Конспект занятия по музейной педагогике "Виды музеев. Путешествие в мир музеев""
план-конспект урока (1 класс) по теме

На занятии дети знакомятся в музеями разных профилей на примере музеев г.Новокузнецка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_muzeev.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Составила Безносова Н.В.

Тема занятия: Понятие об основных видах и типах музеев. Путешествие в мир музеев.

Цель. Формирование понятий  «виды музеев: государственные, частные; художественные, исторические, литературные, музеи-дома,  Расширение кругозора детей. Воспитание коммуникативного общения.

Основные понятия, формируемые на занятии  «виды музеев: государственные, частные; художественные, исторические, литературные, музеи-дома,

Средства бучения:  предметные картинки,  слайды.

Планируемые результаты:

Р(целеполагание, контроль, коррекция, оценка)

П(работа со словами, с картинками, со знаками)

К(общение в группах, развитие речи)

Этапы урока

задачи

Содержание

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационный

Включение в деятельность

-Собрав рассыпавшееся слово, вы узнаете, что ждёт нас сегодня на занятии.

Составляют из частей слово ПУ-ТЕ-ШЕСТ-ВИЕ

- Сегодня мы отправимся в необычное воображаемое путешествие по музеям нашего города. Посмотрим насколько они разнообразны.

Инициирует детей на

работу

Составляют слово

Актуализация знаний

Выяснить имеющиеся знания, заинтересовать новым материалом

- Какие музеи Новокузнецка знаете, о каких слышали или может быть были в них?

- А вы знаете, что существует большое множество разных видов музеев?

Организует диалог

Вступают в беседу

Работа с информацией

Формирование умения получать информацию из визуальных средств

  1. Посмотрите на СЛАЙД, прочитайте. (На слайде перечислены  существующие виды музеев)

Устно учитель даёт характеристику каждому виду.

  1. Художественные
  2. Исторические
  3. Литературные
  4. Геологические
  5. Музеи-квартиры
  6. Технические
  7. Археологические

-В зависимости от того,кому принадлежат музеи, кто является их собственником, музеи бывают: СЛАЙД

  1. Государственные
  2. Частные
  1. Отправляемся в виртуальное путешествие по музеям города Новокузнецка.

 СЛАЙДЫ

-Чтобы позже выполнить предложенное задание, вам нужно сейчас внимательно смотреть и слушать.

Демонстрируются слайды. Даётся краткая информация о музеях. Приложение

Демонстрирует слайды, рассказывает о видах музеев

Получают информацию

Аналитический

Формирование умения применять полученную информацию, умене работать в группе

Работа в группах.

Каждой группе даётся фото одного из городских музеев и список видов музеев с их краткой характеристикой.

Задание:

-Попробовать определить, к какому виду относится   данный музей, доказать.

……………………………………………………………………

Приложение

Обобщает, уточняет, исправляет, на слайдах демонстрирует правильный вариант.

Обсуждают в группе. Выступают со своим вариантом ответа

Рефлексивный

Подведение итогов

Самооценивание

Подведение итогов

Продолжить фразу:

Теперь я знаю, что…..

Теперь я могу…….

Самооценка:

…было интересно                        

…было скучно          

  Мне понравилось…  Я хотел бы…

Дают самооценку

Приложение 1

Художественные музеи собирают, изучают и экспонируют произведения искусства (декоративно-прикладного, живопись, графику, скульптуру) с целью представить историю искусства и удовлетворить эстетические и познавательные потребности современного человека. Коллекции художественных музеев могут содержать произведения профессиональных художников, народного, детского творчества и т.д. Включают произведения различных видов изобразительного искусства и художественных течений и школ, с широкими временными рамками и т.д. 

Исторические музеи - профильная группа музеев, документирующих историю развития общества. Большинство музеев естественнонаучной истории и музеев истории науки и культуры также можно отнести к историческим музеям. Все краеведческие музеи имеют исторические отделы и хранят памятники истории.

