Главные вкладки

    Методическая разработка (3 класс) по теме:
    Урок памяти, посвященный 70-летию Сталинградской битвы.

    Леухина Светлана Михайловна

    В нашей истории есть события, золотом горящие на скрижалях ее ратной славы. И одно из них — Сталинградская битва. Гигантское по масштабам сражение развернулось во второй половине 1942 года на берегах Волги.

    На Мамаевом кургане тишина, за Мамаевым курганом тишина.
    В том кургане похоронена война. В мирный берег тихо плещется волна.
    Перед этою священной тишиной встала женщина с поникшей головой.
    Что-то шепчет про себя седая мать. Все надеется сыночка увидать.
    Заросли степной травой глухие рвы. Кто погиб, тот не поднимет головы.
    Не придет, не скажет: «Мама! Я живой! Не печалься, дорогая, я с тобой!»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок памяти, посвященный 70-летию Сталинградской битвы.

    Цель: увековечивание памяти о переломных сражениях ВОВ, почитание героев, патриотическое воспитание.

    Оборудование: знамя Победы, тематические плакаты, фотографии, цветы, презентация.
    Учитель: Леухина Светлана Михайловна.

    Чтец 1:
    Кинохроника 43 года …
    В кинозале грохочет, ревёт непогода,
    Заметает окопы на дымной равнине,
    И в снегах серебрится отсвеченный иней.
    Предрассветная Волга. Обугленный берег.
    С пулемётами люди бегут. Переправа …
    В этих кадрах пристрастных, мгновенных
    Только правда, суровая правда!
    Кто они — летописцы тех подвигов ратных,
    Здесь стоявшие насмерть у Волги?
    Они подлинно знали, что их кинокадры
    Документами станут эпохи.

    Чтец 2:
    67 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. В нашей истории есть события, золотом горящие на скрижалях ее ратной славы. И одно из них — Сталинградская битва. Гигантское по масштабам сражение развернулось во второй половине 1942 года на берегах Волги. На отдельных этапах в нем с обеих сторон участвовало более двух миллионов человек, около 30 тысяч орудий, более двух тысяч самолетов и такое же количество танков.

    Чтец 3:
    За время Сталинградской битвы Вермахт потерял четверть своих сил, сосредоточенных на Восточном фронте. Его потери убитыми, пропавшими без вести и ранеными — составили около полутора миллионов солдат и офицеров. Взятие Сталинграда могло иметь для СССР катастрофические последствия. Оборонительные бои продолжались 57 дней и ночей. 28 июля нарком обороны Сталин издал приказ № 227, известный больше как «Ни шагу назад!». К началу решительного наступления немецкое командование заметно усилило 6-ю армию Паулюса.

    Чтец 4:
    Гитлер истерично требовал любой ценой взять волжскую цитадель. Командир батальона армии Паулюса Вельц впоследствии писал, что вспоминает это как страшный сон, «Утром пять немецких батальонов уходят в атаку и почти никто не возвращается. На следующее утро все повторяется снова…»

    Чтец 5:
    Подступы к Сталинграду действительно усеивали трупы солдат и остовы сгоревших танков. Не зря немцы прозвали путь к городу «Дорогой смерти».

    Ученик:
    Первые вражеские самолёты появились в Сталинграде около четырёх часов дня. Встретившись над городом, самолёты, пришедшие с востока и с запада, с севера и с юга, пошли на снижение, и казалось, они снижались оттого, что летнее небо провисло, осело от тяжести металла и взрывчатки, тянувшейся к земле.

    Ученица:
    Бомбы достигли земли и врезались в город, Дома умирали так же, как умирают люди.

    Ученик:
    Обнажились согнутые водопроводные трубы, железные балки, пряди проводов… Тысячи домов ослепли. Под ударами взрывных волн массивные трамвайные провода со звоном и скрежетом падали на землю, зеркальные стёкла витрин вытекали из рам. Трамваи, автомобили, автобусы, паровозы — всё это остановилось.

