Общение в семье как условие успеха в воспитании.
материал по теме

Козликина Надежда Николаевна

Данный классный час представлен методической разработкой, публикацией и презентацией. Может проводится для родителей учащихся 3, 4 классов. Был представлен на конкурс Учитель года 2013 в номинации "Самый классный классный". Поднимает темы ошибок в воспитании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Козликина Надежда Николаевна

МБОУ СОШ №41

Родительское собрание в 4 классе

Тема: Общение в семье как условие успеха воспитания.

Цель:  способствовать формированию доверительных и доброжелательных  отношений между родителями и детьми, педагогами и учащимися;

формирование понимания, что условием успеха воспитания является общение между родителем и ребёнком.

Задачи: активизировать работу родителей;

акцентировать внимание родителей на воспитание детей.

Оборудование и Т.С.О.:

П.К., проектор.

Подготовительная работа:

Пригласительные билеты для родителей,

 Тесты: «Какой вы родитель?»

Буклеты для родителей.

Модель сердца из бумаги.

Звукозапись обращения детей к родителям.

Форма проведения: «родительский совет».

План собрания:

1.Приветствие родителей.

2. Объявление темы родительского совета.

3.Стихотворение »Что самая сладкая сладость на свете?»

4.Классный руководитель (Как часто мы не понимаем своего ребёнка…)

5.Ролевая игра » Услышать своего ребёнка».

6.Анализ игры.

7.Ситуации »Невольные и досадные ошибки воспитания».

8.Обращение  детей. (Звукозапись)

9. «Сердце».

10.Синквей.

11.Песня. Слайды.

1.Здравствуйте, уважаемые родители.  Рада встрече с Вами. Сегодня

классный час мне хотелось бы провести в виде «родительского совета».

Почему я выбрала именно такую форму? Да потому, что только на совете можно прийти к самым правильным решениям.

Общение в семье… как одно из условий успешного воспитания ребёнка?

Я приглашаю вас к  обсуждению этого вопроса.

2Стихотворение.

Что самая сладкая сладость на свете?

«Сахар» - могла я когда-то ответить.

Мёд, мармелад, пастила и шербет.

Только теперь поняла я ответ-

Родного ребёночка запах макушки,

Что остаётся на нашей подушке,

Пальчики нежные и ноготки,

Попка, коленочки и локотки.

Что самая горькая горечь на свете?

Горчица - могла я когда-то ответить.

Редька и уксус, полынь и хинин.

Ну, а теперь мой ответ лишь один:

Губки дрожащие - плач на подходе,

Вот отчего моё сердце заходит.

Самая горечь родного ребёнка

Полные слёз и обиды глазёнки.

Как часто мы не понимаем своего ребёнка, не умеем слушать  детские новости, которые, как нам кажется, не очень интересны для того, чтобы о них знала вся семья.

Давайте рассмотрим ситуацию, которую мы можем наблюдать ежедневно.

Прошу помочь мне. Я прошу выйти желающего, кто бы сыграл роль ребёнка.

И ещё 5 человек.

 Давайте представим, что Вы моя дочь. И мы идём утром в школу.

«Что у тебя в руках? Вечно ты всё хватаешь, не можешь без этого? Выброси, я сказала. Убери руки!»

(Помощница держит «ребёнку» руки.)

Дочь начинает скакать. Я в ужасе кричу: »Это ещё что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!»

(Помощница держит «ребёнку» ноги)

«Ну что ты пристала со своими вопросами! Отстань! Закрой рот!»

(Помощница закрывает рот «ребёнку»)

(Разговариваю по телефону)

«Ты что уши развесила? Как не стыдно подслушивать? Закрой уши!»

(Помощница закрывает  уши «ребёнку»)

«Смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой?

Смотри на дорогу! Не глазей по сторонам!»

(Помощница закрывает глаза «ребёнку»)

«Что ты тянешься, копуша? Ты что ходить разучилась?»

Иди быстрей! Дай руку! Не руки, а крюки, не писать, не держать ничего не умеют. Гляди на дорогу, не спотыкайся! Что ты как слепая идёшь?

Да не молчи же ты, я с тобой разговариваю! Ты что оглохла?»

Ребёнок, естественно, начинает плакать.

А я продолжаю пилить ребёнка за то, что она ничего не может делать, забыв о том, что сама всё ей запретила: смотреть, слышать, говорить, бегать, трогать, да ещё и плакать нельзя, то есть наложила запрет даже на чувства.

