Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
методическая разработка на тему

Вялова Елена Петровна

Опыт работы поданной теме поможет учителям начальных классов научить детей беречь и укреплять свое здоровье, усвоить понятия здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вялова Елена Петровна

Управление образования и науки

администрации Губкинского городского округа

Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Автор опыта: Вялова

Елена Петровна,

 учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 11»

        Губкин 2011

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                СТР.

  1. Информация об опыте ……………………………………………..3

 

  1. Технология опыта…………………………………………………..8

  1. Результативность опыта……………………………………………16

  1. Библиографический список………………………………………..18

  1. Приложение к опыту……………………………………………….19

1. Информация об опыте.

Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье,

пребывая в лени, тот поступает так же глупо,

как и человек, думающий молчанием

усовершенствовать свой голос.        

Плутарх

Говорят, что сложнее всего жить в тот период, когда меняется общество. Мы как раз живем в тот период, когда меняется не только общество, но и его запросы на образование подрастающего поколения. Стране нужны активные деятели, творцы, которые смогут сами нести ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь тех людей, которые живут в этой стране. Этим обусловлено появление в школе развивающего обучения, личностно-ориентированного образования. Обществу нужна такая личность, которая будет гармонично, творчески и активно развита. Но возможно ли появление такой личности без здоровья и что подразумевается под здоровьем?

Еще в 1948 году Всемирной Организацией Здравоохранения было дано определение здоровья, где сказано, что здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

Ученые доказали, что наличие здоровья у ребенка является важнейшим условием успешного усвоения школьных программ по общеобразовательным предметам, профессиональной подготовке. Впоследствии - это решающий показатель качества трудовых ресурсов и воспроизводства населения нашей страны в ближайшие годы.

За последние десятилетия уровень здоровья детей неукоснительно снижается. Исследования специалистов подтверждают, что уровень физического, душевного благополучия россиян, особенно детей школьного возраста, становится все меньше. «Коэффициент здоровья в России составляет 0,2. Это означает, что из 10 человек только двое здоровы. Некоторые ученые говорят о реальной угрозе генофонду нации»[№ 5: с.5]. Из детей, обучающихся в наших школах, только 10% могут считаться здоровыми. За время обучения в школе численность здоровых детей тоже сокращается в 4-5 раз. Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, является причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости. Также сказывается влияние на растущий организм многочисленных социально-гигиенических, биологических и других факторов. К неблагоприятным факторам окружающей среды (гиподинамии, стрессовым ситуациям) дети особенно чувствительны.

В связи с этим, вспоминается восточная мудрость: «Если ты дашь человеку рыбу - ты накормишь его только один раз. Если ты научишь его ловить рыбу -  он всегда сможет себя прокормить». Поэтому, большая ответственность в настоящий момент по сохранению и укреплению здоровья детей ложится на современную школу и на отечественного педагога. Предназначение современной школы – не просто передать ребенку определенный объем знаний. Важнее привить ему устойчивое осмысленное отношение к себе, к другому, к человеческому сообществу и его жизненным ценностям, где здоровье занимает одну из ведущих ролей.

Педагогический стаж автора опыта 25 лет, с самого начала педагогической деятельности работает в МОУ «СОШ № 11».

Воспитательная тема школы «Принцип личностно-ориентированного подхода как принцип воспитания».

Главная цель воспитания в школе - формирование всесторонне  гармонично развитой личности ребёнка. Это определило выбор темы моего опыта по воспитательной работе «Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста», так как без здоровья невозможно сформировать гармонично развитую личность - здоровую нравственно, психически и физически.

Условия возникновения опыта

Эта тема очень близка нам по духу, так как родились в сельской местности. С самого раннего детства приходилось помогать родителям в нелегком крестьянском труде. Но у детей всегда хватало времени на забавы: подвижные игры на свежем воздухе (выбивала, футбол, прятки, классики и другие). Никакой мороз не страшил зимой: катались на санках, лыжах, коньках. В Валуйском педагогическом училище, где училась, стала участвовать в соревнованиях по теннису, волейболу, лыжам. Придя работать в школу, не забыла свое увлечение физкультурой, стала бессменным участником школьной волейбольной команды. Кроме того, после тяжелой операции  сыну восстановить силы помогли именно занятия в спортивной секции. Свою любовь к спортивным занятиям, веру в большие возможности физических упражнений стараеться передавать всем своим ученикам. Накопленный за время работы в школе материал лег в основу настоящего опыта.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» образована в 1964 г. Она расположена в микрорайоне Журавлики в старой его части. В школе сложились устойчивые традиции в области обучения и воспитания учащихся, обусловленные во многом социумом. Традиционно школа была удалена от учреждений дополнительного образования, учреждений культуры города Губкина, что являлось причиной для осуществления внеурочной работы по развитию творческих способностей учащихся в основном в стенах школы в условиях факультативных групп, школьных кружков, студий. В настоящее время в микрорайоне работают Дворец Спорта «Кристалл», бассейн «Дельфин, досуговый центр «Альянс». Это позволило увеличить занятость учащихся в спортивных секциях, студиях досугово-эстетического центра, организовать проведение Дней здоровья на базе ДС «Кристалл», бассейна «Дельфин», привлечь специалистов ДЮСШ к проведению спортивных секций на базе школы. В школе работает 18 кружков и 6 спортивных секций. В них занимается 278 учащихся, что составляет 70% от всего количества учащихся.

