Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности кружок "Тулячок"
рабочая программа по теме

Посторонка Ирина Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тулячок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_duhovno-nravstvennoe_napravlenie.docx42.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Тулячок»

(духовно-нравственное направление внеурочной деятельности)

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Тулячок» разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

       Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.  Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

        Программа  адаптирована к местным условиям, модифицирована за счет введения местного краеведческого материала. Содержание данного курса направлено на формирование ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативной, познавательной, информационной, рефлексивной компетентностей.

       Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых учащиеся выполняют  задания, а по результатам их выполнения   представляют творческий отчет.

       Технические задания составляются с опорой на личный опыт учащихся, предлагаются на выбор, предлагаются самими учащимися.

       В ходе экскурсионной практики учащиеся развивают наблюдательность, такие исследовательские умения, как умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

       Практика творческой деятельности основана на использовании занятий в форме ролевой  игры, выполнении творческих проектов.

Цели: создание условий для получения дополнительных знаний каждым обучающимся о природе, географии, истории и культуре родного края, способствующих развитию познавательного  интереса к краеведению, воспитанию социальной активности школьников.

       Данная программа дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры, приобщиться к исследовательской деятельности, имеющей общественное значение и практическую ценность, принять участие в созидательной деятельности, развивать свои творческие способности.

       Программа способствует осуществлению одной из важнейших задач образования: введению растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба, воспитанию у школьников патриотизма, бережному отношению к природному и духовному наследию родного края.

Задачи:

- усвоить комплекс краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в процессе  внеурочной деятельности;

- создать условия в образовательном пространстве для проявления и развития ключевых компетентностей школьников;

- сформировать потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края;

- воспитать патриотизм и экологическую культуру юных граждан;

- углубленное изучение родного края, дальнейшее развитие у школьников интереса к краеведению;

- выявление одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставление им возможностей для реализации своих способностей.

Успешность деятельности определяется методами мотивации, используемыми учителем. Это социальные, эмоциональные, познавательные, волевые методы.

Программу предполагается реализовать в 3 этапа:

 I этап (организационный),

 II этап (реализация программы),

 III этап (итоговый).

I этап. Разработка и реализация организационных программных мероприятий на уровне образовательного учреждения, направленных на развитие познавательных интересов учащихся в области краеведения, на расширение комплекса краеведческих материалов,

В результате реализации I этапа ожидается: повышение активности школьников в поисково-исследовательской работе, развитие у них стабильного интереса к познанию своего края, широкое использование краеведческой и экскурсионной деятельности в образовательном процессе; расширение комплекса краеведческих материалов

II этап. Предполагает реализацию всей программы: развитие системы образования на основе изучения родного края; создание условий для формирования ключевых компетентностей; модернизация материальной базы.

III этап. Анализ, экспертиза и корректировка программы в соответствии с полученными результатами.

Программа рассчитана на 135 часов, 1 час занятий в неделю.

класс

Количество часов за год

1 класс

33часа

2класс

34часа

3 класс

34часа

4класс

34часа

Основные  виды  деятельности:

Проведение викторин, выставки рисунков, поделок,

фотографий, сбор гербария,

написание мини-сочинений, мини-газет,

создание электронных презентаций,

участие в акциях по сохранению природы родного края,

коллективно-творческие дела.

Формы проведения:

рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов,

экскурсия; поездка, поход

практическое занятие, викторина, консультация

проблемная лекция, работа в музеях

встречи с участниками исторических событий

Планируемые результаты реализации программы:         

- организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления знаний об окружающем мире, осуществляющаяся во внеурочной деятельности;

- интегрированность общего и дополнительного образования на основе комплексного изучения родного края;

- получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае;

- создание комплексной системы внеклассной работы по развитию и реализации интересов учащихся в различных направлениях краеведческой деятельности;

- создание условий для развития ключевых компетентностей школьников средствами ТКД;

- отражение результатов исследовательской и поисковой деятельности в печатных и цифровых формах организации краеведческих материалов;

- приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и конференциях;

- реализация социально-экологических проектов.

