессуальная сторона диагностирования разлагающим образом воздействовала на детей. Нельзя, например, предлагать нашим детям протыкать глаза человека на портрете или хлестать плеткой куклу, как это предлагают зарубежные психотерапевты, во имя снижения агрессивности ребенка. Для российской культуры неприемлема методика оценивания родителей по баллам. Применение подобных методик становится разрушительным фактором духовного формирования личности, выбрасывает  личность из контекста культуры, влечет за собою печальные судьбоносные последствия.  

      Приложение № 5

Результаты оценки уровня воспитанности в 1-2 классах

Приложение № 6

Опросник

( для родителей, педагогов)

Давайте ответим на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и

отразить картину взаимоотношений с вашим ребенком.

1. Рождение вашего ребенка было желанным?

2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с

ним?

3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете

прожитый им день?

4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение

родственников, поход на лыжах и т.д.)?

5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации,

планы?

6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8. Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?

9. Вы в курсе его влюбленности, симпатиях?

10. Вы знаете о его недугах, недоброжелателях, врагах?

11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?

13. Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?

14. Вы первым идете на примирение, разговор?

15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

Если на все вопросы вы ответили «Да», значит, вы находитесь на верном

родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в

трудную минуту прийти на помощь своему ребенку.

А если у вас большинство «Нет», то необходимо немедленно измениться,

повернуться лицом к своему ребенку, услышать его, пока не случилась

беда!

Приложение № 7

ПЛАН

работы родительского комитета школы

 

СЕНТЯБРЬ

  1. Отчет РК за  прошедший учебный год
  2. О выборах нового состава РК
  3. Об утверждении плана работы на новый учебный год

ОКТЯБРЬ

  1. О рейде по проверке санитарно-гигиенического состояния учащихся

НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ

  1. О рейде по проверке столовой
  2. О подготовке и проведении новогодних праздников

ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ

  1. О рейде  по проверке внешнего вида, школьно-письменных принадлежностей

МАРТ – АПРЕЛЬ

  1. Отчет о посещении учащихся на дому
  2. О подготовке к ремонту школы.
  3. Об итогах работы в  3 четверти

МАЙ

  1. О ремонте  школы
  2. Об организации отдых родителей с детьми в  летний период

Приложение № 8

Тематика родительских собраний

1 класс

1.Особенности интеллектуального и личностного развития шестилетних детей.

2. Леворукость и праворукость. О чём они сигнализируют родителям?

3. Как развивать у ребёнка желание читать?

4. Формирование культуры здоровья у ребёнка.

2 класс

1. Особенности учебников, по которым учатся ваши дети.

2. Утомляемость ребёнка и как с ней бороться.

3. Поощрение и наказание в семье.

4. Как научить ребёнка говорить правду?

3 класс

1. Семейные праздники и их значение для ребёнка.

2. Если ваш ребёнок часто болеет.

3. Как развивать память ребёнка?

4. Домашние задания и их назначение.

4 класс

1. Ваш ребёнок взрослеет.

2. О чём может рассказать школьный дневник?

3. Способности и прилежание – звенья одной уцепи.

4. Нравственные уроки начальной школы.

Приложение № 9

Конспект родительского собрания 
"Первое родительское собрание в начальной школе
"

Ход родительского собрания

1. Вступление

Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в... (называет школу). Я рада видеть вас в нашем первом классе. Понимаю, как волнителен для вас момент поступления ребенка в школу. Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим этапом взросления.

Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы и наши дети, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.

Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться.

Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте познакомимся.

2. Знакомство

Преподаватель знакомится с родителями, называя свое имя, отчество.

Педагог: С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Приятно видеть родителей, которые привели ко мне своих младших детей, – для меня это большая честь. А теперь, чтобы познакомиться с вами, я оглашу список учеников, а вы, пожалуйста, скажите, здесь ли их родители. (Зачитывается список класса.)

3. Советы родителям

Педагог: Совсем скоро прозвенит первый звонок, и наши дети станут первоклассниками. Именно вы будете их поддержкой и опорой. Быть родителями первоклассника нелегко, поэтому позвольте мне дать вам несколько советов.

