Программа курса « Первый раз, в первый класс»
методическая разработка по теме

 

Программа описывает действия по созданию условий для социально – психологической адаптации  детей в школе, их социально – нравственного развития. Она включает в себя планирование блок-модулей, а так же полное описание каждого блок-модуля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_1_kl.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Ларионова Цырма Михайловна

МБОУ Дыренская СОШ село Алла Курумканского района республики Бурятия

Учитель начальных классов

Пояснительная записка.

     Существует три переломных момента, которые ребёнок проходит в процессе обучения в школе: это поступление в 1 класс, переход из начальной школы в среднюю (5 класс) и переход из средней в старшую. Все они очень важны в становлении личности. Проблема готовности ребёнка к школе была актуальна всегда. Современные исследования  показывают, что  30%- 40 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, то есть в них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности:

- социальный;

-психологический;

- эмоционально – волевой.

     Период адаптации ребёнка к школе очень важен для первоклассника и его родителей. Он может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребёнка, характера взаимоотношений с окружающими, типа учебного, а также от степени подготовленности ребёнка к школе.

     Переход образовательного учреждения на федеральный государственный образовательный стандарт НОО предусматривает организацию  образовательного процесса в новых условиях. Соблюсти все условия стандарта и обеспечить адаптацию детей к школе поможет организация деятельности детей в блоках – модулях продолжительностью от 12 до 35 мин.

    Задачи этой деятельности: построить образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями и адаптировать детей к обучению  в школе.

    Задания каждого блока – модуля   многофункциональны для решения задач предметного, метапредметного  и личностного содержания.  Необходимо помнить о содержательной взаимосвязи всех блоков – модулей, о последовательности и смысловых переходах от одного этапа  обучения к другому.

Программа курса « Первый раз, в первый класс» (33ч) составлена для учащихся 1 класса.

Цель программы: создание условий для социально – психологической адаптации  детей в школе, их социально – нравственного развития.

Задачи:  

-обеспечить психологическую адаптацию детей к школе;

 -познакомить с основными школьными правилами;

 - привить навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;

  - развивать внимание, память, мышление, воображение;

   - организовать классный коллектив.

Программа содержит 5 блоков – модулей:

«Знакомство»

«Школа»

«Любимые занятия»

«Моя безопасность »

«Подвижные игры»

      К концу прохождения курса у первоклассников формируются  предметные, метапредметные и личностные умения и навыки – наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи. Воспитание у младших школьников позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно – нравственной культуры, патриотических чувств, реализуется через блок занятий , формирующих толерантность.

Также  проводится комплекс диагностических методик, позволяющих оценить уровень интеллектуального, речевого и нравственного развития первоклассников.

Планирование  блоков -  модулей.

Блок

Темы

Время

1

Знакомство

Оформление бейджа

«Имя»

Ты и твоё имя


Обсуждение и установление правил поведения в школе.

15 мин



15 мин

 

15 мин


2


Школа


Экскурсия по школе. Знакомство со знаками символами.

 Схема маршрута  до кабинета.

Я уже школьник



Я в пространстве класса. (игра)





Окошко



Учебники

Портфель



Знакомство с тетрадью

Пенал, карандаш

Готовим руку к письму

 

20 мин





до 20мин в день



в течение нескольких дней, не более 10 – 12 мин



15-20 мин  



до 15 мин  

в течение месяца несколько раз,  


12 мин    

до 10 мин  

ежедневно, по несколько раз в день, до 20 мин    


3


Любимые занятия


Любимая игрушка




Озвучь мультфильм

Сам себе режиссёр

Задания на слушание

Мы идём в театр

Твоё настроение

Мы идём в гости


В течение нескольких дней (по 10 -12 мин)


до 20 мин

10 – 15 мин

20 мин

15 мин

20 мин

15 мин


4


Моя безопасность


Мой дом и опасности в нём

Уроки бабушки Медуницы

Правила поведения на улицах и дорогах

Путь в страну Здоровию

Полезные и вредные привычки

Правила поведения на водоёме


15 мин


15 мин


несколько раз до 15 мин

ежедневно, до 10 мин

до 15 мин  

в течение месяца

15 мин


5


Подвижные игры


Игры на свежем воздухе

Настольные игры

Игры в помещении


До 30 мин

Содержание блоков – модулей.

Блок – модуль  «Знакомство»

Оформление бейджа  «Имя»

Обучающиеся оформляют именные бейджи. Для этого:

- знакомятся с устройством бейджа;

-определяют его назначение;

- оформляют бейдж с помощью фломастеров или цветных карандашей;

- собирают и крепят на одежду.

Можно попросить некоторых учащихся рассказать друг другу (работа в парах) или учителю, что изображено  на бейдже.