 Личностными результатами изучения являются:

установка на поиск решения проблем;

критичность;

развитие навыков сотрудничества со взрослым и сверстниками при постановке и решении  учебных, конкретно-практических и проектных задач, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  Метапредметными результатами изучения являются:

способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность;

способность осуществлять информационный поиск;

способность анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;

основы умения учиться: различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения, делать запрос к различным источникам информации;

 освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;

 способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

 Критерии результативности:

Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);

Участие в социально-значимых проектах;

Участие в учебно-исследовательских конференциях ученических проектов

в школе и городе.

Содержание программы:

Программа обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.

Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

Знакомятся с историей г.Тулы, Тульской области, с  природой, достопримечательностями.

Экологическое краеведение.

«Природа нашего края».

«Зеленый мир города»,

Сезонные изменения в природе;

Многообразие видов растительности;

Многообразие животного мира;

Реки и озёра нашей области.

Охрана природы края.

Историческое краеведение.

 «История края».

мини-сочинение «Моя семья»;

Фотовыставка «Моя дружная семья».

Моя школа. История её рождения.

Достопримечательности родного города,

Тульский Кремль, музеи города.

Страницы истории г. Тулы.

Экскурсии, походы по родному краю.

«Социальная программа». Участие в акциях:

«Помощь птицам»,

 «Благоустройство школьного двора»

«Подарки детскому дому»

                                                                                           

Учебно-тематическое план

1 класс

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Экологическое краеведение. «Изучаем    природу    нашего    края»     (16ч)

1

«Вводное занятие. Что такое экология? Правила техники безопасности».

1

2-3

Растительный мир города Тулы, области.

Экскурсия в парк «Какие и где растут деревья, кустарники, травы?»

2

4-5

Осенние краски природы (смена окраски листьев, листопад).

Сбор и создание гербариев.

2

6

Редкие и исчезающие растения Тульской области, занесённые в Красную книгу.

    1

7

Викторина «Зелёный мир вокруг нас».

Выпуск газеты «Зелёный мир вокруг нас».

    1

8-9

Многообразие животного мира нашего края.

Интеллектуальная игра.

    2  

10

Праздник домашнего животного.

Мини-сочинение. Конкурс рисунков.

    1

11-12

Охрана птиц зимой.

 Акция «Помощь птицам».

 Сооружение и установка кормушек.

    2

13

Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека.

Создание проектов.

    1

14

Охрана природы родного края. Охраняемые территории.

    1

15

Экскурсия в парк «Природа родного города зимой»

    1

16

Итоговый КВН между классами

 «Что? Где? Когда?»

    1

                            Историческое краеведение «История    края»  (17ч)

17

Моя семья. Рассказы о семье.

Фотовыставка «Моя дружная семья».

    1

18

Моя школа. История её рождения.

Школьные традиции.

Встреча с ветеранами школы.

    1

19

Посещение школьного музея.

Конкурс рисунков «Наша школа в будущем».

    1

20-21

Экскурсия  «По улицам нашего города»(обзорная)

    2

22

Конкурс сочинений в картинках по итогам экскурсии.

    1

23

Изучаем и рисуем символику г.Тулы.

    1

24

Заочная игра-путешествие по рекам нашего края.

    1

25-26

Достопримечательности родного города.

Конкурс рисунков.Создание проектов..

    2

27

«Как город встречает весну».

Акция «Благоустройство школьного двора»

    1

28-29

Страницы истории г.Тулы

    2

30

Выпуск газеты «Я и мой город»

    1

31-32

Экскурсия в музей –усадьбу «Ясная поляна», интерактивное занятие «История в зеркале быта»

    2

33

Экскурсия в парк «Растительный и животный мир летом»,посещение  зоологического уголка

    1

    17ч

                                        Всего:

   33ч

2 класс

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение в изучение родного края. Тула  - наш дом.

1

2

Родной край – частица родины ( экскурсия по городу) Город и горожане(город-труженик,город-герой). День города. Конкурс рисунков.

2

3

Рождение города. Имя города и его жители. Составление кроссворда.

1

4

Символика города Тулы.

1) Герб нашего города

2) Гимн города.