Большинство детей класса, в котором работаем, воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. Приходя в 1 класс, дети не совсем быстро адаптируются к новым условиям жизни. На уроках они быстро утомляются, в осенне-зимний период часто болеют. В результате анализа медицинских справок было выявлено, что только 7 детей (35 %) имеют I группу здоровья, 9 учащихся (45%) – II основную, 1 ученик(5%) – III основную, 2 ученика (10 %) – III подготовительную, 1 ученик (5 %) – IV подготовительную. При анализе анкеты узнали, что только 45 % детей знают, что такое вредные привычки, 20 %  - что такое питание всухомятку, 50 % детей посещают с удовольствием занятия физической культурой. На родительское собрание,  проанализировав состояние здоровья детей, процент заболеваемости, для беседы пригласили учителя физической культуры Смагина Н.П., рассказавшего о школьных спортивных секциях. Большинство родителей соглашаются с мнением, что здоровье детей необходимо укреплять, заниматься этой проблемой систематически.

Стали изучать литературу о влиянии различных здоровьесберегающих технологий на функции детского организма, подбирать специальные упражнения, необходимые для укрепления здоровья детей, систематизировать их.

В коллективе воспитанников познавательный интерес к учебному процессу сформирован на 78 %. Свидетельством тому является ответственное отношение к учению. На данном этапе в классе 20 учеников, нет неуспевающих, 4 отличника, 10 - учатся на «4» и «5». Особо выделяется большая группа учеников, являющихся активом класса. Они умеют объединять одноклассников, увлекать их своими идеями. Это: Масягина Таисия, Фетисова Анастасия, Рассоха Алексей, Третьяков Руслан, Рощупкина Ирина, Золотых Вадим и другие. Все учащиеся заняты во внеклассных кружках, 11 учащихся (55 %) посещают школьные спортивные секции лапты и футбола, 2 ученика(10 %) занимаются в СК «Горняк» в секции каратэ-до и дзюдо, 2 ученика (10 %) – в СК «Кристалл» в секции по хоккею, 2 ученицы занимаются в танцевальных кружках.

Актуальность опыта

При поступлении ребенка в школу ведущей становится учебная деятельность. Нагрузки на детский организм на данном этапе резко возрастают во много раз. В это же время происходит формирование осанки, идет активный рост и развитие всех систем организма. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей, пришедших в школу, практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся. Медицинские учреждения, к сожалению, не справляются с возложенными на них обязанностями.

В МОУ «СОШ № 11» сформирована база данных о состоянии здоровья учащихся. В 2009-2010 учебном году проводился углубленный медицинский осмотр учащихся:

1

Состояние здоровья учащихся

1-9 классы

10-11 классы

- практически здоровы

48

13

-имеют отклонения в здоровье

312

36

2

Заболеваемость детей. Виды заболеваний.

-органов зрения

26

8

-сердечно-сосудистых заболеваний

11

2

-опорно-двигательного аппарата

55

10

-органов дыхания

4

-

-органов пищеварения

24

6

-нервно-психические

4

-

-другие

34

34

3

Заболеваемость учителей

31

4

Сумарные данные по группам здоровья:

- основная

247

33

- подготовительная

100

16

- специальная

4

-

- освобождённые

9

-

Данные обследования подтверждают, что заболеваемость детей очень высокая с преобладанием заболеваний опорно-двигательного аппарата. По нашему мнению, актуальность опыта как раз и вытекает из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, не утратившей своей важности и в настоящий момент. В ней говорится, что «обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамического развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданско- правовой, профессиональной и бытовой культурой». В связи с этим возникает необходимость активного участия в разработке и внедрении здоровьесберегающих технологий в школьные программы в целях улучшения ситуации со здоровьем учащихся.

