Исследовательская работа: "Выращивание кристаллов соли"
методическая разработка по теме

Мартыненко Галина Викторовна

Воспитательное мероприятие: Выращивание кристаллов соли".

 

Цель:   формирование и развитие умений и навыков решения практических

              задач.

Задачи:

  • Познакомить с историческими сведениями о соли;
  • Расширить знания детей о значении соли в жизни человека;       
  • Вырастить кристаллы соли;
  • Познакомить детей с условиями образования кристаллов, их формы, цвета, через эксперимент.
  • Учить анализировать, систематизировать полученные результаты.
  • Воспитывать умения слаженно  работать в группе.
  • Познакомить с одним из способов добычи соли.

Скачать:


Предварительный просмотр:


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Сегодня наша задача познакомить гостей с исследовательской работой, которую мы с вами провели, это "Выращивание кристаллов" и познакомимся с одним из способов добычи соли.

Цель:   формирование и развитие умений и навыков решения практических

              задач.

Задачи:

  1. Познакомить с историческими сведениями о соли;
  1. Расширить знания детей о значении соли в жизни человека;        
  1. Вырастить кристаллы соли;
  2. Познакомить детей с условиями образования кристаллов, их формы, цвета, через эксперимент.
  3. Учить анализировать, систематизировать полученные результаты.
  4. Воспитывать умения слаженно  работать в группе.
  5. Познакомить с одним из способов добычи соли.

Слайд: 2

"Хлеб-соль!" - так на Руси встречали знатных гостей. Это традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита, выражение гостеприимства. Встреча гостей хлебом-солью имела ещё одно важное значение - соль была своеобразным оберегом, наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.

Слайд: 3

Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь (так, кстати, назывался македонский город - ныне греческий порт Салоники); "идти посолонь" (старинное выражение), которое означает: "идти по Солнцу".

Слайд: 4

Во многих русских народных пословицах говорится: "Соль всему голова, без соли и жито - трава", "Соли нет и слова нет", "Без соли стол кривой"

Соль важна для организма человека. В приготовлении пищи  - это важнейшая приправа. С малых лет мы знаем вкус соли, без которого пища кажется пресной.

Слайд: 5   Современная наука стремится познать новое, заглянуть за пределы Вселенной, разгадать тайны микромира. Но, за великими целями забывается то, что находится рядом, без чего мы не можем обойтись, и используем каждый день.

-----Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых затрат.

----- Например, соль. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная!     Соль… Что в ней необычного? Известно, что соль хорошо растворяется в воде и образует бесцветные кристаллы, похожие на кубики.

Но, при более внимательном изучении соли, мы поняли, что знаем о ней очень мало. Появилось желание научиться выращивать кристаллы соли . Понимали, что для этого необходимы определенные условия и, конечно, знания ,которых нам не хватало. Много важного и интересного мы нашли в книгах.

На наших семейных часах, которые проводила Галина Викторовна, мы много узнали о соли. А на кружке "Политра"  мы лепили интересные поделки из солевого теста.  В учебниках  мы прочитали, что вода в морях и океанах соленая, а  Женя Замятин подготовил сообщение о Мертвом море, в котором вода такая соленая, что в ней невозможно утонуть. Процент соли в  воде около 33% и в воде содержится практически вся таблица Менделеева. Это снимки Мертвого моря. Слайд:-6,7,8,9.

У нас в Яровом  есть тоже очень соленое озеро, вода в нем горько - соленая. Вместе с воспитателем изучили состав воды нашего  озера.  Летом , когда ходили купаться на озеро, научились лежать на воде.

Слайд: 10.  Однажды,  для украшения стола,  Галина Викторовна,  поставила  в вазу чудесные еловые веточки, припорошенные снегом! Прошло некоторое время,  а снег на веточках все не таял? Галина Викторовна раскрыла секрет "Новогоднего инея".

- Это кристаллы соли, - рассказала она и обещала научить "колдовать", то есть выращивать кристаллы.