    Ученица:
    Известковая и кирпичная пыль густо поднялась в воздухе, туман встал над городом, пополз вниз по Волге.

    Ученик:
    …Здесь битва небывалая идёт.
    На жизнь и смерть. И сталь гудит зловеще
    И изрыгает бешенство огня.
    И на ветру пронзительно скрежещет
    Снарядом раздроблённая броня.
    …Зелёные и синие ракеты
    Густую ночь, как одеяло, рвут,
    И танки, опрокинутые где-то,
    Как раненые мамонты ревут.
    С когтистыми распятиями свастик,
    Они ползут сквозь брустверы и рвы.
    На башнях, неуклюжих и горбатых,
    Сплошная грязь, пучки сырой травы.
    …А сколько их сюда нагнали, жадных
    До нашей русской, золотой земли,
    А сколько их гниёт в траншеях смрадных,
    И слягут те, кто нынче не легли.
    …Пусть вихрь сильней. И дождь наотмашь хлещет,
    И над землёю сладковатый чад.
    Над трупами, раздутыми зловеще,
    Медлительные коршуны кричат.
    Мы выживем. Хотя б во имя долга.
    Мы вырвемся к широкой синеве.
    Мы в даль войдём, как в Каспий входит Волга,
    Отстаивая Волгу на Неве.
    Да так, чтоб песня птицею плыла.
    Не иволги малиновое горло —
    Здесь нужен клёкот горного орла.

    Ученица:
    Стало разгораться пламя пожаров, вызванных десятками тысяч зажигательных бомб… В дыму, пыли, огне, среди грохота, потрясавшего небо, воду и землю, погибал огромный город, Ужасна была эта картина, и всё же ужаснее был меркнущий в смерти взгляд шестилетнего человека, задавленного железной балкой. Есть сила, которая может поднять из праха огромные города, но нет в мире силы, которая могла бы поднять лёгкие ресницы над глазами мёртвого ребёнка.

    Ученик:
    Человеческое страдание! Вспомнят ли о нём грядущие века? Оно не останется, как останутся камни огромных домов и слава генералов; оно — слёзы и шёпот, последние вздохи и хрипы умирающих, крик отчаяния и боли — всё исчезнет без следа вместе с дымом и пылью, которые ветер разнесёт над степью.

    Ученик:
    Открытые степному ветру,
    Дома разбитые стоят.
    На шестьдесят два километра
    В длину раскинут Сталинград.
    Как будто он по Волге синей
    В цепь развернулся, принял бой,
    Встал фронтом поперек России —
    И всю ее прикрыл собой!

    Ученица:
    В городе давно уже нет безопасных мест, но люди уже привыкли к отсутствию безопасности. Осаждающие стараются сделать из этого города ад. Да, здесь трудно жить, здесь небо горит над головой и земля содрогается под ногами. Опаленные трупы женщин и детей, сожженных фашистами на одном из пароходов, взывая к мести, лежат на прибрежном песке.

    Ученица:
    Немцы сбрасывают над городом листовки: «Сдавайтесь!» Листки немецкой бумаги превращаются в пепел еще на высоте в тысячу метров — город сжигает их своим гордым огнем. В Сталинграде нет крепостей, нет скал и пещер, он вытянулся узкой полосой на голой, открытой со всех сторон земле, и за спиной у него Волга. И все же растерзанный бомбами город вышел на бой, и десятки гитлеровских дивизий уперлись в него, как в скалу, скребут танками, долбят самолетами, подтачивают минами, тысячами солдатских

    Ученик:
    В городе на Волге
    Как трудно было умирать
    Солдатам, помнящим о долге,
    В том самом городе на Волге —
    Глаза навеки закрывать.
    Как страшно было умирать:
    Давно оставлена граница,
    А огневая колесница
    Войны ещё ни шагу вспять…
    Как горько было умирать:
    «Чем ты подкошена, Россия?
    Чужою силой иль бессильем
    Своим?» — им так хотелось знать.
    А пуще им хотелось знать,
    Солдатам, помнящим о долге,
    Чем битва кончится на Волге,
    Чтоб легче было умирать…
    Волгоград — Сталинград, рядовой и комбат здесь лежат, невзирая на званья.
    Молча люди стоят. Журавли пролетят, и курлыканье, как отпеванье.