Противоречия как философская категория отражает внутренний источник всякого развития, поскольку, представляет собой взаимодействие противоположных сторон какого – либо объекта. Вот какие противоречия возникли у нас во время педагогической деятельности:

- противоречие между необходимостью усвоения все большего объема информации, быстро развивающимися информационными технологиями и ухудшающимся состоянием здоровья детей.

 - противоречие между монопредметным обучением и необходимостью применения интегративных знаний;

Несмотря на большое количество учебных программ и практических рекомендаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, эти противоречия до сих пор не преодолены.

Данный опыт работы помогает решать эти противоречия. Он разрешает оптимально сочетать методы и формы обучения с системой здоровьесберегающих мероприятий.

Ведущая педагогическая идея опыта.

В современных условиях уровень культуры общества немыслим без культуры здоровья, а полнота мироощущения не будет полной без понимания сути здоровья человека, которая исходит из сущности человека как биопсихосоциального существа. Обучение здоровью должно способствовать формированию культуры здоровья, которая является частью культуры общества. Культура – это преодоление в человеке природного начала разумом, как возвышение над его «животным» состоянием, это гармония нравственного и физического в человеке. Именно культура с детства осваивается ребенком под руководством взрослых в специально задаваемых условиях и ситуациях в процессе социализации. Вне культуры невозможно развитие всех качеств, присущих человеку. Поэтому ведущая педагогическая  идея опыта заключается в создании необходимых условий не только для укрепления и сохранения здоровья детей, но и обучении их тому, как быть здоровыми.

 «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля» - этот общеизвестный афоризм принадлежит известному немецкому философу-идеалисту Артуру Шопенгауэру. Пока человек не болеет, он не задумывается о своем здоровье. Завышенная самооценка и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение является одной из причин снижения здоровья нации.

Диапазон опыта. Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста осуществляется в системе оздоровительных мероприятий на всех проводимых уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях по специальной тематике, проведении игр на свежем воздухе, специальных здоровьесохраняющих упражнениях.

В1 классе проводится ряд практических занятий по темам «Учимся выполнять утреннюю гимнастику», «Вместе весело играть», «Разные игры – разная одежда». Классные часы с элементами игры  -  «Где можно и где нельзя играть», «Что такое режим дня», «Мои помощники – глаза».

Во 2 классе проводятся внеклассные занятия по темам «За режимом я слежу, все успею, все смогу», «Путешествие в страну Зеленого змея» классные часы «Быть здоровым – здорово!», «Солнечные и воздушные ванны», «32 помощника» «Вкусные вкусности», «Что нужно знать о лекарствах» и другие.

В 3 классе знания детей пополняются, систематизируются через следующие интегрированные внеклассные занятия по физической культуре и природоведению «Закаляйся, будь здоров, Проживешь без докторов», «Путешествие в школу здоровья», классные часы «Сон – выручатель нервной системы», «Движение и еще раз движение», «Здоровый образ жизни».

В 4 классе в начале года проводится анкетирование по теме «Что я знаю о здоровом образе жизни?». Оно помогает построить работу, изучать такие темы: «Уход за своим телом», «Правильное питание в школе и дома», «Вредные и полезные продукты». Дети участвуют в дискуссиях «Отчего люди болеют?», «Как быть здоровым», проводится классный час – соревнование «Рыцарский турнир».

Теоретическая база опыта        

Теоретической основой опыта послужили работы В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе», А.М.Матвеевой «Здоровый образ жизни», методика доктора медицинских наук В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей.

Для формирования норм здорового образа жизни использовала программу курса «Основы здорового образа жизни» Дуниловской школы Ивановской области, который вооружает учащихся валеологическими знаниями о здоровье, формирует нравственную культуру учеников.

Новизна опыта.

В работе нами используются принципы:        

-принцип не нанесения вреда;

-принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья);

-принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;

-подключение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой;

-принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий;

-принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие;

-принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Таким образом, новизной опыта является то, что расширяется зона ближайшего развития ребенка и последовательно переводится в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития с помощью систематических, доступных и активных форм как на уроках, так и во внеурочное время; восполняются и систематизируются знания детей о здоровье.

