Россия – Родина моя. Путешествие в лес.
классный час (3 класс) по теме

Хвостова Татьяна Вениаминовна

Классный час из серии мероприятий на патриотическую тематику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon les.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

               Россия – Родина моя. Путешествие в лес.

Класс: 3

Провела: Хвостова Т. В. МОУ «Лицей №7» г. Электростали

Цели:

- расширить знания детей о растительном и животном мире нашей Родины;

- прививать любовь к природе, бережному отношению к ней;

- воспитывать чувство патриотизма.

                                                       Ход занятия.

    Мы с вами продолжаем говорить о нашей Родине – России,  о её природе, о том, как прекрасна наша страна.

                   Ты тоже родился в России –

                   Краю полевом и лесном.

                   У нас в каждой песне – берёза,

                   Берёза под каждым окном.

   Наше сегодняшнее  путешествие в царство Берендея. В этом царстве есть очень много полян, мы побываем на некоторых из них.                                                                                             

                                 Меж редеющих верхушек

                            Показалась синева,

                            Зашумела у опушек

                            Ярко-жёлтая листва.

                           Птиц не слышно. Треснет мелкий

                           Обломившийся сучок,

                           И, хвостом мелькая, белка

                           Лёгкий делает прыжок.

                          Стала ель в лесу заметней –

                          Бережёт густую тень.

                          Подосиновик последний

                          Сдвинул шапку набекрень.

   Кто из вас знает, в какой природной зоне мы живём?

   Кто любит бывать в лесу? В какое время года? Почему? Кого там можно встретить?

   Как надо вести себя в лесу? Почему?

   Итак, наше путешествие начинается. Закройте все глаза. (в это время под неторопливую приятную музыку учитель читает стихотворение И. Бунина «Листопад»)

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, ёлочки темнеют.

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

(на доске появляется изображение сказочного терема)

   Посмотрите, ребята, мы с вами пришли к какому-то теремку. Давайте заглянем в него. Здесь какой-то конверт. Наверное, с заданиями.

    А вот и вопросы:

- Какой лес преобладает в вашей местности?

- Какие деревья и кустарники можно встретить в лесу в вашем регионе?

   А теперь игра. Необходимо выбрать трёх человек, которые очень часто бывают в лесу, знают растения, произрастающие там. У меня на столе разложен гербарий. Первому играющему необходимо выбрать листочки деревьев,  второму – кустарников, третьему – травянистых растений и прокомментировать свой выбор.

  А теперь отгадайте загадки:

1. Под деревом Андрейки

    Все в тюбетейках.                    (жёлуди)

2. Не белый, не спорю

    Я, братцы, попроще ,

    Расту я обычно

    В берёзовой роще.               (подберёзовик)

3. Весь в иголках,

    Очень колкий,

    Не погладишь, не возьмёшь.

    Кто же этот недотрога?          (ёж)

4. То рыжая, то серая,

    А названье – белая.                (белка)

   Это не просто загадки, все эти предметы имеют непосредственное отношение к нашему сегодняшнему разговору.

   Посмотрите, что это за дерево? (показ иллюстрации дуба)

   Листья у этого дерева твёрдые, очень красивой формы, из-под них выглядывают жёлуди. Дуб называют могучим богатырём леса, потому что он крепкий и живёт сотни лет. Дуб – очень полезное дерево, так как его кора является лекарственной, а из древесины изготавливают мебель, пароходы, части зданий, из желудей – кофе, ими питаются некоторые животные и птицы.

                          Дуб дождя и ветра

                          Вовсе не боится.

                          Кто сказал, что дубу

                          Страшно простудиться?

                          Ведь до поздней осени

                          Он стоит зелёный.

                          Значит, дуб выносливый,

                          Значит, закаленный.

   У С. Я. Маршака есть даже песня о желудях:

                          С колпачком на голове,

                          Будто в путь готовый,

                          Он скрывается в листве

                          Дуба золотого.

                          В этот гладкий коробок

                          Бронзового цвета

                          Спрятан маленький дубок

                          Будущего лета.

                          Коль его не разгрызёт

                          Белка острым зубом,

                          Сотни лет он проживёт

                          Коренастым дубом.

   

    А сейчас мы сделаем следующую остановку – в берёзовой роще (появляется иллюстрация). Это дерево особенно мило нашему народу. Берёзе посвящено много стихов, песен.

                               Люблю берёзку русскую,

                               То светлую, то грустную.

                               Люблю её нарядную,

                               Родную, ненаглядную,

                               То ясную, кипучую,

                               То грустную, плакучую.

                                                       (А. Прокофьев)

    Листочки берёзы треугольной формы с зазубринами на концах. Берёза очень полезна. Из её древесины делают фанеру, мебель, лыжи. Почки полезны при лечении многих заболеваний, а из листьев изготавливают жёлтую и зелёную краски.

    Какие хвойные деревья вам известны?

    Какие кустарники произрастают в наших лесах?

    Следующая наша остановка – на поляне, где произрастает большое количество различных цветов, есть и ягоды.

   Отгадайте загадку:

Белые горошки

На зелёной ножке.                   (ландыш)

                                    Ландыш.                                     Е. Серова

                      Родился ландыш в майский день,

                      И лес его хранит.

                      Мне кажется, его задень –

                      Он тихо зазвенит.

                      И этот звон услышит луг,

                      И птицы, и цветы.

