75 лет Рязанской области
занимательные факты (4 класс) по теме

Иевлева Светлана Алекандровна

 

Тема: «75 лет Рязанской области»

Руководитель: Иевлева Светлана Александровна, учитель начальных классов

Авторы: учащиеся 4 класса МОУ «Павелецкая СОШ №1»

Тип проекта: краткосрочный исследовательский проект

Цель: воспитание  гражданина  России,  патриота  своей  малой  родины,  знающего,  любящего  свой  родной  край,  город,  почитающего  его  традиции,  испытывающего  гордость  за  вклад  своей  малой  родины  в  жизнь  огромного  государства

Задачи: ознакомление  учащихся  с  достопримечательностями Рязанского края, выдающимися людьми, историческими событиями; развитие  у  младших  школьников    патриотического  отношения  к  России  и  своему  краю; развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих  способностей; формирование  способности  и  готовности  к  использованию  краеведческих  знаний  в  повседневной  жизни; овладение  начальными  формами  исследовательской деятельности,  включая умения  поиска и работы с информацией; ознакомление   учащихся  с технологией  проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе

Актуальность: в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной  из  главных  ступеней   духовно-нравственного  развития  ребёнка,  определённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края.

               Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков, развивает интерес к прошлому и настоящему, способствует пониманию красоты, особенностей, неповторимости родной земли. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, патриотическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи

Ожидаемые результаты: проведение внеклассного мероприятия по краеведению в 2-4 классах; возможность участия в краеведческих конференциях.

 

 

*****************************

На сайте учитьдетей.рф

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_.rar18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Павелецкая средняя общеобразовательная школа №1»

муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области

«Утверждаю»

Директор МОУ «Павелецкая СОШ №1»

__________ Макеев А. В.


Приказ  № _______

от «____»______________2012г


75 лет Рязанской области

Проект

Выполнили: ученики 4 класса

Руководитель проекта:

Иевлева Светлана Александровна, учитель начальных классов

р. п. Павелец

2012

Паспорт проекта

Тема: «75 лет Рязанской области»

Руководитель: Иевлева Светлана Александровна, учитель начальных классов

Авторы: учащиеся 4 класса МОУ «Павелецкая СОШ №1»

Тип проекта: краткосрочный исследовательский проект

Цель: воспитание  гражданина  России,  патриота  своей  малой  родины,  знающего,  любящего  свой  родной  край,  город,  почитающего  его  традиции,  испытывающего  гордость  за  вклад  своей  малой  родины  в  жизнь  огромного  государства

Задачи: ознакомление  учащихся  с  достопримечательностями Рязанского края, выдающимися людьми, историческими событиями; развитие  у  младших  школьников    патриотического  отношения  к  России  и  своему  краю; развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творческих  способностей; формирование  способности  и  готовности  к  использованию  краеведческих  знаний  в  повседневной  жизни; овладение  начальными  формами  исследовательской деятельности,  включая умения  поиска и работы с информацией; ознакомление   учащихся  с технологией  проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе

Актуальность: в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной  из  главных  ступеней   духовно-нравственного  развития  ребёнка,  определённых  в  «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края.

               Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков, развивает интерес к прошлому и настоящему, способствует пониманию красоты, особенностей, неповторимости родной земли. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, патриотическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи

Ожидаемые результаты: проведение внеклассного мероприятия по краеведению в 2-4 классах; возможность участия в краеведческих конференциях

Описание проекта

  1. Погружение в проект

Вступительное слово учителя.

«С времён былинных и до наших дней,

Рязанский край, горжусь историей твоей»

Ребята, как называется поселок, в котором стоит наша школа? (Павелец)

А в каком районе он находится? (в Скопинском)

Как называется наша область? (Рязанская)

Назовите наш полный адрес. (Рязанская область, Скопинский район, поселок Павелец )

То место, где мы родились и живем, называется нашей малой родиной. Многие из вас родились здесь в Павельце, но среди нас есть дети которые приехали из других сел и городов. Расскажите о своей малой родине.

