"Конфликты и их урегулирование"
методическая разработка по теме

Речкина Ольга Арсеньевна

Данное мероприятие направлено на теоретическое изучение проблемы, как можно избежать конфликтных ситуаций и пути разрешения сложившихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_i_ih_uregulirovanie_13.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

     

          Цели: раскрытие сущности конфликтов и возможных методов их урегулирования.

           Задачи: дать детям представление о самоконтроле в критических ситуациях; воспитание чувства уважения друг к другу; улучшение взаимоотношений в классе; воспитание умения управлять своими эмоциями; приобретение навыков разрешения конфликтных ситуаций мирным способом.

           Оборудование:

  1. мяч;
  2. стихотворение Э. Успенского «Рыжий»;
  3. стихотворение В. Лифшица «Драчуны»;
  4. сказка «Три поросенка»;
  5. плакат «Только трусы с дураками спор решают кулаками»;
  6. плакат «Мир, мир навсегда – ссора, ссора никогда!».

           Исходя из целей и задач, мною были использованы методы, направленные на теоретическое изучение проблемы – изучение литературных источников и приведение практических примеров из жизни детского коллектива.

           Воспитатель: - Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о добрых взаимоотношениях в классе и о том, как важно, не допустить возникновение конфликтов в коллективе, но если уж они возникли, попробуем научиться их разрешать мирным способом.

            Прежде всего, выясним, что же такое конфликт в детском  коллективе. Конфликт часто рассматривается, как несовпадение конкретных целей и интересов его участников или же, можно сказать, что это противоборство двух или нескольких лиц, каждый из которых отстаивает свою позицию, свои взгляды.          

            Вы все знаете, что причины конфликтов могут быть разные. Вот, например, «дразнилки».

            Сейчас мы с вами немного поиграем. Я буду называть различные объекты, а вы, в виде игры с мячом, будете называть их разные «назначения», используя суффиксы «л» и «к». Например: собака - «кусалка», «догонялка», «хвостомвилялка» и т. д.

           (Ответы детей: ножницы – «постригалка», «резалка», «ломалка», «уколка», «открывалка»; мел – «писалка», «рисовалка», «чертилка», «белилка»; молоток – «стучалка», «гвоздезабивалка», «ударялка»; книга – «читалка», «обучалка», «познавалка»).

          Воспитатель. -   Сейчас, ребята, вы дразнили предметы

понарошку, в игре, а ведь нередко бывает, что дети дразнят друг друга не понарошку, а на самом деле.

           Как вы считаете, почему дети это делают?  В какой ситуации вы смогли бы кого-то дразнить?

          ( Ответы детей: если у кого-то смешная фамилия; а я дразнил одну девочку, потому что у нее были рыжие волосы).

           Воспитатель: - Ребята, давайте сразу вспомним отрывок из стихотворения Э. Успенского «Рыжий».

           Если мальчик конопат,

           Разве мальчик виноват,

           Что родился рыжим, конопатым?

           Но, однако, с малых лет

           Пареньку прохода нет,

           И кричат ехидные ребята:

           - Рыжий! Рыжий! Конопатый!

           Убил дедушку лопатой! –

           А он дедушку не бил,

           А он дедушку любил…

           - Представьте себя на месте этого мальчика и скажите, что бы вы почувствовали, если бы вас так дразнили?

           ( Ответы детей: если бы меня дразнили, я бы очень огорчилась; а мне было бы обидно и неприятно; я бы тоже придумал дразнилку для того, кто меня дразнит.)

           Воспитатель: - Ребята, как вы считаете, хорошо или плохо, дразнить  друг друга? Помогают ли дразнилки помириться или подружиться?

           ( Ответы детей: дразнить других плохо, потому что можно поссориться даже с лучшим другом, если я буду его дразнить; дразнить друзей нельзя.)

           Воспитатель: - А я считаю, что никого дразнить нельзя, чтобы не обидеть другого человека и, не важно, друг он тебе или просто одноклассник, школьник, человек.

           Так что же получается? Тот, кто дразнится, хочет поссориться, раздружиться, обидеть другого человека? Но не все ребята с этим будут мириться, некоторые дети могут рассердиться и даже может возникнуть драка. Значит «дразнилки» могут стать причиной конфликта. А какие еще могут быть причины?