Не кажется ли вам, что, эту сценку вы уже видели?

Давайте спросим у нашего помощника, какие чувства она испытывала?

О чём думала?

А что чувствовали Вы, кто ограничивал движения?

(Родители делятся чувствами, которые испытали во время сценки.)

Но мы продолжаем делать невольные и досадные ошибки.

  Рассмотрим несколько  невольных и досадных ошибок сегодня на родительском совете и постараемся дать совет тем родителям, кто такие ошибки совершает.(Слайды)

Ошибка первая: обещание больше не любить

«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».

.

Совет классного руководителя. Обещание больше не любить своего ребенка - это сильнейшая для него угроза. Однако она, как правило, не осуществляется. И дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка, и он будет воспринимать вас как людей лживых.

Намного лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

Итак, формула истиной родительской любви, формула принятия. Ее суть зто - не «люблю», потому, что ты - «нехороший», а «люблю» потому, что ты есть, люблю такого, какой ты есть.

Ошибка вторая: слишком много строгости, постоянные замечания, негативные оценки

«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная».

Совет классного руководителя. Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают.

Возможны два варианта решения этой проблемы ребенком:

  1. либо он приспособится к требованиям взрослых, и станет «послушным», но будет искать способы защиты собственного «Я» всеми доступными для него средствами;
  1. либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями.

Ошибка третьяя: детей надо баловать

«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему мальчику это пока не по силам».

Совет классного руководителя. Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги ребенка, от этого он не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким.

Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка четвёртая: деньги как откуп «Больше денег - лучше воспитание».

Совет классного руководителя. Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. На самом деле любовь, ласка, савместные игры и проведенный вместе досуг для сына или дачери намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ! Но бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Ребенок должен знать возможности своей семьи, а вы не должны чувствовать угрызения совести за то, что не можете исполнять все его желания.

Ошибка пятая: наnолеоновские nланы.

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс».

Совет классного руководителя.

Заполняя день ребенка нужными и полезными с вашей точки зрения занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел, которые ему нравятся.

Ошибка шестая: слишком мало ласки

«Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка».

Совет классного руководителя. Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно, все-таки, исходить от самого ребенка.

Однако постоянно холодное, неприступное поведение родителей, ставит непробиваемую стену между вами и не дает возможности ребенку проявить свои нежные чувства к родителям.

Ошибка седьмая: слишком мало времени для воспитания ребенка

«К сожалению, у меня совсем не хватает времени, чтобы заняться ребенком».

Совет классного руководителя. Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть с ним, потворить, рассказать про свою работу или обсудить кинофильм, книгу. Это необкодимо.

Ошибка восьмая:  рукоприкладство

«А если он слов не понимает, лишний подзатыльник не повредит!»

Совет классного руководителя. Физические наказания могут привести к утрате у ребенка отзывчивости, способности сочувствовать и сопереживать другим людям. По отношению к родителям, которые часто его наказывают, появляется враждебность.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений. И, конечно такое поведение не способствуют установлению личного контакта с детьми.

Спешка, неумение и нежелание слушать, понять, что происходит  в сложном детском мире, самодовольная уверенность, непогрешимость своего жизненного опыта - вот что в первую очередь создаёт психологический барьер между нами взрослыми и детьми.

Пусть в ваших семьях не живут эмоции разрушения: гнев, злоба, агрессия, и эмоции страдания: боль, страх, обида.

А теперь возьмите лист бумаги в форме сердца. Вы когда-нибудь ругали своих детей злобно, несдержанно? Сгибайте лист так, как вам хочется. При каждом сгибе вспомните все негативные, обидные слова, сказанные в адрес ребенка.

А сейчас начните разгибать лист. Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним. Не забывайте об этом.

Да, это сердце из бумаги, но, поверьте, такие же рубцы остаются и на дорогом сердечке вашего дитя.

Какой вы родитель? Кому не хочется получить ответ на этот вопрос!

Я предлагаю вам тест.

Тест.«Какой вы родитель?»

 

Говорите ли вы ребёнку следующие фразы?

 

  1. Сколько раз тебе повторять?
  2. Посоветуйте мне, пожалуйста.
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала!
  4. И в кого ты такой уродился?
  5. Какие у тебя замечательные друзья!
  6. Ну на кого ты похож?!
  7. Вот я в твоё время…
  8. Ты моя опора и помощник!
  9. Ну что за друзья у тебя?
  10. О чём ты только думаешь?
  11. Какой ты у меня умница?
  12. А как ты считаешь сынок (доченька)?
  13. У всех дети, как дети, а ты…
  14. Какой ты у меня сообразительный! 