Ты и твоё имя.

Перед началом игры обучающиеся выбирают лидера. Все становятся лицом друг к другу. Каждому даётся одна минута, чтобы узнать имя соседей справа и слева.  Затем лидер начинает ходить по кругу за спинами играющих. Он останавливается рядом с тем или иным обучающимся, кладёт ему руку на плечо и говорит: «право» или «лево», или «право - лево», или «лево - право». Выбранный ребёнок должен назвать имена соседей в правильной последовательности. Если ребёнок не может этого сделать, то его соседи сами говорят свои имена в нужной последовательности, и проигравший становится лидером. Прежний лидер садится на его место. Можно каждый раз меняться местами в кругу. ( в этом случае игра усложняется).

Вариант игры. Делается несколько кругов, в зависимости от количества детей. Первый ребёнок говорит группе своё имя: «Я -  Катя». Следующий  говорит: «Катя,  а я Вася». Следующий говорит: «Катя, Вася, а я Лариса»

И так до последнего ребёнка в кругу, который пытается назвать все имена. Если ребёнок не может повторить – другие дети помогают ему.

Также на занятии дети знакомятся с происхождением и значением имён.

Блок – модуль «Школа»

Проводится экскурсия по школе. На двери кабинетов прикрепляются знаки – символы, характеризующие соответствующую деятельность или учебный предмет, который в этом кабинете преподаётся. Детям нужно предложить схему маршрута, по которому они должны двигаться (найти кабинет с соответствующим знаком). Когда дети находят этот кабинет, учитель просит их по символу определить, что происходит за дверью. Если дети не догадываются, они могут заглянуть в кабинет и задать учителю дополнительный вопрос. Так дети постепенно знакомятся с тем, что находится в школе. По маршруту выполняются следующие задания:

- поверните налево, направо;

- найдите последующий или предыдущий знак на схеме;

- посчитайте количество кабинетов.

 Занятие  «Я уже школьник» помогает первокласснику осознать свою социальную роль, знакомит  с учебными принадлежностями, развивает аналитико – синтетическое восприятие. Учитель знакомит детей  с некоторыми правилами поведения в школе.

 «Я в пространстве класса»  учитель даёт детям задания:

- посчитай количество (стульев, столов, цветов, мальчиков, девочек и т.д);

- встань между (за, под, над, перед, после и т.д.);

-расставь по порядку;

- наведи порядок  (расставь вещи по своим местам);

- сравни предметы;

- найди лишний предмет;

 «Окошко»

Дети знакомятся с пространством вокруг школы.

Учитель просит их посмотреть в окно и:

  1. Рассказать, что они видят;
  2. Отвернуться и рассказать по памяти, что увидели;
  3. Описать погоду за окном;
  4. Назвать деревья, цветы за окном;
  5. Посчитать количество домов;
  6. Сравнить какой дом выше, ниже;
  7. Зарисовать в альбоме, что увидели из окна (по памяти).

«Учебники»

На партах лежат учебники «Букварь» и  «Математика», карточки с изображением некоторых символов (букв, цифр, знаков препинания и др.).  Учитель просит  детей рассмотреть учебники  и положить на них соответствующие  карточки. После этого дети объясняют, как они определили, какую карточку надо положить на тот или иной учебник. Дополнительно учитель может  задать  вопрос детям о том какие знаки они встретили в учебниках; попросить их догадаться, что они обозначают.

Портфель

Дети учатся самостоятельно собирать портфель, отвечают на вопросы:

  1. что такое портфель;
  2. какие предметы должны лежать в портфеле (учитель предлагает обучающимся загадки про предмет, дети отгадывают и определяют, может ли этот предмет  лежать в портфеле);
  3. почему нельзя класть ножницы, заточенный карандаш в портфель без чехла;
  4. когда нужно собирать портфель в школу;
  5. кто должен собирать портфель в школу, почему;
  6. что значит слово «порядок»?

Дети  знакомятся с порядковыми числительными, у них развиваются регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные  универсальные действия.

Можно организовать парную работу «Помоги соседу собрать портфель»

Можно предложить детям из нескольких картинок выбрать изображения  школьных предметов, которые могут находиться в портфеле, и положить их в конверт.

Знакомство с тетрадью

Дети знакомятся со строкой (узкая, широкая) и клеткой. Выполняют действия:

-  обводят рисунок по контуру;

- штрихуют;

- рисуют простейшие геометрические фигуры, узоры;

- определяют в клетке центр, правый верхний, левый нижний угол;

- выполняют графический  диктант.