Изготовление барельефа герба города Тулы.

Проект «Создаем герб своей семьи»

3

5

«У природы нет плохой погоды» (сезоннаяе экскурсия в парк).

2

6

Тула-город-герой. Город в годы Великой Отечественной войны. Книга памяти. Улицы, названные в честь героев войны. Экскурсия в школьный музей Боевой славы.

2

7

Проект « Мои предки в годы Великой Отечественной войны»

2

8

Тула самоварная. Разнообразие самоваров. Составление загадок о самоваре.

1

9

Экскурсия в музей самоваров.

1

10

Роспись тульского самовара (гуашь).

1

11

Тула оружейная. Экскурсия в музей Оружия. Составление кроссворда « Оружейные улицы города»

2

12

Оружейный завод города Тулы. Украшаем ложе ружья.

1

13

Пряничная Тула. Тульский пряник. Надписи на пряниках (украшение пряника надписью).

Нанесение узора на пряничную доску.

2

14

Чудо, а не гармонь. Экскурсия в музей Белобородова.

1

15

Древний город -Тульский кремль. Посад, слобода. Путешествие по кремлю (экскурсия) . Составление кроссворда «Тульский Кремль»

3

16

Современный город. Районы города.

1

17

Площади города. Площадь Победы. Экскурсия на площадь Победы.

1

18

Улицы нашего города. Улицы, названные именами известных людей.  « Мой путь от дома до школы»

2

19

Транспорт на улицах города. Проект « История  трамвая»

1

20

Парки Тулы. Экскурсия в парк им. Белоусова. Окопы, хранящие память о войне.

1

21

Реки Тулы ( Упа,  Тулица, Воронка).Составление кроссворда из названий рек Тульского края.

1

22

Экскурсия к водоёму (растительный  и животный мир водоёмов). Пруд в парке им. Белоусова.

1

23

Экскурсия в Музей – усадьбу «Ясная поляна» , занятие «Потешный промысел»

1

                                                                               Всего:

34 часа

3 класс

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

Тайны Тульского кремля. (13 ч.)

1

Что такое кремль?

1

2

Подготовка к созданию проектов по теме.

1

3

Строительство Тульского кремля: Когда появился Тульский кремль? Кто его строил?

1

4

Стены Тульского кремля.

1

5

Башни Тульского кремля: Спасская, Никитская, Ивановская, Наугольная.

2

6

 Башни Тульского кремля: башни Одоевских, Ивановских, Пятницких, Водяных ворот и башня На погребу.

7

Храмы кремля: Успенский собор, Богоявленский собор.

1

8

Экскурсия в Тульский кремль.

1

9

Кто такие татары? Хан Девлет-Гирей. Тульский кремль и его роль в защите Руссой земли от набегов татар.

1

10

Иван Болотников и Тульский кремль.

1

11

Тульские засеки: что это такое, когда, как и зачем они создавались.

1

12, 13

Защита проектов «Тайны тульского кремля».

2

Сокровища города. (  21 ч.)

14

Музеи нашего города.

1

15

Подготовка к созданию проектов по теме.

16

Что такое археология? Музей «Тульские древности».

1

17

Экскурсия в Музей «Тульские древности».

Знакомство с археологическими раскопками на территории Тульского края, с устройством быта русских людей.

2

18

История оружейного дела на Тульской земле.

1

19

Экскурсия в Музей оружия.

1

20, 21

Тульские самовары: устройство и виды самоваров.

История Тульского самовара.

2

22

Музей Тульские самовары. Экскурсия.

1

23

Уникальное старинное лакомство – пряник. Как и для чего его делали.

1

24

Экскурсия в Музей «Тульский пряник».

1

25

Тульская гармонь: прошлое и настоящее.

1

26

Экскурсия в Музей Н.И. Белобородова.

1

27

Искусство: что это такое, виды искусства.

1

28

Тульский музей изобразительных искусств – собрание различных видов искусства.

1

29

Экскурсия в Музей Изобразительных искусств..

1

30

Тульский областной экзотариум – специализированный зоопарк рептилий.

1

31

Экскурсия в Тульский экзотариум.

