Программа воспитания "Я в мире людей"
методическая разработка по теме

Елена Ивановна Исаева

Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школее и имеет ярко выраженную коммуникативную направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа воспитания239 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Алексинская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТА

решением Педагогического совета протокол №3   от 30 сентября 2008г.

Председатель Педагогического совета

__________ Л.А.Тимошук

"'

Программа воспитания учащихся начальной школы 

на 2008 - 2012 г.г.

«Я в мире людей»

(«формирование коммуникативной компетентности младшего школьника»)

                                     Классный руководитель

Исаева Е.И.

                                                         Село Колчаново, микрорайон Алексино

2008 г

Структура программы:

*    Визитная карточка класса

*    Концепция воспитательной деятельности

*    Принципы         воспитательной деятельности

*    Этапы реализации программы воспитания

*    Модель выпускника начальной школы

*    Основные        направления             воспитательной
деятельности

*    Содержание и формы воспитательной деятельности по реализации целевых программ:

«Мир моего Я»

«Я и другие»

«Я и моя страна»

«Я и семья»

«Я и мир знаний»

« Я и моё здоровье»

*    Развитие ученического самоуправления

*   Программа диагностики коммуникативных компетенций младших школьников

Концепция воспитательной деятельности классного руководителя.

Формирование коммуникативной компетентности младшего школьника

1. Введение.

Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание

Воспитание возвращается в культуру как в среду, питающую развитие личности воссоздания социокультурной  воспитательной системы. Целостный процесс воспитания следует реализовывать как введение ребёнка  в мир духовной культуры и осмысленной нравственной жизни, проживая которую он приобретает опыт гуманных отношений, духовных исканий, нравственных выборов, достойного, свободного человеческого поведения . Главное что следует поддерживать в ребёнке- процессы его духовно-нравственного развития и становления индивидуальности, формирование позитивной «Я-концепции»

Современные стандарты общего образования ориентируют воспитательный процесс на формирование таких важнейших качеств личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решение, готовность обучаться в течение всей жизни. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

С началом обучения в школе у ребёнка возникает необходимость решения новых жизненных проблем. И одна из них - это проблема общения. Общение ребёнка-  это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов, для более эффективного выражения своих мыслей, а так же осознание особенностей себя и других людей и учёт их в ходе общения. Не всегда получается помочь ребёнку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками. Следовательно, создание условий для формирования коммуникативной компетентности и развития толерантности, как одного из факторов жизненного успеха, является одним из важнейших направлений воспитательного процесса.

      Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, социально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

      Таким образом, основной задачей учителя становится воспитание разносторонне развитой, образованной и коммуникационно компетентной личности.

      Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения; опыт восприятия искусства.

     

     Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих:

         - Коммуникативная способность

         - Коммуникативное знание

         - Коммуникативные умения

     Коммуникативная способность  - природная одарённость человека в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой.

      Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моём исполнении.

      Одним из важнейших умений современной личности на мой взгляд являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению.

2. Актуальность

Педагогическая задача- придать жизнедеятельности детей осмысленный характер, научить вычерпывать смыслы из происходящих событий, поступков, отношений. Это становится возможным при условии включения их в жизнетворчество, то есть процесс вариативного, оригинального конструирования и реализации собственной, глубоко индивидуальной, самобытной жизнедеятельности.

Овладение навыками общения, постижение коммуникативной культуры в начальной школе - залог оптимизации процесса адаптации в среднем звене. Существенным аспектом, определяющим качество обучения младших школьников, является формирование коммуникативных компетенций, что предполагает использовать ресурс коммуникации для решения многих задач. На основании научных и методологических взглядов К. Фопель, А.Я. Варга, стоит проговорить и о готовности учащихся начальной школы к социальному взаимодействию, к выстраиванию продуктивного сотрудничества. Однако по результатам некоторых исследований (Н.И. Непомнящая, 2001), известно, что у большинства детей младшего школьного возраста обнаруживаются тенденции к эгоцентрическому типу межличностных отношений. Причины неэффективности общения детей могут спровоцировать коммуникативные трудности. Учитывая этот факт, важно разработать конкретные методические приемы, направленные на работу с четвероклассниками по развитию способностей соотносить свои интересы, желания, ценности с таковыми у других людей.

Актуальность и перспективность ведения работы в этом направлении заключается в усилении психологической связи между детьми. Это позволит создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Набирая учеников в первый класс, я столкнулась со следующими трудностями:

во-первых, формируются две группы: одна – дети, пришедшие из детского сада. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая же группа – «домашние». В лучшем случае эти дети общались с двумя – тремя сверстниками. Обычно у таких детей и появляется дискомфорт, неуверенность в себе, страх быть не принятым.

Вторая трудность – единственным авторитетом для ученика становится учитель. Часто можно слышать от ребенка: «Мне учительница так сказала сделать!», «Ты, мама, ничего не понимаешь!» и т.д.

В данный момент очень важна опережающая работа с родителями, где будут вырабатываться единые требования, ценности, подходы. Начинать такую работу нужно в дошкольном возрасте.

        Работа над построением воспитательной системы класса началась тогда, когда еще нынешние третьеклассники не пошли в школу. Этот этап построения ВСК я назвала «Наши первые встречи». Сначала я побывала в каждом доме, беседовала с родителями, с детьми. Это мне позволило узнать условия жизни будущих учеников, увидеть, как они себя чувствуют в семейном кругу, чем увлекаются. Что любят делать, какие у них обязанности. Это были первые шаги навстречу друг другу.

Второй этап «Хочу узнать вас получше» начался сразу с приходом детей в школу. Этот этап можно назвать моделированием воспитательной системы. Главная задача в этот период – помочь ребятам как можно скорее привыкнуть к школе, сделать первые шаги по сплочению школьного коллектива.

Анализируя свои наблюдения  взаимоотношений учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я выявила следующие противоречия:

  1. нетерпимость детей друг к другу,
  2. неумение трудиться на общее благо,
  3. эгоизм, дефицит общения,
  4. негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.

Тема  концепции  «Формирование коммуникативной компетентности младшего школьника»

Она предполагает совместный поиск ценностей  норм и законов жизни их исследование в конкретных видах деятельности общения.

