Утренник "Добро и зло"
методическая разработка (3 класс) по теме

Касаева Людмила Яковлевна

 Содержание материала мероприятия направлено на формирование представлений у школьников о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за совершённое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobro.docx39.9 КБ
Файл d_o_b_r_o_i_zlo.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Масальская средняя общеобразовательная школа»

Учитель начальных классов: Касаева Л.Я.

Цели: Формирование представлений у школьников о существующих в жизни добре и зле и нравственной ответственности человека за совершенное.

Задачи:

  1. дать понятие добра и зла;
  2. развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
  3. воспитывать стремление к добру, желание избегать зла и бороться с ним.

Виды деятельности: беседа, просмотр презентации, краткий и подробный пересказ, тестовая работа, работа в группах

Используемые технологии: личностно–ориентированное обучение, технология сотрудничества, игровая технология,  дифференцированное обучение,здоровьесберегающие технологии.

Основные понятия: добро, зло, аморальный поступок.

Этапы урока

Содержание

Примечания

I

II

III

IV

V

VI

Исполнение песни «Дорогою добра»

У.Добро  и  зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу.

От доброго добро,

От злого зло родится.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о добре)

- Что такое добро? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце  … 

- Ребята, что является противоположностью добра? (зло)

Об  этих двух понятиях мы и  будем с вами говорить на уроке.

-  Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока. 

-  Давайте обратимся к учебнику, откройте 12 страницу и прочитайте, что вы узнаете сегодня на уроке.

Учитель зачитывает стихотворение

Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово.
Дети! А знаете ли вы какие-нибудь волшебные слова?
Давайте запишем их на доске.
Здравствуйте! Будьте добры.
Спасибо. Будьте любезны.
Пожалуйста. Доброе утро!
Извините. Добрый день!
Благодарю. Добрый вечер!
До свидания. Спокойной ночи!


- Эти слова всем нам известны с детства. Задумываемся ли мы о том, что они обладают большой, поистине чудодейственной силой?
Ведь именно с их помощью можно в один миг разогнать льдинки недоверия между людьми и там, где только что царило непонимание и страх, посеять
зерна теплого чувства!
- Ребята! Пусть каждый из вас сейчас попробует составить одно самое красивое предложение с использованием этих волшебных слов. Я вам даю ровно одну минутку на обдумывание.
Время прошло. Кто хочет прочитать своё предложение?
 
- Молодцы! Правда, приятно слышать? А произносить? Что вы почувствовали внутри?
(Легкость, теплоту, радость, восторг

1.Постановка проблемного вопроса.

-Как вы думаете, в жизни добрыми и злыми бывают люди или их поступки?

Поработайте над этим вопросом в группах, обсуждая следующие тексты:

1-ая группа

Стих. А.Л.Барто

Я свою сестренку Лиду

Никому не дам в обиду.

Я живу с ней очень дружно,

Очень я ее люблю,

А когда мне будет нужно,

Я и сам ее побью.

Вопрос: Добрым или злым вам показался брат Лиды? Обоснуй свой ответ.

2-ая группа

Рассказ   В.А. Осеевой «Три товарища».

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял…

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!      

Вопрос: Можно ли назвать Колю добрым, внимательным  мальчиком? Почему ты так думаешь?

     3-я группа

Ситуация из школьной жизни.

Миша не выполнил домашнее задание по математике. Накануне  вечером он долго катался на велосипеде, а потом помогал маме поливать грядки. Утром, придя в школу, он попросил своего друга Толика списать примеры, пока учительница не собрала тетради. Толик с удовольствием одолжил Мише свою тетрадь. Миша быстро списал, сказав при этом: «Толик, ты настоящий друг, ты меня очень выручил - сделал доброе дело».  

Вопрос: Согласны ли вы, что Толик действительно сделал доброе дело?

 2.  Работа с текстом  из учебника стр.12-13

     Ответить на вопросы:

-Что такое добро и что входит в понятие добра.

-Что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления. Почему нужно  стремиться к добру и избегать зла.

3.Послушайте сказку.

        Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка бала доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.

        Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать.

Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:

- Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать.

        Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «О, это я виновата, это из-за меня, тебя сломали, прости меня, Цветочек».

Вопросы для обсуждения с детьми:

- Скажите, ребята, какими были Бабочка, Цветок и мальчик?

