"У москвички две косички, у узбечки 25..."
классный час (3 класс) по теме

Павлова Татьяна Петровна

Это внеклассное занятие посвящено воспитанию толерантного отношения к людям разных национальностей, что очень актуально в наше время. Формирование терпимости по отношению к другим людям, воспитание доброжелательности и уважения, милосердия и сострадания - цель этого занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_tolerantnosti.doc335.5 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения

Тема: «У москвички две косички, у узбечки двадцать пять…»

Друзья мои!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!

1. Сообщение темы занятия.

(слайд)

    -Третий год вы учитесь в нашей школе, и третий раз мы вместе с вами проводим урок , посвященный Всемирному Дню толерантности, который объявлен 16 ноября 1995 года Всемирной организацией ЮНЕСКО.

2. Актуализация знаний.

- Что же такое толерантность? Кто может нам напомнить? 

- Из этого понятия складываются качества толерантного человека. Какие это качества?

(слайд: качества толерантного человека)

    Вывод: толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть.

- На основании составленных вами качеств толерантного человека, назовите правила толерантного общения.

(слайд: правила поведения)

Вывод: Человек – существо общественное. Он живет в обществе и, следовательно, может и должен общаться с другими представителями этого общества. А одной из важнейших областей общественной жизни является культура, и в том числе культура общения.

3. Сообщение нового.

а) из истории создания праздника

- А где было придумано это слово? Откуда появилось?

 - Оказывается….

(слайд)

      «На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.»

     С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

б)легенда о Вавилонской башне

     По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил, сделав так, чтобы люди начали говорить на разных языках. Люди больше не могли договориться друг с другом, они вынуждены были объединиться в языковые группы и разойтись в разойтись по Земле. Таким образом, строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

Вывод: сначала все были равны, надо уметь договариваться.

 - Как получилось, что разные народы имеют разный цвет кожи?

в) легенда североамериканских индейцев

  Существует легенда североамериканских индейцев. 

       «Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать.(глина только после обжига становиться прочной) После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли афроамериканцы. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы».

г) Практическая работа №1 «Общее и различие между народами»

    Такие фигурки у вас на партах. Напишите, пожалуйста, что общего и чем отличаются эти фигурки.

     

Чем похожи?

  • ____________
  • ____________
  • ____________
  • ____________
  • ____________
  • ____________
  • ____________

Чем отличаются?

  • ____________
  • ____________
  • ____________
  • ____________
  • ____________
  • ____________
  • ____________

Вывод: мы разные, но между нами очень много общего(общего больше, чем различий)

 - Сколько сейчас на Земле народов, как вы думаете?

      На Земле наберется по меньшей мере 15 тысяч, а возможно, и 20 тысяч разных народов и языков. Какие народы самые многочисленные в мире?

д) Практическая работа №2 «Определение самого многочисленного народа»

(слайд)

Укажите место каждого народа в таблице. Это поможет определить самый многочисленный народ.

место

народ

численность (млн. человек)

страна проживания

Бразильцы

Американцы

Русские

Хиндустанцы

Бенгальцы

Японцы

Китайцы

149

194

146

244

190

126

1220

Бразилия

США

Россия

Индия

Индия, Бангладеш Япония

Китай

(дети выполняют задание , подводится итог)

   В конце ХХ века все население планеты составляло чуть меньше 6 млрд человек: китайцы, хиндустанцы, американцы, бенгальцы, бразильцы, русские, японцы.

    И действительно нашу планету населяют люди самых разных национальностей и самых разных возможностей.

(слайд: самые разные)

- Как нам относиться к людям других национальностей?

С. Маршака "Всемирный хоровод".

Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев

И англичан,

Для испанских детей

И для русских,

Шведских,

Турецких, немецких,

Французских

Негров, чья родина –

Африки берег;

Для краснокожих

Обеих Америк.

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо,

Когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут

В мешок меховой

На ночлег;

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах и селах...

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад – с Востоком,

А дети – друг с другом!

Вывод: дружелюбно, с пониманием, миролюбиво.

е) население нашей Родины.

- Но сегодня мне бы хотелось больше поговорить  о нашей Родине, и о людях, которые ее населяют.

(слайд: рельеф)

     Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске - на - Камчатке наступает полночь.

     Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства - её зеленый наряд - леса.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам  лететь.

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймёшь тогда, какая

Наша родина большая,

Необъятная страна.

(слайд : лес)

 - Любой народ можно сравнить с лесом, например с сосновым бором. В глубине его – высокоствольные сосны, но чем ближе к опушке, тем сильнее меняется облик деревьев: на открытых пространствах они кряжистые и низкорослые. Однако сосна всегда остается сосной и елью ни при каких условиях не станет.