Необходимо создать такие условия, в которых воспитание становится личностно значимой ценностью для детей: путём жизнетворчества они осознают, открывают для себя смыслы воспитания:

Воспитание- это сотворение себя в своей жизни;

Воспитание- это творение моих отношений с другими людьми;

Воспитание – это участие в сотворении мира, в котором я живу.

Включаясь в нравственные отношения любви, дружбы, коллективного жизнетворчества, заботы и ответственности дети приобретают духовный опыт, высшей точкой которого является факт нравственного выбора – свободного волеизъявления ценностных предпочтений, которыми они руководствуются в саморегуляции своего поведения в  конкретной жизненной ситуации. В пространстве нравственных отношений  складывается готовность воспитанника к выбору между добром и злом, честью и бесчестьем, личными интересами и интересами других людей.

Цель: развитие коммуникативных компетенций у учащихся, профилактика негативных эмоциональных проявлений в формировании навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

-формировать навыки адекватного общения в окружающем социуме.

-мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков.

-повысить коммуникабельность и социабельность учащихся через стимуляцию личной активности ребенка в разных жизненных ситуациях.

-познакомить с вербальными и невербальными техниками общения.

-развивать умение замечать положительные качества в людях, выражать это в доброжелательной и приятной форме.

Исходя из этого ключевыми словами концепции стали:

Индивидуальность (свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению, стать и быть самим собой, характеризующее его творческое отношение к себе и к своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание общих особенных и единичных черт конкретного индивидуума);

 Сотворчество (построение жизнедеятельности коллектива и каждого в отдельности на основе творчества детей и взрослы);

Любознательность (стремление к познанию мира и себя, желание все знать и всему научиться);

Выбор (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей творческой активности, при этом помним, что несем ответственность за свой выбор);

 Успех (создание ситуации успеха для каждого, умение порадоваться чужому успеху);

 Коллектив (создание единого коллектива детей, родителей, педагогов, друзей класса «Мой дом, мой класс  и я – большая дружная семья»);

Ожидаемые результаты реализации концепции:

  1. обучение детей навыкам коллективной самоорганизации;
  2. сплочение детского коллектива, улучшение взаимоотношений со сверстниками и учителями, снятие барьеров в общении;
  3. оптимизация внутригрупповых взаимоотношений, способствующая доверительному отношению друг к другу;
  4. улучшение эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников;
  5. стабилизация позитивной самооценки, развитие личностной рефлексии.

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Личностно-ориентированный - признание каждого воспитанника полноправным участником воспитательного процесса, саморазвивающимся при ненавязчивом педагогическом воздействии, построенном на глубоком знании педагогом каждого воспитанника, жизни в школе и вне ее.

Деятельностный — предполагает, что личность формируется не в вакууме, а в жизненных ситуациях, этической системе человеческих взаимоотношений, которая возникает в совместной деятельности всех субъектов воспитательной системы.

Принцип сотрудничества - взаимодействуя, сотрудничая друг с другом, дети и взрослые взаимно обогащаются, приобретают опыт социальной активности, самодисциплины и терпимости, т. е. тех качеств, которых требует от них демократическое общество.

Гуманизация воспитания - поворот школы к ребенку, уважение его личности, достоинства, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития дарований и способностей ребенка, гуманизация максимальных отношений.

Природосообразность воспитания предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся; построение воспитательного процесса на основе тендерного подхода.

Принцип открытости - участие в процессе воспитания всех социальных институтов.

Дифференцированный - отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельном.

Средовый - учет, использование в процессе воспитания среды (семьи как главного воспитателя, ответственного за экологию детей, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и другого окружения ученика).

Человековедческий - не только во внеурочной работе, но и в традиционные предметы включать материал, помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь, т. е. помогать ученику в создании «Я - Концепции».

Эмоциональный - опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.

Диалогический - выход на определенном этапе совместной деятельности на субъект - субъектные отношения.

Этапы реализации программы воспитания

Программа        воспитания   «Я в мире людей» рассчитана на 4 года

Реализацию ее планируем разделить на 3 этапа

1 этап: 2008-2009 г.г.

2 этап: 2009-2011 г.г.

3 этап: 2011-2012 г.г.

1 этап. Период первоначального формирования классного коллектива, создания условий для успешной адаптации детей к школьным условиям, снижению школьной тревожности. В качестве целевой установки выдвигается формирование интереса к процессу и содержанию учебной деятельности, коммуникативных навыков.

Содержание работы: 2008-2009 учебный год

Аналитико-диагностическая деятельность

 Разработка концепции воспитания.

 Определение целей и задач.

 Информационное и методическое обеспечение программы.

Разработка содержания и реализация направления «Я и моя страна»

Разработка содержания и реализация направления «Я и мир знаний»

Разработка содержания и реализация направления « Мир моего я»

Мониторинг проведённой работы

 

   2 этап. Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. В качестве целевой установки выдвигается превращение в основном созданного коллектива в инструмент массового воспитания. На этом этапе осуществляется овладение коммуникативной методикой, приемами коллективного творчества. Воспитательная система здесь формируется в сфере досуга, где осуществляется развитие творческих задатков ребенка. На этом же этапе развития системы заметно улучшаются самоуправленческие процессы в  классном коллективе.

Содержание работы: 2009-2011 учебный год

• Разработка содержания и реализация направления «Я  и другие»

• Разработка содержания и реализация направления «Я и здоровье»

         • Разработка содержания и реализация направления «Я и семья»

• Создание и реализация индивидуальных программ  для учащихся.

• Мониторинг проведённой работы.

3 этап. Третий (заключительный) этап функционирования воспитательной системы характеризуется соединением воспитания и обучения в действительно единый, целостный процесс, когда урок включается в саму воспитательную систему, возникшую в сфере досуга, она охватывает все больше и больше участников школьной жизни, постепенно включая в себя весь учебно-воспитательный процесс.  Уделяется особое внимание целостному подходу в воспитании.

Содержание работы: 2011-2012 учебный год

• Формирование учебной зрелости (модель выпускника начальной школы)

• Обобщение опыта работы, самоанализ.