2. Технология опыта

Бытует такое заблуждение, что все уроки – для головы, и только физкультура – для тела. А ведь тело человека имеет объединяющее значение в каждом интеллектуальном процессе. И его роль в учении уже доказана научными исследованиями. Многими учеными рассмотрены сложные связи, существующими между мозгом и телом. Обнаружено главное – для учения необходимо движение, поскольку оно пробуждает и активизирует многие умственные способности. Мышечная активность стимулирует продукцию природных веществ, отвечающих за рост нервных клеток и увеличивающих число нервных связей в мозгу. Учение требует овладения навыками, а навыки любого вида связаны с освоением движения мышц. Все наши умения – это часть работы мышц, играющих важнейшую роль в развитии навыков человека. Поэтому, любое активное движение мышц на любом уроке, будет способствовать умственному развитию ребенка. Поэтому целью работы с учащимися является создание системы воспитания культуры здоровья и новых форм поведения, полезных и осознаваемых человеком, способствование умственному развитию детей посредством разнообразных физических действий и упражнений.

Задачи:        

1.Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

2.Формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему.

3.Оздоровление детей, профилактика заболеваний.

4.Формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию.

5.Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.         

При реализации поставленной цели и задач я руководствуюсь следующими функциями:

  1. Учебно-просветительская - расширение кругозора, формирование оздоровительно-гигиенических знаний.
  2. Научная - расширение знаний об организме человека, его возможностях и резервах, вредном и полезном воздействии окружающей среды на организм ребенка.
  3. Воспитательная - формирование личности ребёнка как носителя здоровой культуры.
  4. Социальная - социализация школьников в современной среде, умение взаимодействовать в социуме.

Мною были выдвинуты следующие направления:                

1.Создание положительного эмоционального настроя.

Опыт показал, что внутреннее напряжение любого человека, выходящее наружу в виде отрицательных эмоций, передается людям, которые находятся рядом. Появляется грубость, раздражительность, плохой осадок после общения. Особенно опасны такие эмоции в отношениях учителя и ученика, что ведет к развитию у детей неврозов, отрицательного отношения к учебе, нежеланию самостоятельно приобретать знания, притупляет память, внимание, нарушает общее самочувствие ребенка. Учитель, умеющий возвращать себе хорошее настроение и позитивные эмоции на работе и дома, будет оздоравливаться сам и сможет научить этому детей, так как структуры мозга, отвечающие за наши эмоции, регулируют и физиологические функции. Зарождение приятного настроения – самое первое в предупреждении болезней. А начать это можно с обыкновенной улыбки. Вошедший в класс с улыбкой учитель располагает к себе детей, вызывает ответные положительные эмоции. Особенно это важно в начальных классах, ведь маленькие дети намного чувствительнее старшеклассников, их психика неустойчива, они более ранимы. Проведение перед уроками пятиминуток «хорошего настроения» в сочетании с интересными физическими упражнениями смогут настроить детей на позитив. Выполнение обычных упражнений «руки вверх-вниз» не привлекут ни одного ребенка, а вот перевоплощение в птичку, парящую в  голубом небе, бабочку, порхающую по разноцветному лугу, белочку, прыгающую с ветки на ветку, добавит и положительных эмоций, и заставит работать мышцы детей без напряжения. Заряд бодрости перед уроками будет дан. Еще больший эффект будет достигнут, если сам учитель без стеснения включится в эту незамысловатую игру. На первых порах все «перевоплощения» придумывает учитель, но со временем сами дети включаются в этот процесс, им становится интересно творить что-то положительное.

2.Пальчиковая гимнастика.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Работы В.М.Бехтерева доказали, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, массируя которые можно привести в гармоничные отношения тело и разум, воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные, улучшать речь ребенка. Исходя из оздоровительного воздействия на организм каждого из пальцев, мы помогаем ребенку координировано и ловко манипулировать ими.

Народная педагогика создала замечательные игры «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая» и другие. Для родителей они до сих пор носят только развлекательный характер, а не оздоравливающий.  Мы проводили такие минутки  в 1-2 классах для пальчиков по программе Савиной Л.П., ведущая роль принадлежала учителю. Идея разнообразить это занятие понравилась детям: вот волк из мультфильма «Ну, погоди!» догоняет зайца, Том и Джерри перепрыгивают через барьер, Русалочка старается уплыть от чудовища и т. д. Детские пальчики часто на таких минутках стали превращаться в героев мультипликационных фильмов. Систематическое проведение пальчиковой гимнастики помогает поддерживать мозговые системы детей в хорошем состоянии, снять напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

3. Физкультминутки и подвижные упражнения в течение урока, «Речевая ритмика» 

Специалисты утверждают, что объем знаний, которым нужно овладеть ученику не механически, а осмысленно, неукоснительно растет. Это часто ведет к тому, что учитель экономит время на уроке для обучения именно за счет  физкультминуток, не понимая, что наносит вред здоровью учащихся. Пользуясь методикой по приобретению новых положительных привычек, учителю не будет затруднительно проводить физкультурные минутки на каждом уроке. Физкультминутки должны быть несложными, легко запоминающимися, интересными. Они направлены на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки. Этот вид физических упражнений особенно важен в 1-2 класса, так как процесс привыкания к условиям учебы у этих детей является очень напряженным. Но не менее важны они и в последующих классах, когда увеличивается умственная нагрузка.