А все ли мы знаем о том месте, где живем, о людях, обычаях? (нет)

Хотели бы вы побольше узнать о своей малой родине? (да)

  1. Организация деятельности

Для исследования дети определили следующие темы: «Основные достопримечательности Рязанского края», «Выдающиеся люди», «Скопин в годы ВОВ», «Фольклорные традиции, престольные праздники, традиционные блюда», «Видеоэкскурсия по родному поселку».

Класс разбился на пять групп. Каждая группа выбрала свою тему и форму презентации:

«Основные достопримечательности Рязанского края», «Выдающиеся люди», «Скопин в годы ВОВ» - рассказ в сопровождении слайдов и видео;

«Фольклорные традиции, престольные праздники, традиционные блюда» - фольклорная композиция с демонстрацией народного костюма и традиционного блюда, слайды;

«Видеоэкскурсия по родному поселку» - видео с озвучиванием.

  1. Осуществление деятельности

В течение недели дети собирали информацию, используя библиотеку, сеть Интернет, рассказы местных старожилов, исторические архивы. Проводилась съемка местных достопримечательностей. Создавались презентации в Power Point. К сбору и оформлению материалов были привлечены родители. Учитель производил корректировку данных.

  1. Презентация результатов

Презентация проходила в три этапа:

открытое внеклассное мероприятие для 2-4 классов;

школьная краеведческая конференция;

районный смотр – конкурс.

Презентация проекта

Я снова здесь, в семье родной,

Мой край, задумчивый и нежный!

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

Так говорил Сергей Есенин о Рязанском крае. В этом году Рязанской области исполняется 75 лет. Наш проект посвящен изучению ее истории, культуры, традиций.

В области насчитывают до 1200 памятников архитектуры и свыше 2200 памятников археологии, расскажем о некоторых из них.

-Музей-заповедник Сергея Есенина в селе Константиново. Он открыт в 1965 году на родине поэта. Посетителей музея привлечёт живописнейшая природа русской равнины, которая помогает проникнуть в творческую лабораторию поэта. В музее проводятся фестивали, праздники поэзии, концерты, музыкально-поэтические вечера.

-Рязанский кремль – древнейшая часть города Рязани, историко-архитектурный музей-заповедник под открытым небом, один из старейших музеев России. Расположен на высоком обрывистом холме, окружённым реками Трубежем и Лыбедью, а также сухим рвом. Это памятник архитектуры и заповедник федерального значения.

-Музей истории воздушно-десантных войск является одним из уникальных и самобытных музеев Министерства обороны Российской Федерации. Он был открыт 28 июля 1972 года в городе Рязани. В фондах музея находятся знамена воздушно-десантных дивизий и бригад, участвовавших в Великой Отечественной войне, боевые ордена и медали воинов-десантников, образцы отечественного и иностранного стрелкового оружия, коллекции людских десантных парашютов, боевой и парашютно-десантной техники, а так же другие экспонаты.

-Музей Константина Эдуардовича Циолковского в селе Ижевское. Константин Эдуардович Циолковский, выдающийся исследователь, крупнейший ученый в области воздухоплавания, авиации и космонавтики. Почти всю жизнь Циолковский много занимался вопросами воздухоплавания. Экспозиция Музея-квартиры знакомит посетителей с жизнью и деятельностью Циолковского как основоположника теоретической космонавтики.

- Окский биосферный государственный заповедник создан 10 февраля 1935 года. Заповедник расположен в восточной части Мещерской низменности. Основной целью создания заповедника является сохранение всего природного комплекса экосистем Мещеры. Здесь встречается 57 видов млекопитающих. Из них

бобр, выхухоль, выдра, норка, ондатра. В 1959 году был создан питомник зубров, которые находились под угрозой вымирания. В заповеднике насчитывается 256 видов птиц, из них 25 занесены в Красную книгу РФ, при нем работает питомник редких видов журавлей – стерхов.

- Свято-Иоанно-Богословский монастырь в селе Пощупово. Св. Иоанн Богослов – один из 12 апостолов. Находится монастырь на правом берегу реки Оки, в 25 километрах от города Рязани. В 1237 году святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. В ту пору хан Батый приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить его и сжечь. Однако, грозный хан и его воины были устрашены видением святого апостола Иоанна Богослова. Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый оставил при чудотворной иконе свою золотую печать, которая хранилась иноками на протяжении 416-ти лет.