Модель выпускника начальной школы

(результативность реализации программы воспитания)

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА:

У выпускника будут сформированы:

  1. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  2. широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  3. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  4. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  5. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  6. основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  7. ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  8. знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
  9. развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  10. эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  11. установка на здоровый образ жизни;
  12. основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
  13. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА:

Выпускник научится:

  1. адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  2. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  3. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  4. формулировать собственное мнение и позицию;
  5. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  6. строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  7. задавать вопросы;
  8. контролировать действия партнёра;
  9. использовать речь для регуляции своего действия;
  10. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Направления  деятельности

«Мир моего Я» (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).

«Я и другие» (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).

«Я и моя страна» (традиции в школе и в классе, правила, нормы, социальная роль ученика, получение и расширение знаний о России и родном крае, развитие чувства патриотизма ).

«Я и семья (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, края).

«Я и мир знаний» (Формирование культуры информационного взаимодействия с окружающим миром, развитие познавательных интересов и творческих возможностей детей.)

« Я и моё здоровье» (Укрепление здоровья, повышение работоспособности учащихся, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является общим долгом.)


Целевые программы деятельности школы по реализации воспитательной программы «Я в мире людей».

                                                          «Я и Мир знаний»

Цель: Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

 Задачи:

  1. Формирование культуры информационного взаимодействия с окружающим миром.
  2. Развитие познавательных интересов и творческих возможностей детей.
  3. Воспитание культуры поведения

Для реализации этих целей и задач необходимы следующие мероприятия:

«Учебная книга - наш друг и помощник!» (практическое занятие)

«По дороге знаний или учение с увлечением» (игра-путешествие)

«В гостях у мудрого царя» (эрудит-шоу)

«Кто лучше и быстрее» (интеллектуальные соревнования)

«Каждой вещи своё место» (практическая игра)

«День портфеля» (акция)

«Что мы знаем и умеем» (тесты, пантомима, рефлексия)

Путешествия эрудитов.

« Всё обо всём на свете» (интеллектуальный марафон)

«Знания нужны мне и моей стране» (игра – путешествие)

«Первые шаги в науку» (конкурс проектов)

Ведение портфолио, определение рейтинга каждого ученика, класса

КТД « Из Букваринска в страну Литературию»

Математический вечер «геометрия вокруг нас»

Общешкольные дела:

Праздники Знаний;

Классные часы: «Учебникам - долгую жизнь»; «Правила поведения в школе»;

Школьные, районные, всероссийские олимпиады

Родительские собрания:

природные задатки и их развитие;

как помочь ребёнку в овладении знаниями;

память, её развитие;

как помочь ребёнку в самообразовательной работе.

родителям о внимании и внимательности

роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка

Ожидаемые результаты.

Выпускник начальной  школы:

•    Испытывает потребность в знаниях.

•    Обладает культурой взаимодействия с миром.

•    Достигает успехов в определенной области знаний.

•    Испытывает чувство гордости за свое учебное заведение

« Я и моя страна»

Цель: Формирование гражданской направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

•    Формирование патриотического сознания.

•    Воспитание чувства гражданина России

•    Формирование у учащихся стремления к созиданию и защите своей Родины.

•    Социокультурная идентификация

Для реализации этих целей и задач необходимы следующие мероприятия:

«Русь, Россия, Родина моя» (лирико – поэтический час)

Государственная символика (мини-проекты)

Экскурсионные поездки по Волховскому району, Ленинградской области.

Познавательная игра «Ленинград в истории моей Родины».

Конкурсы рисунков на военную тематику.

Экскурсии в краеведческий музей Колчановского сельского поселения.

Литературные посиделки «Русский солдат умом и силой богат»

«Моё Отечество» (конкурс сочинений)

Спортивные соревнования « Не перевелись ещё богатыри на земле русской».

Участие в творческих конкурсах (районных, областных, всероссийских) патриотической
тематики

Конкурс проектов «Родительский дом»

Общешкольные дела:

Военно-спортивная игра «Следопыт».

Митинг у памятного знака

Торжественная линейка, посвященная Победе.

Родительские собрания:

Нужно ли воспитывать в ребёнке патриотизм?

Права ребёнка в новом веке.

Развитие системы ценностей ,как основа успешного обучения.

Ожидаемые результаты:

Выпускник начальной школы:

•    Осознает свою причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.

•    Знает и широко использует гражданские права и добросовестно выполняет гражданские обязанности.

•    Является патриотом своего Отечества, проявляет активную жизненную позицию.

•    Умеет отстоять и защитить интересы своего класса

«Я и другие» (сфера «Коллектив»)

Цель: Адаптация и самореализация учащихся в сфере «Коллектив».

 Задачи:

• Вовлечение детей в коллективную деятельность.

• Развитие творческих способностей и организаторских навыков школьников.

• Формирование активной жизненной позиции.

• Создание комфортности в коллективе.

Для реализации этих целей и задач необходимы следующие мероприятия:      Диагностическая беседа «Наш дружный класс»

Деловая игра «Правила поведения в классе»

Экскурсия с отработкой правил поведения на экскурсиях

 Диалог - размышление «Когда в классе все хорошо»

 Диагностическая беседа «О вежливости и вежливых людях»

Деловая   игра   «Школа   вежливости»   (   решение   ситуаций,   требующих   правил вежливости)

Диагностические беседы «Зачем человеку нужны друзья?», «Добро и зло в жизни человека», «Что мы ценим в людях?»

Деловая игра «Вместе весело шагать» (усвоение правил дружбы.)

Диалог-размышление «Как найти верного друга»

Деловая игра «Школа добрых дел»

Деловая игра «Можно ли искоренить зло»

Ролевая игра «Школа общения».

Ролевая игра «Гадкий утенок».

Диалог-размышление «Одиночество: беда или норма»

Деловая игра «Как найти верного друга»

Ролевая игра «Большой секрет для маленькой такой компании»

КТД «Праздник лучшего друга»

Родительские собрания:

Дружбы и ссоры в детском коллективе.

Радость коллективного труда.

Формирование навыков совместной деятельности.

                       

Ожидаемые результаты:

Выпускник владеет:

•    Основами коммуникативной культуры.