В методической литературе разработано много стихотворных текстов, которые хорошо сочетаются с выполнением физических упражнений. Например:

-Вы, наверное, устали?

-Да!

-И поэтому все встали,

И как гуси, зашипели: «ш-ш-ш-ш-ш».

Пошипели, помолчали

И, как зайцы, поскакали.

Поскакали, поскакали,

И за кустиком пропали.

Если забыты специальные упражнения, можно просто потянуться  (достать руками до звезд), сделать несколько прыжков (поймать комарика), присесть и изогнуть спину, обхватив колени руками (превратиться в мяч), помахать руками (травушка колышется) и т.д. Можно рекомендовать проводить такие несложные упражнения, как разогревание ладоней, поглаживание рук, гребля на лодке, разводим облака. Творческий подход к проведению физкультминуток непосредственно зависит от понимания учителем их необходимости и важности.

Год от года растет количество учеников с логопедическими проблемами. В 1 класс к нам пришли 30 % детей, которые нуждаются в помощи логопеда. Они сразу же стали посещать занятия со специалистом. Но работа с такими детьми должна ежедневно проводиться и учителем начального звена. Программа «Речевая ритмика», которую взяли на вооружение, помогает не только развивать речь. Игры с приемами речевой ритмики необходимы для ребят быстро утомляющихся, истощенных, непоседливых, вспыльчивых, замкнутых и с повышенной тревожностью.

Еле-еле, еле-еле (медленно)

Завертелись карусели (медленно).

А потом, потом, потом (средний темп)

Все бегом, бегом, бегом. (Быстро.)

Все быстрей, быстрей, бегом (очень быстро),

Карусель кругом, кругом! (Быстро.)

Тише, тише, не спешите (средний темп),

Карусель остановите. (Средний темп.)

Раз, два, раз, два (медленно) -

Вот и кончилась игра. (Очень медленно.)

-Мама! Мама! Посмотри! (Вытягивать вверх то правую, то левую руку, затем обе руки поднять вверх.)

-Я пускаю пузыри (показать на себя и описать в воздухе руками форму пузыря):

-Желтый, красный, голубой (проговаривать, как считалку, показывая руками на летающие в воздухе пузыри).

-В каждом я и ты со мной. (Показать на себя, затем, на одного из учеников)

-Посмотри-ка, посмотри! - (Обратиться к соседу, тронув его за рукав)

-Просит маму Натка. - (Прижать руки к груди, во всем облике просьба)

-Ой, а где же пузыри? (Всплеснуть руками, сделать жест, обозначающий вопрос, затем нарисовать руками форму пузыря.)

-Лопнули! Как жалко! (Руки в стороны, вздохнуть, всем обликом выразить огорчение.)

Физкультминутки на уроках в виде речевой ритмики благотворно влияют на детей. Они рекомендуются и ребятам с непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, тревожностью. Положительно воздействуя на общее психологическое состояние каждого ученика, речевая ритмика развивает познавательную активность ребенка, его фантазию и воображение.

Через естественные движения и устную речь малыш выражает свои эмоции, разнообразными интонационными средствами он учится произвольно предъявлять их и управлять ими.

4.Упражнения для укрепления и тренировки зрения.

Плохое зрение в наше время более распространено, чем раньше. Причины различны, но специалисты выделяют длительное сидение за книгами, увлечение просмотром телепередач, занятиями на компьютере. Исследования доктора Бейтса из Нью-Йорка, которые продолжались более тридцати лет, позволяют говорить, что дефекты зрения большей частью происходят не из-за необратимых изменений формы глаза, а лишь из-за функциональных расстройств. Определить отклонения в зрительных функциях может педагог, если замечает, что ученик при письме или чтении низко наклоняет голову над книгой (тетрадью), наклоняет голову в какую-нибудь сторону, периодически смотрит одним глазом, часто трет глаза, быстро устает при чтении, плохо видит написанное на доску.