Неужели из обычной соли может получиться такая красота?

Слайд: 11

Из книг мы узнали, что кристаллы получают в лаборатории. За сутки в лаборатории можно вырастить кристалл соли массой около 1 килограмма., но бывают кристаллы  и в природе. Например, снежинки, морозные узоры на стеклах окон и иней, украшающий зимой голые ветки деревьев.

Слайд: 12

 Многие кристаллы  - продукты жизнедеятельности организмов. Они способны наращивать на инородные тела,попавших в раковину, перламутр. Через 5-10 лет образовывается жемчуг .Поэтому настоящий жемчуг очень дорогой.

Слайд: 13,14,15.

 Кристаллами являются алмазы, рубины, сапфиры и другие драгоценные камни. Кристаллы широко применяются в науке, промышленности, оптике, электронике. Нас очень заинтересовала эта тема, и мы решили вырастить кристалл соли в домашних условиях.

Слайд: 16

Так была выбрана тема исследования:

"Выращивание кристаллов соли в домашних условиях".

Предмет исследования: соль и кристаллы соли.

Слайд: 17

Возникло ещё много проблемных вопросов:

- Что такое кристаллы?

- Почему они растут?

- Чем их нужно "кормить", чтобы быстрее росли?

- Возможно ли вырастить кристаллы соли в домашних условиях?

Слайд: 18

Цель исследования: научиться выращивать кристаллы соли в домашних условиях.

Мы поставили перед собой такие задачи:

Слайд: 19

Задачи исследования:        

  1.         изучить исторические сведения о соли;
  1.         Выяснить все о значении соли в жизни человека;
  1.         изучить условия образования кристаллов, их формы, цвета;

  1. вырастить кристаллы соли;
  2. проанализировать полученные результаты.

Гипотеза исследования

Мы предположили, что кристаллы соли могут появляться при создании определенных условий; значит, если изменять условия кристаллизации, то можно получать кристаллы разной формы и цвета.

Практическое значение исследования в том, что оно расширило наш кругозор, полученные знания можно использовать в повседневной жизни,  во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка, привлечет внимание к изучению устного народного творчества (загадок, пословиц, поговорок).Мы познакомились с  крылатыми выражениями, связанных с солью, оказывается что выражение " Не солоно хлебавши (уйти)" означалоуйти, ничего не добившись. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим продуктом: "хлебать с солью" значило, примерно, то же что "есть сладко". Случалось, что в богатом доме почетные гости "хлебали солоно", а бедным родственникам доставалась несоленая пища. Отсюда и возникла эта поговорка. " Не солоно хлебавши.

Пуд соли съесть

Без соли не проживешь, хотя в пищу человек кладет ее немного. Пуд соли - это 16 килограммов. Сколько времени должно пройти, прежде чем вы с кем-то "на пару" съедите пуд соли. По расчётам учёных, человек потребляет в год около пяти килограммов соли, значит пуд соли вдвоем можно съесть в полтора-два года. А 200  лет назад в бедных крестьянских семьях соль была роскошью, стоила очень дорого, ее берегли и экономили. Съесть пуд соли в те времена значило: прожить вместе очень долго и, естественно, хорошо узнать друг друга. И сейчас часто говорят: "нужно пуд соли съесть", когда хотят подчеркнуть, что понадобится немалое время, чтобы наладить отношения или договориться с человеком или сделать какую- то работу.

У многих народов употребление соли в пищу — признак дружбы между людьми. Прочность ее скреплялась совместно съеденными крупицами соли.

А Вадик тоже хочет вам рассказать стихотворение про « пуд соли»

Проявляя силу воли,

Не поморщившись искусно,

Мы доели с ней пуд соли

И решили, что – невкусно.

-А сейчас ,я загадаю загадку гостям.