•    Понимает сущность нравственных качеств, черт характера окружающих людей, проявляет в отношениях с ними такие же качества.

•    Занимает активную жизненную позицию.

•    Осознает роль коллектива и себя как его части.

                                                     

                                                         «Я и Семья»

 Цель: Адаптация и самореализация учащихся в социальной сфере «Я и Семья»

Задачи:

• Формирование чувства дома и ответственности перед родителями и родными.

• Овладение опытом самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности.

• Знакомство с основами культуры супружеских отношений.

Для реализации этих целей и задач необходимы следующие мероприятия:

Диагностическая беседа «Семейные тайны».

Деловая игра «Послушный сын, послушная дочь» (Правила поведения с родителями)

Ролевая игра «Моя семья - семь "Я"» (Выполнение разных семейных ролей).

Семейный праздник в классе «Мы великие таланты»

Диалог-размышление «Когда в семье всем хорошо»

«Откуда мы родом» (беседа о родословной)

Конкурс сочинений «Самый дорогой человек»

Конкурс «Семья - эрудит»

Конкурс семейных альбомов «Наша история в семейном альбоме».

Устный журнал «Семейные традиции».

КТД «День Матери», «Бабушка рядышком»

Диалог размышление «Любовь как особое качество человека»

Конкурс проектов «Я горжусь своей семьёй»

Общешкольные дела:

Месячник семьи «Родительский дом - начало начал»

Родительские собрания:

Принципы семейного воспитания.

Роль семьи в формировании мотивации учения.

Общаться с ребёнком. Как?

Ожидаемые результаты:

•    Все учащиеся владеют социальными ролями.

•    Признают семью как самоценность.

•    Имеют знания по ведению домашнего хозяйства.

•    Понимают значимость социальных ролей супругов и родителей

•    Имеют навыки этической, психологической, педагогической, правовой и физиолого-гигиенической культуры.

                                                       

«Я и здоровье»

Цель: Укрепление здоровья и повышение работоспособности учащихся.

Задачи:

• Формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является общественным долгом.

•   Воспитание   потребности   к   систематическим   занятиям   физическими   упражнениями, стремления к физическому совершенствованию.

• Содействие приобретению необходимого минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта.

• Обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях.

• Развитие основных двигательных качеств.

Для реализации этих целей и задач необходимы следующие мероприятия:

Обязательные уроки физкультуры.

Обязательное проведение утренней зарядки.

При необходимости - проведение физкультминутки.

Организовать работу спортивных секций.

Диагностическая беседа «Здоровье человека».

Деловая игра «Аптека здоровья»

Конкурс «Доктор Айболит».        

Диагностическая беседа «Правила дорожного движения».

Деловая игра «Перекресток» (Усвоение травил перехода дороги и перекрестков).

Ролевая игра «В гостях у светофора» (Конкурс знатоков правил дорожного движения).        

Диалог-размышление «Как избежать трагедии на дороге»

«Чистота – залог здоровья» (практическая игра)

«Быстрый бутерброд  до добра не доведёт» (о культуре питания)

«Спортивная карусель» (спортивные  соревнования 1раз в четверть)

Родительские собрания:

Режим дня школьника.

Вредные привычки в детском возрасте.

Компьютерные игры: возможные опасности.

Общешкольные дела:

Проведение дней здоровья - один раз в месяц.

Знания и навыки ЗОЖ. Встреча - беседа с медсестрой «Твое здоровье».

Встреча с инспектором ГИБДД.

Ожидаемые результаты:

•    Формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является общественным долгом. Воспитание потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями,

•    стремления к физическому совершенствованию.

•    Содействие приобретению необходимого минимума знаний в области гигиены, медицины, физической культуры и спорта.

•    Развитие основных двигательных качеств.

«Мир моего Я»

Цель: создание условий для формирования коммуникативной компетентности учащихся.

Задачи:

1.Формирование коммуникативных навыков и умений.

2. обучение навыкам межличностного взаимодействия

3 Формирование доброжелательного отношения друг к другу

4 Формирование адекватной самооценки и развитие уверенности в себе

 Для реализации этих целей и задач необходимы следующие мероприятия:

«Ежели вы вежливы» (праздник)

«Уважая себя, уважайте других» (беседа – диспут)

«Как лучше поступить?» (творческие игры)

«Мир эмоций и чувств» (тренинг)

«Правила хорошего тона» (учебные игры)

«Учимся выигрывать и проигрывать» (беседа-соревнование)

«Портрет моего класса» (игра)

«Каждый сам за себя или дружная семья» (игра)

«Секреты волшебницы речи» (творческая игра)

«Доброе слово, что день ясный» (разбор ситуаций)

«Какими способами мы общаемся» (групповая дискуссия)

«Что помогает, а что мешает мне общаться» (тренинг)

Творческий проект «Дневник моих мыслей»

Родительские собрания:

Мир эмоций и чувств ребёнка.

Воспитанность и воспитуемость.

Упрямство: от противостояния к пониманию.

Воспитание толерантного взаимодействия с окружающим миром.

Как помочь ребёнку к переходу в среднюю школу.

  Ожидаемые результаты

  1. осознание учащимися своих успехов в развитии навыков межличностного взаимодействия
  2. адекватная самооценка и уверенность в себе
  3. осознание себя членом классного коллектива

Организация ученического самоуправления

Исходя из особенностей воспитательной работы, предусматривающей через ученическое самоуправление научиться быть лидером, видеть перспективу своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки, оставаясь при этом нравственным человеком. Выбор и работа актива класса, работа по сплочению коллектива, которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного коллектива.

Основная цель развития творчества детей заключается в том, чтобы не дать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.

Развитию субъективности личности младшего школьника должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. Самоуправление осуществляется посредством деятельности и смены командира класса, создания и работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых, творческих поручений.

Моя задача сделать так, чтобы эти ценности “пронизывали” все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его “духа”, а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребёнка.

                                           Принципы самоуправления.

Принципы самоуправления

Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.

Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

Целесообразность – деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.

Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.

Программа диагностики коммуникативных компетенций младших школьников.