Выход из сложившейся ситуации по методике доктора медицинских наук В.Ф.Базарного и его коллег в расширении зрительно-пространственной активности в режиме школьного урока. Для этого по истечении 15-20 минут урока провожу специальные упражнения для тренировки зрения с помощью специального тренажера, расположенного выше доски класса «Начальная школа», 1990.-№6.-с. 91). Кроме упражнений на тренажере, используется специальная «гимнастика для глаз».

Гимнастика для глаз.

1. Крепко закрыть глаза на 3-5 с, затем открыть на 3-5 с (8 раз).

2. Быстро поморгать глазами (10-15 с).

3. Посмотреть вправо, влево, наверх, вниз (8 раз).

4. Круговые движения глазами по 6-8 раз в каждую сторону.

5. Движения глазами по восьмерке.

6. Закрыть глаза и массировать веки в течение минуты легкими круговыми движениями.

Упражнения укрепляют мышцы глаз, улучшают кровообращение, являются профилактикой близорукости. Их рекомендую детям делать дома во время выполнения письменных и устных домашних заданий, знакомлю с данными упражнениями родителей.

В 1-2 классах использоватся буквы и слоги стандартной разрезной азбуки для чтения составленных слов и предложений на разном удалении от глаз ребенка, цифры, геометрические фигуры, предметные картинки. Размер изображенных предметов от 1до 3 см. Весь материал располагается по всему классу (стены, шкафы, шторы). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают в классе картинки, являющиеся ответом на поставленный вопрос или загадку; находят название предметов с определенным звуком; составляют из карточек примеры и т.д.

Еще один из вариантов расширения зрительно-пространственной активности – использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Помощником в этом стал прибор лазер. По просьбе учителя дети «пробегают» глазами по указанной траектории (обязательно стоя). Придаю каждому упражнению игровой характер: волны на море, листик падает с дерева, езда по кочкам. Привлекаю детей к придумыванию действия по заданной траектории.

Система таких упражнений помогает сохранять и укреплять зрение детей.

5.Подвижные игры.

Благоприятное влияние на здоровье и физическое развитие детей оказывают подвижные игры. Ни  один урок физкультуры или прогулки не обходится без подвижных игр. Они могут быть проведены на всех этапах урока. «Подвижные игры способствуют развитию ловкости, быстроты, выносливости, повышают функциональную деятельность организма, ненавязчиво вовлекают в работу различные виды мышц, увеличивают подвижность в суставах» [№6: с.56]. Веселое и жизнерадостное настроение повышает умственную активность мозга, развивается сообразительность, находчивость. У детей формируются такие черты характера, как настойчивость, умение самостоятельно принимать решения и отвечать перед товарищами за последствия таких решений, воспитываются честность, товарищество. В подвижных играх дети приучаются подчиняться правилам, что способствует воспитанию выдержки, дисциплинированности. При организации игр в начальных классах необходимо продумывать словесное изложение правил той или иной игры в сочетании с практическим показом учителя или группы детей.

Очень важный момент – определение ведущего. Во многих методических пособиях по проведению игр пойманный ребенок становится ведущим. Наши наблюдения показали, что дети, чтобы получить данную роль, поддаются, тем самым нарушая правила игры. Решить это можно разными способами: применить жеребьевку или считалку, установить очередность, назначить на роль ведущего того, кто лучше произнесет скороговорку или быстро вспомнит стихотворение.

Нагрузка в игре дозируется уменьшением или увеличением общей подвижности участников. Следует также учитывать, что с повышением эмоционального состояния нагрузка на играющих увеличивается. Иногда необходимо сделать отдых в игре, хотя дети в силу увлечения, желания превзойти друг друга, азарта потребности в этом не чувствуют. Во время такой небольшой передышки можно уточнить правила, указать на явные ошибки, подсчитать очки. Популярностью среди школьников пользуются игры «Цып-цып», «Перестрелка», «Мяч ловцу», «Шишки, желуди, орехи», «Продавец зверей», «Два Мороза» и другие. Назначение на ответственные роли в игре вялых, пассивных детей делает их более активными, повышает их самооценку, добавляет уверенности. В процессе подвижной игры пассивный ребенок способен выполнить такой объем умственной и физической работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Подвижные игры учат детей общаться, уважать друг друга, помогают формировать классный коллектив, положительную самооценку.

6.Формирование здорового образа жизни.        

Образ жизни зависит от состояния здоровья и одновременно с этим формирует или разрушает здоровье человека. Образ жизни, формирующий здоровье, является сложной комплексной программой. Это не просто способы укрепления и сохранения здоровья, это создание новых форм поведения, полезных для здоровья, осознаваемых человеком.