Что, садясь за обеденный стол,

мы измеряем щепотками? (Соль)

Да, это  русская народная загадка

Слайд:20

Соль - пищевой продукт. В природе соль встречается в виде минерала галлита, известного также под названием "каменная соль". Особенно много соли в морской воде и в водах соленых озер и источников, в виде твердой каменной соли.

Так выглядит каменная соль - галлит

Соль можно обнаружить в толще земли и в облаках, в капле росы и морской воде, в горах и на берегах рек.

Без обычной соли большинство животных испытывают солевое голодание. Хищники обеспечивают свой организм солью поступающей с мясом и кровью добычи, травоядные ищут выступы соли, соленые почвы, лижут их.

Для человека полезнее всего соль, получаемая из морской воды. Такая соль повышает сопротивляемость организма к болезням. Согласно исследованиям учёных, человек может в день съедать 10-15 граммов (столовая ложка) соли.

Соль обнаруживается в таких обычных продуктах, как, например, творог, сыр, хлеб, печенье или кукурузные хлопья. В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для  человека, чтобы он не испытывал недостатка в ней. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах.

Соль - важная приправа, без которой пища пресна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры, капусту).

Но излишнее потребление соли увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, может привести к повышению давления и болезням почек.

Слайд :21

Обратившись к истории, можно узнать, насколько ценна соль для людей.

Соль была известна человечеству с древнейших времен и ценилась буквально на вес золота. Её хранили в особых ларцах, меняли не только на товары, но даже на землю.В древнем Риме наёмным солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово солдат.

Слайд: 22

Михаил Ломоносов писал, что в его время за 5 плиток соли можно было купить раба. В Китае, в 18веке, делали монеты из каменной соли,брусочки каменной соли весом примерно в полкилограмма

Слайд: 23

"Вы - соль земли", - говорил своим ученикам Иисус Христос. Соль, то есть смысл). Гомер, легендарный древнегреческий поэт-сказитель, называл соль "божественной". Соль считали оберегом и наделяли защитными свойствами. В Древнем Риме её клали на губы грудным младенцам, чтобы защитить их от опасности, иногда произносили клятвы на соли вместо Библии. Щепотка соли в колыбели защищала некрещеного младенца. В Англии верили, что солевой раствор, осененный крестным знамением и разбрызганный на любую вещь, отвращает несчастье. В некоторых странах и сегодня считают, что в новый дом первым делом надо вносить ящик с углем и тарелку с солью, а потом уже мебель и все остальное.

Слайд: 24

Соль - это и символ гостеприимства и дружбы. "Делить хлеб и соль" означало поддерживать длительные отношения. Отсюда народная примета - соль рассыпал, к ссоре, неудаче. К соли всегда относились уважительно, экономно

Слайд: 25

В Киевскую Русь соль привозили из соляных озёр на Черном и Азовском морях. Здесь её покупали и везли на Север. Соль обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах её подавали на столы знатных гостей, прочие же расходились "несолоно хлебавши" После присоединения Астраханского края к Московскому государству, соль стали привозить с озёр Прикаспия Слайд: 26 Её просто сгребали со дна озёр и везли на судах вверх по Волге. И все равно ее не хватало, и она была дорога.

Города, которые возникли в местах добычи соли, стали называться Сольвычегодск, Соль-Илецк, Соликамск, Усолье-Сибирское, Солигалич, Соловецкая обитель, СоледарСлайд:27Бурсоль-Алтайского края-поселок назван по Бурлинскому соляному промыслу, имеющему двух вековую историю.

Слайд: 28

По преданию,жителей Пермской области называли «пермяки – соленые уши» с начала работы соляных приисков в Соликамске. Ведь добыча соли была основным промыслом на Урале. Существовала даже профессия – носильщик соли: рабочий таскал мешки на плечах, и соль часто сыпалась на голову, попадала в уши и разъедала кожу. От этого они становились красными и шелушились. Отсюда и пошло прозвище «пермяк – соленые уши», которое распространилось на всех жителей края.В честь тех людей ,которые работали на  соляных промыслах,был создан этот памятник.