 

Правильные ответы:  1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 – «нет»

  2, 3, 5, 8, 11, 12, 14 – «да»

 

Результаты теста:

 

  1. Если Вы верно ответили практически на все вопросы, вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне уважает и любит вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
  2. Если вы допустили 3-5 неверных ответа, вы не последовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств
  3. Если вы допустили 6-10 неверных ответов, вам необходимо быть к ребёнку внимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребёнка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
  4. Если вы допустили 11-14 неправильных ответа, вы сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам.

 

Какие бы результаты теста у вас не получились, никто не знает лучше вас самих, какой вы родитель.

Разрешите ознакомить вас с обращение ребят к своим родителям.

( Слайд.  Звукозапись с голосами ребят)

Позвольте и мне обратиться к вам с советом:

Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте  добротой. Плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Всё это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути.

Итогом нашего совета пусть будет Синквейн

Синквейн.(Слайд)

1 Существительное, отображающее тему нашего родительского совета.

2Два прилагательных (описание темы)

3Три глагола

4Предложение из 4 слов

5Существительное (ассоциация или синоним, который отображает тему)

Мой синквейн

Общение

Доброе и трудное

Обсуждаем, сотрудничаем, решаем

Даёт возможность установить взаимопонимание.

Диалог

Спасибо!

Буклеты для родителей.

Стенд для родителей.

Песня «Неразлучные друзья», слайд-шоу (фото ребят)

 

 

 



Подписи к слайдам:

Общение в семье как условие успеха в воспитании.
Цели собрания:
1. Способствовать формированиюдоверительных и добрых отношениймежду родителями и детьми,педагогами и учащимися.2. Формирование понимания, чтоусловием успеха воспитания являетсяобщение родителей и ребенка.
Невольные и досадные ошибки воспитания:
Ошибка первая: обещание больше не любить«Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить».
Невольные и досадные ошибки воспитания:
Ошибка вторая: слишком много строгости,постоянные замечания, негативныеоценки«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная».
Невольные и досадные ошибки воспитания:
Ошибка третья: детей надо баловать«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему мальчику это пока не по силам».
Невольные и досадные ошибки воспитания:
Ошибка четвертая: деньги как откуп «Больше денег - лучше воспитание».
Невольные и досадные ошибки воспитания:
Ошибка пятая: наnолеоновские nланы.«Мой ребенок будет заниматьсямузыкой (теннисом, живописью), я непозволю ему упустить свой шанс».
Невольные и досадные ошибки воспитания:
Ошибка шестая: слишком мало ласки«Поцелуй и прочие нежности не так ужи важны для ребенка».
Невольные и досадные ошибки воспитания:
Ошибка седьмая: слишком мало времени длявоспитания ребенка«К сожалению, у меня совсем нехватает времени, чтобы занятьсяребенком».
Невольные и досадные ошибки воспитания:
Ошибка восьмая: рукоприкладство«А если он слов не понимает, лишнийподзатыльник не повредит!»
Какой ты родитель?
Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком.Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком.
Обращение детей.
Синквейн – пятистишие
1 строчка – 1 существительное.2 строчка – 2 прилагательных.3 строчка – 3 глагола.4 строчка – предложение из 4 – х слов.5 строчка – ассоциация или синоним к теме.
Счастливое детство

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ».

В данной работе находится материал для проведения родительского собрания в начальной школе....

Роль семьи и условия семейного воспитания

Одной из главных функций семья является воспитание детей.Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям....

Общение родителей и детей как условие успеха воспитания

Правила общения,умение слушать и слышать детей,...

Родительское собрание на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ».

Данный материал поможет учителю начальных классов провести родительское собрание....

статья «Взаимодействие школы и семьи как условие и гарантия на успех каждого ребенка»

статья «Взаимодействие школы и  семьи как условие и гарантия на успех каждого ребенка»...

«Взаимосвязь детского учреждения и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка

laquo;Взаимосвязь детского учреждения и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка младшего школьного возраста»  Современные семьи развиваются в условиях сложной э...

Родительсеое собрание «Воспитание детей в семье. Основные условия»

laquo;Воспитание детей в семье. Основные условия»...