Во многом отношение к себе и своему здоровью, своим близким, жизни зависит от воспитания человека. Культура здоровья должна формироваться как культура личная, общественная и включать в себя все компоненты здоровья и здорового образа жизни, которые формируются в здравотворческой деятельности. Специфика этой деятельности такова, что исследователем, создателем своего здоровья становится индивид, обладающий чувством ответственности за себя и свое здоровье. Одним из основных звеньев, участвующих в здравотворческой деятельности, является школа и педагоги.

Формирование здорового образа жизни проводятся по следующей тематике:

  1. Что такое здоровый образ жизни?
  2. Режим дня школьника. Его нарушение.
  3. Сон и его значение для здоровья.
  4. Личная гигиена школьника.
  5. От чего мы болеем. Профилактика заболеваний.
  6. Наши глаза.
  7. Гигиена полости рта.
  8. Закаливание и его значение для здоровья. Способы закаливания.
  9. Здоровое питание. Продукты-вредители.
  10. Вредные привычки и их влияние на здоровье.
  11. Гигиена позвоночника.
  12. Что нужно знать о лекарствах.
  13. Лекарственные травы.
  14. Влияние высоких и низких температур на организм человека.

Многие темы включаю в родительский лекторий.

Тематику занятий можно расширить в зависимости от контингента учеников, их особенностей усвоения материала. Учитель ежедневно осуществляет наблюдение за учащимися на уроке и во внеурочное время. Данные наблюдения дают возможность осуществлять индивидуальный подход.

Реализуется это направление здоровьетворческой деятельности через проведение классных часов, уроков-игр, соревнований, внеклассных занятий-путешествий, бесед, практических занятий.

7.Работа с родителями.

В настоящее время стало очевидным, что совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Основные формы работы с родителями:

1.Родительские собрания по темам «Дети и телевидение», «Школьные нагрузки и здоровье», «Режим – это серьезно», «Внимание – здоровье».

2.Индивидуальные беседы и консультации – по мере возникновения проблем: «В какой одежде заниматься на уроках физкультуры», «занятость детей во внеурочное время», «Как правильно  готовиться к урокам».

3.Организация совместной деятельности родителей и детей класса:

- привлечение родителей к проведению мероприятий разного уровня -  «Веселые старты», экскурсии в парк, легкоатлетические забеги, праздники;

- привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете.

4. Организация работы классного родительского комитета.

Совместная работа классного руководителя, родителей и самих учащихся помогает справиться с поставленными задачами.

Ш Результативность

Проводимая нами здоровьетворческая деятельность помогает формировать культуру здоровья, понятие о потребности и ценности здорового образа жизни; формирует нравственные чувства, нравственные качества и поступки; направлена на создание благоприятной здоровой социокультурной среды, в которой растет и развивается ребенок. Данные утверждения обусловлены результатами ряда исследований среди учеников.

Так, анкетирование, проводимое на первом году обучения, выявило не высокий уровень знаний о вредных привычках – 45 % детей знали о вреде курения, только 20% знали, что такое питание всухомятку, занятия по физкультуре посещали с удовольствием 50 % детей. В третьем классе было проведено анонимное анкетирование, которое дало следующие результаты:

1. Когда обращаешься к родителям, если заболеешь?

а) сразу – 80 %           б) если очень плохо – 20 %         в) жду, когда заметят сами – 0%

2. Как оцениваешь состояние своей осанки?

а) всегда стараюсь сидеть правильно – 60 %          б) время от времени  - 40 %

в) не слежу за своей осанкой – 0%

3. Всегда ли с удовольствием посещаешь уроки физкультуры:

а) да – 80 %       б) иногда – 20 %        в) не люблю – 0 %

4. Делаешь ли ты утреннюю зарядку?

а) да – 60 %         б) иногда – 20 %            в) нет -  20 %

5. Знаешь ли ты о вреде еды всухомятку?

а) да – 80 %        б) слышал – 20 %           в) нет – 0 %

6. Как часто ты моешь руки перед едой?

а) регулярно (после посещения туалета, прогулки) – 95%     б) когда вспомню – 5 %                   в) – не мою – 0%

7. Сколько раз в день чистишь зубы?

а) один – 15 %     б) два – 85%                     в) не чищу – 0 %

8) Знаешь ли ты о вреде курения?

а) да – 20 %          б) слышал – 0%                в) не знаю – 0%

9.Для кого вредно курение?