Археологические музеи собирают, хранят, изучают и представляют предметы, имеющие историческую, художественную ценность, как правило, обнаруженные в результате археологических исследований. Объектами музефикации могут стать также недвижимые археологические памятники - древние городища, погребения, различные оборонительные, культовые, гражданские сооружения(Национальный археологический музеи в г. Афины)

Литературные музеи- группа музеев, собрания которых документируют историю литературы и современные литературные процессы

 Естественнонаучные музеи - профильная группа музеев, которая документирует процессы, происходящие в природе, в том числе, взаимодействия с ней общества, а также развитие естественных наук, техники и технологии природопользования. К ним относятся : геологические музеи, технические

Краеведческие музеи - комплексные музеи, документирующие особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта определенной территории или населенного пункта (республики, края, области, района, города, села). Краеведческие музеи — самая массовая группа музеев в музейной сети России (более 800), не имеют прямых аналогов за рубежом. 
   Собрания краеведческих музеев включают все виды музейных коллекций -  художественные, естественнонаучные, археологические, нумизматические, этнографические, документов, оружия, предметов быта

 Музеи-квартиры - группа мемориальных музеев, созданных на основе музеефикации квартир, в которых жили выдающиеся деятели, и посвященных их жизни и деятельности. Как и в домах-музеях, в музеях-квартирах сохраняется или воссоздается обстановка с максимальным привлечением подлинных мемориальных экспонатов и очень осторожным включением типологических предметов, ансамблевая экспозиция дополняется тематической, посвященной жизненному и творческому пути меморируемого лица.

Комплексные музеи – музеи, в которых можно встретить коллекции музейных предметов из разных областей искусства, предметы истории, народного промысла, предметы демонстрирующие природу родного края и др.

Комплекс(от лат. Complexio - связь, соединение;совокупность). В самом широком смысле комплекс - это совокупность разнообразных и в то же время чем-то сходных "предметов", составляющих одно целое

Группы музеев по принадлежности (собственнику)

     Классификация по собственнику имеет не только юридическое, но и важное содержательное значение, так как перед разными группами музеев стоят разные задачи что, соответственно, определяет особенности их деятельности. Законодательство разделяет все музеи на государственные и негосударственные. Если в советское время в РФ функционировали только государственные, ведомственные (по сути являвшиеся тоже государственными) и общественные музеи, то сегодня картина намного сложнее, как и возникающие юридические проблемы.

1. Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. В своем большинстве они находится в ведении Министерства культуры, как например, Государственный Эрмитаж, в то же время существует большая группа государственных музеев, которые подчиняются другим министерствам и ведомствам (ведомственные музеи).

2. Муниципальные музеи находятся в управлении местной администрации; обычно тесно связаны с местным сообществом, которое активно участвует в их комплектовании и просветительской деятельности. Появление этой группы музеев связано с законодательным закреплением новой для страны формы собственности — муниципальной (1992).   


Приложение 2

Научно-технический музей академика им. И.П. Бардина

Открыт в 1932 году, в разгар строительства Кузнецкого металлургического завода.

го основатель - главный инженер КМК Иван Павлович Бардин. Научно-технический музей имени академика И.П. Бардина музейного центра ОАО "НКМК" - один из самых интересных российских музеев эпохи индустриализации. Музей стал первым производственным музеем, созданным на промышленном предприятии страны. На сегодняшний день научно-технический музей им. И.П. Бардина – богатейший архив, насчитывающий более 70 тысяч инвентарных единиц.

Это исторические документы, подарки комбинату, сувениры, картины, письма, личные вещи людей, чья жизнь была связана с комбинатом, уникальный архив фотографий, негативов и видео-фонд, где запечатлены важнейшие события из жизни комбината и города. В действующую экспозицию, размещенную в 10 залах, входят около 15 тысяч экспонатов. Есть здесь и совершенно уникальные экспонаты. Это рудодробильная установка. В России она сохранилась в единственном экземпляре, что подтверждает соответствующий сертификат. В октябре 1963 года в научно-техническом музее открыт мемориальный кабинет академика Ивана Павловича Бардина. Открытие мемориального музея было приурочено к 80-летию со дня рождения Ивана Павловича.

МУК "Новокузнецкий художественный музей"

Первый художественный музей Кузбасса  в первые годы своей работы назывался «Кемеровский областной музей советского изобразительного искусства в городе Новокузнецке». Он открылся в 1961 на базе сформированной в 1957 году картинной галереи - филиала краеведческого музея. В основу собрания легли крупные поступления отечественного искусства XX века из фондов Министерства культуры РФСР и СССР.

В настоящее время крупнейшее собрание Кемеровской области насчитывает 8500 произведений искусства.