Слайд: 29

Соль ускоряет  таяние льда. С 50х годов прошлого века, соль применяется для борьбы с гололёдом. Наши дороги поливают соляным раствором от обледенения.

А ещё, в городе Яровое есть санаторий, где проводятся  лечебные процедуры: пребывание в соляной комнате. Стены комнаты облицованы необработанными кристаллами соли. Дети, взрослые, которые посещают соляную шахту-комнату, скорее выздоравливают при таких заболеваниях, как, бронхит. Здесь лечат  заболевания сердца и желудка, аллергические заболевания, избавляют от болезней кожи. Соляной воздух создаёт атмосферу отдыха и оздоровления. В городском санатории "Химик" применяют солевые ванны, в которые добавляют морскую соль.

Слайд: 30

Наверное, все видели кристаллы воды -это лёд.

Слайд: 31

 Узоры на окнах зимой - это тоже кристаллы воды.

 Множество разных веществ образуют кристаллы: металлы, драгоценные камни, и даже соль и сахар

Слайд: 32

Что же такое кристаллы?

        Кристаллы, в переводе с греческого языка, (krystallos) "лёд". Кристаллики растут, присоединяя частицы вещества из жидкости или пара. Их можно вырастить из растворов разных веществ.

Какими бывают кристаллы?

Разной формы. Иногда образуются дендриты - это кристаллы, похожие на веточки дерева; очень хрупкие, но очень красивые.

Многие кристаллы имеют очень интересную структуру. Существует даже специальный Минералогический музей, посвящённый дендритам и драгоценным камням.

Кристаллы бывают различными по размерам. Многие из них можно увидеть только в микроскоп. Но встречаются гигантские кристаллы массой в несколько тонн. Разнообразие кристаллов по форме очень велико. Кристаллы могут иметь от четырех до нескольких сотен граней.

Слайд: 33

Люди научились выращивать искусственные кристаллы - рубины. Используют их для изготовления ювелирных украшений и в часовых механизмах. Выращивают и самые твердые на свете кристаллы - алмазы. Но, в домашних условиях, "замахиваться" на подобные проекты мы не стали. Можно вырастить кристаллы из соли, сахара, кальцинированной соды, буры, медного купороса,но

ПОМНИТЕ!!! Это химические реактивы, поэтому работать с ними детям лучше под наблюдением взрослых (кроме, работы с солью)!

Слайд: 34

Например, чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в стакан не очень горячей воды и стали насыпать в воду соль по 1 чайной ложке, помешивая, чтобы соль быстрее растворялась. Добавляли соль в воду до тех пор, пока она не перестала растворяться. Когда  заметили, что  кристаллы больше не растворяются, добавили последнюю ложечку соли. Раствор процедили через фильтр (мы воспользовались салфеткой, можно взять промокашку или вату). Процеживать раствор обязательно, потому что соринки могут помешать росту красивых кристаллов.

 Поставили раствор охлаждаться. Чем медленнее он будет остывать, тем крупнее получатся кристаллы. Поставили стаканы,где нет сквозняков.

Слайд: 35

Продолжаем наблюдение.Эти кристаллы выросли за 2 дня.. Мы внимательно следили , чтобы раствора в банке хватало , для того ,чтобы закрыть им кристалл : кристалл должен все время находиться с растворе.

Слайд: 36

Сравните! Более крупные кристаллы (1) выросли в растворе, который мы охлаждали медленно, а тонкие, очень хрупкие кристаллики (2) появились в банке, которую мы держали всю ночь возле неплотно закрытого окна.

Для того чтобы кристалл вырос крупным и ровным, потребовалось много времени,  терпения и осторожности.

Слайд: 37

Красивые кристаллы получались не сразу. Из книг мы узнали, что во время роста можно корректировать рост кристаллов, удаляя некрасивые наросты. Это делали ножом, соскабливая лишнее. Образование граней можно прекратить, если смазать их вазелином. Когда же опять появится необходимость в росте, рост можно вызвать, удалив вазелин ацетоном.