-Каких людей вы называете добрыми, какими злыми?

-Какое отношение они вызывают у вас? Почему?

-В сказках всё просто. Один герой добрый, другой злой. Назовите их.

-Можно ли людей назвать однозначно, назвать добрыми или злыми?

- А что скажите вы про себя?

-Зависит ли доброе отношение к людям от возраста человека? От благосостояния человека?

-Может ли больной, бедный человек быть добрым?

У.Добрый поступок помогает улучшить отношения людей, помогает развиваться. Это проявление человеколюбия.

Зло- это унижение людей, неуважение, нетерпимость, обман, насилие, подавление свободы, в результате действий зла возникает вражда между людьми.

У.Легко ли быть добрым?

1. Ребята, послушайте притчу великого русского педагога В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек». 
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это еще не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук.
– Обыкновенный человек, – ответил дед.


- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди?

Почему?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”.

Почему?
- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? Каким еще человеком

  его можно назвать?

- Чему учит эта притча?

- Как вы думаете, на  земле много добрых людей?

- А как вы считаете, вас какие окружают люди?
- Как вы думаете, ребята, трудно ли быть добрым?
- Что для этого нужно иметь? (
добрую душу, доброе сердце)

-Какие пословицы можно отнести к содержанию притчи?

                    5.  Физкультминутка.

Одной из главных тем русских народных сказок были темы добра и зла. В сказках все просто: этот герой злой, а этот добрый. Я буду называть (показывать) вам сказочного героя, а вы  закрываете лицо ладошками, если он злой, а если добрый – радостно хлопаете в ладоши.

(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Карабас-Барабас, Дюймовочка, Красная шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба-яга, Золушка, Мальвина, Морозко).

-Какие пословицы можно отнести к содержанию притчи? (слайд 5)

6. Игра «Купон на добрую услугу»

Я приготовила для вас купон (талон) на одно доброе дело.

Когда вы захотите, чтобы вам помогли или сделали что-то хорошее для вас, вы можете достать купон и положить его на парту.  Остальные, увидев сигнал, могут спросить, чем помочь. Тот, кто выполнит вашу просьбу, получит ваш купон. А вы останетесь без купона до тех пор, пока не поможете кому-нибудь, кто будет нуждаться уже в вашей помощи. Храните их! (Вручаю купоны)

 Есть ли среди вас те, кто хотел бы  воспользоваться им прямо сейчас? (Можно попробовать поиграть прямо на уроке).

Рефлексия. Тест                                                                                                

______ - образец поступков людей и отношений между ними.

______ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.

Что считается добрым поступком?

            * Забыть о неприятной просьбе

        * Дать списать домашнее задание

        * Опоздать на неинтетесную встречу

        * Помочь соседу по парте разобрать  задачу

Укажите поступки , которые одобряет общество

        * обман

        * насилие

        * взаимопомощь

        * унижение

Что является последствием злых дел?

        * дружба

        * радость

        * вражда

        * мирное сосуществование

С чем связано нравственное развитие общества?

        * применялась техника

        * изменялись поступки людей

        * изменялись условия жизни

        * изменялась природа

Знания о добре и зле помогают людям

        * проявлять заботу о близких

        * жить в мире

        * дружить

        * все ответы верны

Распределите слова на две группы, в первую поместите слова, относящиеся к понятию "добро", во вторую - к понятию "зло".Обман, насилие, взаимовыручка, помощь.

 Добро                                       Зло

                                                             

Дифференцированное домашнее задание.

Расскажи членам семьи, что такое добро, зло, гуманность (для всех обучающихся, обязательное домашнее задание).

Подготовь рассказ с примерами добрых и злых поступков (для сильных детей).

Разгадай кроссворд (по желанию):

-Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений человека.

-Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого-нибудь.

-Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

-Весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

-Пожелание добра.

-Помощь, направленная к благополучию кого-нибудь.

-Близкие отношения, основанные на доверии.

с

е

р

д

ц

е

з

л

о

б

а

л

ю

б

о

в

ь

р

а

д

о

с

т

ь

д

о

б

р

о

ж

е

л

а

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

з

а

б

о

т

а

д

р

у

ж

б

а

контрольное слово ДОБРОТА – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.