    Ученик:
    И наконец долгожданное сообщение Совинформбюро 2 февраля 1943 года: «Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда. Наши войска сломили сопротивление противника, окружённого севернее Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск».

    Ученик:
    На Мамаевом кургане тишина, за Мамаевым курганом тишина.
    В том кургане похоронена война. В мирный берег тихо плещется волна.
    Перед этою священной тишиной встала женщина с поникшей головой.
    Что-то шепчет про себя седая мать. Все надеется сыночка увидать.
    Заросли степной травой глухие рвы. Кто погиб, тот не поднимет головы.
    Не придет, не скажет: «Мама! Я живой! Не печалься, дорогая, я с тобой!»

    Учитель:
    Победа! Кажется весь смысл жизни вложен в это слово. Сталинград был закатом немецко-фашистской армии. После битвы на Волге началось массовое изгнание оккупантов из Советской страны. И люди помнят — смерть в Сталинграде наступала мгновенно. Скорбь длится годами. Солдаты отдали свои жизни во имя общего счастья! Поклон земле, суровой и прекрасной, что вечно будет людям дорога! Здесь виден новый город — светлый, ясный, степная ширь и Волги берега. Став на земле суровой и прекрасной, копнешь песок, а он не желтый весь, Не золотистый он, а темно-красный, как кровь героев, пролитая здесь.

    (Минута молчания. Звучит песня Высоцкого «На братских могилах».)

    Ученик:
    Второе февраля — Победа в Сталинградской битве!
    Курган, скульптура Матери-Отчизны, тишина…
    И как в немом и черно-белом, старом фильме
    Печален шаг потомков… Сердце… и Душа…
    Здесь не чеканят шаг. Здесь все открыто…
    Идут и ветераны, Деды и Отцы…
    И преклоняются к фамилиям убитых
    За жизнь, что после… Матери…Сыны…
    Звенят медали… Алые гвоздики —
    На мрамор памяти от всех живых!
    И русское, извечное Простите…
    На склоне… в Храме Всех Святых…
    Минута длится… в слезы верить…
    И жизнь как Покаяние — длинна!
    А подвиг ваш…конечно, не измерить…
    Все потому, что Родина… Одна!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок мужества, посвященный 70-летию битвы под Москвой.

    Героем становится тот, кто своими делами, мыслями, поступками живет для людей.Героической бывает целая жизнь, если она отдана людям....

    Конкурс "А ну-ка, мальчики!", посвященный 70-летию Сталинградской битвы и 23 февраля

    Презентация и сценарий конкурса "А ну-ка, мальчики!", посвященного 70-летию Сталинградской битвы и 23 февраля....

    Урок Победы, посвященный 70 летию Великой победы

    Цели:Привитие любви к малой Родине, сопричастности к истории Краснодарского края.Воспитание гражданской позиции и патриотизма, чувства гордости за героев своей страны, своего края.Расширение кругозора...

    Урок памяти к 70-летию Победы "Никогда об этом не забудем".

    Урок памяти посвящён 70-летию Победы советского народа над фашистской Германией и окончанию Великой Отечественной войны. Он воспитывает в детях уважение к людям, отстоявшим мир на земле. В нём содержа...

    "Урок памяти"посвящённый 70-летию Победы в ВОВ

    - воспитание у детей патриотических чувств к событиям Великой Отечественной войны;- воспитание чувства долга, уважения к истории своей страны, к людям старшего поколения.- познакомить детей с событиям...

    Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Сталинградской битвы.

    Сталинград – это боль, это муки, В Сталинграде лишь плач матерей.Вот берет мать дитя свое в рукиИ несется сквозь пули быстрей. Реки крови и свист пулеметовНе забудет дитя никогда.Горы трупов умер...