Народный фольклор Рязанской области
статья

Народный фольклор Рязанской области.

Материал может быть использован на уроках окружающего мира, тематических классных часах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_folklor_ryazanskoy_oblasti.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Народный фольклор Рязанской области

Рязанская земля одна из древнейших жемчужин русской культуры. Жизнь края была наполнена трагическими событиями , неотделимыми от судьбы рязанского народа. Не раз Рязанщина принимала на себя всю силу первого удара завоевателей. Но не смотря на всё пережитое, а может быть и в следствии этого, именно здесь были созданы замечательные памятники искусства.

Не менее значимы и памятники музыкального фольклора, бережно хранимые местными жителями. Особенно народные праздники, которые до сих пор сохранились в некоторых уголках Рязанщины.

Калядование (поздравление с Новым годом)- один из самых старинных и добрых обычаев.

Под старый Новый год ватаги ребятишек разного возраста ходили по деревне, стучались в двери и окошки. Поздравление состояло  как бы из трёх частей. За вопросом: «Хозяин с хозяйкою! Не скричать ли вам таусень?» Начиналась песня. («Таусень» новогодняя поздравительная песня). Третья часть поздравления -просьба о вознаграждении. Ею заканчивается текс любого поздравления.

Летел сокол-соколок

Через бабушкин дворок,

Уронил сапожок.

Кричит: «Бабушка, подай!»

Я на стульчике сижу,

 И верёвочки плету.

Женишков погляжу.

В красных шапочках,

В полушубочках.

Давай, не ломай-

Будет сын Николай.

 Подашь блинка -родишь сынка.

Подашь бочку –родишь дочку.

Таусени имели разных адресатов. Например, у дома, где живет молодая девушка исполняли такую песню.

Как и ягодка красна, земляничка лесна. Таусень!

Почему она лесна? Во сыром бору росла. Таусень!

Как у солнышка, супроть вёдрышка. Таусень!

Как Марина у мамоньки умнёхонька росла. Таусень!

Она умничала, всё разумничала. Таусень!

Она шьёт и прядёт, и в коробочку кладёт. Таусень!

Для парня предназначался другой текст.

Были песни для пожилых, зажиточных людей, для молодожёнов. В любом случае основной смысл заключается в благопожелании. Это и доброе здоровье, и хороший урожай. И богатство, и удачное замужество или женитьба.

После исполнения такой песни хозяева благодарили исполнителей и угощали сладостями: пряниками, леденцами, баранками…

Конец зимы – начало весны отмечается у всех народов. В западноевропейских странах  это карнавал, у русских – масленица, которую справляли всенародно, с большим размахом. Традиционное катание на лошадях и с ледяных гор, разжигание костров, взятие снежного городка, праздничная трапеза -  блины, обязательно сопровождались песнями. Это могли быть протяжные песни. Которые пели, катаясь на лошадях; были песни и обрядовые. Во время сжигания чучела масленицы часто звучали небольшие припевки.

Ах, масленица, сметанница!

По горам катается ,

В блины запекается.

Блинам –печенья, сковородам – _мученья!

…………………………………………………………………………..

Ох, масленица, обманщица!

Обманула, довела

Да горькой редечки дала.

В воскресенье мажут,

А в понедельник ничего нам не покажут.

Проводив масленицу, русские в течении семи недель соблюдали Великий пост.

Обряд встречи весны приходился на день сорока мучеников (22 марта по новому стилю, получивший в народе название «Сороки». В этот день пекли специальное печенье в виде птичек, головки которых украшал гребень, а глазки имитировались изюминками или черникой. Называлось такое печенье «жаворонки», т.к. считалось, что в этот они прилетают и приносят с собою весну. Печенье раздавалось детям, которые забирались на заборы (крышу сарая, стог сена), кричали весеннюю закличку и подбрасывали «жаворонков» вверх. Когда-то этот обряд носил магическую функцию: после закличек печенье скармливали скоту, чтобы сохранить и приумножить стадо, но позже дети стали сами съедать «жаворонков».Обряд превратился  в детскую забаву.

Уж вы жаворонки,

Жавороночки!

Прилетите вы к нам,

Принесите вы нам

Лету теплаю,

Вясну красную.

Нам и так-то зима

Надоскучила,

И хлеб, и соль

Всё докушала.

И рученьки, и ноженьки

Обморозила.

Соха-борона!

Ступай на поля!

А ты, зима!

Ступай на моря.

Важное место в жизни детей занимали игры, игровые и хороводные песни. В святой период (с25 декабря по 6 января по старому стилю) на посиделках была популярна игра в «золото».  (В современности она получило название «Колечко»). Эта игра сопровождалась песней:

Уж я золото караню (хороню)

Чисто серебро караню

Я у батюшки в терему,

Я у матушки в высоким.

Моё золото пропало,

Чистым порохом запало

И заиндивило.

Гадай, гадай, девица,

Коли руки белица

Неземные крылица.

Я бы рада гадала,

Через поле летала.

Через поле лятути,

Косу русу плятути

Шелком первиваети

Златом персыпаети.

Ой вы, кумушки, вы голубушки,

Вы придите, посидите.

Меня мати хочет бити

По три утра, по три прута,

По четыре золотые.

Пал, пал перстень

В калину-малину.

В чёрну смородину.