а) для самого курильщика – 20 %              б) ни для кого -  0 %

в) для курильщика и всех окружающих – 80 %

10. Назови два самых любимых предмета:

а) физкультура – 80 %         б) математика – 50 %     в)русский язык – 40 %

г) изобразительное искусство – 30 %.

Проведены исследования учащихся по группам здоровья:

Уч.год

I

основная

II

основная

III основная

III подготов.

IV

подготов.

2008-2009

7 – 35%

9 – 45%

1 – 5 %

2 – 10%

1 – 5 %

2009-2010

11 – 57%

4 – 21%

1 – 5,2%

2 – 10,4 %

1 – 5,2%

2010-2011

13 – 65%

4 – 20%

1 – 5 %

2 – 10%

-

Систематическая работа с родителями учащихся тоже дает положительные результаты:

-в 2005 году команда в составе учителя начальных классов Вяловой Е.П., родителей Копьевой Н.Н., Копьева Г.И., ученицы 1-б класса Копьевой Е. стала победителем регионального конкурса «Веселые старты»;

-команда под руководством Клочкова А.М., учителей Смагина Н.П., Вяловой Е.П., учеников МОУ «СОШ № 11» приняли участие во Всероссицйском конкурсе «Веселые старты» в г. Москве с показом по телевидению  по каналу «Спорт»;

-в 2008-2009 году дети со своими родителями принимали активное участие в муниципальных спортивных мероприятиях «Моя мама самая спортивная», «Отцы и дети», «На старт всей семьёй»;

-ученики 5-б класса, выпускники Вяловой Е.П. в 2008-2009 году стали «Самым спортивным классом города» в Муниципальном конкурсе в рамках эксперимента «Содержание и организация занятий физической культурой в школе на основе народных, подвижных и спортивных игр».

Физкультурно-оздоровительная работа, проводимая мною в начальных классах по воспитанию культуры здоровья, закладывает основы мировоззрения детей, прививает интерес и любовь к физической культуре. Некоторые учащиеся достигают отличных результатов, занимаясь в спортивных секциях. Кривоченков А. – победитель и лучший игрок I-V туров Международного турнира Славянской баскетбольной Лиги (2009 г.), призер зоны России по баскетболу в г. Ростове (2010 г.), Данильченко Д. стал активным участником этого же турнира.

С 2010 года ученик 6 класса Петров Д. обучается в школе олимпийского резерва по футболу в г.Шебекино.

Опыт передается нами учителям города, района участвуя в муниципальных семинарах.

Хочется верить, что, став взрослыми, наши воспитанники будут помнить не только правила здоровья, с которыми познакомились еще в начальной школе, но и соблюдать нормы нравственности: честность в поведении, уважение к окружающим, целеустремленность – качества, помогающие стать более здоровыми. Они будут шагать новыми дорогами. Главное, чтобы не исчезло желание быть достойными людьми.

        

Библиографический список:

  1. Базарный, В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! / В. Ф. Базарный «Советская Россия», № 136, 23 октября 2004 г.
  2. Вавилова Е.Н.Укрепление здоровья детей. – М.: Просвещение,1986.
  3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М.: Владос, 1996.
  4. Дик Н.Ф.Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников: здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания в начальных классах. – Ростов н/Д, Феникс,2008.
  5. Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология – М.-Ростов-на-Дону:Центр «Март», 2005.
  6. Если хочешь быть здоров. Сборник. Сост. Исаев.А.А. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
  7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 –4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
  8. Ковалько В.И.Уроки физкультуры в начальной школе. – М.: ВАКО, 2003.
  9. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Режим учёбы и отдыха ослабленных детей./ Начальная школа, 2003. - № 9. – с. 88 – 94.
  10.  Матвеева А.М.Здоровый образ жизни. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  11.  Савина Л.П.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/Л.П.Савина – М.:ООО «Издательство АСТ», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

За последнее десятилетие уровень здоровья детей неуклонно снижается. Это обуславливается многими факторами: экологическая обстановка, питание, режим дня, стрессовые ситуации, психологическ...

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохр...

Родительское собрание на тему «Воспитание основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста»

Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. "…Чистота приближает человека к божеству", – заметил один европейский социолог. Само слово "гигиена" произошл...

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста....

Проект на тему: «Привитие здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста»».

Мой проект направлен на развитие здорового образа жизни у детей от 9 до 11 лет. Я считаю,  чтобы сохранять и улучшать здоровье ребёнка, необходима огромная, каждодневная работа. Здоровый педагоги...

Материал по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Представляю вам совместную деятельность учителя и воспитателя по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....