1

32, 33

Защита проектов «Музеи нашего города».

2

34

Резервное занятие

1

4 класс

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

Сокровища города. ( 23 ч.)

Театры нашего города (7 ч.)

1

Что такое театр. История театрального искусства.

1

2

Театры нашего города.

1

3

Тульский драматический театр. Архитектура, внешнее и внутреннее убранство театра.

1

4

Театр юного зрителя.

1

5

Театр кукол.

1

6

Экскурсия в один из театров города.

1

7

Тульский цирк. Что такое цирк? Особенности архитектуры цирков. История циркового искусства.

1

Историко-архитектурные памятники Тулы  (16 ч.)

8

Дворец детского и юношеского творчества на площади Челюскинцев.

1

9

Педагогический университет им. Л.Н. Толстого.

1

10 - 14

Храмы нашего города. Что такое храм, церковь, собор. Архитектура и убранство православного храма.

Благовещенская церковь.

Всесвятский собор.

Николо-Зарецкая церковь и музей «Некрополь Демидовых».

Экскурсия в некрополь Демидовых.

5

15 -16

Монастыри Тулы: Богородицкий (Щегловский) мужской монастырь, Успенский храм бывшего женского Успенского монастыря.

2

17 - 22

Скульптурные памятники: памятник А.С. Пушкину, памятник Петру 1, памятник В.Ф.Рудневу, памятник Л.Н. Толстому, памятник В.В. Вересаеву, памятник защитникам Тулы в Великой Отечественной войне..

6

23

Обзорная экскурсия по Туле.

1

Сокровища Тульского края. ( 11 ч.)

24 – 25

Деревня Филимоново – родина филимоновской игрушки. Экскурсия.

2

26

Белевские кружева.

1

27 – 28

Ясная Поляна – дом-музей Л.Н. Толстого.

Экскурсия.

2

29

Куликово поле – историко-архитектурный памятник под открытым небом. Экскурсия (резерв)

1

30 - 31

Художественный музей-усадьба В.Д. Поленова. Экскурсия.

2

32 - 33

Представление проектов по теме «Прославленные туляки».

2

34

Резерв.

Результаты изучения курса «Тулячок»

Личностные:  осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;

осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

уважение к истории и культуре всех народов Земли;

расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

Метапредметные:  способность регулировать собственную учебную деятельность;

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметные:  усвоение первоначальных сведений о сущности и  особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;

владение базовыми понятиями, необходимыми для дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира;

овладение основами экологической грамотности, элементарными  правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

понимание роли и значения родного края в природе  и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.

                                             

Список литературы и ресурсов

  1. Пристягина Е.В., Тенцер Г.А. Знакомство с Тулой. тетрадь №1,Тула: «Борус» 2011
  2. Пристягина Е.В., Тенцер Г.А. Тайны Тульского Кремля.тетрадь №2, Тула: «Борус» 2011
  3. Пристягина Е.В., Тенцер Г.А. Сокровища города.тетрадь, Хоровод достопримечательностей, №3,4, Тула: «Борус» 2011
  1. Российский образовательный портал; http://edu.1september.ru/ Педагогический университет «Первое сентября»;  
  2. http://festival.lseptember.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;
  3. http://www.researcher.ru/index.html Исследовательская деятельность школьников»;
  4.  http://lit.lseptember.ru/index.php. Газета «Начальная школа» (Издательский дом «Первое сентября»);
  5.  http://rus.lseptember.ru.«Начальная школа » (Издательский дом «Первое сентября»);
  6. http://mega.km.ru «Большая энциклопедия  Кирилла и Мефодия».

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер — класс «Реализация программы духовно — нравственного воспитания через внеурочную деятельность»

Распространение опыта работы учителя начальных классов по реализации программы духовно-нравственного воспитания через внеурочную деятельность....

Материалы краевой научно-практической конференции "РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Поиск, инновации, опыт"

В сборнике публикуются материалы краевой научно-практической конференции, посвященной обсуждению актуальных проблем духовно-нравственного воспитания. Авторы работ рассматривают различные проблемы и пу...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации в сфере образования.  Д...