(исследование реализации   программы воспитания «Я в мире людей»

 классный руководительИсаевой Е.И.)

Актуальность исследования.

Современные стандарты общего образования ориентируют воспитательный процесс на формирование таких важнейших качеств личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения , готовность обучаться в течение всей жизни. Главные задачи современной школы- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Данная диагностическая программа нацелена на анализ формирования и  развитие коммуникативных компетенций у учащихся,  на исследование навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Предмет исследования: коммуникативные компетенции  младших школьников, развивающиеся в ходе реализации  программы воспитания «Я в мире людей» (классный руководитель Исаева Елена Ивановна)

Объект исследования: учащиеся 1-4 кл.

Цель исследования: изучение развития коммуникативных компетенций младших школьников, подтверждение прогнозируемого результата  воспитания, в ходе реализации программы воспитания «Я в мире людей» (классный руководитель Исаева Елена Ивановна)

Периодизация исследования: Первичная диагностика проводится  на начало реализации программы воспитания сентябрь 2008 и по окончании каждого учебного года.

 

Комплект методик для исследования развития коммуникативные компетенции  младших школьников

Для учащихся

Блок «Исследование коммуникативных способностей»

Методика исследования самооценки  «Лесенки»

Анкета «Я и общество» (сокращенная и адаптированная Сияловой  И.А.)

Методика КОС (сокращенная и адаптированная для младших школьников)

Методика «Шкала тревожности» Кондаша

Опросник «Баса-Дарки» (сокращенная и адаптированная Сияловой  И.А.)

Блок «Исследование классного коллектива»

Исследование межличностных отношений: социометрическая методика

Оценка групповой  сплоченности коллектива методика Сишора-Ханира

Методика «Социально-психологической самоаттестации коллектива Р.С. Немова (адаптированная для младших школьников)

Для родителей

Опросник Р.И. Овчаровой «Свойства общения»

Опросник Р.И. Овчаровой «Отношение к себе»

Диагностический материал

Для учащихся

Методика исследования самооценки «Лесенки»

Оборудование. Листы с рисунками трех лесенок, каждая из которых состоит из 10 ступенек. Под нижней и над верхней ступеньками написаны определенные качества.

Первая лесенка - под нижней ступенькой написано «глупый», над верхней - «умный».

Вторая лесенка - под нижней ступенькой написано «некрасивый», над верхней - «красивый».

Третья лесенка - под нижней ступенькой написано «я не умею дружить», над верхней - «я умею дружить».

Инструкция. Представь, что на нижней ступеньке находится самый глупый человек (в классе, в школе, в мире), а на верхней - самый умный. А на какую ступеньку встал бы ты? То же - с лесенками 2 и 3.

Обработка: Обратите особое внимание на тех, кто отказался выполнять это задание.

Считается, что зона четвертой — седьмой ступенек является зоной адекватной самооценки, первой — третьей — заниженной, а восьмой — десятой — завышенной.

Но в каждом конкретном случае интерпретацию нужно проводить с учетом всех дополнительных факторов.

Анкета "Я и общество"

(сокращенная и адаптированная Сияловой И.А.)

1) Число, месяц и год анкетирования.

2) Школа и класс, в котором ты учишься.

3) Как, на твой взгляд, к тебе относится большинство твоих сверстников (выбери нужный пункт)?

а) доброжелательно,

б) справедливо,

в) не совсем справедливо,

г) часто проявляют внимание,

д) не проявляют внимания,

е) с пониманием,

ж) высокомерно,

з) отмечают мои достоинства,

и) выделяют меня,

 к) жалеют

л) завидуют,

м) другие ответы (указать, какие именно)

4) Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились окружающие (выбери нужные пункты)?

а) доброжелательно,

б)справедливо,

в) прощали мои недостатки,

г) чаще проявляли внимание,

д) не досаждали своим вниманием,

е) отмечали мои недостатки,

ж) выделяли меня,

з) жалели меня,

и) другие ответы (указать какие).

5) Как ты относишься к людям (выбери нужные пункты)?

а) доброжелательно,

б)справедливо,

в) ориентируюсь на их мнение,

г) использую их в собственных интересах,

д) не всегда внимательно,

е) общаюсь, только когда ко мне обращаются,

ж) не люблю, когда на меня обращают внимание,

з) не всегда справедливо,

и) другие ответы (указать какие)

6) Попадая в сложную жизненную ситуацию, как ты поступаешь (выбери нужный пункт)?

а) переживаешь, но не пытаешься ее изменить,

б) не переживаешь и не пытаешься ее изменить,

в) переживаешь и пытаешься изменить ситуацию,

г) не переживаешь и пытаешься изменить ситуацию.

7) Любишь ли ты спорить?

а) да,

б) нет,

в) не всегда.

8) Ты участвуешь в споре чаще всего, чтобы:

а) выяснить истину,

б) доказать свою точку зрения,

в) почувствовать свое превосходство,

г) с другими целями (какими?)

9) Признаешь ли ты свои ошибки?

     а) да,

б) нет,

в) не всегда.

10) Способен ли ты приносить извинения за свои ошибки?

а) да,

б) нет,

в) не всегда.

11) Умеешь ли ты прощать чужие ошибки?

а) да,

б) нет,

в) не всегда.

12) Умеешь ли ты стойко и спокойно переносить неудачи?

а) да,

б) нет,

в) не всегда.  

I 3) Кто чаще всего виноват в твоих неудачах?

а) я сам,

б) моя семья,

в) школа, учителя,

г) обстоятельства,

д) что-то иное (указать, что именно).

14)Нравится ли тебе общаться с другими людьми?

а) очень нравится,

б) не очень правится,

в) не нравится,

г) затрудняюсь ответить.

 I 5) Легко ли ты знакомишься с другими людьми?

а) да,

б) нет,

в) затрудняюсь ответить

16) Что ты предпочитаешь, приходя в гости?

а) знакомишься с другими гостями первым,

б) ждешь, когда тебя познакомят или с тобой познакомятся,

в) избегаешь знакомства,

г) тебе все равно,

д) другие ответы (указать какие именно).

17) Считаешь ли ты, что у других людей бывают проблемы более серьезные (важные), чем у тебя самого?