           ( Ответы детей: меня толкнули, я тоже буду толкать; у меня отняли мою любимую игрушку; если меня ударили, то я дам сдачу, так учил меня папа; если у меня порвали книгу, которую я взял в библиотеке)

           Воспитатель: - Послушайте  стихотворение  В.Лифшица «Драчуны».

           Крошку хлеба

           Отнимает

           Воробей у воробья,

           Распушился, налетает

           И кричит «Моя! Моя!».

           Но, само собою, тот

           Нипочем не отдает.

           Ох, и драка,

           Ну и драка,

                                               Что за драка у ворот!

                                               Недостатка в крошках нету,

                                               Клюй себе и веселись,

                                               Но они вцепились в эту,

                                               Из-за этой подрались.

                                               Не боятся даже кошки,

                                               Дракой так увлечены…

                                               Нет, причина тут не в крошке,

                                               Просто это драчуны!

           - В этом стихотворении воробьи подрались из-за одной крошки, хотя недостатка в крошках не было. Причина ясна: они не хотели уступать друг другу.

             В ваших же ситуациях причина не выяснена: может  вас толкнули или ударили случайно, а вы, не разобравшись, затеяли драку. Как же поступить в этих ситуациях, чтобы не было драки?

           ( Ответы детей: тот, кого толкнули должен разобраться, почему так получилось).

           Воспитатель: - А что должен сделать другой участник конфликта?

           ( Ответы детей: попросить прощения; объяснить причину).

           Воспитатель: - Да, ребята, важно понять, что нужно разобраться и устранить причину конфликта и тогда   все может  разрешиться мирным способом.

            В жизни нередко возникают спорные ситуации. И разные люди, в таких ситуациях, ведут себя по-разному: одни стараются не заострять внимание на конфликте и как-то все сгладить, а другие люди могут только разжечь конфликт, не сдерживая своих эмоций.

             Я замечала, что некоторые дети вовремя умеют остановиться, сдержать свою мгновенную реакцию, свои эмоции. И это очень похвально, ведь если выиграть время, то ситуация может разрешиться сама собой. К сожалению, это бывает не так часто.

             Ребята,  я считаю, что всегда можно найти выход из сложившейся не простой ситуации, чтобы предотвратить конфликт. Например: вас не принимают в игру, что вы сделаете, чтобы добиться желаемого?

          ( Ответы детей: я выясню, почему меня не принимают?)

          Воспитатель: - А тебе могут сказать, что ты не умеешь играть. Как ты поступишь?

          ( Ответы детей: я попрошу, чтобы мне объяснили игру, и пообещаю играть по правилам).

          Воспитатель: - Я считаю, что ты поступишь правильно, хотя часто бывает и наоборот. Некоторые дети считают, что если их не принимают в игру, тогда они будут мешать, устраивать разные препятствия. И вот тогда опять может возникнуть драка.

           Представьте другую ситуацию: подруга не пригласила вас на свой день рождения. Как вы поступите?

          ( Ответы детей: я на нее обижусь и не буду с ней дружить; а я спрошу, почему она меня не пригласила на праздник?)

          Воспитатель: - Я согласна, сначала надо выяснить причину, а она может быть уважительной, и тогда не будет никакой обиды.

           Ребята, в английском языке существует такое понятие, как «тайм-аут», что в переводе означает пауза, то есть можно сделать перерыв в игре, ситуации, отношениях. Тогда можно сказать слово «стоп!» и подумать как же себя повести дальше, чтобы не было ссоры, тем более драки.

           Как мы уже поняли, причины конфликтных ситуаций могут быть разные. Но многие конфликты можно было бы избежать, если бы люди не руководствовались только тем, что они чувствуют, но и задумывались бы над причинами своего и чужого поведения. Но не всегда конфликтующие люди могут разобраться в этом самостоятельно, поэтому можно обратиться к посредникам. Посредник - это третье, не заинтересованное лицо.

           Зачитывается сказка в сокращении «Три поросенка», затем дети разыгрывают сценку по ролям. В качестве посредника, в данном случае, выступает воспитатель.