Пенал – карандаш

Обучающиеся по заданию учителя:

     ● показывают

- карандашом на пенал;

- пеналом на карандаш;

      ●определяют, сколько карандашей может поместиться в пенал;

      ● кладут:

- карандаш  в  пенал;

- пенал на карандаш;

       ●меняются пеналом с соседом;

       ● сравнивают свой карандаш с карандашом с  соседом;

       ● объясняют, для чего нужен каждый предмет.

Готовим руку к письму

Обучающиеся по заданию учителя:

- собирают пазлы;

- выкладывают узоры из мозаики;

 - складывают поделки из бумаги;

- занимаются пальчиковой гимнастикой;

- занимаются лепкой и т. Д

Блок – модуль «Любимые  занятия»

Любимая игрушка

Дети приносят из дома любимые игрушки, затем:

- рассказывают, почему она  любимая;

- задают вопросы одноклассникам про их игрушки;

- придумывают истории про свои игрушки;

- считают игрушки, сравнивают, группируют игрушки;

- определяют  из какого материала сделана игрушка;

- для какого возраста  предназначена;

- является ли игрушка травмоопасной или нет;

- если игрушка изображает животное, дети могут рассказать, что знают об этом  животном, если машина, что они знают о транспорте, правилах дорожного движения.

Озвучь мультфильм

Учитель показывает небольшой отрывок из мультфильма, второй раз показывает этот отрывок без звука – дети пробуют озвучить его самостоятельно.

Сам себе режиссёр

Дети создают мультфильм: делают героев, придумывают сюжет, снимают, озвучивают. Могут самостоятельно сделать  фотоотчёт  по результатам работы.

Задания на слушание

Учитель выразительно читает рассказ или сказку, после этого дети:

- отвечают на вопросы учителя;

- задают друг другу вопросы;

- инсценируют произведение;

- делают рисунок.

Мы идём в театр

Занятие проводится с целью создания условий для социализации детей в обществе,  воспитания понимания полоролевых различий между мальчиками  и девочками. Учитель знакомит с правилами поведения в театре.

Твоё настроение

На занятии обучающиеся знакомятся с различными внешними проявлениями настроения и с приёмами управления своим настроением. Формировать умение адекватно реагировать на настроение другого человека, как  способ адаптации к окружающему миру.

Мы идём в гости

Дети по вопросам  учителя, по желанию рассказывают, о том как проводят  выходные.

-  инсценируют  приём гостей;

- считают количество гостей, приборов;

-  придумывают  развлечения для гостей и разыгрывают их;

- оформляют блюда и т.д.

Блок – модуль «Моя безопасность»

Мой дом и опасности в нём

Дети знакомятся  с бытом дома и окружающими  опасностями в нём.

- определяют помещения в доме;

- определяют количество комнат в доме;

-делают схематические рисунки правил безопасности в доме;

- знакомятся  с правилами поведения при пожаре в доме;

- расшифровывают  правила безопасного поведения в доме по картинкам.

Уроки бабушки Медуницы

Занятие проводится с целью формирования навыков  ЗОЖ,  всестороннего представления о первой медицинской помощи.

Дети знакомятся с необходимыми принадлежностями оказания первой медицинской помощи.

Правила поведения на улицах и дорогах

Обучающиеся по заданию учителя:

- раскрашивают сигналы светофора;

- работают по экзаменационным карточкам;

-рисуют велосипед по элементам;

- составляют закономерность с символами  ПДД.

Путь в страну Здоровию

На занятии обучающиеся знакомятся с  правилами личной гигиены, с навыками   ЗОЖ.    Дети по карточкам сами определяют правила личной гигиены, сравнивают рисунки, находят отличия,указывают номера.

Полезные и вредные привычки

Обучающиеся по заданию учителя:

- работают по карточкам;

- распределяют на две группы (на полезные и вредные привычки);

- устанавливают соответствие по рисунку;

- отмечают свои действия;

- раскрашивают рисунки.

Правила поведения на водоёме

На занятии учитель знакомит детей с правилами безопасного поведения на водоёмах.

- по карточкам анализируют поведение детей на воде;

-по инструкции учатся делать  себе панаму из бумаги;

-считают порции мороженого4

- читают комиксы;

- выполняют рисунок.

Блок – модуль «Подвижные игры»

Учитель вместе с детьми  выбирают разные игры, определяют правила игры.

Игры можно проводить  в помещении, на свежем воздухе.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок в первом классе "Первый раз-в первый класс"

Первый урок  для первоклассника - это праздник. который он должен запомнить на всю жизнь....

Первый раз в первый класс План первого урока в первом классе

Первый урок познакомит детей со школой, правилами поведения в ней.Создаст праздничное настроение, чувство радости от встречи с учителем, ребятами-одноклассниками....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моя первая экология» 3 класс

Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя первая экология"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя первая экология" для 3 и 4 классов. В ней представлены планируемые результаты, тематическое планирование и КТП....

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...