а) да,

б) нет,

и) затрудняюсь ответить.

18) Следует ли отвечать на грубость грубостью? Почему ты так думаешь?

При анализе анкет учитывается их динамика первичного обследования  и повторного.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Вам необходимо ответить на все вопросы, которые будут предложены. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте на них так: если ваш ответ на вопрос положителен, то поставьте против него знак «+», если же не согласны - знак «-». Необходимо помнить, что вопросы короткие и не могут содержать всех подробностей. Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует затрачивать много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, что на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предположительным. Когда вы будете отвечать на любой из предложенных вам вопросов, обращайте внимание на первые его слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с этими словами. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление.

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается убедить большинство своих товарищей в правоте вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в  трудной   ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

 6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11, Трудно ли для вас включиться в новые для вас компании?

12, Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомым человеком?

38. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

23. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удастся закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы готовы отстаивать интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

30. Принимали ли вы в общественной работе в школе участие?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небоольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на  встречи?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малоизвестными людьми?

39. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

После ответов на все вопросы испытуемым предлагается сверить их с ключом (дешифратором) и подсчитать количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому вопросу методики (табл. 3 и 4). Оценочный коэффициент «К» коммуникативных и организаторских способностей выражается отношением количества совпадающих ответов по каждому разделу к максимально возможному числу совпадений - 20:

К = Х/20, где К - величина оценочного коэффициента;

X - кол-во совпадений с дешифратором ответов.

Методика " Шкала тревожности" Кондаша

На первой странице указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

Инструкция. Вам предлагаются ситуации, с которыми часто приходится встречаться в жизни. Некоторые из них могут быть для вас  неприятными, вызывать волпение, беспокойство, треногу, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: О, 1, 2, 3, 4.

Ситуация не кажется вам неприятной - обведите цифру 0.

Она немного вас волнует или беспокоит - обведите цифру 1.

Ситуация достаточно неприятна и вы хотели бы ее избежать -обведите цифру 2.

Она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх - обведите цифру 3.

Ситуация для вас крайне неприятна, вы не можете перенести ее и она вызывает очень сильное беспокойство, очень сильный страх,-обведите цифру 4.

Ваша задача - представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызывать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

Образец: Перейти в новую школу        0 103 4

Текст методики

1. Отвечать у доски        01234

2. Пойти в дом к незнакомым людям        01234

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах        01234-

4. Разговаривать с директором школы        01234

5. Думать о своем будущем        01234

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить  01234

7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают        01234

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь    01234

9. Пишешь контрольную работу        01234

10. После контрольной учитель называет оценки     01234

11. На тебя не обращают внимание        01234

  12. У тебя что-то не получается        01234

13. Ждешь родителей с родительского собрания        01234

14. Тебе грозит неудача, провал                         01234

15. Слышишь за своей спиной смех        01234

16. Сдаешь экзамены в школе        01234

17. На тебя сердятся (непонятно почему)        01234

18. Отвечать у доски перед классом        01234

19. Предстоит важное, решающее дело        01234

20. Не понимаешь объяснений учителя        01234

21. С тобой не согласны, противоречат тебе        01234

22. Сравниваешь себя с другими        01234

23. Проверяются твои способности        01234

24. На тебя смотрят как на маленького        01234

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234

26. Замолчали, когда ты подходишь        01234

27. Оценивается твоя работа        01234

28. Думаешь о своих делах        01234

29. Тебе надо принять для себя решение        01234

30. Не можешь справится с домашним заданием        01234

Методика включает ситуации трех типов:

1) связанные со школой, общением с учителями - школьная тревожность (1,4, 6, 9, 10, 13, 16,20,25,30)?

2) актуализирующие представление о себе - самооценочная тревожность (3, 5, 12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29);

3) общения - межличностная тревожность (2,7,8, II, 15, 17, 18,21,24,26).

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале - общего уровня тревожности.

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определяется исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала берется среднее квадратическое отклонение от результатов группы.

 Опросник "Басса -Даркн"

(сокращенный и адаптированный Сияловой И.А)

Инструкция: вопросник состоит из 66 вопросов, на которые надо отвечать "да" или "нет".

1. Временами мне хочется причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня по-хорошему не попросят, я не выполню просьбу.

5. Я часто не получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.

7. Если мне не нравится поведение друзей, я говорю им об этом.

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.

9.    Мне кажется, что я не могу ударить человека.

10. Я иногда так раздражаюсь, что кидаюсь предметами.

11. Я всегда прощаю чужие недостатки.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне всегда хочется нарушить его.

13. Я часто спорю с людьми.

14. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

15. Если кто-нибудь первым ударит меня, я отвечу ему.

16. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями.

17. Я гораздо более раздражителен, чем другие.

18. Если кто-то начинает меня поучать, то я всегда поступаю ему наперекор.

19. Меня немного огорчает моя судьба.

20. Я думаю, что многие люди не любят меня.

21. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

22. Школьники, которые увиливают от учебы, должны испытывать чувство вины.

23.Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку.

24. Я способен на грубые шутки.

25. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

26. Когда люди строят из себя умников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

27. Очень часто мне попадаются люди, которые мне не нравятся.

28. Многие люди завидуют мне.

29. Меня угнетает то, что я делаю мало хорошего для своих родителей.

30. Люди, которые постоянно изводят меня,.стоят того, чтобы их накачали.

31. Я часто бываю мрачным и злым.

32. Если другие ко мне относятся плохо, я не расстраиваюсь.

33. если кто-то выводит меня из себя, я стараюсь не обращать внимания.

34. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

35. Мне часто кажется, что другие смеются надо мной.

36. Если я разозлюсь, то начинаю ругаться.

37. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

38. Когда другие делают не так, как я хочу, я обижаюсь.

39. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

40. Есть люди, которых я по-настоящему ненавижу.

 4 1. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам".

42. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.

43. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

44. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

45. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться,

46. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.

47. Неудачи огорчают меня.

48. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.

49. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.

50. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

5 I. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.

52. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я этому не верю.

53. Я ругаюсь только тогда, когда разозлюсь.

54. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.

55. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я ее применяю.

56. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

57. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

58. У меня есть враги, которые бы хотели мне навредить.

59. Я умею поставить человека на место, заставить покраснеть

60. Я часто думаю, что живу неправильно.

61. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.

62. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

63. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

64. В последнее время я часто раздражаюсь.

65. В споре я часто повышаю голос.

66. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1) Физическая агрессия:

"да"=1,"нет" =0-1,15,23,44,48,55, 61 и"нет"=1,"да"=0-9,37

2) Косвенная агрессия:

"да"= 1, "нет"-0 - 2, 10, 16, 24, 30,31, 49, 50, 56

3) Раздражение:

"да"= 1, "нет"=0-3,17,25,39,45,57,62,64 и "нет"= 1, "да"= 0-11,32

4) Негативизм

"да"=1,"нет"=0-4, 12, 18,26 и "нет"=1,"да"=Ю-33,66

5) Обида:

"да"=1, "нет"=0-5, 19, 27, 34, 38,40, 47, 51;

6) Подозрительность

"да'-1, "нет"=0-6,20, 28,35,41, 52, 58;

7) Вербальная агрессия:

"да"=1, "нег"=0-7, 13,21,36,42, 46, 53, 59, 63, 65;

8) Чувство вины:

"да"=1,"нет"=0~8,14, 22,29,43, 54, 60

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, нормой враждебности является величина 6,5 - 7 +\- 3. Индекс агрессивности включает в себя шкалы 1, 3, 7, нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 20 +\- 4.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно - потребностной сферы личности. Поэтому вопросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний или проективными методиками.

Оценка групповой  сплоченности коллектива методика Сишора-Ханира

Инструкция  для  школьников :

Внимательно  послушайте  каждый вопрос и выберите  один  из ответов, наиболее точно  соответствующий Вашему мнению.

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к своему  классу?

    1. Чувствую себя членом, частью коллектива (5).

    2. Участвую  в большинстве видов деятельности (4).

    3. Участвую в одних  видах деятельности и   не участвую в других (3).

    4. Не чувствую, что являюсь членом коллектива (2).

    5. "Существую" отдельно от других членов коллектива (1).

    6. Не знаю,  затрудняюсь  ответить (1).

11.Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы  представилась такая возможность?

     1. Да, очень хотел бы перейти (1).

     2. Скорее бы  перешел. чем остался (2).

     3. Не вижу никакой разницы (3).

     4. Скорее всего,  остался бы в своем классе (4).

     5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).

     6. Не знаю,  трудно ответить (1).

111.а)  Каковы взаимоотношения между  учениками  в Вашем классе на уроках?

     1.Лучше, чем в большинстве  классов (3).

     2. Примерно такие же, как  в большинстве  классов (2).

     3. Хуже, чем  в большинстве классов (1).

     4. Не знаю (1)

    б) На различных мероприятиях ( "огоньках",  культпоходах,  экскурсиях и т.п.)

     1. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).

     2. Лучше, чем в большинстве классов (3).

     3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

     4. не знаю (1).

  в) Вне школы:

     1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

     2. примерно такие же, как и  в других  классах (2)

     3.Хуже, чем в других классах (1).

     4. Не знаю (1).

1У. Каковы взаимоотношения с классным руководителем?

      1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

      2. Примерно такие же, как в других классах (2).

      3. Хуже, чем в других классах (1).

      4. Не знаю (1).

У. Каково отношение к делу на уроках и различных мероприятиях?

     1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

     2. Примерно такие же, как  в других классах (2).

     3. Хуже, чем в других классах (1).

     4. Не знаю (1).

 ОБРАБОТКА  РЕЗУЛЬТАТОВ.

 Для нахождения коэффициента групповой сплоченности необходимо суммировать баллы, указанные в скобках

     КЛЮЧ  К  МЕТОДИКЕ:

    Высокий уровень групповой сплоченности - 25 баллов.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

Слово "социометрия" буквально означает "социальное измерение". Методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать и т.п. Вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора. Различают слабые и сильные критерии выбора. Чем важнее для человека намечаемая деятельность, чем более длительное и тесное общение она предполагает, тем сильнее критерий выбора. Обычно в исследовании сочетаются вопросы разных типов. Они подбираются так, чтобы выявить стремление человека к общению с членами группы в различных видах деятельности (труде, учении, досуге, доверительной дружбе и т.д.).

Кого из членов вашей группы пригласили бы вы на день рождения?

С кем из членов вашей группы вы охотно бы стали выполнять совместное задание (учебное или производственное)?

С кем из членов группы вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его "социометрический статус". Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют "звездами". Обычно к группе "звезд" по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории "предпочитаемых", если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории "пренебрегаемых", если не получил ни одного выбора, то к категории "изолированных", если получил только отклонения – то к категории "отвергаемых".

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе:

Куд= число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком.

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд – 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если "звезд" и "предпочитаемых" в сумме больше, чем "пренебрегаемых" и "изолированных" членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства ("звезды" + "предпочитаемые") = ("пренебрегаемые" + "изолированные" + "отверженные"). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается "индекс изоляции" – процент людей, лишенных выборов в группе.

МЕТОДИКА «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОАТТЕСТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА» (РАЗРАБОТАНА Р.С. НЕМОВЫМ)

Цель: определить эталонность общности в восприятии ее членов.

Слова учителя: «А теперь давай поразмышляем о твоем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обладает перечисленными качествами. "

1. Свои слова подтверждают делом,

2. Все вопросы решают сообща.

3. Правильно понимают трудности, стоящие перед классом,

4. Радуются успехам товарищей.

5. Помогают новичкам, ребятам из младших классов.

6. Не ссорятся, когда распределяют обязанности.

7. Знают задачи, стоящие перед классом.        

8. Требовательны к себе и другим.        

9. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.

10. Принципиально оценивают успехи коллектива.

11. Искренне огорчаются при неудаче товарища.

12. К своим ребятам и ребятам из других школ предъявляют одинаковые требования.

13. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.

14. Знают итоги работы коллектива.

15. Сознательно подчиняются дисциплине.

16. Не остаются равнодушными, если задеты интересы класса

17 Одинаково оценивают общие неудачи.