Музей активно формирует разделы коллекции, связанные с местной художественной культурой. Значительный интерес представляет коллекция народной иконы, бытовавшей на территории бывшей Томской губернии, которая была собрана в экспедициях по области. В раздел русского искусства конца XVIII-XIX входят произведения А.Венецианова, Т.Неффа, И.Левитана, Л.Туржанского и др.. Постоянные выставки: «Сибирская икона ХVIII – ХIХ вв.», «Русское искусство XVIII - первой половины XX вв.», «Русское искусство 1960-80 гг.».

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского

Новокузнецкий литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского располагается в двух зданиях: ул. Достоевского, 29 (административный корпус) и ул. Достоевского № 40 (мемориальный дом). Здесь, в доме № 40 по улице Достоевского (бывшая Большая) снимала комнату с июня 1855 по февраль 1857 гг. Мария Дмитриевна Исаева. Ради этой женщины и приезжал в Кузнецк ссыльный унтер-офицер 7-го Сибирского линейного батальона Федор Достоевский. 6 февраля 1857 года Федор Михайлович Достоевский обвенчался в Одигитриевской церкви города Кузнецка с Марией Дмитриевной Исаевой.

В 1974 г. постановлением Совета Министров СССР мемориальный дом приобрел статус памятника истории и культуры республиканского значения. Официальной датой открытия музея принято считать 18 мая 1980 года. В 1996 году завершается многолетняя реставрация и открывается уникальная экспозиция, построенная на основе образно-сюжетного метода, которая отражает «кузнецкую драму писателя». Экспозиция состоит из 4 залов: «Дорога», «Салон г-жи Москалевой», «Треугольник («Эго»)» и «Венчание». В 2001 году (к 180-летию писателя) в усадьбе музея был установлен бюст Ф. М. Достоевскому (скульптор - новокузнечанин А. И. Брагин).

Комплектование фондов ведется в двух основных направлениях: жизнь и творчество Ф.М.Достоевского и литературное краеведение. Материалы по жизни и творчеству писателя включают произведения Федора Михайловича Достоевского разных годов издания, критические работы, литературу о нем, фотографии, письменные документы и т.д. Важным разделом коллекции музея являются материалы по литературному краеведению.

Музей Ф. М. Достоевского – единственный литературный музей на юге Кузбасса. Собранные материалы дают возможность изучать и сохранять литературное наследие нашего края.

Кузнецкая крепость – памятник истории, военно-инженерного искусства и архитектуры федерального значения – находится в г. Новокузнецке Кемеровской области.

Строительство Кузнецкой крепости было начато в 1800 г. и завершено в 1820 г. В 1846 г. Кузнецкую крепость сняли с баланса Военного Министерства. На крепости была организована тюрьма для уголовных преступников. Тюрьма функционировала на крепости до 1919 г., когда в ходе Гражданской войны все тюремные строения были сожжены. 28 декабря 1991 г. – дата основания музея.

В 1998 г. на Кузнецкой крепости было проведено крупномасштабное компенсационное строительство. В настоящее время в состав музеефицированной Кузнецкой крепости входит более десятка архитектурных и военно-фортификационных объектов разной степени сохранности.

В состав музея входит еще один историко-архитектурный объект, который располагается на улице Водопадной, д. 19 – это двухэтажное здание постройки XIX в. известно краеведам как «дом купца Фонарева». Здесь размещены экспозиции, посвященные Кузнецкому острогу XVII в., истории градостроительства XVIII-XIX вв., городскому и крестьянскому быту XIX в.

Площадь помещений музея 1918,5 м², экспозиционная площадь 528 м².

Мемориальный музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов

Мемориальный музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов был торжественно открыт 9 мая 1985 года в память о героическом вкладе Кузнецкого металлургического комбината в разгром немецко-фашистских войск. На фасаде под скульптурными горельефами, отражающими ключевые моменты войны, на чугунных плитах увековечены фамилии погибших на фронта кузнецких металлургов. Перед мемориалом горит Вечный огонь, зажженный от мартеновской печи №11, которая в 1941 году выдала стране первую броневую сталь. В выставочных залах музея представлены 2500 экспонатов: фотографии, подлинные документы и награды, предметы личного обихода солдат, боевое снаряжение, осколки снарядов, трофеи, фронтовые письма, извещения, образцы военной продукции КМК. Это лишь небольшая часть богатейшего музейного фонда, который продолжает пополняться.