Издревле  город Скопин силен духом и традициями защиты Родины.

30 скопинцев стали Героями Советского Союза, 6 - полными кавалерами ордена Славы!      

Немецкие войска завладели Скопином всего на три дня, но и этот малый срок они отметили грабежами и убийствами мирных жителей.       Фашисты разрушили и сожгли 23 дома в г.Скопине, разграбили склады и магазины.

Первая атака немцев на город, 24 ноября 1941 года, была отбита силами отряда истребительного батальона (в котором было всего около 120 человек), сформированного из жителей города.  

Захватив город после многочасового боя 25 ноября 1941 года силой до1000 человек, при поддержке танков и бронемашин и узнав, что им оказывали упорное сопротивление не регулярные военные части, а силы 120 человек, фашисты стали ловить и расстреливать всех, кто мог быть причастен к партизанам. Стреляли они от злости и в совершенно невинных, посторонних мирных жителей, случайно оказавшихся на улице, при этом были убиты несовершеннолетние дети...      

Выбиты из Скопина фашисты были 28 ноября 1941 года атакой воинов 84-ой Отдельной морской стрелковой бригады Амурской флотилии, которые  продвигались по железной дороге для сражения под Москвой.

Это памятник у противотанкового рва на краю города (у Бугровки). Скопин был первым городом, освобожденным нашими войсками в ходе наступления под Москвой. По всей видимости, г.Скопин является первым советским городом, который был освобожден и уже не был более отдан врагу.

В ноябре 2001 года, в честь 60-летия освобождения нашего города от оккупантов, у здания железнодорожного вокзала был возведен памятник из белого мрамора воинам 84-ой отдельной морской стрелковой бригады - освободителям г.Скопина.

Это сквер у памятника земляку-скопинцу, Герою Советского Союза, Народному Герою Югославии, начальнику Генерального Штаба маршалу С.С.Бирюзову. Похоронен С.С.Бирюзов на Красной площади у Кремлевской стены. В честь маршала С.С.Бирюзова названы улицы в Москве, Рязани, Скопине.

Это здание военкомата и вечный огонь - отсюда ушли на фронты Великой Отечественной 26 518 наших земляков-скопинцев, то есть практически все взрослые мужчины  города и района. 14 тысяч погибли.  

Видеопрезентация поселка Павелец

“Плох тот народ, который не помнит,
не ценит и не любит своей истории”

В. М. Васнецов 

Достоверно неизвестно, почему наш поселок назван Павельцем, но  в народе бытует очень много мнений: некоторые думают, что из-за царя Павла, который любил проезжать по нашим местам, другие – из-за речки Павелеце, которая текла недалеко от места строительства.

        Поселок Павелец-1 начал образовываться в 1881 году совместно со строительством железной дороги.

        Первоначально станция представляла собой вокзал и рядом стоявшую казарму для жилья работников станции.  Позднее был построен двухэтажный вокзал.

        В 1902 году, одновременно с дорогой, было построено паровозное депо. В нём работали целыми семьями. В настоящее время вагонное депо представляет собой хорошо оснащённое предприятие, которое производит ремонт различных типов грузовых вагонов. Штат депо более 200 человек.

        Первые жилые постройки были по улице Интернациональной (раньше ее называли Невской). Здесь находится двухэтажное здание старой школы,

которая была преобразована в интернат, а  позднее в жилой дом.

         Посёлок быстро разрастался. Попутно со строительством дороги велось строительство почты, действующей и в настоящее время. Была построена часовня, которая впоследствии была превращена в склад.

         В посёлке было несколько мелких пекарен, где выпекалась различная продукция. На месте одной из них сейчас завод «Павелецкие замки», другая перестроена в продовольственный магазин. Были и свои купцы, каждый из которых занимался своим делом. Купец Афанасьев имел свой магазин. Купец Поздняков выпекал у себя в пекарне только баранки, а братья Климушины пекли хлеб, владели чайной и магазином.

При станции не было воды, её приходилось привозить по железной дороге. В определённый день люди с вёдрами шли к ныне жилому дому №25 по улице Интернациональная, чтобы набрать воды.