18. Уважают друг друга.

19. Радуются успеху новичков и ребят из других классов.

20. Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива.

21. Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов.

22. По- хозяйски относятся к общественному добру.

23. Поддерживают принятые в классе традиции.

24. Одинаково оценивают справедливость наказаний.

25. Поддерживают друг друга в трудные минуты.

26. Не хвастаются перед ребятами из других школ и классов.

27. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.

28. Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга.

 После тщательного объяснения исследователем задания испытуемые заполняют анкету. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, исследователь помогает ему ответить на первые два-три вопроса. Важно, чтобы испытуемые ответили на все вопросы, тогда повышается достоверность и облегчается обработка получаемых результатов.

Обработка и интерпретация полученных данных. Дня перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала: в—4 балла; 6—3 балла; я—2 балла; мI балл; и—0 баллов.

Затем составляется матрица, куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента,

Каждый ученик ставит напротив каждой буквы ответа анкеты соответствующий балл и подсчитывает сумму баллов, которую и сообщает учителю для занесения в матрицу.

Показателем эталонности общности в восприятии его членов (М) является частное от деления общей суммы баллов всеж ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный вопросник. Принято считать, что если М составляет не менее 75 % от максимально возможной оценки (в нашем случае М> 3), то можно констатировать высокий уровней. эталонности общности, если же М составляет 50—74 % (2< М<3) или менее 50% (М<2), то это соответственно свидетельствует о среднем и низком уровнях эталонности общности в восприятия ее членов.

Для родителей

 Опросник «Свойства общения» (Овчарова Р. И.).

Инструкция: Внимательно прочтите все утверждения. Отметьте знаком «+» те, которые отражают особенности вашего ребенка.

Текст опросника

Ваш ребенок...

1. Любит, когда к нему проявляют симпатию.

2. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активности.

3. Редко просит у кого-то о помощи и помогает кому-то сам.

4. У него мало друзей.

5. Редко подходит к учителю по собственной инициативе.

6. Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).

7. Имеет только одного друга в классе.

8. Часто жалуется на одноклассников.

9. Шумно ведет себя, когда рядом нет учителя.

10. Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя».

11. Случается, что прикидывается «шутом», паясничает.

12. Мешает одноклассникам на уроках, в играх, подсмеивается над ними, любит пугать.

13. Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них внимания.

14. Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим.

15. Надоедает детям, пристает к ним.

16. Находится в плохих отношениях со сверстниками.

17. Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи.

18. Подражает хулиганским проделкам.

19. Ведет себя в классе как посторонний, отверженный, бывает «козлом отпущения». 20. Избегает контактов с учителями.

21. Часто ведет себя неадекватно.

Обработка результатов

Вопросы 1 и 2 показывают, насколько ребенок нуждается в признании.

Утверждения 3, 4, 6, 7, 8, 15, 16, 19, 21 отражают особенности взаимоотношений со сверстниками. Из них утверждения 3, 6, 7, 15, 21 указывают на низкие коммуникативные умения (ребенок не умеет общаться), а 4, 8, 16, 19 - на отверженность, непринятие ребенка группой сверстников. О проблемах во взаимоотношениях с учителями свидетельствуют вопросы № 5, 13, 20, а о несоблюдении норм поведения - 9, 10, 11, 12, 14, 17, 18.

Опросник (Р. И. Овчаровой)    «Отношение ребенка к себе»

Инструкция. Отметьте, пожалуйста, те позиции, которые характерны для вашего ребенка.

1. Хочет быть слишком маленьким (большим).

2. Считает себя некрасивым.

3. Считает себя нездоровым.

4. Считает себя слабее других.

5. Не любит свое имя.

6. Не хочет быть девочкой (мальчиком).

7. Думает, что у него мало друзей.

8. Думает, что у его знакомых более дружная семья.

9. Ему кажется, что дома он всем мешает.

10. Считает себя не очень способным.

11. Полагает, что родители им недовольны.

12. Считает, что ему часто не везет.

13. Ему кажется, что учительница им недовольна.

14. Считает, что у него все получается плохо, что он ничего не умеет.

15. Думает, что он плохой ребенок.

16. Считает, что он никому не нужен, его никто не любит, и часто говорит об этом.

Обработка результатов. Чем больше позиций вы отметили, тем более это свидетельствует о несформированности позитивной «Я-концепции» и о негативном отношении ребенка к самому себе.

Утверждения 1, 2, 3, 4 говорят о непринятии ребенком своего тела, 5 и 6 - о непринятии пола и имени. Позиции 7, 8, 9, 12, 14 дают информацию о неприспособленности ребенка в общении. Отмеченные утверждения 10, 11, 13, 15, 16 показывают наличие неадекватной самооценки.

Литература:

1.Проект. «Разработка программы воспитания учащихся начальной школы»

Стандарты второго поколения

2.Е.Е.Смирнова «Психология общения»  Санкт – Петербург 2005г.

3.Е.В.Сидоренко «Тренинг коммуникативной компетентности» Санкт – Петербург 2002 г.

4.Интернет - ресурсы

Общее собрание класса

             Актив класса

Классный руководитель

староста

учебный отдел

отдел культуры

спортивный отдел


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету « Окружающий мир». Тема : Как жить в мире людей? 4 класс.

1.      Довести до сознания учениками мысли о том, что людям необходимы разные личные и общественные способы регуляции человеческого поведения;2....

Урок окружающего мира "Как жить в мире людей?" 4 класс

Урок окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А., (комплект "Школа 2100").Линия 1. Овладение картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о ...

Программа кружка "В мире слов" по воспитанию языковой культуры в работе с одаренными детьми

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты второго поколения  предусматривают разработку образовательным учреждением основных образовательных программ,направленных на выяв...

Урок окружающего мира по теме: Как жить в мире людей

Урок окружающего мира по теме: Как жить в мире людей? для 4 классов (Школа 2100).Урок отвечает требованиям ФГОС, включает занимательный дополнительный материал, личностные умения, и заканчивается прек...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Программа воспитания и социализации учащихся 1-4 классов "Ступени познания себя и мира"

Социализация- непрерывный и многогранный процесс,который продолжается на протяжении всей жизни человека...