(слайд: диаграмма)

     Всех людей, живущих в нашей стране называют россиянами. Но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Ёе населяет более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

    Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 39 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 о6ластей, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию.

     Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру.

(слайд: девочки)

Вот, косички по привычке

Поправляя на ходу,

В пары строятся москвички —

Детский сад несёт звезду.

Пляшет девочка-узбечка,

На руке блестит колечко.

У узбечки нет привычки

Две косички заплетать:

У москвички — две косички,

У узбечки — двадцать пять.

(слайд)

Живут в России разные          

Народы с давних пор.             

Одним – тайга по нраву,         

Другим – степной простор.    

У каждого народа

 Язык свой и наряд.

 Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой - оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех - одна.

 

- Итак, какие же национальности проживают в России?

(дети перечисляют, что запомнили)

- На самом деле национальный состав России выглядит так:

(слайд: народности России)

                 

 - Как же нам относиться к тем, кто, как мы считаем, не такие как мы?

Историческая справка:

Статистика показывает:   В числе Героев Советского Союза 8160 русских, 2069 украинцев, 309 белорусов, 160 татар, 108 евреев, 96 казахов, 90 армян, 90 грузин, 69 узбеков, 15 литовцев, 12 киргизов, а также представители других национальностей. Это был общий вклад в Великую победу.

ж) Практическая работа №3 «Какие мы снаружи, какие мы внутри»

Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь. (Ведущий разрезает один апельсин на части)

 – Чей это апельсин?

 – Почему трудно определить?

Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

Вывод общий: Россию можно сравнить с колейдоскопом. Внутри у этой обычной трубочки находятся разноцветные стеклышки разной формы. Они разные, так же как отличаются друг от друга люди. Но когда эти стеклышки собираются в общий узор, то получается очень красивый рисунок. И эти рисунки разные, неповторимые, своеобразные. Так и люди, собираясь вместе, они делают друг друга богаче духовно, т.к. могут поделиться своими традициями, секретами народных ремесел, кулинарными рецептами, и т.д.

4. Подведение итогов занятия.

  В.Крючков

 Роса состоит из росинок,

Из капелек пара — туман,

Песок — из мельчайших песчинок,

Россия — из россиян.

 Давно мы по духу едины

И связаны общей судьбой.

И знамя единства водило

Всех нас и на труд, и на бой.

Мы вместе: волжане, уральцы,

Поморы и степняки —

Похожи на крепкие пальцы

Большой работящей руки.

 Мы вместе: калмыки, чуваши,

Буряты, якуты, мордва,

Опорой единственной нашей

Всегда остается Москва.

 Земля и вода — неразрывны.

Как берег или река,

Неразделимы ливни,

И ветер, и облака.

У радуги — нет половинок.

И если волна — то волна,

И нету полуросинок,

Вот так и Россия – одна!    

- Что значит для нас с вами Россия?

Для меня Россия – белые березы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня Россия ты всего дороже.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

 Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

 Ты, моя Россия, неразлучна с нами.

 Ведь Россия наша – это мы с друзьями!!!

ИТОГ: Различия между народами, населяющими Россию, огромны – разные история, религия, условия жизни, быта определяют своеобразие их культуры. Но ведь это-то и интересно!

Любой народ интересуется особенностями жизни других народов. Одним из способов удовлетворения этого извечного интереса является познание жизни другого народа через его язык, книги, традиции, культуру.

Осталось только захотеть узнать новое, принять необычное и научиться жить в мире с другими людьми и с самими собой.

(слайд: Б.Шоу)

«Теперь, когда мы научились летать  по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле,как люди».

                                         Б. Шоу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возвышение Москвы. История основания города Москвы.

Исторические события, связанные с обединением земель вокруг Москвы. Программа Л.В.Занкова....

Цикл передач" Моя Москва" ( "Культурная Москва".)

В этой передаче представлены интересные материалы о самом известном и любимом кукольном театре им. С. В. Образцова....

Цикл передач" Моя Москва" ( "Москва-осенняя".)

Мы рассказываем об осенней Москве. Она всегда красивая и льбимая....

Презентация "Москва" к уроку "Москва-столица России"

Презентация к уроку"Москва-столица России"...

Проект "Коса- девичья коса"

Издавна украшением женщины считались длинные красивые волосы.Согласно преданиям в них хранилась вся мудрость и сила человека, а при выборе будущей жены смотрели на стан, лицо и толщину косы.Мир измени...

Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»

Работа по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробуждение интереса к его произведениям....

Москва -город искусства. Театры Москвы

Материалы для проведения классного часа. Презентация и комментарий к презентации....