Очутился перстень у дворянина

Иванова сына

 На правой на ручке,

На левом мизинчике.

Девица гадала

И та не угадала.

Великий пост заканчивался большим праздником Пасхи.

После Пасхи наступала пора традиционных весенних гуляний. Пик этих гуляний приходился на Троицу. Основой Троицкой обрядности был культ растительности ,которая как раз начинала расцветать в это время. У русских особо почиталась берёза, реже клён. Из берёзы и клёна плелись венки, на них же гадали, пуская по воде; срубленную берёзу украшали лентами,   платками, поясами, торжественно проносили по всему селу, а затем бросали в воду. Зелень, траву разбрасывал по полу домов, ветками берёзы и клёна оплетали наличники и двери.

Дети также становились участниками этих праздников. Маленькие дети очень любили игру в «коршуна» (Касимовский район).

Вокруг коршуна хожу.

Вокруг коршуна хожу,

За собой детей вожу.

Мои дети- малолетки,

Красны звёздочки на них.

-Коршун, коршун! Что делаешь?

-Яму копаю.

-На кой?

-Шило чищу.

-Зачем шильце?

 –Сапоги подшивать.

-На кой сапоги?

-Сына женит.

-На кой сына женить?

-Молодую брать.

Песня «вокруг коршуна хожу» разыгрывалась традиционно. Дети сцеплялись «паровозиком», обхватив друг друга за пояс. Впереди шла «мать». «Паровозик» обходил вокруг коршуна (мальчика). Спев песенку, играющие выслушивали быстрый диалог «коршуна» и «матери». С последними словами «коршун» начинал отрывать от цепочки крайнего. «Мать», расставляла руки, стараясь этого не допустить. (В других деревнях, играющие становились не «паровозиком», а кругом, взявшись за руки. Перед игрой выбирали «коршуна» и девушку. «Коршун» должен был догнать её, пробегая под арками рук).

На весенних игрищах большой популярностью пользовались песни, с которыми проходили по селу. Шли медленно, взявшись под руки, в несколько рядов. Тексты таких песен обычно очень протяжные.

Пойду, пойду я в сад-садочек.

Пойду, пойду я в сад–садочек,

 Пойду, пойду я в сад–садочек.

Весенний мой веночек, да

Вот он дорогой.

Эх, совью, совью бел веночек,

Совью, совью бел, бел веночек.

Весенний наш веночек.

Вот он дорогой.

Вздену, вздену (надену) на головку,

Вздену, вздену на…на головку,

 Весенний мой веночек.

 Вот он дорогой.

Заканчивались игрища прощальной песней весне.

С окончанием полевых работ начиналась пора посиделок. На сельских посиделках пелись песни, была популярна игра в  «фанты».

Во многих областях России одним из наиболее популярных осенних праздников был день Кузьмы и Демьяна (14 ноября по новому стилю). И хотя «кузьминки» особо почитались девушкам, дети тоже не оставались в стороне. В этот день ватаги ребятишек ходили по гостям. На того, в чей дом шли, надевали соломенную шляпу, разукрашенную бантиками и лентами.

Распевали песню.

На Кузьму, Кузьму – Демьяна.

На девичий праздник,

На девичий праздник.

Выпадала пороша,

 Выпадала пороша.

Белая хороша,

Белая хороша.

Как по этой пороше,

Как по этой пороше

Шёл Ваня хороший,

Шёл Ваня хороший.

Не путём, не дорогой,

 Не путём, не дорогой,

Чужим огородом,

Чужим огородом.

Он чужим огородом,

Он чужим огородом.

Катиной тропою,

Катиной тропою.

С ней заходили в дом, где уже было готово угощение.

Провожали детей прибаутками. Частушками. В благодарность за угощение они должны были попеть и поплясать. При выходе из дома шляпа надевалась следующим малышом.

Рекомендации к проведению кл. часа.

В начале можно выяснить у детей какие праздники отмечают в их семье. Пусть дети расскажут как они проходят. Возможно кто-то из детей слышал от бабушек , прабабушек о том как проходили некоторые праздники, когда они сами были маленькими.
На занятие могут быть приглашены гости, в памяти которых старинные русские обычаи, о которых они и расскажут детям.

 Можно выучить с детьми некоторые заклички, песни, поиграть в игру «Золото».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

75 лет Рязанской области

Тема: «75 лет Рязанской области»Руководитель: Иевлева Светлана Александровна, учитель начальных классовАвторы: учащиеся 4 класса МОУ «Павелецкая СОШ №1»Тип проекта: краткосрочный исследоват...

Картотека"Охраняемые растения Рязанской области"

Дополнительный материал для занятий по окружающему миру....

Презентация "Экономика Рязанской области"

Презентация выполнена учениками 3 класса к пректу по окружающему миру "Экономика моего края"...

Растения водоемов Рязанской области

Данный материал поможет учителю при проведении урока по окружающему миру по теме "Растительный мир водоемов"....

книжки -малышки по охране растений и животных Рязанской области

книжкка -малышка по охране растений и животных Рязанской области...

80-летие Рязанской области.

Классный час для 2 класса, посвященный 80-летию Рязанской области....

Презентация к классному часу на тему "80-летие Рязанской области".

Презентация к классному часу на тему "80-летие Рязанской области". На слайдах представлены фотографии  7 чудес Рязанского края....