На месте современного сбербанка раньше находилось деревянное здание, в котором располагался книжный магазин, а ещё раньше был детский садик.

        Мирные планы жителей посёлка были сорваны 22 июня 1941 года нападением немецко-фашистских войск на Советский Союз. Павельчане внесли большой вклад в победу над врагом.

        Здание вокзала было взорвано. Для того, чтобы технические средства, здания и сооружения не попали в руки к врагу во время Великой Отечественной войны, было принято решение поджечь депо, а командный состав эвакуировать в тыл.

          После войны посёлок начал восстанавливаться. Заново было отстроен вокзал. Рядом с ним появился сквер. Здесь проходили митинги и парады. Здесь октябрят принимали в пионеры. Вошла в строй узловая больница ст. Павелец. На работу в больницу приехал военный хирург Мальков В.И., который проводил сложные операции, был самым уважаемым врачом.

Построили клуб, стадион, работала танцплощадка.

Сейчас общая численность населения нашего посёлка составляет примерно 2000 человек.

Фольклорная композиция

Богат наш поселок своей историей, но еще он своими традициями: песнями, праздниками, обрядами.

Этот дом – не просто дом.

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола.

Бим-бом-бом! Дин-дин-дин!

Кто-то с мамой, кто один

Помолиться в этот дом

Ходит в трепете святом

По утрам и вечерам…

Это – православный храм!

В ноябре приходит праздник к нам

В Делеховский да Кремлевский храм.

Прославляют там люди и ангелы

Небесного воина Михаила Архангела.

Чудо чудное свершил

Покровитель сел Святой Михаил:

Воду горную в пропасть направил,

Храм церковный целым оставил.

Павелецкий да сельский народ

Дружно, трепетно в храмы идет.

Кто в Делехово, кто в Кремлево –

Главное – сердце бы верило!

Одевались красиво, нарядно,

Покажем вам это наглядно!

Самое привлекательное в костюмах наших предков, то, что они были сделаны из натуральных материалов. Одежда различалась по назначению, возрасту, семейному положению. Знаками различия одежды были ее цвета, количество узоров. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста. Рубаху подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Мужская обувь – сапоги или лапти.

Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, понева, нагрудник. Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Интересны старинные головные уборы. Обычай для замужней женщины – прятать волосы. Ходить с непокрытой головой считалось позором, грехом. Поэтому, форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего – в виде обруча или повязки. Головные уборы хранились в семьях, передавались по наследству из поколения в поколение.

После церковной службы

В честь мира, добра и дружбы

Щедро столы накрывают,

В гости родных, друзей созывают.

Пир горой начинается –

В селах свадьбы играются!

Айда к нам на свадьбу!

(народный обряд «Бояре, а мы к вам пришли…»)

Молодых хлебом – солью встречали,

А еще вкусный курник ломали.

Ну, а вы, дорогие зрители,

Попробовать не хотите ли?

Будем щедрыми по обычаю,

Угощайтесь, наш курник – отличный!

Мы рецепты писали старательно,

Чтобы вы смогли испечь обязательно

Курник Делеховский, курник Павелецкий,

Курник Кремлевский!

И буклет оформляли красиво,

Чтоб ваши курники получились на диво!

Праздника всем знатного!

А аппетита приятного!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека"Охраняемые растения Рязанской области"

Дополнительный материал для занятий по окружающему миру....

Презентация "Экономика Рязанской области"

Презентация выполнена учениками 3 класса к пректу по окружающему миру "Экономика моего края"...

Растения водоемов Рязанской области

Данный материал поможет учителю при проведении урока по окружающему миру по теме "Растительный мир водоемов"....

книжки -малышки по охране растений и животных Рязанской области

книжкка -малышка по охране растений и животных Рязанской области...

80-летие Рязанской области.

Классный час для 2 класса, посвященный 80-летию Рязанской области....

Презентация к классному часу на тему "80-летие Рязанской области".

Презентация к классному часу на тему "80-летие Рязанской области". На слайдах представлены фотографии  7 чудес Рязанского края....

Народный фольклор Рязанской области

Народный фольклор Рязанской области.Материал может быть использован на уроках окружающего мира, тематических классных часах....