Если мы хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь, то для этого должны:

  1. создать ему комфортные условия для учебы и поддерживать в нем желание учиться и общаться с одноклассниками;
  2. превратить свои требования в его желания. Знания учеников первого класса не оцениваются в баллах, поэтому вместо вопроса: "Какую отметку ты получил?" спрашивайте: "Что интересного было на уроках? С кем ты познакомился из ребят? Что ты сегодня ел в столовой?";
  3. нужно учитывать, что воспитатель детского сада и учитель могут воспринимать одного и того же ребенка по-разному. Иногда это является стрессом: смена отношения может оказаться болезненной. Поддержите ребенка в этой ситуации, одновременно корректно  к учителю;
  4. последнее и самое главное: сравнивая своего ребенка с другими учениками, хвалите его за успехи и достижения.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если вы заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок успешно обучался в школе, в первую очередь окажите ему помощь в приобретении и развитии следующих умений:

  1. брать в школу все необходимое;
  2. правильно и быстро готовиться к уроку (выполнению домашнего задания);
  3. здороваться с учителями и детьми;
  4. отвечать на поставленные вопросы и самому задавать их;
  5. слушать объяснения и задания учителя, выполнять задания;
  6. просить о помощи, если что-то не получается;
  7. заниматься одним делом долгое время;
  8. правильно реагировать на замечания;
  9. устанавливать дружеские отношения со сверстниками.

Успешная учеба во многом зависит от эффективного сотрудничества семьи и школы, поэтому будьте готовы в любой момент оставить свои дела и заняться ребенком.

4. Особенности школьной жизни

Педагог: Прежде, чем подать документы в нашу школу, вы, наверное, навели о ней справки. Многие знают, что в основе деятельности нашей школы лежит педагогика успеха. Каждый ребенок должен видеть свои достижения и получать радость от процесса обучения вместе с учителем.

В школе есть свои требования. Например, я буду строго следить за соблюдением дисциплины, выполнением заданий.

Вам нужно обеспечить ребенку:

  1. школьную форму: повседневную и парадную (подробно описать форму и предъявляемые к ней требования);
  2. аккуратный внешний вид: прическу, наличие пуговиц и исправных застежек-молний, носовых платков и расчесок;
  3. необходимые школьные принадлежности.

Очень прошу не сравнивать работу учителей в разных классах: и мы, и дети – очень разные.

5. Организация учебного процесса

Преподаватель в нескольких словах сообщает о программе, по которой будет учиться класс. Педагог показывает родителям учебники, знакомит с их содержанием. Также следует познакомить родителей (очно или заочно) с администрацией, другими специалистами, работающими с классом, выдать распечатку с их фамилиями, именами и отчествами.

Преподаватель перечисляет особенности организации учебного процесса в начале обучения, такие как:

  1. пятидневная учебная неделя;
  2. минимальное по объему домашнее задание;
  3. безотметочное обучение в первом классе, словесная оценка работы, "смешные печати" и наклейки как положительные отметки;
  4. расписание звонков и уроков;
  5. адаптационный период – три недели или месяц в зависимости от класса (в эти дни у детей по три урока);
  6. рассаживание и пересаживание детей за парты по медицинским показаниям;
  7. схема безопасного пути в школу (пройти с ребенком от дома или от метро, зеленым карандашом нарисовать схему и приклеить ее на форзац букваря);
  8. порядок питания в столовой;
  9. Центр дополнительного образования: кружки, клубы, секции, расписание их работы;
  10. значки с именами.

6. Организационные вопросы

Преподаватель отвечает на вопросы родителей.

Возможные темы организационных вопросов:

  1. традиции: дни рождения учеников, летопись жизни класса, дни театра, экскурсии;
  2. проездные документы;
  3. избрание родительского комитета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы во 2-м классе

Интеграция образовательной, воспитывающей и развивающей деятельности....

План воспитательной работы в 3-4 классах.

Этот план построен по делам месяца, дана характеристика четвероклассников....

План воспитательной работы с учащимися 1 класса

Здесь представлены общие задачи воспитания, разделы воспитательной работы и примерное планирование по месяцам...

Перспективный план воспитательной работы на год.4 класс

В этом материале показан один из образцов перспективного планирования воспитательной работы в классе на год....

план воспитательной работы на год 2 класс ( тетрадь классного руководителя)

представлен подробный план воспитательной работы с классом на втором году обучения...

План воспитательной работы в ГПД 4 класса

План воспитательной работы в ГПД 4 класса (календарно-тематическое планирование)....

Примерный план воспитательной работы для 2-го класса

Примерный план воспитательной работы...