          При обсуждении сказки делается акцент на основные правила посредничества:

          - во время обсуждения конфликта нельзя перебивать и оскорблять друг друга;

          - посредник не должен давать советы, оценивать поступки, поддерживать одного из участников конфликта;

          - каждый из участников конфликта рассказывает свое видение ситуации.

          - посредник предлагает каждому участнику конфликта описать ситуацию с позиции другого;

          - посредник предлагает придумать различные способы решения конфликта и проанализировать положительные и отрицательные последствия каждого из них;

          - участники конфликта соглашаются с одним из способов, в конце высказывают мнение о том, что они поняли и узнали друг о друге.

          - Такое посредничество может найти место в жизни классного коллектива по урегулированию конфликтов.  

            Как же еще можно погасить конфликт?          

Так же одним из способов решения проблемы могут быть взаимные уступки и терпимость к позиции другого, т. е. компромисс, но тогда вам от чего-то нужно будет отказаться в пользу другого. Это дает передышку в конфликте, но не всегда решает проблему, хотя дает время для подготовки более эффективного решения.

            Приспособление – это тоже один из способов разрешения конфликтов. Он предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на второй план. Ваши интересы остаются без внимания, вы уступаете, но при этом сохраняете хорошие отношения с противоположной стороной.

           - Давайте, ребята, подведем итоги.

Что же такое конфликт?

          ( Ответы детей: это спор, ссора, драка).

           Воспитатель: - Можно сказать и так.

Как мы должны разрешать конфликты?

          ( Ответы детей: не надо драться, надо решать все мирно).

           Воспитатель: - Что  больше приносят конфликты: вреда или пользы? Во время конфликта вы больше улыбаетесь или кричите? Обвиняете или прощаете друг друга?

           ( Ответы детей: во время спора мы больше кричим,  толкаемся, оскорбляем друг друга, и от этого всем только вред).

           Воспитатель вывешивает на доску два плаката:

           1.«Только трусы с дураками, спор решают кулаками».

- Да, не зря так говорят. И я надеюсь, что вы это поняли и будете всегда об этом помнить;            

           2. «Мир, мир навсегда – ссора, ссора никогда!»

- И пусть, ребята, после нашего занятия, этот плакат станет нашим девизом, который поможет созданию благоприятного климата в классе.

           Вывод:  данное занятие помогло донести до детей, что все мы должны быть толерантны, т.е. терпимы к другому мнению, иному поведению, образу жизни, внешнему виду и – это неотъемлемое качество любого культурного человека, который понимает, что каждый из нас неповторим, уникален и своеобразен.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс «Мир человека». 2 класс. Тема: «Урегулирование конфликтов».

Проблема разрешения конфликтов в наше непростое время является очень важной. Необходимо учить детей, как избежать конфликтных ситуаций, доброжелательному отношению друг  к другу....

Конфликт. Виды конфликта.Пути преодоления конфликта.

Все  споры  разрешает  не  война,как  пережиток  варварской  эпохи,А  человек,  чья  мысль  и  речь  сильна,...

Урегулирование конфликтов с одаренными детьми

В данной статье дается определение понятия-конфликт..Раскрывается система мер на предотвращение конфликтов,говорится о причине конфликтов с одаренными детьми,прдлагается  алгоритм поведения педаг...

Урегулирование конфликтов в учебно-воспитательной работе с одаренными детьми

Работа в рамках повышения квалификации по теме "Одареный ребенок в школе" 2017 год...

Статья на тему :"Урегулирование педагогических конфликтов."

Существует проблема, связанная с культурой общения. Подавляющее число конфликтов являются следствием нетактичного поведения участников педагогического процесса. Урегулирование и решение проблем зависи...

Сообщение «Медиация как высокоэффективный инструмент урегулирования школьных конфликтов»

Конфликт- наиболее острый процесс разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, обычно сопровождающийся негативными эмоциями и выходящий за р...

Технологии и инструменты урегулирования конфликтов между участниками образовательных отношений

Тема «Технологии и инструменты урегулирования конфликтов между участниками образовательных отношений»  Таблица «Методы снятия эмоционального напряжения в конфликте»Названи...