-А теперь улыбнитесь друг другу и споем все вместе песенку «Про улыбку» (звучит запись песни).

Эмоциональный настрой

Дети слушают стихи

Ответы детей

Дети

   продолжают улыбка, мама, учитель... и т.д.

Слайд№1

Работа с учебником с.12

Ответы детей

Слайд№2

Дети зачитывают свои предложения.

Работа в группах

Слайд№3

Обсуждение вопроса

Ответы детей

Слайд№4,5

Обсуждение вопроса

Ответы детей

Слайд№6

Обсуждение вопроса

Ответы детей

Фронтальная беседа

Слайд№6,7,8,9,

10,11,12

Ответы детей во фронтальной беседе

Беседа

Ответы детей

Слайд№13

Выполнение тестового задания

Приложение.

1.Слайдовая презентация

2.Текст, звуковая запись  песни «Дорогою добра»

3.Текст, звуковая запись  песни «Улыбка»

Текст песни  “Дорогою добра”

    1. Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,   2 раза
Хоть этот путь не ведом.
Иди мой друг, всегда
Иди дорогою добра

     2.Забудь свои заботы.
Падения и взлёты.
Не хнычь,
Когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,    2 раза
Не уповай на чудо.
Спеши к нему, всегда
Иди дорогою добра

    3. Ах, сколько будет разных,
Сомнений и соблазнов.
Не забывай что эта жизнь
не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,    2 раза
Усвой закон не гласный,
Иди мой друг,
Всегда иди дорогою добра.

Текст песни «Улыбка»

 От улыбки хмурый день светлей

 От улыбки в небе радуга проснется

 Поделись улыбкою своей

 И она к тебе не раз еще вернется

 И тогда наверняка вдруг запляшут облака

 И кузнечик запиликает на скрипке

 С голубого ручейка начинается река

 Ну а дружба начинается с улыбки

 С голубого ручейка начинается река

 Ну а дружба начинается с улыбки

 От улыбки солнечной одной

 Перестанет плакать самый грустный дождик

 Сонный лес простится с тишиной

 И захлопает в зеленые ладоши

 И тогда наверняка вдруг запляшут облака

 И кузнечик запиликает на скрипке

 С голубого ручейка начинается река

 Ну а дружба начинается с улыбки

 С голубого ручейка начинается река

 Ну а дружба начинается с улыбки

 От улыбки станет всем теплей

 И слону и даже маленькой улитке

 Так пускай повсюду на земле

 Будто лампочки включаются улыбки

 И тогда наверняка вдруг запляшут облака

 И кузнечик запиликает на скрипке

 С голубого ручейка начинается река

 Ну а дружба начинается с улыбки

 С голубого ручейка начинается река

 Ну а дружба начинается с улыбки

 И тогда наверняка вдруг запляшут облака

 И кузнечик запиликает на скрипке

 С голубого ручейка начинается река

 Ну а дружба начинается с улыбки

 С голубого ручейка начинается река

 Слова: Пляцковский М.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Д о б р о и з л о

Слайд 2

Здравствуйте! Будьте добры. Спасибо. Будьте любезны. Пожалуйста. Доброе утро! Извините. Добрый день! Благодарю. Добрый вечер! До свидания. Спокойной ночи!

Слайд 3

Я свою сестренку Лиду Никому не дам в обиду. Я живу с ней очень дружно, Очень я ее люблю, А когда мне будет нужно, Я и сам ее побью .

Слайд 4

Три товарища

Слайд 5

Три товарища Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. — Почему ты не ешь? — спросил его Коля. — Завтрак потерял… — Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё! — А ты где его потерял? — спросил Миша. — Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся. — Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: — Бери, ешь!

Слайд 6

Ситуация из школьной жизни. Миша не выполнил домашнее задание по математике. Накануне вечером он долго катался на велосипеде, а потом помогал маме поливать грядки. Утром, придя в школу, он попросил своего друга Толика списать примеры, пока учительница не собрала тетради. Толик с удовольствием одолжил Мише свою тетрадь. Миша быстро списал, сказав при этом: «Толик, ты настоящий друг, ты меня очень выручил - сделал доброе дело».

Слайд 13

Худо тому, кто добра не делает никому. Доброе дело само себя хвалит. Доброе слово и кошке приятно

Слайд 14

Спешите делать Д О Б Р О !