Неотъемлемой часть мемориального музея является памятник "Танк Т-34", который находится на площади Побед. В сквере Мемориального музея боевой и трудовой славы кузнецких металлургов в 2002 г. возведена часовня иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Построена часовня в память о рабочих промышленного комплекса, погибших на производстве, в течение войны, ставших жертвами политических репрессий.

Новокузнецкий краеведческий музей (НКМ) – первый музей Кузбасса, один из крупнейших в Кемеровской области. Музей основан на основе частного собрания кузнецких краеведов Д. Т. Ярославцева и Г. С. Блынского в 1927 г. в г. Кузнецке (современный Кузнецкий район г. Новокузнецка). Расположен в здании стиля «сталинского ампира», построенном в 1955 по проекту известного советского архитектора Г.А. Градова. Основные экспозиции:

  1. Отдел природы
  2. Палеонтология и археология
  3. Этнография (шорцы, телеуты, русские)
  4. История Кузнецка
  5. Современная история

Новокузнецкий краеведческий музей

Новокузнецкий краеведческий музей (НКМ) – первый музей Кузбасса, один из крупнейших в Кемеровской области. Музей основан на основе частного собрания кузнецких краеведов Д. Т. Ярославцева и Г. С. Блынского в 1927 г. в г. Кузнецке (современный Кузнецкий район г. Новокузнецка). Расположен в здании стиля «сталинского ампира», построенном в 1955 по проекту известного советского архитектора Г.А. Градова. Основные экспозиции:

  1. Отдел природы
  2. Палеонтология и археология
  3. Этнография (шорцы, телеуты, русские)
  4. История Кузнецка
  5. Современная история

Новокузнецкий краеведческий музей (НКМ) — первый музей Кузбасса, один из крупнейших в Кемеровской области. Создан на основе частного музейного собрания кузнецких краеведов Дмитрия Тимофеевича Ярославцева и Георгия Степановича Блынского. Открыт 7 ноября 1927 г. в г. Кузнецке (современный Кузнецкий район г. Новокузнецка). В настоящее время располагается в центре города на первом этаже жилого пятиэтажного дома на площади в 1400 кв. м.

   Цель деятельности музея – сохранение, изучение и публичное представление историко-культурного наследия и природного разнообразия г.Новокузнецка и всего Кузнецкого края.
      Новокузнецкий краеведческий музей - это самое подходящее и удобное во всём городе место, где вы в течение весьма непродолжительного времени сможете узнать о Новокузнецке и его истории, о природе Кузнецкого края и его обитателях практически всё. При этом не просто узнать, но и увидеть неповторимое многообразие растительного и животного мира юга Кузбасса, подробно рассмотреть материальную культуру как давно ушедших времён, так и не столь отдалённого прошлого, наконец, взглянуть на современный город через призму его производственных, архитектурных и социально-культурных достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по музейной педагогике "Музей в твоей жизни"

На занятиии дети знакомятся с понятиями "коллекция", "коллекционер", "домашний музей"...

Конспект занятия по музейной педагогике "Что такое музей?Творческая работа."

На занятии в ходе творческой работы дети зарепляют понятие "музей"...

Конспект занятия по сенсорному развитию "Зимнее путешествие"

В конспекте предлагается сценарий проведения занятия по сенсорному развитию детей 2й младшей группы "Зимнее путешествие"...

Конспект занятия в группе продлённого дня "Путешествие по масленичной неделе".

Занятие посвящено традиционному празднику "Масленица". В ходе занятия ребята познакомятся со значением, традициями и обрядами масленичной недели, составят масленичный календарь. Подведение итогов заня...

Конспект занятия по музейной педагогике "Сохраняя старину"

В ходе занятия дети проведут сравнение между современными предметами и  предметами старинного быта, познакомятся с историей самовара....

Конспект занятия в группе продленного дня Путешествие по стране «Мойдодырии»

. Организационный момент: Приветствие “Здравствуйте” (Приложение 1).2. Повторение предыдущего материала.Игра “ Что сначала, что потом”.П.: Ребята, давайте вспомним, ч...

Конспект занятия в группе продленного дня «Путешествие в Вятский край»

Конспект занятия в ГПД "Путешествие в Вятский край". Занятие проходит в игровой форме. Позволяет придать творческий исследовательский характер процессу изучения уголков России....