Первые кристаллы, которые мы достали из раствора, очень быстро подсохли, через час покрылись белым налетом соли, а через несколько дней разрушились.

 ,,Разрушение кристаллов без раствора соли

После неудачного первого опыта мы стали осторожнее. Когда кристаллы приняли красивый вид, вынули их из раствора, дали подсохнуть, покрыли бесцветным лаком (можно лаком для волос), и они не разрушались. И вот такие кристаллы мы получили: Слайд: 39,40,41,42,43.

Затем мы решили подкрасить наш соляной раствор гуашьюи вот что получили. Слайд:44-45  Наши кристаллы приобрели красивую голубую окраску .

Слайд: 46

Делая опыты с солью, мы пришли к следующим выводам:

1)        кристалл соли растет за счет нарастания на него из водного раствора соли других кристаллов;

2)        если погрузить кристалл в слабый солевой раствор, или в раствор, который не успел остыть, кристалл, к сожалению, разрушается!

Слайд: 47

Результаты нашей исследовательской работы таковы:

  1. мы познакомились с историческими сведениями  о соли;
  2. освоили некоторые способы выращивания кристаллов;
  3. наблюдали рост и разрушение кристалла;
  4. составили советы друзьям , как вырастить кристалл;
  5. подготовили пособия для демонстрации кристаллов.

А это наши работы:

Слайд:48,49,50,51,52,53.

А сейчас  мы будем продолжать «колдовать». Вот видите эту спиртовку. Этот фитиль я сейчас подожгу, а над огнем буду держать ложку с соленой водой с нашего соленого озера. Никто близко не подходит к столу ,все остаются на своих местах, чтобы не обжечься. Это опасно!

Проделываем опыт…….

  1. Что у нас получилось? (на ложке оказался белый порошок)
  2. Что это? (соль)
  3. Можно попробовать на вкус.

Мы с вами сейчас выпарили соль из воды (у нас получилась морская соль, она целебная и полезная)

А заключении Вадик загадает загадку.

В воде родилась, в огне крестилась ,на воду попала и пропала.(соль)

Кто объяснит эту загадку?.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Выращивание узамбарской фиалки"

Фиалки - одни из самых известных декоративных растений. Большое количество разновидностей позволяет выбрать фиалки на любой вкус, цвет и размер.  Мы с удовольствием поделимся с Вами секрета...

Исследовательская работа "Выращивание кристаллов"

Каждый человек, при желании может легко вырастить кристаллы у себя дома. Но для того, чтобы результат получился действительно красивым необходимо аккуратно  выполнять все действия....

Исследовательская работа "Выращивание лука на подоконнике"

Выращивание лука на подоконникеДанная  работа проведена на основе опыта исследовательской деятельности. Она актуальна, т.к. исследовательская работа занимает важное место в обучении младших школь...

Презентация к исследовательской работе: "Выращивание кристаллов соли"

Подобран большой материал о значении соли в жизни человека. Проведены опыты по выращиванию кристаллов, получились интересные кристаллы соли....

Исследовательска работа "Выращивание кристаллов"

Учащиеся провели исследовательскую работу по теме "Выращивание кристаллов". Они узнали, что кристаллы можно вырастить дома. Для быстрого выращивания кристаллов нужны оптимальные условия. Дети вырастил...

Исследовательская работа "Выращивание кристаллов соли в домашних условиях"

В исследовательской работе «Выращивание кристаллов соли в домашних условиях»  подтверждается гипотеза о возможности выращивания кристалллов поваренной соли в домашних условиях.  Эксперимент ...

Исследовательская работа "Выращивание кристаллов в доманшних условиях"

В работе представлена теоретическая информация о кристаллах, а также способы выращивания кристаллов из соли, сахара и наборов "Лучистые кристаллы" и "Магические кристаллы"...