                      Давай послушаем, а вдруг

                      Услышим я и ты.

   А вот ещё одна загадка:

Есть один такой цветок:

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка –

Был цветок и нет цветка.               (одуванчик)

                               Одуванчик.                      Е. Серова

                       Носит одуванчик

                      Жёлтый сарафанчик.

                      Подрастёт – нарядится

                      В беленькое платьице:

                      Лёгкое, воздушное,

                      Ветерку послушное.

     А о чём это идёт речь:

У цветочка белый венчик

И оранжевый глазок?                            (ромашка)

                                         Ромашка.                                                  Л. Куклин

                      Добрый день, ромашка,

                      Белая рубашка,

                      Жёлтая серёдочка,

                      Листья, словно лодочка.

   Ребята, цветы очень украшают лес, радуют нас с вами. Без цветов лес был бы мрачным, скучным. Давайте будем бережно относиться к цветам, чтобы любоваться ими могли все те люди, которые приходят в лес.

    Какой же лес без ягод? Вы, наверное, собирали ягоды в лесу. Давайте поиграем: я буду показывать вам иллюстрации различных ягод, а вы говорить их названия.

………………………………………………………………………………………………….

   Без чего ещё невозможно представить себе лес? Конечно же, без грибов. И следующий наш привал мы сделаем на грибной поляне Правда, грибы любят тенистые сырые места, но не в глубине леса, а на полянках, на опушках.

   Вот в моей корзинке много грибов. Давайте назовём их. (можно использовать муляжи)

   Какие грибы не должны были оказаться в корзине? Почему? (несъедобные)

            Лисички.

Сидит на поляне

Семейство лисичек.

Полдюжины рыжих

Прерыжих сестричек.

Ничуть не боятся их

Звери и птицы –

Такие весёлые

Эти сестрицы.

Любуются сосны

На них и осины,

А хитрым лисичкам

Охота в корзину.

                                                    Подосиновик.

                                     Под осинами на кочке –

                                     Гриб в малиновом платочке.

                                     Подосиновиком звать

                                     И его придётся взять.

   Хочется заметить, что ядовитые грибы сбивать и топтать не надо, так как они приносят пользу деревьям, а мухоморами лечатся лоси.

   В лесу обитает много животных. И в первую очередь, конечно же, это медведи. Эти животные громоздки и неуклюжи, шерсть у них бурая, голова большая, а глазки очень малы.

   А чем питается медведь?

   С наступлением холодов медведи отправляются спать в берлогу, и зимой у медведицы рождаются медвежата.

    Отгадайте ещё одну загадку:

Шустрый зверёк

По веткам прыг – скок.

На деревьях живёт

И орешки грызёт.

    У этого маленького зверька ушки похожи на кисточки. Глаза чёрные, хвост большой и пушистый.  Зубы прочные. Очень подвижна.

   Звери – наши меньшие братья, их необходимо беречь и охранять.

   Какую пользу приносят животные? Птицы?

   Какие птицы обитают в наших лесах?

Из всех земных сокровищ и чудес

Нежней всего люблю я лес.

Не потому люблю, что ягоды он дарит,

А потому, что тайны он хранит.

Кусты, деревья, травы и цветы

Хранят в лесу разгадку красоты.

   В конце занятия мне хотелось бы вам предложить викторину.

                                          Вопросы викторины:

  1. У какой птицы птенцы рождаются зимой? (клёст)
  2. У какой земляники плоды будут слаще: у растущей под деревьями или на открытой поляне?
  3. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая?
  4. У какого дерева ветки «дрожат» на ветру?
  5. Чем в лесу можно почистить зубы вместо зубной пасты? (толчёным древесным углём)
  6. Из древесины каких деревьев делают бумагу? (сосна, ель)
  7. Какое дерево наших лесов быстрее всего растёт? (осина)
  8. Что за трава, которую знают и слепые? (крапива)
  9.  Какая птица не высиживает свои яйца? (кукушка)

Хочется верить, что вы не будете нарушать экологию родного края, будете бережно относиться к природе, чтобы сохранить неповторимый мир флоры и фауны нашей Родины на многие и многие века, чтобы ваши внуки и правнуки могли также прийти в лес, пособирать там ягоды и грибы, а может быть просто отдохнуть, прогуляться. Ведь природа России неповторима по своей красоте.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

Конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем.

Ни за что не в ответе,

Словно самую малость

Нам на этой планете

Жить и править осталось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме: Слушание и работа с детскими книгами. «А.П.Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»

Цели урока:Совершенствовать навыки беглого, выразительного чтения.Учить находить в тексте нужные отрывки и ответы на вопросы.Развивыть монологическую речь учащихся.Прививать чувство сострадания,...

Россия – Родина моя. Путешествие на станцию Зоологическая.

Классный час из серии мероприятий на патриотическую тематику....

Россия – Родина моя. Путешествие в лес.

Классный час из серии мероприятий на патриотическую тематику....

Игра-путешествие «Россия – Родина моя»

Воспитательное мероприятие...

Конспект урока литературного чтения по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья"

Конспект урока литературного чтения  в 4 классе по теме "А.П.Платонов "Любовь к Родине, или Путешествие воробья" по программе "Начальная школа 21 века"...

Игра-путешествие "Россия - Родина моя".

О символах государства, о правах и обязанностях граждан, об истории Российского государства....